DOI 10.24412/2227-7315-2022-5-246-250 УДК 349.6+551.588.7
Д.А. Агапов
К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
Введение: необходимость учета изменений климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов продовольственной и национальной безопасности страны выдвигает проблему глобального изменения климата в ее национальном и международном измерениях в число приоритетов политики РФ на современном этапе развития. Цель: проведение анализа имеющейся нормативной правовой базы в сфере обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития в условиях глобального изменения климата. Методологическая основа: диалектический метод, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, формально-логический и формально-юридический методы и др. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно ключевых долговременных факторов продовольственной и национальной безопасности страны в условиях глобального изменения климата в ее национальном и международном измерениях на современном этапе развития государства. Выводы: для достижения поставленной цели необходимо осуществлять анализ имеющийся нормативной правовой базы с целью выявления нового
0 подхода к заявленной проблематике.
~ Ключевые слова: климатическая доктрина, изменение климата, продоволь-
:i ственная безопасность, устойчивоеразвитие.
1Л
01
i D.A. Agapov
s
0
f ON ENSURING FOOD SECURITY AND SUSTAINABLE
Ц DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
1 IN THE CONTEXT OF GLOBAL CLIMATE CHANGE
s a.
® Background: the need to consider climate change as one of the key long-term
° factors of food and national security of the country puts the problem of global climate
£ change in its national and international dimensions among the priorities of policy of
I the Russian Federation at the present stage of development. Objective: to analyze the
g existing regulatory framework in the field of food security and sustainable development
о in the context of global climate change. Methodology: dialectical method, method of
g analysis and synthesis, comparative legal, formal logical and formal legal methods, etc.
§ Results: the author's position on the key long-term factors of food and national security
! of the country in conditions of global climate change in its national and international
!з dimensions at the present stage of development of the state was argued. Conclusions: to achieve this goal, it is necessary to analyze the existing legal framework in order
© Агапов Дмитрий Александрович, 2022
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: agapovda@mail.ru © Agapov Dmitry Aleksandrovich, 2022
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Land and Environmental Law (Saratov 246 State Law Academy)
to identify a new approach to the stated problem. in order to achieve this goal, it is necessary to analyze the existing regulatory legal framework in order to identify a new approach to the stated problem.
Key-words: climate doctrine, climate change, food security, sustainable development.
В настоящее время глобальное изменение климата, как известно, является одной из ключевых проблем человечества. Критическое увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду, приводящее к увеличению количества парниковых газов (ПГ) в атмосфере выдвигает на первый план решение данного вопроса на международном, межгосударственном уровне. Так, например, для целей подготовки соответствующих исследований в области оценки изменения климата в 1988 г. Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирной метеорологической организацией (ВМО) была образована Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). Данной проблемой стали заниматься и иные как международные, так и региональные объединения, и организации, включая «Группу семи», «Группу двадцати», БРИКС, Всемирный экономический форум и т.д.
Россия со своей стороны, также принимает активное участие в формировании климатической политики, принятой международным сообществом, являясь равноправной стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Киот-ского протокола к ней, Парижского соглашения и международных договоров по охране озонового слоя1. В соответствии с обязательствами, принятыми на себя Россией, на государственном уровне разрабатываются соответствующие стратегические документы, в том числе в области противодействия и максимально эффективной адаптации к происходящим негативным изменениям климата, принимаются меры, направленные на постепенное сокращение выбросов ПГ.
Несмотря на то, что современная национальная климатическая политика России на международном фоне развивалась достаточно медленно, в настоящее время она приобретает весьма четкие и эффективные формы. Войдя в активную фазу только в конце 2009 г. — с принятием Климатической доктрины Российской Федерации2, закрепила соответствующий приоритет имеющихся национальных интересов государства при разработке и реализации внутренней политики в области климата. С 2010 г. по настоящее время детализированы мероприятия, обращенные на достижение обозначенных целей.
Согласно опросу ВЦИОМ от сентября 2020 г., большинство россиян согласны с тем, что на планете происходят изменения климата (93% опрошенных), и отмечает, что они оказывают влияние на их жизнь (57%). При этом если 52% опрошенных россиян относят глобальное потепление к действительно серьезным проблемам, то 40% характеризуют эту проблему как «надуманную и раздутую» 8% — затруднились с ответом. Россияне в основном не готовы платить больше за
1 См.: Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. № 780 «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (вместе с «Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата») (в ред. от 3 октября 2018 г.) // Сетевое издание Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.05.2022).
2 См.: Климатическая доктрина Российской Федерации (утверждена распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп). URL: https://docs.cntd.ru/ document/902190830#6540IN (дата обращения: 18.05.2022). 247
товары и услуги, даже при условии, что эти средства пойдут на внедрение альтернативных источников энергии или повышение энергоэффективности (62-76% опрошенных в зависимости от товара или услуги)1. Чаще всего представители российского бизнеса тоже высказываются против введения соответствующих «климатических» сборов, ложащихся на них дополнительным бременем и сопровождающимся высоким потенциальным ростом издержек. Однако в поддержку необходимости усиления российской национальной климатической политики активно выступает ряд экспертов и преобладающая часть представителей научного сообщества. Анализируя полученные данные, можно прийти к выводу, что климатическая политика в России является одним из направлений, наиболее сложных и противоречивых в плане разработки и внедрения.
Также вопрос климатических изменений носит межведомственный и междисциплинарный характер, в связи с чем ее разработка и реализация находится в ведении нескольких органов исполнительной власти (см. табл.).
Минэкономразвития Регулирование в области устойчивого развития, включая вопросы экономического обеспечения экологической и климатической безопасности, а также адаптации экономики и общества к изменениям климата Минприроды Регулирование в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и в области защиты окружающей среды, включая выбросы вредных (загрязняющих) веществ и их инвентаризацию
Межведомственная рабочая группа по экономическим аспектам охраны окружающей среды и регулирования выбросов ПГ Межведомственная рабочая группа по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты развития Рослесхоз Защита и воспроизводство лесов Росгидромет Выполнение обязательств России по международным договорам, в том числе по РКИК ООН
Положения климатической доктрины тесным образом связаны с другими ключевыми понятиями. Так, в соответствии Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. 2 последствия изменения климата причислены к вызовам, а соответствующее международное взаимодействие по реализации государственной климатической политики и ближайшему переходу к так называемой «зеленой экономике» — к вызовам Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации3; в Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 г.4 вошло направление по охране окружающей среды и противодействию изменениям климата.
Очевидная необходимость детально регламентированного учета соответствующих изменений климата России в качестве одного из важнейших долговременных факторов обеспечения продовольственной и, соответственно, национальной
1 См.: Изменение климата и как с ним бороться // ВЦИОМ. 2020. 30 сент.
2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «Об утверждении Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Сетевое издание. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.05.2022).
3 См.: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» // Сетевое издание. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения:
4 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Сетевое издание. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov. ru (дата обращения: 18.05.2022).
безопасности бесспорно выдвигает на лидирующие позиции проблему глобального изменения климата.
8 февраля 2022 г. была принята Климатическая программа РФ1, которая, по оценкам экспертов, должна помочь защитить российских производителей от ряда существующих зарубежных ограничений в данной сфере, а ее реализация позволит создать необходимые условия для успешной разработки и внедрения новейших низкоуглеродных, а также экологически чистых технологий в различные отрасли российской экономики.
Представленная программа современного экологического развития России и происходящих климатических изменений в период до 2030 года создает надежное научное обоснование всей дальнейшей защиты российских товаропроизводителей от существующих зарубежных ограничений, зачастую вводимых под предлогом возможной экологической и/или климатической безопасности. Именно об этом, в частности, говорится в официально обнародованном тексте программы.
Также, исполнение принятой Программы позволит государству и российским предпринимателям обеспечить соответствующую разработку и дальнейшее внедрение низкоуглеродных, и экологически чистых технических решений и технологий в различные сферы и отрасли экономики. Помимо этого, она поспособствует дальнейшему достижению высокого уровня «в части наукоемких технологий мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды и климата, включая опасные природные явления. Кроме того, программа обеспечит использование высокого адаптационного потенциала России к изменениям климата и повышение эффективности мер по адаптации для различных экологических систем, социальных групп, отраслей экономики и регионов»2.
В основном, благодаря принятию новой Программы в стране будет создана соответствующая система мониторинга существующих потоков выделяемых парниковых газов и углеродного цикла. Она подразумевает разработку, создание и дальнейшее применение современных низкоуглеродных технологий в российских отраслях экономики; осуществление новых систем и элементов климатического и экологического мониторинга. Так, например, должна появится современная система оценки концентрации в воздухе примесей черного углерода; планируется создание климатического мониторинга существующих поверхностных вод суши, также ледников и снежников, многолетней мерзлоты и почв. Как сообщалось ранее, на федеральную научно-техническую программу в области экологического развития и климатических изменений до 2030 г. из федерального бюджета будет выделено 5,9 млрд руб. на ближайшие 3 года [8].
Таким образом, вызовы, формируемые сегодня текущими направлениями мировой климатической политики, диктуют нам необходимость дальнейшего активного развития не только мер адаптации, но и наступательной стратегии — своевременных мер по максимальному противодействию происходящим в России климатическим изменениям.
1 См.: Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2022 г. № 133 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 8, ст. 1151.
2 URL: https://tass.ru/ekonomika/13701935?utm_source = yxnews&utm_ medium=desktop&utm_referrer=https% 3A% 2F% 2Fyandex.ru% 2Fnews% 2Fsearch% 3Ftext% 3D
(дата обращения: 18.05.2022). 249
Особенно важно выявить меры, после эффективного внедрения которых, можно будет ожидать положительные изменения. По заявлению аналитиков, в их число можно включить такие:
совершенствование учета и защиты лесного фонда;
внедрение национальной системы отчетности и мониторинга выбросов ПГ (Минэкономразвития России был подготовлен соответствующий законопроект);
создание условий для реализации добровольных инициатив по сокращению выбросов ПГ (Минэкономразвития России была подготовлена соответствующая концепция);
формирование образа России как страны ответственно подходящей к проблеме климата;
расширение возможностей для продвижения российских низкоуглеродных технологий на зарубежные рынки;
минимизация возможных рисков снижения производимой продукции сельского хозяйства, включая разработку и реализацию комплекса мер по адаптации сельскохозяйственного производства к климатическим изменениям, и разработку соответствующей методики расчета рисков и оценки ущерба от климатических изменений для сельского хозяйства.