Научная статья на тему 'К вопросу об использовании информационных технологий в системе образования'

К вопросу об использовании информационных технологий в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ / ДИДАКТИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоненко А.В., Трофименко Ю.В.

В статье рассматривается целесообразность использования компьютерных технологий в учебном процессе вообще и начальной школе в частности, которое должно отвечать как особенностям психофизиологического развития обучаемых, так и приемам учебной деятельности как таковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании информационных технологий в системе образования»

самоанализа. Элементы самоанализа использовались и в том случае, если студент пробовал себя в роли учителя некоторого эпизода урока.

Темы, изучаемые на практических занятиях, органично вытекали одна из другой и представляли собой цельную систему практической подготовки студентов к педагогической практике и дальнейшей профессиональной работе в школе в качестве молодого специалиста - учителя математики.

Учитывая важность и действенность «методических проекций», можно говорить о проекци-онно-контекстном подходе к практической подготовке будущих учителей математики. Под проек-ционно-контекстным подходом будем понимать наполнение соответствующей методической подготовки будущих учителей математики личностно-излагаемым и личностно-воспринимаемым смыслом проектируемых контекстов образовательного процесса и содержания соответствующего учебного материала через реализацию динамической модели развития содержания деятельности студентов: от собственно учебной деятельности через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно профессиональной деятельности учителя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М.: Высш. школа, 1991.

2. Макарченко М.Г. Проекционно-контекстный подход к формированию объяснительных умений у будущих учителей математики // Проблемы теории и практики обучения математике. СПб., 2005.

А.В. Тихоненко, Ю.В. Трофименко

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно концепции информатизации образования отечественной школы, использование информационных технологий в современной системе образования предполагает наличие пропедевтического (подготовительного) этапа, основной задачей которого является формирование начальных элементов информационной культуры школьников в процессе освоения учебных игровых программ.

В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий в начальной школе можно выделить два основных направления: теоретическое и прикладное. Первое из них направлено на использование компьютера для усвоения теоретических основ информатики как науки об информационных процессах. Основной целью теоретического направления является воспитание информационной культуры, формирование основ ''рационального и эффективного общения с компьютером как главным инструментом нового информационного общества'' [2]. Воспитание информационной культуры будущих поколений заключается: в формировании современного научного мировоззрения; операционного стиля мышления; умений работы с компьютером; в формировании навыков взаимодействия с устройствами ввода - вывода (освоение работы с клавиатурой и мышью); навыков выделения смысловых зон изображения на экране; навыков ведения диалога с компьютером посредством текстового меню [1].

Второе, прикладное, направление связано с использованием компьютера в качестве технического средства обучения (ТСО). Не отвергая достоинств теоретического направления, укажем на некоторые преимущества прикладного для системы образования начальной школы.

Исторически дидактика всегда использовала информационные средства обучения. Это средства хранения, обработки и передачи информации. К таким относятся книга, авторучка, калькулятор, видеомагнитофон, телевизор и др., а их совершенствование всегда повышало эффективность обучения. Наиболее совершенным информационным средством в настоящее время является использование компьютера. Совершенствование программного обеспечения компьютеров привело к простоте их освоения самыми неподготовленными пользователями, в том числе младшими школьниками и даже дошкольниками. Закрепление термина «новые информационные технологии» за компьютерными технологиями не совсем правомерно.

Раздел IV. Теория и методика обучения математике

В начальной школе происходит смена ведущих видов деятельности ребенка. После игровой ведущим видом деятельности становится учебная. Довольно часто это сопровождается возникновением известных психологических трудностей. На помощь может прийти компьютер. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи, возможности поощрения правильных действий, обеспечение индивидуального характера общения с компьютером и др.) позволяет обеспечить младшим школьникам переход от игровой деятельности к учебной.

В игровой компьютерной деятельности быстрее, чем где-либо учащимися используются знания, полученные на уроке. Кроме того, во время игры ''на компьютере'' ребенок имеет возможность не сдерживать эмоциональные порывы, что благотворно сказывается на настроении психологической стороны личности. Занятия на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат в процессе обучения.

Результаты большинства исследований (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, В.М. Монахов, В.В. Краевский и др.) свидетельствуют о том, что методы компьютерного обучения являются не менее эффективными, чем традиционные формы обучения. При этом максимальный эффект использования технологий компьютерного обучения достигается при совместном использовании компьютерного обучения с традиционными методами.

В педагогическом общении должны создаваться наилучшие условия для развития мотивации учебной деятельности творческого характера. Этому также помогает компьютерная технология.

Обучение протекает, как правило, практически без участия педагога, к помощи которого прибегают, когда компьютер не справляется с ситуацией из-за несовершенства программы или по другим причинам. С помощью программ создаются проблемные ситуации, которые стимулируют активное включение учащихся в процессе обучения и способствуют развитию их творческого мышления.

Использование компьютера в учебном процессе изменило отношение человека к своим ошибкам, неизбежным при освоении новых знаний. В условиях общения с компьютером ошибки не влекут за собой оскорбительных последствий, а играют роль индикатора продвижения вперед. Использование методов компьютерного обучения не ограничивает полет творческой фантазии, способствует развитию у младших школьников умственных способностей, рефлексии, целепола-гания, творческих способностей за счет символического представления информации. Информатизация образования, основанная на использовании средств новых информационных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

В наше время при повсеместном внедрении компьютерных технологий в учебный процесс общеобразовательной и высшей школы нет необходимости приводить аргументы, свидетельствующие о достижениях данного метода. Однако, важно отметить, что внедрение его в обучение, то есть программное использование компьютерных технологий вырвалось далеко вперед по сравнению с осмыслением педагогической и психологической наукой положительных и отрицательных последствий повсеместного внедрения данного метода. Широкое применение компьютеров в обучении и в России и за рубежом - это факт. Педагоги и психологи вынуждены (такова реальная действительность) постфактум оправдывать его распространение, или осуждать, или искать золотую середину.

Психолого-педагогические аспекты информатизации учебного процесса общеобразовательной школы с помощью компьютера разнообразны и многоплановы. Остановимся на текущих, имеющих наибольшее значение для поддержки традиционной системы обучения в начальной школе.

Мотивационный аспект заключается в том, что компьютерные информационные технологии позволяют усилить мотивацию ученика. Это оказывается возможным не только благодаря новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует проявлению интереса к учебе. Компьютер помогает разграничивать предъявленные для решения задачи по трудности, поощряет правильные решения, не прибегает к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой трудной задачи до конца, поскольку ему оказывается своевременная необходимая помощь. Если используются наиболее эффективные

обучающие системы, то ученику объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе.

Учет индивидуальных особенностей школьников и активизация учебного процесса. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог с компьютером, представляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой и не чувствует влияния окружающих.

Расширение возможностей предъявления учебной информации. Использование, например, информационных технологий на уроке математики решает задачи обучающего, развивающего и воспитательного характера [1]. Информационно-обучающий характер учебной деятельности на уроках математики при изучении темы «Десяток» заключается в закреплении представлений о составе чисел в пределах 10; в формировании навыков прямого и обратного счета в концентре «Десяток»; в формировании элементарных вычислительных навыков; в формировании навыков составления условия задачи по сюжету программного обеспечения; в разъяснении понятий прямой и обратной задачи и т. д.

Таким образом, реализуется развивающая направленность курса, определенная содержанием многообразных программ обучения, подбором системы упражнений для бескомпьютерной части урока. Использование возможностей информационных компьютерных технологий позволяет не только воссоздать реальную обстановку деятельности, но и показать процессы, которые без оных в реальности могут остаться незамеченными.

Изменение форм и методов учебной деятельности. Использования компьютера для программно-методического обеспечения позволяет организовать в учебном процессе собственно учебную и эксперементально - исследовательскую деятельность обучения.

Таким образом, использование компьютерных технологий в учебном процессе вообще и начальной школе в частности, отвечает как особенностям психофизиологического развития обучаемых, так и приемам учебной деятельности как таковой. Однако процесс информатизации систем обучения в отечественной школе сдерживается, во-первых, неготовностью большинства учителей к использованию компьютеров в профессиональной деятельности, во-вторых, отсутствием необходимого предметного (математического) программного обеспечения для системы начальной школы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брыскина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальной школе // Информатика и образование. 2001. № 2.

2. Первин Ю.А. Информационная культура. Модуль: Класс 2. Самара - Переяславль-Залесский, 1994.

В. А. Черепенко

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ МОДУЛЬНОЙ СИТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ

Отечественная (В.Г. Афанасьев, А.И. Берг, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмова и др.) и зарубежная ^.К Posilethwait, B. Goldshmid, J. Russel) практика показывает перспективность технологии модульного обучения, которая характеризуется изучением теоретического материала укрупненными блоками - модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности. Модули одновременно являются банком информации и методическим руководством по его применению [1].

Востребованность модульного обучения в системе высшего образования определяется разнообразной качественной вложенностью в его концепцию современных образовательных идей, к которым, прежде всего, следует отнести: деятельностный подход как средство организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.