МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
УДК34
А.М. Джоробекова
И.о.доцента
Ошский государственный юридический институт г. Ош, Кыргызская Республика А.Т. Туратбекова Соискатель
Ошский государственный юридический институт г. Ош, Кыргызская Республика
К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В настоящей статье авторами вопросы обеспечения экологической безопасности. При этом, авторами подчеркивается, что экологическая безопасность представляет собою также комплекс действий, состояний и явлений, гарантирующих экологический баланс.
Ключевые слова
Экологическая безопасность, экологические проблемы, безопасность государства, правовая охрана окружающей среды
В современный период экологические проблемы в глобальном масштабе, такие как трансформация климатических условий, утончение слоя озона в атмосфере, опустынивание, сокращение биоразнообразия и т.п., имеют в своей основе экономическую составляющую и самым непосредственным образом связаны с важнейшей проблемой, стоящей перед любым государством - с обеспечением его безопасности. Глобализация, как процесс, активно протекающий во всех без исключения областях международных отношений, самым непосредственным образом оказывает влияние на формулирование глобальной безопасности в ее понятии. Так, международное экспертное сообщество, в частности, объясняет смещение базовых акцентов, присутствующих на концептуальном уровне проблем, связанных с безопасностью в глобальном формате, возрастающим воздействием на все сферы жизнедеятельности современного общества со стороны таких явлений, как экономические и финансовые кризисы, наркобизнес и организованная, транснациональная преступность, перенаселенность, природные катаклизмы, массовая миграция населения, лимитирование природных ресурсов и пр.
Необходимо отметить, в этой связи, то, что экспертное и научное сообщество в настоящее время активно обсуждает проблематику государственной безопасности, обусловленную экологическими обстоятельствами, формулируя такие понятия, как «охрана окружающей среды», а также «экологическая безопасность» различными определениями. При этом, последняя из них рассматривается в трех основных аспектах: защита и охрана окружающей среды от последствий жизнедеятельности человека, во всех ее проявлениях, включая в себя действия, ориентированные на лимитирование использования ресурсов природного происхождения и ее загрязнение, формирование различных природоохранных и заповедных зон и территорий, сохранение и реставрация биологического разнообразия растительного и животного мира; структурная и качественная трансформация хозяйственной деятельности общества в целях обеспечения его устойчивого развития, включающего в себя, среди прочего, рациональное использование природных и техногенных ресурсов, а также создание механизмов, обеспечивающих баланс между запросами общества и возможностями, в т.ч. перспективными, биосферы; управление рисками экологического характера, обусловленными техногенными авариями либо природными катастрофами, а также глобальными либо локальными международными конфликтами.
Относительно техногенного фактора, необходимо подчеркнуть то, что вплоть до начала 1980-х годов защита человека, а также окружающей его среды, рассматривалась в формате обеспечения безопасности
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
самого высокого, абсолютного уровня. В рамках этого подхода, риски и угрозы техногенного характера рассматривались через призму чрезвычайности и чрезмерности. Обеспечение безопасности базировалось на требовании полного, практически абсолютного исключения возможности возникновения критической ситуации. Воздействие загрязненной (радиационно или химически) окружающей среды на организм человека, как предполагалось, имеет совершенно конкретную пороговую величину, при которой возникает проявление последствий биологического характера исключительно при условии превышения норм предельно допустимой концентрации (ПДК), на основании чего технические системы в своем функционировании должны быть контролируемы и предсказуемы. Такой подход рассматривал возможность предотвращения техногенных аварий при соблюдении условий защищенности человека, представляющего собою объект, наиболее подверженный опасностям биосферы, поскольку в этом случае природная среда, как более устойчивый к подобным опасностям объект, априори рассматривался в качестве защищенного [1, с. 33].
Приведенное толкование разрешения проблемы, связанной с обеспечением безопасности как человека, так и окружающей его среды, в ее экологическом аспекте, оказалось не адекватной объективным процессам и закономерностям современного этапа развития техносферы. Причина этого лежит в усложняющейся все в большей степени технологической компоненты, по существу, искусственной сферы (среды) обитания современного человека, производной чего является рост рисков и угроз, связанных с последствиями данного процесса. Очевидно, что в подобных условиях стремление к обеспечению абсолютной безопасности представляет собою нереализуемую задачу, поскольку приведение рисков и угроз к нулевой величине возможно лишь при условии существования таких систем, в формате которых отсутствует аккумулирование энергии, а также химических и биологических ресурсов. Риск, в этой связи, следует понимать в качестве т.н. «приемлемой» величины, представленной вероятностью его проявления и незначительным размером возможного ущерба от него относительно материальных, социальных и иных выгод, получаемых обществом в результате технического и технологического прогресса, оправдывающих, в целом, тот или иной риск или угрозу.
Осознание реалий «приемлемых рисков» влечет за собою необходимость формулирования такого понятия, как «экологическая безопасность». В самом широком смысле «безопасность», как термин, толкуется «Словарем терминов и определений» как «ситуация, при которой кому - или чему-нибудь не существует угрозы со стороны кого - или чего-либо, при этом не исключается наличие одновременно нескольких источников опасности. Безопасность потенциальных жертв обеспечивается, когда конкретные жертвы парируют все существующие опасности, либо когда опасности для них не существует ... Различают два типа безопасности: гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов и реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им» [2].
Однако, «экологическая безопасность», в качестве понятия, не обрела до настоящего времени своего однозначного формулирования. В первую очередь, здесь необходимо отметить то обстоятельство, что непосредственно «экология», как понятие, не получила до настоящего времени у специалистов и исследователей однозначной трактовки. Так, С.А. Кузнецов формулирует данный термин, как «науку об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде» [3, с. 323], рассматривая его одновременно, как «состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и окружающей среде» [4, с. 150].
В целом, проблема в формулировании самого термина «экология» обусловлена применением данного понятия в различных сферах, имеющих свою весьма существенную специфику относительно друг друга и вызвавших к жизни существование более сорока, по существу, самостоятельных разделов экологии. Экологический аспект присутствует сегодня во всех сферах научной и человеческой деятельности. Сама экология, по справедливому замечанию Г.А. Каурова, обрела черты общеметодического раздела, заняв важное место в целостности восприятия картины мироздания.
В.И. Данилов-Данильян исследует понятие «экологическая безопасность» через призму исторического развития, результатом которого стало обретение прежде сформулированными такими понятиями, как опасность и безопасность нового содержания, обусловленного структурной трансформацией характера человеческой деятельности и ее последствий [5, с. 38].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Безопасность представляет собою наиболее важную потребность человека, за которой следуют потребности в еде, воде и одежде, а также в жилище и получении информации. Данная категория, имеющая общенаучный характер, является интегрированной формой, которая отражает жизнеспособность человека и его жизнестойкость, наряду с таковой окружающей его внешней природной среды.
В контексте вышеприведенных формулировок, понятие «экологическая безопасность» выступает дешифратором положений самого общего плана, поскольку экологическая безопасность в реалиях XXI века представлена такими объектами, как права и свободы личности, духовные и нравственные ценности общества. В этих условиях, понятие «экологическая безопасность» приобретает ключевое значение в целом ряде документов международного уровня. В первую очередь, это обусловлено равноправным использованием данного понятия, наряду с такими, как глобализация и ноосфера, выступая важным элементом в понимании новых и потенциальных вариантов развития человеческого общества, обеспечивая при этом соблюдение экологического императива. О необходимости становления системы знаний в сфере защиты человека и окружающей его внешней среды от возникающих в процессе эволюции общества опасностей в качестве самостоятельной, отдельной научной дисциплины говорил, в числе первых, В.А. Легасов еще в конце прошлого века. Безопасность формулировалась им как способность к выживаемости, как исключение возможной военной конфронтации. В своих работах, предвосхищая аварию на Чернобыльской АЭС, он обозначил новый вектор формирования концепции безопасности в современных условиях и науки, изучающей безопасность человека и среды, его окружающей. Экологическая безопасность понималась им как защищенное положение человека и самой биосферы от негативного воздействия со стороны техносферы. В.А. Легасов увязывал безопасность не со свойствами объекта, ответственность за который возлагалась на определенное ведомство, а с общей защищенностью человека и среды, его окружающей, от воздействия техносферы, имеющего вредный характер.
«Экологическая безопасность», как понятие, в определенной мере, тождественно «безопасности жизнедеятельности», т.к. в обоих случаях подразумевается защита человека от воздействий негативного характера различного происхождения в условиях техносферы, а также обеспечение удобных условий его обитания и где безопасность самой жизнедеятельности обусловлена состоянием такой среды. В связи с этим, по мнению В.Н. Федосеева, обусловленная совокупностью существующих на текущий момент химических, физических, социальных, биологических и иных факторов окружающая среда имеет способность к прямому либо косвенному, немедленному либо отдаленному во времени воздействию на деятельность индивидуума, здоровье и потомство человека [6].
Кроме того, В.Г. Барский формулирует экологическую безопасность как данную конкретным субъектом оценку опасности, угрожающей последующему существованию исследуемого объекта, потенциально возможных рисков и воздействий, их влияния на данный объект соотносительно с предусмотренными защитными мерами и степенью защищенности от таких воздействий. При этом, несмотря на безграничность потенциально возможных и реальных угроз и рисков, выбор всегда лимитирован знаниями, как непосредственно охраняемых объектов, так и источников опасности [7]. В.Г. Барский считает экологическую безопасность гарантированной и достигнутой лишь при условии подтверждения сформулированной характеристикой-оценкой, в отношении потенциальных воздействий на объект, возможности сохранения естественного либо планируемого хода социально-экономического развития конкретного объекта.
Отмечается, в частности, то обстоятельство, что экологическая безопасность представляет собою нормальное (нормативное) или естественное состояние определенного объекта в формате интегрированного воздействия на него факторов природного и антропогенного характера, а также интегрированность действий, процессов и состояний, при которых потенциальный ущерб объекта не выходит за определенный лимит. Таким образом, что экологическая безопасность представляет собою также комплекс действий, состояний и явлений, гарантирующих экологический баланс.
Список использованной литературы:
1. Бурков В.Н., Щепкин A.B. Экологическая безопасность. - М.: ИПУ РАН, 2003. - 92 с.
2. Сергунин A.A. Российская внешнеполитическая мысль: национальная и международная безопасность.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nationalsecurity.ru/library/00001/index.htm.
3. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова (гл. ред.) и др. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
4. «Экология XXI век» - политика, экономика, наука, технологии и предпринимательство в области экологии. - М.: ИПРЖР, 2002, Т. 2.
5. Данилов-Данилян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. - М.: МНЭПУ, 2007. - 288 с.
6. Федосеев В.Н. Экологическая ситуация и здоровье населения. Критерии качества окружающей природной среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wvvw.sitim.sitc.ru.
7. Барский В.Г. Экологическая безопасность и устойчивое развитие в фокусе ноосферного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ihst.ru.
© Джоробекова А.М., Туратбекова А.Т., 2016
УДК 343.137
Г.А. Хутько
Магистрант 2 курса
Факультет подготовки специалистов для судебной системы
Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Симферополь, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Аннотация
В статье исследуются проблемы применения нового правового института досудебного соглашения о сотрудничестве. Анализируется реализация особого порядка проведения судебного разбирательства в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.
Ключевые слова
Уголовно-процессуальное право, особый порядок судебного разбирательства, досудебное соглашение, сотрудничество, сделка с правосудием, судебные решения.
В настоящее время перед государством стоит задача обеспечения высокой эффективности противодействия преступности, своевременного раскрытия и расследования групповых и латентных преступлений. В этой связи внедрение в уголовный процесс новых уголовно-процессуальных процедур и правовых институтов, позволяющих привлекать к сотрудничеству лиц, состоящих в организованных группах и преступных сообществах, приобретает особую актуальность.
Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» введена в действие глава 40.1 УПК РФ «Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве» [1]. Вводя эту новеллу уголовного процесса, законодатель предполагал, что данная мера позволит повысить раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений и особенно будет способствовать разоблачению членов преступных сообществ и бандитских групп, т.е. борьбе с организованной преступностью [2, с. 107]. Лицо, согласившееся на сотрудничество с правоохранительными органами, получает ряд правовых льгот при назначении наказания, а также право на особый порядок принятия судебного решения при рассмотрении уголовного дела судом. Однако данная новелла