НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, ИННОВАЦИИ___
О.И. Нагель
Ключевые слова:
интеграция, интегративная деятельность, концепция, теория, образовательная область, технология.
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
В статье представлены интеграционные процессы, характерные для всех подсистем образования. Автором проведен логико-содержательный анализ тенденций форм интеграции в системе общего образования.
Современная теория и методология непрерывного профессионального образования, развивающаяся в контексте ведущих идей научной школы академиков РАО С.Я.Батышева-А.М.Новикова «Профессиональная педагогика - теория непрерывного образования», актуализирует научно-теоретическое представление сущности множества понятий, в ряду которых значительное внимание уделено интеграции. Интеграция как полноправное научное понятие появилось в российской педагогике в первой половине 80-х гг. на фоне бурно развивающихся в нашей стране и в мире интеграционных процессов в экономике, политике, науке, культуре и других сферах социальной жизни.
Сегодня интеграция становится ведущей тенденцией в развитии педагогики как науки. Процесс интеграции в науке связывают с новой научной парадигмой. Ученые отмечают, что многомерный мир не может быть освоен людьми с монологическим типом мышления, необходимо формировать многомерную личность с полифоническим мышлением.
И на уровне педагогической практики проводится значительная «интегративная работа»
74
I О.И. Нагель
(В.И. Загвязинский): разрабатываются и внедряются интегративные программы, интегрированные курсы; все больше используется интегративный элемент в сфере педагогической коммуникации, где приоритными становятся сотрудничество и сотворчество; интенсивно внедряются интегративные формы и технологии обучения - интегративный урок, интегративный день, проектные технологии; создаются интегрированные учебные заведения и т.д.
Интеграция является методологической категорией в современных педагогических исследованиях. Она имеет целью образование таких связей, которые обеспечивают целостность образовательного процесса (образовательных систем, системы образования в целом). Одновременно интеграция служит способом познания и изменения педагогической действительности.
В литературе рассматриваются общетеоретические, философские, педагогические аспекты интеграции. Исследователи рассматривают «интеграцию» как системное понятие, объединяющее в себе: а) интегративное целое, представляющее собой синтез процесса и результата интеграции; б) интеграцию - процесс; в) интеграцию - результат. Соответственно существуют три позиции в оценке взаимоотношений процессуальных и результирующих сторон интеграции. Сторонники одной из позиций считают, что интеграция - это процесс приобретения целым интегративных качеств; приверженцы другой позиции полагают, что интеграция - это результат (например, согласованность, упорядоченность, стабильность, целостность системы); третья точка зрения базируется на том, что интеграция - это и процесс и результат становления целостности, создания неразрывно связанного.
Понятийное поле интеграции как общенаучной и педагогической категории. Интеграция (лат. - восстановление, восполнение) - объединение в целое каких-нибудь частей, элементов, приводящее к качественно новому образованию, к восстановлению какого-либо единства. Это не сумма соединенных частей, а их органическое взаимопроникновение, дающее новое целостное и системное образование. В теории систем интеграция определяется как состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и как процесс, обусловливающий такое состояние.
В педагогике используются термины: интегративизм как принцип исследования; интегративно-педагогическая концепция как совокупность систематизированных взглядов, положений и идей, определяющих направленность и содержание интегративно-педагогической деятельности в той или иной сфере образования, на том или ином уровне реализации обра-
75
К вопросу об интеграции в образовании I
зовательных целей и задач; интегративный подход, позволяющий вскрыть механизмы перехода простого в сложное, образования нового в результате объединения частей; интегральный потенциал - выражает пределы интегративных возможностей явления, предмета, процесса; интегральный эффект - выражает степень раскрытия интегративного потенциала; результаты интеграции - это ее конечный итог (в сфере социальной интеграции выражается в следствиях использования людьми интегративных продуктов);
Интегративные продукты - материализованные формы существования интеграции-результата (они могут быть словесно-текстовыми, предметными, деятельностными и др.); интегративная деятельность - динамическая система мотивов и задач, операций и действий, способов и приемов, технологий и методик, способствующих реализации интегративной цели; интегративная цель - предполагаемый результат интегративной деятельности; интегративная работа - непосредственный процесс осуществления интегративной деятельности по выполнению тех или иных конкретных задач; интегративный процесс. «Паспортные характеристики интегративного процесса» в педагогике: 1) целевые характеристики 2) содержательные характеристики 3) уровни интегративного процесса 4) масштаб интегративного процесса 5) формы интегративного процесса.
В понятийное поле интеграции попадает ряд понятий, близких по смыслу к понятию «интеграция», но в то же время имеющих некоторые отличия. Следует разводить такие понятия, как:
Интеграция и координация. Интеграция - объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Координация - тщательно разработанная взаимосвязь учебных предметов (межпредметные связи).
Интеграция и система. Понятие системы в большей мере фиксирует объектную форму целого, а понятие интеграции - процесс.
Синтез и интеграция. Синтез рассматривается как слияние взаимодействующих систем в однородную целостность, а интеграция - как единство многообразного дифференцированного. Синтез может завершать процесс интеграции.
Комплекс и интеграция - совокупность предметов, действий, свойств или явлений, составляющих одно целое.
Целостность. Гармония. Интеграция. И целостность и гармоничность содержательно коррелируют с интеграцией - объединением в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление единства. При этом целост-
76
I О.И. Нагель
ность служит для обозначения свойств и качеств, не присущих отдельным частям системы, а возникающих как синтетический результат взаимодействия этих частей. Гармония определяется как стройная согласованность целого и входящих в него частей, компонентов. Интеграция - единство многообразного. Чем выше степень гармоничности педагогического процесса, тем более целостным он является и тем эффективнее он выполняет свои функции.
Интеграция в педагогике и педагогическая интеграция. Интеграция в педагогике - науковедческое понятие, отражающее закономерность развития педагогической теории. Педагогическая интеграция - это разновидность научной интеграции в рамках педагогической теории и практики.
Сегодня можно говорить о наличии интегративно-педагогических концепций, теорий интеграции образования. Педагоги-исследователи активно используют интегративный подход для решения исследовательских проблем и задач в широком спектре направлений и уровней образования (для справки: за последние 10 лет были защищены более 130 диссертаций, в основе которых заложена идея интеграции, реализуемая в образовании в том или ином его аспекте). Попытка провести анализ разработанности идеи интеграции в образовании, обобщить и систематизировать имеющиеся работы в этом направлении представлена ниже. Группирование интегративно-педагогических концепций и теорий, проводилось в логике подхода, предложенного Н.К.Чапаевым. Он выделяет две группы концепций: первую группу образуют концепции, которые своим предметом имеют непосредственно интеграционные процессы, что находит отражение в их названиях; во вторую группу входят образовательно-воспитательные концепции, в которых интегративный элемент внешне не проявляется, но рассматривается как результат реализации концепций. Идею интеграции в образовании на современном этапе его развития целесообразно представить в контексте следующей классификации:
1. Интегративно-педагогические концепции
- интеграции воспитательных сил общества (В.Д. Семенов, Ю.С. Бродский)[8].
- интегративной педагогики (В.А. Разумный)[7].
- внутрипредметной интеграции педагогического знания (В.И. Загвязинский) [5, 8].
- интегративной картины образования (Г.Н.Сериков)[8].
- синтеза дидактических систем (Л.А. Артемьева, В.В. Гаврилюк, М.И. Махмутов)[8].
77
К вопросу об интеграции в образовании I
- интегрирования содержания начального профессионального образования (Л.Д.Федотова)[8].
- интеграции и дифференциации форм организации обучения (И.Г.Ибрагимов)[8].
- интегрированных учебных заведений (США, Западная Европа)[8].
- специалиста интегрального типа (И.П. Яковлев)[10].
2. Теории интеграции образования
- теория интеграции содержания образования (М.Н.Берулава)[2].
3. Теории, концепции, содержащие интегративный элемент, представлены концепциями : культурно-образовательного центра (А.Я.Найн и др.)[8], голографического образования (А.С.Белкин)[8],целостной школы в современной немецкой педагогике (Р.Винкель, Х.Редер, Х.Брюнгер и др.)[8].
4. Подходы к образованию, имеющие интегративную основу
- синергетический подход (.Д.Семенов, Н.М.Таланчук, Д.А.Ягофаров и др.)[8].
- акмеологический подход к последипломному образованию педагога (В.Н.Максимова, Н.М.Полетаева)[6]
5. Интегративно-педагогические исследования применительно к предметным областям знаний в совокупности предметов: естественно-научного цикла (А.А.Журин, Н.Б.Симакова, С.А.Старченко), предметы гуманитарного цикла (А.Я.Данилюк, О.О.Кузнецова, С.К.Семенина) , предметы художественно-эстетического цикла (С.В.Аранова, И.Р.Барановская, М.В.Каменева, И.Н.Куланина, О.С.Нечаева, Е.А.Солнцева), образовательная область «Технология» ( М.В.Петрова, И.Ю.Кривдина)
6. Интегративно-педагогические исследования применительно к подготовке и повышению квалификации педагогов (учителей технологии): подготовка будущих учителей технологии (А.И.Тимошенко, Е.К.Чернышева, Б.Г.Яновский), постдипломное образование педагога (Р.И.Захаренкова).
Раскроем в общих чертах сущность и содержание некоторых из них.
Концепция интеграции воспитательных сил общества (В.Д.Семенов, Ю.С.Бродский) базируется на двух известных положениях: во-первых, Дж.Дьюи о том, что школа должна практически слиться с социально-экономическими потребностями, и , во-вторых, П.Наторпа о том, что школа должна присоединиться к хозяйственным сообществам. Авторы концепции подчеркивают, что социально-педагогический комплекс начинается тогда, когда воспитательные силы микрорайона интегрируются в единое целое, функционирующее как ансамбль, единый механизм взаимодействующих элементов. При этом допускается утрата ведомствами автономности «ради диалектиче-
78
I О.И. Нагель
ского обогащения нового интегрированного взаимодействия»[8].
В работах В.И. Загвязинского разработаны основные положения коцеп-ции внутрипредметной интеграции педагогического знания: определены ее факторы, принципы построения интегративных педагогических концепций, исходные идеи, составляющие ядро общей педагогики и направления (механизмы) ее развития. Особый интерес вызывают сформулированные В.И.Загвязинским направления становления общей педагогики:
- первое направление предполагает выделение тех положений и закономерностей, на которые следует опираться во всех типах учебных заведений - школе, вузе, ПТУ и даже в производственном коллективе;
- второе направление выражает потребность в синтезе и взаимообогащении существующих концепций в педагогике. Так, идеи проблемного обучения обогащаются идеями нежесткой алгоритмизации; программированные подходы к обучению стыкуются с элементами эвристического усвоения знаний;
- третье направление в перспективе ведет к созданию интегративной системы знаний (комплексного современного человековедения), в которой системно построенная педагогика займет одно из центральных мест [5].
В центре концепции интегративной картины образования (Г.Н. Сериков) стоит целевой заказ («присваиваемая образованность»). В процессе создания интегративной картины образования использовался системный подход. Предлагаемая интегративная картина есть открытая динамичная система существования, функционирования и развития образования. В данной концепции большую роль играют образовательные процессы, интегрирующие деятельность преподавания и учения, наставничества и усвоения и т.д. Интеграция присваиваемой образованности с образовательными процессами ведет к развитию «самости» учащихся за счет присвоения ими социального опыта, отраженного в требованиях к образованности [8].
Концепция интегрированных учебных заведений.Под « интегрированными учебными заведениями» в данном случае подразумеваются гетерогенные, неоднородные классы (школы), где в отличие от гомогенных (однородных) классов (школ), наблюдается процесс интеграции аномальных детей в обычные школы. В США еще в 1975 году был принят закон «мейнстриминга» об образовании детей с проблемами в обучении. Этим законом интеграция была возведена в ранг общенациональных задач. В 70-х годах прошлого века этот процесс получил широкое распространение и в западноевропейских странах, в некоторых из них были упразднены спецшколы. Движение к интегрированной школе, где в едином целостном сообществе обучаются «нормальные» и «проблемные» учащиеся, нашло свое теоретическое обоснование в специаль-
79
К вопросу об интеграции в образовании I
но созданной отрасли педагогической науки -интегративной педагогике[8].
Концепция целостной школы немецких ученых обладает глубоко интегративной природой, которая проявляется в том, что, во-первых, разработчики концепции - представители различных научных отраслей - философы, естествоиспытатели, психологи, физики, педагоги и др. Тем самым происходит интеграция уже на уровне субъектов исследования. Интегративны исходные методологические положения концепции, цель и задачи целостной школы. Цель - это воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности. Задачи: максимально полное развитие субъекта познания, любви к истине, гибкости мышления; вооружение знаниями, умениями и навыками с позиций принципа целостности, отраженного в мышлении, чувствах и действиях; осуществление заботы об укреплении духовно-душевного и физического здоровья; гармоническое развитие личности, т.е. равноценное развитие спортивных, ремесленных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей; формирование жизнеутверждающей социальной открытости; подготовка к жизни в гармонии с природой, развитие активности, самодеятельности в проведении разумного досуга и т.д. В соответствии с целью и задачами сконструированы формы, методы и технологии, способствующие становлению и развитию целостного человека [8].
Отечественным ученым И.П.Яковлевым разработана Концепция специалиста интегрального профиля, базирующаяся на принципе органического единства универсализации и гармонии. Автором раскрывается понятие и разрабатывается модель специалиста «интегрального профиля» как профессиональной основы формирования личности. Такому специалисту свойственно обладание универсально-синтетическими знаниями и универсально-функциональными умениями [9].
Теории интеграции образования.
Теория интеграции содержания образования предложена в работах М.Н.Берулавы. С его точки зрения «интеграция содержания образования» выражает единство содержательных и процессуальных сторон и имеет отношение ко всем уровням содержания образования: общетеоретического представления, учебного предмета, учебного материала, педагогической действительности, личности [2] .
А.Я. Данилюк разработал теорию интеграции образования, которая понимается как система нового педагогического знания о методах, формах
80
I О.И. Нагель
и уровнях самоорганизации знания в сознании в процессе обучения; ее технологическим компонентом являются новые образовательные системы личностно-развивающего типа - интегральные гуманитарные образовательные пространства [3,4].
Подходы к образованию, имеющие интегративную основу.
Синергетический подход к образованию (Д.Семенов, Н.М.Таланчук, Ю.В.Шаронин, Д.А.Ягофаров и др.). Синергетическая традиция толкования интеграции - детище возникшего в 70-х годах прошлого века междисциплинарного направления в науке - синергетики. В 1980 году вышел перевод труда Г.Хакена «Синергетика», где она характеризовалась как совместный, целостный или кооперативный эффект взаимодействия большого числа подсистем, то есть процесс и результат самоорганизации сложных систем. В этой связи следует отметить возросший интерес педагогов-уче-ных к этому направлению в науке, его педагогической интерпретации. Ведь главными категориями современной педагогики становятся самоорганизация, саморазвитие, самореализация (самоактуализация). В данном случае имеет место синергетическая интеграция - самоинтеграция человека. Тем самым интеграция наделяется определенным экзистенциальным смыслом. Положение Ж.П.Сартра «человек есть то, что он сам из себя делает» в синергетическом прочтении звучит: человек есть то, что он из себя делает путем самоорганизации [8].
Акмеологический подход к последипломному образованию педагога. Акмеология последипломного образования не заменяет педагогику образования взрослых - андрагогику (С.Г.Вершловский и др.), а носит «пограничный», интегративный характер, объединяя идеи и положения теории и практики образования взрослых, дополнительного профессионального образования, непрерывного образования и акмеологии образования. Предметом акмеологии последипломного образования является развитие человека как субъекта саморазвития жизнедеятельности в процессе непрерывного профессионального образования на основе механизмов рефлексии и творчества. Акмеология последипломного образования (педагога) решает методологические задачи:
- целостного развития взрослого человека, специалиста-профессиона-ла, его духовного и профессионально-личностного развития средствами непрерывного образования;
- развития и становления творческой индивидуальности как высшей формы интеграции индивидных и социокультурных начал человека [1, 6].
Анализ теоретической базы исследуемой проблемы позволяет констати-
81
К вопросу об интеграции в образовании I
ровать, что накоплен значительный опыт исследования сущности процесса широкой интеграции в системе отечественного образования. В образовательной области «Технология» наличествуют нерешенные вопросы интеграции практико-ориентированного характера, хотя имеется ряд исследований, посвященных реализации идеи интеграции как в технологическом образовании школьников, так и в подготовке будущих учителей технологии. Однако, на наш взгляд, существует проблема повышения квалификации учителя технологии в контексте интегративного подхода, которая до сих пор не исследована и требует изучения. При этом следует иметь в виду, что интеграцию актуально рассматривать как ведущий принцип технологического образования в современной школе, так как «Технология» концептуально заявлена как интегративная область знаний в отличие от предшествующего ей трудового обучения. Этой проблеме последователи научной школы академиков РАО С.Я.Батышева и А.М.Новикова (Чистякова С.Н., Орешкина А.К., Ломакина Т.Ю., Кальней В.А., Шамрай Н.Н., др.) уделяли пристальное внимание, что во многом согласуется сегодня с подготовкой практикующих учителей технологии к преподаванию предмета с учетом принципа интеграции.
Литература
1. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А.Деркача. М., Изд-во РАГС, 2002.
2. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
4. Новиков А.М. Методология. М., 2010.
5. Орешкина А.К. Педагогические системы в логике культурологической парадигмы. М., 2009.
6. Разумный В.А. Интегративная педагогика: обретенный смысл/ Разумный В.А. Драматизм бытия , или Обретение смысла. М.: Изд-во «Пихта», 2000. - С. 171-270.
7. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екатеринбург: Изд-во гос. проф.-пед. ун-та, 2004.
8. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе.Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980.
82