Научная статья на тему 'К вопросу об общественной эффективности высокоскоросных магистралей'

К вопросу об общественной эффективности высокоскоросных магистралей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова И.А., Тищенко Т.И.

Статья посвящена проблеме оценки общественной эффективности инвестиций в высокоскоростные магистрали, реализуемые за счет государственных средств. Описаны алгоритмы расчета основных внешних эффектов для инвестиционных проектов, связанных с развитием высокоскоростного железнодорожного транспорта. Работа выполнена при частичной финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 17-06-00041).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миронова И.А., Тищенко Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE SOCIAL EFFICIENCY OF HIGHSPEED RAIL TRANSPORT

The article is devoted to the evaluation of the effectiveness of public investment in high-speed railway, implemented through public funds. The algorithms of calculation of the main external effects of investment projects related to the development of high-speed rail transport.

Текст научной работы на тему «К вопросу об общественной эффективности высокоскоросных магистралей»

К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСОКОСКОРОСНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

Миронова И.А.

Тищенко Т.И.

Институт системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук

Москва

TO THE QUESTION OF THE SOCIAL EFFICIENCY OF HIGHSPEED RAIL TRANSPORT

Mironova I.A.

Tischenko T.I.

Institute for Systems Analysis, Federal Research Center «Computer Science and Control» of Russian Academy of Sciences

Moscow

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме оценки общественной эффективности инвестиций в высокоскоростные магистрали, реализуемые за счет государственных средств. Описаны алгоритмы расчета основных внешних эффектов для инвестиционных проектов, связанных с развитием высокоскоростного железнодорожного транспорта. Работа выполнена при частичной финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 17-06-00041).

ABSTRACT

The article is devoted to the evaluation of the effectiveness of public investment in high-speed railway, implemented through public funds. The algorithms of calculation of the main external effects of investment projects related to the development of high-speed rail transport.

Ключевые слова: высокоскоростная магистраль, общественная эффективность, внешний эффект.

Keywords: high-speed railway, social effect, the external effect.

Согласно теории оценки эффективности инвестиционных проектов, «показатели общественной эффективности проекта учитывают допускающие стоимостное измерение последствия осуществления инвестиционного проекта для рассматриваемой общественной системы, включая затраты и результаты в смежных областях, в предположении, что все результаты инвестиционного проекта используются этой общественной системой, и за счет ее ресурсов производятся затраты, необходимые для реализации проекта». [1,2]

Игнорировать расчеты общественной эффективности нельзя даже тогда, когда подобный проект инвестируется полностью за счет средств частной компании. Будучи весьма эффективным коммерчески, проект может быть вреден для общества в целом за счет существования, так называемых, внешних эффектов. Возможна и обратная ситуация: проект, в реализации которого нуждается общество, не находит своего инвестора, поскольку расчеты эффективности дают отрицательный результат. Именно к этому случаю и относятся проекты высокоскоростных магистралей.

Концептуальной основой оценки

общественной эфффективности высокоскоростной железнодорожной линии должен быть всесторонний учет всех внешних эффектов от реализации проекта, которые не отражаются на стоимостных показателях деятельности его участников. Величину внешних эффектов

предлагается рассчитывать по установленным формулам с использованием соответствующих нормативных и удельных характеристик.

Внешними эффектами принято считать последствия реализации инвестиционного проекта, не находящие адекватного отражения в показателях хозяйственной деятельности участников проекта, и, соответственно, не влияющие на величину притоков и оттоков денежных средств в расчетах коммерческой эффективности проекта. [3]

При оценке общественной эффективности новой высокоскоростной железнодорожной магистрали должны быть учтены следующие виды внешних эффектов:

- дополнительная прибыль ранее действующих промышленных предприятий за счет роста производства, связанного с обеспечением проекта строительными машинами и механизмами, транс-портно-строительными средствами, грузовыми машинами, металлопродукцией, строительными материалами и конструкциями, топливом, электроэнергией на стадии строительства В СМ;

- дополнительная прибыль строительных предприятий от продажи услуг при монтаже инженерного оборудования, зданий и сооружений на строительстве ВСМ;

- дополнительная прибыль предприятий промышленности, производящих продукцию, используемую при эксплуатации ВСМ;

- прирост доходов в бюджеты всех уровней за счет дополнительных налогов, сборов, платежей, связанных с реализацией проекта;

- сокращение прибыли предприятий воздушного транспорта в связи с переключением части пассажиропотока на ВСМ;

- сокращение расходов региональных бюджетов на создание новых рабочих мест в регионах, находящихся в зоне влияния проекта, в связи с реализацией проекта на стадии строительства и на стадии эксплуатации новой железнодорожной линии;

- стоимостная оценка сокращения времени, затрачиваемого населением на поездки в связи с вводом в эксплуатацию ВСМ;

- сокращение рыночной стоимости недвижимого имущества граждан (жилья, гаражей, земли) в регионе создания новой железнодорожной линии;

- ущерб от отчуждения сельскохозяйственных земель при строительстве новой магистрали.

Дополнительная прибыль ранее действующих предприятий, связанных со строительством ВСМ, рассчитывается по формулам (1)-(7):

ЛПпрс = ЛПмаш + ЛПмет+ ЛШпр+ ЛПТОп+ ДПэ/э

+ ЛПсмр (1)

ЛПмаш = С маш х рмаш /(1+ р маш ) (2)

ЛПмет = Сметхрмет /(1+рмет) (3)

ЛПстр = С стр х рстр /(1+ рстр) (4)

ЛПтоп = С топ х ртоп /(1+ ртоп) (5)

ЛПэ/э = Сtэ/э х рэ/э /(1+ рэ/э) (6)

ЛП смр = С смр х рсмр /(1+ рсмр) (7)

где:

ЛПпрс - суммарная дополнительная прибыль предприятий промышленности и строительства, обусловленная реализацией проекта создания ВСМ на стадии строительства линии в 1-ом году расчетного периода, руб.;

ЛПсмр, ЛПtмаш, ЛП мет, ЛП1Стр, ЛП1топ, ЛП1э/э - дополнительная прибыль организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы, предприятий машиностроения, металлургических, промышленности строительных материалов, нефтеперерабатывающих, поставщиков электроэнергии за счет роста производства для обеспечения проекта строительными материалами, техникой и оборудованием, на стадии строительства ВСМ в году 1 расчетного периода, руб.;

С смр, С маш , С мет , С стр , С топ , С ¡э/э стоимость

строительно-монтажных работ, строительной техники, грузовых машин и оборудования, металлопродукции, строительных материалов, необходимых для реализации проекта в году 1 расчетного периода, руб.;

рсмр, рмаш , рмет , рстр , ртоп , рэ/э - рентабельность проданных товаров (услуг) в соответствующей отрасли на момент расчетов, руб./руб. себестоимости.

Выбор в качестве параметров для расчета внешних эффектов показателей, характеризующих стоимость используемой техники, материалов и строительных работ, обусловлен реальной возможностью их прогнозирования на основании данных,

содержащихся в технико-экономическом обосновании проекта строительства высокоскоростной магистрали.

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг - это показатель, входящий в перечень данных Росстата, обновляемый раз в квартал. Уровень рентабельности рассматриваемых производств можно принять на основании данных для соответствующих видов деятельности на момент расчетов.

Дополнительная прибыль отраслей промышленности в период эксплуатации магистрали рассчитывается исходя из средней рентабельности этих отраслей и стоимости потребляемых в процессе эксплуатации ВСМ материальных и энергоресурсов (на основе структуры эксплуатационных затрат) (формула (8)):

ЛПм = Дм - Дм /(1+ рм) (8)

ЛП м - дополнительная прибыль отрасли промышленности, поставляющей материалы для ВСМ, в году 1 расчетного периода, руб.;

Д1м - доход отрасли от поставки материалов для ВСМ, в году 1 расчетного периода, руб.;

рм - рентабельность отрасли, поставляющей материалы для ВСМ, руб./руб. себестоимости.

Прогноз доходов отраслей промышленности может быть построен на базе калькуляции расходов на эксплуатацию ВСМ по годам расчетного периода, которая должна содержаться в технико-экономическом обосновании инвестиционного проекта.

Прирост доходов в бюджеты всех уровней за счет дополнительных налогов, сборов, платежей, связанных с реализацией проекта и учтенных во внутренних потоках проекта в качестве оттоков, рассчитывается по формулам (9)-(14):

ЛДб = ЛДндфл + ЛДесн+ ЛДни +ЛДнп + ЛДнз (9)

ЛДндфл = (ЛЧжд х з1жд +Ч1с х з1с ) х ндфл /100 (10) ЛДесн = (ЛЧ1жд х з1жд +ЧС х з1с ) х Щсн /100 (11) ЛДни = Ф1ВСМ х ни /100 (12) ЛДнп = ПвСМ х ц1ВСМ х р1ВСМ хнп /100 (13) ЛД1нз = S х нз /100 (14)

где:

ЛД1б - суммарный прирост доходов бюджетов всех уровней в году 1 расчетного периода, руб.;

ЛД1ндфл - прирост доходов бюджета за счет налога на доходы физических лиц, занятых на сооружении ВСМ и ее эксплуатации в году 1 расчетного периода, руб.;

ЛД1есн - прирост доходов бюджета и целевых фондов за счет единого социального налога на заработную плату занятых на строительстве и эксплуатации ВСМ, в году 1 расчетного периода, руб.;

ЛД1ни - прирост доходов регионального бюджета за счет налога на имущество при эксплуатации ВСМ в году 1 расчетного периода, руб.;

ЛД1нп - прирост доходов бюджетов всех уровней за счет налога на прибыль ВСМ в 1-ом году расчетного периода, руб.;

ЛДнз - прирост доходов бюджета за счет арендной платы за землю в году 1 расчетного периода, руб.;

S - площадь участков земли, отводимых под строительство ВСМ, га;

Ф'всМ - стоимость основных фондов ВСМ в году 1, млн.руб.;

Чс - численность работников, занятых на строительстве ВСМ в году 1, чел.;

ЛЧжц - прирост численности работающих на железнодорожном транспорте в связи с реализацией проекта в 1-ом году расчетного периода по сравнению с базовым периодом (момент расчетов), чел.;

з'жд - средняя заработная плата работников железнодорожного транспорта, в году 1, руб./чел.;

з'с - средняя заработная плата работающих на строительстве ВСМ в году 1, руб./чел.;

ндфл - ставка налога на доходы физических лиц, %;

несн - ставка единого социального налога, %;

нз - ставка арендной платы за землю, %;

нп - ставка налога на прибыль, %;

П1всм - численность пассажиров ВСМ, чел.;

ц1всм - средняя цена билета на ВСМ, руб.;

р1ВСМ - средняя рентабельность высокоскоростных пассажирских перевозок, руб./руб.дохо-дов.

Ставки налогов, арендной платы за землю принимаются равными текущим (на момент расчетов) для всех лет расчетного периода.

Средняя заработная плата работников железнодорожного транспорта оценивается для каждого года расчетного периода на основании данных Рос-стата об уровне средней заработной платы по данному виду деятельности на момент расчета, скорректированных с учетом прогноза роста средней заработной платы, зафиксированного в официальных документах, определяющих стратегию социально-экономического развития Российской Федерации. Если такие прогнозы отсутствуют, показатель не меняется по годам расчетного периода.

Значения прочих параметров, присутствующих в формулах (9)-(14), берутся из технико-экономического обоснования инвестиционного проекта (разделы оценки коммерческой эффективности проекта для инвесторов).

Сокращение расходов региональных бюджетов на создание новых рабочих мест в регионах, находящихся в зоне влияния проекта, в связи с реализацией проекта на стадии строительства и на стадии эксплуатации новой железнодорожной линии рассчитывается по формулам (15)-(16):

АР1б = (АЧ1жд хднржд хэбжд +Ч1с хднрс хэбс) х рпб (15) рпб = Рз/ Чб (16)

где:

АР1б - сокращение расходов бюджетов всех уровней на реализацию мероприятий государственной политики содействия занятости населения в регионах влияния проекта в году 1 расчетного периода, руб.;

ЛЧвд - прирост численности работающих на железнодорожном транспорте в связи с реализацией проекта в году 1 расчетного периода по сравнению с базовым периодом (момент расчетов), чел.;

днржд - доля населения рассматриваемых регионов в приросте численности работающих на железнодорожном транспорте в связи с реализацией проекта,%;

эбжд - экспертная оценка сокращения явной и скрытой безработицы в регионе за счет увеличения численности работающих на железнодорожном транспорте в связи с реализацией проекта, %;

Ч1с - численность работающих на строительстве новой железнодорожной линии в 1-ом году расчетного периода, чел.;

днрс - доля населения рассматриваемых регионов в приросте численности работающих на строительстве новой железнодорожной линии, %;

эбс - экспертная оценка сокращения безработицы в регионах за счет проекта строительства новой железнодорожной линии, %;

Рз - расходы бюджетов всех уровней на реализацию мероприятий государственной политики содействия занятости населения в регионах влияния проекта в году 1 расчетного периода, руб.;

Чб - оценка численности безработных (включая скрытую безработицу) в регионах влияния проекта на момент расчетов, чел.;

рпб - примерная средняя оценка расходов бюджетов всех уровней на выплату пособия по безработице, других выплат безработным гражданам, на организацию временного трудоустройства граждан, приходящихся на 1 безработного (включая скрытую безработицу) в год, руб./чел.

Экспертная оценка сокращения безработицы в регионах за счет реализации проекта строительства новой железнодорожной линии и ее эксплуатации, а также доли населения рассматриваемых регионов в приросте численности работающих на строительстве и эксплуатации новой линии дается специалистами территориальных органов службы занятости исходя из профессионального и квалификационного состава безработных в регионах и набора специальностей, требуемых на строительстве ВСМ и ее эксплуатации.

Оценку численности безработных в регионе влияния проекта на момент расчетов и расходы бюджетов на реализацию мероприятий государственной политики содействия занятости населения в регионах влияния проекта должны предоставить региональные органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, отвечающие за труд и занятость в регионе.

Сокращение прибыли предприятий воздушного транспорта в связи с переключением части пассажиропотока на ВСМ рассчитывается по формуле (17):

АП1в = ( Пба - П1а ) X 51а X р1а (17)

где:

Пба , П1а - пассажирооборот воздушного транспорта в базовом году (на момент расчетов) и в году 1 расчетного периода, пассажиро-км;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средняя себестоимость перевозок пассажиров воздушным транспортом в году 1 на рассматриваемом направлении, руб./пассажиро-км;

р1а - минимальная рентабельность перевозок пассажиров воздушным транспортом на рассматриваемом направлении в году 1, руб./руб. себестоимости.

Стоимостная оценка сокращения времени, затрачиваемого населением на поездки в связи с вводом в эксплуатацию новой железнодорожной линии, рассчитывается по формуле (18):

Э1вп = Чпас х сп-ч х (уВп - У°вп ) (18)

где:

Ч пас - численность пассажиров ВСМ, сформированная за счет пассажиров существующей линии, в году ^

Увп - среднее время в пути пассажира при поездке до ввода в эксплуатацию высокоскоростной линии;

у°вп - среднее время в пути пассажира при поездке по ВСМ;

сп-ч - стоимость пассажиро-часа.

Стоимость пассажиро-часа для оценки экономии времени пассажиров рассчитывается исходя из среднечасовой заработной платы в регионе на момент расчетов.

Потери граждан из-за сокращения рыночной стоимости жилья и земельных участков в регионе создания ВСМ рассчитываются по формулам (19)-(20):

ЛСж = Цбж хЛЦж/100 х (19) ЛСз = Цбз хЛЦз/100 хSбз (20)

где:

ЛСж - суммарное сокращение рыночной стоимости жилья в регионе создания новой железнодорожной линии в году ввода линии в эксплуатацию, руб.;

Цбж - средняя цена единицы 1 кв.м жилья в районе реализации проекта до ввода новой линии, руб/ед.;

ЛЦж - оценка снижения стоимости жилья, вызванного эксплуатацией новой высокоскоростной магистрали, %;

Sбж - оценка размеров жилого фонда, стоимость которого изменится в связи с вводом новой ВСМ, кв.м;

ЛСз - суммарное сокращение рыночной стоимости земельных участков, находящихся в собственности граждан в регионе создания новой железнодорожной линии в году ввода линии в эксплуатацию, руб.;

Цбз - средняя рыночная цена земли в районе реализации проекта до ввода новой линии, руб./га;

ЛЦз - оценка снижения стоимости земельных участков, принадлежащих гражданам, вызванного эксплуатацией новой высокоскоростной магистрали, %;

Sбз - оценка размеров земельных участков, стоимость которых изменится в связи с вводом новой ВСМ, га.

Использование в проекте ограниченных земельных ресурсов обуславливает существование как внутренних стоимостных потоков, связанных с землей, так и внешних эффектов.

Внутренние потоки при определенных условиях могут включать стоимость земли в рыночных ценах в составе инвестиционных затрат проекта, земельные налоги и арендную плату за землю - в составе операционных затрат проекта.

Внешние потоки проекта включают оценку отрицательного внешнего эффекта, связанного с затратами земельных ресурсов, если в ходе реализации проекта теряются потребительские свойства или сокращаются в результате их отчуждения площади лесных и сельскохозяйственных земель, а также земель историко-культурного, природно-за-поведного назначения.

Для включения соответствующего притока или оттока денежных средств в расчеты общественной эффективности изъятый участок земли сельскохозяйственного назначения предлагается оценивать методом капитализации земельной ренты.

Ущерб от отчуждения сельскохозяйственной земли под производственные нужды при строительстве новой железнодорожной линии рассчитывается по формулам (21)- (23):

Узсх = (Цсх - Зсх)/1 (21)

Цсх = 2 у хSус хц, х100 (22) 3

Зсх = 2 у хSус х^ х100 (23) 3

где:

Узсх - ущерб от отчуждения сельскохозяйственной земли, руб.;

Цсх - стоимость годовой сельскохозяйственной продукции в рыночных ценах на момент расчетов, получаемой с отчуждаемого участка земли, руб.;

Sус - площадь отчуждаемого в связи со строительством железнодорожной линии участка сельскохозяйственной земли, га;

у - урожайность _|-ой сельскохозяйственной продукции для земель данной категории в рассматриваемом регионе, ц/га;

ц - рыночная цена _|-ой сельскохозяйственной продукции в рассматриваемом регионе на момент расчетов, руб./кг;

Зсх - приведенные (текущие и капитальные) затраты на производство ) -ой сельскохозяйственной продукции в рассматриваемом регионе на момент расчетов, руб./кг;

з - себестоимость производства единицы _|-ой сельскохозяйственной продукции в рассматриваемом регионе на момент расчетов, руб./кг;

I - коэффициент капитализации получаемого дохода;

Ставка капитализации рентного дохода для сельскохозяйственных земель может быть принята на уровне 5%.

Литература

1. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. 5-е изд. М.: ПолиПринт-Сервис, 2015. 1300 с.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция). Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, ГК РФ по строительству, архитектуре и жилищной политике. - М.: Экономика, 2000. - 422 с.

3. Миронова И.А. Оценка внешних эффектов в расчетах общественной эффективности крупных инвестиционных проектов строительства и реконструкции участков железной дороги // Аудит и финансовый анализ, 2013. № 4. С. 200-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.