Научная статья на тему 'ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ'

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
308
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / единство / интеллект / эмоции / воля / христианские ценности / добродетели / любовь / милосердие

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Манойлова Марина Алексеевна

В статье рассматривается эмоциональный интеллект как целостность, единство когнитивных, эмоциональных и регуляторных функций, которое отражает диалектическое единство аффекта и интеллекта в познании и деятельности, а христианские ценности как заданную реальность, в которой развивается человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Манойлова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»

УДК 27:17.022.1+159.942:159.923.35

Манойлова Марина Алексеевна

(Псков)

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация: В статье рассматривается эмоциональный интеллект как целостность, единство когнитивных, эмоциональных и регуляторных функций, которое отражает диалектическое единство аффекта и интеллекта в познании и деятельности, а христианские ценности как заданную реальность, в которой развивается человек.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, единство, интеллект, эмоции, воля, христианские ценности, добродетели, любовь, милосердие.

Без Божественного Откровения невозможно познать глубины духовности. Психологи осуществляют попытку исследования духовно-психических состояний психологическими или психофизиологическими методами. Однако, данные состояния являются духовно-психическими, то есть имеющими в первую очередь духовный характер, и только потом — психологический и психофизиологический.

Божественное Откровение обращено ко всем сторонам человеческой души: мышлению, эмоциям, воле. Направленность самого Откровения, уже предполагает единство трех сторон человеческой души (интеллект, эмоции, воля), которые являются ядром эмоционального интеллекта.

Рассматривая эмоциональный интеллект как целостность, единство когнитивных, эмоциональных и регуляторных функций, который отражает диалектическое единство аффекта и интеллекта в познании и деятельности, а хри-

стианские ценности как заданную реальность, в которой развивается человек, можно говорить о корреляционной зависимости: чем в большей степени обладает человек христианскими ценностями, тем будет выше уровень развития его эмоционального интеллекта и наоборот.

В Библии раскрыты добродетели, которыми важно обладать христианину: вера, воздержание, кротость (простота, незлобие), любовь, милосердие, молитва, нестяжание, покаяние, рассуждение, терпение.

Рассмотрим соотношение христианских добродетелей и понятия эмоционального интеллекта.

Если на личностном уровне будут развиты вера, воздержание, кротость, тогда на социальной уровне будет проявляться любовь и милосердие к ближним с молитвой за них, а в управление собой и отношениями с другими людьми в поведении (действии) будут проявляться в нестяжании, покаянии, рассуждении и терпении. Это уже духовный уровень развития, так как имеет ценностную составляющую: есть в Кого верить, ради чего воздерживаться и проявлять кротость, к кому проявлять любовь, милосердие и делать молитву.

Рассмотрим личностный уровень понимания и осознания эмоционального интеллекта христианина (вера, воздержание, кротость)

Люди, верующие в Бога, исполняющие Его законы (заповеди), то есть те, которые обладают верой, эмоцией доверия и знанием христианских законов, принимающих ценности христианства, в жизни более уравновешены и успешны. Они принимают реальность таковой, каковой она является. Вера в Бога несет им утешение, спокойствие, ослабляет страхи и волнения.

На социальном уровне понимания и осознания эмоционального интеллекта христианина (любовь, милосердие, молитва) самая главная и важная добродетель в христианстве это — любовь.

Любовь это бескорыстие, принятие и милосердие к ближнему, она делает только добро, это самое высокое и святой чувство христианина. Самое емкое определение христианской добродетели любви и ее основные признаки определены апостолом Павлом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7).

Любовь и милосердие разрушают все стены человеческих стереотипов, предрассудков и установок. Милосердие — главное мерило духовного развития. Милосердие не может осуждать и критиковать, что очень важно для духовного роста и духовного общения.

Христианские добродетели помогают человеку жить осознанно в двух мирах: материальном и духовном. Человек приходит к духовной жизни через противопоставление себя материальному миру. Христианство по сути своей асоциально: оно ставит человека выше общества, предоставляя ему право самому выбирать путь и отвечать за свои поступки перед собой.

Жить в духе, с высоко развитым эмоциональным интеллектом, это значить забыть о себе, отказаться от своего эгоизма и постоянно думать о духовном уровне жизни, о гармонии, которую возможно привнести в жизнь свою и окружающих.

Эмоциональный интеллект, описанный в науке в конце ХХ столетия и христианский подход к человеку с двухтыся-челетней историей имеют одно и тоже понимание психики человека. Однако, христианское изучение человека имеет ценностный ориентир и устремленность к достижению истины, сотериологическую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.