РАЗДЕЛ IV. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ИСТОРИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 629.54(091)(571.66)
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ПЕРВОГО ТРАНСПОРТНОГО СУДНА АКЦИОНЕРНОГО КАМЧАТСКОГО ОБЩЕСТВА С ДИЗЕЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ
С.В. Гаврилов
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003
e-mail: gavrilov_sv@kamchatgtu. ru
Приведены впервые вводимые в научный оборот сведения об обстоятельствах приобретения и гибели первого морского транспортного судна Акционерного Камчатского общества, внесшего большой вклад в промышленное и социальное развитие охотско-камчатского побережья. Впервые публикуются уникальные изображения судна.
Ключевые слова: Северо-Восток России, охотско-камчатское побережье, Акционерное Камчатское общество, морской транспортный флот.
History of the first transport ship with diesel power plant of Kamchatka joint-stock company.
S.V. Gavrilov (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)
Information first used in the scientific documents about purchasing details and shipwreck of the first transport ship of Kamchatka joint-stock company was given. This ship played a great role in industrial and social development of Okhotsk-Kamchatka coast. Unique ship images are published for the first time ever.
Key words:. Northeast Russia, Okhotsk-Kamchatka coast, Kamchatka joint-stock company, marine transport
fleet.
Основанное в 1927 г. Акционерное Камчатское общество (АКО) одним из направлений деятельности по развитию Северо-Востока России декларировало создание собственного морского транспортного флота и организацию каботажного обслуживания протяженного охотско -камчатского побережья. Для этого весной 1928 г., к началу своего первого промыслового сезона, общество приобрело в США два деревянных транспортных судна: теплоход «Охотск» и парусно-моторную шхуну «Чукотка». Обстоятельства покупки судов и условия, в которых им пришлось работать в сложных навигационных условиях необорудованного побережья, изложены в [1, с. 357-366]. В последнее время в ходе изучения малодоступных широкому кругу исследователей источников, в первую очередь фондов КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей» (КГБУ ККОМ), удалось выявить новые сведения о короткой истории первого теплохода АКО, то есть судна с дизельной энергетической установкой.
Теплоход, ставший родоначальником камчатского морского транспортного флота, пришел в Петропавловск 12 июня 1928 г. Будущий «Охотск» пока еще носил английское название «Apex» (по-русски «вершина», «верхушка»), из-за чего местные остряки тут же окрестили его на свой манер - «Арехом». На Камчатку теплоход привел американский экипаж. Прибывшие на судно советские моряки, более привычные к старым угольным пароходам, увидели много ранее им неизвестных технических новинок: электрическую пожарную сигнализацию, долженствовавшую указывать место возможного воспламенения, электрическое же отопление кают, рефрижераторную установку.
Процедура приемки судна от американцев открылась торжественной частью. Судовой «красный уголок», точнее кают-компанию, украшали лозунги и плакаты, «оригинальные, местного творчества». На одном из них - рука фашиста, заносящая нож над рабочим, которому СССР бросает спасательный круг. На другом - улыбающиеся лица американского и советского капитанов.
Под ними английская надпись: «Интернациональное объединение моряков». Царит веселье: «гремит патефон, игла которого беспрерывно куролесит по усердно подкладываемым пластинкам. Здесь же - целый квартет. Играет скрипка, мандолина, гитара и балалайка. Американцы и русские смешались в одну веселую, радостную толпу». Официальный обед «пересыпается небольшими речами». Советский капитан заявил, что новый экипаж судна справится с поставленными ему задачами. Его американский коллега радовался тому, что теплоход доставлен в Петропавловск в целости [2].
После окончания торжеств началась собственно приемка судна в состав АКО от перегонной команды. При испытаниях главного дизеля, проводившихся с целью выявить его возможные дефекты и определить наименьший промежуток времени, потребный для перемены хода с переднего на задний, разорвался воздушный трубопровод. Это вызвало задержку испытаний. Попутно устранили и некоторые другие выявившиеся мелкие дефекты. Неожиданный ремонт вызвал в Петропавловске кривотолки о пригодности нового приобретения АКО к длительной и надежной эксплуатации. С целью рассеять неблагоприятное мнение некоторых граждан о теплоходе, создавшееся благодаря распространившимся слухам, газета «Полярная звезда» опубликовала статью капитана С.И. Кострубова с рассказом о судне.
Оно было построено в США в апреле 1917 г. для плавания в открытом море. После ряда лет эксплуатации поставлено на линии во внутренних водах Аляски. Для этой цели переоборудовано устройством кормовой надстройки и установкой в трюме двух больших цистерн. Это ухудшило качества судна в условиях морского плавания: высокая надстройка, из-за которой позже камчат-цы прозвали его «плавучим комодом», мешала развивать построечную скорость при встречном ветре, а цистерны отнимали треть полезной грузоподъемности и изменяли осадку. Тем не менее, по словам вполне искушенного в морском деле капитана, «произведенное первое испытание теплохода при его приемке от американцев дало вполне удовлетворительные результаты... Сама же машина находится в довольно хорошем состоянии и может быть готова в любой момент к работе, гарантируя безопасность плавания. В целом теплоход представляет из себя довольно ценное приобретение для разрешения намеченных заданий АКО на Камчатке» [3]. Деревянный корпус судна на случай встречи со льдами изнутри был укреплен поперечными распорками. К тому же теплоход имел «высший класс» Регистра Ллойда, в отличие от других пароходов, посещавших Камчатку.
Рис. 1. Теплоход «Охотск» (из фондов КГБУККОМ. НВФ 9450)
19 июня 1928 г. «Охотск» под командованием капитана Кострубова вышел в свой первый рейс в Усть-Камчатск. Вернувшись оттуда в Петропавловск, следующим рейсом он должен был отправиться во Владивосток [2]. В августе 1928 г. теплоход вышел в рейс на Чукотку для снабжения факторий (торговых отделений) АКО и приема добытой местными охотниками экспортной пушнины, рассматривавшейся как источник валютных поступлений в СССР для предстоящей индустриализации. В сентябре судно попало в тяжелые полярные льды, из которых ему посчастливилось выйти без повреждений корпуса [4].
Как показал накопленный опыт эксплуатации судна в охотско-камчатских водах, его конст-
рукция все же оказалась неудачной. Сочетание деревянного корпуса и двигателей, работающих на легковоспламеняющемся топливе, спустя год стало причиной первого большого пожара. 30 июня 1929 г. «Полярная звезда» сообщила: «От вспышки мотора возник пожар на теплоходе "Охотск". Для прекращения огня судно потопили и сейчас же подняли. Динамо и моторы целы, обгорела обшивка. "Охотск" становится на ремонт. Экспедиция по восточному берегу Камчатки выйдет в первых числах июля на зафрактованном пароходе "Теодор Нетте" и совершит один рейс» [5].
Очевидцем этого происшествия стала легендарная А.И. Щетинина, первая в мире женщина-капитан дальнего плавания, работавшая на теплоходе в начале своей флотской карьеры матросом и младшим штурманом. Она писала в воспоминаниях: «Во время стоянки у завода (во Владивостоке. - С. Г.), где на "Охотске" только что закончили ремонт, вахтенный моторист запустил вспомогательный двигатель, обеспечивавший работу генератора, и нарушил правила безопасности. Возник пожар. После удаления людей машинное отделение закрыли, судно отбуксировали на мель у южного берега бухты и затопили, для чего потребовалось прорубить деревянную обшивку борта. Пожар прекратился. Водолазы заделали отверстие в обшивке, воду откачали, и судно снова поставили к заводу на ремонт...» [6, с. 106].
" ■ ; С К
Рис. 2. Теплоход «Охотск» во льдах у мыса Дежнева (из фондов КГБУ ККОМ. НВФ 9466)
Следующий пожар, случившийся 18 сентября 1930 г. в Петропавловске, стал для теплохода последним. В 06.45 воспламенилось машинное отделение. Сыграли тревогу, машинное помещение задраили наглухо, надеясь таким путем прекратить доступ воздуха и потушить огонь. Ошибкой в организации спасательной операции оказалось то, что с самого начала не определили, что именно горит, а потом выяснить это оказалось невозможным вследствие сильного распространения огня. Под машинным отделением находились две цистерны с топливом, а в трюмных цистернах - еще сорок тонн горючего. Стало понятно, что взрыва избежать не удастся. Следует отметить, что тогдашний Петропавловский порт никаких средств для борьбы с огнем не имел.
Теплоход отвели на более глубокое место. К нему подошел паровой траулер АКО «Баклан», неудачно попытавшийся сбить огонь струей пара. Безуспешные попытки прекратить пожар длились почти семь часов. В 13.30 раздался сильный взрыв. Столб пламени взметнулся на высоту нескольких десятков метров, «Охотск» превратился в костер. Теперь стало окончательно ясно, что потушить его не удастся. Находившиеся во время взрыва на «Охотске» команды самого теплохода и моряки стоявших в порту судов, принимавшие участие в тушении, были сметены взрывной волной в воду.
Спустя почти полвека старейшая работница управления АКО М.В. Ленда вспоминала: «Ле-
Рис. 3. Пограничный сторожевой корабль «Воровский» расстреливает горящий «Охотск» (из фондов КГБУ ККОМ. НВФ 1304)
том 1930 г. я была очевидицей, как горел теплоход "Охотск" в порту. Пламя и черный дым окутали судно, зрелище было жуткое, и местные власти приняли решение вывести горящее судно из ковша в бухту и потопить его. Для этого сторожевой корабль "Воровский" стрелял в горящее судно, и оно медленно погружалось в воду» [7].
Долгое время не было известно, что в этом событии пострадало много людей. Сейчас мы можем назвать имена двух пропавших без вести (сгоревших или утонувших) моряков. Это - второй помощник капитана траулера «Баклан» Г. К. Серебреников и ученик механика теплохода В. Кузнецов. Был травмирован морской агент АКО. Получили тяжелые ранения и ожоги шестеро членов экипажа «Охотска», попавшие в больницу: старший и второй помощники капитана, старший механик, радист, хлебопек и дневальный. Легко ранило и контузило боцмана, плотника и матроса [8].
В тушении пожара деятельное участие принимали военморы пограничного сторожевого корабля «Воровский», команды парового траулера «Баклан» и портового катера АКО «Коршун» [9].
Два погибших моряка и бесславно сгоревший первенец камчатского морского транспортного флота - теплоход «Охотск» - стали одними из первых многочисленных жертв, положенных на алтарь начавшейся социалистической модернизации Северо-Востока России в целом и Камчатки в частности.
Литература
1. Гаврилов С.В. Вдоль камчатских берегов. Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2003. - 568 с.
2. Полярная звезда. - Петропавловск-Камчатский, 1928. - 17 июня, № 48.
3. Полярная звезда. - Петропавловск-Камчатский, 1929. - 11 июля, № 53.
4. КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей» (ККОМ). НВФ 9466.
5. Полярная звезда. - Петропавловск-Камчатский, 1928. - 30 июня, № 50.
6. Щетинина А.И. На морях и за морями. - Владивосток: Дальиздат, 1988. - 421 с.
7. За высокие уловы. - Петропавловск-Камчатский, 1977. - 24 июня, № 74.
8. Полярная звезда. - Петропавловск-Камчатский, 1930. - 20 сент., № 73.
9. Полярная звезда. - Петропавловск-Камчатский, 1930. - 27 сент., № 75.