УДК 630.6
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
THE STATE SECTOR AS PART OF THE ECONOMIC SYSTEM
Спирин М.Н., Андреева Л.П. (Сибирский государственный технологический
университет, г. Красноярск, РФ) Spirin М-N., Andreeva L.P. (SibGTU, Krasnoyarsk, Russian Federation)
Рассмотрены трактовки понятия государственный сектор, государственная собственность; функции государства, тенденция развития государственного сектора в России и мире.
Considered the concept of state sector, state ownership; function of the state, the development trend of the state sector in Russia and the world.
Ключевые слова: государственный сектор, государственная собственность, муниципальная собственность, функции государства.
Key worlds: state sector, state ownership, municipal property, function of the state.
Государство играет важную роль в экономической жизни любого современного общества. На сегодняшний день подавляющее большинство стран в мире относятся к странам со смешанной экономикой, то есть экономическая модель таких государств предполагает наличие государственного сектора экономики.
В отечественной литературе нет общепризнанной трактовки понятия государственный сектор. В большинстве источников государственный сектор представляется, как набор функциональных объектов государственной собственности, то есть объектов, вовлекаемых в экономику под полным, контролем государства, следовательно, отождествляется с государственной собственностью. Такого мнения придерживаются в частности д.э.н. Савченко А.В., д.э.н. Атабиев А.С. и т.д.
Однако отождествление государственного сектора с государственной собственностью содержит ряд недостатков.
В соответствии с статьей 214 ГК РФ, государственная собственность это: имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с 8 статьей конституции Российской Федерации муниципальная собственность, выделяется в отдельную группу и не относиться в состав государственной собственности.
Государственная собственность подразделяется на: федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная собственность не входит в состав государственной
собственности.
Таким образом можно говорить о том, что, исходя из предложенной выше трактовки понятие государственного сектора, как государственной собственности, не включает в себя муниципальную собственность, муниципальные организации и расходы, что приводит к необходимости выделения муниципального сектор экономики.
Как отмечалось выше, отождествление государственного сектора и государственной собственности, не является общепризнанным, в связи с чем некоторые исследователи предлагают свои трактовки понятия государственный сектор экономики, в частности д.э.н. Кононкова Н.П.
Кононкова Н.П. предлагает, четыре определения дефиниции государственный сектор экономики:
1. Государственный сектор - совокупность государственных предприятий. Определение государственного предприятия дается в №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Государственное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником и распоряжающаяся им на праве хозяйственного ведения.
Преимуществом данного подхода, является простота.
Недостаток заключается в искажение реальных размеров государственного сектора экономика, так как помимо государственных предприятий, коммерческую деятельность (прочую приносящую доход деятельность) могут осуществлять ряд учреждений, унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, организации с государственным участием.
2. Государственный сектор - совокупность всех объектов государственной собственности. В состав государственной собственности, как отмечалось выше включается федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим объекты, находящиеся исключительно в федеральной собственности, в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»:
- Объекты, составляющие основу национального богатства страны;
- Объекты необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
- Объекты оборонного производства;
-Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и обеспечивающие развитие других отраслей.
Следовательно, в состав государственной собственности включаются природные богатства (континентальный шельф и т.д.), государственная казна и т.д., однако экономическая оценка таких объектов затруднена или в целом не возможна.
Вторая проблема связанная с указанным подход, связана с
отождествлением государственного сектора и государственной собственности, при этом как отмечалось выше муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности, необходимо вводить понятие муниципального сектора экономики.
3. Государственный сектор - совокупность хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением экономики и ее регулированием.
Недостатком данного подхода, как отмечалось выше является необходимость, выделения муниципального сектора экономики.
4. Государственный сектор - государственным предпринимательством, при этом государственное предпринимательство трактуется, как любая активность государства.
Государственный сектор в данной трактовке представляется в виде действий государства по регулированию рынка, социальной сферы и т.д., то есть в виде инструмента необходимого для выполнения функций государства, однако при таком подходе невозможно оценить размер (масштаб) государственного сектора экономики.
Исходя из указанных выше определений понятия государственный сектор, размер государственного сектора в той или иной мере связаны с функциями государства.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
В функциях государства проявляется роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.
Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.
Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.
Таким образом, размер государственного сектора и государственной собственности, изменяется во времени и зависит от текущей ситуации и направления развития государства.
Рассматривая историю государственного сектора Великобритании, стоит отметить, что толчком к его созданию послужил кризис 1929-1933 гг. Распространение получили компании смешанной формы собственности, создавались специальные государственные органы. В последствие ряд компаний был полстью приватизирован. Аналогичная ситуация наблюдалась в 1970-х годах.
Современное состояние государственного сектора экономики России характеризуется тенденциями к его расширению, по оценкам Гайдара Е.Г., к 2007 году доля государственного сектора возросла до 60% процентов, что подтверждается данными ОЭСР.
Тенденция к расширению государственного сектора, является общемировой. Д.э.н. Погудаева М.Ю. отмечает, что за последние 100-150 дет доля государственных расходов в ВВП во всех современных развитых странах увеличилась, рост происходил за счет возрастания социальных расходов в силу неспособности частного сектора экономики брать их на себя.
Необходимо отметить что сумма государственных расходов не является тождественной размеру государственному сектору, однако наблюдается устойчивая корреляционная связь между ростом государственных расходов и ростом государственного сектора экономики.
В заключение необходимо еще раз отметить, что современное состояние государственного сектора России, характеризуется тенденциями к его расширению. Существует методологическая проблема оценки масштаба государственного сектора экономики, обусловленная в первую очередь отсутствием общепринятой дефиниции «государственный сектор». Предложенные методики оценки масштаба государственного сектора экономики игнорируют муниципальные расходы и муниципальную собственность. Законодательная база регулирующее разделение собственности на федеральную, собственность субъектов и муниципальную собственность не пересматривалась более двадцати лет, часть законодательной базы утратила силу, как не конституционная.
Список использованных источников
1. Савченко А.В. Эффективность управления государственной собственностью в рыночной экономике диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.01 - Санкт-Петербург, 2005. - 301с.;
2. Атабиев А.С Государственная собственность: механизм обеспечения эффективного использования: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.01, 08.00.10 - Москва, 2005. - 433 с.
3. Кононкова Н.П. Государственный сектор в рыночной экономике: вопросы теории и современной российской практики: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.01 -Москва, 2010. - 325с.