Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЁРСТВА В РОССИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЁРСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / БЕСКОРЫСТНАЯ ПОМОЩЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ТРУД / ВОЛОНТЁРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бербенец Т.А.

В сердце добровольчества/волонтёрства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что благодаря совместным усилиям людей и государства этот мир станет лучше. В России история волонтёрства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся приняла особенную актуальность в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему является одной из центральных. В наши дни волонтёрское движение становится все более востребованным и популярным, уровень вовлеченности населения в добровольческую деятельность в разных странах доходит до 35%. К сожалению, в России, добровольческий труд, пока ещё не является нормой повседневной жизни, но, тем не менее, в последнее десятилетие волонтёрство набирает силу и в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЁРСТВА В РОССИИ»

Собственные знания и опыт 56 52 17

Пчелами не занимаюсь (начинающие) 3 27 1

Анкетный опрос показал: 74,7 % опыт работы с пчелами получили от родителей и книг, 8 % выпускники ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА со средним стажем работы с пчелами 25 лет.

Помимо имеющейся материальной базы, состояние которой влияет на эффективность функционирования, управления и внешнего координирования отрасли, следует учитывать предпринимательский потенциал или бизнес - активность работников отрасли.

Работники отрасли не получают должную поддержку со стороны координирующих органов и вынуждены сами заниматься большей частью вопросами организации производства, сбыта, кооперации с другими производителями и т.д. В результате получают низкие темпы прироста производства продукции и рентабельности производства.

Таким образом, отрасль пчеловодства Удмуртской Республики располагает ресурсным потенциалом как в увеличении численности пчелиных семей в 7 раз и повышении их продуктивности в 5,6 раза, так и в снижении возрастной планки пчеловодов - привлечении молодежи, что позволит обеспечить занятость населения в сельской местности.

Использованные источники:

1. Рыжкова О. И., Развитие социальной инфраструктуры села в Удмуртской Республике // Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 2 (27). - С.48-52.

2. Беляева Н.А., Гоголев И.М., Хафизова Н.Ф. Проблемы инновационного регулирования отраслей региональной экономики //Вестник ИжГТУ .-2011.-№2.-с.87-89

3. Петренко Л. Н. Экономические потери валового внутреннего продукта от безработицы/Л. Н. Петренко//Наука Удмуртии. -2008. -№ 2. -С. 124-137.

4. Петренко Л.Н. Условия и факторы стабильности занятости наёмных работников в современной экономике России/Л.Н. Петренко//Научное обеспечение развития АПК в современных условиях: Материалы Всеросс. Науч.-практ. конференции. -2011. -Ижевск: Ижевская ГСХА. -С. 320-328.

Бербенец Т.А. магистрант 1го курса Дальневосточный Федеральный университет Школа экономики и менеджмента Россия, г. Владивосток

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЁРСТВА В РОССИИ

Аннотация: В сердце добровольчества/волонтёрства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что благодаря совместным усилиям людей и государства этот мир станет лучше. В России история

волонтёрства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся приняла особенную актуальность в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему является одной из центральных. В наши дни волонтёрское движение становится все более востребованным и популярным, уровень вовлеченности населения в добровольческую деятельность в разных странах доходит до 35%. К сожалению, в России, добровольческий труд, пока ещё не является нормой повседневной жизни, но, тем не менее, в последнее десятилетие волонтёрство набирает силу и в нашей стране.

Ключевые слова: Волонтёрство, добровольчество, бескорыстная помощь, добровольческий труд, волонтёрские движения.

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи [1]. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу основана на идеях гуманизма, она не преследует никаких корыстных целей, например, таких как извлечение прибыли или жажда карьерного роста.

В России идея добровольчества (волонтёрства) уходит в далекие времена, в глубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных или этических традициях оказывали безвозмездную помощь нуждающимся. Развитие волонтёрства на Руси начинается после 988 года, с принятия христианства [1]. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. К слову сказать, ныне сбор пожертвований или фандрайзинг - один из наиболее распространенных видов волонтёрства за рубежом [1,2].

История волонтерства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Ярчайший пример — подвиг Минина и Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент, когда на краю гибели была не только русская государственность, но и сама русская национальность [1,2].

Российское крестьянство вплоть до Октябрьской революции бережно хранило древние традиции взаимопомощи. Когда у кого-то случалась беда, ему помогали всем миром. Дальнейшее развитие волонтерства в России тесно связано с трагической дифференциацией общества, произошедшей после петровских реформ, с проблемой образованного меньшинства, которое чувствовало свою историческую вину перед невежественным угнетенным большинством - с дихотомией «интеллигенция - народ». Известный в XIX веке феномен кающегося дворянина, который «опрощался» и шел в народ -одно из наиболее ярких проявлений волонтерства в России [1].

Первые «человеколюбивые общества» под императорским патронажем в России были созданы еще в XVIII веке. В XIX возникли первые «некоммерческие общественные организации» - земства. Деятельность земств - весьма знаменательная веха истории волонтерства в нашей стране. Бесплатное начальное образование в дореволюционной России формально находилось в ведении Синода. Однако система церковно-приходских школ из-за незаинтересованности сельского духовенства была малоэффективна. Большинство народных начальных школ во II половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали волонтеры [1,2].

Земствам и врачам-энтузиастам история волонтерства в России обязана также распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства: вспомним хотя бы «Записки юного врача» М. Булгакова [1]. Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест) [2].

Конечно, волонтерство в России было не только организованным. Всегда находились деятельные одиночки, жаждавшие помочь угнетенным и обездоленным, ведь это - в самом характере русского человека. Особенно трепетное отношение у многих было к заключенным. Большинство христолюбивых русских людей считало своей обязанностью по праздникам, а часто даже и в будни, навещать «сидельцев», одаривать их деньгами и едой, а то и ухаживать за ними [1]. Некоторые из волонтеров-одиночек были настоящими подвижниками. Такое волонтерство получило глубокое осмысление в русской классике: достаточно вспомнить Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании», Алешу Карамазова, создавшего целую «волонтерскую команду» в «Братьях Карамазовых» у Ф. Достоевского, или Нехлюдова из «Воскресения» Л. Толстого.

После октября 1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы. Впрочем, это вовсе не значит, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно

уходя на фронт в годы Великой Отечественной войны не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами.

В России понятие «волонтер» сильно изменилось за последние 30 лет. Если в 80-е годы волонтеры ехали на целину или БАМ, то они получали за свою работу зарплату, и неплохую, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было.

Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации [3]. Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: «Волонтеры — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

Новый расцвет добровольчества во всех его формах начался в 2000-х годах. Именно в это время стало ясно, что социальные проблемы в стране отнюдь не решены. Другая причина - очевидная слабость государства в ликвидации последствий катастрофических пожаров в европейской части России, а также наводнения в Крымске. Эти события стали поводом для небывалой самоорганизации общества при минимальном участии государственных органов [1].

Также важным катализатором развития волонтерского движения в РФ в начале нынешнего столетия являются крупные международные проекты. Например, Саммит государств Азиатско-Тихокеанского экономического сотрудничества (сентябрь 2012 года, г. Владивосток), Универсиада (июль 2013 года, г. Казань), XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры «Сочи-2014» (февраль-март 2014 года, г. Сочи) и др. В подготовке и проведении данных мероприятий приняли участие около 35 тысяч российских и зарубежных волонтеров [4].

Появление в России инфраструктуры для подготовки волонтеров к крупным международным спортивным событиям - это историческое событие, которое существенно изменило сложившуюся в нашей стране ситуацию в добровольческом движении. Возможность принять участие в конкурсном волонтерском отборе была предоставлена любому желающему. Главные требования, которые предъявлялись к кандидатам, - это неравнодушие, доброжелательность, трудолюбие, желание помогать и взаимодействовать, учиться и работать [4].

Популярность добровольчества в России в настоящее время, особенно после проведения Олимпийских игр «Сочи-2014» резко возросла. Одним из

основных сдерживающих развитие института волонтерства факторов, является отсутствием соответствующих нормативных актов, позволяющих на законодательном уровне стимулировать труд волонтеров [4].

Согласно ст. 5 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" труд добровольца безвозмезден [5]. В результате многие российские организации для привлечения волонтеров вынуждены отходить на практике от действующего законодательства, предоставляя им привилегии. Кроме того, на развитие отечественного волонтерства отрицательно влияет то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж.

Главная идея волонтёрства - объединить людей для оказания реальной помощи нуждающимся, распространение идей гуманизации общества. На сегодняшний день видно, что для России такая общественная активность и гражданская инициатива лишь фрагментарна, и эпизодична.

Возможно, если российское законодательство предусмотрит для добровольцев разнообразные системы скидок на продукции организации, получение бесплатных образовательных и культурных услуг - это будет мощным стимулом для людей заниматься волонтёрской деятельностью.

Использованные источники:

1. Савинкина Л.А., Пестерева Н.М. Развитие института волонтерства в России: Владивосток. Изд-во ДВФУ, 2013. - 298 с.

2. Жуков, В.И. Модернизация социальных отношений в России:замыслы, итоги, возможности / В.И. Жуков. - М.: Изд-во РГСУ, 2005. - 32 с.

3. Pestereva N.M., Nadeina O.S., Savinkina L.A. International and Russian Experience of Volunteer Activity: History, Modern Situation and Future Prospects//Life Science J., 2014. - Vol.11(10). - P. 858-865.

4. Пестерева, Н. М. Опыт подготовки персонала и волонтёров для проведения крупномасштабных международных мероприятий на примере Саммита АТЭС Владивосток-2012/Н. М. Пестерева, Л. А. Савинкина//Подготовка кадров для XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр «Сочи-2014»: проблемы и перспективы: материалы 5-й междунар. науч.-практ. конф. (Сочи, 30 окт,-2 нояб. 2012 г.). -Сочи, 2012.

5. Статья 5 Федерального Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 2 августа 1995 г. № 135-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.