Научная статья на тему 'К вопросу об обеспечении продовольственной безопасности и устойчивого развития РФ в условиях глобального изменения климата'

К вопросу об обеспечении продовольственной безопасности и устойчивого развития РФ в условиях глобального изменения климата Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
климатическая доктрина / изменение климата / продовольственная безопасность / устойчивое развитие / climate doctrine / climate change / food security / sustainable development

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агапов Дмитрий Александрович

Введение: необходимость учета изменений климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов продовольственной и национальной безопасности страны выдвигает проблему глобального изменения климата в ее национальном и международном измерениях в число приоритетов политики РФ на современном этапе развития. Цель: проведение анализа имеющейся нормативной правовой базы в сфере обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития в условиях глобального изменения климата. Методологическая основа: диалектический метод, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, формально-логический и формально-юридический методы и др. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно ключевых долговременных факторов продовольственной и национальной безопасности страны в условиях глобального изменения климата в ее национальном и международном измерениях на современном этапе развития государства. Выводы: для достижения поставленной цели необходимо осуществлять анализ имеющийся нормативной правовой базы с целью выявления нового подхода к заявленной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агапов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Ensuring Food Security and Sustainable Development of the Russian Federation in the Context of Global Climate Change

Background: the need to consider climate change as one of the key long-term factors of food and national security of the country puts the problem of global climate change in its national and international dimensions among the priorities of policy of the Russian Federation at the present stage of development. Objective: to analyze the existing regulatory framework in the field of food security and sustainable development in the context of global climate change. Methodology: dialectical method, method of analysis and synthesis, comparative legal, formal logical and formal legal methods, etc. Results: the author’s position on the key long-term factors of food and national security of the country in conditions of global climate change in its national and international dimensions at the present stage of development of the state was argued. Conclusions: to achieve this goal, it is necessary to analyze the existing legal framework in order to identify a new approach to the stated problem. in order to achieve this goal, it is necessary to analyze the existing regulatory legal framework in order to identify a new approach to the stated problem.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обеспечении продовольственной безопасности и устойчивого развития РФ в условиях глобального изменения климата»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-5-246-250 УДК 349.6+551.588.7

Д.А. Агапов

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Введение: необходимость учета изменений климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов продовольственной и национальной безопасности страны выдвигает проблему глобального изменения климата в ее национальном и международном измерениях в число приоритетов политики РФ на современном этапе развития. Цель: проведение анализа имеющейся нормативной правовой базы в сфере обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития в условиях глобального изменения климата. Методологическая основа: диалектический метод, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, формально-логический и формально-юридический методы и др. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно ключевых долговременных факторов продовольственной и национальной безопасности страны в условиях глобального изменения климата в ее национальном и международном измерениях на современном этапе развития государства. Выводы: для достижения поставленной цели необходимо осуществлять анализ имеющийся нормативной правовой базы с целью выявления нового

0 подхода к заявленной проблематике.

~ Ключевые слова: климатическая доктрина, изменение климата, продоволь-

:i ственная безопасность, устойчивоеразвитие.

01

i D.A. Agapov

s

0

f ON ENSURING FOOD SECURITY AND SUSTAINABLE

Ц DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

1 IN THE CONTEXT OF GLOBAL CLIMATE CHANGE

s a.

® Background: the need to consider climate change as one of the key long-term

° factors of food and national security of the country puts the problem of global climate

£ change in its national and international dimensions among the priorities of policy of

I the Russian Federation at the present stage of development. Objective: to analyze the

g existing regulatory framework in the field of food security and sustainable development

о in the context of global climate change. Methodology: dialectical method, method of

g analysis and synthesis, comparative legal, formal logical and formal legal methods, etc.

§ Results: the author's position on the key long-term factors of food and national security

! of the country in conditions of global climate change in its national and international

!з dimensions at the present stage of development of the state was argued. Conclusions: to achieve this goal, it is necessary to analyze the existing legal framework in order

© Агапов Дмитрий Александрович, 2022

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: agapovda@mail.ru © Agapov Dmitry Aleksandrovich, 2022

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Land and Environmental Law (Saratov 246 State Law Academy)

to identify a new approach to the stated problem. in order to achieve this goal, it is necessary to analyze the existing regulatory legal framework in order to identify a new approach to the stated problem.

Key-words: climate doctrine, climate change, food security, sustainable development.

В настоящее время глобальное изменение климата, как известно, является одной из ключевых проблем человечества. Критическое увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду, приводящее к увеличению количества парниковых газов (ПГ) в атмосфере выдвигает на первый план решение данного вопроса на международном, межгосударственном уровне. Так, например, для целей подготовки соответствующих исследований в области оценки изменения климата в 1988 г. Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирной метеорологической организацией (ВМО) была образована Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). Данной проблемой стали заниматься и иные как международные, так и региональные объединения, и организации, включая «Группу семи», «Группу двадцати», БРИКС, Всемирный экономический форум и т.д.

Россия со своей стороны, также принимает активное участие в формировании климатической политики, принятой международным сообществом, являясь равноправной стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Киот-ского протокола к ней, Парижского соглашения и международных договоров по охране озонового слоя1. В соответствии с обязательствами, принятыми на себя Россией, на государственном уровне разрабатываются соответствующие стратегические документы, в том числе в области противодействия и максимально эффективной адаптации к происходящим негативным изменениям климата, принимаются меры, направленные на постепенное сокращение выбросов ПГ.

Несмотря на то, что современная национальная климатическая политика России на международном фоне развивалась достаточно медленно, в настоящее время она приобретает весьма четкие и эффективные формы. Войдя в активную фазу только в конце 2009 г. — с принятием Климатической доктрины Российской Федерации2, закрепила соответствующий приоритет имеющихся национальных интересов государства при разработке и реализации внутренней политики в области климата. С 2010 г. по настоящее время детализированы мероприятия, обращенные на достижение обозначенных целей.

Согласно опросу ВЦИОМ от сентября 2020 г., большинство россиян согласны с тем, что на планете происходят изменения климата (93% опрошенных), и отмечает, что они оказывают влияние на их жизнь (57%). При этом если 52% опрошенных россиян относят глобальное потепление к действительно серьезным проблемам, то 40% характеризуют эту проблему как «надуманную и раздутую» 8% — затруднились с ответом. Россияне в основном не готовы платить больше за

1 См.: Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. № 780 «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (вместе с «Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата») (в ред. от 3 октября 2018 г.) // Сетевое издание Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.05.2022).

2 См.: Климатическая доктрина Российской Федерации (утверждена распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп). URL: https://docs.cntd.ru/ document/902190830#6540IN (дата обращения: 18.05.2022). 247

товары и услуги, даже при условии, что эти средства пойдут на внедрение альтернативных источников энергии или повышение энергоэффективности (62-76% опрошенных в зависимости от товара или услуги)1. Чаще всего представители российского бизнеса тоже высказываются против введения соответствующих «климатических» сборов, ложащихся на них дополнительным бременем и сопровождающимся высоким потенциальным ростом издержек. Однако в поддержку необходимости усиления российской национальной климатической политики активно выступает ряд экспертов и преобладающая часть представителей научного сообщества. Анализируя полученные данные, можно прийти к выводу, что климатическая политика в России является одним из направлений, наиболее сложных и противоречивых в плане разработки и внедрения.

Также вопрос климатических изменений носит межведомственный и междисциплинарный характер, в связи с чем ее разработка и реализация находится в ведении нескольких органов исполнительной власти (см. табл.).

Минэкономразвития Регулирование в области устойчивого развития, включая вопросы экономического обеспечения экологической и климатической безопасности, а также адаптации экономики и общества к изменениям климата Минприроды Регулирование в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и в области защиты окружающей среды, включая выбросы вредных (загрязняющих) веществ и их инвентаризацию

Межведомственная рабочая группа по экономическим аспектам охраны окружающей среды и регулирования выбросов ПГ Межведомственная рабочая группа по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты развития Рослесхоз Защита и воспроизводство лесов Росгидромет Выполнение обязательств России по международным договорам, в том числе по РКИК ООН

Положения климатической доктрины тесным образом связаны с другими ключевыми понятиями. Так, в соответствии Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. 2 последствия изменения климата причислены к вызовам, а соответствующее международное взаимодействие по реализации государственной климатической политики и ближайшему переходу к так называемой «зеленой экономике» — к вызовам Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации3; в Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 г.4 вошло направление по охране окружающей среды и противодействию изменениям климата.

Очевидная необходимость детально регламентированного учета соответствующих изменений климата России в качестве одного из важнейших долговременных факторов обеспечения продовольственной и, соответственно, национальной

1 См.: Изменение климата и как с ним бороться // ВЦИОМ. 2020. 30 сент.

2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «Об утверждении Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Сетевое издание. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.05.2022).

3 См.: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» // Сетевое издание. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения:

4 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Сетевое издание. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov. ru (дата обращения: 18.05.2022).

безопасности бесспорно выдвигает на лидирующие позиции проблему глобального изменения климата.

8 февраля 2022 г. была принята Климатическая программа РФ1, которая, по оценкам экспертов, должна помочь защитить российских производителей от ряда существующих зарубежных ограничений в данной сфере, а ее реализация позволит создать необходимые условия для успешной разработки и внедрения новейших низкоуглеродных, а также экологически чистых технологий в различные отрасли российской экономики.

Представленная программа современного экологического развития России и происходящих климатических изменений в период до 2030 года создает надежное научное обоснование всей дальнейшей защиты российских товаропроизводителей от существующих зарубежных ограничений, зачастую вводимых под предлогом возможной экологической и/или климатической безопасности. Именно об этом, в частности, говорится в официально обнародованном тексте программы.

Также, исполнение принятой Программы позволит государству и российским предпринимателям обеспечить соответствующую разработку и дальнейшее внедрение низкоуглеродных, и экологически чистых технических решений и технологий в различные сферы и отрасли экономики. Помимо этого, она поспособствует дальнейшему достижению высокого уровня «в части наукоемких технологий мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды и климата, включая опасные природные явления. Кроме того, программа обеспечит использование высокого адаптационного потенциала России к изменениям климата и повышение эффективности мер по адаптации для различных экологических систем, социальных групп, отраслей экономики и регионов»2.

В основном, благодаря принятию новой Программы в стране будет создана соответствующая система мониторинга существующих потоков выделяемых парниковых газов и углеродного цикла. Она подразумевает разработку, создание и дальнейшее применение современных низкоуглеродных технологий в российских отраслях экономики; осуществление новых систем и элементов климатического и экологического мониторинга. Так, например, должна появится современная система оценки концентрации в воздухе примесей черного углерода; планируется создание климатического мониторинга существующих поверхностных вод суши, также ледников и снежников, многолетней мерзлоты и почв. Как сообщалось ранее, на федеральную научно-техническую программу в области экологического развития и климатических изменений до 2030 г. из федерального бюджета будет выделено 5,9 млрд руб. на ближайшие 3 года [8].

Таким образом, вызовы, формируемые сегодня текущими направлениями мировой климатической политики, диктуют нам необходимость дальнейшего активного развития не только мер адаптации, но и наступательной стратегии — своевременных мер по максимальному противодействию происходящим в России климатическим изменениям.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2022 г. № 133 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 8, ст. 1151.

2 URL: https://tass.ru/ekonomika/13701935?utm_source = yxnews&utm_ medium=desktop&utm_referrer=https% 3A% 2F% 2Fyandex.ru% 2Fnews% 2Fsearch% 3Ftext% 3D

(дата обращения: 18.05.2022). 249

Особенно важно выявить меры, после эффективного внедрения которых, можно будет ожидать положительные изменения. По заявлению аналитиков, в их число можно включить такие:

совершенствование учета и защиты лесного фонда;

внедрение национальной системы отчетности и мониторинга выбросов ПГ (Минэкономразвития России был подготовлен соответствующий законопроект);

создание условий для реализации добровольных инициатив по сокращению выбросов ПГ (Минэкономразвития России была подготовлена соответствующая концепция);

формирование образа России как страны ответственно подходящей к проблеме климата;

расширение возможностей для продвижения российских низкоуглеродных технологий на зарубежные рынки;

минимизация возможных рисков снижения производимой продукции сельского хозяйства, включая разработку и реализацию комплекса мер по адаптации сельскохозяйственного производства к климатическим изменениям, и разработку соответствующей методики расчета рисков и оценки ущерба от климатических изменений для сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.