Научная статья на тему 'История открытия в г. Ярославле постоянной молельни как пример взаимоотношений еврейской общины с губернскими властями на рубеже XIX-ХХ вв'

История открытия в г. Ярославле постоянной молельни как пример взаимоотношений еврейской общины с губернскими властями на рубеже XIX-ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТОЯННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ МОЛЕЛЬНЯ / СИНАГОГА / "ЧЕРТА ЕВРЕЙСКОЙ ОСЕДЛОСТИ" / ВНУТРЕННИЕ ГУБЕРНИИ / ЯРОСЛАВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / "ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС" В РОССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сапир М.С.

В статье рассматривается история открытия в Ярославле постоянной еврейской молельни и синагоги. Приводится переписка Ярославского еврейского общества с Губернским Правлением, Губернаторами разных лет и Министерством Внутренних Дел. В статье дается характеристика прошений евреев Ярославля и отказов из различных инстанций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История открытия в г. Ярославле постоянной молельни как пример взаимоотношений еврейской общины с губернскими властями на рубеже XIX-ХХ вв»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070

Тендерные различия (гендерная асимметрия) прослеживаются в режимах смертности, рождаемости, отношении к контрацепции и детности. Интересны гендерные аспекты миграций (трудовой, религиозной, брачной) и социальной мобильности. Благодатной сферой гендерных исследований является политическая история, где наиболее ярко, выпукло можно увидеть борьбу женщин за политические, гражданские, избирательные права.

Гендерный подход можно использовать для обработки исторических и литературных текстов. Анализируя народные шутки, пословицы, поговорки, можно сделать выводы о выборе партнера, распределении прав, обязанностей по хозяйству, отношениях между супругами.

Нормы и стереотипы женского поведения меняются от эпохи к эпохе. В настоящее время женщины добились значительных успехов на пути социального выравнивания. Но во многом наша культура еще остается патриархатной. Гендерные стереотипы нельзя ломать. Их нужно изучать, исследовать тенденции и закономерности.

Список использованной литературы:

1. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6. - С. 123-125.

2. Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. - 1997. - № 6. - С. 41-58.

3. Трофимова Е.И. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях // Общественные науки и современность. - 2002. - № 6. - С. 178-187.

© Косых Е С., 2017

УДК 94(3)

М.С. Сапир

Магистрант 2 года обучения ЯрГУ им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, РФ

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ В Г. ЯРОСЛАВЛЕ ПОСТОЯННОЙ МОЛЕЛЬНИ КАК ПРИМЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ С ГУБЕРНСКИМИ ВЛАСТЯМИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ.

Аннотация

В статье рассматривается история открытия в Ярославле постоянной еврейской молельни и синагоги. Приводится переписка Ярославского еврейского общества с Губернским Правлением, Губернаторами разных лет и Министерством Внутренних Дел. В статье дается характеристика прошений евреев Ярославля и отказов из различных инстанций.

Ключевые слова

Постоянная еврейская молельня, синагога, «черта еврейской оседлости», внутренние губернии, Ярославская губерния, «еврейский вопрос» в России.

История еврейского народа в Российской империи весьма подробна освещена в отечественной историографии, но есть целый ряд регионов, до сих пор мало затронутых исследователями. Из их числа Ярославская губерния. Еврейская община здесь всегда была небольшой, но, в соответствии с Российским законодательством XIX в., даже в населенных пунктах, где проживают несколько десятков евреев, эти евреи могут открыть постоянную молельню. Ярославское еврейское общество несколько десятков лет боролось за право на постройку таковой молельни. Цель данной статьи - проследить эволюцию взаимоотношений еврейской общины г. Ярославля с чиновниками разных уровней, понять логику и мотивы поступков обеих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

сторон в разное время и ответить на вопрос, что же в итоге привело к закладке в городе постоянной синагоги в 1916 г.

Однако вначале, с точки зрения научной корректности, уточним различия между понятиями «постоянная еврейская молельня» и «синагога». Итак, синагога - это основной институт иудаизма, зародившийся в древности и предназначенный как для молитв, так и обучения детей грамоте и Торе. Синагоги на протяжении веков были центрами еврейских общин как в Европе, так и в Российской империи. А постоянная молельня (молитвенная школа, молитвенный дом) - это, в соответствии с законодательством Российской империи, особое здание или помещение, где евреи отправляют «общественные молитвы, общественное богомоление», т.е. молятся при кивоте Завета в числе не менее 10 человек старше 13 лет [1, с. 231]. Опуская юридические тонкости, связанные с открытием молелен в разных населенных пунктах, резюмируем, что разница между еврейской молельней и синагогой состоит в том, что синагога в еврейской общине несла две функции - религиозную и образовательную [2, с. 253-274], а постоянная молельня - только религиозную.

Итак, к 1897 г. евреи г. Ярославля уже имели весьма внушительную историю переписки с различными инстанциями по поводу открытия постоянной молельни в городе. Регулярно они отправляли прошения и ходатайства в разные инстанции вплоть до министра Внутренних дел, но неизменно получали отказы. Но, видимо, не существовало в Российской империи такого ведомства, отказ из которого заставил бы Ярославское еврейское общество опустить руки. Евреи города с завидным упорством пытались открыть в Ярославле постоянную молельню и продолжали «надоедать» органам власти различных уровней прошениями и ходатайствами.

Так, 21 января 1897 на имя Ярославского губернатора Б.В. Штюрмера было подано новое прошение об открытии в городе постоянной еврейской молельни с хозяйственным при ней правлением за подписью городских евреев-активистов. К этому прошению был приложен поименный и посемейный список проживающих в городе евреев, включавший в себя несколько сотен человек, с указанием возрастов и профессий каждого [3, л. 5-8]. В нем активисты ссылаются на основополагающие начала русского законодательства конца XIX в.: «В г. Ярославле с давних времен проживают несколько десятков евреев, число коих в настоящее время достигает не менее 80 семейств... Благодаря глубокой веротерпимости, легшей в основу первоначал русского законодательства (ст. 40, 44 и 45 Т. I, ч. I, Закон. Основ.), евреи наравне со всеми прочими иноверцами пользуются беспрепятственным правом «славить Бога Всемогущего по закону и исповеданию праотцов своих, благословляя царствование российских монархов и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и укреплении силы Империи»» [3, л. 1].

Далее следуют весьма подробные ссылки на законодательные акты разных лет, разрешавшие даже небольшим еврейским общинам, находящимся как в губерниях «черты оседлости», так и вне ее открывать постоянные молельни в местах своего проживания, а также приводились причины, побудившие правительство к принятию этих законов. Еврейская община Ярославля, разумеется, имела все законные основания для открытия постоянной молельни в городе. Просители указывали, что открывающаяся в Ярославле дважды в год временная молельня не позволяет евреям города отправлять свои религиозные обряды и соблюдать заветы предков так, как этого требует иудейская религия. А по причине отсутствия в Ярославле раввина и необходимости обращаться по самым маловажным вопросам к рыбинскому раввину (что было технически крайне трудно), Ярославское еврейское общество к 1897 г. не имело правильных метрических книг, что тоже приносило много неудобств [3, л. 2]. Б.В. Штюрмера просили войти с представлением к Министру Внутренних Дел о разрешении открыть в Ярославле постоянную еврейскую молельню с хозяйственным при ней правлением, особым раввином и со всеми установленными в законе правами и обязанностями [3, л. 3].

31 мая 1897 г. состоялось заседание Губернского правления по поводу этого прошения. В журнале заседания имеется справка об открытии еврейской молельни в Ярославле. Она являет собой наглядный пример «разговора слепого с глухим». Доводы, указанные просителями, чиновники вывернули наизнанку и использовали как основания к очередному отказу. В ней говорится, что данное прошение отличается от предыдущих лишь установлением хозяйственного правления при молельне, а все остальные мотивы уже

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

были учтены Министерством Внутренних Дел при разборе предыдущих аналогичных ходатайств, оставленных без последствий. Также: «с открытием к осени сего года движения по Ярославско-Рыбинской железной дороге, переезд из Ярославля в Рыбинск будет требовать не более 3 часов, и потому удовлетворение религиозных потребностей евреев еще значительно облегчится. Памятуя, что те же религиозные потребности неизменно продолжают удовлетворяться ежегодно разрешающимся открытием временной молельни в самом городе Ярославле, следует признать, что открытие постоянной еврейской молельни не вызывается и в настоящее время действительными настоятельными религиозными потребностями проживающих в Ярославле евреев, и потому не представляется оснований отступить от ранее установленного на это дело взгляда Губернского Начальства» [3, л. 9].

На этом основании прошение ярославских евреев было отклонено. Однако в феврале 1898 г. еврейская община г. Ярославля вновь подала Б.В. Штюрмеру прошение об исходатайствовании разрешения открыть в городе постоянную молельню, которое было представлено Ярославским губернатором на усмотрение министра внутренних дел И.Л. Горемыкина 28 февраля 1898 г., но и министерство его отклонило [4, л. 2122].

6 февраля 1901 года проживающие в Ярославе евреи, по примеру прежних лет, отправили губернатору Б.В. Штюрмеру прошение ходатайствовать перед министром внутренних дел о дозволении им открыть по Пошехонской улице в доме Фридланда временную молельню на предстоящие еврейские праздники Пасхи и Пятидесятницы с 15 марта по 15 июля 1901 г. [4, л. 10] Это прошение 14 февраля было перенаправлено Борисом Владимировичем в МВД, откуда 27 февраля по Департаменту Духовных Дел и Инославных исповеданий пришел ответ: «что Министерством разрешается проживающим в г. Ярославе евреям совершать в течение предстоящих ныне еврейских праздников с 21 марта по 13 мая временное богомоление» [4, л. 1314].

Урезанные сроки открытия временной молельни не позволяли еврейской общине города полноценно отметить указанные в прошении праздники, и 17 мая 1901 г. на имя Б.В. Штюрмера было отправлено следующее прошение от проживающих в городе евреев: «13 мая 1901 года кончается срок открытия еврейской молельни, а, между тем, тогда именно и начнутся высокоторжественные дни. 14 мая - день Священного Коронования Их Императорских Величеств, 25 мая - день Тезоименитства Государыни Императрицы. В эти дни все верноподданные всей России приносят свои молитвы к Царю Царей о долголетии возлюбленного Монарха и Монархини. Только мы, евреи города Ярославля, лишены будем возможности присоединить свои мольбы к Всевышнему. ... Ввиду всего вышеизложенного мы осмеливаемся беспокоить Ваше Превосходительство просьбой ходатайствовать перед Его Высокопревосходительством Господином Министром Внутренних Дел, во-первых, о том, чтобы молельня, находящаяся во второй части города Ярославля по Пошехонской улице в доме Фридланда, была открыта еще до 1 июня сего 1901 года, а, во-вторых, о том, чтобы с 1 июня до будущих осенних еврейских праздников молельня открывалась по субботам, т.е. для возношения установленных у евреев по субботам молитв за здравие и благополучие Государя Императора и всего Царствующего дома» [4, л. 17-18].

До нас дошел проект журнала присутствия Ярославского Губернского Правления, утвержденный Губернатором 28 мая 1901 г., на котором рассматривался этот вопрос. Прошения евреев Ярославля были отклонены в виду предыдущих аналогичных решений разных инстанций: «Губернское Правление ... определяет: оставить прошение (о продлении срока открытия временной молельни - М.С.) без последствий. Что же касается ходатайства их об открытии молельни каждую субботу до будущих еврейских осенних праздников, имеющего характер постоянной молельни, то Губернское Начальство не признает возможным возбудить таковое ходатайство перед Министерством» [4, л. 19-23].

В следующие 12 лет Ярославское еврейское общество, видимо, перестало бомбардировать чиновников Ярославской губернии и МВД аналогичными прошениями. Свою роль сыграла и Первая русская революция и ее последствия, когда у общины города было много других забот. Но к 1913 г. дом Фридланда на Пошехонской улице, в котором открывалась временная еврейская молельня, пришел в полную ветхость и не удовлетворял потребностей Ярославского еврейского общества в силу своего небольшого размера, поэтому Хозяйственным Правлением общества было решено построить новый молитвенный дом. К 5 августа 1913 г.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

для этого были собраны все необходимые бумаги, включая разрешение Ярославского Губернского Правления от 31 августа 1912 г. и проект будущего здания [5].

Началось строительство постоянной синагоги в 1916 г. и продолжалось несколько лет. Неясно, как оно шло и сколько времени длилось. Известно только, что 4 марта 1924 г. в ходе кампании по описанию земельных владений г. Ярославля указывается, что на углу Любимской и Б. Даниловской улиц Ярославскому еврейскому Обществу принадлежит жилой деревянный одноэтажный дом, дровяник во дворе и одноэтажная каменная синагога [6, л. 15].

Нам сложно судить, что в итоге побудило власти дать добро на постройку постоянной синагоги в Ярославле. Повлияли ли на это решение еврейские погромы, прошедшие в городе в октябре 1905 г.? Либо дали о себе знать последствия Первой Русской революции, когда власти пересмотрели свою внутреннюю политику во многих вопросах, в т.ч. и в отношении евреев. Но, в любом случае, приведенные выше факты наглядно свидетельствуют о важной роли религии в жизни еврейского народа. Евреи в начале XX в. как в Российской империи, так и в Европе стояли на перепутье: либо ассимилироваться с окружающим населением, либо держаться за свою культуру и традиции предков. В итоге они избрали второй путь. Но, живя в окружении других народов (в данном случае, русского), принадлежащих к другой религии и культуре, евреи понимали, что должны сделать всё от них зависящее, чтобы жить в мире и согласии с окружающим населением и законами той страны, в которой они оказались. И Ярославские губернаторы вместе с подчиненными им чиновниками, хотя и были обязаны выполнять дискриминационные антиеврейские законы, издание и отмена которых не зависели от них, но старались найти компромисс между этими законами и объективными потребностями еврейской общины губернии. История открытия постоянной еврейской молельни в Ярославле представляет наглядный пример поиска такого компромисса, длившегося несколько десятков лет и в итоге успешно завершившегося. Список использованной литературы:

1. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. - СПб, изд-во Брокгауза и Ефрона, 1913. Т. 11.

2. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. - СПб, изд-во Брокгауза и Ефрона, 1913. Т. 14.С.

3. ГАЯО. Ф. 79. Оп. 7. Д. 2989.

4. ГАЯО. Ф. 79. Оп. 7. Д 3251.

5. ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 2653.

6. ГАЯО. Ф. Р-208. Оп. 1. Д. 1807.

© Сапир М.С., 2017

УДК-93

Фатхутдинов Р.Р

Студент 2 курса Факультета истории Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета (СФ БашГУ)

г. Стерлитамак, Российская Федерация

МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ. СПОР ДАНИИЛА ГАЛИЦКОГО И АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Аннотация

В данной статье автор рассматривает время, связанное с нашествиями на русские земли со стран Запада и Востока в XIII в., когда вектор цивилизационного развития Руси разделяется на два направления. Особого внимания в обозначенный период заслуживает личность и деятельность Александра Невского - князя северо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.