Научная статья на тему 'К вопросу об источниках изучения советской фотографии и советских фотографических выставок 1920 1930-х годов'

К вопросу об источниках изучения советской фотографии и советских фотографических выставок 1920 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ФОТОГРАФИЯ / ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ / 1920 1930-Е ГОДЫ / ИСТОЧНИКИ / ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SOVIET PHOTOGRAPHY / PHOTO EXHIBITIONS / 1920S1930S / SOURCES / ANALYSIS OF SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроздова-пичурина Н. Н.

В статье представленатипологизация визуальных и текстуальных источников изучения советской фотографии и фотовыставок 1920-1930-х годов. Предложен способ поэтапного анализа данных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE SOVIET PHOTOGRAPHY STUDY SOURCES AND THE STUDY SOURCES OF THE SOVIET PHOTO EXHIBITIONS AT 1920s-1930s

The typology of the visual and textual sources of the soviet photography history and the history of soviet photo exhibitions in 1920s 1930s is presented in this article. The way of step-by-step analysis of sources is proposed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об источниках изучения советской фотографии и советских фотографических выставок 1920 1930-х годов»

Раздел 2

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Редактор раздела:

ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

УДК 7.038.53:77

Drozdova-Pichurina NN. TO THE QUESTION OF THE SOVIET PHOTOGRAPHY STUDY SOURCES AND THE STUDY SOURCES OF THE SOVIET PHOTO EXHIBITIONS AT 1920s-1930s. The typology of the visual and textual sources of the soviet photography history and the history of soviet photo exhibitions in 1920s - 1930s is presented in this article. The way of step-by-step analysis of sources is proposed.

Key words: soviet photography, photo exhibitions, 1920s- 1930s, sources, analysis of sources.

Н.Н. Дроздова-Пичурина, аспирант каф. художественного образования и музейной педагогики Российского гос. педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ И СОВЕТСКИХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК 1920 - 1930-Х ГОДОВ

В статье представленатипологизация визуальных и текстуальных источников изучения советской фотографии и фотовыставок 1920-1930-х годов. Предложен способ поэтапного анализа данных источников.

Ключевые слова: советская фотография, фотографические выставки, 1920 - 1930-е годы, источники, источниковедческий анализ.

Искусствоведческое исследование как теоретических, так и исторических аспектов советской фотографии и советских фотографических выставок 1920 - 1930-х годов не может обойтись без анализа исторических источников. Наряду с изучением историографии такой анализ является необходимым этапом исследования. Под источниками в данном случае мы подразумеваем комплекс исторических материалов, по которым можно наиболее полно представить описываемое событие. При этом исследователь сталкивается с рядом научных проблем, связанных с выявлением, систематизацией, типологизацией и методикой анализа этих источников. В этом случае, на наш взгляд, целесообразно использовать уже разработанные принципы источниковедения, дисциплины, которая сложилась в рамках методологии исторического исследования.

Структура источниковедческого исследования описана в коллективном труде отечественных ученых «Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории». Также там указываются цели метода источниковедения: «1) установить информационные возможности источника (или ряда однородных источников) для получения фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверности и новизна этих данных); 2) аргументировано оценить значение источника (или ряда однородных источников) с такой точки зрения» [1, с. 122]. В соответствии с этими целями, представляется возможным использование указанной структуры применительно к нашей проблематике.

Разделение источников изучения советской фотографии и советских фотовыставок 1920 - 1930-х годов целесообразно провести по двум основным группам: визуальные и текстуальные источники.

Визуальными источниками являются сами фотографии, которые были созданы советскими фотомастерами и фотолюбителями в период 1920 - 1930-х годов и, в частности, представлены на фотовыставках указанного периода. Изыскание многих из них сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, это очень большой объем экспонировавшегося материала. Выставки фотографии в первые десятилетия советского государства

насчитывали по несколько сотен и даже тысяч экспонатов. Именно поэтому процесс выявления и изучения в рамках локального исследования всего массива фотоизображений представляется невозможным. Во-вторых, многие из фотографий были утеряны с течением времени. В-третьих, некоторые авторы, принимавшие участие в выставках, либо считались долгие годы в истории советской фотографии второстепенными, и известны лишь немногие их работы, либо вообще упоминаются лишь в каталогах выставок, и их творчество совершенно неизвестно и не представлено ни в печатной прессе того времени, ни в архивах (в основном это касается фотолюбителького движения). Те же фотографии, которые мы имеем возможность привлекать в качестве визуальных источников, доступны в основном в виде копий. Здесь существует несколько путей их поисков. Так как молодая советская власть приписывала в качестве главных функций и задач фотографии агитацию, пропаганду и информацию, то многие снимки до того, как стать экспонатами выставок исполняли роль иллюстрации к статьям в газетах и журналах, таких как «СССР на стройке», «Известия», «Советское искусство» и многие другие. Это обстоятельство позволяет не только найти необходимый источник, но и проанализировать его первичную идейную нагрузку не в качестве произведения искусства. Помимо этого специализированные журналы по фотографии помещали на своих страницах крупные и достаточно качественные для своего времени иллюстрации. Также многочисленные альбомы по истории советской фотографии, изданные как в советский, так и в постсоветский период, содержат богатый иллюстративный материал. И, конечно, основными в поиске фотоизображений являются архивы, как государственные (ЦГАКФФД, ГАКФД), так и архивы отдельных музеев и ведомств.

В итоге мы имеем дело с достаточно обширным, хотя и не исчерпывающим тему визуальным материалом.

Вторую группу - текстуальные источники в свою очередь можно разделить на несколько качественно различных типов. Прежде всего, это каталоги выставок. Каталоги являются одним из основных источников изучения фотовыставок. Некоторые из этих каталогов уже упоминались в работе В.Т. Стигнеева

«Век фотографии. 1894 - 1994: Очерки истории отечественной фотографии» [2], например, каталог «Выставки советской фотографии за 10 лет», каталоги четырех выставок «Искусство движения», фотовыставки журнала «Огонек», а также «Выставки работ мастеров советского фотоискусства». Но при этом автор лишь ссылается на эти источники, не ставя перед собой задачу подробного анализа каждого из них, как и не является ключевым в его работе анализ самих выставок.

Второй тип текстуальных источников - это статьи и заметки в периодических изданиях. Использовать статьи и заметки в качестве источников нам позволяет специфический директивный характер большинства из них, а также особенности отражения в них обстоятельств организации выставок.

Третий тип текстуальных источников представлен стенограммами дискуссий по фотовыставкам 1920 - 1930-х годов, находящимися в государственных архивах.

Четвертый тип текстуальных источников - официальные декреты и постановления, касающиеся организации фотографических институций и фотографических выставок.

Пятый тип текстуальных источников - внутренняя документация государственных учреждений, принимавших участие в организации фотовыставок, представленная официальной перепиской, приказами и т.д.

Все перечисленные типы источников позволяют прояснить многие аспекты не только организации и бытования фотографических выставок, но и существенно дополнить информацию относительно практики фотоискусства и теоретическом дискурсе о фотографии этого времени.

На первом этапе анализа источников необходимо рассматривать исторические условия его возникновения. В соответствии с этим источник представляется как материальный продукт, исторический феномен. Для искусствоведческого исследования чрезвычайно важно выявить условия, задачи и цели возникновения источников, а также реконструировать тот социальный контекст, в котором они были созданы. Для исследуемого исторического периода этот этап наиболее актуален в связи с проблематикой взаимоотношений советской власти и искусства, развития государственной культурной политики и цензуры. В отношении визуальных источников 1920 - 1930-х годов проблема достоверности отображаемых событий и цензуры, в частности, встает чрезвычайно остро, так как мы имеем дело с большим пластом фотодокументов, которые прошли в разные периоды истории многократные изменения, ретушь.

Особое место занимает также проблема авторства источников. В нашем случае на этом этапе необходимо дополнительное изучение биографий участников дискуссий, авторов статей и заметок, авторов-составителей каталогов фотовыставок с точки зрения их политических, идеологических позиций, а также степени лояльности к действующим культурным институциям и участия в развитии теоретических основ советского фотоискусст-

Библиографический список

ва. Также особое место должно уделяться таким произведениям коллективного творчества как официальные декреты и постановления (четвертый тип текстуальных источников), в этом случае проблема авторства отражает культурно-социальные цели таких источников. Авторство фотографий в данном случае также может в значительной степени повлиять на их анализ как источников. Посредством рассмотрения биографий фотографов выявляется включенность таких источников в структуру общего развития фотоискусства или же отказ от принятых эстетических и идеологических установок.

Следующим этапом является выявление обстоятельств создания источников, которые повлияли на достоверность сведений, оценочные суждения, полноту сообщаемой в них информации. На этом этапе упоминается история текстов источников. В данном случае можно выделить характерные особенности ранее указанных источников. Так, архивные материалы, представленные стенограммами дискуссий и внутренней документацией учреждений (третий и четвертый типы текстуальных источников), не только не предназначались к изданию изначально, но и впоследствии ни разу не были опубликованы или проанализированы, что указывает на цель исключительно протоколирования и отсутствие дальнейшей рефлексии на данные тексты. В отличие от каталогов фотовыставок (первый тип текстуальных источников), которые представлены в единственном издании, но при этом рассчитаны на знакомство с ними как специалистов, так и широкой публики.

На этапе интерпретации источника, целью которой является установка его смысла с учетом временной, культурной дистанций, для искусствоведения представляется целесообразным использование «типизирующего» метода, то есть соотнесения источника с соответствующим типом культуры, в данном случае советской.

Анализ самого содержания источника должен быть проведен с позиции современного исследователя. В этой связи необходимо установить степень информативности каждого источника.

Все указанные этапы анализа источников могут в равной степени применяться как к визуальным источникам, так и ко всем типам текстуальных источников. При этом необходимо помнить о критерии объективности, которым должен руководствоваться исследователь. Представляется, что именно сейчас, по прошествии более двадцати лет после распада СССР, стало возможно непредвзятое научное исследование, не ограниченное рамками идеологии, а также позицией критики советской культуры.

Обращение не только к визуальным, но и к архивным материалам дает нам конкретный материал для исследования. Системное осмысление нового материала в совокупности с историографическим исследованием может значительно расширить научное представление о практике фотоискусства указанного периода.

1. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб.пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов,

О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М., 1998.

2. Стигнеев, В.Т. Век фотографии. 1894 - 1994: очерки истории отечественной фотографии. - М., 2007.

Bibliography

1. Istochnikovedenie. Teoriya. Istoriya. Metod. Istochniki rossiyjskoyj istorii: ucheb.posobie / I.N. Danilevskiyj, V.V. Kabanov, O.M. Medushevskaya, M.F. Rumyanceva. - M., 1998.

2. Stigneev, V.T. Vek fotografii. 1894 - 1994: ocherki istorii otechestvennoyj fotografii. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 06.02.13

УДК 72.01.:378

Naumova V.I., Sidorov V.A. CREATIVE CONCEPTS OF OUTSTANDING MASTERS OF NEWEST ARCHITECTURE.Problems of architectural education, professionalism, cultural level - current priorities of many countries.Architecture XX-XXI centuries, creative concepts masters - at the forefront of a long list of attention training in the field of architectural activities.

Key words style inarchitecture,newest architecture development,renovationprojects,metabolism,post-modernism,ecology, sustainability, symbiosis; fields of profession.

В.И. Наумова, проф., д-р искусствоведения, Восточно-Казахстанский гос. технический университет им. Д. Серикбаева, E-mail: [email protected]; В.А. Сидоров, проф., д-р искусствоведения, Алтайский гос. технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.