МАТЕРИАЛЫ VI СЪЕЗДА ДЕТСКИХ ОНКОЛОГОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
тился до 11%. V тип осложнений (местный рецидив) был выявлен в 11,3% случаев — за последние 5 лет сократился до 6,6%.
Средний срок службы эндопротезов за 5 лет составил 54,6 ± 6,4% для раздвижных конструкция и 70,8±4,9% для нераздвижных эндопротезов.
Заключение. Несмотря на значительное количество осложнений после эндопротезирования в детском возрасте, использование раздвижных эндопротезов является методом выбора, особенно у детей до 13 лет. В возрасте 14-18 лет рекомендовано использование модульных нераздвижных эндопротезов.
Г.В. Куденцова1,2, С.Н. Светличная3, И.Л. Киселёв1, 2, В.И. Долгин2,
Е.А. Подольская2, В.В. Хвостовой1
1 Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской
Федерации, Курск, Российская Федерация
2 Курский областной клинический онкологический диспансер комитета здравоохранения Курской области,
Курск, Российская Федерация
3 Курская детская областная клиническая больница № 1, Курск, Российская Федерация
К вопросу об оказании онкологической помощи детям со злокачественными новообразованиями в Курской области
289
Актуальность. Здоровье детей — показатель, отражающий состояние общества. Ежегодно в мире около 200 тыс. детей заболевают раком, а около 100 тыс. — умирают от этого заболевания, в первую очередь из-за отсутствия доступа к современному лечению.
По статистике ВОЗ, рак — вторая по частоте причина смертности у детей после несчастных случаев. Смертность от злокачественных новообразований у детей — лидирующая причина летальности у детей от 0 до 19 лет. В развитых странах около 6% детей умирают от ЗН.
Выживаемость для большинства детских опухолей зависит от типа ЗН и улучшается в последние годы. Более 80% детей и подростков переживают 5 лет и более. Тем не менее для некоторых типов ЗН выживаемость остается низкой.
В России ежегодно от 3 до 3,5 тыс. детей заболевает раком.
В среднем та или иная злокачественная опухоль или серьезное заболевание крови возникают до 18 лет у 1 из 600 детей и подростков. По оценкам экспертов, около 30% больных детей не попадают в государственную статистику.
Цель: анализ оказания онкологической помощи детям с ЗН в Курской области за период с 2010 по 2014 г.
Материалы и методы. В исследовании участвовали 142 ребенка в возрасте от 0 до 18 лет включительно, заболевших за период с 2010 по 2014 г. Для расчета показателей использовались стандартные методы статистики.
Результаты. По показателям заболеваемости детского населения, страдающего ЗН в Курской области и Российской Федерации, достоверных
различий не наблюдалось (15,9 и 12,3 на 100 тыс. детей, соответственно). Вместе с тем в Курской области заболеваемость ЗН в 2014 г. по сравнению с 2010 увеличилась в 1,5 раза и достигла 19,7 на 100 тыс. детей от 0 до 18 лет. По России заболеваемость была стабильной.
В структуре ЗН у детей Курской области доминировали опухоли кроветворной и лимфатической ткани — 46,0%, центральной нервной системы — 24,0%, герминогенно-клеточные
опухоли и костные саркомы — по 8,0%, опухоли почки и мягких тканей — по 5,0%, опухоли симпатической нервной системы и глаз — по 2,0%. Анализ заболеваемости в повозрастном разрезе с шагом 5 лет показал, что в целом структура заболеваемости сохранялась, за исключением возраста 10-14 лет. В этот период лидировали опухоли кроветворной и лимфатической ткани — 58,0%, костные саркомы — 21,0%, одинаково часто встречались новообразования ЦНС, гер-миногенно-клеточные опухоли и опухоли мягких тканей — по 7,0%.
Сравнительный анализ оказания онкологической помощи детскому населению в Курской области и России показал, что наш регион занимал средние позиции. Достоверных различий было немного. Они касались морфологической верификации, доли больных с 4-й стадией, распространенности и специального лечения. Морфологическая верификация в Курской области на протяжении многих лет равна 100,0%, в Российской Федерации (в среднем за 5 лет) — 91,7%, t = 15,82, р = 0,0001. Удельный вес больных с 4-й стадией был выше в Российской Федерации (9,4 против 4,3% в Курской области, t = 3,58, р = 0,01). Контингент боль-
МАТЕРИАЛЫ VI СЪЕЗДА ДЕТСКИХ ОНКОЛОГОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
ных, состоящих на конец года на учете в курском областном диспансере, был 31,34 против 40,9 на 100 тыс. детей в Российской Федерации. Почти все дети с ЗН в Курской области (в среднем за 5 лет — 91,7%) получили специальное лечение, в Российской Федерации — 50,2%, t = 8,27, р = 0,003. В лечении преобладала комплексная терапия (62,9 против 29,2%, t = 3,3, р = 0,01).
Выводы.
1. По показателям оказания онкологической помощи детскому населению Курская область, в
сравнении с данными по Российской Федерации, занимает средние позиции.
2. Заболеваемость злокачественными новообразованиями у детей в 2014 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась в 1,5 раза и достигла 19,70 на 100 тыс. детей.
3. В структуре ЗН доминировали опухоли кроветворной и лимфатической ткани, головного мозга и герминогенно-клеточные опухоли.
4. Более 90,0% детей с ЗН в Курской области получили комплексное лечение.
Е.И. Кузнецова
290
Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина Минздрава России,
Москва, Российская Федерация
Нейробиологические показатели нейротоксичности у детей с лимфоидными опухолями
Актуальность. Основным методом лечения детей с лимфоидными опухолями (ЛО) является полихимиотерапия. Вместе с высокой эффективностью применение многих препаратов сопровождается побочными клиническими расстройствами, часто сочетающимися с нарушениями внимания, памяти, эмоциональной сферы. Своевременное выявление объективных маркеров осложнений проводимого лечения может способствовать коррекции терапии для повышения ее эффективности, а также разработке программ последующей направленной реабилитации.
Цель: поиск корреляций между количественными нейрофизиологическими, нейрохимическими и психологическими показателями нейротоксичности у детей с ЛО в период химиотерапии.
Материалы и методы. Обследованы 39 детей (4-16 лет) с ЛО, которые находились на лечении в НИИ ДОГ ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» (19982005 гг.) и получали химиотерапию по модифицированным программам mBFM90, из них 25 — с ОЛЛ, 14 — с неходжкинской лимфомой. Проведено сравнительное комплексное обследование методами ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ. В экспресс-лаборатории (заведующая — проф. В.Н. Байкова) у 12 пациентов в сыворотке крови исследовали уровни нейрохимических показателей: молекулы средних масс (МСМ) как показателя общей токсичности, N-ацетилнейраминовую кислоту (N-АНК) — показателя нейротоксичности, малоновый диальдегид (МДА) — показателя перекисного окисления липидов; токоферол, ретинол — системы антиоксидантной защиты, а также до начала лечения и на разных этапах ХТ в сопоставлении с ЭЭГ-показателями — содержание ванилминдальной кислоты — показателя катехоламинергической системы. Группа
контроля — 11 практически здоровых детей. У 23 детей и подростков (11-16 лет) с ЛО в период ХТ проводили психологическое исследование по фактору тревожности, выбору стратегии поведения в сопоставлении с данными ЭЭГ. Данные ЭЭГ-исследований сопоставляли с нормативными данными по группе сравнения из 32 практически здоровых детей в возрасте 7-17 лет. Запись ЭЭГ осуществляли на 16-канальном компьютерном нейрокартографе «Нейро-КМ» (Россия). Результаты спектрального анализа ЭЭГ выводили в виде абсолютных (Power) и относительных (Power%) значений спектральной мощности на заданных стандартных частотных полосах от 1 до 30 Гц c шагом 1-1,5 Гц. Количественную обработку данных производили методом быстрого преобразования Фурье с помощью системы анализа и топографического картирования электрической активности мозга Brainsys. Анализировали параметры пульсового кровенаполнения, периферического сосудистого сопротивления, венозного оттока и эластичности сосудистой стенки по данным РЭГ, результаты ней-ропсихологическоготестирования в баллах;нейрохимические показатели сыворотки крови и суточной мочи. Клиническое состояние оценивали в баллах по шкале токсичности NCI-CTC (версия 3.0). Для сопоставления данных использовали стандартные статистические методы: непараметрический U-критерий Манна-Уитни для несвязанных выборок, критерий Вилкоксона — для связанных выборок; при сравнении качественных переменных для бинарных признаков — точный критерий Фишера или максимального правдоподобия хи-квадрат; проводили корреляционный анализ. Обработку проводили на базе пакета статистических программ STATISTICA for Windows v.6.0. Различия считали ста-