Научная статья на тему 'К вопросу об определении предметного поля и функций политической регионалистики'

К вопросу об определении предметного поля и функций политической регионалистики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1064
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении предметного поля и функций политической регионалистики»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2008. № 1

А.В. Федякин

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ И ФУНКЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ

Определение предметного поля политической регионалистики как научная проблема. Политическая регионалистика является одной из новых и активно развивающихся отраслей научного знания. Она представляет собой попытку концептуального осмысления пространственной составляющей мира политического в условиях современности, основными чертами которой становится целый комплекс весьма сложных и противоречивых процессов. С одной стороны, наиболее существенные из них порождены глобализацией — постепенным преобразованием мирового политического пространства в единую зону беспрепятственного перемещения различных ресурсов (человеческих, интеллектуальных, материальных и т.д.), а также постоянных крупномасштабных институциональных трансформаций. С другой стороны, многие современные реалии являются следствием регионализации, усиления тенденции к обособлению и самоизоляции локальных пространств, субъекты которых не желают сужать сферу своих экономических, политических, духовных и т.д. интересов, а тем самым утрачивать свою региональную, этническую, конфессиональную, социокультурную и т.п. идентичность.

Учитывая исходно комплексный, многоаспектный, перманентно формирующийся и эволюционирующий статус современных общественно-политических реалий, подчас трудно поддающихся даже инструментальным исследовательским процедурам, предметное поле и теоретико-методологический фундамент политической регионалистики носят динамичный характер, отличаются сосуществованием различных научных школ и парадигм, многие из которых нередко не только конфликтуют между собой, но и попросту игнорируют друг друга. Ситуацию усложняют относительная "молодость" политической науки в нашей стране, отличающийся трудноадаптируемой к российским реалиям спецификой зарубежный (прежде всего западноевропейский) опыт политологических исследований, отсутствие устоявшегося понятийно-категориального аппарата и связанная с этим терминологическая путаница.

Данные обстоятельства выносят на повестку дня решение следующих задач:

— определение предметного поля политической регионалистики при сочетании принципов строгого разграничения с одними научными направлениями и дисциплинами и сохранения общих предметных полей с другими;

2 ВМУ, политические науки, № 1

17

— систематизация теоретико-методологических оснований и инвентаризация исследовательского инструментария политической ре-гионалистики, отказ от претензий на исключительное обладание изначально несвойственными ей или уже широко используемыми и хорошо зарекомендовавшими себя в других науках парадигмами и подходами;

— уточнение понятийно-категориального аппарата политической регионалистики, избавление его от дублирующих друг друга по своему содержанию терминов, от неоправданных заимствований из других наук или языковых систем.

Ключ к решению этих задач — междисциплинарный синтез гуманитарных, естественно-научных и смежных с ними отраслей знания, комплексное сочетание теоретических и эмпирических исследований, задействование широкого спектра методов, подходов и исследовательских процедур, а также бережное отношение к опыту прошлого и рационально-критическое восприятие заимствований извне.

Основные подходы к определению предмета политической регионалистики. Анализ имеющихся в настоящее время наработок позволяет говорить о наличии нескольких подходов к определению предметного поля политической регионалистики.

Общегеографический подход в центр системы наук о пространственной организации, взятых во взаимосвязи природных и антропогенных феноменов, ставит общую географию как науку, призванную исследовать пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества на глобальном, региональном и локальном уровнях1. Исходя из этого политическая регионалистика рассматривается как одна из частей сложной и разноуровневой системы географических исследований, направленных на выявление причинно-следственных связей между группами природных и социальных явлений в пределах, представляющих собой определенное территориальное единство ареалов. В рамках данного подхода нередко ставится знак равенства между терминами "региональный анализ", "географический анализ", "регионоведение", "районология", "районогеография", "ре-гионология", "регионика", "региональная география" и т.д.2, а также между понятиями "географическое разделение", "районирование", "район", "регион", "территория".

Общественно-географический подход относит политическую реги-оналистику к комплексу общественно-географических дисциплин, изучающих территориальную организацию общества, размещение населения, материального производства и непроизводственной сферы, ресурсов и т.д. Одной из вариаций данного подхода является отнесе-

1 См.: Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: Учебник для экологов и природопользователей. VI.. 2003. С. 3.

2 См., напр.: Кефели И.Ф. Политическая регионалистика: Учеб. пособие. СПб., 2005. С. 5.

ние политической регионалистики к одному из разделов так называемой гуманитарной географии, образующей наряду с природной современную географическую науку. Гуманитарная география (антро-погеография, социальная география в широком смысле слова) рассматривает все то, что привнесено в естественную среду человеческой деятельностью. При этом подчеркивается, что гуманитарная география шире, чем социально-экономическая география, так как включает в себя еще и политическую географию, этногеографию, географию культуры, географию религий, медицинскую и рекреационную географию3.

Политико-географический подход рассматривает политическую ре-гионалистику как одно из направлений политической географии наряду с геополитикой, географическим государствоведением, региональной политологией и электоральной географией. Политическая география занимается исследованиями территориальной организации, пространственного распределения и распространения политических явлений, включая их воздействие на другие территориальные компоненты общества и культуры4. Объектом политической географии являются территориально-политические системы — объективно взаимосвязанные сочетания элементов политической сферы (политические и административные границы, центры управления, органы власти, партии, общественные движения и т.д.), функционирующие на определенной территории — в их взаимодействии друг с другом и с географическим пространством5.

Геополитический подход включает политическую регионалистику в состав геополитики — науки, изучающей в единстве географические, политические и другие взаимодействующие факторы, оказывающие влияние на стратегический потенциал государства6. Предметом геополитики является исследование конкретно-исторических форм влияния пространственно-территориального положения государств на локальные, национальные, региональные и глобальные политические процессы. Нередко говорят о так называемой "внутренней геополитике государства" — разделе геополитики, изучающей в том числе совокупность взаимоотношений между центром и периферией (регионами) в рамках отдельно взятой страны7.

Как видно, наблюдается определенная конкуренция между геополитикой и политической географией за "обладание" не только по-

3 См.: Ковалев Е.М. Гуманитарная география России. VI.. 1995. С. 4.

4 См.: Туровский Р.Ф. Политическая география: Учеб. пособие. М. — Смоленск, 1999. С. 24.

3 См.: Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник. VI.. 2005. С. 243.

6 Там же. С. 25.

7 См.: Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. 3-е изд., доп. VI.. 1999. С. 297—305.

литической регионалистикой, но и друг другом. Нередко ставится знак равенства между геополитикой и политической географией, категориями "политико-географическое положение" и "геополитическое положение"8 (традиция, заложенная одним из отцов-основателей геополитики Ф. Ратцелем в его "Политической географии"), что свидетельствует о незавершенности процесса демаркации предметного поля данных научных направлений. В ряде источников подчеркивается, например, что "на глобальном и региональном уровнях в сферу интересов политической географии должны войти изменения, происходящие на политической карте мира (связанные с образованием новых государств, изменениями их государственного строя, государственных границ и т.д.); изменения в соотношении сил основных политических, военных и экономических группировок; важнейшие территориальные аспекты международных отношений, включая географию очагов международной напряженности и военных конфликтов"9.

Значительно большей эвристической ценностью, в сравнении с другими, обладает общеполитологический подход, считающий предметом политической регионалистики как особой политической науки пространственное измерение политических явлений10. Политическая регионалистика определяется в рамках данного подхода как совокупность исследований и макрополитических институтов и процессов на региональном и местном уровнях (изучение элит, выборов и т.п.) и специфических аспектов регионального и местного управления, связанных с процессами общенационального масштаба11.

Отрадно, что все большее распространение в отечественной политологии приобретает междисциплинарный подход, рассматривающий политическую регионалистику как науку, развивающуюся на стыке других дисциплин и имеющую с ними общие предметные поля. Так, Н.П. Медведев определяет политическую регионалистику как "одно из направлений как политологии, так и регионалистики, изучающее проблемы региональной структуры государства и общества, регионального развития и межрегионального взаимодействия, уделяющее особое внимание пространственным формам политических явлений, динамике политических процессов и институтов в регионах, характеру и расстановке политических сил, своеобразию процессов формирования региональных элит, проблемам взаимодействия центра и перифе-

8 См., напр.: Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн. I. Общая характеристика мира. 2-е изд., стереотип. VI.. 2004. С. 27.

9 Там же. С. 20.

10 См.: Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: Учеб. пособие. VI.. 2006.

С. 21.

11 См.: Гельман В.Я., Рыженков С.И. Политическая регионалистика: от общественного интереса к отрасли знания // Социальная наука в России. VI.. 1998. С. 138.

рии, а также обратному воздействию региональной политической среды на государство и общество в целом"12.

Р.Ф. Туровский отмечает близость политической регионалисти-ки, во-первых, с региональной наукой, изучающей пространственное измерение социальных, экономических, политических и поведенческих явлений; во-вторых, с политической географией; в-третьих, со сравнительной политологией13. При этом политическая регионалис-тика рассматривается автором как результат синтеза политологии и региональной науки, тогда как политическая география — политологии и географии. Отличиями же политической географии от политической регионалистики служит больший акцент первой на применении специальной методологии, разработанной в теоретической географии. Что же касается разграничения политической регионалистики и сравнительной политологии, то его основой выступает уровень сравнительных исследований: политическая регионалистика занимается кроссрегиональными, а сравнительная политология — кроссна-циональными исследованиями.

A.B. Баранов и A.A. Вартумян подчеркивают связь между политической регионалистикой и географией, политологией, социологией и другими науками об обществе. Политическая регионалистика, по их мнению, является неразрывной частью целостной системы знаний о социуме на региональном уровне его пространственного строения применительно к политической сфере жизни общества14.

Междисциплинарный подход к определению предмета политической регионалистики. Учитывая тот факт, что наука находится в состоянии постоянного развития, углубления, расширения и усложнения знаний, было бы нецелесообразным пытаться составить исчерпывающий перечень исследовательских направлений и дисциплин, имеющих общие предметные поля с политической регионалистикой. Вместе с тем демаркация политической регионалистики и некоторых смежных областей научного знания представляется не только возможной, но и необходимой (таблица).

Таким образом, политическая регионалистика — междисциплинарное научное направление на пересечении различных отраслей знания, непосредственно или опосредованно исследующих пространственную составляющую взятых во взаимосвязи природных и социальных явлений, которое имеет своим объектом регион как субнациональный (внутригосударственный) уровень развертывания политики, а предметом — локализованные в рамках этого уровня или непосредственно связанные с ним политические институты, отношения и процессы в их прошлом, настоящем и будущем.

12 Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учеб. пособие. VI.. 2005. С. 7.

13 См.: Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: Учеб. пособие. VI.. 2006. С. 21-22, 25-26.

14 См.: Баранов A.B., Вартумян A.A. Политическая регионалистика. Курс лекций: В 5 вып. VI.. 2003. Вып. 1. С. 13.

Соотношение предметного поля политической регионалистики и смежных наук

Науки Отрасли / области наук Общность предметного поля с политической регионалистикой Специфика предметного поля политической регионалистики

Географические естественно-(ланд-шафтоведение, климатология), общенациональное природопользование, страноведение, картография) и обществен-но-географичес-кие (социально-экономическая география, география населения и т.д.) дисциплины регион во всем многообразии составляющих его элементов и характеризующих его специфических черт как комплексный объект исследования акцент на политическом значении данных элементов и черт, последствиях их количественных и качественных трансформаций для политической сферы общественной жизни

Исторические всеобщая история, отечественная история, археология, этнография прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии сосредоточение на прошлом последовательном развитии или изменении состояний политической сферы в том или ином регионе, группе регионов или системе взаимоотношений "Центр — регионы"

Психологические социальная психология, политическая психология психологические составляющие политической деятельности и массовидных явлений (психология политической памяти, этнопсихология, психология политического конфликта, психологи политической мобилизации, психология политической коммуникации и др.) региональная проекция психологических составляющих политической деятельности и массовидных явлений

Продолжение табл.

Социологические социальные институты (социология политики), социальные общности (социология элит, социология общностей по территориальному признаку), специализированные социальные процессы (социология урбанизации, социология общественных движений и т.д.) структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах акцент на политических структурах общества и региональной составляющей их деятельности

Страноведческие (ре-гионовед-ческие) американистика, африканистика, балканистика, востоковедение, германоведение, россиеведение, синология, славяноведение, японистика и т.д. комплексное изучение отдельно взятых континентов или межконтинентальных образований, народов или их групп акцент на политических структурах национальных сообществ и региональной составляющей их деятельности

Философские социальная философия, философия политики осмысление политических субъектов и природы их деятельности, политического пространства, его свойств и структуры, а также политического времени и его характеристик региональная проекция политического пространства и политического времени при абстрагировании от их универсального характера, региональный и локальный масштаб деятельности политических субъектов

Экономические политическая экономия, экономика народного хозяйства, отраслевая экономика и т.д. факторы экономического роста национальных экономик, планирование регионального экономического развития, территориальная структура ресурсов и производства акцент, с одной стороны, на влиянии экономических факторов на развитие политических институтов, отношений и процессов на региональном уровне, с другой стороны — на взаимосвязи принимаемых внутри-, меж- и надрегиональных (внутригосударственных) политических решений и динамики экономического развития отдельных регионов и страны в целом

Окончание табл.

Юридические международное право урегулирование территориальных споров между государствами, вопросов образования новых и распада существующих государств нормативно-правовые основания рассматриваются скорее как следствие совокупной активности различных политических субъектов, т.е. имеют вспомогательное значение для региональных политических исследований

государственное (конституционное) право форма территориального устройства государства, политико-правовой статус регионов, нормативно-правовые основания региональной политики —"—

муниципальное право местные политические режимы —"—

история государства и права генезис и эволюция формы территориального устройства государства, политико-правового статуса регионов, нормативно-правовых оснований региональной политики —"—

При этом в предметном поле политической регионалистики необходимо выделить три уровня региональных политических исследований:

— внутрирегиональный, или микроуровень, т.е. исследование политических институтов, отношений и процессов в рамках отдельно взятого региона;

— межрегиональный, или мезоуровень, т.е. исследование политических институтов, отношений и процессов в двух и более регионах в контексте их взаимоотношений друг с другом;

— субнациональный, или макроуровень, т.е. исследование политических институтов, отношений и процессов в том или ином регионе (регионах) в контексте их взаимоотношений с государственным центром.

Региональный уровень развертывания политических процессов как исследовательская задача политической регионалистики. Политический процесс представляет собой совокупную деятельность политических субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (а иногда и к упадку) политической системы общества. Другими словами, политический процесс — это форма функционирования политической системы, последовательно эволюционирующей в пространстве и во времени, ее динамическая характеристика.

Традиционным в политической науке является выделение нескольких уровней политического пространства и разворачивающихся на них политических процессов: глобального (мирового), транснационального (наднационального, именуемого нередко региональным в понимании региона как сегмента земного шара), национального (государственного), регионального (субнационального), локального. И хотя региональный политический процесс стоит на предпоследнем месте в этой традиционной иерархии, его значение для текущего состояния и последующего развития национальной политической системы может быть очень важным, а влияние на характер и динамику находящихся на более высоких ступенях иерархии политических процессов транснационального и глобального уровней — весьма существенным.

Выше уже говорилось о том, что в современном мире параллельно развиваются две противоположные тенденции. С одной стороны, происходят интенсивные процессы интеграции стран, формирования глобальных экономических союзов, выстраивания наднациональных институтов управления социальными процессами. С другой стороны, наблюдаются обратные процессы: увеличение разнообразия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания и усиление культурной дифференциации народов, возрождение традиционных ценностей, расширение локальных и региональных националистических устремлений, порой приводящих к конфликтам разных масштабов и степени интенсивности.

Эпоха глобализации выдвигает множество новых вызовов, среди которых — изменение формы и функций современного государства как политического института. Оно все в большей степени утрачивает ореол национального суверена, внешне и внутренне неприкосновенного субъекта международных отношений и начинает играть роль транзитного органа, призванного оказывать всевозможные услуги своим гражданам в самых разных областях их взаимодействия с глобальным миром и локальными ареалами существования. Государство-властитель постепенно уступает место государству-координатору, что требует наличия полноценных гражданских институтов, самоуправления и ориентации общества на демократические и либеральные ценности.

Однако ни глобализация, ни регионализация как доминирующие тенденции развития мирового сообщества на современном этапе не существуют автономно. Они, взаимоопределяя и взаимодополняя друг друга, образуют совокупность социально-политических явлений и процессов, разворачивающихся в современном мире. При этом одной из "площадок" наиболее интенсивного взаимодействия данных тенденций в настоящее время все чаще становится регион — субнациональный уровень организации политического пространства и развертывания политического процесса.

Усиление роли регионального уровня в определении текущего состояния и перспектив политической сферы общественной жизни во

многом определяется форматом современных социально-регулядион-ных технологий. Дело в том, что цивилизации прошлого не нуждались в целостной концепции регионального деления общества, основанной на признании множественности организационно-территориальных принципов его строения. В современном мире усложняющаяся структура общества требует не столько иерархии социальных отношений, сколько их координации. Дисперсия власти в дальнейшем должна усилить автономность многочисленных и разнообразных этнических, конфессиональных, культурных сообществ, существующих в каждой стране. Тем самым регион становится своего рода срединным, промежуточным уровнем организации глобального политического пространства, который одновременно позволяет, с одной стороны, ослабить и даже разрешить противоречия между разнонаправленными процессами глобализации и регионализации, с другой — сбалансировать их, сообщив определенную "глобальность" локальным процессам, и наоборот — адаптировать общепланетарные тенденции к местной культурно-исторической специфике15.

Итак, регион сегодня является промежуточной зоной, проводящей социальной средой, сопричастной как внутриполитическому, так и внешнеполитическому пространству. Именно на этой ступени общественной самоорганизации устанавливается баланс между интеграцией и дезинтеграцией, центром и периферией, централистскими и сепаратистскими тенденциями, между многими другими социальными противоречиями современного общественного развития. Следовательно, региональный уровень развертывания политических процессов приобретает особое значение для государств в контексте их адаптации к условиям всеобщей глобализации и приспособления глобальных тенденций к своим национальным интересам, а тем самым становится одним из ключевых элементов механизма уравновешения глобальной политической системы.

В то же время региональное консолидирование не только тесно связано с глобальными процессами, но и в значительной степени является их прямым следствием. В этом смысле регионализация возникла в современном мире прежде всего в ответ на экономические и политические вызовы новейшей истории. Поэтому, признавая взаимозависимость глобальных и региональных процессов, следует все же исходить из того, что последние являются в значительной мере реакцией на первые. Как правило, эта реакция, основываясь на культурно-исторических особенностях локальных сообществ, выходит на ту или иную форму региональной солидарности, часто преодолевая при этом сложившиеся исторические традиции, иногда и вопреки взаимной неприязни этносов, населяющих тот или иной регион. В основе

13 См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 30.

регионализации, а следовательно, и региональной солидарности обычно лежат самые очевидные критерии.

Место политической регионалистики в системе политологических

дисциплин. Все многообразие региональных политических институтов, отношений и процессов, образующее предметное поле политической регионалистики, в большей или меньшей степени рассматривается целым рядом отраслей современного политологического знания. К числу основных направлений политической науки, так или иначе уделяющих внимание региональной проблематике, следует отнести:

1) учение о политических институтах в их прошлом и настоящем. Изначально и вплоть до конца XIX — начала XX в. институциональный подход был ориентирован на понимание государства как первоосновы политической жизни. Лишь после появления классических трудов Э. Дюркгейма и М. Вебера в политологии наряду с государственно-правовым или административно-юридическим пониманием политических институтов стало утверждаться их более расширительное толкование, во-первых, как идеальной модели самой системы политических отношений, а во-вторых, как собственно организационных структур, воспроизводящихся в коллективной политической практике в соответствии с общими характеристиками упомянутого образца16.

Для комплексного регионального политического исследования особую эвристическую ценность представляет наработанный в рамках институционального подхода опыт осмысления государства как явления социально-политической жизни, одного из центральных субъектов региональных политических отношений, имеющего свои существенные признаки, функции и формы. Выводы и обобщения, сформулированные представителями институционального подхода, приобретают особое значение в современных условиях — постиндустриального развития, глобализации, демократического транзита, цивилизацион-ного кризиса и т.д., когда в научном и экспертном сообществе все чаще звучат голоса об утрате государством своего прежнего статуса ведущего политического института, о деформации его сущности, неопределенности политической судьбы и др.;

2) история политических учений. Представляя собой междисциплинарное научное направление на стыке истории и политологии, история политических учений фокусирует внимание на истории возникновения и развития теоретических знаний о государстве, власти, политике и т.д. При этом предметом данной дисциплины являются не сами политические институты, а прошлое последовательное развитие соответствующих форм их теоретического познания. Накопленные к сегодняшнему дню наработки в области истории политических учений

16 Категории политической науки: Учебник. VI.. 2002. С. 261—268.

позволяют показать не только генезис идей о структурах, формах и институтах политической жизни, но и развитие представлений и теорий о природе, механизмах политических процессов, политической динамики, о сложных и противоречивых аспектах политических перемен и преобразований17.

В рамках политологического исследования региональной политической жизни важное значение приобретает изучение генезиса и эволюции того или иного теоретического подхода к организации территориально-государственного устройства страны, моделям взаимоотношений "центр—регионы", уяснение специфической логики региональной проблематики в истории политических учений, взаимодействия политических идей и доктрин с политической практикой прошлого и современности и т.д.;

3) политическая психология. Имея своим предметом субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок, политическая психология сосредоточивает свое внимание на таких важнейших аспектах субъективной составляющей политического процесса, как: ценности политических культур; настроения, ожидания и установки избирателей; психологические особенности политического лидерства и элит; особенности национального характера разных народов и этнических групп; психология возникновения и разрешения политических конфликтов; психология принятия политических решений; психологические особенности политической коммуникации и т.д.18

Региональные политические институты, отношения и процессы во многом служат проявлением закономерностей политико-психологической сферы, тенденций элитарных и массовых явлений в сфере политического сознания и поведения. Поэтому опора при их изучении на основные политико-психологические концепции является неотъемлемой составляющей их результативности;

4) политическая география и геополитика. Как уже отмечалось, данные подотрасли современной политологии тесно связаны с политической регионалистикой. По мысли сторонников географической парадигмы (в их числе — Ж. Воден и Ш. Монтескье, К. Риттер и Ф. Ратцель, Г. Маккиндер и А. Зигфрид, К. Хаусхофер и А. Мэхэн и др.), характер, динамика и направленность политических процессов неизменно зависят от географической среды в целом или ее отдельных компонентов19. Разработчики геополитики (Р. Челлен, С. Коэн, Р. Хартшорн и др.) видят ее основную задачу в анализе географичес-

17 Проблемы истории социально-политических учений: Учеб.-метод. комплекс /

Рук. авт. колл. E.H. Мощелков. М., 2003. С. 13.

18

См.: Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник. М., 2002.

19 См.: Туровский Р.Ф. Политическая география: Учеб. пособие. М. — Смоленск, 1999.

кого влияния на силовые отношения в мировой политике, связанной с сохранением территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства20.

Очевидно, что географическая среда является важнейшей детер-минантой региональной жизни, предопределяет ее базовые черты. Территория страны, характеризующаяся определенным географическим положением и пространственными показателями, выступает не только существенным признаком государства, но и уникальным политическим ресурсом, определяющим его возможности в своем жизнеобеспечении, развитии социального, экономического, культурного и т.д. потенциала. Характер отношений политически организованного общества и пространства может определять особую логику властных взаимодействий, формируемую институтами власти в зависимости от физико-географических факторов — наличия сухопутных или морских границ, протяженности территорий и т.п., а следовательно, привносить в региональную политику государства определенные черты и коррективы;

5) сравнительная политология. Сравнительная политология представляет собой отрасль политологического знания, в которой на основании эмпирического анализа различных явлений мира политического выводятся синтезированные теоретические обобщения в виде причинных зависимостей, типологий и классификаций, моделей, теорий среднего уровня. Данное направление политической науки базируется на сопоставлении однотипных политических явлений, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач21.

Применение методов и достижений современной политической компаративистики при изучении вопросов, связанных с региональными политическими институтами, отношениями и процессами, существенно расширяет возможности региональных политических исследований, способствует плодотворному использованию опыта других национальных сообществ и их правительств, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости экспериментировать при формировании и реализации региональной политики государства;

6) политический менеджмент. Будучи прикладным направлением политологических исследований, политический менеджмент фокусирует свое внимание на изучении особого вида управления в политике, «когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право "легитимного насилия" и поэто-

20 См.: Нартов И. А. Геополитика. М., 2002.

21 См.: Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология: Учебник. VI..

2002.

му вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии»22. Последние представляют собой средства воздействия на мотивацию индивидов, их сознание и подсознание; являются способами, побуждающими людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта, но одновременно поддерживающими у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий23.

Исследование региональной политической жизни предполагает задействование широкого спектра приемов и технологий, относящихся к сфере политического менеджмента. С одной стороны, это позволяет выявить основных игроков на региональной политической сцене, учесть неформальные и теневые составляющие региональных политических процессов. С другой стороны, наработки в сфере политического менеджмента являются неотъемлемой частью политической практики в региональной сфере, в частности при осуществлении государством региональной политики, реализации той или иной стратегии развития регионов.

Структура и функции политической регионалистики. Существует несколько подходов к определению структуры политической регионалистики.

Общенаучный подход выделяет в структуре политической регионалистики одушевленные субъекты (участники региональной политики) и неодушевленные элементы (региональная политическая власть, политические отношения, политическое сознание, политическая культура и т.д.)24. Другая вариация данного подхода предлагает рассматривать политическую регионалистику как состоящую из теоретической регионалистики (анализ пространственной дифференциации регионов), конструктивной регионалистики (проектирование искусственных территориальных систем), познавательной регионалистики (регионализация пространства как инструмент познания)25.

Специализированный подход предполагает выделение в структуре политической регионалистики следующих объектов исследования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) политические институты (например, государство и его административно-территориальные единицы; общенациональная власть в контексте той части ее деятельности, которая имеет территориальную направленность, а также власть на региональном и местном уровнях; партии, группы интересов и т.п., их деятельность в регионах или в связи с регионами);

2) политические системы и политические режимы (в частности, мера региональных различий в общенациональной политической сис-

22 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учеб. пособие. VI.. 2002. С. 21.

23 Там же.

24 См.: Медведев Н.П. Указ. соч. С. 9.

25 См.: Кефели И.Ф. Политическая регионалистика: Учеб. пособие. СПб., 2005.

С. 5.

теме и в общенациональном политическом режиме; при достаточно больших различиях можно говорить о региональных политических системах и региональных политических режимах);

3) политические процессы (территориальная проекция общенациональных политических процессов или политические процессы сугубо регионального или местного уровня);

4) политическая культура, политическое поведение и политическое участие (мера региональных различий в политической культуре, определение региональных политических культур);

5) политические элиты и политическое лидерство (процессы формирования региональных политических элит и политическое лидерство на региональном уровне);

6) политические коммуникации (региональные особенности политических коммуникаций, например, политические коммуникации между центром и регионами, различия в особенностях политических коммуникаций между регионами, политические коммуникации в отдельно взятых регионах)26.

Существует и несколько иное видение структуры политической регионалистики в рамках специализированного подхода, в соответствии с которым выделяются следующие основные направления:

— политико-территориальная организация общества, ее строение и развитие;

— формы государственного устройства (в особенности федерализм);

— региональная политика;

— факторы и ресурсы территориальной неоднородности государств;

— субъекты политики на уровне региональных сообществ (элиты и группы интересов, партии и политические движения, этносы и религиозные организации, лидеры, органы власти и местного самоуправления);

— региональные политические режимы;

— региональные политические культуры, сознание, идеологии;

— региональные политические процессы;

— "внутренняя" геополитика во взаимовлиянии с "внешней" геополитикой государства27.

Признавая определенную эвристическую ценность данных подходов, необходимо отметить, что в них далеко не всегда учитывается междисциплинарная природа политической регионалистики, а также чрезвычайно динамичная, подвижная структура политологического знания как такового.

В этой связи более эффективным представляется комплексный подход к структуре политической регионалистики, предложенный В.И. Коваленко и A.B. Федякиным28. В соответствии с ним в

26 См.: Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. С. 20—21.

27 См.: Баранов A.B., Вартумян A.A. Указ. соч. С. 18—19.

структуре политической регионалистики выделяются три крупных тематических блока: во-первых, интегрирующие в себе узловые проблемы данного научного направления, во-вторых, устанавливающие тесную взаимосвязь как с политологическими дисциплинами, так и с другими областями научного знания, и, в-третьих, предполагающие дальнейшую дифференциацию и углубление знаний в каждом конкретном разделе политической регионалистики:

I блок — теоретико-методологические основы политической регионалистики (объект, предмет, место политической регионалистики в системе политологических дисциплин; основные методологические подходы и методы политической регионалистики; основные характеристики региональных политических процессов; типология региональных политических процессов; субъекты региональных политических процессов);

II блок — региональные политические отношения, институты и процессы в зарубежных странах (региональная политика государства в ее прошлом и настоящем; центр как субъект региональной политики государства; регион как субъект и объект региональной политики государства; особенности региональной политики в унитарных государствах; региональная политика в федеративных государствах; региональная политика в конфедерациях и ее специфика);

III блок — региональная политика России (российский исторический опыт организации политического пространства; основные характеристики и тенденции развития федеративных отношений в современной России; особенности региональной политики современной России; субъекты региональных политических процессов в современной России; региональные политические режимы в современной России).

Будучи междисциплинарным научным направлением, политическая регионалистика призвана осуществлять ряд важных функций.

Познавательная функция связана с формированием системы знаний о регионе как о субнациональном (внутригосударственном) уровне организации политического пространства, с глубоким и всесторонним изучением генезиса и эволюции его политико-правового статуса, социально-экономических, этноконфессиональных, политико-культурных и т.п. характеристик, установлением его места в системе взаимоотношений с центром и другими регионами.

Мировоззренческая функция способствует выработке определенного видения политической действительности как в рамках отдельных регионов, так и в целом в государстве и обществе.

Регулятивная (управляющая) функция предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на действия субъектов

28 См.: Коваленко В.И., Федякин A.B. Политическая регионалистика: новая программа учебного курса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2006. № 3. С. 14-31.

внутрирегионального и общенационального политических процессов, на направление и динамику политического развития регионов и страны в целом.

Оценочная (аксиологическая) функция направлена на формирование объективной оценки политических феноменов и событий как на уровне регионов, так и на общегосударственном уровне.

Критическая функция предполагает выявление достижений и недостатков различных форм территориального устройства государства, позитивных и негативных сторон тех или иных моделей региональной политики, эффективных и неэффективных региональных политических режимов и т.д.

Прагматическая (практическая) функция нацелена на разработку основных направлений и принципов региональной политики государства, научное обоснование форм, содержания и механизмов осуществления взаимоотношений в системе "центр — регионы".

Прогностическая функция связана с формированием концептуально обоснованных предположений о развитии внутри-, меж- и надре-гионального (внутригосударственного) уровня развертывания политики в будущем, а также о путях и сроках достижения соответствующими политическими феноменами нового состояния.

3 ВМУ, политические науки, № 1

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.