Научная статья на тему 'К вопросу об истории создания в г. Ярославле постоянной еврейской молельни'

К вопросу об истории создания в г. Ярославле постоянной еврейской молельни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
970
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОСТОЯННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ МОЛЕЛЬНЯ / СИНАГОГА / "ЧЕРТА ЕВРЕЙСКОЙ ОСЕДЛОСТИ" / ВНУТРЕННИЕ ГУБЕРНИИ / "ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС" В РОССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сапир М.С.

Статья посвящена истории еврейской общины Ярославской губернии второй половины XIX начала ХХ вв. В статье анализируется процесс открытия центрального института общины постоянной еврейской молельни. Исследуются как причины неоднократных отказов властей в открытии молельни, так и настойчивость еврейских просителей, в итоге приведшая к началу строительства в Ярославле синагоги в ноябре 1915 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории создания в г. Ярославле постоянной еврейской молельни»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94(3)

М.С. Сапир

магистрант II года обучения ЯрГУ им. П.Г. Демидова,

г. Ярославль, РФ E-mail: michael.sapir@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ В Г. ЯРОСЛАВЛЕ ПОСТОЯННОЙ

ЕВРЕЙСКОЙ МОЛЕЛЬНИ

Аннотация

Статья посвящена истории еврейской общины Ярославской губернии второй половины XIX - начала ХХ вв. В статье анализируется процесс открытия центрального института общины - постоянной еврейской молельни. Исследуются как причины неоднократных отказов властей в открытии молельни, так и настойчивость еврейских просителей, в итоге приведшая к началу строительства в Ярославле синагоги в ноябре 1915 г.

Ключевые слова

Постоянная еврейская молельня, синагога, «черта еврейской оседлости», внутренние губернии,

«еврейский вопрос» в России

8 сентября 2016 г. еврейская община г. Ярославля торжественно отметила 100-летие со дня основания Ярославской синагоги «Бейт Аарон» [1]. В праздничных мероприятиях участвовали первые лица Ярославской области, посол государства Израиль в России, многочисленные гости из Федерации Еврейских Общин России. Торжества стали значительным событием в культурной жизни не только национальных общин Ярославской области, но и народов России в целом.

История еврейского народа в Российской империи насчитывает более 200 лет и всегда являлась объектом пристального внимания как для еврейских историков дореволюционной школы, так и для современных исследователей. Однако в этой сфере все еще остается достаточное количество аспектов, в силу тех или иных причин, обделенных вниманием научного сообщества. В данной статье мы хотели бы остановиться на одном из таких аспектов, точнее, на регионе, еврейская община которого никогда не была большой, но, тем не менее, имеет весьма интересную историю, - речь идет о Ярославской губернии.

Самые ранние известные нам упоминания о еврейском населении Ярославской губернии датируются началом XIX века, однако постоянная община в этом регионе сформировалась лишь к середине столетия. Еврейское население в Ярославском крае жило преимущественно в городах и занималось ремеслами, однако имелись в Ярославле и купцы I Гильдии, и цеховые, и мещане [2, л. 5-8]. Судя по Переписи населения 1897 г., еврейское население Ярославской губернии насчитывало 1719 человек, еврейская община Ярославля - 1020 человек [3, с. 108-111].

Однако обращает на себя внимание тот факт, что постоянная синагога в Ярославле начала строиться лишь в 1916 г. [4], т.к. только к этому времени Ярославское еврейское общество смогло добиться от властей разрешения на строительство и собрать все необходимые бумаги. А ранее в течение многих лет евреи Ярославля вынуждены были дважды в год ходатайствовать перед губернатором и министром внутренних дел об открытии временной молельни на весенние и осенние еврейские праздники. Также неоднократно и безуспешно подавали они прошения в различные инстанции о разрешении открыть в городе постоянную молельню. Разбор этих прошений и причин, которыми руководствовались власти при отказах, и является предметом нашей статьи.

По имеющимся в Государственном Архиве Ярославской области сведениям, 18 октября 1878 г. Ярославским губернатором Н.К. Шмидтом было представлено министру внутренних дел А.Е. Тимашеву ходатайство о разрешении проживающим в Ярославле евреям построить в городе молельню. Затем подобное же ходатайство возбуждено было перед министерством самим Ярославским еврейским

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

обществом, на что уже министр внутренних дел Н.П. Игнатьев в сентябре 1881 г. уведомил губернатора В.Д. Левшина, что это ходатайство им признано не подлежащим удовлетворению. Затем, согласно ходатайству ярославского купца Иосифа Хаймова, В.Д. Левшиным в 1886 г. вновь было возбуждено перед министром внутренних дел Д.А. Толстым ходатайство о разрешении Ярославскому еврейскому обществу устроить в Ярославле молельню с хозяйственным при ней правлением, но и оно было оставлено без последствий [2, л. 10].

В 1895 г. проживающие в Ярославле евреи снова обращались в МВД с ходатайством о разрешении им иметь постоянную молельню, но министр внутренних дел И.Н. Дурново 28 сентября за № 4817 уведомил Ярославского губернатора для объявления просителям, что вышеупомянутое ходатайство оставлено без последствий, так как на основании прим. 2 к ст. 1060 т. XI, Ч. I по прод. 1893 г. устройство еврейских молелен и хозяйственных при них правлений в губерниях вне «черты оседлости» разрешалось МВД по представлениям губернских начальств [5]. Поэтому 27 октября 1895 г. Ярославские евреи в числе 92 семей и 450 душ вновь обратились к губернатору А.Я. Фриде с просьбой возбудить перед министром внутренних дел ходатайство о разрешении им иметь постоянную молельню с обязанностью относиться им по делам веры к Рыбинскому Раввину. В этом прошении евреи Ярославля ссылались на последовавшее со стороны МВД разрешение открытия еврейской молельни в Вологде, где численность еврейского населения - менее 30 семейств. Но и эта просьба по определению Губернского Правления от 7 ноября 1895 г. признана не подлежащей удовлетворению [2, л. 11].

Основанием к отказу, кроме предыдущих аналогичных решений МВД, «было то, что на основании прим. 2 к ст. 1060 Св. Зак. Т XI, Ч. I по прод. 1893 г. [6, с. 199], открытие еврейских молелен вне черты еврейской оседлости разрешается не иначе, как в связи с устройством при молельнях хозяйственных правлений, между тем, евреи в прошении об открытии в Ярославле молельни не ходатайствовали об учреждении при ней хозяйственного правления, так что молельня их ... могла оказаться без должного установления, которое бы заведовало ее делами» [2, л. 11].

Однако ярославская еврейская община отправила это ходатайство напрямую в МВД по линии Департамента духовных дел иностранных исповеданий, который 8 декабря 1895 г. препроводил его на усмотрение губернского начальства. Ответ Ярославского губернатора А.Я. Фриде в МВД от 11 января 1896 г., с нашей точки зрения, стоит привести более подробно, т.к., во-первых, ранее этот документ нигде не публиковался, а, во-вторых, он ярко отражает позицию государственной власти Российской Империи по отношению к еврейскому населению. В своем ответе Ярославский губернатор сообщал, что ходатайство уже было в рассмотрении Ярославского Губернского Правления и признано не подлежащим удовлетворению, а также «присовокупил, что число проживающих в г. Ярославле евреев не настолько велико, чтобы предстояла необходимость в открытии в этом городе постоянной молельни, тем более что для отправления религиозных обрядов в праздники означенным евреям разрешается Министерством Внутренних Дел ежегодное открытие временной молельни в течение около 6 месяцев. Затем, ссылка просителей на разрешение открытия в г. Вологде постоянной еврейской молельни не имеет существенного значения при сравнении местных условий означенных городов: в Ярославле при значительном состоянии фабрик, заводов и вообще промышленных заведений проживают десятки тысяч рабочих, для благосостояния которых и нынешнее число находящихся в этом городе евреев является слишком значительным в виду врожденной способности их при каждом случае обходить закон и эксплуатировать рабочее городское население, располагающее денежными заработками; с учреждением же в г. Ярославле еврейской молельни неминуемо последует усиление еврейского элемента ко вреду местного населения» [2, л. 12-13].

Нам сложно судить, насколько глубоко А.Я. Фриде в тот момент вникал в дела вверенной ему губернии и действительно ли он был так жестко настроен по отношению к еврейскому населению Ярославля. В это время он тяжело болел: в октябре 1895 г. перенес сложную операцию и в мае 1896 г. умер. Но факт остается фактом: разрешение на открытие постоянной молельни Ярославским Еврейским Обществом получено не было, и в запретительных документах указано имя губернатора.

Однако Ярославское Еврейское общество всегда отличалось завидной настойчивостью и продолжало

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

«надоедать» органам власти различных уровней прошениями и ходатайствами о разрешении открыть в Ярославле постоянную молельню, но регулярно получало отказы как от министров внутренних дел, так и от ярославских губернаторов. Причем в каждом своем прошении, заявляя о целях открытия молельни, евреи г. Ярославля подчеркивали, что «14 мая - день Священного Коронования Их Императорских Величеств, 25 мая - день Тезоименитства Государыни Императрицы; в эти дни все верноподданные всей России приносят свои молитвы к Царю Царей о долголетии возлюбленного Монарха и Монархини. Только мы, евреи города Ярославля, лишены будем возможности присоединить свои мольбы к Всевышнему» [7, л.17]. Кроме того, апеллировали они и к общественной пользе для Ярославского края и благонадежности еврейского населения: «В г. Ярославле с давних времен проживают несколько десятков евреев, число коих в настоящее время достигает не менее 80 семейств. Население это, составляя весьма незначительный процент в огромной массе коренного ... населения, заключает в своей среде несколько лиц с высшим университетским образованием, 11 купцов, 65 мещан, занимающихся, по преимуществу, ремеслами. Как можно заключить из отчетов судебных мест, а равно их сведений местной полиции, еврейское население г. Ярославля, не будучи замечено в чем-либо предосудительном, представляет собою вполне благонадежный и, по меньшей мере, безвредный элемент, не вызывавший и не вызывающий необходимости в применении относительно него каких-либо административных репрессий» [2, л. 1]. Однако лишь 20 октября 1915 г. губернатор Л.Н. Татищев подписал финальное разрешение на строительство в Ярославле синагоги, а в ноябре того же года уже начались строительные работы.

Впрочем, не стоит думать, будто Ярославская губерния в практике регулирования «еврейского вопроса» чем-то разительно и негативно отличалась от аналогичной политики в других регионах. Увы, вплоть до 1917 года евреи Российской Империи так и не были уравнены в правах с остальным населением. Это становилось причиной многих тягот еврейской общины г. Ярославля, в том числе, и связанных с отсутствием в городе постоянной синагоги, хотя потребность в ее наличии, вопреки мнению А.Я. Фриде, была весьма острой.

История еврейского народа Российской империи крайне сложна: более века евреи в нашей стране подвергались разного рода притеснениям, чаще всего, необоснованным. Государство видело в них, помимо всего прочего, представителей загадочной, непонятной религии, будто бы желавших обратить в нее своих православных соседей [8, с. 7-8]. Вряд ли стоит пояснять, что эта точка зрения не имела под собой никаких реальных оснований. Но отсюда проистекали ограничения в духовной жизни еврейского населения и дискриминационная политика местных властей, которые были отменены лишь с падением самодержавия в России.

Список использованной литературы:

1. В Ярославле отметили 100-летие городской синагоги «Бейт Аарон» - URL: http://yarcenter.ru/news/religiya/v-yaroslavle-otmetili-100-letie-gorodskoy-sinagogi-beyt-aaron/

2. ГАЯО. Ф. 79. Оп. 7. Д. 2989.

3. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том L. Ярославская губерния / под ред. П.А. Тройницкого. - СПб: издание Центрального статистического комитета Министерства Внутренних дел, 1904. 249 с.

4. ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 2960.

5. Второе полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-2). Т.ХШ! № 45408.

6. Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. 1. // Санкт-Петербург, Типография Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1857 г.

7. ГАЯО. Ф. 79, оп. 7, д. 3251.

8. Гессен Ю.И. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России. -СПб. 1911.

© Сапир М.С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.