алтаискии вестник , государственной и муниципальном службы 2
1017
УДК 347.9
Ирина Анатольевна Валынкина, АНО ДПО «Сибирский институт государственного и муниципального управления» (Барнаул, Россия), проректор
Вступление в силу 1 сентября 2016 г. нового Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» повлекло за собой изменение существовавших ранее правил организации деятельности третейских судов.
Ключевые слова: третейский суд, арбитраж, третейское разбирательство, арбитражное учреждение.
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ В СВЕТЕ НОВЕЛЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ON THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF ARBITRATION COURTS IN THE LIGHT OF THE LEGISLATION'S NOVELS
Очередным этапом правового регулирования организации и деятельности третейских судов в Российской Федерации встало вступление в силу 1 сентября 2016 г. нового Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее -Закон об арбитраже)1.
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что правовое регулирование в рамках действующего на момент его принятия Закона «О третейских судах в Российской Федера-ции»2 не позволяет обеспечить высокий уровень третейского разбирательства, а также реальную востребованность данного института со стороны участников гражданского оборота и несовершенство его норм на практике приводит к многочисленным злоупотреблениям с использованием третейских судов, что, в свою очередь, ведет к дискредитации данного института3.
Следует отметить, что деятельность не всех третейских учреждений оценивается одинаково положительно. С учетом принципа диспозитивности все третейские учреждения могли устанавливать свою процедуру разрешения спора, а с учетом принципа конфиденциальности не всегда эти процессы проходили прозрачно. Кроме того, отсутствие единого реестра существующих третейских судов также способствовало непониманию общего масштаба распространенности третейского разбирательства в РФ4.
Закон об арбитраже включает в себя два блока норм. Нормы первого блока регламентируют процедуру третейского разбирательства, устанавливают требо-
вания к третейским судьям (арбитрам), определяют порядок вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда. Вторая - регулирует процедуру создания постоянно действующих арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, включая установление минимальных требований к их внутренним документам и внутренней организации. При этом очевидно, что законодатель несколько иное значение придает вопросам организации деятельности третейских судов. Если предшествующий Закон о третейских судах предусматривал лишь одну норму, то новый Закон об арбитраже предусматривает самостоятельную главу, посвященную данным вопросам.
В рамках анализируемого закона впервые для обозначения третейской формы рассмотрения внутренних споров используется классическое для мировой практики наименование - арбитраж, синонимичное понятию «третейское разбирательство», под которым понимается процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения). Непосредственно само понятие «третейский суд» используется для обозначения состава суда (арбитр или коллегия арбитров), рассматривающего дело.
Как и прежде, законодатель допускает возможность создания постоянно действующих институциональных образований для осуществления арбитража и третейских судов, образованных сторонами для разрешения конкретного спора, - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии админис-
трирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения, так называемые суды ad hoc.
Подчеркивая различия между постоянно действующими арбитражными учреждениями и судом, созданным для разрешения конкретного спора, Закон об арбитраже вводит целый ряд ограничений в отношении судов ad hoc: третейский суд ad hoc не может рассматривать корпоративные споры; третейский суд ad hoc не имеет возможности обратиться к государственному суду за содействием в получении доказательств; не допускается заключение соглашений, предусматривающих окончательный характер решений третейского суда ad hoc (подобные соглашения, допустимые для решений институциональных арбитражей, означают невозможность отмены решений в судебном порядке)5.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона об арбитраже, постоянно действующим арбитражным учреждением является подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража. Таким образом, если ранее законодатель предусматривал возможность образования постоянно действующих третейских судов торговыми палатами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами), предусматривая ограничения для органов государственной власти и индивидуальных предпринимателей, в настоящее время такая воз-
3
публичная власть
можность предоставлена только некоммерческим организациям. При этом не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях. Кроме того, невозможно создание постоянно действующих арбитражных учреждений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой.
Еще одним немаловажным нововведением ныне действующего закона является пришедший на смену уведомительному разрешительный порядок создания постоянно действующего арбитражного учреждения.
Ранее для функционирования постоянно действующего третейского суда достаточно было принять решение о его создании, утвердить положение о постоянно действующем третейском суде, утвердить список третейских судей и информировать компетентный суд посредством направления копий указанных документов в государственный арбитражный суд и (или) суд общей юрисдикции, на территории которого планируется осуществление деятельности третейского суда. В настоящее же время предусмотрена более сложная процедура, включающая получение права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения на основании акта Правительства Российской Федерации, принимаемого на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Исключение предусмотрено для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, которые вправе осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения без необходимости предоставления Правительством Российской Федерации такого права.
На сегодняшний день Правительст-
вом РФ утверждены Правила предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения6.
Немаловажная роль в данном процессе отведена Совету по совершенствованию третейского разбирательства, созданному при Министерстве юстиции Российской Федерации7, основной задачей которого является содействие созданию благоприятных условий для развития института независимого и профессионального арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации.
При принятии решения о предоставлении права или об отказе в его предоставлении анализу подвергается соответствие требованиям Закона правил постоянно действующего арбитражного учреждения, наличие у постоянно действующего арбитражного учреждения рекомендованного списка арбитров, достоверность представленной информации о некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и ее учредителях (участниках), репутация некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, масштаб и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей (участников) позволят обеспечить высокий уровень организации деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения создания и деятельности соответствующего учреждения, осуществление указанной организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в Российской Федерации. Таким образом, большее внимание законодатель уделяет статусу некоммерческой организации, при которой планируется создание постоянно действующего арбитражного учреждения.
Особо следует остановиться на правилах постоянно действующего арбитражного учреждения. В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона об арбитраже правила постоянно действующего арбитражного учреждения - уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража и (или) правила выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
Правила постоянно действующего арбитражного учреждения принимаются уполномоченными органами некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение.
Правила постоянно действующего арбитражного учреждения должны содержать положения, предусматривающие: указание на законы, на основании которых действует постоянное арбитражное учреждение, виды споров, которые администрирует постоянно действующее арбитражное учреждение, квалификационные и иные требования к арбитрам в рамках арбитража, организационную структуру постоянно действующего арбитражного учреждения, порядок формирования, полномочия и функции каждого из его органов, полномочия и функции его уполномоченных лиц, принимающих участие в процессе администрирования арбитража (включая, если применимо, председателя или иное должностное лицо постоянно действующего арбитражного учреждения, уполномоченное правилами постоянно действующего арбитражного учреждения единолично принимать какие-либо решения от его имени в рамках администрирования арбитража или в связи с ним), конкретные функции постоянно действующего арбитражного учреждения в связи с администрированием арбитража, включая содействие в формировании состава третейского суда, рассмотрение отводов, организацию обмена корреспонденцией и состязательными документами, ведение делопроизводства и хранение материалов дела, прием денежных средств на покрытие расходов, связанных с администрированием арбитража, выплатой гонораров арбитрам, и иных расходов, порядок ведения арбитража, указание на то, решение каких вопросов в рамках процедуры разрешения споров входит в компетенцию третейского суда, а каких - в компетенцию постоянно действующего арбитражного учреждения, применимые правила о беспристрастности и независимости арбитров, устанавливающие также требования к обеспечению беспристрастности и независимости арбитров (в том числе путем отсылки), фиксированный размер любых видов арбитражных сборов, в том числе гонорарных сборов, или правила их определения, состав и порядок распределения арбитражных расходов, порядок применения правил учреждения-правопреемника
9 ■ 111Я
1
алтаискии вестник , государственной и муниципальной службы 2
1017
по отношению к заключенным ранее арбитражным соглашениям и начатому ранее арбитражу (если постоянно действующее арбитражное учреждение является учреждением-правопреемником).
Также в ч. 4 ст. 45 Закона об арбитраже четко предусмотрено, что правила постоянно действующего арбитражного учреждения обязательно должны включать порядок проведения арбитража предусматривающий:
1) порядок предъявления искового заявления и отзыва на исковое заявление;
2) порядок предъявления встречного иска;
3) состав и порядок оплаты расходов, связанных с арбитражем, и их распределения между сторонами арбитража;
4) порядок представления, направления и вручения документов;
5) порядок формирования состава третейского суда;
6) основания и порядок разрешения заявлений об отводе арбитров;
7) основания и порядок прекращения полномочий арбитров и замены арбитров;
8) срок разбирательства;
9) порядок проведения слушаний и (или) разбирательства дела на основании письменных документов;
10) основания и порядок приостановления или прекращения арбитража;
11) порядок и сроки принятия, оформления и направления арбитражного решения;
12) порядок исправления, разъяснения арбитражного решения и принятия дополнительного арбитражного решения;
13) полномочия сторон и третейского суда в части определения порядка проведения арбитража и круг вопросов, в отношении которых не допускается отступление от правил арбитража или их уточнение путем заключения соглашения сторон и (или) принятия процессуального акта третейского суда.
В настоящее время предусмотрен особый порядок их депонирования, ранее отсутствовавший в практике деятельности третейских судов.
Так, в соответствии с Положением о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения
процедура депонирования представляет собой организованное хранение Министерством юстиции Российской Федерации бумажного варианта правил.
Депонирование осуществляется при условии наличия у постоянно действующего арбитражного учреждения права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Для этих целей постоянно действующее арбитражное учреждение направляет в Министерство юстиции Российской Федерации экземпляр правил на бумажном носителе с приложением копии этого экземпляра правил на электронном носителе с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным лицом некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение. Министерство юстиции Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после получения документов выносит решение о депонировании либо об отказе в депонировании правил.
В случае внесения изменений в правила постоянно действующего арбитражного учреждения и принятия дополнительных, необходимо депонирование измененных либо дополнительных правил постоянно действующего арбитражного учреждения.
Подобный разрешительный порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений, на наш взгляд, не согласуется с классическим пониманием третейской формы разрешения как частно-правовой.
В этом ключе следует отметить и закрепленную ст. 48 Закона об арбитраже возможность контроля за деятельностью постоянно действующих арбитражных учреждений со стороны федеральных органов исполнительной власти и особенно их возможность выносить предписание о принятии некоммерческой организацией решения о прекращении деятельности арбитражного учреждения в случае выявления в деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения нарушений законодательства Российской Федерации.
Насколько эффективны изменения законодательства, регламентирующего организацию и деятельность третейских судов, покажет время. Вместе с тем
совершенно точно можно отметить, что регламентированная процедура регистрации постоянно действующих арбитражных учреждений, процедура депонирования правил деятельности позволит не только упорядочить данные процессы, приведет к большей открытости их деятельности, но и позволит оценить масштабы функционирования институциональных арбитражных учреждений в России. И то, и другое, с одной стороны, позволит гарантировать эффективную защиту прав и интересов граждан и организаций; с другой - может выступить в качестве препятствия развитию третейской формы разрешения споров.
1 Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть I). Ст. 2.
2 О третейских судах в Российской Федерации Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3019.
3 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.
4 Алешукина С.А. К вопросу о модернизации третейского разбирательства // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2016. № 2. С. 8-15.
5 Серебрякова Е.Е., Кондакова Е.В. Реформа третейских судов: причины и последствия / / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 62. С. 20-28.
6 ОбутвержденииПравилпредостав-ления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения Постановление Правительства РФ от 25.06.2016 № 577 // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (часть III). Ст. 4478.
7 Приказ Минюста России от 13.07.2016 № 165 «О Совете по совершенствованию третейского разбирательства» (вместе с «Положением о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства») (Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2016 № 42860).
Irina Anatoljevna Valynkina, Vice-Rector of the Siberian Institute of State and Municipal Management (Barnaul, Russia) The entry into force ofthe new Federal Law «On Arbitration (Arbitration Proceedings) in the Russian Federation» on September 1, 2016, entailed a change in the rules of organization of the activities of arbitration courts that existed before. Keywords: arbitration court, arbitration, arbitration institution.
5