Научная статья на тему 'К вопросу об изучении веб-дизайна в культурологии'

К вопросу об изучении веб-дизайна в культурологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
286
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении веб-дизайна в культурологии»

ческую реальность; далее данные реакции формируют набор тематических структур, на основании которых создается тот или иной паттерн. И в зависимости от степени тождества с реальностью, паттерн сохраняет или утрачивает свое господство в научном знании.

Список литературы:

1. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / Ф. Капра; пер. с англ. под ред. В.Г. Трилиса. - Киев: София; М.: Гелиос, 2002. - 334 с.

2. Кун Т. Структура научных революций: пер. с англ. / Т. Кун; сост. В.Ю. Кузнецов. - М.: ACT, 2003. - 605 с.

3. Холтон Дж. Тематический анализ науки / Дж. Холтон. - М.: Прогресс, 1981. - 383 с.

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ВЕБ-ДИЗАЙНА В КУЛЬТУРОЛОГИИ

© Ляшенко Е.С.*

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита

Статья посвящена изучению веб-дизайна в культурологии, выявлению его специфики (обусловленной соединением разных сфер человеческой деятельности: информационной и культурной) и особенностям его изучения с культурологической стороны. Проанализированы культурологические аспекты некоторых теоретических работ веб-дизайнеров.

Современный этап развития общества отмечен увеличивающейся ролью Интернета в жизнедеятельности человека. Взаимодействие жителей городов (а скоро и сельской местности) становится все более связанным с интернет-технологиями.

Обычные пользователи (не имеющие специального образования) все более формируют содержание Интернета. С другой стороны, Интернет, с расширением его аудио-визуальных и мультимедийных возможностей все более формирует культуру отдельно взятого человека. Причем содержание Глобальной сети коммерчески обусловлено потребностями ее посетителей, и обилие рекламы и информации низкого культурного содержания в Сети и СМИ - результат ожидания читателя, слушателя, посетителя.

Современный Интернет содержит очень большое количество информации самого разного характера, значительная часть которой обезличена

* Аспирант кафедры Теории и истории культуры Института культуры и искусств.

глобализационными процессами и влиянием массовой культуры, а порой доведена до полного отсутствия эстетики.

Веб-дизайн, организуя пространство Сети и при этом являясь отражением современной культуры, воздействует на восприятие человека, следовательно, способен повлиять на культуру посетителя, изменить ее в лучшую сторону. Особенности веб-дизайна заключаются в том, что он уже не оформление изделия, не незначительная и дополнительная его часть, а само изделие. Проектируя сайт, веб-дизайнер создает полноценный продукт, а не только оформляет его. И поэтому «роль дизайна в веб-проекте является главенствующей, а веб-дизайнер выступает в роли создателя изделия, следовательно, веб-дизайн является основой интернет-проектов» [5], а значит и основой самого Интернета. Люди искусства и культуры, владея теоретическими основами веб-дизайна, способны изменить мировоззрение информационного общества, способствовать возрастанию уровня его культуры.

В связи с этим необходимо изучать влияние интерактивного дизайна на культуру пользователей Интернета.

Вопросы, посвященные процессу информатизации, достаточно хорошо освещены в культурологии и философии. Понятие «информационного общества» разрабатывали экономист Ф. Машлуп, японский ученый Е. Ма-суда, культурологи М. Маклюэн, Ж. Бодрийяр; преобразования в производственной сфере описывали Д. Белл, Д. Рисман, А. Тоффлер, 3. Бжезин-ский, Дж. Гэлбрейт, А. Турен и др. Информационные технологии рассматривались в культурологическом контексте В. Бушем. Идею прогресса рассматривали Р. Абдеев, М. Каган, В. Яковец. За современными тенденциями в информационном обществе следят О. Борисов, В. Емелин, дизайнеры и культурологи Д. Зельдман, Д. Кирсанов, И. Розенсон, Д. Бородаев. В рамках информатизации культуры И.Негодаев изучает экранную, компьютерную, Интернет-культуры. Проблемы веб-дизайна пока еще мало освещены в современных исследованиях в культурологии, возможно, вследствие того, что веб-дизайн, являясь формирующим средством Интернета, появился сравнительно недавно.

Сегодня веб-дизайн начинает изучаться с разных точек зрения, в том числе в культурологии. Отмечая особенность дизайна - реагировать на культурные и технологические изменения в мире, - заметим, что веб-дизайн как один из примеров «информационного» направления является выражением новейших представлений о мире. Парадоксально, но в пространстве Всемирной паутины, созданной в 1992 г., в совокупности с формирующим ее веб-дизайном можно наблюдать, как на новой основе возрождаются некоторые свойства человеческой коммуникации, утраченные на предыдущих ступенях эволюции культуры. Чтобы проанализировать теоретико-методологические основы изучения веб-дизайна, обратимся к этапам развития способов передачи информации и формообразующим направлениям, предшествующим веб-дизайну.

Лаврентьев А.Н. выделил следующие тенденции формообразования в дизайне XX в.: геометрическая, органическая, метафорическая и технона-учная (информационная). В основе «геометрической» концепции формообразования лежит мир чистых универсальных форм. «Органическая» концепция основывается на структурных и конструктивных закономерностях объектов живой природы, повышается общественный интерес к экологической проблематике. «Метафорическое» направление в формообразовании основывается на символическом значении вещи, вписывающем ее в культуру. «Информационное» направление связано с развитием электронных средств коммуникации (начиная с 90-х гг.). В данном направлении объекты приобретают программируемость и интерактивность, а информация - метафизичность [2, с. 74-76].

Веб-дизайн, таким образом, соединил в себе разные сферы человеческой деятельности: информационную (являясь формирующим средством информационного пространства Глобальной сети) и культурную (находясь в зависимости от культуры общества, диктующего востребованность содержания). Работа веб-дизайнера, соединяя две отрасли человеческой деятельности, предполагает овладение веб-технологиями, а ее результат должен обладать соответствующими художественными качествами.

Обратимся к изучению культурологической стороны веб-дизайна в теоретических работах современных дизайнеров.

Джеффри Зельдман, согласно многочисленным статьям, один из самых известных веб-дизайнеров в мире, описывает веб-дизайн во всех его аспектах не только как технологию, но и как развивающееся во времени, соответственно своим законам и правилам, явление. Зельдман - автор нескольких книг, посвященных проблематике веб-дизайна, многочисленных статей, считает, что сейчас большинство сайтов скорее впечатляют своей красотой, чем коммуникативными возможностями. По его мнению, в сайтах много стилистических заимствований, большинство создателей сайтов недобросовестно относятся к созданию текста, его верстке и подаче, отдавая внимание меню и заставкам [6].

Среди российских дизайнеров, уделяющих внимание не только практической стороне веб-проектирования, но и его теоретико-методологическим основам, - Дмитрий Кирсанов. Он описывает теоретические основы визуального дизайна, анализируя типы сайтов, классифицируя их по принципу принадлежности владельца сайта к той или иной категории.

Кирсанов Д. анализирует сайты, относящиеся к категории так называемых «личных страниц» [1, с. 6], некоммерческие, «принадлежащие всевозможным добровольным объединениям, временным проектам, международным или благотворительным организациям, а также сайты, посвященные образу фирмы, направленные на то, чтобы делать его запоминающимся и привлекательным» [1, с. 6]. Кирсанов Д. приводит описание

самой многочисленной, по его мнению, группы интернетовских сайтов, -«контент-сайты, основные поставщики пользующейся спросом информации и генераторы трафика» [1, с. 6].

Дизайн с теоретико-культурологической стороны изучает И.А. Розен-сон и приводит его подробное описание в «Основах теории дизайна» [3]. Розенсон И.А. приходит к выводам, что рассматриваемый дизайн информационных сообщений - это «активное профессиональное воздействие на состояние (степень упорядоченности, эстетическую организацию, суггестивность и т.п.) глобального информационного поля, а значит, непосредственное влияние на сознание людей» [3, с. 137].

Розенсон И.А. вводит понятие «информационное поле», означающее с точки зрения культуры «внепространственное вместилище, куда погружен закодированный опыт человечества. Наиболее совершенным каналом коммуникации сегодня выступает, конечно, Интернет, обеспечивающий этому опыту весьма впечатляющее глобальное распространение» [3. с. 137].

Розенсон И.А. описывает смену научных, культурных и проектных парадигм, исследует соотношение понятий «среда» и «окружение», стратегии культурного освоения действительности, анализирует исторический процесс формирования дизайна информационной среды, описывает предшествующие ему способы формообразования, последний из которых - перемещение из предметно-пространственной среды в информационную, отмечая обретения и утраты при смене форм коллективной памяти от фольклорного способа передачи информации - к электронному. В работе И.А. Розенсон затрагивается происхождение понятия «виртуальная реальность», отмечаются особенности виртуальной психологии, свойства «виртуального события», проблема понимания (герменевтика) виртуального мира. С точки зрения веб-дизайна рассматриваются такие понятия как «вещь», «знак», «символ» «эмблема», аллегории и роль знака в культурах разного типа, сопоставляются семиотика культуры и дизайн информационных объектов, анализируется тропичность языка медиадизайна, дизайн виртуальных миров [3, с. 138].

Отметим, что в связи с тенденцией тотального распространения новой информационной среды затрагивается вопрос глобализации, напрямую связанный с формообразующим Сеть веб-дизайном. Данный вопрос хорошо освещен искусствоведом Д. Бородаевым в работе «Веб-сайт как объект графического дизайна» [4], которая посвящена особенностям формирования стилевой модели «этнического дизайна в веб-дизайне в условиях глобализации, а также определению его основных признаков на примерах веб-сайтов ряда стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Северной Африки. Бородаев Д. изучает влияние глобализационных процессов на развитие графического дизайна, описывает сформировавшийся в 50-70-е гг. XX в. «интернациональный стиль» в графическом дизайне, с его «научным и рациональным подходом в решении проблем коммуникации», который «сти-

рает границы между различными культурами и народами» [4, с. 262]. В графическом дизайне формируются тенденции к универсальности и наднациональности. Информационное общество и массовая компьютеризация социума диктует необходимость информационной образованности, «графический дизайн в этих условиях становится все более интернет-ориентированным. С 90-х гг. XX в. на наших глазах рождается новый вид графического дизайна - веб-дизайн» [4, с. 262].

Построение информационного общества определяет тенденции преобразований в сфере высшего образования. Широкое распространение веб-ресурсов и мультимедийных информационных продуктов требует работы квалифицированных специалистов междисциплинарного профиля, в преобразованиях системы высшего образования уже заметны первые результаты: коллектив Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) в 2003 г. разработал и ввел в действие соответствующие дисциплины, разрабатывается необходимая литература (например, показательна в данном отношении работа И.А. Розенсон «Основы теории дизайна» [3]).

Междисциплинарные специальности, предполагающие изучение вопросов веб-дизайна и культурологии пока не так широко распространены в более удаленных от столицы университетах. Тем не менее, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств уже в 2008 г. открыла такие специальности как «Прикладная информатика» со специализацией «Мультимедийные технологии и Web-дизaйн».

Сегодня происходит изменение культуры под воздействием Интернета, основным формирующим средством которого является веб-дизайн, поэтому дизайн Сети следует изучать с разных точек зрения.

Таким образом, нами выявлены следующие области, занимающиеся теорией и методологией веб-дизайна в культурологии: теоретические работы веб-дизайнеров и работы культурологов, затрагивающие вопросы информатизации, распространения Интернета и формообразующих его технологий. Отмечены следующие проблемы: в связи с ускорением развития новейших технологий, веб-дизайн пока еще достаточно мало изучен в культурологии, учебные пособия, посвященные теоретико-методологической стороне веб-дизайна пока еще не так широко распространены, необходимы преобразования в системе образования (особенно на региональном уровне).

Обладая знаниями в области культурологии, искусствоведения и веб-дизайна, можно влиять на широкую аудиторию посетителей сайтов, и как результат, достигать воспитательные и эстетические цели.

Список литературы:

1. Кирсанов Д. Веб-дизайн [Электронный ресурс]. - 2001. - Режим доступа: www.kirsanov.com/web.design/main.html.

2. Лаврентьев А.Н. Стили и визуальные метафоры в дизайне. Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне - М.: ВНИИТЭ, 1990. - 88 с.

3. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. - СПб.: Питер, 2008. - 218 с.

4. Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна: монография. - Харьков.: Септима ЛТД, 2006. - 288 с.

5. www.rosdesgn.com/design_materialsIdesign_web_teor.

6. Zeldman J. Taking Your Talent to the Web. A Guide for the Transitioning Designer. - Indianapolis: New Riders Publishing, 2001. - 425 p.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

© Мамедова Л.А.*

Нахчыванский государственный университет, Республика Азербайджан, г. Нахчывань

В самом широком понимании категория «культура» связывается со всеми проявлениями человеческой деятельности, и в этом смысле культура представляет как некая универсальная характеристика человеческого бытия, где доминантной является гуманистическая направленность этого бытия. Известное распространение получит так называемый «творческий» подход к пониманию культуры как характеристики творческих начал в человеческой деятельности.

Культурология в целом предстает сегодня как диалектическая складывающаяся область профессиональной творческой деятельности, основным содержанием и целью которой является увеличение гуманистических начал и человеческих характеристик в общественном бытии и в жизни отдельного человека [1]. Специфическими средствами осмысленного, целенаправленного культуротворчества.

Это такой вид деятельности, где специалист на основе знаний общих закономерностей культуротворчества выступает в качестве эксперта-аналитика личностных уровней и параметров культуры, а также на базе специальных проблемных методик организует и стимулирует конкретные коллективные и индивидуальные творческие акты. Новым и, на мой взгляд - (Л. Мамедова), значительным направлением прикладной культурологической деятельности может быть своеобразное культурологическая служба в различных областях общественного производства. Здесь специалист -культуролог, базируясь на системном понимании социокультурных начал в человеческом бытии, должен выступать, с одной стороны, как разработчик

* Педагог кафедры Туризма и социального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.