Научная статья на тему 'Государственный сектор как элемент экономической системы'

Государственный сектор как элемент экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / STATE SECTOR / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / STATE OWNERSHIP / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / MUNICIPAL PROPERTY / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / FUNCTION OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спирин М.Н., Андреева Л.П.

Рассмотрены трактовки понятия государственный сектор, государственная собственность; функции государства, тенденция развития государственного сектора в России и мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE SECTOR AS PART OF THE ECONOMIC SYSTEM

Considered the concept of state sector, state ownership; function of the state, the development trend of the state sector in Russia and the world.

Текст научной работы на тему «Государственный сектор как элемент экономической системы»

УДК 630.6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

THE STATE SECTOR AS PART OF THE ECONOMIC SYSTEM

Спирин М.Н., Андреева Л.П. (Сибирский государственный технологический

университет, г. Красноярск, РФ) Spirin М-N., Andreeva L.P. (SibGTU, Krasnoyarsk, Russian Federation)

Рассмотрены трактовки понятия государственный сектор, государственная собственность; функции государства, тенденция развития государственного сектора в России и мире.

Considered the concept of state sector, state ownership; function of the state, the development trend of the state sector in Russia and the world.

Ключевые слова: государственный сектор, государственная собственность, муниципальная собственность, функции государства.

Key worlds: state sector, state ownership, municipal property, function of the state.

Государство играет важную роль в экономической жизни любого современного общества. На сегодняшний день подавляющее большинство стран в мире относятся к странам со смешанной экономикой, то есть экономическая модель таких государств предполагает наличие государственного сектора экономики.

В отечественной литературе нет общепризнанной трактовки понятия государственный сектор. В большинстве источников государственный сектор представляется, как набор функциональных объектов государственной собственности, то есть объектов, вовлекаемых в экономику под полным, контролем государства, следовательно, отождествляется с государственной собственностью. Такого мнения придерживаются в частности д.э.н. Савченко А.В., д.э.н. Атабиев А.С. и т.д.

Однако отождествление государственного сектора с государственной собственностью содержит ряд недостатков.

В соответствии с статьей 214 ГК РФ, государственная собственность это: имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с 8 статьей конституции Российской Федерации муниципальная собственность, выделяется в отдельную группу и не относиться в состав государственной собственности.

Государственная собственность подразделяется на: федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная собственность не входит в состав государственной

собственности.

Таким образом можно говорить о том, что, исходя из предложенной выше трактовки понятие государственного сектора, как государственной собственности, не включает в себя муниципальную собственность, муниципальные организации и расходы, что приводит к необходимости выделения муниципального сектор экономики.

Как отмечалось выше, отождествление государственного сектора и государственной собственности, не является общепризнанным, в связи с чем некоторые исследователи предлагают свои трактовки понятия государственный сектор экономики, в частности д.э.н. Кононкова Н.П.

Кононкова Н.П. предлагает, четыре определения дефиниции государственный сектор экономики:

1. Государственный сектор - совокупность государственных предприятий. Определение государственного предприятия дается в №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Государственное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником и распоряжающаяся им на праве хозяйственного ведения.

Преимуществом данного подхода, является простота.

Недостаток заключается в искажение реальных размеров государственного сектора экономика, так как помимо государственных предприятий, коммерческую деятельность (прочую приносящую доход деятельность) могут осуществлять ряд учреждений, унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, организации с государственным участием.

2. Государственный сектор - совокупность всех объектов государственной собственности. В состав государственной собственности, как отмечалось выше включается федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим объекты, находящиеся исключительно в федеральной собственности, в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»:

- Объекты, составляющие основу национального богатства страны;

- Объекты необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

- Объекты оборонного производства;

-Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и обеспечивающие развитие других отраслей.

Следовательно, в состав государственной собственности включаются природные богатства (континентальный шельф и т.д.), государственная казна и т.д., однако экономическая оценка таких объектов затруднена или в целом не возможна.

Вторая проблема связанная с указанным подход, связана с

отождествлением государственного сектора и государственной собственности, при этом как отмечалось выше муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности, необходимо вводить понятие муниципального сектора экономики.

3. Государственный сектор - совокупность хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением экономики и ее регулированием.

Недостатком данного подхода, как отмечалось выше является необходимость, выделения муниципального сектора экономики.

4. Государственный сектор - государственным предпринимательством, при этом государственное предпринимательство трактуется, как любая активность государства.

Государственный сектор в данной трактовке представляется в виде действий государства по регулированию рынка, социальной сферы и т.д., то есть в виде инструмента необходимого для выполнения функций государства, однако при таком подходе невозможно оценить размер (масштаб) государственного сектора экономики.

Исходя из указанных выше определений понятия государственный сектор, размер государственного сектора в той или иной мере связаны с функциями государства.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.

Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Таким образом, размер государственного сектора и государственной собственности, изменяется во времени и зависит от текущей ситуации и направления развития государства.

Рассматривая историю государственного сектора Великобритании, стоит отметить, что толчком к его созданию послужил кризис 1929-1933 гг. Распространение получили компании смешанной формы собственности, создавались специальные государственные органы. В последствие ряд компаний был полстью приватизирован. Аналогичная ситуация наблюдалась в 1970-х годах.

Современное состояние государственного сектора экономики России характеризуется тенденциями к его расширению, по оценкам Гайдара Е.Г., к 2007 году доля государственного сектора возросла до 60% процентов, что подтверждается данными ОЭСР.

Тенденция к расширению государственного сектора, является общемировой. Д.э.н. Погудаева М.Ю. отмечает, что за последние 100-150 дет доля государственных расходов в ВВП во всех современных развитых странах увеличилась, рост происходил за счет возрастания социальных расходов в силу неспособности частного сектора экономики брать их на себя.

Необходимо отметить что сумма государственных расходов не является тождественной размеру государственному сектору, однако наблюдается устойчивая корреляционная связь между ростом государственных расходов и ростом государственного сектора экономики.

В заключение необходимо еще раз отметить, что современное состояние государственного сектора России, характеризуется тенденциями к его расширению. Существует методологическая проблема оценки масштаба государственного сектора экономики, обусловленная в первую очередь отсутствием общепринятой дефиниции «государственный сектор». Предложенные методики оценки масштаба государственного сектора экономики игнорируют муниципальные расходы и муниципальную собственность. Законодательная база регулирующее разделение собственности на федеральную, собственность субъектов и муниципальную собственность не пересматривалась более двадцати лет, часть законодательной базы утратила силу, как не конституционная.

Список использованных источников

1. Савченко А.В. Эффективность управления государственной собственностью в рыночной экономике диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.01 - Санкт-Петербург, 2005. - 301с.;

2. Атабиев А.С Государственная собственность: механизм обеспечения эффективного использования: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.01, 08.00.10 - Москва, 2005. - 433 с.

3. Кононкова Н.П. Государственный сектор в рыночной экономике: вопросы теории и современной российской практики: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.01 -Москва, 2010. - 325с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.