Научная статья на тему 'К вопросу Об использовании терминологии в законодательстве Российской Федерации в сфере содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел'

К вопросу Об использовании терминологии в законодательстве Российской Федерации в сфере содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН / ЛИЦА СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / CONSTITUTION / FEDERAL LAW "ABOUT THE OPERATIVE INVESTIGATIVE ACTIVITY" / BODIES IMPLEMENTING OPERATIVE INVESTIGATIVE ACTIVITY / OPERATIVE INVESTIGATIVE ACTIVITY / OPERATIVE DEPARTMENTS / CITIZENS' ASSISTANCE / PERSONS ASSISTING FOR THE INTERNAL AFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разживин А.В.

В статье раскрываются вопросы современного правового регулирования содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question about Terminology Using in the Russian Federation’s Legislation on a Sphere of the Citizens’ Assistance for the Operative Departments of the Internal Afairs Bodies

The article discloses the questions of the modern law regulation of the citizens’ assistance for the operative departments of the internal afairs bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об использовании терминологии в законодательстве Российской Федерации в сфере содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел»

К вопросу об использовании терминологии в законодательстве Российской Федерации в сфере содействия граждан оперативным подразделениям

органов внутренних дел

А. В. РАЗЖИВИН,

слушатель 2 факультета (Академия управления МВД России)

To the Question about Terminology Using in the Russian Federation's Legislation on a Sphere of the Citizens' Assistance for the Operative Departments of the Internal Affairs Bodies

A. V. RAZZHIVIN,

Listener of the 2nd Faculty (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье раскрываются вопросы современного правового регулирования содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации.

Конституция, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения, содействие граждан, лица, содействующие органам внутренних дел.

УДК 364.466.4

The article discloses the questions of the modern law regulation of the citizens' assistance for the operative departments of the internal affairs bodies of the Russian Federation.

The Constitution, Federal law "About the Operative Investigative Activity", bodies implementing operative investigative activity, operative investigative activity, operative departments, citizens' assistance, persons assisting for the internal affairs bodies.

В современных условиях возрастает роль правового регулирования различных общественных отношений. При правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности затрагиваются отношения государства с гражданином в сфере защиты интересов общества, государства и личности от противоправных посягательств. Опыт борьбы с преступностью показывает, что эффективность оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) достигается за счет высокой оперативной осведомленности о процессах, происходящих в преступной среде.

Высокий результат в борьбе с преступностью может быть достигнут только при осуществлении деятельности органов внутренних дел по привлечению граждан к выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений [6].

В Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) от 12 декабря 1993 г. в п. 4 ст. 29 закреплено: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1].

В русском языке слово «каждый» означает любой, всякий, себе подобный [4].

Приведенный в Конституции РФ термин «каждый» подразумевает под собой всех граждан и характеризует любых лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел (далее — ОВД), в том числе и негласно. Сущность содействия заключается в предоставлении сведений и о преступной деятельности, а также их передаче ОВД. Следует обратить внимание на то, что в обязанность граждан оказывать подобное содействие ОВД не вменяется.

В настоящее время содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон «Об ОРД»).

В Законе «Об ОРД» используются термины «содействие» и «сотрудничество». Данные термины имеют сходство по своей сути, но имеют отличие в содержании.

Для уяснения значения данных терминов целесообразно обратиться к толковому словарю русского языка.

«Содействие» — это участие кого-либо в чьих-то делах с целью оказания помощи в определенной деятельности» [4].

Такая помощь или участие в каких-либо делах или какой-либо деятельности может иметь разовый или кратковременный характер, но не может быть связана с выполнением лица какой-либо работы.

«Сотрудничество» — это выполнение, осуществление какой-либо деятельности или, другими словами, — это выполнение лицами одного и того же общего дела» [4].

Содействие граждан законодательно закреплено в гл. 4 Закона «Об ОРД».

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту [2].

Учеными даются незначительно отличающиеся друг от друга определения содействия граждан оперативным подразделениям ОВД. Например, одно из них рассматривается как оказание отдельными лицами помощи ОВД в добывании и дальнейшем использовании информации в решении задач ОРД, возложенных на оперативные подразделения ОВД в сложившихся условиях или в складывающейся оперативной обстановке [7].

Содействие лиц оперативным подразделениям ОВД — это вовлечение граждан в отношения, возникающие при осуществлении ОРД, и использование полученных от них сведений в дальнейшей борьбе с преступностью или выполнении конкретных задач по раскрытию преступлений.

Законодателем применен термин «гражданин», что выделяет социальный статус лица, привлекаемого к содействию, и указывает на гражданство лица, оказывающего содействие.

В русском языке слово «гражданин» понимается как человек, принадлежащий к постоянному населению определенного государства, пользующийся его защитой и наделенный сово-

купностью прав и обязанностей [4].

Слово «лицо» понимается как личность, индивидуальный облик человека с присущей только ему внешностью или собеседник.

В русском языке слово «личность» понимается как человек, имеющий индивидуальные свойства (фамилия, имя). Также дается определение «личности» как человека [4].

Сравнивая эти определения можно прийти к выводу, что термин «гражданин» определяет социальную принадлежность человека к государству, а термин «лицо» определяется как личность, человек, имеющий индивидуальный облик.

Термин «лицо без гражданства» указывает на то, что человек не имеет гражданства, не принадлежит к постоянному населению какого-либо государства.

В тексте ч. 1 ст. 17 Закона «Об ОРД» используется термин «лица». Речь идет о лицах, которые могут привлекаться к подготовке и проведению ОРМ с их согласия с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД. Законодатель не определяет гражданства привлекаемого к содействию лица возможности привлечения к содействию граждан иностранных государств, либо лиц без гражданства [8]. Возможность привлечения таких лиц закреплена законодателем в положении ч. 2 ст. 17: «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений» [2].

Таким образом, в ч. 1 ст. 17 законодателем не определены какие-либо обязательные требования к лицам и гражданам, привлекаемым к содействию, а именно: возраст, дееспособность, гражданство, религиозная принадлежность, имущественное и социальное положение, тогда как к лицам сотрудничающими с ОВД такие требования предъявляются.

В п. 34 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции») законодателем установлено право полиции «устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам» [3]. В данном положении речь идет именно о гражданах,

хотя указанный пункт статьи ссылается на Закон «Об ОРД». Законодатель установил полиции право на сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе. В данном случае употребляются термины «сотрудничество», «содействие», которые имеют близкое значение по сути, но отличаются по содержанию.

Содействие граждан включает в себя не только сотрудничество с ОВД, но и другие формы привлечения граждан к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также их использование в решении задач ОРД. Оказываемое гражданами «сотрудничество» является видом содействия. Содействие граждан на конфиденциальной основе может оказываться и выходя за рамки сотрудничества [5].

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только в отношении граждан

Российской Федерации, но и в отношении граждан иностранных государств, а также в отношении лиц без гражданства, которые могут привлекаться ко всем видам содействия [9].

Исходя из вышеизложенного, автор приходит к выводам о целесообразности дальнейшего совершенствования правового регулирования в области содействия граждан органам, осуществляющим ОРД.

Полагаю целесообразным внести изменения в Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», исключив из него термин «лица» и применив такие термины, как «граждане», «иностранные граждане» и «лица без гражданства».

Таким образом, возможно достичь единообразия терминологии и избежать разногласий по поводу трактования терминов, относящихся к содействию граждан органам, осуществляющим ОРД.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 2015.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

3. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2013.

5. Владимиров С. И. К вопросу о дефиниции «содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел» // Актуальные проблемы Российского права. 2017. № 6 (79).

6. Гирько С. И., Луговик В. Ф., Гусев В. А. О правоотношениях, процедурах и оперативно-разыскном праве // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44).

7. Железняк Н. С. Совершенствование содействия граждан оперативным подразделениям ОВД. Вопросы совершенствования ОРД ОВД. М., 2003.

8. Можаева И. П. Формы организации деятельности по раскрытию, расследованию преступлений и их уголовно-процессуальные основы // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).

9. Смирнов М. П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран. М., 2007.

E-mail: ilabeansav77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.