Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / УРОВНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перова А. К., Ульянова Л. А.

Настоящая статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов - будущих учителей иностранного языка. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью разработки системного подхода к планированию и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов. Ведущая роль в данном процессе отводится преподавателю, задача которого заключается в том, чтобы научить студентов работать самостоятельно, разрабатывать собственную стратегию в учебной деятельности. Авторы предложили методику организации самостоятельной работы и на практике продемонстрировали этапы увеличения уровня самостоятельности студентов в ходе отработки конкретной темы на уроке французского языка. При такой организации работы шаг за шагом сокращается количество опор, которые, в конечном счете, полностью исключаются из учебного процесса, постепенно увеличивается интеллектуальная свобода обучающихся, и постепенно они овладевают стратегиями учения . Была сформулирована конечная цель организации самостоятельной работы в вузе, которая заключается в формировании «автономной познавательной позиции» студента; проверена эффективность предложенной методики. Статья предназначена для научных работников и педагогов практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перова А. К., Ульянова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE SELF-WORK AT STUDENTS’ OF FOREIGN LANGUAGES FACULTY

The article is devoted to the self-work arrangement problems at students - future foreign language teachers. The relevance of the article is due to the need to develop a systematic approach to planning and methodological support of students' independent work. The leading role in this process is assigned to the teacher, whose task is to teach students to work independently, to develop their own strategy in educational activities. The authors proposed a methodology for organizing self-work and in practice demonstrated the stages of increasing the independence of students in the course of working out a specific topic in a French lesson. With such an organization of work, step by step, the number of supports is reduced, which, ultimately, are completely excluded from the educational process, the intellectual freedom of students gradually increases and they gradually master learning strategies. The ultimate purpose of organizing independent work at the university was formulated, which is to form an "autonomous cognitive position" of the student, and the effectiveness of the proposed methodology was tested. The article is intended for researchers and teachers-practitioners.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

УДК 378.147

К вопросу об организации самостоятельной работы студентов факультета иностранных языков

On the question of the self-work at students' of foreign languages faculty

Перова А.К., Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, anna_konst74@mail. ru

Ульянова Л.А., Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, larissa_ulyanova@mail. ru

Perova A., Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, anna_konst74@mail.ru Ulyanova L., Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, larissa_ulyanova@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.020

Ключевые слова: самостоятельная работа, иностранные языки, учебные стратегии, самостоятельность студентов, уровни самостоятельности.

Keywords: self- work, foreign languages, study strategies, student independence, levels of independence.

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов -будущих учителей иностранного языка. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью разработки системного подхода к планированию и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов. Ведущая роль в данном процессе отводится преподавателю, задача которого заключается в том, чтобы научить студентов работать самостоятельно, разрабатывать собственную стратегию в учебной деятельности. Авторы предложили методику организации самостоятельной работы и на практике продемонстрировали этапы увеличения уровня самостоятельности студентов в ходе отработки конкретной темы на уроке французского языка. При такой организации работы шаг за шагом сокращается количество опор, которые, в конечном счете, полностью исключаются из учебного процесса, постепенно увеличивается интеллектуальная свобода обучающихся, и постепенно они овладевают стратегиями учения. Была сформулирована конечная цель организации самостоятельной работы в вузе, которая заключается в формировании «автономной познавательной позиции» студента; проверена эффективность предложенной методики. Статья предназначена для научных работников и педагогов практиков.

Abstract. The article is devoted to the self-work arrangement problems at students - future foreign language teachers. The relevance of the article is due to the need to develop a systematic approach to planning and methodological support of students' independent work. The leading role in this process is assigned to the teacher, whose task is to teach students to work independently, to develop their own strategy in educational activities. The authors proposed a methodology for organizing self-work and in practice demonstrated the stages of increasing the independence of students in the course of working out a specific topic in a French lesson. With such an organization of work, step by step, the number of ssupports is reduced, which, ultimately, are completely excluded from the educational process, the intellectual freedom of students gradually increases and they gradually master learning strategies. The ultimate purpose of organizing independent work at the university was formulated, which is to form an "autonomous cognitive position" of the student, and the effectiveness of the proposed methodology was tested. The article is intended for researchers and teachers-practitioners.

Введение. Самостоятельная работа студентов различных направлений подготовки и форм обучения является неотъемлемым компонентом учебной деятельности, обеспечивающей реализацию требований Федеральных государственных стандартов высшего

образования. Данный вид деятельности студентов в настоящее время принимает все более осознанную форму и требует особого внимания, поскольку в учебном плане любого направления подготовки самостоятельная работа имеет значительный вес, и игнорировать ее не

представляется возможным. Возникает насущная необходимость в разработке системного подхода к ее планированию и методическому сопровождению на протяжении всего учебного курса с изменением акцентов и объема непосредственно самостоятельной деятельности студентов в независимости от преподавателя. В рамках данной статьи мы намерены рассмотреть особенности организации и управления самостоятельной работой студентов факультета иностранных языков направления подготовки «Педагогическое образование».

Навыки самостоятельной работы по освоению каких-либо знаний приобретаются человеком с раннего детства и развиваются в течение всей жизни. К началу обучения в вузе каждый студент имеет личный опыт и навыки организации собственных действий. Однако при обучении в вузе требования к организации самостоятельной работы существенно возрастают, так как они связаны с освоением сложных общекультурных и профессиональных компетенций [5, с.7].

Современное профессиональное образование должно ориентироваться на становление образа личности, адекватного содержанию

профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает подготовку

профессионалов - социально- и профессионально компетентных работников с хорошо выраженными профессионально-значимыми качествами и компетенциями, отличающихся индивидуальным стилем деятельности [2].

Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации [4, с.100].

В связи с этим самостоятельная работа выступает важным фактором профессионального становления студента, будущего выпускника вуза, будущего профессионала, она необходима для формирования студента как активного субъекта учебной деятельности по овладению конкретным предметом и по построению им собственной индивидуальной стратегии учения и развития. А для будущих учителей иностранного языка она играет особую роль, являясь одной из первых ступеней их всесторонней подготовки к непрерывному процессу самообразования, саморазвития и самосовершенствования. Студент, работающий творчески, еще в начале процесса

обучения в вузе ставит цель постоянного совершенствования своего учебного труда, что приведет к достижению намеченных результатов, в том числе и в будущей профессиональной деятельности.

Одним из важных условий готовности обучаемого решать самостоятельно проблемы, поставленные в ходе процесса обучения, является высокий уровень самосознания. Характерное для периода профессионального образования становление высокого уровня самосознания, выработка своей творческой позиции активизируют процессы личностного

самоопределения и способствуют в дальнейшей профессиональной деятельности разработке личностной программы самообразования [7].

Ряд исследователей понимает под самостоятельной работой студента такую форму учебной деятельности, при которой обучаемый сам управляет своей деятельностью сначала на одном, потом на нескольких, а затем на большинстве этапов ее осуществления, в то время как основными этапами пока руководит обучающий [3].

«Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемый сознательно стремится достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо и тех и других вместе) действий» [5, с.706].

По мнению М.А. Федоровой, с позиции преподавателя, учебная самостоятельная деятельность — это система функциональных отношений между элементами процесса, устанавливаемых обучающимися при опосредованном управлении со стороны педагога и приводящих к формированию потребности, стремления и готовности к самореализации в процессе непрерывного образования [8].

В вышеприведенных определениях ведущая роль в организации и управлении самостоятельной деятельностью студентов, в выработке определенного алгоритма или технологии выполнения этой деятельности отводится преподавателю. Самостоятельная работа, таким образом, не требует непосредственного контакта студента с преподавателем, но методическое руководство такой работой возложено на обучающего и может осуществляться им опосредованно через предназначенные для этой цели учебные материалы. Преподаватель является

координатором в организации различных видов

деятельности в рамках одной учебной дисциплины или сразу нескольких предметов.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на кажущуюся полноту изученности проблемы, остаются еще пока «белые пятна» в вопросе выбора технологий формирования навыков и умений самостоятельной деятельности студента факультета иностранных языков, направления подготовки «Педагогическое образование». Недостаток внимания к проблемам выработки индивидуальной стратегии учебной деятельности наносит урон и школьному обучению: студент, будущий учитель иностранного языка, не овладевший технологией самостоятельной работы, не сможет научить этому и своих будущих учеников.

Материалы и методы исследования. Организация самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык, представляется непростой задачей как в плане ее планирования, так и с точки зрения ее управления и контроля.

Целью преподавателя вуза является организация процесса по овладению студентами способами осуществления самостоятельной работы. Необходимо подготовить обучающихся к такому виду деятельности и познакомить их с различными учебными стратегиями. Учебные стратегии, как известно, — это набор операций и ресурсов, планируемый обучаемым в целях достижения поставленных образовательных задач. Знание об учебных стратегиях и способность их эффективного применения дают возможность обучающемуся выбирать содержание учебного материала, управлять целенаправленно и структурировано учебным процессом в соответствии со своими учебными целями и контролировать свой прогресс в изучении иностранного языка [9, с.309].

В рамках дисциплины «Практический курс иностранного языка» это может быть как самостоятельная работа с текстом, аудио или видео документом, так и выполнение заданий, связанных с поиском необходимой информации в источниках сети Интернет для подготовки сообщений, для участия в дискуссиях и круглых столах и т.д. Обучающиеся должны овладеть умением видеть опоры в документе, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на понимание, выделять основную мысль, делать выводы из прочитанного, прослушанного или просмотренного материала, а также в случае поиска необходимой информации, проводить анализ материала, отбирать нужное, уметь его обрабатывать и представлять.

Для успешного овладения навыками самостоятельной работы студенту необходимо

предложить на первом этапе алгоритм определенных заданий и опор, который позволит ему правильно выстроить порядок действий для выполнения поставленных перед ним задач. Целенаправленная организация такой работы будет способствовать постепенному

формированию независимости студента от преподавателя, его способности к самостоятельному, гибкому и творческому осуществлению учебной деятельности по овладению иностранным языком.

В ходе работы, чтобы избежать пассивности, несамостоятельности студента в процессе обучения иностранному языку должны использоваться такие педагогические

(образовательные) технологии, целью которых является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого студента.

Мы выделяем три уровня «самостоятельности обучающихся», предусматривающие постоянное увеличение их независимости от преподавателя:

1. Алгоритмический уровень предполагает самостоятельную учебную деятельность обучающихся, основа которой предложена преподавателем. Такое управление учебной деятельностью студентов показывает, что, как и в какой последовательности следует делать, чтобы достичь успешного результата, способствует формированию первичных умений и навыков самообучения.

2. Эвристический уровень характеризуется тем, что в совместной познавательной деятельности, в рамках малых групп обучающиеся ищут рациональные приемы переработки информации и различные способы решения учебных задач.

3. Творческий уровень означает, что каждый студент сам вырабатывает свои собственные способы рационального учения.

На примере организации самостоятельной работы по теме «Кино» в рамках дисциплины «Практический курс иностранного языка» (в данном случае французского языка) мы можем продемонстрировать, как работает данный подход и проанализировать результаты его применения. Самостоятельная работа студентов гармоничным образом включена в процесс работы над темой. Алгоритм организации деятельности студентов по теме «Le cinéma», представленный далее, призван обеспечить более четкую и слаженную работу студентов и достижение конечной цели данного этапа - творческую независимость студента от преподавателя.

1. Алгоритмический уровень: домашнее задание - тема «Выбор фильма» / sujet «choisir un film».

Студенты получают домашнее задание: Представьте, что вы находитесь в Страсбурге и с вашими друзьями вы решили сходить в кинотеатр посмотреть фильм / Imaginez que vous êtes à Strasbourg avec vos amis et vous avez décidé de vous «payer une toile» (aller voir un film au cinéma). Вам нужно / Il va donc vous falloir:

- найти фильм, который вас интересует / trouver un film qui vous intéresse;

- найти информацию о фильме, чтобы убедить ваших друзей пойти его посмотреть / trouver des informations sur le film afin de convaincre vos amis d'aller le voir;

- найти расписание и кинотеатр, в котором идет данный фильм / vous renseigner sur les horaires, et le(s) cinéma(s) qui le projette(nt) à Strasbourg.

Мы будем обсуждать фильм, который вы выбрали на одном из последующих уроков / Nous discuterons du film à aller voir lors de notre prochaine rencontre.

Итак, сначала вы выбираете фильм среди тех, которые идут в кинотеатрах на этой неделе по вашему вкусу. Для этого вам необходимо обратиться к сайту Webcity -Srasbourg (page d'accueil), где фильмы представлены по жанрам. / Et bien, choisissez d'abord un film parmi ceux disponibles cette semaine en fonction de vos goûts. A partir du site Webcity -Srasbourg (page d'accueil), vous pourrez choisir un film par genre.

Но как вы можете быть уверены, что фильм интересный. Конечно же, прочитав интервью, критику и отзывы зрителей, с которыми вы можете познакомиться, если кликнете на «lire les avis»... Или же посмотрев саундтрек к фильму на сайте allociné. Потратив немного времени, вы найдете дополнительную информацию о фильме и критику в газетах. Вы также должны узнать, кто является режиссером выбранного фильма, какие актеры в нем снимались, является ли фильм адаптацией литературного произведения. /Mais comment être sûr que ce film est intéressant? En lisant les interviews et les critiques bien sûr... Ces derniers du public, vous pouvez les trouver en cliquant sur «lire les avis». Ou en regardant la bande-annonce du film sur le site d'allociné. En cherchant un peu, vous trouverez des informations supplémentaires sur le film, et des critiques de journaux... Vous devez apprendre également qui est le metteur en scène du film choisi, les acteurs qui y ont tourné, si le film est réalisé à la suite d'une oeuvre littéraire.

Также подумайте, какие аргументы вы можете привести своим друзьям, чтобы убедить их / Réfléchissez encore quels arguments vous allez donner pour convaincre vos amis?

Наконец, вы сделали свой выбор. Посмотрите расписание сеансов и название кинотеатров, где показывают данный фильм. Не забывайте, что вы находитесь в Страсбурге / Vous avez enfin fait votre choix? Pensez à vérifier les horaires des séances et le nom du ou des cinémas où le film est projeté (n'oubliez pas que vous êtes à Strasbourg).

Не забудьте зафиксировать (записать) эту информацию. Она вам пригодится на следующем уроке / N'oubliez pas de noter toutes les informations, vous en aurez besoin pendant notre prochaine leçon.

2. Эвристический уровень: непосредственно урок, который построен на подготовке и реализации серии ролевых игр, целью которых является, с одной стороны, контроль качества выполнения домашней работы по поиску необходимой информации в соответствии с планом, предложенным преподавателем, так и, с другой стороны, стимулирование творческой активности студента. На данном этапе студенты подводятся к необходимости поиска рациональных приемов применения полученной информации и эффективных способов решения, поставленных на уроке задач, в ходе активной деятельности в малых группах на материале изучаемого языка.

Темы ролевых игр, предложенных студентам, могут быть следующие / Sujets des jeux de rôles proposés aux étudiants:

- Deux amoureux vont au cinéma: au début tout se passe bien, mais ils ne veulent pas aller voir le même film... que se passe-t-il? / Двое влюбленных идут в кино: сначала все идет хорошо, но оказывается, что они не хотят смотреть один и тот же фильм. разыграйте, что происходит?

- Deux amis sont à la maison, un a envie d'aller au cinéma, l'autre préfère rester à la maison / Два друга находятся дома, один из них хочет остаться дома, другой предпочитает пойти в кино.

- Trois ou quatre amis ont décidé d'aller au cinéma, mais chacun veut voir un film différent. (créer des groupes à partir des personnes ayant choisi des films très différents.) / Три или четыре друга решили пойти в кино, но каждый хочет посмотреть фильм по своему предпочтению (для этого нужно предварительно создать группы студентов, которые выбрали разные фильмы разных жанров).

- Deux amis sont en train de regarder un film romantique/d' action: un adore ce genre de film,

l'autre se moque et critique le film... / Два друга смотрят романтический фильм / или боевик: один из них обожает такие фильмы, другой критикует и смеется.

3. Творческий уровень: написание критической статьи к фильму / critique de films (напечатать на компьютере и отослать преподавателю / à écrire sur l'ordinateur et à envoyer au professeur par mail).

Студенты получают следующее задание: Газета Télérama посвящает многие из своих рубрик кино. И именно вам предлагают написать критику к фильму, который вам очень понравился или вовсе не понравился / Le journal Télérama consacre la plupart de ses rubriques au cinéma. Et c'est à vous qu'on propose d'écrire la critique d'un film que vous avez adoré ou détesté.

Далее мы предлагаем подсказки преподавателя, на которые студенты могут опереться. Данные подсказки преподаватель может держать при себе и использовать их только в том случае, если результат работы его не устраивает и студент пока еще испытывает трудности, работая самостоятельно.

Attention:

- Не забудьте объяснить, почему вам понравился данный фильм или нет / N'oubliez pas d'expliquer les raisons pour lesquelles ce film vous a plu (ou non...).

- Подумайте о людях, которые будут читать вашу статью и которые не смотрели данный фильм / Pensez à ceux qui vous liront sans avoir vu le film!

Вы можете рассказать / Vous pouvez parler:

- des acteurs, de leur jeu, de leur beauté... / об актерах, их игре, их красоте...

- de la qualité du scénario, de l'intrigue. / о качестве сценария, об интриге фильма.

- de la richesse psycologique des personnages. / богатый внутренний мир персонажей.

- des émotions que ressent le spectateur (amusement, joie, peur, tristesse.) / об эмоциях зрителя (удовольствие, радость, страх, грусть.)

- de la qualité visuelle (couleurs, effets spéciaux .) / о зрительном восприятии (цвет, спецэффекты ..)

- des thèmes abordés par le film. / о проблемах, которые поднимаются в фильме.

- de la manière de filmer du réalisateur / оцените работу режиссера.

При такой организации работы шаг за шагом сокращается количество опор, которые, в конечном счете, полностью исключаются из учебного процесса, постепенно увеличивается

интеллектуальная свобода обучающихся, и постепенно они овладевают стратегиями учения. Применение данного алгоритма работы целесообразно на младших курсах и имеет долгосрочную цель - формирование автономной познавательной позиции студентов - высший уровень самостоятельности, независимости от преподавателя, достижение которого требует долгой, кропотливой и целенаправленной работы.

«Автономная познавательная позиция понимается как динамическое образование личности, совокупность ее реализованных отношений в системе «я - мир», определяющих познавательную направленность личности, образовательную мотивацию, активность и компетенции в области познания. Обучающийся на основе собственных образовательных потребностей и образовательного запроса осуществляет целеполагание, затем приступает к проектированию самого процесса учения с учетом образовательной среды и образовательного ресурса» [1, с.248].

Показателями достижения учащимися такого уровня является не только наличие мотивации, интереса и познавательной творческой активности, но также овладение ими следующими умениями:

- планирования самостоятельной учебной деятельности;

- постановки целей и способов их достижения;

- рациональной организации собственной учебной деятельности (касается выбора стратегий учения);

- поиска, анализа и использования информации;

- реализации целей самостоятельной учебной деятельности;

- анализа и коррекции результатов самостоятельной учебной деятельности.

Результаты исследования. Мы смогли проследить эффективность применения алгоритма организации самостоятельной работы студентов, сравнивая две группы: экспериментальную, в которой работа на втором курсе была построена по данному принципу, и контрольную, в которой преподаватель работал, не используя предложенный подход, не принимая во внимание необходимость целенаправленного управления самостоятельной деятельностью студентов.

Для определения начального уровня владения студентами стратегиями выполнения

самостоятельной деятельности были

использованы составленные нами опросники, а

также советы и рекомендации Поля Сира [10, а163], которые были призваны помочь студентам четко обозначить свою роль в процессе обучения и повысить их ответственность в этой связи. Это обеспечило более эффективное использование ими стратегий обучения и достижение лучших результатов в овладении языком. Вопросы, которые мы задавали студентам, служили опорой для осознания ими целей, задач и мотивов обучения и правильного выбора стратегий учения.

Эти же опросники были применены на последнем этапе эксперимента для определения динамики изменений, произошедших в экспериментальной группе и для сравнения полученных результатов с контрольной группой.

В качестве оценочных средств для подведения итогов эксперимента также использовались эссе, творческие задания и проекты, подготовленные студентами, которые анализировались с точки зрения следующих показателей:

1. самостоятельность в постановке целей и выборе способов ее достижения; 2. рациональность используемых стратегий обучения; 3. качество выполнения учебной задачи; 4. способность к адекватной самооценке, самосовершенствованию и самокоррекции.

Наглядное отражение результатов, полученных в экспериментальной группе (ЭГ) и в контрольной группе (КГ), представлено следующей диаграммой.

Диаграмма 1. - Сравнение экспериментальной и контрольной групп

Данная диаграмма представляет процентное соотношение студентов, имеющих высокий и хороший уровень анализируемых показателей. Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальной группе студенты более свободны в организации своих действий, не испытывают трудностей в планировании и достижении поставленных целей, способны к адекватному анализу полученных результатов и стремлению к самосовершенствованию и самокоррекции. В целом они более самостоятельны в выборе стратегий по реализации учебных задач и разрешению проблем. Они меньше подвержены стрессу из-за возможной неудачи и характеризуются большей независимостью от преподавателя, в отличие от контрольной группы, где студенты требуют большего внимания преподавателя, нуждаются в его консультациях и подсказках, их деятельность на этом этапе еще нуждается в управлении со стороны преподавателя.

Заключение. отметить, что множество технологий

В заключение необходимо в настоящее время существует обучения, например,

творческие задания, проектная работа, ситуации, в которых учащемуся необходимо брать на себя ответственность за качество и результаты выполнения задания как индивидуального, так и общего группового. Они создают благоприятный контекст для формирования у учащегося способности к самостоятельному обучению с одной стороны и к общению на изучаемом языке с другой. На первый план в процессе обучения выходят учебные стратегии, которые использует обучающийся для управляемого учителем или самостоятельного овладения иностранным языком и, в частности, для того, чтобы усвоить новую информацию, включить ее в свою компетенцию, сохранить в памяти, тренироваться в ее практическом применении; выполнять задачи обучения; оценивать и совершенствовать свои компетенции. И именно от преподавателя

зависит, будет ли процесс обучения мотивировать каждого студента к самостоятельному и активному осуществлению учебной

деятельности, к осознанному выбору и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рациональному применению стратегий учения, их использованию вне класса, в ситуациях реального общения или самообучения.

Литература:

1. Даутова О.Б. Инновации в учебно-познавательной деятельности / О.Б. Даутова // Вестник КГУ им. Некрасова. - 2010. - № 1. - С. 245-249.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2001.

3. Иванова М.А. Самостоятельная работа студентов: всегда ли она действительно самостоятельна / М.А. Иванова // Высшее образование в России. - 2010. - № 6.

4. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 - 544 с.

5. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие / А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухина, А.В. Усачева, И.Ю. Вороткова; под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. унт. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 80 с.

6. Самсонова Н.И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Н.И. Самсонов // Молодой ученый. - 2016. - № 7(111). - С. 706-708. - Режим доступа: htlps://moluch.ru/archive/111/27018/

7. Ульянова Л.А. Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к самообразованию: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ульянова Лариса Александровна. - Калуга, 2001.

8. Федорова М.А. Теория и методологическое обеспечение формирования самостоятельной работы деятельности студентов в вузе: дисс. . д-ра пед. наук: 13.00.08 / Федорова Марина Анатольевна. - Орел, 2011.

9. Neuner Anfindsen S. Fremdsprachenlernen und Lernerautonomie. Sprachlernbewusstsein, Lernprozessorganisation und Lernstrategien zum Wortschatzlernen in Deutsch als Fremdsprache. Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren, 2005.

10. Cyr P. Les stratégies d'apprentissage. - CLE linternationale, 1998. - 181 p.

References:

1. Dautova O.B. Innovations in educational and cognitive activity / O.B. Dautova // Messenger of KSU named after Nekrasov. - 2010. - № 1. - S. 245-249.

2. Zimnyaya I.A. Educational psychology: textbook for universities / I.A. Zimnyaya. - Ed. 2nd, add., Rev. and revised - M.: Logos, 2001.

3. Ivanova M.A. Independent work of students: is it always really independent / M.A. Ivanova // Higher education in Russia. - 2010. - № 6.

4. Pedagogy and psychology of higher education. Series "Textbooks, tutorials". Rostov-on-Don: "Phoenix", 1998 - 544 p.

5. Independent work of students: types, forms, evaluation criteria: teaching aid / A.V. Merenkov, S.V. Kunshchikov, T.I. Grechukhina, A.V. Usacheva, I. Yu. Vorotkov; under total. ed. T.I. Grechukhina, A.V. Merenkova // Ministry of Education and Science Ros. Federation, Ural. Feder. un-t. - Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2016. - 80 p.

6. Samsonova N.I. Independent work in teaching a foreign language [Electronic resource] / N.I. Samsonova // Young Scientist. - 2016. - № 7(111). - S. 706-708. - Access mode: https://moluch.ru/archive/111/27018/

7. Ulyanova L.A. Psychological and pedagogical conditions for the formation of the future teachers' readiness for self-education: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Ulyanova Larisa Aleksandrovna. - Kaluga, 2001.

8. Fedorova M.A. Theory and methodological support for the formation of independent work of students' activities in the university: diss. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.08 / Fedorova Marina Anatolievna. - Eagle, 2011.

9. Neuner Anfindsen S. Fremdsprachenlernen und Lernerautonomie. Sprachlernbewusstsein, Lernprozessorganisation und Lernstrategien zum Wortschatzlernen in Deutsch als Fremdsprache. Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren, 2005.

10. Cyr P. Les stratégies d'apprentissage. - CLE linternationale, 1998. - 181 p.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:

Перова Анна Константиновна (г. Калуга, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры французского языка КГУ им. К.Э. Циолковского, e-mail: anna_konst74@mail.ru

Ульянова Лариса Александровна (г. Калуга, Россия), кандидат педагогических наук, доцент квафедры французского языка КГУ им. К.Э. Циолковского, е-mail: larissa_ulyanova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.