Научная статья на тему 'К вопросу об организации административного аппарата Египта во времена правления Аменхетепа III - Тутанхамона'

К вопросу об организации административного аппарата Египта во времена правления Аменхетепа III - Тутанхамона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
551
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ МИР / ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА / ГОСУДАРСТВО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ / АМЕНХЕТЕП III / АМЕНХЕТЕП IV / АДМИНИСТРАЦИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА / ТИТУЛЫ / АМЕНХЕТЕП / ANCIENT HISTORY / ANCIENT EGYPTIAN HISTORY / ANCIENT EGYPTIAN STATE / AMENHETEP III / AMENHETEP IV / ANCIENT EGYPTIAN ADMINISTRATION / TITLES / AMENHETEP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белова Г.А.

Во времена правления Аменхетепа III Египет стал мощной державой, диктовавшей свою политику окружавшим его землям и народам. Фараону удалось создать в столице государства отлаженный административный аппарат. Желание подражать царю породило определенный стиль жизни, и целый ряд особ носили имя Аменхетеп в честь своего властителя. Разумеется, в окружение фараона входило немало чиновников с тем же, что и у него, именем. Одним из таких вельмож был Аменхетеп, прозванный Хеви, гробница которого находится в Саккаре. А. Багнани первым обратил внимание на важность сведений, сохранившихся на памятниках, оставленных этим чиновником. У. Хейсу удалось проследить судьбу многих артефактов, принадлежащих Аменхетепу. В. Хельк собрал и опубликовал бóльшую часть надписей, сохранивших это имя. Изучением памятников, принадлежавших Аменхетепу и его семье, занимались также Е. С. Богословский и Н. Б. Ланда, которым удалось расширить имевшуюся коллекцию. Однако скудость сведений, содержащихся в надписях, датированных временем правления Аменхетепа III и Аменхетепа IV, в которых упоминается имя собственное Аменхетеп, а также то, что исследователи не делали различия между названиями входивших в состав титулов частей древнеегипетской столицы, имевших административное самоуправление, привели к поголовному отождествлению чиновников, носивших имя Аменхетеп. Автор, тщательно проанализировав сведения, сохранившиеся в надписях, приписываемых чиновнику Аменхетепу-Хеви, с точки зрения их содержания, приходит к выводу, что ряд памятников из числа перечисленных или описанных упомянутыми выше учеными происходит из захоронения сановника и принадлежит ему. Однако некоторые из них вовсе не имеют отношения к Аменхетепу-Хеви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Egyptian administration in times of Amenhetep III - Tutankhamun: to the issue of its structure

During the reign of Amenhetep III Egypt became a powerful state dictating its policy to neighboring lands and nations. The pharaoh succeeded in creating a well-functioning administrative machine in the capital city. The desire to imitate the king gave rise to a certain lifestyle, and a number of high-ranking officials bore the name Amenhetep after their ruler. Of course, in pharaoh’s inner circle were a lot of officials with this name. One of these high-ranking officials was Amenhetep called Ḥuy, whose tomb is located in Saqqara. G. Bagnani first paid attention to importance of the surviving pieces of information left by the official on the monuments. W. Hayes managed to trace the fate of many monuments. W. Helck collected and published the most part of inscriptions retaining the name Amenhetep. The monuments belonging to Amenhetep and his family were also studied by E. S. Bogoslovskiy and N. B. Landa, who managed to enlarge the existing collection. However, scarcity of the surviving information in inscriptions mentioning the name Amenhetep and dated to the reign of Amenhetep III and Amenhetep IV, as well as the fact that researchers do not distinguish the names of different self-governing parts of the ancient Egyptian capital, which were parts of officials’ titles, resulted in total equation of all officials bearing the name Amenhetep. The author, having carefully analyzed the information in the inscriptions ascribed to the official Amenhetep-Ḥuy, draws a conclusion that a number of monuments listed or described by the above mentioned researchers come from the official’s tomb and belong to him. However, some of them have nothing to do with Amenhetep-Ḥuy at all.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации административного аппарата Египта во времена правления Аменхетепа III - Тутанхамона»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ

EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online Journal Выпуск 4, 2016 Issue 4, 2016

Г. А. Белова

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО АППАРАТА ЕГИПТА ВО ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЯ АМЕНХЕТЕПА III — ТУТАНХАМОНА

Во времена правления Аменхетепа III Египет стал мощной державой, диктовавшей свою политику окружавшим его землям и народам. Фараону удалось создать в столице государства отлаженный административный аппарат. Желание подражать царю породило определенный стиль жизни, и целый ряд особ носили имя Аменхетеп в честь своего властителя. Разумеется, в окружение фараона входило немало чиновников с тем же, что и у него, именем. Одним из таких вельмож был Аменхетеп, прозванный Хеви, гробница которого находится в Саккаре. А. Багнани первым обратил внимание на важность сведений, сохранившихся на памятниках, оставленных этим чиновником. У Хейсу удалось проследить судьбу многих артефактов, принадлежащих Аменхетепу. В. Хельк собрал и опубликовал большую часть надписей, сохранивших это имя. Изучением памятников, принадлежавших Аменхетепу и его семье, занимались также Е. С. Богословский и Н. Б. Ланда, которым удалось расширить имевшуюся коллекцию.

Однако скудость сведений, содержащихся в надписях, датированных временем правления Аменхетепа III и Аменхетепа IV, в которых упоминается имя собственное Аменхетеп, а также то, что исследователи не делали различия между названиями входивших в состав титулов частей древнеегипетской столицы, имевших административное самоуправление, привели к поголовному отождествлению чиновников, носивших имя Аменхетеп. Автор, тщательно проанализировав сведения, сохранившиеся в надписях, приписываемых чиновнику Аменхетепу-Хеви, с точки зрения их содержания, приходит к выводу, что ряд памятников из числа перечисленных или описанных упомянутыми выше учеными происходит из захоронения сановника и принадлежит ему. Однако некоторые из них вовсе не имеют отношения к Аменхетепу-Хеви.

Ключевые слова: Древний мир, история Древнего Египта, государство в Древнем Египте, Аменхетеп III, Аменхетеп IV, администрация Древнего Египта, титулы, Аменхетеп.

Во времена правления Аменхетепа III Египет стал мощной державой, диктовавшей свою политику окружавшим его землям и народам. Фараону удалось создать в столице государства — Мемфисе — отлаженный административный аппарат, состоявший из знающих и преданных людей, вполне понимавших, что их благосостояние зависит от царской милости. И конечно же, желание подражать фараону, быть похожим на него породило определенный стиль жизни, и целый ряд особ с гордостью носили имя Амен-хетеп в честь правившего царя. Разумеется, в окружение фараона входило немало чиновников с таким же, как и у их повелителя, именем.

Одним из таких вельмож был Аменхетеп, прозванный Хеви (обозначим его Амен-хетеп (I)). Гробница сановника, расположенная в Саккаре, весьма пострадала как от рук грабителей давних времен, так и от действий коллекционеров начала XIX в., которые активно извлекали из нее уцелевшие предметы. Как показал У. Хейс, несколько любителей древностей участвовали в «раскопках» памятника. «Открыл» гробницу и начал ее «изучение», вероятно, Дж. Низзолли \ Еще один известный коллекционер древностей Дж. д'Анастази, работавший некоторое время на саккарском некрополе, тоже мог участвовать в извлечении артефактов из гробницы Аменхетепа. Однако судьбу найденных, равно как и купленных им раритетов, трудно отследить. Возможно, Дж. д'Анастази и Дж. Низзолли «копали» вместе и поделили «добычу»: часть памятников отошла к Дж. Низзолли и в музеи Флоренции, а часть — к Дж. д'Анастази и, скорее всего, в музеи Лейдена 2. Г. Сальт руководил раскопками в Саккаре через агента, а в 1822 г. сам принимал участие в археологических работах. Б. Дроветти в 1820-1825 гг. находился в Саккаре во время «открытия» захоронения Аменхетепа; позже он купил у местных жителей два из трех фрагментов измерительного локтя из гробницы и отдал их Дж. Низзолли.

Несмотря на подобный всплеск активности вокруг гробницы, сведения о ее «раскопках» настолько скудны, что даже местонахождение памятника остается неизвестным. Считается, что вельможа был погребен где-то между пирамидой Тети на севере и пирамидой Униса на юге 3, вероятно близ захоронения Хоремхеба и по соседству с Рас-эль-Джиср. Ясно только то, что архитектура гробницы и находившийся в ней погребальный инвентарь были «обычными» для поздней XVIII династии.

Дж. Багнани, пожалуй, первым обратил внимание на важность сведений, сохранившихся на памятниках, оставленных Аменхетепом-Хеви 4. У. Хейсу удалось проследить судьбу многих памятников, в том числе тех, что были обнаружены в захоронении чиновника 5. В. Хельк собрал и опубликовал большую часть надписей, в которых упоминается имя Аменхетеп 6. Изучением памятников, принадлежавших этому вельможе и его семье, занимались также Е. С. Богословский 7

1 Впрочем, возможно, эта «честь» принадлежит Дж. д'Анастази, см.: Hayes 1938: 14.

2 Hayes 1938: 14-15.

3 Hayes 1938: 18.

4 Bagnani 1934: 33-48, fig. 1-9.

5 Hayes 1938.

6 Urk. IV: 1784-1812.

7 Богословский 1974. Е. С. Богословский перечисляет памятники Аменхетепа, современника, по его мнению, Аменхетепа III, не учтенные Дж. Багнани,

и Н. Б. Ланда 8, которым удалось расширить имевшуюся коллекцию и в некоторых случаях пересмотреть датировки уже известных артефактов.

Однако скудость сведений, содержащихся в надписях, датированных временем правления Аменхетепа III — Аменхетепа IV, в которых упоминается имя собственное Аменхетеп, а также то, что исследователи не делали различия между входившими в состав титулов названиями частей древнеегипетской столицы, имевших административное самоуправление, привели к поголовному отождествлению чиновников, носивших имя Аменхетеп. Впрочем, уже у У. Хейса зародились сомнения по поводу правомерности такого отождествления Q.

Нет оснований сомневаться, что ряд памятников из перечисленных или описанных упомянутыми выше учеными происходит из захоронения сановника и принадлежит ему. Однако некоторые из них, на наш взгляд, не имеют никакого отношения к Аменхе-тепу-Хеви.

В связи с вышесказанным хотелось бы еще раз проанализировать сведения, сохранившиеся в надписях, приписываемых чиновнику Аменхетепу-Хеви, с точки зрения их содержания.

Несомненным представляется, что надписи на памятниках, сохранившихся в гробнице Аменхетепа-Хеви, принадлежат именно ему. Тексты этих надписей позволяют выявить определенную тенденцию в использовании титулов и формы имени собственного (Аменхетеп или Хеви), сложившуюся под влиянием обстоятельств, что дает возможность сделать ряд предположений относительно карьеры чиновника и периода его службы.

Во времена правления Аменхетепа III в начале своей служебной деятельности чиновник — тезка фараона, будучи «царским писцом», занимал пост «старшего

У Хейсом, В. Хельком. В том числе он упоминает гранитную статую с бассейном для возлияний (№ В 1825) из Болонского музея (Curto 1961: 75, no. 33). Е. С. Богословский считает, что стилистические особенности и иконографические признаки (тройные складки на концах коротких рукавов, тройные узкие складки под грудью) дают основание «наверняка» отнести эту статую ко времени правления Аменхетепа III (Богословский 1974: 91-92). Однако следует иметь в виду, что качество опубликованного С. Курто фото не позволяет сделать какие-либо выводы о титулатуре чиновника.

8 Ланда 1974.

9 Так, исследователь, допуская, что чиновник, решавший проблемы, связанные с рекрутами, мог одновременно с этим выполнять также задачи в области строительства и т. д., не сумел объяснить появление в его титулатуре должностей «управитель дома серебра и золота» (Q) и «управитель обоих зернохранилищ страны» (L) (Hayes 1938: 22).

По мнению У Хейса, утверждение Р. Лепсиуса, что некто Аменхетеп был собственником «стелы в Турине из зеленого базальта», ошибочно. Исследователь запросил хранителей музея и выяснил, что в музейной коллекции подобной статуи нет (Hayes 1938: 12, note 1). У Хейс указывал также на неправомерность приписывания некоторых памятников к числу оставленных Аменхетепом. В частности, по его мнению, нет никаких оснований идентифицировать подобным образом ушебти с надписью «царский писец Аменхетеп, покойный» (Leiden P 74; Hayes 1938: 12, note 2), которое В. Хельк включает в «список» памятников, принадлежащих Аменхетепу (Urk. IV: 1810 C). Е. С. Богословский как будто принимал идентификацию, предложенную В. Хельком, с поправками по поводу места хранения артефакта (Богословский 1974: 92). Кроме того, Е. С. Богословский указывал на то, что некоторые памятники следует изучить более тщательно, поскольку они «скопированы заведомо неточно».

управителя хозяйства (П|Ш)», затем «старшего царского управителя хозяйства 1 ^

т **»»*)»10. О том, что сановник гордился положением «царского писца», свидетельствуют по меньшей мере три сохранившиеся в его гробнице модели письменных приборов 11.

_Д|Д

Должность «старшего управителя хозяйства в Меннефере (пиЛ

пм

вар.: milyjjiPo./*»*»* ©ti±i )» Аменхетеп (I) получил, вероятно, позже, поскольку «[бла-

¿Zi

а

iT/

годаря его добропорядочности] «царь возвеличил его,

даровав ему также почетные титулы гр^ кА^-А и «друга единственного возлюбленного»12, о чем свидетельствуют надписи на измерительном локте 13 и одной из вотивных палеток 14, обнаруженных в погребальной камере сановника. Следует отметить, что имя собственное Аменхетеп в надписи на измерительном локте встречается трижды, как и полная форма основного титула «старший управитель хозяйства в Меннефере» — и это несмотря на, казалось бы, ограниченное для текста пространство.

Вероятно, в те времена Аменхетеп (I), грЧ кА^-А, «казначей царя Нижнего Египта», «старший управитель хозяйства (П З^э)

Птаха в дни праздника «Шествие вокруг Белой Стены В)», что следует из

надписи на статуе сановника из Каирского музея (№ 1169) 15, найденной в Мемфисе 16.

Фраза в надписи на измерительном локте, где чиновник умоляет Осириса обеспечить ему «прекрасное захоронение на [западе]» и испрашивает у Птаха, «южнее его Стены, прекрасного лицом», позволения «постоянно видеть облики его (т. е. бога — Г. Б.)

|», удостоился чести сопровождать статую

10 В погребальной камере были найдены алебастровые вазы (Hayes G-H, I-K; см.: Hayes 1938: 12), две из которых, с надписями (Hayes G-H), хранятся во Флоренции (Museo Archeologico, № 2338-2339), см.: Urk. IV: 1810, № 652 B; Bagnani 1934: 39, 41, fig. 3- 4. Здесь и далее введенное У. Хейсом обозначение памятников, принадлежавших, по его мнению, Аменхетепу-Хеви, сохраняется, см.: Hayes 1938.

11 Модели палеток, входящих в погребальный инвен-

тарь. Одна из них (Hayes А) хранится в Нью-Йорке

(Metropolitan Museum of Art, № 37.2.1)), см.: Hayes

1938: 9-10, pl I, 2; Urk. IV: 1809, 651. У Хейс да-

тирует палетку XVIII династией (Hayes 1938:

10). Вторая палетка (Hayes B) хранится в Париже (Louvre, № AF 483), см.: Hayes 1938: 12. Третья

(Hayes C) хранится во Флоренции (Museo Archeologico, № 3080), см.: Hayes 1938: 12.

12 smr-wrty п mrwt, см.: Wb. IV: 138, 12.

13 Надпись на измерительном локте см.: Urk. IV: 1809, 650; Bagnani 1934: 36, fig. 2. Памятник (Hayes D) хранится во Флоренции (Museo Archeologico, № 3078), см.: Hayes 1938: 12; Urk. IV: 1809, 650; Bagnani 1934: 42, fig. 5.

14 Bagnani 1934: 37, fig. 2; Urk. IV: 1880, no. 649.

15 Urk. IV: 1801, no. 643; Borchardt 1930, IV: no. 88 (CG 1169).

16 Л. Борхардт предполагает, что статуя принадлежит Аменхетепу, сыну Хапу, который принимал участие в юбилее Аменхетепа III «Шествие вокруг Стены», представленном в храме в Сульбе, см.:

110 1

(_ лтвя I ^ ч ¿^ Т _^|^Л)»17, практически совпадает с вы-

ражением, которое встречается на алтаре, найденном Ф. Питри на территории храма Птаха, ниже песчаной прослойки под фундаментом одной из построек Рамсеса II

^ИТ^^^1 ' ЪШ 8 В

Т © I ^^ ^¡6:—Атш^гсй- т «¿1 .¿¿1!) . В надписи на алтаре некто

Аменхетеп хлопочет перед Сехмет, «госпожой всех богов», о «хорошем погребении на

д

западе Меннефера (I I )», когда достигнет он старости и «воссоединит-

ся с землей»19. При этом титулатура последнего весьма схожа с той, что сохранилась на измерительном локте: грЧ кА^-А, «казначей царя Нижнего Египта», «друг единственный», «истинный царский писец, возлюбленный им (т. е. фараоном. — Г Б.)», старший

А

управитель хозяйства в Меннефере (пиЛ /и****® ©)». Несколько неожиданно появление жреческих титулов «возлюбленный богом» и «отец бога»20, но характер памятника, вероятно, обязывал к упоминанию званий священнослужителя. Все вышесказанное позволяет отнести алтарь к артефактам, оставленным Аменхетепом (I).

Е. С. Богословский считал, что упомянутый алтарь относится ко времени, следующему за периодом правления Аменхетепа IV, поскольку выражение «покойный» после имени чиновника выписано посредством знака «трилистник», а «этот знак до правления Аменхетепа IV никогда не употреблялся в таком значении». Эта датировка, по мнению исследователя, вытекает также из того, что надпись посвящена «человеку, имя которого включает в себя имя Амуна»21. Однако Е. С. Богословский не обратил внимание на тот факт, что, насколько можно судить по копии, имя бога Амона в теофорном имени владельца памятника затерто в обоих случаях, когда оно появляется, причем затерто так, что вторая часть имени осталась нетронутой. В надписи еще нет сокращенной формы имени Аменхетепа — Хеви22. Судя по характерным особенностям этой надписи, сановник служил во времена царствования Аменхетепа III и в первые годы правления Аменхетепа IV, когда для фараона еще было обычным называть себя Аменхетепом, но уже наметилась тенденция к замене личного имени. Именно установками этого «переходного» времени можно объяснить появление затертостей на имени Амона и использование «трилистника» для обозначения усопшего.

Вокснаизт 1926: 51. Судя по тому, что ни У. Хейс,

ни Е. С. Богословский не учли эту надпись, они со-

гласны с мнением Л. Борхардта. Однако тот факт, что в надписи говорится о жертвах на алтарь Птаха, «южнее его Стены, господина Анехтауи», — специфической форме почитания Птаха, принятой

в основном в Мемфисе, указывает на то, что жизнь

и деятельность чиновника, о котором идет речь,

проходили именно в северной столице, в то время как Аменхетеп, сын Хапу, был фиванским сановником.

17 hAwt.f (Wb., III: 28, 14). nn irj Abw (Wb., I: 6, 15).

18 Petrie 1909 a: Pl. XVIII; Urk. IV: 1804, no. 646. Этот памятник не упоминается У Хейсом.

19 «Быть погребенным» (Wb., III: 448).

20 Wb., II: 101, 3.

21 Богословский 1974: 92.

22 К. Зете убедительно показал, что имя собственное Хеви — это сокращенный вариант написания имени Аменхетеп, см.: Sethe 1908: 89-90.

Когда в стране назрели серьезные изменения, связанные с планируемой религиозной реформой, Аменхетеп III отстроил дворец в Малькате, который использовался три последние декады его царствования 23. В течение по меньшей мере нескольких лет там жил и сын фараона, будущий правитель Египта. Независимо от того, были ли эти годы временем соправления или нет 24, вопросы, связанные с необходимостью преобразований, безусловно, тогда уже поднимались.

Готовившиеся изменения не могли не отразиться на положении, которое занимали чиновники, в том числе преданные вельможи, служившие в столице, коей был пока еще Мемфис. По текстам надписей чрезвычайно трудно провести грань между дореформенным периодом и временем начала проведения реформы 25, поскольку даже сам царь-реформатор в первые годы своего правления продолжал называть себя Аменхетепом. Тем не менее в условиях изменения религиозной концепции на рубеже двух царствований, на наш взгляд, наметилась тенденция в поведении чиновников, носивших имя Аменхетеп: когда нужно было подчеркнуть высокое положение, которое они занимали при Аменхетепе III, они величали себя Аменхетепами, когда же начались смутные времена, эти же чиновники предпочитали называться именем Хеви. Более того, в титулах они старались не упоминать названия «старой» столицы — Меннефер или Белые стены, что может быть объяснено строительством нового главного города Египта.

Так, на стеле, обнаруженной Дж. Квибеллом среди руин монастыря Св. Иеремии в Саккаре, которую монахи использовали как порог (door-sill) 26 и которая, возможно, первоначально находилась в гробнице Аменхетепа (I), чиновник использует оба имени. С именем Хеви связаны привычные титулы: rprt hitj-r, «казначей царя Нижнего Египта», «царский писец», а также звание «старший управитель хозяйства», которое не содержит привязки к топониму, что к тому времени уже стало нормой. В титулах, сопровождающих второе имя вельможи — Аменхетеп, также отсутствуют топонимы. Так, например,

звание «старший царский управитель хозяйства (ni *»*»*)» не содержит географической привязки, что, однако, восполняется ссылкой на принадлежность к царской администрации; вероятно, это необходимо понимать так, что чиновник следует за царем всюду, где бы тот ни обосновался. В титулатуру возвращается звание «царский глава (nswt

ПА ^

hrj-tp; т©)»27, которое использовали в основном в старые времена.

23 Hayes 1951: 35.

24 О времени «соправления» до сих пор нет единого мнения. Одни исследователи продлевают его до 12 лет, другие считают, что сын Аменхетепа III сменил его на престоле сразу после его смерти. Таким образом, факт соправления не доказан. См.: Berman 2001: 23.

25 По мнению Е. С. Богословского, «это можно опре-

делить либо по портретному сходству с Аменхете-

пом III, либо по содержанию надписи, пронизанной преклонением перед живым Аменхетепом III,

либо по конкретности перечисления многочисленных должностных званий и своеобразных эпитетов, либо по назначению памятника (ложе для бальзамирования бессмысленно было бы делать годы спустя)» (Богословский 1974: 92).

26 Hayes O. Хранится в Каирском национальном музее, см.: Hayes 1938: 12; Quibell 1912: Tabl. LXXXIV; Urk. IV: 1810, no. 652. См. также: PM, III2: 702. Место находки см.: Bagnani 1934: 45, pl. 8.

27 Wb., III: 396, I.

В захоронении Аменхетепа (I), в его саркофаге, был найден небольшой гранитный пирамидион 28, владелец которого — Хеви — возносит молитвы «Ра при восходе на горизонте». Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие имени Аменхетеп, хотя речь явно идет о хозяине гробницы. Оставаясь «царским писцом», он носит простое

п

звание «управитель хозяйства (cni)» без каких-либо указаний на то, какое именно хозяйство находится в его подчинении. А титул hrj-[tp], который на предыдущем памятнике был связан с именем Аменхетеп, закрепляется за именем Хеви. Этот редкий для изучаемого периода титул позволяет отнести вышеупомянутую стелу (Hayes O) к памятникам Аменхетепа (I).

Обращение к богу Ра на пирамидионе, свойственное памятникам подобного характера, вероятно, наполнено несколько иным содержанием, ибо в конце правления Аменхетепа III стали воспринимать как живое воплощение всех богов, средоточием которых являлся Ра-Хорахти 29.

Этим же периодом, концом правления Аменхетепа III — началом царствования Аменхетепа IV (фиванский период), следует, очевидно, датировать статую 30 из Каирского музея, происхождение которой неизвестно. Однако, на наш взгляд, упоминание Птаха, «южнее его Стены, прекрасного лицом на троне великом», явно указывает на Мемфис. Чиновник носит имя Хеви, которое появляется в тексте дважды, и звания rprt hitj-r, «казначей царя Нижнего Египта», «друг единственный», «прекрасный достоинствами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Q

(^ш 1 =«=)», «возвеличенный царем ^ mm*)», «царский писец», «стар-

1

(П1 \Л mtm. т

о

ший управитель хозяйства царя ^^^^^тт*)», «старший управитель хозяйства

(ni<z>)». Набор титулов весьма напоминает представленный на измерительном локте Аменхетепа (I) (Hayes D); повторяется также фраза «возвеличенный царем». Однако на локте чиновник носит имя Аменхетеп, которое упомянуто трижды. Вероятно, надпись на статуе появилась в конце правления Аменхетепа III или уже при новом фараоне.

Вино, поступавшее в Малькату из Меннефера в последние годы правления Аменхетепа III, маркировалось именем Хеви: «Год 31-й; вино управителя хозяйства Менне-

фера Хеви м (Sc^i)»31 и «вино от управителя хозяйства Хеви

11_Ш1)»32. Хеви носит титул «управитель хозяйства», который, однако, выписан несколько иначе (тг), чем в предыдущих случаях, а из первого примера трудно уловить, идет ли речь об «управителе хозяйства Меннефера» или о «Хеви из Меннефера,

28 Hayes F. Хранится во Флоренции (Museo Archeo-logico, № 2610), см.: Hayes 1938: 11; Urk. IV: 18101811, no. 653.

29 Johnson 2001: 87-88.

30 Urk. IV: 1802, no. 644. Не учтена У Хейсом.

31 Hayes 1951: Fig. 4, no. 17; Urk. IV: 1812 A.

32 Hayes 1951: 1, fig. 7, no. 79.

управителе хозяйства». В любом случае место, откуда поставляли вино, должно было быть обозначено.

Итак, несмотря на то что Аменхетеп и Хеви — это одна и та же персона, употребление имени и титулов тяготеет к определенной схеме: в титулах Хеви отсутствуют топонимы, имя же Аменхетеп, напротив, почти всегда связано с Менне-фером.

В тексте стелы, найденной Дж. Квибеллом (см. выше), упоминается «хозяйка в доме» Маи (I), скорее всего жена Аменхетепа (I) 33. В этой довольно пространной надписи используется имя Хеви и отсутствует топоним, поэтому, на наш взгляд, уместнее будет предположить, что Аменхетеп-Хеви имел жену по имени Маи, как и Аменхе-теп (II), чем полагать, что памятник принадлежит последнему 34.

Хотя, как и прежде, Аменхетеп (I) и его жена Маи почитают среди прочих богов Птаха, «южнее его Стены», в изъятии из титулов названия столицы, которое было слишком тесно связано с могущественным жречеством Птаха, уже проступают намерения фараона ограничить власть жрецов не только Фив, но и Мемфиса 35.

Трудно сказать, когда женился Аменхетеп (I) на «хозяйке в доме» Маи, но известно, что у него был сын Ипи, и сын благодарный, поскольку он поставил в гробнице отца стелу для «оживления его имени»36. На этой стеле изображены отец (справа) и сын

ОЦМ

W 11 <s==L) (слева), сидящие друг напротив друга за жертвенным столиком. В текстах выписаны как полные формы имени и титулов отца Ипи: «Аменхетеп», «старший управитель хозяйства Меннефера», так и их сокращенные варианты: «Хеви», «старший управитель» или просто «управитель». Ипи унаследовал некоторые должности отца —

он был «царским писцом», «управителем хозяйства (ni)», «старшим управителем хозяйства в Меннефере ( —---------я^-Дб^)»

Отец и сын, вероятно, вместе занимались поставками вина в Малькату ко двору Аменхетепа III в последние годы его правления. В одной из пометок на сосуде для вина упомянут «царский писец» Ипи 37, а еще одна пометка связывает отца и сына, Ипи

и Хеви: «...сделано царским писцом Ипи ^^^wliiifii) 38... писец Хеви...»

Позже, согласно надписи на стеле (Hayes Е), Ипи добился и собственных успехов,

.. к .. Л^^Д

получив должность «старшего управителя хозяйства в Белой стене (ni^^-JjA^T)».

d

33 Следует отметить, что текст на фотографиях Дж. Квибелла и Дж. Багнани практически не читаем.

34 Ланда 1974: 101.

35 Это ясно из «Реставрационного декрета» Тутанха-

мона. См.: Bennett 1939: 9, § с.

36 Hayes E. XpaHHTca bo O^оренцнн (Museo Archeo-logico, № 2567), cm.: Hayes 1938: 11; Bagnani 1934: 34-36, fig. 1.

37 Hayes 1951: 1, fig 15, no. 239.

38 Hayes 1951: 1, fig 15, no. 240; Urk. IV: 1812, no. 657 B.

Этот титул говорит о том, что официальная столица возвратилась в Белые стены, а следовательно, речь идет о послереформенном периоде.

В конце правления Аменхетепа III — начале царствования Эхнатона Аменхе-теп-Хеви скончался, о чем свидетельствует назначение некоторых памятников. В надписях на них по понятным причинам представлены преимущественно полные названия должностей, поэтому название столицы иногда появляется в титулах чиновника даже в том случае, когда он называет себя Хеви.

К этому периоду относятся кварцитовый ящик для каноп, найденный в погребальной камере 39, на котором сохранились титулы «царский писец», «истинный цар-

ский писец любимый», «старший управитель хозяйства 1/1)», «старший управитель

34

хозяйства в Меннефере ( |'<г—--— шшм», (и /-А <г$)»40; алебастровое ложе для мумификации тела умершего чиновника 41, на котором выписаны титулы «царский писец», «управитель хозяйства (т|)», «старший управитель хозяйства (П|Й)», гр^ кИ]-г, «казначей царя Нижнего Египта», «друг единственный, возлюбленный господином обеих земель по причине [его прекрасного] характера». Е. С. Богословский «наверняка» относит последний памятник к правлению Аменхетепа III и считает, что имя Амона на нем было «побито» при Аменхетепе IV 42. Однако алебастр отличается хрупкостью, и, судя по чертежу и описанию памятника, сколы, расположенные по бордюру артефакта, имеют, скорее, естественное происхождение 43.

«Царский писец» Хеви в должности «старшего управителя хозяйства в Меннефере (ГП1 упомянут в надписи на ящике для каноп (?) 44. Хеви — единственное имя собственное, которое здесь появляется, но должность связана с Мен-нефером, хотя название этой части столицы выписано необычно.

39 Hayes M. Хранится в Лейдене (Leiden S1, Rijks-museum van Oudheden. D'Anastasy collection, № A. M. 2), см.: Hayes 1938: 11; Urk. IV: 1810, 652 D; Bagnani 1934: 44, pl. 7. К этому же периоду относится ножка стула с именем и титулом, тоже происходящая, вероятно, из гробницы (Hayes N; Rijksmuseum van Oudheden. D'Anastasy collection), см.: Hayes 1938: 12. Она не упомянута В. Хельком.

40 В ряде надписей контекст употребления титулов «старший управитель хозяйства» и «старший управитель хозяйства в Меннефере» оставляет впечатление, что они могли различаться по функциям и первый не являлся простым сокращением второго.

41 Habachi 1967: Fig. 2 a, b, c, tabl. X-XII. Первона-

чальное местонахождение памятника неизвестно,

но, по слухам, он был найден к югу от руин дворца Априя (Habachi 1967: 42). Этот артефакт не был учтен ни Дж. Багнани, ни У Хейсом, ни В. Хельком при перечислении памятников, принадлежащих Аменхетепу-Хеви. Первым к нему привлек внимание Е. С. Богословский, см.: Богословский 1974: 91.

42 Богословский 1974: 92.

43 См.: Habachi 1967: 42, fig. I a, b. Хотя тот факт, что разрушения коснулись имени во всех трех случаях, а также то, что имя Амона затерто на другом памятнике того же времени, вызывают некоторые сомнения в естественности сколов.

44 Храниться в Турине (№ 111), см.: Urk. IV: 1810, no. 652 E. Нет в коллекции У Хейса.

В надписи на статуэтке из Каирского музея (№ 763) 45, так называемой Огв-nerstatue 46, речь идет о приготовлении жертвенных пирогов от имени Аменхетепа-Хеви для Осириса-Уннефера, «(который находится) в некрополе». При этом с именем «Амен-

хетеп соотносятся титулы «старший управитель хозяйства и «царский пи-

сец», а с именем Хеви — «старший управитель хозяйства».

Два памятника из Эрмитажа подобного характера также принадлежали Амен-хетепу-Хеви, на что обратил внимание Е. С. Богословский 47. Один из них — это ушебти (№ 905) с титулом Аменхетепа «старший управитель хозяйства царя

ПЗь 1 ^

т ¿-¡)», этот же титул соотносится в надписи и с именем Хеви

<=>.—48. Второй артефакт — саркофаг для ушебти (№ 999), где Хеви назван «цар-

ским писцом» и «старшим управителем хозяйства 1ГТ110,^^1, 11 21.)»49.

Оба предмета Е. С. Богословский по стилистическим признакам относит к правлению Аменхетепа III. На наш же взгляд, их следует датировать началом правления Аменхетепа IV не только потому, что чиновник уже использует сокращенную форму титула и прозвище, но и потому, что согласно надписи на алтаре чиновник умер именно в то время (см. выше). Тот же факт, что оба предмета выполнены в манере, характерной для времени Аменхетепа III 50, объясняется тем, что в начале правления Эхнатона специфический стиль изображений еще не сложился.

К памятникам, ускользнувшим от внимания Дж. Багнани, У. Хейса и В. Хель-ка 51, Е. С. Богословский причисляет статуэтку (вероятно, ушебти) с надписью «царский писец, старший управитель хозяйства Аменхетеп»52, хранящуюся в Египетском музее Ватикана. При этом полное имя чиновника упомянуто дважды.

Сын Аменхетепа-Хеви Ипи, безусловно, продолжал служить при фараоне-реформаторе и, возможно, начал строительство собственной гробницы в Амарне, оставшейся незавершенной 53. Помимо рельефов с изображениями царской семьи сохранились надписи, в которых наряду с прочими чиновниками упоминается Ипи с титулами «царский писец», «управитель хозяйства»54. В Берлине (№ 21597) хра-

45 Borchardt 1930-1934, III: 78-79, Bl. 141; Urk. IV: 1811, no. 654.

46 См.: Gardiner 1906: 55 ff.

47 Богословский 1974: 90. К памятникам Аменхете-

па-Хеви, современника, по его мнению, Аменхе-

тепа III, Е. С. Богословский причисляет также не

учтенную Дж. Багнани, У Хейсом и В. Хельком из-

вестняковую статую, хранящуюся во Флорентий-

ском археологическом музее (№ 1785). Он полагает,

что она была поставлена «волхвом» Аменхетепа по

имени trw-n-hwj — «Дыхание для Хеви».

48 Богословский 1974: 90, рис. 3-4. Е. С. Богословский переводит слово тч>1 как «царь Верхнего Египта».

49 Богословский 1974: 87-89, рис. 2.

50 Богословский 1974: 89.

51 Богословский 1974: 91.

52 МАяиссн 1899: 249.

53 Гробница № 10, см.: РМ, IV: 223-224; Нам 1976: N0. 31.

54 Эа^ 1906: 19-20, 1аЫ. XXXI, XXXIII.

нится архитектурная деталь дома Ипи в Ахетатоне, на которой он представлен молящимся «благому богу» Аменхетепу IV; изображение сопровождается титулами «цар-

Пшшш а

(П1

ский [писец]», «управитель хозяйства в Мен[нефере] (^З^шм^г^», «[управитель gbw в Ахетатоне]»55.

Письмо Ипи (l^^W 1 l_£:i.), «управителя хозяйства Меннефера

)», с докладом царю о состоянии царского хозяйства в столице, найденное близ Фаюма (Гуроб), датировано 5-м годом правления Аменхетепа IV 56. Ипи

принадлежит также стела, хранящаяся в Эрмитаже (№ 1072) 57. Здесь чиновник имеет титулы «носитель опахала справа от царя», «царский писец», «старший

управитель хозяйства (П1<=>)» и назван сыном «царского писца», «старшего управителя хозяйства ^^1<=>)» Аменхетепа. Н. Б. Ланда по стилистическим признакам датирует памятник временем правления Тутанхамона, что вполне согласуется с нашими выводами 58.

Тот факт, что Ипи поставил стелу в гробнице отца и изображен на ней вместе с ним, свидетельствует о том, что он, вероятно, был похоронен вместе с отцом в Саккаре.

Стела Пиаи была найдена Ф. Питри на территории храма Птаха 59. Ее поставил

«писец» Пиаи ГъМ!) в честь своего отца. В тексте стелы наряду с восхваления-

ми, воздаваемыми Птаху, Пиаи печется о «старости прекрасной»60 для своего отца Амен-

' - А

хетепа, «царского писца», «управителя хозяйства (ГТН)», «управителя зернохранилищ

(2)». Имя Амона в имени собственном сбито лишь в одном случае из трех, следовательно, оно было повреждено случайно, а не целенаправленно. К сожалению, в надписи нет ссылок на какие-либо топонимы. По мнению Е. С. Богословского, стелу следует да-

55 SchAfer 1931: Tabl. 55. Архитрав (Berlin, №» 21597).

56 Sandman 1938: 147-148.

57 Упомянута в публикациях: Hayes 1938: 24; Urk., IV: 1812, no. 656. Полная публикация: Ланда 1974: Рис. 1. Каким образом стела попала в Эрмитаж,

неизвестно. Н. Б. Ланда предполагает, что она из

коллекции Ф. Кастильоне, приобретенной Египет-

ским музеем Академии наук в 1826 г. и переданной в Эрмитаж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58 Ланда 1974: 102-103.

59 Хранится в Манчестере, см.: Ретые: 1909 Ь: 14, 21, р1. XVIII, XXV. У Хейс не упоминает эту стелу, но В. Хельк причисляет ее к памятникам Аменхете-па-Хеви (Шк., IV: 1804-1806). Е. С. Богословский, вероятно, также причисляет ее к артефактам Аменхетепа (I) и считает отождествление Пиаи и Ипи возможным (Богословский 1974: 92).

60 Вы] п/г, ср.: "№б., I: 28, 8, 10.

тировать временем правления Тутанхамона. По предположению Ф. Питри, изображения двух птиц «ба» в центральной части памятника свидетельствуют о том, что к моменту установки стелы оба чиновника скончались.

Представляется, что нет оснований для отождествления 61 Пиаи 62 и Ипи 63, поскольку оба имени были распространены в период Нового царства, а природа должностного титула Аменхетепа «управитель хозяйства» может и не требовать уточнений.

Статуя писца Аменхетепа (обозначим его Аменхетеп (II)) была найдена Ф. Питри при раскопках в теменосе храма Птаха в 1912 г. 64 Первоначально она стояла в храме Миллионов лет «Небмаатра и Птах — едины», который был построен по приказу Аменхетепа III для «его отца Птаха, южнее его Стены» на заливных лугах 65 к западу от Хут-капта.

Аменхетеп (II) занимал при фараоне положение советника, вероятно, был его близким другом, посвященным во все тайны двора, о чем свидетельствуют его титулы гр^-Ый-* (^ - л)», «казначей царя Нижнего Египта», «великий [в своей должности и высокопоставленный на своем месте]»66, «великий во главе царских вельмож

Г01 ^ да

(1Ла | т ***** Лей I |)», «оба глаза царя Верхнего Египта, оба уха царя Нижнего Египта»,

«[хорошо знакомый] с дорогой ко дворцу р 1^Л)», «речь которого приносит успокоение

в царское жилище ^ ^^ИоКз □ п)», «прекрасный речью (?)», «истинный [царский] писец, возлюбленный им». Подобные титулы в данном конкретном случае являются знаком особого доверия и высокого социального положения. Будучи правой рукой фараона, Аменхетеп (II) отвечал за претворение в жизнь всех его пожеланий, был первым человеком в официальной царской резиденции, от которого зависело принятие тех или иных решений.

На статуе описан жизненный путь сановника. Он начал служить фараону, «когда был юн». Е. С. Богословский предполагает, что Аменхетеп (II) участвовал в походе в Куш 5-го года правления Аменхетепа III 67, что, на наш взгляд, совершенно не следует из фразы «сопровождал я бога благого... когда я был юным»68.

61 Ср.: Богословский 1974: 92; Ланда 1974: 103.

62 Ranke 1935: 129, 25.

63 Ranke 1935: 23, 2.

64 Hayes P. Petrie 1913: Pl. LXXIX-LXXX; Urk. IV:

1793-1801, no. 642. Перевод текста статуи А. Гар-

динера см.: Petrie 1913: 33-36. Хранится в Оксфор-

де (Oxford, Ashmolean Museum). У. Хейс причисляет статую к памятникам Аменхетепа-Хеви, хотя

она найдена не в его захоронении, и берет надпись

на ней за основу при восстановлении биографии чиновника.

DSt 1

IUUI J

— «земля, подверженная затоплению» (по А. Гардинеру), см.: Petrie 1913: 33, note 2.

66 Восстановлено А. Гардинером, см.: Petrie 1913: 33.

67 См.: Богословский 1974: 93-94.

68 Petrie 1913: Pl. LXXIX, 6-7.

Со временем фараон приблизил к себе Аменхетепа (II), который, со своей стороны, был беспредельно ему предан. Чиновник подчеркивал, что он всегда говорил только правду. За безупречное поведение царь продвинул его по служебной лестнице до «стар-

шего управителя хозяйства ^о)», «и его палка была на головах людей». Занимая особое положение при дворе, чиновник был вхож в царские покои даже тогда, когда там находился фараон («это как созерцать Хора в своем доме, окруженного вельможами»69). Он был «хорошо знаком с дорогой к царскому дворцу», «входящим во дворец, когда он (царь, или Хор. — Г. Б.) пребывал в своих личных апартаментах, подобно Хору в его доме». Слава, достигнутая вельможей, была прочна во дворце (пуыТ-рг). За верную службу фараон наградил его людьми, скотом, бесчисленными богатствами. Аменхетеп III поручил ему руководить строительством его храма Миллионов лет западнее Хут-капта, в районе Анехтауи. Вельможа описывает невероятные богатства, которыми он распоряжался при возведении храма. После окончания строительства фараон назначил ежедневные пожертвования для «его отца Птаха, южнее его Стены» и назначил жрецами детей знати Белых стен.

В надписях на стенах гробницы визиря Рамосе неоднократно упоминается его брат Аменхетеп, который, вне всякого сомнения, тождественен Аменхетепу, статуя которого была найдена Ф. Питри, то есть Аменхетепу (II). Почетные титулы Аменхетепа, брата Рамосе, весьма схожи с теми, что носил Аменхетеп (II), отличаясь от них лишь изысканностью выражений: гр^ к->]-г, «единственный дельный (ыг тпИ)», «возлюбленный господином обеих земель» (вар.: «восхваляемый (и) возлюбленный господином

обеих земель (Хы I ^^ ¿-О»), «вельможа (%), возлюбленный за образцовость его

# пл о ^ '

I -Л —I I Iгв======.) 70», «истинный царский писец, возлюбленный им»71, «радую-

щий сердце благого бога» (вар.: «радующий владыку «началь

ник всех царских чинов , «семер великий (ГА) господина обе-

их земель»73, «возвеличенный царем более, чем вельможи вокруг него, трудолюбивый на

месте своем (I -»

иногда варьировались,

принимая различные оттенки, что было, вероятно, попыткой показать значимость вельможи.

69 Ретые 1913: Р1. LXXIX, 4, 8. Ср. нера в Ретме 1913: 33.

70 Мгг НЦ Иг ЬИы./.

71 Оа^ 1941: Р1. XIX, XI.

А. Гарди- 72 Оа^ 1941: Р1. XI.

73 Оа^ 1941: Р1. IX.

74 Оа^ 1941: Р1. XII.

Из всех титулов Аменхетепа, брата Рамосе, на статуе Аменхетепа (II) не упоминаются только два, причем оба они имеют должностной характер: «начальник обоих домов

ЛФ1^

серебра и золота ^По о о о о о)», «старший управитель хозяйства царя в провинции Белые стены (ш1м|)75» (вар.: «старший управитель хозяйства царя в Белой стене )76»). Однако их появление в надписях в гробнице Рамосе, второго после фараона человека в стране, вполне можно объяснить его амбициями. При этом надо отдать визирю должное: титулы, введенные им в сведения о брате, верно отражали реальную ситуацию, ведь Аменхетеп (II) действительно вершил судьбами подчиненных, управлял резиденцией, имел доступ к сокровищнице.

Следует подчеркнуть, что служба Аменхетепа (II) была связана исключительно с Белыми стенами 77, официальным местом пребывания фараона. Помимо всего прочего, вельможа выполнял жреческие обязанности: он был «руководителем праздников всех

богов в Белой стене О I I' В®)»78. Из надписи на статуе са-

новника, однако, следует, что он никогда не занимал административного поста, связанного со столицей, хотя был прекрасно осведомлен о факте наличия подобных должностей. Так, в конце надписи Аменхетеп (II) взывает к «каждому управителю хозяйства царя, который будет существовать в дальнейшем в Стенах» (строки 31-32, 44, 46). Сановник выражает опасение, что эти «управители» могут посягнуть на его долю пожертвований. Такое, по-видимому, могло произойти из-за того, что официально он не носил должности «градоначальника». Тем не менее на Аменхетепа были возложены обязанности по возведению храма Миллионов лет, и, имея доступ к казне, он использовал ее для постройки чрезвычайно богато отделанного храма.

Аменхетеп (II), вне всякого сомнения, был членом семьи фиванского визиря Ра-мосе. Из надписей, сохранившихся в гробнице последнего, мы узнаем об отце Амен-хетепа (II) и Рамосе — Хеби, который был «управителем обоих зернохранилищ Амона

ЕШЛ [

в областях, находящихся в земле северной (| и II I 1ТГ1 С^ И ) 79» (вар.: «управителем житниц Амона»), «управителем скота Амона в Низовой стороне 80» (вар.: «управителем скота Амона»), «писцом»81. Вероятно, его можно отождествить с Хеби, упомянутым на конусе из флорентийского археологического музея (№ 6690) 82. Этот Хеби — «писец счета скота Амона в областях Верховья и Низовья», сын «писца счета скота Амона» Се-

75 Эа^ 1941: Р1. XIX.

76 ОАЛЕЗ 1941: Р1. XI.

77 «Стены» упомянуты и как 'укрепление', 'стена'

И РГГ3 ' '

(I «¿1\\и I ) (строка 16), и как 'резиденция': «На-

значил он (фараон. — Г. Б.) уабов и хем-нечеру из

детей вельмож Стен» (строки 31-32, 44, 46).

78 Davies 1941: Pl. XII.

79 Davies 1941: Pl. XI. См. также: Hari 1976: No. 169.

80 a mhtj—со времени XIX династии обозначение Нижнего Египта (Wb., II: 125, 12).

81 Davies 1941: Pl. XI, XVI; Urk. IV: 1783-1784.

82 Urk. IV: 1792, no. 639.

нимесе и «хозяйки в доме» Руиа. Нельзя не согласиться с мнением Е. С. Богословского, что отождествлять его с кА^-А Хеби, хотя это и заманчиво, трудно 83.

Аменхетеп (II) назван братом 84 Рамосе, следовательно, он был сыном Хеби и Ипуиа 85, «хозяйки в доме», «восхваляющей 86 Хатхор»87, и по ряду причин (см. ниже), скорее, был родным братом Рамосе, чем единокровным.

Братья состояли в более тесном родстве, поскольку Рамосе был женат на доче-

ри Аменхетепа (II) от его жены Маи (II) 11\_1)88, «восхваляемой госпожой обеих земель (?)»89, Меритптах 90, которая была не только, также как и мать, «певицей Амо-на», но и «украшением царским»91. Меритптах, «любимица» отца, была единственным ребенком Аменхетепа (II), что не противоречит данным биографии вельможи: в надписи на статуе он сожалеет, что у него не было наследников ( <=>£4 I I I) 92 и поэтому по достижении почтенного возраста он не сможет, как прочие чиновники, передать свои должности сыновьям (строки 47-48).

Из текстов надписей, приведенных выше, следует, что Аменхетеп (II) и Аменхетеп (I) — два разных человека, носивших одинаковое имя. Е. С. Богословский, У. Хейс, В. Хельк полагали, что речь идет об одном и том же лице, и выстраивали биографию чиновника, соединив данные надписей разных людей.

Хотя некоторые обороты, используемые в надписи на статуе Аменхетепа (II), не совсем ясны, ее общий смысл вполне понятен: чиновник описывает свой жизненный путь от рождения до смерти. Он сообщает, что достиг весьма почтенного возраста «в восхвалениях царских» и его тело было положено в саркофаг, чтобы быть захороненным в гробнице на некрополе («соединен с гробницей на некрополе»), после чего фараон организовал пожертвования для обслуживания его культа. Скорее всего, сановник умер в последние годы правления Аменхетепа III (1411-1375 гг. до н. э.).

Рамосе жил в период правления Аменхетепа III 93 — начале правления (5-6-й годы) Аменхетепа IV. Его брат Аменхетеп (II), скорее всего, был уже мертв к моменту

83 По мнению Е. С. Богословского, должность и звания упомянутого последним Хеби в начале правления Аменхетепа III были выше тех, что имел отец Аменхетепа (II) и Рамосе в конце того же царствования (Богословский 1974: 93).

84 Davies 1941: Tabl. IX, XI-XII, XVI, XIX.

85 Ranke 1935: 23, 26.

86 Почетный женский титул, см.: Wb., III: 157, 5.

87 Davies 1941: Pl. XI.

88 Ranke 1935: 146, 10.

89 Davies 1941: Pl. XII. В тексте выписано, вероятно

по аналогии с титулом ее мужа Аменхетепа, как

90 Ranke 1935: 161, 19.

91 Davies 1941: Pl. XI-XII.

92 Возможно, hrw — «последователи», «семья» (Wb., II: 494, 1, 3). В нашем случае — скорее «наследники».

93 Визирь (чати) Рамосе упомянут в пометках о поставках эля в Малькату в 30-й год правления Аменхетепа III (Hayes 1951: No. 1, fig. 8, 92). Интересно отметить, что в 31-й год за поставки вина из Мен-нефера отвечал Аменхетеп-Хеви. Гробницу Рамосе следует датировать временем правления Аменхете-па III — началом правления Аменхетепа IV. В гроб-ничных надписях царь-реформатор еще назван Аменхетепом, имя Амона кое-где намеренно затерто, т. е. просматриваются попытки уничтожения

постройки гробницы Рамосе («оправдан перед великим богом, господином вечности») 94, что согласуется с надписью на статуе Аменхетепа (II), которая была помещена в храм, отстроенный Аменхетепом III в дореформенное время. Более того, оба чиновника употребляют исключительно полное имя — Аменхетеп, подчеркивая тем самым причастность ко времени правления Аменхетепа III.

Далее, в надписях, о которых идет речь, ни разу не упоминается Меннефер, что было бы странно, если бы сановник занимал должность «главного управителя хозяйства» этой части города. Перечисление в тексте статуи других кварталов: Хуткапта, Анехтауи, Белые стены — показывает, что Аменхетеп (II) прекрасно знал о существовании различных составляющих столицы.

Аменхетеп (I) был знаком с двумя топонимами — Меннефер и Белые стены, но должность его связана исключительно с первым, а в Белых стенах он принимал участие в празднике «Шествие вокруг Стен», сопровождая статую Птаха.

И наконец, у Аменхетепа (I) был сын Ипи, а у Аменхетепа (II) — единственная дочь Меритптах.

В одной из надписей, сохранившихся в гробнице Рамосе, упомянут еще один персонаж, который ускользнул от внимания исследователей, — Аменхетеп (III). Брат Рамосе и, следовательно, Аменхетепа (II), он изображен перед жертвенным столиком непосредственно напротив визиря 95. У его ног сидит дочь или наложница (она изображена слишком маленькой по сравнению с другими представленными здесь женщинами), имя которой не названо. Нет сомнений, что среди членов семьи Рамосе было два брата по имени Аменхетеп, причем Аменхетеп (II) представлен лишь вторым в ряду родственников. Подобное размещение членов семьи — а Аменхетеп (III), безусловно, входил в ее состав—свидетельствует о высоком положении, которое занимал этот человек в семейном кругу. К сожалению, титулатура чиновника сохранилась неполностью 96: до нашего времени дошло лишь несколько званий — «первый семер из семеров в свите [царской] 97», «начальник рекрутов , возможно, «управ[ляющий (кгр) 98 Югом] и Севером»99. Сохранившиеся титулы не позволяют связать Аменхетепа (III) с управлением Меннефером. Однако титул «начальник рекрутов» и то, что вельможа изображен сидящим в кругу семьи перед Аменхетепом (II) с пометкой «брат его», позволяют предположительно отождествить его с Аменхетепом (IV), сыном Хеби от Чучуиа 100,

имени Амона, зато довольно часто упоминается Атон, см.: Оа^ 1941: Р1. VIII, XVI, XIX 0. См. также: Ияк. IV: 1784 00. Некоторые изображения в гробнице выполнены в амарнском стиле, см.: PoLZ 2001: 110.

94 Оа^ 1941: Р1. XIX.

95 Оа^ 1941: Р1. IX.

96 В. Хельк восстанавливает несколько титулов:

грг1 НИ]-Г, «управляющий Югом и Севером», см.:

Шк. IV: 1786.

97 Частично восстановлено В. Хельком, см.: Ияк. IV: 1786.

98 Оа^ 1941: Р1. IX.

99 Восстановлено В. Хельком.

100 Ср. Ланда 1974: 101. Н. Б. Ланда полагает, что «великий управитель хозяйства царя в Белых стенах» Аменхетеп, упомянутый в надписи в гробнице Рамосе, был «сводным» братом Рамосе, поскольку был сыном Хеби от Чучуиа. Однако в пользу того, что речь идет о родных братьях, говорят и изобра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имена которых сохранились на пирамидионе из красного гранита 101, найденном на поверхности, возможно, среди руин гробницы Аменхетепа-Хеви. По мнению У. Хейса, вероятно, именно находка этого артефакта послужила толчком к открытию собственно захоронения 102. Однако, учитывая ряд обстоятельств: пирамидион был найден не in situ; чиновники, служившие примерно в одно время, могли отстраивать гробницы по соседству; в результате грабежей памятники могли быть перемещены, надписи на пирамиди-оне следует рассматривать вне связи с захоронением Аменхетепа-Хеви.

На пирамидионе Аменхетеп (IV) изображен коленопреклоненным, почитающим восходящее и заходящее солнце. Родителями чиновника названы sib 103 Хеби

и «хозяйка в доме» Чучуиа ( ^ ^ 1 -д£о\_£).

Аменхетеп (IV) сделал блестящую карьеру, однако набор его титулов несколько необычен: он представляет собой смешение званий, обладателями которых были Аменхетеп (I) и Аменхетеп (II). Титулатура чиновника, как обычно, состояла из должностных и почетных званий. К последним относятся грЧ к?Т]-г, «казначей царя Нижнего Египта», «друг единственный», «находящийся в сердце Хора в Доме его», «тот, кто успокаивает речью землю до предела ее».

Помимо основной должности «старший управитель хозяйства в Меннефере

)», Аменхетеп (IV) имел целый ряд других. Прежде всего он был

( \с\\

«начальником зернохранилищ всей страны

должность косвенно указывает на связь вельможи с Хеби 104, носившим титул «управитель обоих зернохранилищ Амона в областях, находящихся в земле северной» и являвшимся отцом Рамосе и двух Аменхетепов. Следует указать на то, что должность Амен-хетепа (IV) была выше той, что занимал Хеби 105.

жения, и надписи. В текстах неоднократно подчеркивается, что Рамосе совершает пожертвования в пользу «братьев, находящихся в некрополе» (Urk. IV: 1787) или «отца, матери и братьев, которые находятся в некрополе» (Davies 1941: Pl. XI). Аменхетеп (II) в гробнице Рамосе изображен с одной и той же стрижкой, которая отличается от прически Аменхетепа (III), что указывает на различных персонажей (Davies 1941: Pl. IX). На наш взгляд, гробничные изображения подчинены определенному ритму: за детьми следуют их родители, и нет оснований считать, что матерью Аменхетепа (II) была другая женщина.

101 Hayes L. Хранится в Лейдене (Leiden K1. Rijks-museum van Oudheden. D'Anastasy Collection,

№ A. M. 6), см.: Hayes 1938: 11, 14; Urk. IV: 1811—

1812, 655; Bagnani 1934: 43, fig. 6. Е. С. Богослов-

ский относит памятник ко времени правления

Аменхетепа III, см.: Богословский 1974: 92.

102 Hayes 1938: 14, note 10.

103 Е. С. Богословский переводит знак E 17 (по А. Гардинеру) при имени Хеби как «почтенный», следовательно, Хеби на тот момент был жив, тогда как его жена к тому времени уже скончалась.

104 Е. С. Богословский отожествляет Хеби, упомянутого на пирамидионе (Hayes L), с Хеби, отцом Рамосе (Богословский 1974: 92-93). На наш взгляд, это утверждение недостаточно обосновано.

105 Эта должность сопряжена с выполнением довольно обременительных обязанностей по сбору и распределению зерна. Правдоподобным объяснением появления у чиновника данного титула может быть тот факт, что должность «старший управитель хозяйства в Меннефере» предусматривала осуществление этих же или схожих функций.

С другой стороны, должности Аменхетепа (IV) «старший управитель хозяйства

в Меннефере» и «царский писец рекрутов (т щ01 % лгЛГ | | |)» позволяют предположить, что его отцом был «кЩ-г Меннефера Хеби, оставивший надпись на скалах Асуана 106, в которой он сообщает, что сопровождал Аменхетепа III в его первом походе против Куша. Известно, что эта военная кампания состоялась в 5-м году правления фараона. Хеби тогда носил титулы гргг Ый-Г, «оба глаза царя в Верхнем

и Нижнем Египте т ^^ Т/ □ ©)», «истинный царский писец, возлюбленный им». Возможно, что сын помогал отцу в наборе воинов. При этом позиция «начальника (отрядов. — Г. Б.) рекрутов», вероятно, была ниже, чем «царский писец рекрутов». Однако для отождествления двух чиновников по имени Хеби нет достаточных оснований.

С Аменхетепом (II) Аменхетепа (IV) роднит титул «начальник работ в (храме. — Г. Б.) "[Небмаатра] и Птах — едины"

)». Оба сановника

участвовали в возведении этого столичного святилища, но если Аменхетеп (IV) выполнял вполне определенные обязанности, сообразные названию его должности, то

Т^1

Аменхетеп (II) был «ртом, руководящим работами ( I \-oIali) 107», то есть главным «менеджером», распределявшим объемы финансирования и работ в том же храме

1® □ 8 в

«Небмаатра и Птах — едины» ^^^ла) 108. Будучи персоной, обличенной доверием царя, Аменхетеп (II) осуществлял общий контроль за строительством и оснащением святилища, следил за расходованием ценных материалов и средств. То, что речь идет об одном и том же храме, построенном по приказу Аменхетепа III и в его честь, не вызывает сомнений.

Титул Аменхетепа (IV) «руководитель праздников Птаха и всех богов Белой стены», тот же, что носил Аменхетеп (II), показывает, что речь идет о времени, когда Белая стена, официальная царская резиденция в северной столице, играла роль символа царской власти.

Два жреческих титула: «начальник жрецов хем-нечер в храме Сехмет» и «жрец

ЧП ^8 У .

хем-нечер Великой магией ( Шс^ол! I I) 109» — выделяют Аменхетепа (IV) среди прочих обладателей имени собственного Аменхетеп и связывают его с храмом Сехмет, действовавшим в столице.

Urk. IV: 1793, 641.

107 I _ см.: Wb., II: 390;

108 Petrie 1913: Pl. LXXIX, 1.

Ii см.: Wb., III: 328, 11.

109 Эпитет богини упоминается, например, на статуе Пиаи, сына Паура, современника Рамсеса II, хранящейся в частной коллекции в Лионе (Lyon, Albert Husson M). Впервые опубликована Ж. Клер, см.: Clere 1968: Fig. 2, pl. XXII-XXIII. Эпитет характеризовал различных богинь: Сехмет, Хатхор, Бастет,

106

Важно также отметить, что чиновник носит одно имя — Аменхетеп; этот факт вместе с тем, что в надписи используются два топонима, относившиеся к столице, — Меннефер и Белые стены, возможно, указывает на послереформенный период 110.

Чиновники, связанные с возведением или перестройкой храмов, имели доступ к казне. Так было, например, в случае с Аменхетепом (II). По этой причине с большой долей вероятности можно предположить, что статуя, найденная в Абидосе, на которой основным должностным титулом чиновника является «управитель домов серебра и золота», принадлежит Аменхетепу (IV). Статуя была обнаружена в храме, расположенном в старой зоне теменоса ш. Прическа вельможи, сидящего на корточках, состоит из мелких локонов, которые стали модными в конце периода правления XVIII династии 112. Чиновник носит должностные титулы «царский писец», «управитель хозяйства Меннефе-

п л

ра (П1 л**»*©¿=Ъ ; вар.: ^@а)», «старший управитель хозяйства царя

1 ^ 1 (ПИЛ^тт **ш*)», «начальник домов серебра и золота ^'^^во о»? о)» и почетный титул «радующий господина своего».

Учитывая все вышесказанное, можно сделать ряд предположений касательно тождественности чиновников:

1. Аменхетеп (IV) может быть тождественен Аменхетепу (I), поскольку они оба связаны с управлением Меннефером. Однако должности Аменхетепа (IV) «управитель зернохранилищ всей страны» и «царский писец рекрутов» не входили в титулатуру Аменхетепа (I). Аменхетеп (IV) носил титулы, имеющие отношение и к Белым стенам, и к Меннеферу, в то время как Аменхетеп (I) был главой администрации одного только Меннефера. Кроме того, имя Хеви, характерное для Аменхетепа (I), в надписях на пира-мидионе не упоминается.

Исиду (Clere 1968: 147-148). Пиаи молится богине Уретхекау в храме Сехмет, следовательно, в данном случае речь идет об этой богине.

110 Пожертвования предназначаются Осирису-Унне-феру, «богу великому, находящемуся в Абидосе». В надписях используется исключительно имя собственное Аменхетеп, в котором имя Амона затерто (дважды).

111 Hayes Q. Хранится в Лондоне (British museum, № 448 = 632), см.: Petrie, Griffith 1903: 55-36, 45; pl. XXXII, 11, XXXVI; Urk. IV: 1802-1803, no. 645.

112 Hayes 1938: 19. Ф. Питри предположительно датирует надписи серединой XVIII династии (Petrie,

п о и

Griffith 1903: 45). V7ol Л — «умерший», см.: Wb., V: 64, где указано, что с детерминативом

! этот термин встречается в Амарне. За именем

покойного изображен «трилистник», а такое обозначение появилось во времена Эхнатона (см. выше). Статуя найдена in .situ рядом с пилоном Тутмеса III вместе со статуей другого мемфисца — Перехетпа, относящейся ко времени Рамсеса II. Фараоны XVIII династии возводили в Абидосе постройки и устанавливали в храмах статуи, см.: Petrie, Griffith 1903: 49. Интересно отметить, что название округа, упомянутого на статуе, — «господин w pkr I /Тт^)» — встречается в тексте стелы из Эрмитажа, принадлежащей Ипи, в следующем контексте: «Дано для тебя

(Ипи) хлебов: четыре в И

в ^ Л^^ (Абидос) и 12 в I (округ в Абидосе, где лежал гроб Осириса, см I: 561, 9)».

(Бусирис), восемь

2. Аменхетеп (IV) может быть тождественен Аменхетепу (II). Конечно, можно заметить некоторое сходство в эпитетах сановников: «тот, кто успокаивает речью землю до ее предела», «находящийся в сердце Хора (т. е. царя. — Г. Б.) в Доме его

(^^Рё^^^ (Аменхетеп (IV)) и «речь

которого приносит успокоение в царское жилище ^ oilЛЙз П im)»113, «это как созерцать Хора в своем доме, окруженного вельможами» (Аменхетеп (II)) 114. Однако это сходство — но не идентичность — вполне объяснимо, поскольку служба чиновников проходила приблизительно в одно время и на благо одним и тем же правителям. Более того, у Аменхетепа (II) отсутствуют какие-либо должности, связанные с управлением Меннефером.

3. Возможно, Аменхетеп (IV) тождественен Аменхетепу (III), поскольку имена отцов чиновников идентичны, а их обязанности в отношении войска схожи. Однако, поскольку титулатура Аменхетепа (III) почти не сохранилась, оснований для идентификации недостаточно. Аменхетеп (III) и Аменхетеп (IV) вполне могли быть и двумя разными чиновниками, служившими во времена правления Аменхетепа III и Аменхетепа IV (а также, возможно, Тутанхамона).

Таким образом, вопрос о составе египетской администрации в период правления Аменхетепа III и Аменхетепа IV представляется более сложным, чем считалось до сих пор. Безусловно, в государственный аппарат входило по меньшей мере три чиновника по имени Аменхетеп, которые выполняли различные функции, решая стоявшие перед государством задачи. Успехи Аменхетепа III на пути создания великой империи едва ли могли быть возможными, если бы все верховные должности по управлению страной были сосредоточены в руках одного человека. Конечно, дальнейшие изыскания и открытие новых памятников помогут внести ясность в организацию государственного аппарата в те времена.

Галина Александровна Белова научный руководитель

Центра египтологических исследований РАН galinabell@yahoo.com

113 Petrie 1913: Pl. LXXIX, 4.

114 Ср. перевод А. Гардинера (Petrie 1913: 33, pl. LXXIX).

Литература

Богословский 1974

Ланда 1974

Bagnani 1934

Bennett 1939

Berman 2001

Borchardt 1926

Borchardt 1930

Clere 1968

Curto 1961 Davies 1906 Davies 1941 Gardiner 1906

Habachi 1967

Hari 1976 Hayes 1938 Hayes 1951 Johnson 2001

Marucchi 1899 Petrie 1903

Petrie 1909 a Petrie 1909 b Petrie 1913

Богословский Е. С. "Два памятника сподвижника Аменхетепа III", Вестник древней истории 2 (128) (1974): 86-96.

Ланда Н. Б. "Стела Jpj (первая половина XIV в. до н. э.)", Вестник древней истории 2 (128) (1974): 97-104.

Bagnani G. "Il Primo Intendente del Palazzo, Imenhotpe, detto Huy", Aegyptus 14/1 (1934): 33-48.

Bennett J. "The Restoration Inscription of Tut'ankhamfln", Journal of Egyptian Archaeology 25/1 (1939): 8-15.

Berman L. M. Overview ofAmenhotep III and His Reign. In: O'Connor D., Cline E. H. (ed.) Amenhotep III. Perspectives on His Reign (Michigan, 2001): 1-26.

Borchardt L. "Jubiläumsbilder", Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde 61 (1926): 3-51.

Borchardt L. Statuen and Statuetten von Königen und Privatleuten im Museum von Kairo (Berlin, 1930), III.

Clère J. J. "Deux statues 'gardiennes de porte' d'époque ramesside", Journal of Egyptian Archaeology 54 (1968): 135-148.

Curto S. Museo CivicoBologna (Bologna, 1961).

Davies N. de G. The Rock Tombs of ElAmarna (London, 1906), IV.

Davies N. de G. The Tomb of the Vizier Ramose (London, 1941).

Gardiner A. H. "A statuette of the High Priest of Memphis, Ptahmose", Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde 43 (1906): 55-59.

Habachi L. "An Embalming Bed of Amenhotep, Steward of Memphis under Ame-nophis III", Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 22 (1967): 42-47.

Hari R. Repertoire onomastique amarnien (^gyptiaca Helvetica 4; Genève — Basel, 1976).

Hayes W. C. "A Writing-Palette of the Chief Steward Amenhotpe and some Notes on its Owner", Journal of Egyptian Archaeology 24 (1938): 9-24.

Hayes W. C. "Inscriptions from the Palace of Amenhotep III", The Journal of Near Eastern Studies 10/1 (1951): 35-56.

Johnson W. R. Monuments and Monumental Art under Amenhotep III: Evolution and Meaning. In: O'Connor D., Cline E. H. (ed.) Amenhotep III. Perspectives on His Reign (Michigan, 2001): 63-94.

Marucchi O. Il Museo Egizio Vaticano (Roma, 1899).

Petrie W. M. Fl., Griffith F. L. Abydos II (The Egypt Exploration Fund 24; London, 1903).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Petrie W. M. Fl. Memphis I (London, 1909).

Petrie W. M. Fl. Palace of Apries (Memphis II) (London, 1909).

Petrie W. M. Fl. Tarkhan I andMemphis V(London, 1913).

PM

Polz 2001

Quibell 1912 Ranke 1935 Sandman 1938

Schäfer 1913 Sethe 1908

Urk. IV Wb.

Porter B., Moss R. L. B. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, reliefs, and Paintings, III2: Memphis (2nd revised and augmented edition; Oxford, 1981); IV: Lower andMiddle Egypt (Oxford, 1968).

Polz D. C. Qurna. In: Redford D. B. (ed.) The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, III (Cairo, 2001): 109-110.

Quibell J. E. The Monastery of Apa Jeremias (Le Caire, 1912).

Ranke H. Die Ägyptischen Personennamen (Glückstadt, 1935), I.

Sandman M. Texts from the Time of Akhenaten (Bibliotheca Aegyptiaca 8; Bruxelles, 1938).

Schäfer H. Amarna in Religion und Kunst (Berlin, 1931).

Sethe K. "Über einige Kurznamen des Neuen Reiches", Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde 44 (1908): 87-92.

Helck W. Urkunden der 18. Dynastie (Berlin, 1957).

Erman A., Grapow H. (ed.) Wörterbuch der Ägyptischen Sprache (Berlin, 1955), I-V.

Galina A. Belova

EGYPTIAN ADMINISTRATION IN TIMES OF AMENHETEP III — TUTANKHAMUN: TO THE ISSUE OF ITS STRUCTURE

During the reign of Amenhetep III Egypt became a powerful state dictating its policy to neighboring lands and nations. The pharaoh succeeded in creating a well-functioning administrative machine in the capital city. The desire to imitate the king gave rise to a certain lifestyle, and a number of high-ranking officials bore the name Amenhetep after their ruler. Of course, in pharaoh's inner circle were a lot of officials with this name.

One of these high-ranking officials was Amenhetep called Huy, whose tomb is located in Saqqara. G. Bagnani first paid attention to importance of the surviving pieces of information left by the official on the monuments. W. Hayes managed to trace the fate of many monuments. W. Helck collected and published the most part of inscriptions retaining the name Amenhetep. The monuments belonging to Amenhetep and his family were also studied by E. S. Bogoslovskiy and N. B. Landa, who managed to enlarge the existing collection.

However, scarcity of the surviving information in inscriptions mentioning the name Amenhetep and dated to the reign of Amenhetep III and Amenhetep IV, as well as the fact that researchers do not distinguish the names of different self-governing parts of the ancient Egyptian capital, which were parts of officials' titles, resulted in total equation of all officials bearing the name Amenhetep. The author, having carefully analyzed the information in the inscriptions ascribed to the official Amenhetep-Huy, draws a conclusion that a number of monuments listed or described by the above mentioned researchers come from the official's tomb and belong to him. However, some of them have nothing to do with Amenhetep-Huy at all.

Keywords: Ancient history, ancient Egyptian history, ancient Egyptian state, Amenhetep III, Amenhetep IV, ancient Egyptian administration, titles, Amenhetep.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.