Научная статья на тему 'К вопросу об определении сущности государственной собственности'

К вопросу об определении сущности государственной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3186
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / DEFINITION OF STATE PROPERTY / APPROACHES TO DEFINITION OF STATE OWNERSHIP / INTRINSIC CHARACTERISTICS OF STATE OWNERSHIP / RESOURCE-BASED APPROACH / FUNCTIONAL APPROACH / INSTITUTIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумова Екатерина Валерьевна

В статье приведена систематизация методических подходов к определению сущности государственной собственности по принципу выявления основной идеи, определяющей содержание каждого подхода. Проанализированы особенности ресурсного (факторного), функционального, институционального и социально ориентированного подходов. Выделены сущностные характеристики государственной собственности, учет которых необходим для построения эффективной системы управления таким видом собственности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DETERMINATION OF THE STATE PROPERTY

Systematization of methodical approaches to definition of essence of state ownership by the principle of identification of the main idea defining the content of each approach is given in article. Features of resource (factorial), functional, institutional and socially oriented approaches are analyzed. Intrinsic characteristics of state ownership which account is necessary for the purpose of creation of an effective control system of state ownership in the Russian Federation are allocated.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении сущности государственной собственности»

 К вопросу об определении сущности государственной собственности

Е.В. Разумова специалист 1 категории кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», аспирантка кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва)

Екатерина Валерьевна Разумова, [email protected]

В современном государстве отношения государственной собственности предопределяют конкурентоспособность национальной экономики в мире, а также обеспечивают устойчивость государственного управления, стабильность экономического роста и социальную справедливость.

В России основы возникновения и существования государственной и муниципальной собственности заложены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, где сказано, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» 1, «имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» 2.

В современной экономической литературе существенно различаются подходы к исследованию сущности государственной собственности и, соответственно, ее трактовки. Как следствие, до сих пор остаются недостаточно разработанными характеристики этой категории и отсутствует ее единое определение.

В рамках исследования государственной собственности как научной категории осо-

бый интерес, на наш взгляд, представляют следующие подходы к трактовке сущности государственной собственности (см. табл.):

• ресурсный (ресурсно-доходный, факторный);

• функциональный;

• институциональный;

• социально ориентированный.

С позиций ресурсного (факторного) подхода государственная собственность трактуется как принадлежащее государству имущество - естественные ресурсы и недвижимое имущество. Таким образом, государственная собственность отождествляется с ее материально-вещественным содержанием. Так, А.М. Волков под государственной собственностью понимает «предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность)» 3. По мнению исследователя Р.М. Нуреева, «Сумма ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и составляет общественный сектор экономики. При этом государственную собственность можно трактовать как накопленный запас, а государственные финансы (доходы и расходы) - как потоки собираемых и расходуемых средств» 4.

Е.В. Балацкий считает, что «государственная собственность - это все немате-

1 Конституция Российской Федерации.

2 Статья 212 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3 Волков А. М. Швеция: социально-экономическая модель. М., 1991. С. 23.

4 Нуреев Р. М. Теория общественного выбора. Глава 2. Базовые понятия // Вопросы экономики. 2002. № 9.

С. 131.

Характеристика подходов к определению сущности государственной собственности 5

Методический подход Суть подхода Определение государственной собственности Авторы

Ресурсный (факторный) Принадлежность имущества государству Государственная собственность - совокупность материальных и нематериальных ресурсов, находящихся в распоряжении государства А.М. Волков [4] * Р.М. Нуреев [13] Е.В. Балацкий [1]

Функциональный Сущность государственной собственности раскрывается через выполняемые ею функции Государственная собственность - процесс, реализующий общегосударственные (общенациональные) интересы В.Н. Черковец [7] К.А. Хубиев [15] А.В. Савченко [14]

Институциональный Государственная собственность рассматривается прежде всего как право этой собственности Государственная собственность - совокупность правил и норм, призванных регулировать и защищать доступ государства к определенному набору ценностей А.Н. Нестеренко [12] А.Е. Шаститко [17]

Социально ориентированный Государственная собственность представляется как социально ориентированная общественная форма отношений, одной из сторон которых является уполномоченное гражданским обществом государство Государственная собственность - общественно-правовая форма отношений между гражданским обществом в лице правового (социального) государства и всеми другими субъектами экономических отношений, возникающих в связи с присвоением общественных благ и их использованием в интересах всестороннего развития личности, «микросоциумов» и нации в целом Т.М. Гелло [6] В.А. Бугаков [3]

* Каждый их указанных авторов дает свое определение, однако основная идея этих определений отражает суть подхода, которого придерживаются авторы. В таблице приведено определение одного из авторов, наиболее полно отражающее суть подхода.

риальное и материальное имущество, находящееся в распоряжении государства», при этом под государственным сектором понимается «...совокупность государственных предприятий, организаций и учреждений» 6.

Во всех приведенных суждениях сущность государственной собственности раскрывается с позиций «грубого материализма», происходит отождествление государственной собственности с объекта-

5 Таблица составлена автором настоящей статьи.

6 Балацкий Е. В. Проблемы оценки масштабов и эффективности государственного участия в экономике //

Вестник Московского университета. 1997. № 6. С. 24.

ми государственной собственности, государственным имуществом. «Такой подход к государственной собственности преобладал в рамках политической экономии, он используется и в современной статистике. ... Однако недостаточность подобного подхода выявилась как с позиций воспроизводственного подхода в рамках политической экономии, так и с позиций неоинституциональной теории» 7.

Функциональный подход к определению сущности государственной собственности проявляется в возможности «обозначения ее содержания через социально-экономический процесс, реализующий определенные интересы. Государственная собственность при таком подходе выступает как процесс, реализующий общегосударственные (общенациональные) интересы» 8.

«Государственная собственность - это одна из функциональных форм собственности, целью функционирования которой является обеспечение стратегических государственных интересов, целостности жизнеобеспечения государства, роста общественного благосостояния и реализация стратегии развития» 9.

Одно из определений государственной собственности дает в своей работе А.В. Савченко: «государственная собственность представляет собой определенную систему отношений по поводу присвоения материальных и духовных благ государством в целях общегосударственных (общенациональных) интересов» 10.

Ресурсы (имущество, неимущественные права, денежные средства и т. д.), принадлежащие государству, - неотъемлемый элемент сущностного содержания государ-

ственной собственности, однако этого недостаточно. Сама по себе принадлежность государству каких-либо объектов еще не означает, что в экономической системе существует государственная собственность. Государственное имущество не всегда реализует общенациональные интересы, оно может использоваться в интересах отдельных групп граждан или хозяйствующих субъектов. Кроме того, очень часто государственное имущество используется неэффективно с общегосударственной точки зрения. Здесь речь идет не о государственной собственности в экономическом смысле. В связи с этим в рамках функционального подхода акцентируется внимание на первостепенности реализации именно общенациональных интересов: «только в том случае, когда в процессе использования принадлежащего государству имущества реализуются общенациональные интересы, можно говорить о наличии государственной собственности как таковой» 11.

При исследовании сущности государственной собственности с позиций институционально-юридического подхода особое внимание уделяется официальному закреплению государства в качестве субъекта собственности общественных благ. По мнению институционалистов, возникновение режима государственной собственности обосновано лишь тогда, когда трансакционные издержки его формирования и поддержки меньше выгод, которые получают от функционирования такого режима.

«Права государственной собственности должны существовать там, где, с одной стороны, возможно обеспечить режим исключительности, а с другой - сравнительные

7 Государственная собственность в экономике России и других стран. Вопросы теории и истории / под ред. В. Н. Черковца. М. : Экономический факультет МГУ ; ТЕИС, 2002. С. 113.

8 Там же.

9 Современная экономическая теория: проблемы разработки и преподавания / под ред. К. А. Хубиева. М. : Экономический факультет МГУ ; ТЕИС, 2002. С. 542-543.

10 Савченко А. В. Эффективность управления государственной собственностью в рыночной экономике : дис. ...докт. экон. наук. СПб., 2007.

11 Там же.

преимущества частной или коммунальной собственности выражены слабо» 12.

Большое внимание институционалисты уделяют анализу возможных расхождений между правом государственной собственности де-юре и де-факто. Согласно их подходу тот факт, что ресурсы находятся в государственной собственности, отнюдь не является гарантией реализации этой собственности на деле. Как отмечает А.Е. Ша-ститко, «если формально ресурсы находятся в государственной собственности, то фактически вполне может осуществляться режим свободного доступа, коммунальной или частной собственности. Данная ситуация будет лишь определять: (а) набор правомочий, которые могут реализовать экономические агенты; (б) особенности технологии передачи правомочий от одного экономического агента к другому» 13.

Один из представителей институциона-лизма А.Н. Нестеренко отмечает, что «существование любой формы собственности зависит не от экономической эффективности в традиционном понимании этого термина, а от того, насколько надежно и уверенно общество способно устанавливать и защищать институты данной формы собственности. Иными словами, любая форма собственности есть порождение определенной системы институтов» 14.

В соответствии с рассматриваемым подходом сущность государственной собственности понимается как совокупность правил и норм, призванных регулировать и защищать доступ государства к определенному набору ценностей. Разработка, принятие, внедрение и защита этих норм и правил связаны с трансакционными издержками. На наш взгляд, к институциональному подходу близок экономико-правовой подход к

определению сущности государственной собственности, в рамках которого государственная собственность предстает как некое единство экономического способа присвоения соответствующих ценностей и адекватной общественной формы отношений такого присвоения. Авторами этого подхода выделяются три структурных уровня государственной собственности:

1) уровень производительного и любого другого способа присвоения ценности, имеющей общественное значение;

2) сфера системы конкурентных отношений между государством и другими хозяйственными агентами по поводу движения и присвоения названных благ;

3) уровень «оформления» - уровень ин-ституционализации этих отношений.

Следовательно, в рамках экономико-правового подхода государственная собственность представляет собой «институционализированные и воспроизводящиеся отношения между государством и другими субъектами экономической деятельности, возникающие в рамках определенных способов труда по созданию и движению ценностей. Субъектом государственной собственности является не общество, а государство, представленное конкретными органами и структурами различных ветвей государственной власти, где функционируют уполномоченные чиновники-служащие, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций государства как «собственника собственников» 15.

В отечественной экономической литературе существует «социально ориентированные» трактовки сущности государственной собственности. Например, исследователь Т.М. Гелл о отмечает следующее: «социально ориентированная государствен-

12 Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Экономический факультет МГУ ; ТЕИС, 2002. С. 332.

13 Там же. С. 333.

14 Нестеренко А. Н. Экономика и институциональная теория / отв. ред. акад. Л. И. Абалкин. М. : Эдиториал УРСС, 2002. С. 332.

15 Воронин О. А. Экономическая реализация государственной собственности в современной России : дис. ... канд. экон. наук. М. : РГТУ, 2001. С. 139.

ная собственность представляет собой общественно-правовую форму отношений между гражданским обществом, в лице правового (социального) государства и всеми другими субъектами экономических отношений, возникающих в связи с присвоением общественных благ и их использованием в интересах всестороннего развития личности, «микросоциумов» и нации в целом.

Социально ориентированная государственная собственность возникает только в рамках социального государства, которое одновременно является правовым, то есть создающим официальные правовые институты разных уровней. Правовое государство, в свою очередь, выступает продуктом становления и развития гражданского общества, в котором оптимизируются частные интересы человека как личности и общественные интересы человека как члена определенного «микросоциума», а также общества в целом»16.

Поскольку феномен государственной собственности является сложной категорией, многие вопросы, связанные с определением наиболее важных ее характеристик, до сих пор остаются дискуссионными. В частности, научно-практический интерес представляет вопрос определения субъекта государственной собственности.

Авторы большинства подходов к определению сущности государственной собственности исходят из того, что субъектом государственной собственности является государство, что видится вполне резонным и естественным. Однако государство само по себе является общественным продуктом, поэтому, строго говоря, субъектом собственности общественных благ является общество, а вовсе не государство, и в то же время между государством и обществом формируются агентские отношения.

«Не надо смешивать государственную

собственность с общенародной. Первая в значительной мере есть собственность класса бюрократии, которая все государственное, в том числе и государственное имущество рассматривает как свою частную собственность. Напротив, общенародная собственность есть национальное достояние, и лишь коллективные формы распоряжения и владения могут сделать ее, по существу, общественной. Развивающееся государство должно заботиться о приумножении национальной собственности, не позволять ее растаскивать, а тем более разворовывать, как это случается сегодня. Приумножение национального богатства не должно быть «вотчиной» чиновничества, а тем более коррумпированных мафиозных групп»17.

В приведенном критическом высказывании государственная собственность, по сути, противопоставляется общественной собственности. В связи с этим представляет интерес идея Д.С. Львова, выраженная в докладе «Концепция управления национальным имуществом». В рамках указанного подхода выделяются два основных субъекта собственности - государство и общество. Д.С. Львов выдвинул идею обособления такого понятия, как «национальное имущество», в состав которого, по его мнению, входят государственная собственность и общественная собственность. Он считает, что в состав государственной собственности входит государственное (казенное) имущество - казенные предприятия и организации, государственная инфраструктура, пакеты акций и другие финансовые активы, права пользования которыми переданы государством предприятиям коммерческого сектора; субъектом государственной собственности является государство, в то время как в состав общественной собственности входит природно-ресурсное пространство страны, субъектом собственности которого является общество [10].

16 Гелло Т. М. Государственная собственность в формировании социальной рыночной экономики : дис. ... канд. экон. наук. М. : Военный университет, 2004. С. 152.

17 Управление государственной собственностью. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. С. 9-10.

На наш взгляд, приведенные суждения не являются абсолютно справедливыми -некорректно противопоставлять государственную собственность общественной собственности или рассматривать эти явления как две различные составляющие единого целого. В действительности государственная собственность «проявляется» в общественной собственности. Само общество лишь опосредованно может распоряжаться своей собственностью путем избрания соответствующих органов государственной власти в ходе опросов общественного мнения и референдумов, тем не менее первичным собственником, как и единственным источником власти в Российской Федерации, является ее многонациональный народ.

Следующая существенная характеристика государственной собственности - ее социальный характер. Отношения собственности возникают и существуют именно внутри общества и вне общества невозможны. Более того, отношения государственной собственности имеют интерсубъектный характер, то есть представляют собой результат взаимодействия государства, общества и индивидуума.

Социальный характер государственной собственности проявляется прежде всего в трактовках ее сущности в рамках социально ориентированного подхода, в соответствии с которым «государственная собственность - социально ориентированная и расширенно воспроизводящаяся общественная форма отношений, возникающих между уполномоченным гражданским обществом государством и другими хозяйственными агентами по поводу присвоения и обеспечения последующей принадлежности общественных благ»18.

Среди приводимых в экономической литературе определений понятия «государственная собственность» преобладает не

сущностный (качественный), а поверхностный (количественный) подход, который сводится к уточнению ее количественных параметров, то есть границ государственного имущества. Есть определения, в которых главное внимание уделяется фактически характеристике иерархических уровней, продвижение по которым позволяет охватить различных участников отношений государственной собственности. Так, согласно подходу Э.Х. Браевой государственная собственность представляет собой совокупность многообразных и взаимосвязанных отношений, построенных по следующим уровням:

1) отношения внутри органов государственной власти и управления, непосредственно связанные с распоряжением и использованием государственного имущества;

2) отношения между органами государственной власти федерального и регионального уровней;

3) отношения между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями 19.

Среди экономических определений категории государственной собственности наиболее интересными являются определения, представленные в трудах экономистов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, а именно А.Г. Гряз-новой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова и в трудах Д.С. Львова. Представители Финансового университета при характеристике государственной собственности подчеркивают, что ее роль и величина различны в различных экономических системах, но в любых случаях она представляет собой систему отношений, обеспечивающих жизнеспособность всей экономики. Кроме того, подчеркивается, что при принятии решений

Бугаков В. А. Социально-ориентированное развитие государственной собственности в условиях формирования рыночной экономики : дис. ... канд. экон. наук. М. : Московский экономико-лингвистический институт, 2005. С. 79.

Браева Э. Х. Правовое регулирование государственной собственности в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 14-15.

в рамках государственной собственности учитываются интересы нации в целом 20.

Д.С. Львов прежде всего исходит из того, что «понятие государственная собственность имеет множество различных значений». Он отмечает, что термин «государственная собственность» используется и для обозначения принадлежащего государству имущества - объекта собственности, и для выделения особой, отличающейся от частной, формы собственности - государственной, и для констатации факта исключения какого-либо объекта из гражданского оборота» 21.

Важно подчеркнуть, что наблюдается значительное противоречие в понимании сущности государственной собственности теоретиками и практиками. Несмотря на то, что государственная собственность в социально-экономическом смысле сложное и многоаспектное явление, исследование показывает, что практиками сущность государственной собственности рассматривается исключительно с позиций ресурсного подхода.

Так, в статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью признается «имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)». Кроме того, Концепция управления государственным имуществом и приватизации 1999 года, а также государственная программа «Управление федеральным имуществом», на наш взгляд, также написаны в рамках ресурсного подхода.

К.А. Хубиев подчеркивает, что на основе ресурсного подхода формируется узкое и

достаточно упрощенное понимание сущности государственной собственности как совокупности принадлежащего государству имущества: естественных ресурсов, недвижимого имущества, а также финансовых ресурсов 22.

В действительности же круг объектов государственной собственности не ограничивается материальными и финансовыми ресурсами, ресурсами природной среды. Также к государственной собственности относятся нематериальные ресурсы, такие как неимущественные права и институциональный ресурс.

Кроме того, при отождествлении на практике таких понятий, как «государственная собственность» и «объекты государственной собственности» (или «государственное имущество»), не рассматриваются социально-экономическая и институциональная составляющие сущности такого сложного явления, как отношения государственной собственности.

Таким образом, анализ показал, что большинство указанных подходов к определению сущности государственной собственности рассматривают и абсолютизируют какой-либо один элемент сложного и многоаспектного понятия «государственная собственность», то есть предстают как звенья общей системной методологии исследования этой проблемы.

Таким образом, в силу отсутствия единого определения государственной собственности представляется целесообразным выделить следующие сущностные характеристики государственной собственности:

• реализация общегосударственных (общенациональных) интересов;

• эффективно функционирующий правовой режим, регламентирующий использование общественных благ, объектов государственной собственности;

20 Экономика / под ред. А. Г. Грязновой, И. П. Николаевой, В. М. Кадыкова. М., 2001. С. 88.

21 Львов Д. С. Экономика развития. М. : Экзамен, 2002. С. 224.

22 Неоэкономика: Очерки теории и методологии / под ред. А. В. Бузгалина. М. : ТЕИС, 2003. С. 46-49.

• социальный характер, проявляющийся как результат взаимодействия государства, общества и индивида.

Учет названных характеристик представляется необходимым на любой стадии процесса управления государственной собственностью в целях построения эффективной системы управления и позволяет рассматривать государственную собственность не только как ресурс государства, но и как инструмент государственного регулирования национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балацкий Е. В. Проблемы оценки масштабов и эффективности государственного участия в экономике // Вестник Московского университета. 1997. № 6.

2. Браева Э. Х. Правовое регулирование государственной собственности в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

3. Бугаков В. А. Социально-ориентированное развитие государственной собственности в условиях формирования рыночной экономики : дис. ... канд. экон. наук. М. : Московский экономико-лингвистический институт, 2005.

4. Волков А. М. Швеция: социально-экономическая модель. М., 1991.

5. Воронин О. А. Экономическая реализация государственной собственности в современной России : дис. ... канд. экон. наук. М. : РГТУ, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гелло Т. М. Государственная собственность в формировании социальной рыночной экономики : дис. ... канд. экон. наук. М. : Военный университет, 2004.

7. Государственная собственность в эко-

номике России и других стран. Вопросы теории и истории / под ред. В. Н. Черковца. М. : Экономический факультет МГУ ; ТЕИС, 2002.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.

9. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2009. № 7.

10. Львов Д. С. Экономика развития. М. : Экзамен, 2002.

11. Неоэкономика: Очерки теории и методологии / под ред. А. В. Бузгалина. М. : ТЕИС, 2003. С. 46-49.

12. Нестеренко А. Н. Экономика и институциональная теория / отв. ред. акад. Л. И. Абалкин. М. : Эдиториал УРСС, 2002.

13. Нуреев Р. М. Теория общественного выбора. Глава 2. Базовые понятия // Вопросы экономики. 2002. № 9.

14. Савченко А. В. Эффективность управления государственной собственностью в рыночной экономике : дис. . докт. экон. наук. СПб., 2007.

15. Современная экономическая теория: проблемы разработки и преподавания / под ред. К. А. Хубиева. М. : Экономический факультет МГУ ; ТЕИС, 2002.

16. Управление государственной собственностью. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

17. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М. : Экономический факультет МГУ ; ТЕИС, 2002.

18. Экономика / под ред. А. Г. Грязновой, И. П. Николаевой, В. М. Кадыкова. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.