Научная статья на тему 'К вопросу об истории развития экскурсионного дела на примере деятельности комитета морских экскурсий «Лиги обновления флота» 1908–1910 гг'

К вопросу об истории развития экскурсионного дела на примере деятельности комитета морских экскурсий «Лиги обновления флота» 1908–1910 гг Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
445
40
Поделиться
Ключевые слова
ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО / ИСТОРИЯ МОРСКИХ ЭКСКУРСИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ / ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Юрина Т. В.

Эта статья посвящена истории становления туризма в России. В частности, автор на примере деятельности Комитета морских экскурсий анализирует основные этапы развития экскурсионного дела в начале XX века. Документы, используемые при написании работы, вводятся в научный оборот впервые, что придает статье оригинальность и позволяет сделать вклад в изучение истории развития туризма.

To a question on development history on an example of activity of Committee of sea excursions of "League of updating of fleet" 1908–1910

This article is devoted history of formation of tourism and in Russia. In particular, the author on an example of activity of Committee of sea excursions analyzes the basic stages of development of excursion business in the XX-th century beginning. The documents used at a writing of work, are introduced in a scientific turn for the first time that gives to article originality and allows promotes development of studying of history of development of tourism.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории развития экскурсионного дела на примере деятельности комитета морских экскурсий «Лиги обновления флота» 1908–1910 гг»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

удк 379.838

к ВОПРОСУ ОБ истории РАЗВИТИЯ экскурсионного ДЕЛА на примере деятельности комитета морских экскурсий «лиги обновления флота» 1908 1910 ГГ.

© Т. В. юрина

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра новейшей истории России и краеведения e-mail: diss07@bk.ru

Юрина Т. В. - к вопросу об истории развития экскурсионного дела на примере деятельности комитета морских экскурсий «Лиги обновления флота» 1908-1910 гг. // известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. с. 1151-1153. - Эта статья посвящена истории становления туризма в России. В частности, автор на примере деятельности Комитета морских экскурсий анализирует основные этапы развития экскурсионного дела в начале XX века. Документы, используемые при написании работы, вводятся в научный оборот впервые, что придает статье оригинальность и позволяет сделать вклад в изучение истории развития туризма.

ключевые слова: экскурсионное дело, история морских экскурсий, организация туризма в России, история повседневности начала XX века.

Yurina T. V. - To a question on development history on an example of activity of Committee of sea excursions of "League of updating of fleet" 1908-1910 // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 11511153. - This article is devoted history of formation of tourism and in Russia. In particular, the author on an example of activity of Committee of sea excursions analyzes the basic stages of development of excursion business in the XX-th century beginning. The documents used at a writing of work, are introduced in a scientific turn for the first time that gives to article originality and allows promotes development of studying of history of development of tourism.

Keywords: excursion business, history of sea excursions, the tourism organization in Russia, history of daily occurrence of the beginning of the XX century.

Современный этап развития сферы услуг выделяет туризм и экскурсизм в отдельное коммерческое направление, предполагая высокий уровень оказываемых услуг, с одной стороны, и коммерциализацию, с другой. При организации этой отрасли деятельности закономерным является интерес к истории развития этого вида услуг, как в России, так и в мировой практике.

Гостеприимство, туризм, экскурсизм, социально-культурный сервис как отрасли экономики представлены в целом ряде дисциплин высшего профессионального образования. однако с точки зрения содержательной организации эти феномены общественной жизни имеют тесную связь с такими дисциплинами как история, краеведение, методика преподавания истории. Существенное различие в определении туристского и экскурсионного обслуживания заключается, прежде всего, в том, что в туризме основные потребительские потоки формируются, как правило, на базе глобальных параметров смены места и цели путешествия (рекреационный, пляжный). Экскурсии базируются на потребностях регионального масшта-

ба и внутри туров. В этой связи экскурсионизм является самостоятельным направлением сферы услуг. необходимо отметить, что туристско-экскурсионное обслуживание немыслимо без овладения базовых положений психологии, педагогики, культурологи, краеведения. Таким образом, само понятие экскурсии предполагает не только овладение знаниями, но в том числе умением правильно преподнести содержательную часть экскурсии, активизировать и актуализировать знания по истории. [1. С.4]

источниковой базой данной работы служат материалы Российского государственного исторического архива (РГиА), в фондах которого хранятся документальные источники, в том числе об экскурсионной деятельности на флоте. В отечественной практике эта форма просветительской деятельности появились в начале XX в. Экскурсионные бюро, организационно оформленные как коллектив, учреждение, общество, разрабатывающие и проводящие экскурсии по памятникам, городам, музеям, залам, ведут свою историю с

1907 года. В 1907 г. при Российском клубе туристов была основана организация "Экскурсии по России". В

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, осуществлявшая экскурсии для школьников и педагогов.

на взгляд автора, уникальный опыт экскурсионной работы был получен в рамках деятельности Комитета морских экскурсий «Лиги обновления флота». [2, Л. 127].

Говоря об организации вышеуказанных морских экскурсий, необходимо упомянуть, что идея подобных экскурсий возникла с целью привлечения молодых людей к военно-морской службе. Всего за три года с

1908 по 1910 было проведено несколько экскурсий по Балтийскому морю, совершены морские экскурсии в Англию, круиз по Средиземному морю. [2, Л. 102].

В данной статье в качестве источников будут использованы отзывы экскурсантов, составленные в форме анкеты. За первые два года существования «Лиги обновления флота» ежегодно летом было организовано две очереди экскурсий в составе 42 и 25 человек соответственно. [2,. Л. 127].

Первое, на что хотелось бы обратить внимание при анализе подготовки и организации экскурсии-социальный состав участников экскурсий. Среди анкет первой очереди участников морской экскурсии по Балтийскому морю, которая проходила с 6 июня по 1 июля 1908 года были встречены отзывы князей Бориса Мещерского (19 лет), Игоря Гагарина (16 лет) [2,. ЛЛ. 16,48], а также других лиц высокого происхождения. Таким образом, стать участником морской экскурсии мог далеко не каждый. Один из отзывов подтверждает этот вывод комментарием: «Из недостатков: чрезмерно высокая плата (32 р.), делающая экскурсии доступными только людям более менее обеспеченным». [2,.Л. 112].

Ценность анкет участников заключается также в том, что все они содержат отзывы, пожелания, оценку экскурсии. В целом, своё участие они признают положительным, при устранении следующих недочетов и ошибок: «Недостаток помещения для экскурсантов из коего вытекает нечистоплотность, недостаточность воздуха. неряшливость в приготовлении пищи. Слишком короткий срок экскурсии, за который экскурсанты не успели втянуться в трудовую жизнь моряка.» [2, Л. 49 об.]. Другой участник экскурсии А. М. Соколовский делает упор именно на слабое экскурсионное сопровождение: «Слишком долгие стоянки в таких портах как Ревель, Кронштадт, (Ревель 5, 5 суток)». [2, Л. 10] Из недостатков экскурсии то, что чересчур много обращается внимания на военные суда и на военноморское дело. Между тем, как на приморские города, которые мы проезжали, не обращается никакого внимания, и даже редко пускали в город на берег, отговариваясь, что цели экскурсии - познакомить с историей военно-морского дела. [3, Л. 15 об.]. Валериан Магнит-ский: «Потеряли много времени, вместо того, чтобы посетить Финские острова, не было никаких лекций и знания приобретались случайно». [3, Л. 18]

Размещение на судне происходило неупорядоченно, хотя подростки стремились держаться вместе с одкокашниками, единоверцами. один из экскурсантов

в анкете жалуется, что его пребывание на экскурсии осложнялось национальными противоречиями с немцами: «...немцы (7 человек) постоянно насмехались над нами, русским, и высказывали недоброжелательство». Тут же он приводит собственный вариант решения подобной проблемы: «немцев следовало бы или расписать по отделениям, или списать их вместе». [3, Л.19]

Уникален не только социальный состав экскурсантов, но и религиозный. Так, при подавляющем большинстве православных, в графе «Вероисповедание» указывается в том числе: «старообрядец Н. Н. Тутин», николай Александрович Баранг - Вреде, лютеранского вероисповедания, Бертольд Эдуардович Ровердер, реформаторского вероисповедания, Альфред Генрихович Саарм, лютеранское, Альфред Петрович Якоби, лютеранское. [3, ЛЛ..8, 12, 62, 112, 119] Однако, несмотря на подобное религиозное многообразие, в судовом журнале шхуны «утро» регулярно встречается запись о совершении молитв. Как правило, запись о молитве сопровождает какое-либо из предыдущих действий: «Опуск флага, молитва», «6.30 побудка, молитва, чай», «7 ч. молитва, чай». [4, ЛЛ. 15, 29, 45] По всей видимости, религиозные ритуалы подразумевались как нечто необходимое, поэтому некоторые дни не отмечены записями подобного рода. В один из воскресных дней команда ушла в церковь, о чем также была сделана запись в журнале [4., Л. 31]

Напомню, что основной целью экскурсий было ознакомление молодых людей с особенностями военно-морской службы. В анкетах-отзывах несколько вопросов, посвященных именно вопросам предполагаемой службы на флоте. Например, «Есть ли среди родных моряки и кто именно, а также среди близких и знаковым и другие» или «Ходил ли по морю (реке), где, когда и как долго», «Много ли читал по вопросам, имеющим отношение к морскому делу и что именно». Из аналитической записки капитана судна полковника Фиминовского можно сделать ввод о том, что из первой экскурсии 1908 года изъявили желание поступить на морскую службу 56%, из второй - 75% участников. [2, Л. 127 об.]

Среди пожеланий относительно возрастной группы, капитан дает рекомендации, что экскурсантов следует брать не старше 18-19 лет, «так как трудно подчиняются дисциплине» [2, Л. 127 об.].

учитывая тот факт, что данная экскурсия не может называться так в современном понимании этой терминологии, в силу отсутствия методического аппарата, кадров для организации экскурсионного сопровождения, остановимся на следующих характеристиках, имевших большее значение и применяемых в современных условиях.

В ходе экскурсии аудитория имеет возможность увидеть объект или его изображение, на основе которых, во-первых, раскрывается основная тема, во-вторых, появляется возможность услышать об этих объектах как известную, так и новую информацию, в-третьих, ощутить значение исторического события, в-четвертых, овладеть практическими навыками само-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

стоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов. В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть. умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. умение видеть, как историческое восприятие заключается в умении найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историкокультурного характера.

Во время экскурсии экскурсант вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально,

кинестетически.

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. На примере деятельности Комитета морских экскурсий был проиллюстрирован опты организации туристско-экскурсионной деятельности на первом этапе развития этого движения в России.

Экскурсия в современном понимании также формирует способы мыслительной деятельности: экскурсант при помощи подражания и заимствования,

сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий людей, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов. Благодаря этому легче взаимодействовать и воздействовать на группу: реализовать поставленные экскурсоводом цели. Экскурсия с ее доброжелательной эмоциональностью, как ни что иное способствует повышению толерантности в обществе, снятию социальной напряженности через приобщение к истории, обычаям, культурным ценностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Англинов К. А. Туристско-экскурсионное обслуживание. СПб., 2009.

2. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. М., 2004.

3. Дурович А. П. Организация туризма. СПб., 2012.

4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 102. Оп.1, Д. 6.

5. Российский государственный исторический архив (Далее РГИА). Ф. 102, Оп.1, Д. 14.

6. РГИА. Ф. 102, Оп.1, Д. 34.