ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
К вопросу об историческом ревизионизме странами запада роли СССР во Второй Мировой войне. Политический компонент гибридной войны
Запада против России
Н. П. Пархитько
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7678-5735, e-mail: [email protected]
Аннотация. В предлагаемом материале дается научно-практическая оценка информационно-политической работе, проводимой странам т.н. «коллективного Запада» в отношении России в течение последнего десятилетия. Главная цель гибридной войны Запада в отношении России заключается в том, чтобы измотать противника, ухудшить его экономическое положение, подорвать социальную и политическую стабильность. Ущерб от таких действий может быть не меньшим, чем от традиционного вооруженного конфликта, если говорить об экономической составляющей, а не о количестве погибших солдат или уничтоженных танков и самолетов. История, являющаяся фундаментом российского национального самосознания, представляет собой ключевой бастион на пути достижения нашими противниками своих целей. На примере попыток фальсификации истории Второй мировой войны в настоящем исследовании выявляется деструктивный псевдонаучный курс, направленный на разрушение российского национального самосознания, во многом основанного на исторической памяти. В работе используется методология исторической, политической и философской наук.
Ключевые слова: СССР, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, союзники, США.
Historical revisionism of the Soviet role in the second world war by the West. A political component of the West's hybrid war against Russia
Nikolay P. Parkhitko
RUDN University), Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7678-5735, e-mail: [email protected]
Abstract. The proposed material provides a scientific and practical analysis of the information-and political work implemented by so-called «Collective West» countries against Russia over the past decade. The main goal of the West's hybrid war against Russia is to exhaust the enemy, worsen its economic situation, and undermine social and political stability. The damage from such actions can be no less than from a traditional armed conflict, if we talk about the economic component, and not about the number of dead soldiers or destroyed tanks and aircraft. History, which is the foundation of the Russian national identity, is a key bastion on the way to achieving our opponents' goals. On the example of attempts to falsify the history of the Second World War, a destructive pseudosci-entific course aimed at destroying the Russian national identity, largely based on historical memory, is revealed. The methods of historical, political, and philosophical sciences are used in the research.
Key words: USSR, World War II, The Great Patriotic War, Allies, USA.
Гибридная война как инструмент ального назначения, кибератаки, достаточно
внешней политики открытая поддержка оппозиции и повстан-
Для начала необходимо разобраться, что цев на территории противника с последую-представляет собой гибридная война как яв- щим, на последнем этапе, привлечением
ление. Гибридная война - это вид враждеб- собственных вооружённых сил. Нападаю-ных действий, при котором нападающая щая сторона осуществляет стратегическое
сторона маскирует свою агрессию: условно руководство агрессией, при этом всячески
скрытые операции спецслужб и сил специ- отрицая свою вовлеченность в конфликт и
не называя себя открыто стороной конфликта. Цель гибридной войны - подчинение определённой территории. На начальном этапе проводится агрессия информационная, затем дипломатическая и экономическая. Специфическая особенность гибридной войны: до момента фактического подчинения территории обыватель не осознаёт реальности угрозы, не имеет возможности определить ее истинный источник и масштаб. Как следствие, общество в целом не понимает, как этой угрозе противостоять1.
Как мы видим, гибридная война подразумевает применение широкого перечня инструментов невоенного характера, деструктивное воздействие которых ни в коем случае нельзя недооценивать. По мнению автора, одним из наиболее опасных компонентов гибридной войны является война информационная, воздействующая не столько на средства связи и каналы распространения информации, сколько на ментальное восприятие информации населением страны, подвергшейся применению данной военно-политической технологии. Попытки реализации именно этого компонента гибридной войны наша страна ощущает на себе едва ли не с момента окончания Великой Отечественной войны и по сегодняшний день включительно, разве что в разной степени интенсивности.
Гибридная война Запала против СССР
Действительно, на протяжении 70 лет, прошедших с момента Октябрьской революции и примерно до падения Берлинской стены в ноябре 1989 г., нашу страну неизменно называли то «тюрьмой народов», а то и вовсе - «империей зла». Отношение к СССР в частности, и Мировой системе социализма в целом, всегда было убежденно негативным. Нежелание признавать за СССР статуса равного партнера оформилось сразу же после провала иностранной интервенции в годы Гражданской войны, и наиболее пагубным образом проявило себя во второй половине 30-х гг., когда именно СССР принадлежала инициатива по созда-
1 Что такое гибридная война? // URL: http://typrishol.ru/istoriya-obshhestvo-politika/idyot-vojna-gibridnaya-truslivaya-voj na. html
нию системы коллективной безопасности в Европе в условиях стремительной эскалации напряженности, исходившей от нацистской Германии. Результат подобного восприятия нашей страны в те годы - разразившаяся Вторая мировая война, предотвратить которую можно было бы еще в 1938 году, избежав и позорного Мюнхенского сговора, и вынужденного заключения Договора о ненападении с нацистской Германией, последствия которого были известны заранее.
Впрочем, на короткий промежуток времени, а именно на момент перенесения основного театра военных действий в СССР в 1941-1945 гг., Запад был вынужден изменить подход к нашей стране. Именно вынужден, ибо к этому шагу его подталкивало отнюдь не историческое прозрение, а военно-политическая необходимость. В конце концов, оказывая политическую и военно-техническую поддержку СССР, на территории которого на протяжении всего периода Великой Отечественной войны сражались от 75 до 80% самых боеспособных соединений вермахта, западные союзники оказывали услугу самим себе. Но сразу же после завершения Потсдамской конференции все стало возвращаться «на свои места». Более того, уже в ходе самой Потсдамской конференции, новый президент США Гарри Трумэн, как бы, между прочим, упоминая Сталину о наличии у США атомной бомбы, сделал первый шаг к будущему обострению отношений с последующей гонкой вооружений. Фултонская же речь Черчилля 5 марта 1946 года окончательно подвела черту под периодом сотрудничества между Западом и СССР.
Создание НАТО в 1949 г. объяснялось необходимостью защиты от потенциальной «советской угрозы». Все последующие действия как в рамках этого военно-политического блока, так и за его пределами (главным образом, принятие и обновление военных доктрин в США), размещение тактического ядерного вооружения США в странах НАТО, прямо или косвенно были направлены на «сдерживание» СССР. Представляется, что термин «сдерживание» наилучшим образом подходит для описания политики Запада в отношении СССР прак-
тически на протяжении всего периода его существования.
Природа подобного «стандарта» западного подхода к нашей стране, по-видимому, кроется в том, что Россия никогда не воспринималась полноправным членом европейской семьи народов. Европейцы могли дружить с русскими, сотрудничать с ними, даже воевать с русскими бок о бок против общего врага. Однако при этом Россия всегда воспринималась «чужой» - большим неотёсанным медведем (стереотип, приобретший на Западе буквально генетический характер), которому не место в «светлом и чистом» европейском доме.
На укоренение в умах этого убеждения и была направлена значительная доля западной пропаганды в течение последних десятилетий. Открытым началом текущего витка информационной войны можно считать 1953 год, когда американцы запустили проект «Радио Свобода», служивший для идеологической поддержки советских диссидентов. Собственно, именно американцы и возглавили «информационный крестовый поход» против СССР.
Планы широкомасштабной информационной войны появились в Великобритании и США ещё раньше: в Великобритании, Меморандум № 5736Ю, 1939 г., Долгосрочный план действий по противодействию СССР [Лекарев 2002: 7]; США, закон № 402, 1948 год, который заставлял СМИ «оказывать планомерное и систематическое воздействие на общественное мнение других народов»; США, директива № 68, 15 апреля 1950 г. Директива ставила задачу «обеспечить коренное изменение природы советской системы, посеять внутри этой системы семена ее разрушения, поощрять и поддерживать беспорядки и мятежи в избранных, стратегически важно расположенных странах -соседях СССР» [Окороков 2011: 36]. Задача столь же амбициозна, сколь и беспринципна.
В «до перестроечный» период американская агитация успешно сдерживалась идеологическим воспитанием населения и слаженной работой спецслужб. Относительно малочисленные диссиденты были вполне безобидны, значительная их часть работала на КГБ. Взятый же М. Горбачевым курс на
«гласность» и «перестройку» устранил практически все препятствия для американской пропаганды, что не замедлило сказаться. Американские политики и элиты работали непосредственно и с лидером нашего государства, в тот момент - Михаилом Горбачевым, и вели его активную обработку, что в итоге привело к развалу СССР.
Потребовалось всего несколько лет, чтобы в СССР начались центробежные тенденции. Хуже того, в стране начались межнациональные конфликты, сопровождающиеся едва ли не признаками геноцида на национальной почве (самый яркий тому пример - конфликт в Нагорном Карабахе между тогда еще Армянской ССР и Азербайджанской ССР, последствия которого мы можем отчетливо наблюдать буквально сегодня, осенью 2020 г.). Подобные явления представлялись немыслимыми в условиях господствовавшей в СССР идеологии братства народов и бытового интернационализма. Тем явственнее выглядит искусственное нагнетание напряженности в таких конфликтах, и тем четче прослеживается некий их «менеджмент», при этом, весьма умелый, направивший бытовые и культурные противоречия в русло национальных конфликтов и вражды. Итогом этих явлений стал развал Советского Союза и фактическое подчинение властей новообразованной «демократической» России «правильным» американским советникам.
Практика фальсификации на постсоветском пространстве в новейшей истории
Развал СССР оказал катастрофическое воздействие на менталитет, самосознание и простое чувство собственного достоинства подавляющей части населения пространства, ныне именуемого «постсоветским». И если в одних странах (бывших союзных республиках СССР) предпринимаются попытки построения политически независимой национальной государственности, основанной на принципах уважения к общей истории (как это делается в Казахстане, Армении, Белоруссии, Кыргызстане), то в ряде других стран русофобия возведена в ранг государственной политики и едва ли не основы национальной государственности в целом. Речь идет о странах Балтии и, как ни
прискорбно, об Украине, чей вклад в разгром германского нацизма в годы Великой Отечественной войны не подлежит ни малейшему сомнению. В этой связи единственным и непременным условием сохранения Россией своего национального самосознания и, если угодно, - государственности - является выработка стойкого иммунитета к любым попыткам манипулятивного воздействия на российскую молодежь путем искажения главного объединяющего начала современного общества - истории нашей великой Родины.
Между тем, подобные попытки предпринимаются в отношении нашей страны, как отмечалось, уже на протяжении более чем полувека. После событий 2014 г. и воссоединения Крыма со своей исторической Родиной политика фальсификации обрела новые импульсы и стала вестись, по мнению автора, более топорными методами, чем это делалось ранее.
Речь идет, по сути дела, о «ползучей реабилитации» нацизма. Основным объектом нападок со стороны т.н. «просвещенного Запада», а также значительной части т.н. «российской либеральной интеллигенции» является Великая Победа советского народа над германским нацизмом, одержанная 9 мая 1945 г.
Искажая события 1941-1945 гг., фальсификаторы, как правило, руководствуются следующими тактическими приемами:
- фактически повторяя положения геб-бельсовской пропаганды, обвиняют СССР в подготовке нападения на Германию, что дает им псевдонаучную базу для обоснования «равной ответственности» СССР с Германией за развязывание Второй мировой войны;
- настойчиво претворяется в жизнь идея об идентичности советской и нацистской государственных систем (диктатура). Коммунизм и нацизм, фашизм и сталинизм для них - одно и то же, а победа была достигнута народом «не благодаря, а вопреки» системе Сталина. В качестве примера приведем Резолюцию Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1481 от 25 января 2006 г., осуждающую «преступления тоталитарных коммунистических режимов», а также принятую ПА ОБСЕ в Вильнюсе 3 июля 2009 г. Резолюцию «Объединение раз-
деленной Европы: защита прав человека и гражданских свобод в XXI веке в регионе ОБСЕ». Резолюция принята в поддержку инициативы Европейского парламента (ЕП) объявить 23 августа - дату, в которую за 70 лет до этого был подписан Договор о ненападении между СССР и Германией (в западной историографии - «пакт Молотова-Риббентропа»)1. Оба документа закладывают юридическую основу для последующего «уравнивания ответственности» между СССР и Германией за развязывание Второй мировой войны, о котором говорилось выше. При этом, целый ряд предложенных Россией Резолюций ГА ООН, осуждающих нацизм, не был поддержан ни США (позиционирующих себя в качестве едва ли ни главного победителя нацизма), ни Украиной (которая пережила почти 3 года нацистской оккупации и была освобождена ценой неимоверных усилий всего советского народа);
- идёт примитивное умаление роли советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии и её союзников, в освобождении Европы от нацистской оккупации. Впрочем, данный подход легко опровергается цифрами, ознакомиться с которыми не составит труда ни нашим западным «коллегам-историкам», ни отечественным «поборникам правды и свободы»: только на советско-германском фронте в 1941-1945 гг. было разгромлено 507 дивизий вермахта и 100 дивизий стран-союзников Германии [Тель-пуховский, Булычева 1984: 557];
- практикуется принижение уровня советского военного искусства и полководческого таланта советских военачальников. Заостряется внимание на том, что победа достигнута ценой огромных жертв и потерь. При этом адептами данного подхода совершенно игнорируется тот факт, что СССР пришлось отражать удар противника, располагавшего на тот момент самой боеспособной сухопутной армией в мире, самой отлаженной военной экономикой и имевшего колоссальный военный опыт минимум 6
1 Парламентская ассамблея ОБСЕ в резолюции уравняла СССР и фашистскую Германию // URL: https://www.newsru.com/world/03jul2009/rezoluciapaob se.html
успешных военных кампаний, проведенных в течение 1939-1941 гг.;
- запущен процесс дегероизации советских воинов, командиров, политработников и бойцов СМЕРШа и, в особенности, НКВД, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны. И, наоборот, как минимум - попытки реабилитации, как максимум - прямое восхваление предателей, эсесовцев, коллаборационистов и др. Данный подход особенно четко прослеживается в работах К. Александрова, А. Зубова и Б. Соколова. Нечто аналогичное наблюдается как в зарубежном, так и (что гораздо печальнее) в отечественном кинематографе. В качестве примеров можно привести низкопробный пропагандистский фильм «Child 1944», вышедший в прокат в 2015 г. и ряд отечественных поделок типа сериала «Штрафбат» 2004 г. и фильма «Сволочи» 2006 г, а также исключительно однобокий с точки зрения трактовки исторических фактов многосерийный фильм «Зулейха открывает глаза», представленный, что удивительно, по федеральному телеканалу Рос-сия-1 в канун празднования 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне, и вызвавший волну критики как по религиозным, так и по историко-этическим соображениям. Представляется, что подобная практика наилучшим образом отвечает целям и задачам гибридной войны, нацеленной на формирование у молодого поколения россиян искаженного представления о реалиях Великой Отечественной войны.
Отдельного упоминания заслуживает государственная линия, четко обозначенная США еще в годы холодной войны. Несмотря на то, что президент США Ф. Рузвельт еще в 1944 г. писал: «С точки зрения большой стратегии... трудно уйти от того очевидного факта, что русские армии уничтожают больше солдат и вооружения противника, чем все остальные 25 государств Объединенных Наций, вместе взятые»1, политические элиты США четко и последовательно придерживаются мнения о решающем вкладе в победу над нацизмом именно их страны при посредственном участии остальных со-
1 Леонидов А. Не лишне напомнить // Экономика и мы. 4.05.2016. URL:
https://economicsandwe.com/60FEAFC253D7EB61/
юзников по антигитлеровской коалиции. Апофеозом подобной политики стал выпуск к предстоящей 75-летней годовщине победы над нацизмом памятной монеты, на которой изображены флаги стран антигитлеровской коалиции, но демонстративно отсутствует флаг СССР.
При всей, казалось бы, антироссийской очевидности данного выпада, обращает на себя внимание факт вопиющего неуважения к собственной истории. На это указывает, в частности, отечественный политолог В. Соловейчик. Он отмечает, что подобный шаг со стороны американских политиков - «безусловно, оскорбление для американских моряков и летчиков, которые в тяжелых условиях - Полярных конвоях или, допустим, перегоняя по Тихому океану под ударами японских подлодок свои корабли или перегоняя самолеты с Аляски на Чукотку - рисковали жизнью для того, чтобы поддержать Красную армию, советского союзника. Они наверняка нашли бы свой ответ тем, кто изготовил подобную позорную монету, тем более что общеизвестно, сколько американских моряков отдали свои жизни в союзнических конвоях, когда доставлялась в СССР военная техника и предметы военного снаряжения, оборудования, продовольствие, одежда в рамках поставок по ленд-лизу. Поэтому подобные действия американских должностных лиц не соответствуют исторической истине и оскорбительны не только для нас - наследников советской Победы, -но и для тех американцев, предки которых отдали свою жизнь борьбе с нацизмом»2.
Практические меры по недопущению фальсификации истории
Таким образом, основные задачи, которые стоят перед историческим и особенно -педагогическим сообществом, заключаются, по мнению автора, в трех ключевых идеях:
1. Бережное отношение к национальной исторической памяти, прививаемое молодому поколению в течение всего системного образовательного процесса: от школы и до университета. Основной метод достижения
2 Соловейчик В. Политолог прокомментировал выпуск в США монет с союзниками во Второй мировой войне без СССР // URL: https://nevnov.ru/674063-politolog-prokommentiraval-vypusk-v-ssha-monet-s-soyuznikami-vo-vtoroi-mirovoi-voine-bez-sssr
этой цели - обеспечение исторической грамотности и общей эрудированности молодого поколения, достигаемое путем качественного среднего и высшего образования.
2. На основании академической базы, получаемой в годы обучения в школе и университете необходимо системно организовать патриотическое воспитание молодого поколения. Вероятно, это следует сделать путем внесения соответствующих поправок в образовательный стандарт или же посредством придания организации Юнармия статуса, сопоставимого с Всесоюзной пионерской организацией в СССР. Причем, свое практическое выражение подобное воспитание должно находить не в лозунгах и идео-логемах, а в непосредственной систематической работе по усвоению основ военного дела, совершенствованию физической подготовки, изучению материальной части и т.д.
В этой связи весьма показателен пример Соединенных Штатов Америки. Хотя там, в отличие от нашей страны, отсутствует практика призыва на военную службу, военные специальности в значительной степени осваиваются молодыми людьми еще в старшие школьные и студенческие годы. Происходит это в рамках молодежной военно-патриотической организации JROTC (Junior Reserve Officers' Training Corps), включающей в себя подготовку не только в рамках сухопутной армии, но и остальных родов войск. Для каждого из них предусмотрен собственный свой вариант курса: Армия (US Army) - AJROTC; Военно-морской флот (US Navy) - NJROTC; Корпус морской пехоты (US Marine Corps) - MCJROTC; Военно-воздушные силы (US Air Force) -AFJROTC; Береговая охрана (US Coast Guard) - CGJROTC1. Как видно из названия организации, основное ее предназначение -подготовка кадрового резерва офицеров младшего и среднего командного звена для Вооруженных сил США. При этом, формально JROTC хотя и не является обязательным образовательным учреждением, тем не менее, данная организация представ-
ляет собой столь эффективный социальный лифт, что львиная доля молодых людей считает своим долгом оказаться в числе ее воспитанников. Достаточно сказать, что для поступления в престижную Военную академию США выпускникам-отличникам ЖОТС не требуется ни рекомендация вице-президента США, ни рекомендация сенатора от соответствующего штата (что является непременным условиям поступления в Вест-Пойнт для всех иных категорий молодежи). Финансирование стипендиального фонда ЖОТС, к слову, превосходит финансирование любого школьного учреждения США и сопоставимо по объемам с университетским.
Таким образом, тщательный анализ успешного опыта США в данном контексте представляется исключительно полезным. Особенно с учетом того, что в американской системе патриотического воспитания молодежи ЖОТС существует уже более ста лет (организация была создана с целью ускоренного расширения офицерского состава в канун вступления США в Первую мировую войну), а отечественная Юнармия была создана лишь в 2016 году.
3. Проведение последовательной государственной политики, направленной на сохранение памяти о Великой Победе. В значительной степени подобная политика неплохо реализуется уже сегодня путем всенародной акции «Бессмертный полк», проводимой не только в России, но и за рубежом. Кроме того, запускается целый ряд интерактивных проектов, ориентированных на широкую аудиторию в интернете - а это, ожидаемо, молодежная аудитория. В качестве примера можно привести проект «Неизвестный знаменосец», созданный на платформе ШаХаЬ при участии уже упомянутого нами Общероссийским общественным граждан-ско-патриотическим движением «Бессмертный полк России» и информационного агентства РИА Новости2. Несомненно, подобных проектов должно становиться больше, и они должны носить не ситуативный, а постоянный характер.
Патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях требует интеграции
1 10 U.S. Code § 2031 - Junior Reserve Officers' Training Corps // URL:
https ://www.law.cornell. edu/uscode/text/10/2031
2 Неизвестный знаменосец. VR-реконструкция // URL:https://ria.ru/20200407/1569234255.html
и консолидации социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и страны в целом. В условиях, когда в российском обществе отчетливо прослеживается тенденция к снижению в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, общества и государства - становление и развитие системы патриотического воспитания молодёжи требует инновационных решений. Их реализация должна создать возможности молодым людям выбирать свое будущее, связывая его с перспективами страны, образом Родины - России, в её героическом прошлом, инициативном настоящем и перспективном будущем.
Заключение
Подводя некий итог изложенным рассуждениям, отметим главное: историческая правда на нашей стороне! Автор уже неоднократно отмечал в своих исследованиях ключевую особенность нашей национальной
истории: Советский Союз выдержал тяжелейшее нашествие и одержал величайшую Победу во всей тысячелетней истории России. Но не только России, но и всего цивилизованного мира. Видимо, нежелание признать этот факт, и лежит в основе ревизионистской политики тех, кто стремится к пересмотру истории [Пархитько 2015: 65].
Советское общество, воспитанное на идеях патриотизма и уважения к Памяти тех, кто отдал свои жизни за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, имело естественный иммунитет практически к историческим инсинуациям и манипуляциям. Задача современного российского общества - как можно быстрее выработать подобный иммунитет у молодого поколения. В противном случае, уже через 10-15 лет нашу страну может ожидать национальная катастрофа, подобная той, что мы пережили в 1991 г. В наших руках не допустить этого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лекарев С. Операция длиной в полвека: план «Льотэй». Как британские спецслужбы участвовали в борьбе с «империей зла» // Военное обозрение. 2002. № 16, с.7-12. Окороков А.В. СССР против США. Психологическая война // М. - Вече. - 2011., 80 с. Пархитько Н.П. Победа стран антигитлеровской коалиции. Фактор ленд-лиза // Вестник
РУДН, серия Международные отношения, июнь 2015, том 15, № 2, c.57-66 Тельпуховский Б. С., Булычева Г. И., Бурляй А. А. и др. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история. 3-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Воениздат, 1984., 560 с.
REFERENCES
Lekarev S. Five decades-long operation «Lewthey». How the British secret services participated in
the fight against the "evil empire" // Voennoe obozrenie. - 2002. - №16, p.7-12 OkomkovA.V. USSR vs USA. Psychological war. // M. - Veche. - 2011. - 80 p. Parhit'ko N.P. Victory of anti-Hitler coalition. The lend-lease factor // Vestnik RUDN, International
Relations, june 2015, Vol. 15, № 2, p.57-66 Tel'pukhovskii B. S, G. I. Bulychev, A. A. Burley. The Great Patriotic War 1941-1945. Brief history. M., 1984, 560 р.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Пархитько Николай Петрович, - кандидат исторических наук, доцент кафедры Теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов.
Parkhitko N.P., PhD in History, Associate Professor of the Theory and history of journalism department, Faculty of Philology, RUDN University