Научная статья на тему 'К вопросу об истоках таджикской культуры XX века'

К вопросу об истоках таджикской культуры XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1035
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА / ПОЛИВНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ / РАЗВИТИЕ РЕМЁСЕЛ И ТОРГОВЛИ / THE TAJIK CULTURE OF THE XX-IETH CENTURY / IRRIGATED AGRICULTURE / AGRICULTURAL CROPS / DEVELOPMENT OF HANDICRAFTS AND TRADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усмонов Аюбджон

Статья посвящена истокам современной таджикской культуры. В сжатой форме автор рассматривает узловые моменты и основные сферы культуры таджиков в древности и средневековье: зарождение и развитие поливного земледелия, постоянно обогащающийся ассортимент сельскохозяйственных культур, небывалый подъём ремёсел и торговли, аккумуляция знаний в книгах и научных трактатах и т.п. Вторжения кочевников и потеря национальной государственности прервали поступательное развитие таджикской культуры на очень значительный период. Основываясь на результатах исследований учёных, Усманов А. убедительно показывает, что на протяжении своей многовековой истории таджикский народ создал богатую культуру, которая стала прочной основой для расцвета таджикской цивилизации в XX веке. веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of the Sources Traced back by the Tajik Culture of the XX-ieth Century

The article dwells on the sources of modern Tajik culture, In a terse form the author canvasses the key moments and major spheres of the Tajik culture in old time and Middle Ages: birth and evolution of irrigated agriculture crops, unprecedented upsurge of handicrafts and trade, accumulation of knowledge in books and book treatises and etc. Intrusions of nomads and the loss of national statehood interrupted a forward movement of the Tajik culture for a rather considerable period. Proceeding from the results of the researches obtained by scientists, A. Usmanov shows convincingly that in the course of his history mustering multiple centuries the Tajik people created the rich culture which turned into an enduring ground for the efflorescence of the Tajik civilization in the XX-ieth century.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истоках таджикской культуры XX века»

192 НОМАИ донишгох л

А.И.Усмонов

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ ТАДЖИКСКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

Ключевые слова: таджикская культура XX века, поливное земледелие, сельскохозяйственные культуры, развитие ремёсел и торговли

Достижения таджикского народа в материальной и духовной культуре в XX веке являются общеизвестными, этому вопросу посвящена обширная научная литература. Такой взлёт культуры не был случайным явлением, а стал следствием преемственности и перманентного развития. Важнейшей составляющей культуры была производственная сфера и занятия людей, в которых отражались практические знания, производственный опыт и потенциал, интеллектуальное богатство народа.

Многолетние археологические исследования свидетельствуют, что Таджикистан является древнейшей земледельческой страной, одной из тех областей, в которых еще на заре письменной истории человечества зародилась земледельческая культура. При археологических раскопках на горе Муг, близ Пенджикента, найдены семена хлопка, зерна ячменя, проса, бобов, косточки вишен, абрикоса, персика, яблони. Основой хозяйства являлось поливное земледелие, основанное на развитой ирригационной системе, которая управлялась централизованно. Для полива использовались притоки рек Сыр-Дарья, Аму-Дарья и Заравшан. Цветущими оазисами были долины рек и искусственно орошаемые районы, так, например, район Самарканда орошали 3 северных и 3 южных канала, которые брали начало от плотины у Варагсера; каналы орошали и район Бухары. Вода на поля подавалась и от каризов - подземных каналов, а на высоко лежащие земли чигирами-дулабами, приводимыми в движение верблюдами; в предгорьях воду весенних паводков собирали плотины, построенные

на саях, чтобы использовать её летом. Широко использовалась и богара.

На первом месте по площади посевов были зерновые. Важное место занимал хлопчатник (мервский хлопок считался лучшим во всём халифате), кроме Мерва его выращивали в Самарканде, Бухаре, Чаче и других местах. Из Средней Азии вывозились в большом количестве хлопчатобумажные ткани. Вокруг городов располагались сады, виноградники, бахчи, огороды. Скотоводство было подсобным хозяйством вблизи городов и специализированным занятием в степных районах, животноводческую продукцию жители оазисов приобретали у кочевников.

В 1Х-Х вв. отмечается расцвет ремёсел Средней Азии. Особенно распространилось производство стекла (бокалы на высоких ножках, кувшины, чаши, узкогорлые флаконы грушевидной формы и т.п.). Местные мастера умело использовали технику выдувания. Производство стекла было массовым; изготовлялось и оконное стекло (из дисков плоской формы с утолщением середины, они разрезались на фигурные куски, которые вставлялись в алебастровые оконные решётки).

На новый уровень поднимается гончарное производство. В городах были целые кварталы гончаров-керамистов, изготовлявших изделия от огромных хумов для хранения зерна до миниатюрных чашечек и блюдечек. Керамика изготовлялась на ножном круге, покрывалась глазурью. На изделиях имелись надписи, например: "Ешь на здоровье", "Щедрость"- свойство праведников" или "Учение горько на вкус, а конец его слаще мёда"; растительный или геометрический орнамент. В мраморовидной керамике разные краски наложены так, что не образуют рисунка - главное цвет, его переливы.

Было развито ткачество: ведарийские ткани (Самарканд) вывозились в разные края; ткань занданичи (Бухара) до X в. была из шёлка, после - из хлопка (образцы имеются в музеях мира); ткань из Мерва находили даже в средневековых погребениях Египта. Изделия из металла - медные фонари из Бухары, оловянная посуда из Рабинджана, медные котлы и стремена из Самарканда, ножницы и иглы из Шаша, особенно славилось оружие из Ферганы, оно вывозилось вплоть до Багдада. По распоряжению Харуна ар-Рашида с конца VIII в. в халифате писать разрешалось только на бумаге и единственным его поставщиком с VIII по X вв. был Самарканд, она

делалась из тряпок и была высокого качества.

Развитие ремёсел способствовало росту торговли, как внутренней, так и международной. В городах был один торговый день в неделю; были и ежегодные ярмарки по 10 - 20 дней. Главным средством обращения в IX-X вв. были серебряные дирхемы (исмаили) мусейяби, мухаммади и гитрифи. Мелкая монета медные фельсы - предназначалась для местного обращения. Золотые динары использовались как сокровища, оплачивались по весу. Через Среднюю Азию проходил "Великий Шёлковый Путь", связывавший Европу с Китаем. Президент РТ Э. Ш. Рахмонов подчёркивает значение и важность дорог в развитии цивилизаций и государств с древнейших времён: «Великий Шёлковый Путь был одним из первых караванных дорог в древние времена и средние века и связывал землю наших предков с Китаем, Индией, Древним Египтом, Вавилоном, Фарсом и Византией» (9, 136-137).

В начале X в. путь в Булгарское царство, из-за плохих отношений халифата с хазарами, также проходил через Среднюю Азию: из Багдада и Ирана в Бухару, затем по Аму-Дарье до Кята (Южный Хорезм), потом в Ургенч, а оттуда, огибая Хазарию по левому берегу Волги, в Волжскую Булгарию. Караваны бывали огромными; например, посольский караван халифа Муктадира (908-932) в Волжскую Булгарию состоял из 5 тыс. человек и 3 тыс. лошадей, гружёных верблюдов. В Среднюю Азию везли шёлк с востока; меха, кожи, мёд -с севера; из Средней Азии - рис, сухофрукты, ткани, бумагу, оружие, но больше всего - серебряные дирхемы - исмаили.

Значительного развития достигает горное дело: в Фергане добывали железо, олово, серебро, ртуть, медь, свинец, смолу, бирюзу, асбест и нашатырь; в Карамазаре - серебро (Кухи-сим -' 'гора серебра"), которое вывозилось в Хорасан и Ирак; в исфаринских шахтах- каменный уголь, нефть (для военного дела); в Верховье Зарафшана - железо, золото, серебро и купорос; в Аште - соль; на Памире - золото, серебро, рубины и лазурит. Всё это добывалось в шахтах (до 150 м глубиной), где были и вертикальные, и наклонные штольни в открытых карьерах. Для строительства шахт использовались разнообразные инструменты и "огневой метод" (порода нагревалась огнём костра, а когда раскалялась, её поливали водой, и она растрескивалась). Освещались шахты светильниками - чирагами; для вентиляции устанавливались щиты, чтобы направить ветер в шахту; использовался ворот для

подъёма пород; водоотлив - с помощью каризов. Добытые в Таджикистане драгоценные камни и благородные металлы вывозились за его пределы, о чем свидетельствуют археологические находки и литературные источники. О природных богатствах Бактрии и Согдианы сообщают греческие и римские историки, а также путешественники. Добыча лазурита в Бадахшане началась более 4 тыс. лет назад. Золото также добывалось издавна. Еще Плиний в начале нашей эры, а затем арабские авторы упоминают о золоте Дарваза и Каратегина. Древние разработки достигали огромных размеров. Золото в слитках вывозилось в соседние страны. Наибольшей известностью пользовались лазурит и бадахшанский рубин (лал). Они вывозились на Средний и Ближний Восток. Остатки «серебряных» рудников и мест поселений древних рудокопов обнаружены на Восточном Памире на высоте 4000 — 5000 м (Базардара, верховья Сасыксу). Начало разработок полезных ископаемых в более широких масштабах относится ко 2-й половине 1-го тыс. н. э. Расцвет горного промысла эпохи средневековья приходится на 1Х-ХП вв. Около 70% известных разработок производилось именно в этот период. В период арабского завоевания разработка ископаемых продолжалась. Об этом свидетельствуют следы выработок в горах Карамазара (Такели, Кансай, Табошар, Алтын-Топкан, Алмалык, Адрасман, Канимансур, Джаркамар и др.), где добывали свинец, золото, серебро, медь, бирюзу. Древние выработки насчитываются здесь сотнями, а в некоторых случаях - тысячами. После ХП в. горное производство в Средней Азии пришло в упадок.

Основой древнейшей арийско-таджикской цивилизации являлось ирригационное земледелие. Поливное земледелие в Таджикистане имеет многовековую историю, о чем свидетельствуют следы старых оросительных систем. Это древние каналы Гулякандоз - в Пролетарском, Булунгур и Токсанкариз - Пенджикентском районах; Чузы, Аим-2, Гавкуш и Шах-мансур - в Гиссарской долине; Джийбор, Джиликуль-Кабла, Катта, Шаартуз и Хошады - в Вахшской долине, Зулумарык, Хукумат, Арал - в Кулябской области и Каланчи - в Пянджском районе. Они поражают своими размерами, правильностью выбранных трасс и мест водозабора. Академик Н. Н. Негматов считает, что центрально-азиатская ирригационная цивилизация насчитывает 8000 лет. «В Центральной Азии обожествлялись вода, водоемы, родники и целые реки. В <Авесте» приведены ритуалы жертвоприношений и

освящений главных рек Дайтии и Ранхи (т.е. Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) и моря Ворукаша (Каспий и Арал). В народе широко распространены такие крылатые выражения: «Вода - кровь дехканина, земля его душа», «Без воды нет жизни», «Вода - украшение для пустыни», «Где кончается вода, там кончается земля». Археологами в XX в. изучены около 100 памятников раннеземледельческих поселений и раннеземледельческих оазисов Балха, Герата, Нишапура, Марва, Гурганджа, Бухары, Самарканда, Худжанда, Канха, (развалины Канка), Ферганы, Оша, Тироза, Кашгара, Куча, Гиссара, Хульбука, Термеза. Освоение земельно-водных ресурсов шло по долинам рек и приречным оазисам, особенно по веерам дельт трех великих и ряда малых бассейнов Центральной Азии: Аму-дарьи, Сыр -Дарьи, Зарафшана, Инда, Ганга, Яркенда, Тарима, Пянджа, Вахша. Кафирнигана (древний Рамид), Сурхан-Дарьи (древний Чаганиёнруд), Мургаба, Теджена, Герируда, Хильменда и других, берущих воду со снежных вершин Памиро-Алайских, Тянь-Шанских, Гималайских, Тибетских, Гиндукушских, Загросских и Кабутаскских (ныне Копетдаг) горных систем.

Первыми осваивали земельно-водные ресурсы и создавали земледельческо-ирригационные цивилизации арийские общины, предшественники индо-ариев, индо-иранцев и всех современных индоевропейскихнародов. Прародина арийцев была названа в середине I тыс. до н. э. древнегреческими историками как страна Ариана между Каспием, Загроссом, Гиндукушем, Памиро-Алаем и Тянь-Шанем, с его историко-культурными областями и городами Герат (авестийская - Харайва, греческая - Арея), Балх (авест. - Бахди, греч. Бактрия), Мерв (авест. - Моуру, греч. Маргиана), Самарканд (авест. Гаваи Сугда, греч. Согдиана). Вот где и когда начинается история нашей ирригации и цивилизации.

Нашествия кочевников приводят к тому, что в течение 1-П столетий всё созданное оседлыми арийцами растаптывается, проедается и высыхает. Текшая впадавшвя тогда в Каспийское море Аму-Дарья в своей дельтовой части высыхает почти полностью. Вторая водно-экологическая катастрофа Аму-Дарьи -Арала произошла в сер. XX в. Под лозунгом «Победили на войне, победим и засуху!» (имеется в виду наша победа в войне 1941- 45 гг., а под победой над «засухой» -строительство Каракумского и Аму-Бухарского каналов в Туркменистане и Узбекистане), гибельное для всей Центральной Азии орошение, ради 1-2 млн тонн туркменского и узбекского хлопка.

Неверное проектирование и быстрое строительство каналов пустили в пески воду Аму-Дарьи в ее среднем течении. В связи с этим, и сегодня в нашем регионе существует проблема водных и энергетических ресурсов.

Академик Н.Н. Негматов даёт свою периодизацию развития древнейшей арийско-таджикской земледельческой, основанной на ирригации, цивилизации (7). Уже с VI тыс. до н. э. (конец неолита) появляются первые ирригационные сооружения - одни из древнейших на всём Переднем Востоке. Известен искусственный водоём, вмещавший до 3,5 тыс. м3 воды. Открыты каналы несколько более позднего времени (рубеж ГУ - Ш тыс. до н. э.). Основными культурами первоначально были ячмень, мягкая и карликовая пшеница, рожь, нут и мелкий виноград. Первоначально употреблялись каменные (наборные) серпы; затем, очевидно, вошли в употребление медные и бронзовые. Для обработки полей стали употреблять тягловую силу животных.

Со II тыс. до н. э. существовали каналы в Хорезме, были они и в Фергане. Страбон пишет о р. Политимет (Зарафшан): «Оросивши эту местность, река входит в пустынную песчаную страну, и там поглощается песками». Квинт Курций пишет о том, что «природа Бактрии разнообразна: там виноградная лоза приносит крупные и сладкие плоды; обильные воды орошают жаркую почву; наиболее плодородная земля обрабатывается под хлебные посевы, другая обращена в пастбища крупного скота, но большая часть земли -бесплодная равнина». Плиний сообщает о разведении в Бактрии хлебных злаков, зерна которых по величине якобы равны обычным колосьям. Из Вахша был выведен канал, в зону которого входило около 50 км2 земли.

В Тохаристане, на рубеже УИ-УШ вв., об искусственном орошении сообщает Сон Юн. В Вахшской долине, как установила Т. И. Зеймаль, было сооружено 4 магистральных канала, выводивших воду из реки Вахш. Особое значение имел канал Кафир на левом берегу Вахша. Высота валов канала -1,5-2 м„ ширина ложа - до 6 м. Особенно эффектны остатки канала в 4-5 км к юго-западу от Беш-Капы. Здесь канал необходимо было провести по пониженной местности. Древние строители насыпали громадную земляную дамбу и уже по ней провели канал. Общая высота от валов канала около 8 м, ширина дамбы по основанию до 50 м., ширина самого ложа канала - 13-15 м. Даже в

наше время это сооружение выглядит чрезвычайно внушительным. Современный канал, трассу которого прокладывали инженеры-геодезисты, используя самые совершенные геодезические приборы, проходит по направлению, которое оказалось совпадающим с древним. Каналы, орошавшие область Самарканда, как указывал В. В. Бартольд, существовали до арабского завоевания, здесь было столько полей и зеленых насаждений, что арабы называли ее «садом эмира правоверных». В глубокой древности предками таджиков были выработаны рациональные приемы строительства ирригационных сооружений.

Период Саманидов (875-999гг.) отличался подъемом экономической жизни. Культура поливного земледелия в 1Х-Х вв. в Средней - Азии достигла высокого развития. Изменилась организация управления крупными оросительными системами - оно было централизовано (в бассейне Мургаба оросительной системой заведо-вало одно лицо, так же как и в бассейне Зарафшана). Еще при Абдаллахе ибн Тахире (830 -844 гг.) были приняты меры для законодательного регулирования пользованием каризами.

Система орошения в бассейне Зарафшана еще в доарабское время была настолько развита и рациональна, что впоследствии кардинальным изменениям уже не подвергалась. Число обслуживавших оросительную систему Мургаба доходило до 10 тыс. Во многих местах были проведены каризы (подземные каналы), если рельеф местности не позволял провести воду наземным путем. Даже в районах очень развитого поливного земледелия, например, в бассейне Мургаба и Зарафшана, было много богарных земель, урожаи которых были достаточны, чтобы обеспечить целый город или район. В тех местах, где воды рек, особенно летом, не хватало, для орошения садов и огородов пользовались водой колодцев.

Источники IX - X вв. описывают занятия жителей разных областей, часто отмечая, чем особенно славилась та или иная местность. На первом месте были посевы зерновых культур, развито было хлопководство. С незапамятных времен таджикские дехкане занимались выращиванием лука, моркови, капусты и баклажанов. Столовые сорта арбуза проникли в Среднюю Азию и на территорию современного Таджикистана 7-8 столетий тому назад из стран СевероВосточной Африки и Малой Азии. Дыни - исконно местная культура. В ХП-ХУ вв. дыни вывозились в Иран и Ирак ко двору персидских

шахов в свинцовых емкостях. Доказательством древности садов и виноградников в Таджикистане являются прекрасные, местной селекции сорта абрикосов и винограда в северных районах. Народы Бактрии и Согдианы еще в IV-III вв. до н. э. выращивали виноград с крупными сладкими ягодами, Уструшана славилась сушеным виноградом и винами. В процессе многовековой народной селекции сложились сорта разных сроков созревания - от самых ранних (Чиляги, Авшон, Дорой), до поздних, созревающих в конце октября (Нимранг, Тайфи розовый, Думи рубох). По красоте гроздей и ягод, вкусу и пригодности к длительному хранению, перевозкам местные столовые сорта винограда являются лучшими в мировом ассортименте.

Особыми были достижения в коневодстве. Ещё до н. э. в Даване (древняя Фергана) разводились аргамаки - потомки «небесных лошадей», а в Хуттале (территория центральных и южных районов) -прекрасные вьючно-верховые лошади. Позднее проводилось скрещивание даванских и хуттальских лошадей с монгольскими, узбекскими, туркменскими и арабскими. В своей книге «Таджики в зеркале истории. Книга Первая. От арийцев до Саманидов» Президент РТ Э. Ш. Рахмонов целую главу посвятил лошадям. В частности, он отмечает, что «... История появления, образования и улучшения бактрийской, тохарской и хатлонской пород лошадей является последовательными ступенями одной интересной биологической эволюции. Эта биологическая эволюция включает в себя историю нескольких тысячелетий и основана на «народной генетике», которая осуществлялась путем улучшения породы лошадей от поколения к поколению. ... Биологическую эволюцию лошади на земле предков таджиков можно считать основным способом получения новой породы лошадей в Средней Азии и других странах мира. «Талантливый таджикский народ с раннего периода государственности последовательно работал над улучшением ловкости и красоты лошадиной породы и на примере бактрийской, тохарской и хатлонской пород лошадей создал высокий образец национального коневодства» (9, 172-173, 177, 180-190).

О высокой материальной культуре таджиков свидетельствуют древние трактаты по разным отраслям хозяйства. На основе изучения источников ученые воссоздавали историю развития хозяйства в Таджикистане. Отметим работы таких историков как Б. В. Андрианов, В.В. Бартольд, A.M. Беленицкий, А.И. Билолов, Б.Г. Гафуров, Н.Н.

Негматов, Я.Г. Гулямов, Ю.А. Заднепровский, Б. А. Литвинский, P.M. Масов, В.М. Массой, A.M. Мухтаров, И.П. Петрушевский, С.П. Толстов, О.Д. Чехович, А.Ю. Якубовский и др. (1; 2,97-236; 3,45-150; 4,435-448;8; 10; И).

Древние рукописи по земледелию, скотоводству и птицеводству, в большинстве случаев, не дошли до нашего времени. Сведения об их существовании мы черпаем из библиографических, исторических, энциклопедических, религиозных рукописей. Основополагающей в изучении данного вопроса является монография И.П. Петрушевского (8). По земледелию дошли до нас 20 рукописей и литографических изданий: «Дар фанни коштакорон» («О земледельцах»), «Иршод аз-зирот» (Наставление в земледелии»), «Кишт ва зироат ба анвои саноати аджиба» («Наука о посевах и диковинках земледелия» и др.; по животноводству -14 рукописей: «Дар баёни шинохтани аспи неккадам» («О распознавании лошади»), «Рисола дар амрози асп» («Трактат о болезнях лошади») и др. Книги по птицеводству и о ловчих птицах -17 рукописей: «Бознома» («Книга о соколе»), «Дар дастури муолиджаи таюр» («Памятка по лечению птиц»), «Китоби шикорномаи мавсум ба бозномаи Носири» («Носирова книга о соколинной охоте»), «Шикорнома» ("Книга об охоте») и др.»(5, 22). Перечисление лишь небольшой части дошедших до нас источников свидетельствует о глубоких корнях и высоком уровне материальной культуры таджикского народа ещё в глубокой древности.

Очевидно, что взлёт материальной культуры таджикской цивилизации в XX в. был естественным продолжением искусственно прерванного развития таджикской цивилизации древнего периода, в эпоху средневековья и новое время, когда таджики утратили свою национальную независимость. В связи с этим вся Центральная Азия после гибели государства Саманидов оказалась в периоде «застойного феодализма» и позже, вплоть до советского периода в XX в., на задворках мировой цивилизации, в наступившей эре «Затмения» (7), особенно тяжело отразившейся на материальной культуре таджикского народа в ХПТ-ХТХ вв.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андрианов Б.В. Земледелие наших предков. - М.: Наука, 1978

2. Бартольд В.В. К истории орошения Туркестана // Соч. - Т.З.

3. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соч.Т.1.

4. Бартольд В.В. Хлопководство в Средней Азии с исторических времен до прихода русских // Соч.Т 2, ч. 1. - 435-448

5. Буриев К. Б. Библиография земледельческой культуры таджикского народа: Автореф. дисс. канд.ист. наук. - Душанбе, 2000

6. Гафуров Б.Г. Таджики. Кн.II. - Душанбе: Ирфон, 1989

7. Негматов H.H. Таджикский феномен: История и теория. -Душанбе: Оли Сомон, 1997

8. Петрушевский И. П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIY вв. М..-Л. I960

9. Рахмонов Э. Ш. Таджики в зеркале истории. Книга Первая. От арийцев до Саманидов. - London & Flint River Editions U. К. Ltd.. Great Britain, 1999

10. Толстов СП. По древним дельтам ОксаиЯксарта. — М., 1962

11. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. — М., - JI, 1941

К вопросу об истоках таджикской культуры XX века А.И.Усманов

Ключевые слова: таджикская культура XX века, поливное земледелие, сельскохозяйственное культуры, развитие ремёсел и торговли

Статья посвящена истокам современной таджикской культуры. В сжатой форме автор рассматривает узловые моменты и основные сферы культуры таджиков в древности и средневековье: зарождение и развитие поливного земледелия, постоянно обогащающийся ассортимент сельскохозяйственных культур, небывалый подъём ремёсел и торговли, аккумуляция знаний в книгах и научных трактатах и т.п. Вторжения кочевников и потеря национальной государственности прервали поступательное развитие таджикской культуры на очень значительный период. Основываясь на результатах исследований учёных, Усманов А. убедительно показывает, что на протяжении своей многовековой истории таджикский народ создал богатую культуру, которая стала прочной основой для расцвета таджикской цивилизации в XX веке.

On the Issue of the Sources Traced back by the Tajik Culture of the XX-ieth Century

A.Usmanov

Key words: the Tajik culture of the XX-ieth century, irrigated agriculture, agricultural crops, development of handicrafts and trade

The article dwells on the sources of modern Tajik culture. In a terse-form the author canvasses the key moments and major spheres of the Tajik culture in old time and Middle Ages: birth and evolution of irrigated agriculture crops, unprecedented upsurge of handicrafts and trade, accumulation of knowledge in books and book treatises and etc. Intrusions of nomads and the loss of national statehood interrupted a forward movement of the Tajik culturefor a rather considerable period. Proceeding from the results of the researches obtained by scientists, A. Usmanov shows convincingly that in the course of his history mustering multiple centuries the Tajik people created the rich culture which turned into an enduring groundfor the efflorescence of the Tajik civilization in the XX-ieth century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.