Научная статья на тему 'К вопросу об оптимизации взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем в сфере противодействия экстремизму'

К вопросу об оптимизации взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем в сфере противодействия экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оптимизации взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем в сфере противодействия экстремизму»

2009'1

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.

дии гниения может достичь уже через 3 месяца. Однако при длительном отсутствии кислорода возможна и стагнация процесса гниения, при этом мягкие ткани сохраняются в фиксированной или вязкой формах в течение нескольких лет, десятилетий и даже столетий.

В заключение необходимо отметить, что сопоставление обоих случаев обнаружения трупов в Бремене свидетельствует о том, что даже наличие многолетнего опыта при оценке времени смерти и захоронения требует осторожности.

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ И МАССОВО-КОММУНИКАТИВНОЙ СИСТЕМ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

На расширенном заседании коллегии МВД России, состоявшемся 6 февраля текущего года, Президент России отметил, что сегодняшняя криминогенная ситуация в стране остается сложной и не соответствует ожиданиям общества. Д.А. Медведев подчеркнул, что огромную тревогу в обществе вызывают проявления экстремизма - в 2008 году на фоне общего снижения преступности количество таких деяний, наносящих колоссальный вред, возросло практически на треть [1].

Высшим руководством Министерства внутренних дел РФ также неоднократно отмечалось, что особое беспокойство вызывает быстро растущая экстремистская преступность, замешанная на национальной нетерпимости. По официальным данным МВД России, за последние пять лет количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности возросло более чем в 2 раза, до 80% участников экстремистских организаций составляют лица в возрасте до 30 лет [2].

Детерминационный комплекс экстремизма широк настолько же, насколько разнообразны сферы его проявлений. Социальная ткань общества состоит из разных слоев населения, разных его групп, объединенных общими условиями функционирования общественного организма, но имеющих в этом общем свои, групповые, клановые и другие интересы. Противоречия, возникающие между групповыми интересами внутри общества - реальность, которую игнорировать нельзя [3, с.70].

Однако отнюдь не всегда конфликты рождают преступность, но наиболее острые их формы - безусловно. Причем нередко

Ю.В. МАРКОВА,

кандидат юридических наук (БелЮИ МВД РФ)

ненависть одних слоев населения к другим разжигается искусственно, например, с помощью средств массовой коммуникации (далее - СМК).

Реалии развития современного общества обусловили то, что все чаще оно именуется информационным. Его основными признаками, по мнению Л.Р. Клебанова, являются:

- наличие эффективной системы формирования информации;

- широкий доступ населения к информационным ресурсам (документам, массивам документов и т.п.);

- высокий уровень автоматизации переработки информации в любой общественной сфере жизнедеятельности;

- преобладание телекоммуникационных, компьютерных информационных технологий [4, с.92].

Сложные объёмы культурно-значимой информации человек начинает усваивать в процессе социализации, развивая способность оперировать ею и порождать новые смыслы. В этом аспекте особое беспокойство общества и государства должно вызывать формирование нового поколения в условиях агрессивной информационной среды, что и обусловливает необходимость контроля приема поступающей информации, так как она различна и доступна - как позитивная, так и негативная [5, с.690].

Проблема негативного воздействия на сознание и подсознание человека всегда находилась в поле зрения специалистов, но сегодня эта проблема приобретает более острый характер ввиду многих факторов. По мнению Г.Г. Горшенкова, к числу основных следует отнести: новые информационные технологии; злоупотребление свободой

ПРАКТИКА.

слова в средствах массовой коммуникации; компьютерные игры; аморальность, криминогенность Интернета, очень точно именуемого всемирной паутиной, которой опутываются, прежде всего, дети [6, с.61].

Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», а также последующие изменения и дополнения в указанный закон в части касающейся определили экстремистскую деятельность (экстремизм) как:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных действий либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную долж-

ность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей, деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [7, 8, 9].

Анализ содержания данного определения позволяет с достаточной уверенностью констатировать, что и опосредование определенных Законом как преступные деяния экстремисткой направленности, и противодействие им в большинстве случаев возможно и наиболее эффективно через средства массовой коммуникации.

Отчасти именно это обусловило то, что изучению аспектов массово-коммуникационных аспектов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, с позиции юридической науки, характерен, главным образом, ведомственный подход. Большинство научных исследований правоведов в этой сфере посвящено вопросам:

- взаимодействия ОВД с учреждениями массовой коммуникации (В.Т. Томин, Д.В. Сочнев, Ю.Н. Наумкин, Н.С. Малушкина и др.);

- использования средств массовой коммуникации ОВД в раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел (В.Т. Томин и др.), в предупреждении преступлений (М.Ю. Кержнер, Ф.К. Рябыкин и др.);

- изучения методов, форм и средств массово-коммуникативного воздействия на причины, условия совершения преступлений (Г.М. Ярош и др.).

Ряд ученых при этом указывает на явно негативное воздействие СМИ на общественное сознание и психологию, продуцирующее девиантное поведение. Так, по мнению Е.М. Юцковой, это влияние получило такой размах, что, по сути, можно и нужно ставить вопрос о настоящем информационном и духовном терроризме. В течение ряда последних лет СМИ усиленно внедряли и внедряют в общественное сознание не только определенные стереотипы поведения и специфические массовые ценности (вернее, антиценности), но и общую «модель» страны,

2009'1

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.

представления о ее месте и роли в жизни граждан [10, с.128].

Д.В. Сочнев особо отмечает, что журналистам всего мира необходимо осознавать, что их профессиональная деятельность может превратиться в невольную террористическую пропаганду. Поэтому медиасообществу в освещении террористических событий необходимо придерживаться определенных тактических и этических правил. Суть гипотезы, выдвинутой этим ученым, заключается в том, что отношения между террористами и СМИ неизбежно становятся симбиотическими, то есть взаимозависящими [11, с.565 ].

Анализ точек зрений ученых и эмпирического материала привел к выводу о том, что роль средств массовой коммуникации можно рассматривать в двух аспектах: а) как фактор, способствующий совершению преступлений, и б) как фактор, способствующий предупреждению преступлений, что определяет содержание и суть данного феномена.

В этой связи, следует обратить более пристальное внимание как на негативные последствия ряда публикаций в периодической печати, подчеркивающих неподготовленность правоохранительных органов адекватно реагировать на экстремистские проявления в деятельности преступных групп, так и на предпринимаемые попытки компрометации экстремистов через средства массовой коммуникации. Так как последние, действительно, в ряде случаев производят обратный эффект, способствуя возникновению интереса к данным объединениям и вовлечению новых членов в их ряды.

Тем не менее, представляется достаточно достижимой цель поставить СМК на

службу противодействия как преступности в целом, так и преступности, содержащей в себе экстремистскую компоненту в частности. Определение наиболее эффективных способов использования возможностей двух систем - массовокоммуникационной и правоохранительной, оптимизация их взаимодействия выступает в данном случае как одна из первоочередных задач. Ее актуальность достаточно полно отражается поэтапной и концептуальной работой, ведущейся в данном направлении и предопределяющей расширение информационного поля взаимодействия с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, в том числе и сети Интернет, мультимедийных и электронных средств связи [12].

Решение поставленных задач позволит правоохранительным органам совершенствовать осуществление возложенных на них задач, расширить круг источников и объем информации, необходимой для их успешной реализации, а СМК более объективно информировать общественность о деятельности правоохранительных органов в данном направлении и более эффективно принимать участие в формировании правосознания населения. Кроме того, эффективность и рациональность использования собственных интеллектуальных и материальных ресурсов также обусловлены оптимизацией указанного взаимодействия, так как позволяют повышать результативность мероприятий, направленных на противодействие преступности, формировать общественное мнение о работе правоохранительных органов, адекватное существующим реалиям.

Литература

1. Официальное Интернет-представительство Президента Российской Федерации // http: // www. kremlin. ru

2. Официальный сайт Министерства внутренних дел России // http: // www. mvdinform. ru

3. Кудрявцев, В. Н. Причины преступности в России. Криминологический анализ / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - М. : Норма, 2006.

4. Клебанов, Л. Р. Защита конфиденциальной информации от преступных (террористических) организаций / Л. Р. Клебанов // Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. - М., 2003. - Вып. 2.

5. Гриб, Н. Н. Информационно-психологическая сфера как ведущее звено системы противодействия терроризму : Научные труды РАЮН. Выпуск 4. В 3 т. / Н.Н. Гриб. - М. : Юрист, 2004. Т. 3.

6. Горшенков, Г. Г. Безопасность: право, информация, личность (криминологический аспект) / Г.Г. Горшенков. - Казань : Новое знание, 2006.

7. О противодействии экстремисткой деятельности : Федеральный закон РФ, 25.07.2002 г., №114-ФЗ // Российская газета (Федеральный выпуск) № 138-139. - 2002. - 30 июля.

8. О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона РФ «О противодействии

ПРАКТИКА.

экстремисткой деятельности» : Федеральный закон РФ, 27.07.2006 г., № 148-ФЗ // Российская газета (Федеральный выпуск). № 4131. - 2006. - 29 июля.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму : Федеральный закон РФ, 24.07.2007 г., №211-ФЗ // Российская газета (Федеральный выпуск). № 4428. - 2007. - 1 августа.

10. Юцкова, Е. М. Средства массовой информации и духовная жизнь общества: криминологический и социально-психологический анализ // Экстремизм и другие криминальные явления / Е.М. Юцкова. - М. : Российская криминологическая ассоциация, 2008.

11. Сочнев, Д. В. Оптимизация деятельности субъектов предупреждения информационного терроризма в системе безопасности личности, общества, государства / Д. В. Сочнев // Пробелы в российском законодательстве и пути их преодоления: Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции 14-15 сентября 2007 года / под ред. В.И. Каныгина, С.В. Изосимова, А.Ю. Чупровой. - Н.Новгород : Нижегородская академия МВД России, 2008.

12. Концепция совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Административная реформа необходима, прежде всего, для восстановления отношений доверия и взаимопонимания между государством и гражданами, между государственными органами исполнительной власти и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями.

Следует согласиться с мнением профессора Ю.Н. Старилова о том, что административную реформу можно считать «политическим шагом, направленным на коренные изменения в административной сфере с целью укрепления и совершенствования организации и функционирования публичного управления, обеспечения эффективности и режима законности деятельности государственных и муниципальных служащих, улучшения административных процедур и повышения правового качества административного нормотворчества. Результатами административной реформы в правовом аспекте является изменение российского административного законодательства и, как следствие, самого административного права, системы административно-правового

А.С. Мамин,

кандидат юридических наук (БелГУ)

регулирования» [1].

Анализ учебной, периодической и научной литературы по вопросу проведения административной реформы в России позволяет представить некоторые обобщения, касающиеся проблемных вопросов. К таковым, на наш взгляд, можно отнести следующие:

1. Функции министерств и иных органов исполнительной власти, процедуры согласования решений. Продолжают существовать неоправданные ведомственные барьеры, иногда они даже усиливаются (например, при создании оборонных агентств были снова воспроизведены ранее существовавшие препятствия для межотраслевой интеграции и кооперации в ОПК). Каждое министерство стремится закрыть информацию о результатах своей деятельности от других министерств, что усиливает непрозрачность происходящих в экономике процессов [2].

Функции министерств и ведомств размыты, зачастую пересекаются. Но главная опасность заключается в том, что на ряд министерств возложены внутренне противоречивые задачи, например, функции по выработке норм регулирования и применению этих норм.

Ответственность и инициатива руководителей ряда министерств ограничена ввиду

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.