К вопросу об изменении социально-экономического приоритета развития современного города
А.И. Пахомова ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», г. Шахты
Мировая практика, а также научные исследования, проводимые в рамках проблематики, свидетельствуют о том, что современные российские города переживают кризис. Это связано с интенсивным развитием промышленности, увеличением «закупоренности» транспортной инфраструктуры. Многие города имеют некачественный жилой фонд. Это означает, что шансов для кардинального преображения городских поселений пока практически нет, т.к. новые генеральные планы правительства не содержат инновационных идей и просто закрепляют текущее положение. У городов нет адекватных требованиям времени стратегий развития, у страны в целом - представления о том, что такое современный город. Общей тенденцией развития и роста городов стало прогрессирующее ухудшение в них условий жизни. Одна из величайших трагедий городов в том, что, будучи высшим достижением человеческой цивилизации, они становятся не только неудобными, но и в значительной степени опасными для жизни.
Историческим выходом из наиболее острых экономических кризисов является перестройка городов и городской экономики. В настоящее время современная экономика стоит на пороге смены жизненной парадигмы экономики, схематично представленной на рисунке 1, в результате которой изменяются приоритеты развития будущей модели города.
Экогорода
Фордистские города (19201970-е годы)
С } Инновационные
креативные города (1970-2010-е годы)
Регулярные города (18501920-е годы)
Индустриальны е города (17801850-е годы)
Рисунок 1 - Смена парадигма в развитии городов * - составлено автором по материалам исследования
В результате промышленной революции были образованы индустриальные города, основной чертой которых являлось ускоренное превращение сельского населения в горожан. Это привело к быстрому росту территории индустриальных городов и концентрации населения. Однако промышленные города характеризовались массовой хаотической застройкой с неблагоустроенным жильем и отсутствием коммунальной инфраструктуры, что привело к кризису городов.
В начале 20 века произошла «железнодорожная» революция, в результате которой появляются регулярные города, основанные на восьмиугольной или шестиугольной сеткой градостроительной планировки. Одним из примеров полной реконструкции модели развития города после европейской революции в 1848 г. является г. Париж.
о О
Большая реконструкция данного города включала отказ от средневековой планировки города, новую инженерию и внедрение застройки, позволявшей вывести на рынок труда женщин, создать нового массового потребителя под фабричную продукцию, развернуть многочисленные помещения для малого бизнеса на первых этажах зданий типовой застройки новых улиц и бульваров, а сами улицы превратить в «ритейл-стрит». Однако быстрый рост национального богатства и промышленное развитие требовал коренной трансформации городов и модернизации городского хозяйства.
Фордизм как переход к массовому конвейерному производству начал менять социальную структуру общества. Это привело к тому, что регулярные индустриальные города начали быстро расти и трансформироваться в фордистские города, основной чертой которых являлось построение города в сетевой форме, означающее массовое строительство промышленным способом из готовых конструкций. После Второй мировой войны, на выходе из Великой депрессии, в США была реализована программа модернизации городов, которая приспосабливалась под потребности автотранспорта. В результате данного проекта появились субурбии, обозначавшие новые посёлки с развитой инфраструктурой, включающей объекты жизнеобеспечения, рекреационные и социальнобытовые зоны, а также стимулировали пик жилищного строительства, автомобильной индустрии, девелопмента торговых центров. Вместе с тем конвейеризация привела к небывалому росту интенсивности труда, дисквалификации, полному внутреннему опустошению стоящих у конвейера работников. Образовался определенный тип «фордовских рабочих», что привело к очередному кризису в развитии городов.
Массовая типовая застройка городов обернулась очередным кризисом при переходе к постиндустриальному обществу, сменившему средний класс на креативный класс. Это означало, что фордистские города не приспособлены для нового класса населения, в результате чего появляются инновационные креативные города. Креативные города, создавая максимально привлекательную среду для творческих людей, обеспечивают инновационный прорыв в культуре и экономике. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу подтолкнул страны Европы и Северной Америки к осмыслению новых задач, вставших перед городами. Условием их количественного и качественного роста стала модернизация среды, обновление старых городских пространств.
Многие успешные западные города, ведя поиски своего места в новых условиях, приняли решение трансформироваться в креативные территории, притягательные для людей особого склада и нестандартного образа жизни. Это означает, что ставка на повышение творческого потенциала населения обеспечила городам прорывное инновационное развитие во многих областях экономики и социальной жизни.
Однако в последнее время большую популярность приобретает интеллектуальный класс, представляющий собой общественный слой, который занимается производством знания, его передачей и воспроизводством, а также его критической оценкой и утилизацией. Интеллектуальный класс состоит из людей, занятых интеллектуальным трудом, создающих новые продукты и знания. Он включает в себя в первую очередь ученых-исследователей, производящих новое знание, во вторую очередь - преподавателей вузов, систематизирующих накопленное знание и передающих его новым поколениям, и, наконец, в третью очередь - «креативного класса». Это повлияло, на формирование новой модели развития городов - экогород и развитие «зелёной» экономики.
В последнее время интерес к концепции «зелёной» экономике связан с разочарованием существующей экономической модели города, а также с увеличением различных кризисов и сбоев в рыночном механизме. В современной экономике появляется новая область исследований, имеющая дело с отношениями между экологическими и социально-экономическими системами, которая получила название «зелёной» экономики.
По мнению сторонников теории «зелёной» экономики существующая городская
среда несовершенна. С одной стороны, город - это источник цивилизации, с другой - один из главных виновников разрушения окружающей среды. Экологические проблемы, широкомасштабная бедность, неравенство людей и стран - всё это является отрицательным последствием функционирования нынешней экономической системы.
Поэтому современную модель города приверженцы «зелёной» экономики называют «коричневой». «Коричневый» цвет в данной интерпретации означает то, что сегодняшняя экономика потеряла свою жизненную активность и все больше сдерживается в своем развитии.
Анализ природных и социальных факторов с точки зрения внешних эффектов означает игнорирование их влияния на благосостояние населения городов и недооценку общего размера социальных издержек. Попытки оценить «природный капитал» позволяют уточнить объёмы экологического ущерба лишь частично, без учёта гуманитарной составляющей и размеров общего разрушения факторов производства. Между тем, по прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сегодняшние способы производства и потребления способны разрушит около 70 % флоры и фауны к 2050 году [1].
К примеру, самыми распространёнными альтернативными источниками энергии на сегодня принято считать гидроэнергетику и атомную энергетику, но очевидно, экологичными назвать их нельзя. Равнинные электростанции не требуют топлива, не засоряют атмосферу вредными выбросами, однако грозят нарушением природного баланса. Главной проблемой АЭС являются ядерные отходы. Одним из ярких примеров выбросов радиации в окружающую среду является авария на АЭС «Фукусима-1» в Японии, вызванная природными катаклизмами и угрожающая в настоящий момент масштабами экологической катастрофой глобального характера. Нерациональное размещение блоков АЭС, а также использование в атомной энергетике зданий, построенных до 1980-х годов, несмотря на инновационную технологическую оснащенность Японии, ставит под сомнение дальнейшее развитие атомной энергетики во всём мире, что переориентирует внимание человечества на безопасные источники энергии, которые создаются ветряными электростанциями и солнечными батареями.
«Эффект Фукусимы» подтвердил таким образом, что для выживания и развития человечества требуется переход к «зелёной» экономике - то есть к системе видов экономической деятельности, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг, которые приводят к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, при этом не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков или экологического дефицита.
В современной экономике самой перспективной отраслью является производство возобновляемой энергии. Именно там уже создаются рабочие места будущего, там осуществляется значительная часть технологических инноваций, которые откроют новую эру экономической трансформации.
Примером такой трансформации может быть международная программа «Солнечный поток», представляющая собой сбалансированную комплексную среду, партнёрскую сеть, элементы которой ориентированы на административное, управленческое, инженерно-технологическое и инвестиционно-финансовое сопровождение процесса внедрения и практического использования энергосберегающих, энергоэффективных технологий, оборудования и устройств, идей и решений. Основными задачами данной программы являются:
- обеспечение комплексного обслуживания участников программы на базе собственной эффективной организационной, производственной, инновационной, инвестиционной и финансовой инфраструктуры;
- развитие «инвестопроводящей» среды для финансирования проектов в области солнечной и других видов возобновляемой энергии;
- создание современной научно-исследовательской и опытно-конструкторской
базы в области возобновляемых источников энергии и широкое внедрение разработок в производство;
- формирование законченных финансово-технологических продуктов для продвижения их на мировых энергетических рынках;
- активное участие в формировании российского рынка возобновляемой энергетики;
- трансформация нормативов законодательства в нормы практической деятельности в области «зеленого» строительства;
- организация подготовки персонала, населения для использования, обслуживания энергосберегающего технологического оборудования во всех сферах деятельности и жизни.
Опыт развития международной программы «Солнечный Поток», а также научные исследования, проводимые в рамках данной проблематики, показывают, что на рынок энергосберегающих, энергоэффективных технологий, оборудования и устройств наиболее конструктивно входить не просто с готовыми технологическими решениями, а в сформированной сбалансированной и комплексной среде, элементы которой
ориентированы на всестороннее сопровождение процесса внедрения этих решений. Участниками данного проекта создана среда, обеспечивающая административное,
управленческое, технико-технологическое и инвестиционно-финансовое сопровождение и обеспечение внедрения энергоэффективных решений. Международная программа «Солнечный поток» помогает определять векторы, дает ориентиры развития рынка возобновляемой энергетики, интегрирует интересы партнеров с мировой репутацией, брендовых компаний в создание и реализацию совместных инновационных продуктов, реализует различные формы взаимодействия на основе базовых принципов сотрудничества, к коим относится открытость, системность, устойчивость,
мотивированность. Данный проект позволяет эффективно использовать самые различные
разработки многих исследователей, интегрировать в единый механизм разнообразный инструментарий, позволяющий предложить рынку комплексное решение для
государственных и коммерческих систем любого уровня иерархии. Международная программа «Солнечный Поток» задумана и создана как эффективный инструментарий, механизм, одинаково хорошо работающий на всех основных направлениях развития возобновляемой энергетики в любой стране мира, вне зависимости от отношения административной системы к инновациям и возобновляемым источникам энергии, и от страны происхождения инноваций.
В настоящее время международной программой реализуются следующие проекты:
- «^ГЬГСО№Ш-Ки», в рамках которой организуется внедерение современных промышленных инноваций в развитии сектора возобновляемой энергии, представляющие собой использование кремниевых технологий;
- автономные «зелёные» поселения, занимающейся строительством комфортного жилья в экологически чистой природной среде с автономным решением вопросов жизнеобеспечения, с отсутствием любых факторов ее загрязнения, с органичным архитектурно-ландшафтным дизайном, с эффективным использованием возобновляемых источников энергии, с системным учетом экологических, инженерно-технологических и социальных факторов, с приоритетом человеческих и экономических ценностей;
- «зелёный» стандарт «Солнечный Поток», позволяющий внедрять в проектирование и строительство новых энергосберегающих и экологических стандартов;
- инвестопроводящая среда, в рамках которой происходит создание системной организации механизмов и инструментариев по обеспечению финансирования различных проектов;
- ннформационно-коммуникационный центр «Солнечный Поток», занимающейся популяризации идей энергоэффективности, «зеленой» экономики, приоритета экологических ценностей;
- международный кредитный союз «^ЦЫ^ТКЕАМ» , представляющий собой систему кредитных и сельскохозяйственных кооперативов, организующих финансирование проектов социально-экономического развития АЗП и экопоселений и их жителей;
- экосистемные услуги, в рамках данного проекта организуется целенаправленное управление сохранением и развитием природной среды, наращивание «природного» капитала, приведенной стоимости экосистемных услуг;
- экофандрайзинг, содействие городам в поиске необходимых средств для реализации исследовательских, научных проектов и программ в области сохранения окружающей среды, «зеленой» экономики и экостроительства.
«Зелёная» экономика находится сегодня в центре внимания государств по всему миру. Инвестиции в энергоэффективные технологии и природную инфраструктуру становятся всё более привлекательным и прибыльным. В кризисном 2009 году на июньской встрече Совета ОЭСР на уровне министров неслучайно была принята Декларация о «зелёном росте», в которой признается, что стимулирование экологически ориентированных инвестиций может содействовать как подъему, так и созданию необходимой инфраструктуры для функционирования новой модели развития города. Это поможет обеспечить устойчивый экономический рост, социальное благосостояние населения и оздоровление окружающей среды.
Для увеличения и совершенствования природного капитала, такого как леса, водные ресурсы, почва и рыбные запасы, особенно важного для бедного сельского населения, необходимо перераспределение государственных и частных инвестиций, которого можно добиться соответствующими политическими реформами и созданием соответствующих благоприятных условий. Эти «зеленые» инвестиции также обеспечат развитие новых секторов и технологий, которые станут в будущем основными источниками экономического развития и роста. Необходимы также сопутствующие инвестиции в человеческий капитал, включая такие, которые позволят населению приобрести знания, управленческие навыки и технические умения, необходимые для «зеленой» экономики, чтобы обеспечить плавный переход на более устойчивый путь развития [2].
Хотя основной объем инвестиций, необходимых для перехода к «зеленой» экономике, должен поступить из частного сектора, государственная политика также будет играть значительную роль в преодолении диспропорций, обусловленных не продуманным предоставлением субсидий и неучитываемыми социальными издержками. Кроме того, государственное финансирование потребуется для придания начального импульса эффективному переходу к «зеленой» экономике.
«Зеленая» экономика ценит природный капитал и инвестирует в него. Лучшее сохранение экосистемных услуг повышает социальную защищенность и увеличивает доходы домохозяйств в бедных сельских общинах. Экологически чистые методы ведения сельского хозяйства существенно повышают урожайность в нетоварных фермерских хозяйствах. Наконец, улучшение доступности пресной воды и санитарных услуг и инновации в области децентрализованного энергоснабжения (солнечная энергия, плиты на биомассе и т.п.) также помогают побороть бедность в рамках стратегии «зеленой» экономики.
Современная практика создания экологически чистых городов развивается с начала 60-х гг. XX столетия. В основном она нашла широкое распространение в странах Европы, Северной Америки, Австралии. Однако наиболее активными в области экологического строительства оказались европейские страны, в особенности Швеция и Дания. Участвуют в этом процессе Германия, Бельгия и Норвегия. В целом же почти все европейские государства присоединились к процессу экологизации своих городов. Одной из главных задач реконструирования городов является снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Цель будет достигаться с помощью применения новых строительных технологий, развития общественного транспорта,
перехода автовладельцев на гибридный транспорт и электрокары, продвижения альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий
Ярким примером в стимулировании экологически чистой экономики является Южная Корея, избравшим «зеленый рост» в качестве национальной стратегии. По данным ОЭСР, в этой области южнокорейские инвестиции составили 9,3 миллиарда евро. По мнению правительства Южной Кореи необходимо развивать промышленность, энергетику и вложение инвестиций. Основной целью стратегического развития данной страны является минимальное использование энергоресурсов, принятие мер для обращения инвестиций в окружающую среду в движущую силу экономического роста [1].
Согласно ЮНЕПу концепция «зеленой» экономики должна повышать благосостояние людей и обеспечивать социальную справедливость, существенно снижая при этом риски для окружающей среды и предотвращая истощение природных ресурсов. Основным фактором роста экономики города будет инновационная активность. Современный город является инновационным городом, являющимся основным потребителем инновационных технологий, ориентированных на решение острых городских проблем. Это означает, что энергетические, инфраструктурные, транспортные, экологические факторы и вопросы безопасности и устойчивого развития города необходимо рассматривать в комплексе, поскольку проблемы любого поселения, города или промышленного района крайне взаимосвязаны и представляют собой систему вызовов, порожденных антропогенной нагрузкой на среду обитания.
«Зеленая» экономика может обеспечить такой же рост и уровень занятости, как и «коричневая», и превосходит ее в средне- и долгосрочной перспективе, предоставляя при этом больше экологических и социальных преимуществ. Разумеется, на этом пути неизбежен риск и возникновение проблем. Переход к «зеленой» экономике потребует согласованных усилий мировых лидеров, гражданского общества и ведущих компаний. От политиков и их избирателей потребуются постоянные усилия по переосмыслению и пересмотру традиционных показателей богатства, процветания и благосостояния. Однако, возможно, самый большой на сегодня риск — это риск сохранения статус-кво.
Сейчас появилась уникальная возможность заложить фундамент для новой «зелёной» экономики, способной гораздо эффективнее вкладывать природный и финансовый капитал. Создание благоприятных условий в городах является сложным процессом и переход от «коричневой» к «зелёной» экономике может обеспечить их по -настоящему инновационное развитие.
Литература:
1. Пахомова А.И. Какого цвета экономика современного города? // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 5. С.90-92.
2. Черняева Р.В. Экономический анализ социальных издержек. Дис .... докт. экон. наук: 08.00.01. Санкт-Петербург., 2001. С. 333. Библиогр.: С. 220 -210.
Статья подготовлена по проекту «Эколого-социо-экономический мониторинг, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды территории», выполняемому ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» в рамках государственного задания на оказание услуг в 2012 году, и финансируемому Министерством образования и науки Российской Федерации