Научная статья на тему 'Правовой статус постоянно действующих арбитражных учреждений'

Правовой статус постоянно действующих арбитражных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1654
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРЕТЕЙСКИЙ СУД / АРБИТРАЖ / ARBITRATION / АРБИТРАЖНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ARBITRATION INSTITUTION / ARBITRATION COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсеева Екатерина Александровна

В статье анализируются положения российского законодательства об арбитраже, регулирующего правовой статус и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений. Арбитражная реформа 2016 2017 годов полностью изменила статус постоянно действующих третейских судов, установила ряд требований к организациям, при которых они могут быть созданы. Кроме того, новое законодательство об арбитраже детально регламентирует порядок образования постоянно действующих арбитражных учреждений, порядок осуществления ими деятельности, а также основания и порядок прекращения деятельности. Данные положения анализируются в статье с указанием ряда проблем правовой регламентации в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус постоянно действующих арбитражных учреждений»

3. Смирнова В. Положение о коммерческой тайне: все, что нужно знать работодателю, 2017. № 21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kontur.ru/articles/4838/ (дата обращения: 24.05.2018).

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИХ АРБИТРАЖНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Евсеева Е.А. Email: Evseeva642@scientifictext.ru

Евсеева Екатерина Александровна — бакалавр, кафедра управления правоохранительной деятельностью, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются положения российского законодательства об арбитраже, регулирующего правовой статус и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений. Арбитражная реформа 2016 — 2017 годов полностью изменила статус постоянно действующих третейских судов, установила ряд требований к организациям, при которых они могут быть созданы. Кроме того, новое законодательство об арбитраже детально регламентирует порядок образования постоянно действующих арбитражных учреждений, порядок осуществления ими деятельности, а также основания и порядок прекращения деятельности. Данные положения анализируются в статье с указанием ряда проблем правовой регламентации в данной сфере. Ключевые слова: арбитраж, третейский суд, арбитражное учреждение.

LEGAL STATUS OF PERMANENT ARBITRATION INSTITUTIONS

Evseeva Е.А.

Evseeva Ekaterina Aleksandrovna — Bachelor, DEPARTMENT OF LAW ENFORCEMENT,

SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF MANAGEMENT TECHNOLOGIES AND ECONOMICS, SAINT-

PETERSBURG

Abstract: the article analyzes the provisions of Russian legislation on arbitration, regulating the legal status and activities of permanent arbitration institutions. The arbitration reform of 2016 - 2017 completely changed the status of permanent arbitration courts, established a requirements for organizations under which they could be created. In addition, the new legislation on arbitration details the procedure for the formation of permanent arbitration institutions, the procedure for their implementation of activities, as well as the grounds and procedure for termination of activities. These provisions are analyzed with a number of problems of legal regulation in this direction. Keywords: arbitration, arbitration court, arbitration institution.

УДК 347.918.2

Действующим законодательством предусмотрены различные способы защиты гражданских прав. В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), защиту гражданских прав могут осуществлять суд, арбитражный суд или третейский суд. Арбитраж (третейское разбирательство) - один из наиболее эффективных альтернативных способов разрешения споров. Основные нормативно-правовые акты в данной сфере -Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-Ф3 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее - Закон об арбитраже), Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», а также отдельные положения материального и процессуального законодательства, и ряд подзаконных актов.

Арбитраж может быть осуществлен как третейским судом, сформированным для разрешения конкретного правового конфликта (ad hoc), так и в рамках постоянно действующего арбитражного учреждения (далее - ПДАУ). Регламентации правового статуса ПДАУ посвящена глава 9 Закона об арбитраже. ПДАУ - подразделение некоммерческой организации (далее - НКО), выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража. ПДАУ не является юридическим лицом (далее - ЮЛ) и может быть создано только при НКО (новелла третейской реформы). Это обусловлено борьбой законодателя с аффилированностью в сфере третейского разбирательства. Возникает вопрос: в

соответствии с ГК РФ, а также ФЗ «О некоммерческих организациях» в качестве обособленных подразделений ЮЛ выступают филиалы, представительства, а также органы [1]. Филиалы и представительства наделяются имуществом и представляют интересы ЮЛ и осуществляет их защиту. Органы ЮЛ - субъекты корпоративного права и обладают отдельными элементами правосубъектности [2], Налоговый кодекс под обособленным подразделением понимает любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места [3]; закон «не ставит решение вопроса об отнесении структурного подразделения организации к обособленному в зависимость от вида осуществляемой им деятельности» [4]. Возникает вопрос: как определить правовой статус ПДАУ? Его необходимо урегулировать на законодательном уровне.

ПДАУ осуществляют деятельность после получения права на это. Исключение -Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате. Право предоставляется актом Правительства на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте (далее - Совет). Задача Совета - «содействие созданию благоприятных условий для развития института независимого и профессионального арбитража» [5].

НКО необходимо сформировать правила ПДАУ, список арбитров, получить рекомендации Совета, разместить депонированные правила и получить право на осуществление арбитража. Право предоставляется, если: правила соответствуют требованиям Закона, сформирован список арбитров, представленная информация о НКО достоверна, репутация, масштаб и характер деятельности позволяют обеспечить высокий уровень деятельности ПДАУ. Запрещено предъявление иных требований. Данные требования обозначены закрытым перечнем, но некоторые из них представлены оценочными категориями, и возникает возможность трактовать их по усмотрению лиц, их оценивающих. В случае несоответствия НКО получает отказ, который можно обжаловать в суде.

Запрет на образование ПДАУ при органах государственной власти и местного самоуправления расширен: запрещается их создание государственными, муниципальными учреждениями, госкорпорациями и компаниями, политическими партиями, религиозными организациями, адвокатскими и нотариальными палатами[6]. Запрещено создание ПДАУ одновременно при двух и более НКО. Наименования ПДАУ не должны включать словосочетания «арбитражный суд», «третейский суд» в целях недопущения смешения с наименованиями государственных судов: чтобы не возникало заблуждений относительно правовой природы учреждения.

НКО размещает на своем сайте депонированные правила [7]. ПДАУ вправе администрировать международный коммерческий арбитраж и арбитраж внутренних споров; выполнять некоторые функции по администрированию при разрешении спора судом ad hoc. Правила должны регулировать виды споров, которые администрирует ПДАУ, требования к арбитрам, порядок формирования, полномочия и функции органов ПДАУ, порядок ведения арбитража, размеры арбитражных сборов, порядок распределения расходов, порядок предъявления иска, отзыва, встречного иска, представления документов, формирования состава суда, основания и порядок отвода арбитров, прекращения их полномочий и замены, срок разбирательства, основания, порядок прекращения арбитража, порядок, сроки принятия арбитражного решения, его исправления, разъяснения, принятия дополнительного решения, полномочия сторон.

Одно из важнейших положений реформы - недопустимость конфликта интересов в деятельности ПДАУ. Это случаи администрирования арбитража, когда в качестве стороны выступает: НКО, при которой создано ПДАУ, ее учредитель, лицо, определяющее действия НКО; лицо, к компетенции которого относится решение вопросов о назначении, отводах, прекращении полномочий арбитров, его близкие родственники, организация, где данное лицо имеет право распоряжаться более 50% голосов в высшем органе, право назначать исполнительный орган или более 50% состава коллегиального органа. В правилах могут быть указаны иные случаи наличия конфликта интересов. Это, фактически, средство борьбы законодателя с учреждением «карманных» третейских судов, аффилированных с организацией-учредителем.

ПДАУ ведет на своем сайте рекомендованный список арбитров: не менее 30 человек, не менее 1/3 арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории России по специальности, входящей в перечень Минюста, не менее 1/2 должны обладать опытом разрешения споров в качестве третейских судей или судей государственных судов (не менее 10 лет). Одно лицо не может входить в списки более трех ПДАУ.

Назначение, отводы, прекращение полномочий арбитров осуществляются комитетом по назначениям (далее - Комитет). Состав его формируется голосованием арбитров из списка не

менее чем на 2/3. Не менее 1/3 состава - арбитры, имеющие высшее юридическое образование. Предусмотрена необходимость обновления состава на 1/3 каждые три года. Недостаточно конкретна формулировка п. 5 ст. 47 Закона об арбитраже о порядке формирования Комитета. Исходя из анализа норм ст. 47 Закона, положений ст. 53 ГК РФ можно сделать вывод, что позиционируется правовая природа Комитета как органа ЮЛ. При этом его состав формируется не НКО, а лицами, входящими в список арбитров, сторонними лицами; при этом не 1/3 трети «должны составлять не то арбитры, не то лица, удовлетворяющие требованиям к арбитрам» [8]. Необходимо конкретизировать правовой статус Комитета.

Деятельность ПДАУ прекращается добровольно (решение НКО), на основании решения арбитражного суда либо на основании предписания Минюста (при грубом неоднократном нарушении Закона, если причинен значительный ущерб правам и законным интересам; при несоответствии требованиям законодательства). Факт прекращения деятельности ПДАУ - не основание для отмены принятых им решений; разбирательство, начатое до вынесения предписания, продолжается на условиях ad hoc.

ПДАУ является субъектом юридической ответственности, ее несет НКО: за неисполнение, ненадлежащее исполнение функций по администрированию арбитража при наличии умысла или грубой неосторожности. При этом Законом предусмотрена возможность добровольного страхования ответственности ПДАУ перед сторонами. Необходимо конкретизировать, о какой ответственности идет речь, как соотносятся ответственность ПДАУ и НКО. Разграничена ответственность НКО и арбитров: за действия арбитра НКО ответственности не несет, правилами можно предусмотреть возможность снижения гонорара: непонятно, вправе ли ПДАУ оставить ее себе либо должно вернуть стороне. Предполагается, что исходя из сути такого рода ответственности, право на получение разницы нужно признать за сторонами.

В результате реформирования ПДАУ получили более полную правовую основу и законодательную регламентацию: помимо главы 9 Закона об арбитраже это правила ПДАУ, акты Правительства, Минюста и т.д. В целом можно считать правовую регламентацию их деятельности достаточно емкой, однако имеется ряд недоработок, примеры которых указаны выше. В целях дальнейшего совершенствования законодательства об арбитраже необходимо сделать акцент на данных проблемах дать каждой более детальную регламентацию.

Список литературы / References

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от

29.12.2017). ст. 53.

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от

19.02.2018).

3. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

4. Приказ Минюста России от 13.07.2016 № 165 (ред. от 23.10.2017) «О Совете по совершенствованию третейского разбирательства» (вместе с «Положением о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства») (Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2016 № 42860).

5. Положение о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения, утвержденным Постановление Правительства РФ от 25.06.2016 № 577 «Об утверждении Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения».

6. Письмо МНС РФ от 29.12.2003 № ШС-6-14/1377 «О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2003 по делу № 2235/03, от 22.07.2003 по делу № 2635/03» (вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 08.07.2003 № 2235/03, от 22.07.2003 № 2635/03).

7. Долинская В.В. Изменения понятия «органы юридического лица» в современном частном праве // Экономика и право: XXI век. 2015. № 4; Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 25.05.2018).

8. Долинская В.В. Проблемы правового статуса третейского суда и постоянно действующих арбитражных учреждений. Электронный ресурс. Режим доступа: Ы1р://отрасли-права.рф/а:1Ме/25669/ (дата обращения: 25.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.