Научная статья на тему 'К вопросу об органах, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации'

К вопросу об органах, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / система нормативных правовых актов / Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. / федеральный закон РФ / Федеральный закон РФ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 22 июля 2020 г. / контроль / аудит / государственный контроль / финансовый контроль / ведомственный контроль / государственный орган / правоохранительный орган / правоприменительный орган / налоговый орган / Russian Federation / legislation / regulatory legal act / system of regulatory legal acts / Constitution of the Russian Federation of December 12 / 1993 / Federal law of the Russian Federation / Federal Law of the Russian Federation «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» of July 22 / 2020 / control / audit / state control / financial control / departmental control / government agency / law enforcement agency / law enforcement agency / tax authority

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Даниил Николаевич Ефремов

На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации, обосновано несколько суждений: финансовый контроль необходимо рассматривать как разновидность государственного контроля; при определении финансового контроля как разновидности государственного контроля правомерно утверждение об осуществлении финансового контроля исключительно государственными органами; органами финансового контроля могут быть лишь государственные органы исполнительной ветви власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of bodies exercising financial control in the Russian Federation

On the basis of the analysis of legal literature and legislation on bodies exercising financial control in the Russian Federation, several judgments are justified: financial control should be considered as a kind of state control; when defining financial control as a kind of state control, it is reasonable to assert that financial control is exercised exclusively by state bodies; only state bodies of the executive branch of power can be financial control bodies.

Текст научной работы на тему «К вопросу об органах, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 59 — 62. Audit journal. 2024;(2):59 — 62.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.02

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-59-62 NIION: 201 7-0074-2/24-038

EDN: https://elibrary.ru/GVLBFE MOSURED: 77/27-021-2024-02-238

К вопросу об органах, осуществляющих финансовый контроль

в Российской Федерации

Даниил Николаевич Ефремов

Научно-исследовательский институт образования и науки, Москва, Россия, Daniil-173@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации, обосновано несколько суждений: финансовый контроль необходимо рассматривать как разновидность государственного контроля; при определении финансового контроля как разновидности государственного контроля правомерно утверждение об осуществлении финансового контроля исключительно государственными органами; органами финансового контроля могут быть лишь государственные органы исполнительной ветви власти.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, система нормативных правовых актов, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 22 июля 2020 г., контроль, аудит, государственный контроль, финансовый контроль, ведомственный контроль, государственный орган, правоохранительный орган, правоприменительный орган, налоговый орган

Для цитирования: Ефремов Д.Н. К вопросу об органах, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 59—62. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-59—62. EDN: Мфз:// elibrary.ru/GVLBFE.

FINANCE

Original article

On the issue of bodies exercising financial control in the Russian Federation

Daniil N. Efremov

Research Institute of Education and Science, Moscow, Russia, Daniil-173@yandex.ru

Abstract. On the basis of the analysis of legal literature and legislation on bodies exercising financial control in the Russian Federation, several judgments are justified: financial control should be considered as a kind of state control; when defining financial control as a kind of state control, it is reasonable to assert that financial control is exercised exclusively by state bodies; only state bodies of the executive branch of power can be financial control bodies.

Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, system of regulatory legal acts, Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, Federal law of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» of July 22, 2020, control, audit, state control, financial control, departmental control, government agency, law enforcement agency, law enforcement agency, tax authority

For citation: Efremov D.N. On the issue of bodies exercising financial control in the Russian Federation // Auditorskiye vedomo-sti = Audit journal. 2024;(2):59—62. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-59-62. EDN: https://elibrary.ru/GVLBFE.

© Ефремов Д.Н., 2024

Предметом данной статьи являются органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации. Особое внимание в работе уделяется анализу роли и функций таких органов, как Счетная палата Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, а также других структур, задействованных в процессах финансового мониторинга, аудита и контроля за расходованием государственных средств. Исследуется их взаимодействие как на уровне субъектов, так и на региональном уровнях, учитывая особенности правового регулирования и практического применения норм, направленных на обеспечение финансовой дисциплины и прозрачности использования бюджетных средств. Акцент делается на изменениях, произошедших в последние годы в законодательстве РФ, касающемся финансового контроля, и на анализе эффективности этих изменений в контексте борьбы с коррупцией, оптимизации государственных расходов и повышения эффективности государственного управления. Отдельное внимание уделяется проблематике взаимодействия государственных органов контроля с субъектами хозяйствования, а также роли гражданского общества и средств массовой информации в повышении прозрачности финансовой системы страны.

Тема органов финансового контроля в Российской Федерации — вопрос, обладающий весомым научным и практическим значением в современных условиях. Рассмотрение данной проблемы актуально по нескольким причинам.

Во-первых, совершенствование механизмов финансового контроля является важной частью развития эффективного государственного управления и обеспечения прозрачности, подотчетности государственных ресурсов. Так, Д.А. Максимова поднимает вопрос о юридических элементах и полномочиях высших органов государственного финансового контроля стран Евразийского экономического союза, указывая на необходимость совершенствования систем управления для обеспечения подотчетности и эффективности. Автор отмечает, что «все государства — члены ЕАЭС объединяет бюджетный контроль парламентского типа, осуществляемый специальными комиссиями (комитетами) парламента или специализированными контрольно-счетными органами (счетные палаты). Также высшие органы финансового контроля государств —

членов ЕАЭС объединяет общность миссии и схожесть поставленных перед ними задач, в то время как имеют место организационно-структурные и функциональные различия. Обеспечение подотчетности, прозрачности и эффективности использования государственных ресурсов требует постоянного совершенствования системы управления высшими органами финансового контроля всех стран, в особенности это касается стран, высшие органы финансового контроля которых взаимодействуют в силу интеграционного объединения. Можно предположить, что в процессе осуществления контроля за различными сферами деятельности ЕАЭС общие проблемы будут актуализированы, что укрепит тенденцию к сближению стран ЕАЭС в целом, в том числе и в сфере управления высшими органами финансового контроля каждого из государств — членов Евразийского экономического союза» [4].

Во-вторых, реформирование системы финансового контроля, в том числе в системе федерального и муниципального уровня, как отмечает Н.А. Курц, является ключевым элементом для повышения общей эффективности государственного управления. Изменения в законодательстве и практике финансового контроля непосредственно влияют на общую стабильность и прозрачность финансовой системы страны. Анализируя систему финансового контроля после упразднения Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору, исследователь считает, что «реформа органов финансово-бюджетного контроля и надзора, начавшаяся Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г. № 41, в части контроля государственных и муниципальных закупок выглядит логичной и обоснованной. Вместе с тем данные изменения не решают обозначившуюся недавно проблему возможности и допустимости осуществления финансового контроля деятельности органов судебной власти» [2].

Третья актуальная линия исследования, представленная Т.И. Безбородовой и М.В. Чу-приковым, касается специфических аспектов финансового контроля, таких как процедуры банкротства и раскрытие финансовых проблем должников. Подходы к регулированию и контролю в этих областях имеют значительное влияние на экономическую стабильность и правовую определенность в деловой среде. По мнению Т.И. Безбородовой: «Создание постоянно действующих рабочих групп при

взаимодействии таможенного управления и управления федеральной налоговой службы на территории РФ позволит скоординировать их взаимодействие по проведению процедур банкротства должников и, возможно, затормозит процесс появления отсутствующих должников» [1].

Кроме того, И.Б. Лагутин обращает внимание на публично-правовой статус и природу финансовой деятельности некоммерческих организаций, подчеркивая уникальность этой сферы и требующиеся особые подходы к контролю и надзору. Автор подчеркивает, что «в настоящее время российские некоммерческие организации в области финансирования все больше интегрируются в публично-правовую сферу и привлекают для осуществления своей деятельности субсидии из бюджетов всех уровней власти, а также субсидии в виде грантов, что делает такие некоммерческие организации субъектами бюджетных правоотношений, а следовательно, субъектами финансового права Российской Федерации. Однако важно отметить, что контроль и надзор за деятельностью некоммерческих организаций в России, в том числе за их финансово-хозяйственной деятельностью, имеют свои существенные отличия от контроля за бюджетными организациями, как в части определения целей и задач проверок, так и в сфере организации такого контроля, что требует ... специального законодательного определения порядка осуществления такого контроля» [3].

Как видим, изучение функций, ответственных за финансовый контроль в Российской Федерации, становится основой для обсуждения широкого спектра вопросов — от международного сотрудничества и улучшения законодательной базы до анализа конкретных случаев взаимодействия государства и экономических субъектов. Данный аспект подчеркивает сложность и многогранность проблемы, выделяя ее значимость для научного сообщества и практической деятельности.

М.В. Чуприков утверждает следующее: «Одной из основных причин низкой эффективности процедур банкротства в России является позднее раскрытие информации о финансовых проблемах должника. Автор предлагает изменить подход к определению момента, когда у контролирующих должника лиц возникает обязанность подать заявление об открытии в отношении должника публичной процедуры несостоятельности. Она должна

возникать при наличии у организации признаков неплатежеспособности. Исполнение (неисполнение) этой обязанности должно влиять на объем полномочий контролирующих должника лиц при открытии реабилитационной процедуры, а также на объем их ответственности в случае отклонения поведения от установленного стандарта. Такой подход будет способствовать выявлению кризиса на ранних этапах и стимулировать применение досудебных способов преодоления финансовых трудностей» [5].

Неопределенность суждений относительно финансового контроля и его органов во многом предопределена и несовершенством законодательства Российской Федерации.

Обратимся к Федеральному закону от 22 июля 2020 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»1, который регулирует «отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц» (ст. 2).

Целью принятия Федерального закона от 21 ноября 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»2 является «обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества».

Таким образом, исследования относительно органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации, необходимо продолжать.

Во-первых, финансовый контроль необходимо рассматривать как разновидность государственного контроля.

Во-вторых, при определении финансового контроля как разновидности государственного контроля правомерно утверждение об осуществлении финансового контроля исключительно государственными органами.

В-третьих, органами финансового контроля могут быть лишь государственные органы исполнительной ветви власти.

1 СЗ РФ 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007; ...; 2024. № 1 (часть I). Ст. 6.

2 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859; ...; 2024. № 12. Ст. 1569.

Рассмотрение темы финансового контроля в настоящем исследовании выявило важность комплексного подхода к анализу как нормативной базы, так и практики ее применения. Исследователи Д.А. Максимова и Н.А. Курц обращают внимание на необходимость усовершенствования механизмов финансового контроля в контексте международной интеграции и реформирования внутренней системы контроля. Работы ученых подчеркивают значимость унификации и гармонизации подходов к финансовому контролю на международном уровне и внутри страны, указывая на общность целей и задач, стоящих перед органами финансового контроля различных государств.

Специфические аспекты финансового контроля, такие как взаимодействие органов контроля при банкротстве и регулирование деятельности некоммерческих организаций, освещенные Т.И. Безбородовой, М.В. Чупри-ковым и И.Б. Лагутиным, выявляют сложность и многогранность проблемы. Исследования ученых подчеркивают важность межведомственного сотрудничества и специализации контрольных механизмов в соответствии с особенностями контролируемых сфер.

Эффективность финансового контроля напрямую зависит от глубины и всесторонности научного анализа исследуемой сферы. Учитывая динамичное развитие финансовых систем и изменение экономической среды, акцентируется необходимость продолжения исследований в области управления и контроля за финансовыми процессами. В частности, важным направлением для будущих исследований является разработка предложений по совершенствованию законодательной базы и практики ее применения, учитывая международный опыт и специфику Российской Федерации.

Таким образом, объединение усилий научного сообщества в изучении финансового контроля позволит формировать эффективные и адаптированные к современным условиям механизмы его осуществления, способствующие укреплению финансовой стабильности и развитию экономики страны.

Список источников

1. Безбородова Т.И. Взаимодействие органов финансового контроля при признании должника банкротом // Юрист. 2010. № 6. С. 44-49.

2. Курц Н.А. Актуальные вопросы осуществления государственного финансового контроля в отношении органов судебной власти // Российский судья. 2016. № 10. С. 29—34.

3. Лагутин И.Б. Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации // Финансовое право. 2023. № 6. С. 2—5.

4. Максимова Д.А. Правовая характеристика высших органов государственного финансового контроля стран Евразийского экономического союза // Финансовое право. 2016. № 3. С. 41—44.

5. Чуприков М.В. Момент возникновения обязанности контролирующих лиц сообщить о финансовых трудностях организации // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2022. № 4. С. 56—75.

References

1. Bezborodova T.I. Interaction of financial control bodies when declaring a debtor bankrupt // Lawyer. 2010. No. 6. P. 44—49.

2. Kurts N.A. Topical issues of state financial control in relation to judicial authorities // A Russian judge. 2016. No. 10. P. 29—34.

3. Lagutin I.B. Control over the financial and economic activities of non-profit organizations in the Russian Federation: legal regulation and practice of the organization // Financial law. 2023. No. 6. P. 2—5.

4. Maksimova D.A. Legal characteristics of the supreme bodies of state financial control of the countries of the Eurasian Economic Union // Financial law. 2016. No. 3. P. 41—44.

5. Chuprikov M.V. The moment of occurrence of the obligation of controlling persons to report on the financial difficulties of the organization // Bulletin of Economic Justice of the Russian Federation. 2022. No. 4. P. 56—75.

Информация об авторе

Д.Н. Ефремов — младший научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки.

Information about the author D.N. Efremov — Junior Researcher at the Research Institute of Education and Science.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.