Научная статья на тему 'К вопросу об оптимизации маркетинговых затрат в стоимости строительного проекта'

К вопросу об оптимизации маркетинговых затрат в стоимости строительного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MARKETING COSTS / PROJECT COST MANAGEMENT / METHODS OF MARKETING COSTS ESTIMATION / МАРКЕТИНГОВЫЕ ЗАТРАТЫ / УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МАРКЕТИНГОВЫХ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хан Р. С., Сурков В. В.

Статья посвящена вопросам оценки маркетинговых затрат при управлении стоимостью строительного проекта. Рассматриваются методы определения затрат на маркетинг в сфере строительства с учётом специфики отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of optimization of marketing costs in the cost of a construction project

The article is devoted to the issues of marketing costs evaluation in the construction project cost's management. The methods of determining the marketing cost in the construction sector within the specifics of the industry are issued.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оптимизации маркетинговых затрат в стоимости строительного проекта»

К вопросу об оптимизации маркетинговых затрат в стоимости

строительного проекта

Р. С. Хан, В. В. Сурков Донской государственный технический университет

Аннотация: Статья посвящена вопросам оценки маркетинговых затрат при управлении стоимостью строительного проекта. Рассматриваются методы определения затрат на маркетинг в сфере строительства с учётом специфики отрасли.

Ключевые слова: маркетинговые затраты, управление стоимостью проекта, методы оценки маркетинговых затрат.

Рынок первичной жилой недвижимости в последнее время отличается определенной степенью нестабильности: с одной стороны, наблюдаются позитивные тенденции в виде снижения ставок по ипотечному кредитованию, субсидирования населения, что ведет к повышению оптимизма со стороны строительных компаний и росту количества строящихся объектов, с другой стороны, спрос на строительную продукцию явно ниже ее предложения.

Так, в 2017 году в Ростове-на-Дону было введено в эксплуатацию более 17 тыс. квартир общей площадью более 1,1 млн.кв.м. Вместе с тем, продано было порядка 13,8 тыс. квартир первичной недвижимости, а более 20 тыс. квартир остались нереализованными, в статусе предложения находится более 2 млн. кв. м жилья [1], что свидетельствует о своеобразном «затоваривании» рынка и ужесточении конкурентной борьбы между строительными компаниями за потребителя.

Очевидно, что строительные фирмы, с целью более быстрой реализации недвижимости на стагнирующем рынке и высвобождения вложенных капиталов для реализации последующих проектов, будут вынуждены использовать активные маркетинговые стратегии привлечения потенциальных покупателей, что неизбежно приведет к росту расходов на маркетинг. В этих условиях возникает вопрос установления такой величины

маркетинговых расходов, что бы они, с одной стороны, обеспечивали эффективную коммуникационную политику, а с другой - не приводили к критическому увеличению себестоимости квадратного метра жилья, а также снижению прибыли строительной компании.

Оценивая место маркетинговых затрат в структуре себестоимости жилья, целесообразно рассмотреть последнюю в разрезе экономических элементов, среди которых можно выделить следующие составляющие: приобретение или аренда земли, подготовка проектно-сметной документации, в том числе согласования и экспертиза, подключение к инженерным сетям, непосредственно строительно-монтажные работы, сопутствующие затраты, в том числе непосредственно сам маркетинг, плата за использование заемного капитала, содержание аппарата застройщика.

Усреднённые значения долей элементов, составляющих себестоимость строительного проекта, представлены на рис. 1.

3 3

70

□ земля

□ проектироваие

□ подключение к инженерным сетям

□ СМР

□ маркетинг

□ кредитная нагрузка

Рис. 1 - Усреднённые значения долей элементов себестоимости строительного проекта

Вместе с тем, разброс значений по данным элементам весьма велик. Так, по оценкам застройщиков, на приобретение или аренду земли приходится от 6,8 до 15% стоимости квадратного метра жилья. Данный разброс вполне объясним месторасположением возводимого объекта, а также площадью застройки: очевидно, что расположение строительного объекта в центре города автоматически ведет к росту стоимости отводимой под застройку земли.

9

5

Затраты на подготовку проектно-сметной документации, в том числе согласования и экспертизу, занимают от 3 до 7% в стоимости квадратного метра.

Наибольший вес в себестоимость жилья вносят непосредственно строительно-монтажные работы - от 60 до 75% себестоимости, варьируясь в зависимости от конструктивных решений, используемых материалов и технологий.

По оценкам разных экспертов, на кредитную нагрузку приходится от 3 до 15% в себестоимости квадратного метра [2].

На маркетинговые расходы приходится от 3 до 20% в цене на квадратный метр жилья. Фактически, именно данный элемент имеет наибольший разброс в своей оценке, что вызвано, прежде всего, степенью понимания значимости маркетинговой составляющей для работы на рынке и уровнем ее реализации в строительной компании.

К сожалению, не все руководители строительных компаний разделяют мнение экспертов [3,4] о том, что с точки зрения повышения конкурентоспособности проекта, огромную роль играет маркетинговая деятельность, направленная на формирование таких характеристик проекта, которые будут востребованы потребителями, с одной стороны, и направлены на эффективную и быструю реализацию готового строительного продукта с другой.

Очевидно, что значимым моментом в планировании маркетинговой составляющей является установление такого уровня затрат на маркетинг, который позволит соблюсти паритет между стремлением реализовать маркетинговые мероприятия в полном объеме, нежеланием строительных организаций снижать свою прибыль, необходимостью удерживать конкурентные цены и оптимизацией конечной стоимости проекта.

Потенциальная альтернативность расчета расходов на маркетинг дает строительным компаниям не только возможности для маневра, но и ведет к опасной ситуации, когда возникает соблазн выделить на маркетинговые мероприятия минимум возможных ресурсов. Стремление найти оптимальный баланс между желанием сократить стоимость проекта и необходимостью реализовать маркетинговые мероприятия в полном объеме поставили нас перед необходимостью провести вариантные расчеты затрат на маркетинг.

Необходимо отметить, что маркетинговые затраты весьма разнородны, во многом зависят от используемых маркетинговых инструментов [5,6,7] и могут частично быть отнесены на себестоимость товара.

Оговоримся сразу, что в рамках данной статьи мы не рассматриваем безусловно значимый инструментарий маркетинговых исследований, не пытаемся оценить его эффективность и затраты на проведение исследований [8], а сосредоточимся на затратах на такие маркетинговые инструменты, которые прямо влияют на успешность реализации готовой продукции.

С точки зрения управления стоимостью проекта, прямое влияние на сметную стоимость строительства оказывают затраты на маркетинг, включаемые в нее в части накладных расходов. При этом такие расходы включаются только в объеме средств, выделяемых на рекламную деятельность, поэтому в дальнейшем мы будем говорить именно об этой категории маркетинговых затрат.

Существует несколько подходов к формированию расходов на маркетинговые коммуникационные мероприятия в строительной отрасли.

Так, в соответствии со среднеотраслевой структурой накладных расходов по статьям затрат [9], расходы на рекламу составляют всего лишь 0,64% накладных расходов.

Учитывая требования налогообложения в Российской Федерации, ряд строительных компаний стремится формировать расходы на рекламу в

размере, не превышающем 1% выручки, что позволяет отнести их на себестоимость строительной продукции.

В этом случае, к наиболее распространенным расходам на рекламу, подпадающим под данные условия налогообложения, строительная компания может отнести:

- расходы на рекламные коммуникации через средства массовой информации и телекоммуникационные сети;

- расходы наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках и экспозициях.

Поскольку выручка для таких целей определяется исходя из всех

поступлений, связанных с расчетами за реализованную продукцию, то этот норматив исчисляется из общего объема сданных заказчику строительных работ, включая работы, выполненные субподрядчиками.

Вместе с тем, практика ведения маркетинговой деятельности показывает, что традиционно строительные компании рассчитывают расходы на маркетинг исходя из объема общих затрат, что, как правило, составляет порядка 1-2%.

Различные подходы к расчету затрат на маркетинговые коммуникации были рассмотрены нами на примере ряда возводимых жилых комплексов Ростова-на-Дону, являющихся типичными представителями различных сегментов жилья [9]:

- элитное жилье - Клубный дом «Гранд Панорама»;

- бизнес- класс - ЖК «Адмирал»;

- комфорт-класс - ЖК «Александрийский-2»;

- средний класс - ЖК «Московский»;

- эконом-класс - ЖК «Родной».

Исходя из ранее сказанного, мы, фактически, можем выделить три метода расчета затрат на маркетинговые коммуникации:

1) метод 1 - расчет от накладных расходов;

2) метод 2 - расчет как «процент от выручки»;

3) метод 3 - расчет как «процент от общих затрат».

Для оценки расходов, которые могут закладывать в смету строительные компании, посмотрим, как меняются затраты на рекламные мероприятия в зависимости от используемого метода (см. рис. 2). При этом по третьему методу возьмем средний процент, закладываемый компаниями.

Рис. 2 - Сравнение величины затрат на маркетинговые коммуникации,

рассчитанных разными методами Как видно из рисунка, расчет по методу от общих затрат дает наибольшую сумму возможных расходов на маркетинг, в то время как формирование бюджета, как процент накладных расходов, очевидно, не может позволить реализовать в полном объеме маркетинговые мероприятия.

Таким образом, именно метод расчета затрат на маркетинговые коммуникации как процента от общих затрат целесообразно использовать при формировании затрат на маркетинг при управлении строительным проектом с целью соблюдения баланса между возможными расходами на маркетинговые мероприятия и максимальным эффектом от их реализации.

Литература

1. Рынок жилой недвижимости Ростова-на-Дону - рынок «покупателя» // Агентство недвижимости Дон-МТ: Аналитика. URL: donmt.ru/analitika/46595.

2. Сколько стоит дом построить: себестоимость строительства //vseon.com URL: vseon.com/analitika/zhilaya-nedvizhimost/skolko-stoit-dom-postroit-sebestoimost-stroitelstva.

3. Mesly Olivier. Project feasibility - Tools for uncovering points of vulnerability. New York, NY: Taylor and Francis, CRC Press (2017). - 546 p.

4. Larson E., Gray C. Project Management: The Managerial Process Irwin/McGraw-Hill. 5 edition. 2011. - 608 p.

5. Хан Р.С., Сурков В.В. К вопросу об эффективности маркетинговых коммуникаций в сфере строительства // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 12-2. С. 185-187.

6. Хан Р.С., Сурков В.В. Об особенностях обеспечения эффективности маркетинговых коммуникаций в сфере строительства // Инженерный вестник Дона. 2015. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3324

7. Хан Р.С., Сурков В.В. О некоторых особенностях брендов строительной продукции // КАНТ. 2017. №22. С.192-195

8. Хан Р.С. Оценка эффективности маркетинговых исследований с позиции экономических показателей // Инженерный вестник Дона. 2013. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1936

9. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004// minstroyrf.ru. Минстрой РФ. Официальный сайт URL:files.stroyinf.ru/data1/41/41789

10. Хан Р.С., Джигирханова Р.М. Методы оценки маркетинговых затрат в стоимости проекта // Строительство и архитектура-2017. Факультет информационно-экономических систем: материалы науч.-практ.

конференции. Донской гос. техн. ун-т. - Ростов-на-Дону, ДГТУ, 2017. С.199-203

References

1. Rynok zhiloj nedvizhimosti Rostova-na-Donu - rynok «pokupatelja» [Rostov-on-don residential real estate market - buyer market] .Agentstvo nedvizhimosti Don-MT: Analitika URL: donmt.ru/analitika/46595.

2. Skol'ko stoit dom postroit': sebestoimost' stroitel'stva [How much does it cost to build a house: the cost of construction]. vseon.com. URL: vseon.com/analitika/zhilaya-nedvizhimost/skolko-stoit-dom-postroit-sebestoimost-stroitelstva

3. Mesly Olivier. Project feasibility - Tools for uncovering points of vulnerability. New York, NY: Taylor and Francis, CRC Press (2017). 546 pages.

4. Larson E., Gray C. Project Management: The Managerial Process Irwin/McGraw-Hill. 5 edition. 2011. 608 p.

5. Khan R.S. Surkov V.V. Novaja nauka: Sovremennoe sostojanie i puti razvitija. 2016. № 12-2. p. 185-187.

6. Khan R.S., Surkov V.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3324

7. Khan R.S., Surkov V.V. KANT, 2017, №22. p. 192-195.

8. Khan R.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1936

9. Metodicheskie ukazanija po opredeleniju velichiny nakladnyh rashodov v stroitel'stve MDS 81-33.2004 [Methodical instructions on determination of size of overhead expenses in construction MDC 81-33.2004]. minstroyrf.ru. Minstroj RF. Oficial'nyj sajt URL: files.stroyinf.ru/data1/41/41789

10. Khan R.S., Dzhigirhanova R.M. Stroitel'stvo i arhitektura-2017. Fakul'teet informacionno-jekonomicheskihsistem: materialy nauch.-prakt. konferencii. Donskoj gos. tehn. un-t. Rostov-na-Donu, DGTU, 2017. p. 199-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.