К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИЛОВЫХ СТРУКТУР
В.П. Андреев, кандидат военных наук, доцент. Санкт-Петербургский университет МВД России. А.К. Черных, доктор технических наук, доцент; Е.Е. Горшкова.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены вопросы использования свободного программного обеспечения в учебном процессе образовательных организаций высшего образования силовых структур. Указаны условия, обуславливающие преимущества использования свободного программного обеспечения. Приведены содержательные примеры использования свободного программного обеспечения при тестировании уровня достижения компетенций курсантами, для разработки электронных учебных пособий, а также в рамках изучения дисциплины «Информатика».
Ключевые слова: образовательные организации высшего образования силовых структур, свободное программное обеспечение, учебный процесс в образовательных организациях высшего образования силовых структур, электронные учебные пособия
ON THE USE OF FREE SOFTWARE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF POWER STRUCTURES
V.P Andreev. Saint-Petersburg university of the Ministry of internal affairs of Russia. A.K. Chernykh; Е.Е. Gorshkova.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The article deals with the use of free software in the educational process of educational institutions of higher education of power structures. The conditions that determine the advantages of using free software are specified. Substantial examples of the use of free software in testing the level of achievement of competencies by cadets, for the development of electronic textbooks, as well as in the study of the discipline «Informatics» are given.
Keywords: educational organizations of higher education of power structures, free software, educational process in educational organizations of higher education of power structures, electronic textbooks
В настоящее время большую актуальность приобретают вопросы, связанные с программным обеспечением учебного процесса в образовательных организациях высшего образования (ОО ВО) силовых структур. Это обусловлено в первую очередь тем, что цены на коммерческое лицензионное программное обеспечение настолько высоки, что зачастую, в условиях существующих санкций в отношении Российской Федерации, не позволяют в полной мере обеспечить требования федеральных государственных образовательных стандартов к материально-техническому обеспечению учебного процесса. Для образовательных организаций высшего образования силовых структур остро стоят и вопросы обеспечения надежности и безопасности информационных ресурсов, использующихся в процессах хранения, обработки, использования и передачи информации
в информационных системах этих организаций. Например, выпускник, освоивший программу ОО ВО, должен обладать способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации. Это требует от него знаний и практических навыков работы с различными операционными системами, в том числе сетевыми, с пакетами прикладных программ различного назначения: электронными таблицами, геоинформационными системами, системами управления базами данных и другими, текстовыми и графическими редакторами, автоматизированными информационными системами.
Таким образом, помимо закупки компьютерной техники, для обеспечения учебного процесса необходимо приобретать соответствующее программное обеспечение, которое, с одной стороны, должно быть достаточным для реализации учебного процесса в ОО ВО, а, с другой - отвечать требованиям аппаратной части имеющихся комплексов технических средств. Кроме того, дополнительные финансовые расходы связаны с необходимостью оперативной технической поддержки программного обеспечения и его своевременного обновления в случае появления новых, более эффективных программных продуктов.
Понятно, что в условиях полного и своевременного финансирования материально-технического обеспечения учебного процесса вопросы приобретения и модернизации комплексов технических средств и программного обеспечения решаются в плановом порядке. Однако в условиях введённых против Российской Федерации санкций, приводящих как к некоторым ограничениям в финансировании ОО ВО, так и к отказу некоторых производителей поставлять ряд компонентов программного обеспечения, может возникнуть проблемная ситуация, не позволяющая осуществлять учебный процесс в ОО ВО с надлежащей эффективностью.
В рамках указанных обстоятельств, по мнению авторов, одним из выходов из сложившейся ситуации может быть использование свободного программного обеспечения. Свободным программным обеспечением (англ. free software) считаются такие программы, которые можно свободно устанавливать, изучать, распространять и даже при необходимости изменять. Можно использовать и бесплатное (англ. freeware) программное обеспечение, которое в отличие от свободного, распространяется без исходных кодов, и изменять его нельзя. Кроме того, ОО ВО силовых структур могут, в частности, использовать полусвободное программное обеспечение, для которого Фонд свободного программного обеспечения (FSF) использует термин «проприетарное». Такое программное обеспечение нередко является бесплатным для образовательных и медицинских организаций и учреждений и частных лиц в случае неполучения прибыли от его использования.
Таким образом, в большинстве случаев имеется альтернатива коммерческому программному обеспечению в виде открытого программного обеспечения, распространяемого на условиях свободной лицензии, и удовлетворяющего системным и аппаратным требованиям комплексов технических средств, используемых в учебном процессе.
Приведем наиболее распространённые программные продукты указанного программного обеспечения:
1. Свободно распространяемый графический редактор GNU Image Manipulation Program (GIMP) для создания и обработки растровой графики и частичной поддержкой работы с векторной графикой. Обладает лицензией на свободное программное обеспечение GNU GPL v3, по которой авторы передают свое программное обеспечение в общественную собственность. Считается свободным аналогом графического редактора Adobe Photoshop фирмы Adobe Systems, стоимость подписки на электронную лицензию которой на один год для образовательной организации (Licensing Subscription Education, VIP) Level 1 (1-9) -более 10 000 руб.
2. Windows Movie Maker версии 2.6.4 для редактирования видеофайлов. До выхода Windows 7 входила в состав клиентских версий Windows. После этого выпускается как
отдельный продукт. Windows Live Movie Maker (Киностудия Windows), заменившая Movie Maker в Windows, оказалась настолько функционально урезанной (отсутствует даже шкала времени), что не смогла удовлетворить учебных целей практических занятий.
3. KompoZer - визуальный HTML-редактор, сочетающий в себе управление веб-файлами и удобное редактирование веб-страницы WYSIWYG. Является альтернативой Adobe Creative Suite, стоимость стандартной версии которой (Adobe Creative Suite 3 Design Standard) - более 20 000 руб.
4. Некоммерческая версия программы My Visual DataBase, представляющая собой несложную среду разработки баз данных, позволяющую создавать программные продукты без помощи специалистов и навыков программирования. До версии 1.46 распространяется бесплатно. В этой версии клиент-сервер не поддерживается, но в качестве файловой базы работает в локальной сети. Последующие версии коммерческие. Стоимость лицензии для версии 5.1 - около 10 000 руб.
5. При проведении занятий в сетевых компьютерных классах используется условно бесплатная программа удаленного администрирования и управления компьютерами в локальной сети LiteManager. Бесплатная версия программы имеет лицензию на 30 компьютеров.
Программа имеет две подсистемы безопасности - NT и LiteManager. Сетевые данные шифруются (RSA с 2048-битным ключом обмена и AES с 256-битным сеансовым ключом). Имеет встроенный IP фильтр, защиту от DDOS атак и подбора пароля.
Программа позволяет не только контролировать ход учебного процесса, но и раздавать файлы с заданиями (рис. 1 ), собирать файлы с отчетами о выполненной работе, проводить презентации, демонстрационные уроки и тестирование, обмениваться сообщениями и др.
Рис. 1. Окно программы LiteManager. Раздача файлов
6. Для разработки тестов и проведения тестирования используется программа Айрен, позволяющая проводить тестирование через интернет, в локальной сети или автономно на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры на установление соответствия, на упорядочивание и на классификацию. Результаты тестирования отображаются не только на компьютерах, испытуемых после завершения теста, но и на компьютере преподавателя, на котором можно видеть текущие результаты тестирования (рис. 2).
Рис. 2. Проведение сетевого тестирования с использованием программы Айрен
В соответствии с лицензией на программу её можно устанавливать и запускать на произвольном количестве компьютеров в любых целях, распространять дистрибутив программы в неизменном виде на некоммерческой основе.
Следует отметить, что немаловажное значение имеет использование свободного программного обеспечения для разработки электронных учебных пособий в целях организации эффективного учебного процесса в ОО ВО по общенаучным дисциплинам.
Указанные пособия необходимо использовать не только при проведении занятий, но и в рамках самостоятельной подготовки курсантов в целях формирования соответствующих компетенций.
Так, например, на рис. 3, 4 представлены фрагменты электронного учебного пособия «Информатика и информационные технологии», разработанного на кафедре математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД Российской Федерации.
Рис. 3. Титульная страница электронного учебного пособия
Рис. 4. Главное меню электронного учебного пособия
На рис. 5, 6 представлены модули к этому электронному учебному пособию, соответствующие его основным разделам. При разработке пособия использовались языки программирования HTML, JavaScript, таблицы и стили CSS.
Рис. 5. Модуль «Windows»
Рис. 6. Модуль «Word» 152
Следует подчеркнуть многогранность рассматриваемой в рамках статьи проблемной ситуации. Так проблемы повышения эффективности программного обеспечения ОО ВО затрагивают [1-3]:
- оптимизацию вычислительных систем;
- создание электронных информационных ресурсов (презентационных, учебных, методических, научных);
- обеспечение проведения учебных занятий и научных исследований.
В этой связи необходимо упомянуть ряд публикаций [4-9], в которых рассмотрены вопросы оптимизации организации образовательной деятельности в ОО ВО, а также предлагаются эффективные алгоритмы, на основе которых с использованием свободного программного обеспечения должны разрабатываться компьютерные программы, реализующие оптимизацию этих процессов.
В заключение отметим, что, конечно же, свободное программное обеспечение не лишено некоторых недостатков. Но вряд ли существует единое конкретное решение всех возникающих проблем при выборе программного обеспечения учебного процесса в ОО ВО. Поэтому, какой выбор сделать - выбрать свободное программное обеспечение или покупку коммерческого - дело сугубо каждой ОО ВО. Руководствоваться при этом нужно одним критерием - стоящие перед ОО ВО задачи должны быть решены максимально эффективно.
Литература
1. Андреев В.П., Черных А.К., Горлова О.С. Вопросы применения информационных технологий на кафедрах образовательных организаций высшего образования // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. М.: РУДН, 2018. С. 7-18.
2. Андреев В.П., Горшкова Е.Е., Грешных А.А. Применение информационных технологий при организации образовательного процесса // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2017. № 2. С. 139-142.
3. Андреев В.П. Применение информационных технологий в образовательном процессе на кафедрах вуза // Математические методы и информационно-технические средства: материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2017.
4. Vilkov V.B., Shcherbakova O.I., Chernykh A.K., Andreev V.P., Khudyakova T.L., Kazakova S.N. The choice of an optimal methodology for the retraining organization of psychologists based on the use of mathematical methods // Espacios. 2018. Т. 39. № 20. С. 16.
5. Яковлева Н.А., Вилков В.Б., Черных А.К. Вопросы повышения квалификации специалистов психологической службы МВД // Вестник С.-Петерб. ун-та МВД России. 2018. № 4 (80). С. 230-235.
6. Применение методов оптимизации при выработке решений в обучении курсантов в образовательных организациях силовых структур / В.Б. Вилков [и др.] // Вестник С.-Петерб. ун-та МВД России. 2017. № 2 (74). С. 165-172.
7. Горшкова Е.Е., Фетисов А.В., Черных А.К. Интегративный метод управления качеством образовательного процесса при подготовке специалистов в высших учебных заведениях внутренних войск МВД России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 2 (27). С. 27-31.
8. Горшкова Е.Е., Грешных А.А., Ефимова А.Б. Вопросы создания эффективного образовательного процесса для курсантов силовых структур // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2017. № 4. С. 119-124.
9. Горшкова Е.Е., Грешных А.А., Ставицкий Д.В. Построение системы образовательной деятельности в учреждениях высшего образования силовых структур на основе компетентностных принципов // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2018. № 1. С. 49-54.
References
1. Andreev V.P., Chernyh A.K., Gorlova O.S. Voprosy primeneniya informacionnyh tekhnologij na kafedrah obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya // Ekonomicheskie strategii EAES: problemy i innovacii: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. M.: RUDN, 2018. S. 7-18.
2. Andreev V.P., Gorshkova E.E., Greshnyh A.A. Primenenie informacionnyh tekhnologij pri organizacii obrazovatel'nogo processa // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2017. № 2. S. 139-142.
3. Andreev V.P. Primenenie informacionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe na kafedrah vuza // Matematicheskie metody i informacionno-tekhnicheskie sredstva: materialy XIII Vseros. nauch.-prakt. konf. Krasnodar: Krasnodarskij un-t MVD Rossii, 2017.
4. Vilkov V.B., Shcherbakova O.I., Chernykh A.K., Andreev V.P., Khudyakova T.L., Kazakova S.N. The choice of an optimal methodology for the retraining organization of psychologists based on the use of mathematical methods // Espacios. 2018. T. 39. № 20. S. 16.
5. Yakovleva N.A., Vilkov V.B., Chernyh A.K. Voprosy povysheniya kvalifikacii specialistov psihologicheskoj sluzhby MVD // Vestnik S.-Peterb. un-ta MVD Rossii. 2018. № 4 (80). S. 230-235.
6. Primenenie metodov optimizacii pri vyrabotke reshenij v obuchenii kursantov v obrazovatel'nyh organizaciyah silovyh struktur / V.B. Vilkov [i dr.] // Vestnik S.-Peterb. un-ta MVD Rossii. 2017. № 2 (74). S. 165-172.
7. Gorshkova E.E., Fetisov A.V., Chernyh A.K. Integrativnyj metod upravleniya kachestvom obrazovatel'nogo processa pri podgotovke specialistov v vysshih uchebnyh zavedeniyah vnutrennih vojsk MVD Rossii // Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva. 2015. № 2 (27). S. 27-31.
8. Gorshkova E.E., Greshnyh A.A., Efimova A.B. Voprosy sozdaniya effektivnogo obrazovatel'nogo processa dlya kursantov silovyh struktur // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2017. № 4. S. 119-124.
9. Gorshkova E.E., Greshnyh A.A., Stavickij D.V. Postroenie sistemy obrazovatel'noj deyatel'nosti v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya silovyh struktur na osnove kompetentnostnyh principov // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2018. № 1. S. 49-54.