ЛИТЕРАТУРА
1. Никитин Н. Н., Основы физики атмосферы в применении к медицине, 1935.—2. А Настасьей Н. М. и Харахинов М. К., Вопросы микроклимата и благоустройства населенных мест, 1936.—3. Оболенский В. Н., Основы метеорологии, 1937.—4. Шелейховский Г. В., Калорическое лучеиспускание стен, мостовых и зелени, Доклад на Всесоюзном совещании по планировке в ВСНХ, 1937.—5. Эвермайер, Гигиеническое значение леса, журн. Русского общества охраны народного здравия, № 8—9, 1893.—6. Тверской П. Н„ Доклад на Междуведомственной конференции по микроклимату в Ленинграде, 1934.—7. Баранов и Щепотьева, Труды бальнеологии на Кавказских минеральных водах, 1928, VII
А. А. МИРОНОВА (Москва)
К вопросу об одежде парашютиста
Из центральной лаборатории авиамедицины НКЗдрава СССР (нач.—проф.
В. В. Стрельцов)
Литературных данных об одежде парашютиста почти нет и опыта в этом отношении мало. Между тем быстрый рост в Союзе парашютизма, охватывающий огромные коллективы советской молодежи, требует немедленного разрешения вопроса спецобмундирования в данной области.
Одежда парашютиста, помимо общих требований защиты организма от неблагоприятных .внешних факторов, должна также защищать от ушибов и т. д. К этому надо относиться очень серьезно.
Летняя одежда парашютиста должна удовлетворять требованиям ветрозащитности, вентилируемоет и и гигроскопичности. Она состоит из хлопчатобумажного комбинезона, обуви и шлема.
Комбинезон изготовляется из темносинего репса с застежкой спереди на петли и пуговицы. Рукава комбинезона прямые, с хлястиками внизу. Штанины также имеют внизу хлястики, застегивающиеся на петлю и пуговицу. Комбинезон имеет пояс и отложной воротничок. Спереди комбинезона, в области груди, нашиты два кармана.
Неудобством покроя комбинезона являются хлястики и пояс, так как при выходе парашютиста из кабины перед прыжком они могут зацепляться за выступающие части самолета. Целесообразно хлястики заменить манжетами, а пояс уничтожить. Материал комбинезона-—"синий хлопчатобумажный репс — удовлетворителен с гигиенической точки зрения.
В отношении обуви пока нет единого мнения, несмотря на то, что она является самой ответственной частью одежды, так как парашютистам приходится, приземляясь, принимать удар ногами. По мнению ряда парашютистов лучшей летней обувью являются брезентовые сапоги, фиксирующие голеностопный сустав и хорошо приспособленные к конфигурации ноги. Другие пользуются ботинками — лыжными, конькобежными, футбольными и т. д., не испытывая при этом особых неудобств.
Предложенные тов. Московским ботинки не дали положительных результатов и не получили широкого распространения.
1 Г. В. Долбнин, «Вестник военного воздушного флота», № 12, 1934 г.
Учитывая опыт парашютистов, следует признать, что наиболее целесообразной летней обувью являются специально сшитые ботинки на толстой подошве с широким каблуком высотой 1,5 см. Шнуровка ботинок не должна быть высокой во избежание застойных явлений. Одновременно необходимо для большей фиксации голеностопного сустава бинтовать его. Можно также применять амортизирующие стельки из упругой пористей резины, которыми пользуются некоторое парашютисты клуба Оооавиахима в ТушИне.
Безусловно непригодны ботинки со стоптанными и искривленными каблуками, туфли на высоких каблуках, спортивные резиновые тапочки. Такая обувь в момент приземления не позволяет достаточно устойчиво стать на ноги, следствием чего возможны падения и ушибы.
Головным уборам парашютиста летом служит кожаный или тканевый шлем на шелковой или байковой подкладке. Шлем удовлетворителен в гигиеническом отношении. Необходимо только, чтобы он соответствовал размерам головы. Если он велик, то происходит неприятное задувание воздуха под шлем, если мал, то болезненно давит на голову.
Зимняя одежда парашютиста должна быть легкой, теплой, ветрозащитной и вместе с тем воздухопроницаемой, обеспечивающей хорошую вентилируемость, не допускающей перегревания организма (потения) и защищающей от простудных заболеваний.
Обстановка, в которой протекает работа" парашютиста (наземное передвижение, полет в самолете, условия прыжка), еще больше усложняет требования, предъявляемые к одежде. Так, например, в период наземного передвижения при низкой температуре воздуха и при ветре парашютист делает максимум движений (хождение, перенос парашюта и т. д.), вследствие чего слишком теплая и плохо вентилируемая одежда создает условия для перегревания организма с последующим потоотделением. В данном случае нужна одежда с хорошей проницаемостью для воздуха, обеспечивающая необходимую вентилируемость одежды и вместе с тем обладающая высокими тепловыми качествами.
Во время полета парашютист обычно находится в открытом самолете в спокойном сидячем положении, подвергаясь действию холодного потока воздуха и больших скоростей. Если парашютист вспотел перед посадкой в машину, то при полете влажные ткани будут быстро охлаждаться, подвергая чрезмерному охлаждению и организм, что может повлечь за собой простудные заболевания. В данном случае одежда должна быть теплой и отличаться пониженной воздухонепроницаемостью для защиты парашютиста от продувания.
В третий, наиболее ответственный период прыжка организм подвергается максимальному охлаждению. Здесь нужна одежда теплая, непродуваемая-и в то же время легкая и гибкая, чтобы не стеснять движений парашютиста.
Таким образом, к зимней одежде парашютиста в различные моменты его работы предъявляются не одинаковые, иногда прямо противоположные требования (например, высокая воздухопроницаемость в условиях нахождения на земле ,и низкая при полете и прыжке). Эти требования можно' сформулировать так: одежда должна обладать достаточными теплозащитными свойствами при достаточной воздухонепроницаемости и легкости.
Существующая в настоящее время зимняя ёдежда парашютиста состоит из мехового комбинезона, покрытого синим репсом, меховых перчаток, шлема и обуви (не специальной). Она имеет ряд существенных недостатков, преимущественно в отношении гигиенических свойств материалов: так, мех, употребляемый для комбинезона (русская овчина или цигейка), тяжел (кожаный комбинезон на овчине
весит 5,8 кг) и недостаточно воздухопроницаем. Толстый слой кожи и меха содержит много гигроскопической воды в порах (до 30%)г вследствие чего при низкой температуре он становится более теплопроводным и твердым, теряя свою мягкость и гибкость.
Наилучшим является мех лисы и козы: он легок и содержит малое количество гигроскопической воды (15%).
Верх комбинезона—синий репс, очень воздухопроницаем и служит лишь для защиты меха от загрязнения. При подборе для комбинезона ткани и меха, удовлетворяющих всем перечисленным выше, подчас противоречивым, требованиям, нужно итти по линии комбинации различных материалов. В поисках таких материалов и комбинаций лаборатория авиамедицины провела ряд опытов.
В основу испытаний положены были следующие три требования: достаточная воздухопроницаемость, достаточные тепловые свойства и легкость.
Наилучшим вариантом оказалась комбинация ватина и гагачьего пуха. Ватин брался в два слоя, гагачий пух в количестве 200 г пуха на комбинезон. Для сравнения брались также комбинации меха овчины и цигейки с байкой и репсом.
В результате лабораторных исследований испытаний нами получены следующие данные тепловых свойств комбинаций.
Наименование мате- Вес Тепловая способность
риала 100 см3 при спокой- при ветре
в г ном воздухе в 11,5 м/сек.
Цигейка, байка, репс . 20,6 65 92,7
Овчина, байка, репс . 21,6 60,8 87,9
Ватин, гагачий пух, са-
тин, репс ..... 10,7 59,8 81,9
Ватин, гагачий пух, са-
тин, репс, стратостат-
ный шелк .... 12,3 59,8 99,9
Из полученных экспериментальных данных вытекает:
1. Комбинация ватина и гагачьего пуха по весу в два раза меньше комбинации из меха и байки.
2. В условиях спокойного воздуха тепловая способность комбинации гагачьего пуха и ватина незначительно отличается от тепловой способности меховых комбинезонов (разница всего: в 1—5%).
3. (В условиях движения воздуха со скоростью 11,5 м/сек. тепловая способность комбинации гагачьего пуха и ватина ниже, чем меховых комбинезонов.
4. Добавление поверх комбинации ватина и пуха одного' несплошного слоя прорезиненного стратостатного шелка повышает ее тепловую способность в условиях движения воздуха на 18°/о и делает ее очень высокой (99,9%), превышая, таким образом, тепловую способность меховых комбинезонов.
Большое значение имеет качество ватина: чем оно выше, тем выше и тепловые свойства. Нами был взят ватин второго сорта. Для защиты от продувания и охлаждения целесообразно' поверх комбинезона сделать несплошные (с небольшими разрывами) нашивки из прорезиненного стратостатного шелка или перкаля; отличаясь воздухонепроницаемостью, они будут защищать парашютиста от продувания и тем сохранять тепло в одежде. Нашивки делаются спереди на груди, плече и предплечье и в верхней части спины и бедер.
По данным лабораторных исследований, комбинезон из ватина и пуха, сравнительно немного отличаясь в тепловом отношении от меховых комбинезонов, имеет большие преимущества в смысле вен-тилируемости, легкости и гибкости.
Комбинезон из гагачьего пуха является относительно дорогим и поэтому не может быть изготовляем в массовом масштабе. Его надо применять при специальных парашютных прыжках (затяжных, высотных).
Для массового изготовления зимних комбинезонов можно рекомендовать ватин или ватилин (вата, обработанная особым составом, предотвращающим сваливание). Комбинезоны .из данных материалов дешевы и достаточно теплы.
Покрой комбинезона должен быть приспособлен, с одной стороны, к производственным процессам и с другой— защищать от продувания. Застежки надо делать не по1 середине, а с передней стороны сбоку. Для большей герметичности целесообразно устройство двойного переда, состоящего из двух слоев взапах, застегивающихся один внутри, другой снаружи. Верхний слой должен состоять! из ткани, покрывающей комбинезон, и ветрозащитного слоя. Пояс комбинезона должен быть широким (около 8 см). Необходимо, чтобы он плотно прилегал к талии и тогда он не будет зацепляться за окружающие предметы. Рукава комбинезона внизу должны оканчиваться обшлагами, хорошо защищенными от продувания. Внутри следует нашить напульсники. Воротник комбинезона из меха под обезьяну удобно делать круглым с небольшим отворотом, достаточно плотно и равномерно охватывающим шею со всех сторон.
Для нательного зимнего белья нужны рыхлые ткани с большим содержанием воздуха как в порах их, так и в промежуточных отверстиях между переплетениями (так называемое «креповое переплетение»). Наиболее подходящими тканями являются креп-де-шин и креп бумажный (для рубашек). Хороши также в тепловом отношении хлопчатобумажные ткани с начесом на одной или обеих сторонах (теплопроводность 52%), так как в данном случае волоски начеса не позволяют ткани плотно прилегать к телу, благодаря чему получается большая прослойка воздуха. Такой тканью может служить фланель (рубашка и кальсоны). Поверх белья из крепа или фланели целесообразно надевать трикотажный шерстяной свитр. Верхнее платье лучше шить из сукна.
В тепловом отношении также имеет значение количество слоев одежды — чем больше слоев, тем больше между ними прослоек воздуха и тем менее теплопроводна одежда.
Мы не останавливаемся на женской одежде, считая, что она в основном не должна резко отличаться от мужской.
Зимней обувью парашютистов парашютной станции при клубе Осоавиахима служат обыкновенные валеные сапоги, которые выдаются перед прыжком. Такая обувь часто не подходит к размерам ног (большой размер). Надевая валенки, нужно их прикреплять к комбинезону хотя бы нашитыми тесемками.
Зимняя обувь парашютиста должна отличаться хорошими тепловыми свойствами, легкостью, вентилируемостью, хорошей фиксацией голеностопного сустава и прочностью. Сапоги надо брать меховые с прослойкой ватина, покрытые сверху кожей; лучше всего использовать мех легкий с небольшим, содержанием гигроскопической воды (15—20°/о), например, собачий или лисий. Такие сапоги будут достаточно теплыми. Для лучшей фиксации голеностопного сустава рекомендуется шить сапоги с застежками молния или шнуровкой. Помимо сапог, следует надевать хлопчатобумажные носки и шерстяные
чулки. Обязательным условием является полная пригонка чулок по ноге, без свободных пространств и складок.
Перчатки парашютиста должны быть теплыми, мягкими и эластичными. Меховые перчатки очень грубы. Учитывая высокие тепловые свойства комбинации гагачьего пуха, ватина и прорезиненного стратостатного шелка, следует сшить и испытать перчатки из этого материала в полете и прыжках; для предохранения верха (страто-статный шелк) от изнашивания целесообразно покрыть его- защитной тканью.
Наиболее удобным головным убором для парашютиста является двойной меховой, хорошо пригнанный к голове Шлем, не дающий задувания и не давящий на голову. Чрезвычайно важна1 правильная подгонка края шлема, охватывающего лицо, для предупреждения задувания под шлем. При затяжных прыжках нужно надевать подшлемник, закрывающий большую часть лица, защищая ее от ссадин, вызываемых трением о веревки подвесной системы при раскрытии парашюта, и от возможного обморожения.
М. И. КУЛЕНОК, И. Ф. НЕЙМАН и С.Н. ШУТЕНИН (Ленинград)
К санитарной характеристике обоев
Из санитарно-гигиенической лаборатории Петроградского райздравотдела Ленинграда
Потребность в обоях у нас непрерывно возрастает. Это видно из того, что Ленинградская обойная фабрика выпустила в 1936 г. 13 млн. кусков, в 1936 г.— 17 500 млн., в 1937 г. — 20 млн.
Настоящая работа—результат изучения санитарных свойств обоев, выпускаемых Ленинградской фабрикой. Нами получен богатый экспериментальный материал в отношении их светопоглощаемо-сти, маркости, пористости, вредности, цветоустойчивости и художественной ценности. Последнее обстоятельство в известной степени влияет на самочувствие человека и, стало быть, не отделимо от санитарной характеристики обоев.
Данная работа не является исчерпывающей, так как пока остались невыясненными вопросы бактерицидное™ обоев (находящиеся в процессе разработки), физико-химических свойств бумаги и некоторые другие.
Вообще говоря, обои непрактичны и негигиеничны по следующим причинам: а) их нельзя мыть, что способствует механическому и бактериальному загрязнению стен; б) шероховатость их поверхности вызывает скопление пыли; в) неизбежность деформации обоев содействует размножению паразитов. Кроме того, клеевые вещества, удерживающие обои на стена*, значительно уменьшают естественную вентиляцию.
Для зеленых обоев Центральная лаборатория управления подсобных предприятий Ленсовета разработала технологический процесс и приемы применения особой бумажной пасты под названием «жидкие обои». С помощью пульверизатора эта паста наносится на стену и высыхает на ней в течение 15 минут. На высохшей массе можно сделать трафаретом любой рисунок. Обработанная таким образом стена выдерживает мытье и 10—15 перекрашиваний без предварительной чистки. Пока авторы не располагают еще достаточными данными для оценки «жидких обоев».