Раздел 2
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Редактор раздела:
ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
УДК 7.038.53:77
Drozdova-Pichurina NN. TO THE QUESTION OF THE SOVIET PHOTOGRAPHY STUDY SOURCES AND THE STUDY SOURCES OF THE SOVIET PHOTO EXHIBITIONS AT 1920s-1930s. The typology of the visual and textual sources of the soviet photography history and the history of soviet photo exhibitions in 1920s - 1930s is presented in this article. The way of step-by-step analysis of sources is proposed.
Key words: soviet photography, photo exhibitions, 1920s- 1930s, sources, analysis of sources.
Н.Н. Дроздова-Пичурина, аспирант каф. художественного образования и музейной педагогики Российского гос. педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: hoffnung4@yandex.ru
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ И СОВЕТСКИХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК 1920 - 1930-Х ГОДОВ
В статье представленатипологизация визуальных и текстуальных источников изучения советской фотографии и фотовыставок 1920-1930-х годов. Предложен способ поэтапного анализа данных источников.
Ключевые слова: советская фотография, фотографические выставки, 1920 - 1930-е годы, источники, источниковедческий анализ.
Искусствоведческое исследование как теоретических, так и исторических аспектов советской фотографии и советских фотографических выставок 1920 - 1930-х годов не может обойтись без анализа исторических источников. Наряду с изучением историографии такой анализ является необходимым этапом исследования. Под источниками в данном случае мы подразумеваем комплекс исторических материалов, по которым можно наиболее полно представить описываемое событие. При этом исследователь сталкивается с рядом научных проблем, связанных с выявлением, систематизацией, типологизацией и методикой анализа этих источников. В этом случае, на наш взгляд, целесообразно использовать уже разработанные принципы источниковедения, дисциплины, которая сложилась в рамках методологии исторического исследования.
Структура источниковедческого исследования описана в коллективном труде отечественных ученых «Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории». Также там указываются цели метода источниковедения: «1) установить информационные возможности источника (или ряда однородных источников) для получения фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверности и новизна этих данных); 2) аргументировано оценить значение источника (или ряда однородных источников) с такой точки зрения» [1, с. 122]. В соответствии с этими целями, представляется возможным использование указанной структуры применительно к нашей проблематике.
Разделение источников изучения советской фотографии и советских фотовыставок 1920 - 1930-х годов целесообразно провести по двум основным группам: визуальные и текстуальные источники.
Визуальными источниками являются сами фотографии, которые были созданы советскими фотомастерами и фотолюбителями в период 1920 - 1930-х годов и, в частности, представлены на фотовыставках указанного периода. Изыскание многих из них сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, это очень большой объем экспонировавшегося материала. Выставки фотографии в первые десятилетия советского государства
насчитывали по несколько сотен и даже тысяч экспонатов. Именно поэтому процесс выявления и изучения в рамках локального исследования всего массива фотоизображений представляется невозможным. Во-вторых, многие из фотографий были утеряны с течением времени. В-третьих, некоторые авторы, принимавшие участие в выставках, либо считались долгие годы в истории советской фотографии второстепенными, и известны лишь немногие их работы, либо вообще упоминаются лишь в каталогах выставок, и их творчество совершенно неизвестно и не представлено ни в печатной прессе того времени, ни в архивах (в основном это касается фотолюбителького движения). Те же фотографии, которые мы имеем возможность привлекать в качестве визуальных источников, доступны в основном в виде копий. Здесь существует несколько путей их поисков. Так как молодая советская власть приписывала в качестве главных функций и задач фотографии агитацию, пропаганду и информацию, то многие снимки до того, как стать экспонатами выставок исполняли роль иллюстрации к статьям в газетах и журналах, таких как «СССР на стройке», «Известия», «Советское искусство» и многие другие. Это обстоятельство позволяет не только найти необходимый источник, но и проанализировать его первичную идейную нагрузку не в качестве произведения искусства. Помимо этого специализированные журналы по фотографии помещали на своих страницах крупные и достаточно качественные для своего времени иллюстрации. Также многочисленные альбомы по истории советской фотографии, изданные как в советский, так и в постсоветский период, содержат богатый иллюстративный материал. И, конечно, основными в поиске фотоизображений являются архивы, как государственные (ЦГАКФФД, ГАКФД), так и архивы отдельных музеев и ведомств.
В итоге мы имеем дело с достаточно обширным, хотя и не исчерпывающим тему визуальным материалом.
Вторую группу - текстуальные источники в свою очередь можно разделить на несколько качественно различных типов. Прежде всего, это каталоги выставок. Каталоги являются одним из основных источников изучения фотовыставок. Некоторые из этих каталогов уже упоминались в работе В.Т. Стигнеева
«Век фотографии. 1894 - 1994: Очерки истории отечественной фотографии» [2], например, каталог «Выставки советской фотографии за 10 лет», каталоги четырех выставок «Искусство движения», фотовыставки журнала «Огонек», а также «Выставки работ мастеров советского фотоискусства». Но при этом автор лишь ссылается на эти источники, не ставя перед собой задачу подробного анализа каждого из них, как и не является ключевым в его работе анализ самих выставок.
Второй тип текстуальных источников - это статьи и заметки в периодических изданиях. Использовать статьи и заметки в качестве источников нам позволяет специфический директивный характер большинства из них, а также особенности отражения в них обстоятельств организации выставок.
Третий тип текстуальных источников представлен стенограммами дискуссий по фотовыставкам 1920 - 1930-х годов, находящимися в государственных архивах.
Четвертый тип текстуальных источников - официальные декреты и постановления, касающиеся организации фотографических институций и фотографических выставок.
Пятый тип текстуальных источников - внутренняя документация государственных учреждений, принимавших участие в организации фотовыставок, представленная официальной перепиской, приказами и т.д.
Все перечисленные типы источников позволяют прояснить многие аспекты не только организации и бытования фотографических выставок, но и существенно дополнить информацию относительно практики фотоискусства и теоретическом дискурсе о фотографии этого времени.
На первом этапе анализа источников необходимо рассматривать исторические условия его возникновения. В соответствии с этим источник представляется как материальный продукт, исторический феномен. Для искусствоведческого исследования чрезвычайно важно выявить условия, задачи и цели возникновения источников, а также реконструировать тот социальный контекст, в котором они были созданы. Для исследуемого исторического периода этот этап наиболее актуален в связи с проблематикой взаимоотношений советской власти и искусства, развития государственной культурной политики и цензуры. В отношении визуальных источников 1920 - 1930-х годов проблема достоверности отображаемых событий и цензуры, в частности, встает чрезвычайно остро, так как мы имеем дело с большим пластом фотодокументов, которые прошли в разные периоды истории многократные изменения, ретушь.
Особое место занимает также проблема авторства источников. В нашем случае на этом этапе необходимо дополнительное изучение биографий участников дискуссий, авторов статей и заметок, авторов-составителей каталогов фотовыставок с точки зрения их политических, идеологических позиций, а также степени лояльности к действующим культурным институциям и участия в развитии теоретических основ советского фотоискусст-
Библиографический список
ва. Также особое место должно уделяться таким произведениям коллективного творчества как официальные декреты и постановления (четвертый тип текстуальных источников), в этом случае проблема авторства отражает культурно-социальные цели таких источников. Авторство фотографий в данном случае также может в значительной степени повлиять на их анализ как источников. Посредством рассмотрения биографий фотографов выявляется включенность таких источников в структуру общего развития фотоискусства или же отказ от принятых эстетических и идеологических установок.
Следующим этапом является выявление обстоятельств создания источников, которые повлияли на достоверность сведений, оценочные суждения, полноту сообщаемой в них информации. На этом этапе упоминается история текстов источников. В данном случае можно выделить характерные особенности ранее указанных источников. Так, архивные материалы, представленные стенограммами дискуссий и внутренней документацией учреждений (третий и четвертый типы текстуальных источников), не только не предназначались к изданию изначально, но и впоследствии ни разу не были опубликованы или проанализированы, что указывает на цель исключительно протоколирования и отсутствие дальнейшей рефлексии на данные тексты. В отличие от каталогов фотовыставок (первый тип текстуальных источников), которые представлены в единственном издании, но при этом рассчитаны на знакомство с ними как специалистов, так и широкой публики.
На этапе интерпретации источника, целью которой является установка его смысла с учетом временной, культурной дистанций, для искусствоведения представляется целесообразным использование «типизирующего» метода, то есть соотнесения источника с соответствующим типом культуры, в данном случае советской.
Анализ самого содержания источника должен быть проведен с позиции современного исследователя. В этой связи необходимо установить степень информативности каждого источника.
Все указанные этапы анализа источников могут в равной степени применяться как к визуальным источникам, так и ко всем типам текстуальных источников. При этом необходимо помнить о критерии объективности, которым должен руководствоваться исследователь. Представляется, что именно сейчас, по прошествии более двадцати лет после распада СССР, стало возможно непредвзятое научное исследование, не ограниченное рамками идеологии, а также позицией критики советской культуры.
Обращение не только к визуальным, но и к архивным материалам дает нам конкретный материал для исследования. Системное осмысление нового материала в совокупности с историографическим исследованием может значительно расширить научное представление о практике фотоискусства указанного периода.
1. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб.пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов,
О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М., 1998.
2. Стигнеев, В.Т. Век фотографии. 1894 - 1994: очерки истории отечественной фотографии. - М., 2007.
Bibliography
1. Istochnikovedenie. Teoriya. Istoriya. Metod. Istochniki rossiyjskoyj istorii: ucheb.posobie / I.N. Danilevskiyj, V.V. Kabanov, O.M. Medushevskaya, M.F. Rumyanceva. - M., 1998.
2. Stigneev, V.T. Vek fotografii. 1894 - 1994: ocherki istorii otechestvennoyj fotografii. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 06.02.13
УДК 72.01.:378
Naumova V.I., Sidorov V.A. CREATIVE CONCEPTS OF OUTSTANDING MASTERS OF NEWEST ARCHITECTURE.Problems of architectural education, professionalism, cultural level - current priorities of many countries.Architecture XX-XXI centuries, creative concepts masters - at the forefront of a long list of attention training in the field of architectural activities.
Key words style inarchitecture,newest architecture development,renovationprojects,metabolism,post-modernism,ecology, sustainability, symbiosis; fields of profession.
В.И. Наумова, проф., д-р искусствоведения, Восточно-Казахстанский гос. технический университет им. Д. Серикбаева, E-mail: arhisit@gmail.com; В.А. Сидоров, проф., д-р искусствоведения, Алтайский гос. технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: fda_sidorov@mail.ru