Научная статья на тему 'К вопросу об истории учреждения 3-й Комиссии о коммерции'

К вопросу об истории учреждения 3-й Комиссии о коммерции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
417
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / КОМИССИЯ О КОММЕРЦИИ / ПРОЕКТЫ / РОССИЯ / COMMERCE / TRADE / COMMISSION ON COMMERCE / PROJECTS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Государева Марина Юрьевна

На документальном материале Российского государственного архива древних актов раскрывается история учреждения 3-й Комиссии о коммерции в правление Екатерины II. Анализируются проекты видного российского дипломата, посла России в Турции, губернатора Оренбурга и сенатора И.И. Неплюева (1693-1773) по вопросам внешней и внутренней торговли Российской империи. Ряд предложений Ивана Ивановича был реализован правительством Екатерины II. Так, в первые годы ее царствования, к которым относится и деятельность И.И. Неплюева, были отменены многие откупы и монополии, за что активно ратовал сенатор. Касаясь вопроса о направлениях внешней торговли, бывший оренбургский губернатор отдавал преимущество восточному. Предложения И.И. Неплюева свидетельствуют о том, что их автор был не столько теоретиком в политических и экономических вопросах, сколько опытным практиком, искавшим конкретные пути роста государственных доходов, усовершенствования торговой политики и повышения благосостояния своего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT OF THE 3 RD COMMISSION ON COMMERCE

The paper uses the documentary material of the Russian State Archive of Ancient Acts to learn about the establishment of the 3 rd Commission on Commerce during the reign of Catherine II. The paper analyzes the projects on domestic and foreign commerce of the Russian Empire prepared by an outstanding Russian diplomat, Russian ambassador to Turkey, Governor of Orenburg, Senator, I.I. Nepluev (1693-1773). A number of I.I. Nepluev’s suggestions were realized by Catherine’s government. Thus, in the early years of her reign (the years of Nepluev’s activity) tax farming and many monopolies were abolished. As for the directions of foreign commerce, the ex-Governor of Orenburg favored the eastern direction. I.I. Nepluev’s projects show that their author was not only a political and economic theorist, but an experienced practitioner, who was searching for feasible ways of increasing Russian profits, improving foreign commerce, and ensuring prosperity of his motherland.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории учреждения 3-й Комиссии о коммерции»

УДК 947.06 М.Ю. Г осударева

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ 3-Й КОМИССИИ О КОММЕРЦИИ

На документальном материале Российского государственного архива древних актов раскрывается история учреждения 3-й Комиссии о коммерции в правление Екатерины II. Анализируются проекты видного российского дипломата, посла России в Турции, губернатора Оренбурга и сенатора И.И. Неплюева (1693-1773) по вопросам внешней и внутренней торговли Российской империи. Ряд предложений Ивана Ивановича был реализован правительством Екатерины II. Так, в первые годы ее царствования, к которым относится и деятельность И.И. Неплюева, были отменены многие откупы и монополии, за что активно ратовал сенатор. Касаясь вопроса о направлениях внешней торговли, бывший оренбургский губернатор отдавал преимущество восточному. Предложения И.И. Неплюева свидетельствуют о том, что их автор был не столько теоретиком в политических и экономических вопросах, сколько опытным практиком, искавшим конкретные пути роста государственных доходов, усовершенствования торговой политики и повышения благосостояния своего Отечества.

торговля, Комиссия о коммерции, проекты, Россия.

Положение дел в Российской империи на момент воцарения Екатерины II было далеко не блестящим. Семилетняя война, огромные расходы на нужды двора и фаворитов в предыдущие царствования оставили в наследство новой императрице фактически разоренную казну. Была очевидна потребность в советниках, обладавших умом, знаниями и опытом, которые могли бы дать рекомендации по улучшению состояния страны. Новая императрица активно пыталась поправить существующее положение. Она присутствовала на заседаниях Сената, входила в курс дел, запрашивала мнения уважаемых ею сенаторов о мерах по увеличению доходов, упорядочению государственного управления, по© Государева М.Ю., 21014 ты Сената.

в луш веке одной из важнейших забот государственной власти в России было совершенствование торговли, особенно внешней. В декабре 1763 года сенаторы И.И. Неплюев, Я.П. Шаховской и И.-Э. Миних получили высочайший указ императрицы Екатерины II «Об учреждении Комиссии для рассмотрения коммерции Российского государства» \ Комиссии предписывалось выяснить недостатки российской торговли и принять меры к их устранению. Екатерина ставила две основные задачи перед комиссией:

1 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 7-16. СПб., 1830. Т. 16. № 11985. С. 452-453. (Далее - ПСЗ-1.)

1) «извлекать удобовозможные способы» к увеличению вывоза из России товаров и сырья;

2) упрочить положение русского купечества на внутренних и внешних рынках.

В.Н. Витевский отмечает, что «И.И. Неплюев, как отлично знавший тор-говыя операции, внутренния и внешния, был главным руководителем в совещаниях этой Комиссии» 2.

Сенатор Иван Иванович Неплюев 25 июля 1763 года получил письмо Екатерины II с извещением о ее намерении «...учредить Комиссию для разсмотре-ния коммерции» и всего, что «до финанции касается» 3. Екатерина затребовала мнение Сената на предмет того, что «служить может к инструкции для той комиссии» 4 Уже 30 июля была готова записка И.И. Неплюева 5. Она состояла из предыстории вопроса - характеристики отношения к промышленности и торговле Петра I и его преемников - и двенадцати пунктов «Мнения» И.И. Неплюе-ва, «.каким образом комиссия о коммерции и о государственных доходах за сходно признавается к разсмотрению приступить». Он отмечает заботы Петра об «умножении государственных доходов», развитии промышленности и торговли. Однако «краткость жизни Его Величества не допустила [экономику страны] в желаемое состояние привести» 6. Далее И.И. Неплюев упоминает о 2-й Комиссии о коммерции, советуя посмотреть в архиве инструкцию той комиссии и ее деятельности. Насколько серьезно Екатерина стремилась разобраться в вопросе о торговле, свидетельствует пометка на полях: «...оныя инструкция сыскать надлежит» 7.

Отмечая естественное прибавление доходов от торговли и других источников в послепетровское время, И.И. Неплюев обращает особое внимание на увеличение расходов. Кроме того, «главные государственные доходы» (заводы и прочее) были отданы в частные руки, росло число монополий и откупов. И.И. Неплюев негативно оценивает эту тенденцию: «.ежели в то вникнуть, то осязательно можно усмотреть, что более то делано в пользу партикулярных людей, а не казенных» 8. То же самое он говорит и «о умножении медной монеты», намекая на немалую личную выгоду П.И. Шувалова от денежной реформы 9.

2 Витевский В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года : в 5 т. Казань, 1889-1897. Т. 5. С. 920.

3 Письма Екатерины Великой И.И. Неплюеву // Русский архив. 1884. № 1. С. 262.

4 Там же.

5 Российский государственный архив древних актов. Ф. 397. Оп. 1. Д. 25. Л. 33-37 об. (Далее - РГАДА.)

6 Там же. Л. 33-33 об.

7 Там же. Л. 34.

8 Российский государственный архив древних актов.

9 Фирсов Н.Н. Правительство и общество в их отношении к внешней торговле в царствование Екатерины II. Казань, 1902. С. 60.

С.М. Троицкий, относя И. И. Неплюева к идеологам просвещенной монархии, объясняет его критику продворянской политики правительства тем, что «оно не создает благоприятных условий для развития купечества» 10.

Во второй части записки И.И. Неплюев высказывает ряд конструктивных предложений по развитию торговли и увеличению государственных доходов. Он предлагает составить перечень доходов и «полезныя умножать, а неполезныя оставлять» п. Ряд мер сенатора касается положения купечества. Он советует: «...купечество росписать на классы и которому классу какую комерцию производить»; освободить купцов от казенных служб; снизить таможенный тариф, так как пошлины обременительны не столько для купечества, сколько для населения, покупающего товары. Причем он предлагает снизить пошлины на товары широкого потребления, а «.к роскоши касаю-щияся отяготить или вовсе воспретить и из обычая роскошь и ненужныя вывозить, довольствуясь своими фабриками» 12.

Таким образом, И.И. Неплюев называет затраты двора и высших слоев общества на предметы роскоши одной из «неполезных» для государства статей расходов, развивающую промышленность других стран в ущерб отечественной. Причем, по его мнению, снижение пошлин на необходимые товары не приведет к уменьшению доходов казны, так как по низким ценам их будут покупать в большем количестве.

И.И. Неплюев ставит на обсуждение будущей комиссии вопросы о создании более благоприятных условий для промышленности, проверки законности монополий, откупов и других привилегий. Критикуя денежную реформу П.И. Шувалова, Иван Иванович предлагает меры к улучшению монетного дела в России. Заботясь о сохранении природных богатств страны и наблюдая расточительное к ним отношение, сенатор говорит о необходимости взять под контроль государства продажу леса, железа и меди.

Уже в XVIII веке видные государственные и общественные деятели предвидели экологические проблемы будущего. М.В. Ломоносов в своем проекте «Об исправлении жизненного уклада России» ставил вопрос о рациональном использовании лесов, предупреждал, что ускоренное развитие металлургии может привести к их истреблению, и предлагал шире использовать торф и каменный уголь в качестве топлива 13. С предостережениями великого ученого перекликаются и мысли И.И. Неплюева, солидарного с ним в «радении об общей пользе». В последних пунктах записки он замечает: «О заводех разсмотреть, сколько их и как иметь, чтоб лесов до конца не вывесть...; о выпуске лесов за море прилежнее прежнего разсмотреть, дабы впредь в будущие времена самим не оскудеть» 14

10 Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. М., 1966. С. 98.

11 РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 25. Л. 35.

12 Там же. Л. 35-36 об.

13 Лебедев Е.Н. М.В. Ломоносов. М., 1990. С. 499.

14 РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 25. Л. 37 об.

Касаясь вопроса о направлениях внешней торговли, бывший оренбургский губернатор отдает преимущество восточному. Как бывший губернатор Оренбургского края, прекрасно зная условия и возможности торговли со странами Средней Азии, И.И. Неплюев не устраняет совсем и западного направления, если «способ найдется». Однако он указывает на то, что в Европе купцы довольствуются тремя или двумя с половиной процентами прибыли.

Сенатор считает важным обсудить на заседаниях будущей Комиссии и вопрос о том, какие товары, в какие государства и каким путем (сухопутным или морским) вывозить 15.

Еще одна записка И.И. Неплюева в Комиссию о коммерции также касается российской внешней торговли. В ней Иван Иванович советует запросить мнения купцов о мерах борьбы с притеснениями на таможнях. Кроме того, он предлагает определить наиболее выгодные страны для вывоза товаров и структуру российского экспорта, а также рекомендует отправлять купеческих детей за границу для обучения «коммерции» 16.

В октябре 1763 года в Сенате обсуждался вопрос об отмене таможенных откупов 17. И.И. Неплюев представил свое мнение в пользу казенного содержания таможни. Он аргументировал свою позицию тем, что при откупщиках невозможно было узнать о «прямом» количестве сборов. Резолюция Екатерины на докладе Сената была такой же: «.таможням быть в казенном содержании» 18.

Заботясь об увеличении доходов казны, И.И. Неплюев поддержал в мае 1763 года проект начальника верфи в Санкт-Петербурге подполковника Г. Би-зюкина о передаче трех невских мостов в содержание разорившейся к этому времени верфи 19. В 1759 году мосты были отданы на откуп в частные руки с выдачей на содержание из казны по 14 тысяч рублей в год. И.И. Неплюев отправил подробнейший отчет Екатерине об этом деле с приложением своего мнения о проекте Г. Бизюкина. Он полагал, что это выгодно, так как за ту же сумму, которая выдавалась откупщикам из казны только на мосты, будет осуществляться, кроме содержания мостов, ремонт самой верфи и починка императорских судов. Таким образом, прямая экономия казны составит 19 601 рубль 82 копейки в год и эти деньги будут оставаться в казне, а не уходить в частные руки 20. Екатерина II в письме к И.И. Неплюеву оценила его старания о государственной пользе и одобрила проект Г. Бизюкина, соглашаясь, что «иной прожект полезнее не в пример особливо для содержания партикулярной и разоренной верфи», чем отдача в потомственный откуп 21.

15 Там же. Л. 36-36 об.

16 Там же. Д. 5. Л. 1-1об. (док. на фр. яз.).

17 ПСЗ-1. Т. 16. № 11955. С. 405-407.

18 Там же. С. 406.

19 РГАДА. Ф. 16. Оп. 1. Д. 476. Л. 58-65 об.

20 РГАДА. Ф. 16. Оп. 1. Д. 476. Л. 66.

21 Письма Екатерины Великой И.И. Неплюеву. С. 262.

Еще одним аспектом недолгой деятельности Ивана Ивановича Неплюева в 3-й Комиссии о коммерции (с декабря 1763 года по ноябрь 1764 год) было активное участие в обсуждении вопроса о привлечении купцов в крепость Святого Димитрия Ростовского (современный город Ростов-на-Дону). «Мнение» И.И. Неплюева свидетельствует не просто о его стремлении расширить российскую торговлю любыми способами, но и заботе о качестве торговли, обеспечивающем кредит доверия русскому купечеству. В этом сенатор был солидарен с Екатериной, которая писала к нему в одном из писем: «Коммерция есть дело по натуре своей такое, что одного часа непорядочным учреждением кредит ея повреждается, который многими годами трудно напоследок бывает возстановить» 22.

В Сенате в феврале 1764 года по донесению гарнизонной канцелярии Ростовской крепости рассматривалось дело о необходимости привлечения купцов во вновь строящуюся крепость из-за острой нехватки там продовольственных товаров 23.

Представление Сената Екатерине II по этому делу заключалось в следующем: разослать во все города указы с предложением купцам поселяться в Ростовской крепости и с указанием льгот (освобождение на десять лет от подушной, рекрутской и постойной повинностей). Причем кандидаты на переселение должны иметь капитал, соответствующий гильдейскому купечеству, не иметь казенных и личных долгов, не находиться под следствием 24 Императрица затребовала мнение по этому вопросу и от Комиссии о коммерции.

На доклад Сената подал записку статс-секретарь Екатерины Г.Н. Теплов. Он предлагал давать разрешение владельцам любого, даже самого маленького капитала, и тем, кто находился в тюрьмах за долги. Теплов также считал возможным отпускать в крепость колодников с подпиской в срок вернуть деньги, а долги меньше 20-30 рублей прощать. Однако автор записки указывал на необходимость проверки преступления подсудимого и предлагал отпускать тех, кто сидел «по несчастию», а «не за пороки». Г.Н. Теплов мотивировал свое предложение тем, что богатые купцы с домами и хозяйством не захотят добровольно переселяться на новое, еще пустое и неустроенное место, а бедные из-за льгот поедут, и «купечество, по мнению статс-секретаря, «возрастает от малого в великое» 25.

И.И. Неплюев в примечаниях на мнение Г.Н. Теплова в корне не соглашается с его рассуждениями. Он указывает на то, что бедные купцы или колодники поедут в крепость только из-за льгот и «будут тому месту во отягчение, а не в пользу» 26. И.И. Неплюев удивляется, как смогут переехать и организовать торговлю должники, если даже для богатых начать дело на новом месте затруднительно. Сенатор не разделяет прогнозов Г.Н. Теплова и полагает, что богатых купцов все-таки можно без принуждения привлечь в пограничную крепость

22 Там же. С. 261.

23 РГАДА. Ф. 168. Оп. 1. Д. 71. Л. 1-3 об.

24 Там же. Л. 2 об.-3.

25 РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 25. Л. 74-74 об.

26 РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 25. Л. 27 об.

и десятилетней льготой, и перспективой внешней торговли морем с Крымом и Турцией 27.

Таким образом, можно отметить, что бывший оренбургский губернатор, имея успешный опыт организации торговли в сходных условиях азиатских степей и в новопостроенной крепости на границе империи, работал на будущее. Его мнение предусматривает медленную, но качественную организацию и постепенное расширение торговли в крепости имени Святого Димитрия Ростовского с материальной отдачей в будущем преимущественно от развития внешнеторговых отношений. На наш взгляд, И.И. Неплюев проявил себя в этом деле как последовательный ученик Петра Великого - императора, работавшего на будущее благо государства, не считаясь с издержками прогресса.

Предложения И.И. Неплюева свидетельствуют о том, что их автор был не столько теоретиком в политических и экономических вопросах, сколько опытным практиком, искавшим конкретные пути роста государственных доходов, усовершенствования торговой политики и повышения благосостояния империи. Историк XIX века Н.Н. Фирсов акцентирует внимание на влиянии Петра Великого, отразившемся в деятельности, мировоззрении и всей жизни его «даровитейшего сотрудника» 28 И.И. Неплюева. Это выразилось, по мнению Н.Н. Фирсова, в приверженности ученика экономической политике меркантилизма и протекционистским мерам учителя. Однако И.И. Неплюев видел и перерождение этой политики при преемниках Петра I, выступая против хозяйствования частных лиц, «растаскивавших государственное и народное добро» 29.

Чтобы сделать вывод о практическом значении «Мнения» И.И. Неплюева, необходимо выяснить, были ли какие-либо из его предложений осуществлены на практике. Ответ на этот вопрос представляется нам положительным. Безусловно, Екатерина II прислушивалась к его советам. В первые годы ее царствования, к которым относится и деятельность И.И. Неплюева, были отменены многие откупы и монополии, снижена цена на соль, для чего Екатерина сократила на триста тысяч рублей свои личные расходы 30. Как мы помним, И.И. Неплюев выступал за прекращение беззаконных раздач государственных заводов и промыслов в частные руки, а также за ограничение роскоши двора.

Кроме того, императрица полностью поддерживала своего сенатора в развитии восточного направления внешней торговли. В сентябре 1763 года генерал-поручику И.И. Шпрингеру, назначенному начальником Сибирской пограничной линии, была дана инструкция. Ему предлагалось ознакомиться с представлением И.И. Неплюева об учреждении «.там торгу с Малою Бухариею и другими в великой Татарии лежащими областями, а чрез них с Индиею или Монгольским государ-

27 Там же. Л. 27 об.-28.

28 Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч. : в 9 т. М., 1989. Т. 4. С. 188.

29 Фирсов Н.Н. Правительство и общество в их отношении к внешней торговле в царствование Екатерины II. С. 62.

30 Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 5. С. 62.

ством» 31. Купцов, которые будут вести торговлю в пограничных крепостях, предполагалось освободить от пошлин с товаров на десять лет.

Таким образом, в истории учреждения и первых лет работы 3-й Комиссии о коммерции немалую роль сыграли предложения дипломата, сенатора, видного государственного деятеля XVIII века Ивана Ивановича Неплюева.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Витевский, В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года [Текст] : в 5 т. - Казань, 1889-1897 (Тип. В.М. Ключникова).

2. Государева, М.Ю. Личность в истории: И.И. Неплюев [Текст] : моногр. - Рязань : РВВДКУ, 2010. - 202 с.

3. Государева, М.Ю. Русская дипломатическая миссия в Стамбуле в 20-30 годы XVIII века // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А Есенина. -2011. - № 1. - С. 96-106.

4. Ключевский, В.О. Курс русской истории [Текст] : соч. : в 9 т. - М. : Мысль,

1989. - Т. 4-5.

5. Лебедев, Е.Н. М.В. Ломоносов [Текст]. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 483 с.

6. Письма Екатерины Великой И.И. Неплюеву [Текст] // Русский архив. - 1884. -№ 1. - С. 251-265.

7. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 [Текст]. - Т. 7-16. -СПб., 1830. - Т. 16. - № 11931, 11955, 11985.

8. Российский государственный архив древних актов. - Ф. 397 (Комиссии о коммерции). - Оп. 1. - Д. 25 ; Оп. 2. - Д. 5 ; Ф. 16. (Внутреннее управление). - Оп. 1. -Д. 476 ; Ф. 168 (Сношения государей с присутственными местами и должностными лицами). - Оп. 1. - Д. 71.

9. Троицкий, С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII веке [Текст]. - М. : Наука, 1966. - 275 с.

10. Фирсов, Н.Н. Правительство и общество в их отношениях к внешней торговле России в царствование Екатерины II [Текст]. - Казань, 1902 (Типолитогр. Имп. ун-та). -IV ; 371с.

REFERENCES

1. Vitevskiy, V.N. I.I. Neplyuyev i Orenburgskiy kray v prezhnem yego sostave do 1758 goda [Neplyuev and Orenburg region in the former part of it until 1758] [Text] : 5 Vols. -Kazan, 1889-1897.

2. Gosudareva, M.YU. Lichnost' v istorii: I.I. Neplyuyev [Personality in History I.I. Neplyuev] [Text]. - Ryazan : RVVDKU, 2010. - 202 p.

3. Gosudareva, M.YU. Russkaya diplomaticheskaya missiya v Stambule v 20-30 gody XVIII veka [Russian diplomatic mission in Istanbul in 20-30 years of the 18th century] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S.A Yesenina. - Bulletin of Ryazan State University named after S.A. Yesenin. - 2011. - No.1. - P. 96-106.

31 ПСЗ-1. Т. 1б. № 11931. С. 383.

4. Klyuchevskiy, V.O. Kurs russkoy istorii [The course of Russian history] [Text] : 9 vols. - M. : Thought, 1989. - Vol. 4-5.

5. Lebedev, Ye.N. M.V. Lomonosov [M.V. Lomonosov] [Text]. - M. : Young Guard,

1990. - 483 p.

6. Pis'ma Yekateriny Velikoy I.I. Neplyuyevu [Letters of Catherine II the Great to

I.I. Nepluev] [Text] // Russkiy arkhiv. - Russian archive. - 1884. - No. 1. - P. 251-265.

7. Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. 1 [Text] [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Coll.1 -. Vol. 7-16. - Saint-Petersburg, 1830. - Vol. 16. -No. 11931, 11955, 11985.

8. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv drevnikh aktov [Russian State Archive of Ancient Acts] [Text] - F. 397 (Commissions on Commerce). - Op. 1. - D. 25 ; Op. 2. - D. 5 ; F. 16 (Vnutrenneye upravleniye. - Internal control). - Op. 1. - D. 476 ; F. 168 (Snosheniya gosu-darey s prisutstvennymi mestami i dolzhnostnymi litsami. - Sovereigns’ dealings with government offices and officials). - Op. 1. - D. 71.

9. Troitskiy, S.M. Finansovaya politika russkogo absolyutizma v XVIII veke [The financial policy of Russian absolutism in the 18th century] [Text]. - M. : Science, 1966. - 275 p.

10. Firsov, N.N. Pravitel'stvo i obshchestvo v ikh otnosheniyakh k vneshney torgovle Rossii v tsarstvovaniye Yekateriny II [Government and society in their relations with Russian foreign trade in the reign of Catherine II] [Text]. - Kazan', 1902 (Tipolitogr. Imp. un-ta - Imperial University Printing ). - 371 p.

M.Yu. Gosudareva

THE ESTABLISHMENT OF THE 3rd COMMISSION ON COMMERCE

The paper uses the documentary material of the Russian State Archive of Ancient Acts to learn about the establishment of the 3rd Commission on Commerce during the reign of Catherine II. The paper analyzes the projects on domestic and foreign commerce of the Russian Empire prepared by an outstanding Russian diplomat, Russian ambassador to Turkey, Governor of Orenburg, Senator, I.I. Nepluev (1б93-1773). A number of

I.I. Nepluev’s suggestions were realized by Catherine’s government. Thus, in the early years of her reign (the years of Nepluev’s activity) tax farming and many monopolies were abolished. As for the directions of foreign commerce, the ex-Governor of Orenburg favored the eastern direction. I.I. Nepluev’s projects show that their author was not only a political and economic theorist, but an experienced practitioner, who was searching for feasible ways of increasing Russian profits, improving foreign commerce, and ensuring prosperity of his motherland.

Commerce, trade, Commission on Commerce, projects, Russia.

ИСТОРИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.