Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИИ / ВОСПРИЯТИЕ / ТЕОЛОГИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ / АКСИОЛОГИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТИКА / ЦЕННОСТИ / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексеев Алексей Викторович

Актуальность исследования обусловлена растущей популярностью теории эмоционального интеллекта, которая постепенно становится предметом научного интереса религиозных мыслителей и психологов. В связи с этим, данная статья направлена на выявление некоторых узких мест в попытках синтезировать психологические и теологические знания в области эмоционального интеллекта. Критический и сравнительный метод позволил провести некоторую грань между психологическим и теологическим восприятием данной модели. Автор пришел к выводу, что в некоторых случаях нецелесообразно проводить терминологическую и методологическую диффузию, чтобы снизить риск субъективации. Исследователь выражает мысль о необходимости баланса научных интересов в подобных работах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE STUDY OF EMOTIONAL INTELLIGENCE THROUGH THE PRISM OF ORTHODOX THEOLOGY

The relevance of the research is due to the growing popularity of the theory of emotional intelligence, which is gradually becoming the subject of scientific interest of religious thinkers and psychologists. In this regard, this article is aimed at identifying some bottlenecks in attempts to synthesize psychological and theological knowledge in the field of emotional intelligence. The critical and comparative method allowed us to draw a certain line between the psychological and theological perception of this model. The author came to the conclusion that in some cases it is impractical to carry out terminological and methodological diffusion in order to reduce the risk of subjectivation. The researcher expresses the idea of the need for a balance of scientific interests in such works.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ»

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / THEOLOGICAL RESEARCH

***

УДК 2+159.9.01 ГРНТИ 21.31.51

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ

Алексеев Алексей Викторович

магистр права, теолог, Россия, г. Москва SPIN-код РИНЦ: 9614-8834 ORCID: 0000-0002-0739-9048 tender6766@gmail. com

ON THE QUESTION OF THE STUDY OF EMOTIONAL INTELLIGENCE THROUGH THE PRISM OF ORTHODOX THEOLOGY

Aleksey V. Alekseev

Master of Laws, theologian Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования обусловлена растущей популярностью теории эмоционального интеллекта, которая постепенно становится предметом научного интереса религиозных мыслителей и психологов. В связи с этим, данная статья направлена на выявление некоторых узких мест в попытках синтезировать психологические и теологические знания в области эмоционального интеллекта. Критический и сравнительный метод позволил

провести некоторую грань между психологическим и теологическим восприятием данной модели. Автор пришел к выводу, что в некоторых случаях нецелесообразно проводить терминологическую и методологическую диффузию, чтобы снизить риск субъективации. Исследователь выражает мысль о необходимости баланса научных интересов в подобных работах.

ABSTRACT

The relevance of the research is due to the growing popularity of the theory of emotional intelligence, which is gradually becoming the subject of scientific interest of religious thinkers and psychologists. In this regard, this article is aimed at identifying some bottlenecks in attempts to synthesize psychological and theological knowledge in the field of emotional intelligence. The critical and comparative method allowed us to draw a certain line between the psychological and theological perception of this model. The author came to the conclusion that in some cases it is impractical to carry out terminological and methodological diffusion in order to reduce the risk of subjectivation. The researcher expresses the idea of the need for a balance of scientific interests in such works.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; искусственный интеллект; эмоции; восприятие; теология; исследование эмоций; аксиология; нравственность; этика; ценности; христианство.

Key words: emotional intelligence; artificial intelligence; emotions; perception; theology; emotion research; axiology; morality; ethics; values; christianity.

Введение / introduction

В настоящее время тема интеллектуализации процессов поглощает умы

многих учёных. Среди публикаций на данную тематику можно встретить

различные взгляды. Особенно выделяются среди них направления по изучению

эмоционального интеллекта (ЭИ) и искусственного интеллекта (ИИ). 10

Специалисты из различных сфер пытаются использовать достижения научного прогресса, а выбор развития того или иного инструмента зависит от оценок эффективности каждого из них. При этом, часто два таких понятия и предмета редко исследуют вместе, хотя когнитивные и нейролингвистические аспекты выделяются и там и там. И, если эмоциональный интеллект отчасти является предметом психологических (гуманитарных) наук, то на искусственный интеллект чаще обращают внимание представители когнитивных, технических, лингвистических и других отраслей.

Само общество и власть видит необходимость внедрения достижений интеллектуализации. Руководителям и специалистам в рамках установленных стандартов рекомендовано развивать эмоциональный интеллект и быть в тренде цифровизации, осваивать и использовать методы искусственного интеллекта. В образовательные программы светских ВУЗов уже включают данные темы в надежде, что так будущие специалисты будут более конкурентоспособны в условиях стагнирующего рынка труда и трансформации экономики.

Сама по себе идея извлечь пользу из плодов интеллектуализации кажется разумной, однако человечество в погоне за различными видами знаний об интеллекте и его классификациями может отвлечься и упустить этические и сотериологические правила своего бытия. Поэтому, вполне нормальным является отклик отдельных авторов на данную проблематику, особенно среди лиц с религиозным и неравнодушным к данной теме мировоззрением.

Методы / methods

Эксперты по когнитивным теориям и моделям любят что-нибудь разработать, внедрить и проверить. Однако предлагаем немного абстрагироваться от психологических мод и цифровых трендов, поразмышляем просто и критично. Тем более, что операция по упрощению и научной критике является сегодня проблемой как для человека, так и для машины. Да и "суета сует" может затмить от очевидных вещей и профессионалов своего дела. Человек со своими интеллектуальными решениями, уповая на их значимость и 11

свой статус, склонен абсолютизировать знание, порой видит в нём универсальное разрешение многих проблем. Более этого, в условиях состязательности сторон, ученый подвержен влиянию и различных чувств. И, если сторонники теории ЭИ здесь могут впасть легко в прелесть, то специалисты по ИИ с таким же успехом просто проиграют машинам в своих же расчётах, поскольку последние могут оказаться в скорости анализа на порядок шустрее.

Достаточно глубокую работу по исследованию эмоционального интеллекта на стыке с Православием провела доктор психологических наук М.А. Манойлова, опубликовав монографию «Эмоциональный интеллект и православные ценности: самодиагностика и саморазвитие». Конечно, труд, если продолжит своё продолжение, получит ещё свои ссылки, что поддержит и наукометрию. Но автор сумела всесторонне связать эмоциональный интеллект с темой православной нравственности, как и наоборот. Автор критически относится к секулярной психологии, при этом, достаточно часто использует её аппарат, методы и достижения. В этой связи, конечно, может образоваться терминологическая погрешность объективности исследования и спровоцирует полемику среди психологов и теологов. Отчасти, это проблема многих междисциплинарных работ, особенно, в условиях фундаментальных противоречий безрелигиозной и теологической мысли.

Действительно, взгляд психолога, философа и теолога на интеллект может отличаться, что говорить об эмоциональном интеллекте, где сами специалисты демонстрируют эволюцию его моделей и развивают теорию ЭИ.

В своей монографии доктор М.А. Манойлова предложила православно переосмыслить ЭИ, который по её мнению, является средством формирования и раскрытия православных ценностей. Конечно, изучение монографии способно вызвать различные эмоции у искушенного читателя, например, когда перекликается духовное с душевным, или, как после цитирования Святейшего Патриарха приводятся аргументы какого-нибудь успешного американского психиатра. Любящие и его уважающие труды автора монографии дали 12

положительное заключение, иначе бы процесс выпуска затормозился. По содержанию и структуре всё-таки есть, на что стоит обратить внимание, но для нас это не самое главное.

Важным является то, на что опирается в своей работе зав.кафедрой философии и теологии М.А. Манойлова. Аксиологический метод, который использовала ученый, с его ориентацией на нравственность позволил "выявить особенности влияния христианских ценностей на формирование психики и эмоционального интеллекта" [2,19].

Можно допустить мысль, что православное учение о нравственности даст в этой связи позитивный результат, но при условии, что оно исходит из основных положений догматического богословия. Связано это с тем, что проблема "нравственной теории" - это её односторонность, которая появилась в связи с реакцией на юридическую "теорию искупления". У нравственно-ценностного подхода есть свои достоинства, но он даёт слабину своим «положительным содержанием». Здесь «жертвенный подвиг Спасителя мира скорее является нравственным примером самоотверженной любви, чем спасающей и существенно необходимой для нашего спасения Голгофской жертвой» [4, 411]. Отсюда и сотериологическая направленность развития эмоционального интеллекта должна приобретать не только ценностный характер и метод, но и вполне ясную догматическую цель.

Конечно, понимание эмоционального интеллекта как единства когнитивных, эмоциональных и регуляторных функций человека в условиях христианских ценностей должно найти своё применение, но насколько верно утверждать, что «чем в большей степени соответствует человек христианским ценностям, тем будет выше уровень развития его эмоционального интеллекта и наоборот» [2,34]? Для православного христианина Богочеловек Иисус Христос - это больше, чем, нравственный или ценностный ориентир. А спасение всего человека должно происходить независимо от состояния его эмоционального или другого интеллекта по свободной воле каждой из сторон в условиях порой декларативно-ценностного подхода и формализованного отношения к ритуалу. 13

В этих реалиях стоит задача переосмысления в теологическом дискурсе как эмоционального интеллекта, так и других когнитивных моделей с их методиками и технологиями.

Результаты и обсуждение / results and discussion

Чувственная сторона ЭИ находится на пересечении научных интересов теологов и психологов. С этим нельзя не согласиться, но давайте посмотрим на это повнимательнее. В эмоциональной сфере ЭИ «предвосхищает эмоциональные состояния свои и партнера, управляет состоянием, структурирует эмоциональные состояния (иерархизирует)» [2,55].

«Для святоотеческих воззрений и, вообще, для христианского взгляда на эмоциональную жизнь человека является характерным признание особой иерархии чувств, которая определяется степенью их освящения Божественной благодатью» [5,51].

Несмотря на общность признания существования некой структуры чувств обнаруживается разность целеполагания и средств. Одно дело, когда чувства освящаются благодатью в сотериологических целях, а другой момент, когда в условиях их структурирования или предвосхищения происходит попытка управления своими эмоциями и некоего партнера. Выходит наружу проблематика духовного и душевно-телесного, актуализации и манипуляции, спасения и материального успеха. Конечно, соблазн практического использования чувственной стороны человека заманивает многих, но к чему это может привести - вопрос дискуссионный.

Православный христианин стремится «споспешествовать радости» в сердцах людей, а не «брать власть над чужою волею» (2 Кор. 1: 24). В свою очередь, представления о значении эмоциональной стороны жизни не были едиными среди инославных. Например, католическое вероучение приписывало человеческому интеллекту большую ценность, чем православие. Нравственные

идеалы протестантизма также отличаются от православных. Протестантское вероучение обещает спасение сколько не подвижникам, а успешным в делах [3, 11]. Здесь эмоции, которые не способствуют успешности, должны вытесняться из человеческой деятельности.

Аскетика православной традиции учит борьбе со страстями, а значит и отдалению тех эмоций, которые духовно вредят человеку. Но какие спасительные средства для этого предлагаются? Это известно каждому образованному православному христианину: участие в таинствах, пост, молитва и другое.

Таким образом, попытки исследования эмоционального интеллекта могут опираться на святоотеческую мысль, но с опорой на достижения догматического (систематического) и сравнительного богословия. При соотношении теории эмоционального интеллекта с христианскими ценностями развитие эмоционального интеллекта и изучение своего «внутреннего я» не должны превращаться в самоцель. Критериями духовного развития в его связи с эмоциональным интеллектом не могут стать материальные и даже профессиональные достижения. Оценить святость с помощью психодиагностических тестов или выявления особого состояния человеческого мозга - абсурдно и нецелесообразно. Необходим баланс или демаркация между психологическими и теологическими теориями.

Список литературы

1. Библия. - М.: Российское Библейское общество, 2008. - 928 с.

2. Манойлова М.А. Эмоциональный интеллект и православные ценности: самодиагностика и саморазвитие. Монография. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2021. - 154 с.

3. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - с. 11.

4. Давыденков О., прот. Догматическое богословие: учебное пособие / Прот. Олег Давыденков. - М.: ПСТГУ, 2013. - 622 с.

5. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие / Архимандрит Платон. - Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра: Круглый стол по религ. образованию в Рус. Православ. церкви. 1994. - с. 51.

Пример ссылки на данную статью:

Алексеев А.В. К вопросу об исследовании эмоционального интеллекта через призму православной теологии // Теология. Философия. Право. 2023. № 1 (19). С. 9 - 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.