Научная статья на тему 'К вопросу об инновационной активности вуза'

К вопросу об инновационной активности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесовский Б. Ф., Лесовская О. В.

Сегодня инновационная деятельность в образовательных учре-ждениях получает статус основного вида деятельности наравне с учебной и научной и является необходимым условием стратегиче-ского развития вуза. В статье исследованы основные проблемы перестройки тради-ционной образовательной модели вуза на инновационную. Показаны пути активизации инновационной деятельности в уни-верситете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об инновационной активности вуза»

УДК 336

Б.Ф. Лесовский, Дальрыбвтуз; О.В. Лесовская, ТГЭУ, Владивосток К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВУЗА

Сегодня инновационная деятельность в образовательных учреждениях получает статус основного вида деятельности наравне с учебной и научной и является необходимым условием стратегического развития вуза.

В статье исследованы основные проблемы перестройки традиционной образовательной модели вуза на инновационную.

Показаны пути активизации инновационной деятельности в университете.

Инновационная стратегия развития Российской Федерации, содержанием которой является создание механизмов партнерства науки, бизнеса и государства, требует непрерывного притока свежих кадров высшей квалификации, поставляемых образовательными учреждениями. В то время как современное производство, основанное на знаниях, формирует новый быстро меняющийся рынок образовательных услуг, вузы, чья продукция во всем мире давно считается самым ценным и дорогим товаром, до последнего времени не рассматривались как субъекты рыночных отношений. Это отражается и на состоянии образовательной системы, все еще не способной в полной мере к самосовершенствованию, и на состоянии рынка труда, который при наличии огромного числа лиц, получивших высшее образование, не может удовлетворить свои потребности в необходимых экономике специалистах. В этой связи, появляется много рассуждений о причинах отказа работодателей от приема на работу выпускников, несоответствия пропорций подготовки кадров в вузах потребностям и параметрам рынка труда. При этом, большинство специалистов едины во мнении, что сегодняшнее российское образование не соответствует потребностям окружающей действительности и требует обновления, как самой модели, так и применяемых в ней подходов.

Таким образом, в рыночных условиях к университетам стали предъявляться все более жесткие требования: готовить больше и лучше образованных людей, способных приспосабливаться к изменениям в условиях труда и технологиях на протяжении своей жизни, и стать активными и успешными участниками инновационного процесса в России. Определяющей особенностью инновационной деятельности вузов следует назвать ее комплексность, многозадачность в процессе проведения совместных с промышленностью исследований, решения конкретных прикладных вопросов совершенствования технологий, разработки планов

социально-экономического развития региона, организации международного сотрудничества в различных сферах и т.д. Инновации в образовании можно понимать в широком смысле как внесение нового, как изменение, совершенствование, улучшение уже существующего, их можно охарактеризовать как имманентную характеристику обучения, вытекающего из его смысла, сущности и значения.

Так, по мнению члена общественного экспертного совета Минобразования и науки РФ И.В. Мкртумовой, для наиболее адекватного удовлетворения реальных потребностей науки и производства все традиционные образовательные технологии должны быть дополнены и инновационными технологиями, и инновационными образовательными программами. Безусловно, для повышения конкурентоспособности выпускников вузов на современном рынке труда, важна именно инновационная составляющая деятельности высших учебных заведений. Поэтому в реформировании современного образования закономерными являются инновационные процессы, целью обучения в которых является развитие у студентов возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого критического мышления.

Выявление условий и стимулирование инновационной деятельности вуза - это совокупность стратегии и тактики рыночных отношений, взаимодействий потребителей, посредников и производителей образовательных услуг в условиях современного рынка; свободный выбор приоритетов инновационной деятельности вуза и его взаимодействий с различных сторон, ведущих к наиболее эффективному удовлетворению потребностей - спроса на рынке труда.

При этом, первое направление инновационной деятельности вуза -инновационное обучение, которое позволяет вскрыть механизм и разработать образовательные технологии, обеспечивающие высокую эффективность результатов учебной деятельности, а поэтому инновационность здесь рассматривается как методологический принцип в педагогике. Масштабы взаимосвязанной образовательной и инновационной деятельности вуза можно оценить на примере первоочередных задач, поставленных национальным проектом «Образование» - поиск и разработка новых методов подготовки специалистов, способных к реализации инновационного пути развития экономики страны, в том числе системы формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности.

Основной смысл внедрения любых инноваций этого направления в вузе заключается в повышении качества образования. Как отмечает директор Института инновационной деятельности в образовании Российской академии образования В. Лазарев, «попытка отыскать ответ на ключевой вопрос о том, какие цели ставит перед собой современное российское образование, обнажает огромное количество радикальных проблем, без решения которых невозможно двигаться

дальше. К примеру, если цель - научить детей считать, читать и писать, то у нас образование вполне приемлемое. Если же цель - научить учиться и формировать у них мотивацию к познанию, то сегодня образование достигает практически нулевых результатов. Темпы нарастания знаний в обществе удваиваются каждые 7-10 лет. Ни школы, ни высшие учебные заведения не могут изменять программы с такой скоростью».

В этой связи одной из важных проблем фундаментальности современного профессионального образования является формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем - самостоятельно работать, учиться и переучиваться. А это значит, что ценно само по себе не образование, а способность на основе полученных знаний создавать новое знание, умение им управлять на основе теоретического задела, который был получен в вузе на базе обучения не столько практического, сколько имеющего в своей основе научную и творческую составляющую. Как следует из сказанного, инновационная основа преподавания - это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование.

В качестве основных мероприятий по реализации инновационных методов в обучении можно выделить:

- формирование инновационной культуры на кафедрах;

- привлечение дополнительных ресурсов в образование;

- обеспечение студентов и педагогов кафедр современными учебными материалами;

- повышение квалификации педагогов кафедр в области использования информационных и коммуникационных технологий в практике образования, в том числе через расширение вариативности образовательных программ;

- создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий;

- приведение структуры и содержания образовательных программ в соответствие с потребностями рынка;

- оптимизация нагрузки преподавателей;

- создание современных учебно-методических комплексов;

- обеспечение студентов учебно-методическими материалами, подготовленными различными способами - полиграфия, аналоговая магнитная запись, цифровая запись и др.;

- системное применение в учебном процессе инновационных технологий использующих:

- компьютерные тестирующие системы;

- аудиолекции и материалы;

- электронные практикумы;

- видеолекции и материалы;

- компьютерные модели и тренажеры;

- телеконференции, контактные занятия, консультации и т.п.;

- глобальную и локальную информационную сеть с целью организации учебного процесса на расстоянии, основанного на опосредованном общении;

- проведение виртуальных занятий и консультаций в режиме реального времени on-line или консультации с использованием электронной почты off-line;

- выявление и поддержка студентов, стремящихся

самореализоваться через инновационную деятельность;

- активизация инновационной деятельности на кафедрах.

Образовательные учреждения в инновационной деятельности

выполняют комплексную задачу - занимаются не только разработкой прогрессивных образовательных программ, опережающих по знаниям и навыкам существующие потребности экономики, поиском новых

образовательных технологий, управлением (по-новому) учебным процессом и своей деятельностью, но и обеспечением выполнения непрерывного инновационного цикла от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до производства и реализации наукоемкой продукции и технологий в промышленности, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Поэтому другое направление инноваций в вузе - это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный

современной экономике знаний. Инновационная деятельность является составной частью научно-исследовательской работы и обязательно проходит через одну из своих начальных фаз - индивидуальной активности новатора, и в этой области назрело множество проблем: старение научно-исследовательских кадров, потеря преемственности поколений, недостаточное материальное стимулирование научных кадров, а также отсутствие высококвалифицированных инновационных менеджеров. В этой ситуации особое значение приобретает разработка комплекса мер по расширенному воспроизводству, сопровождению и поддержке кадров научно - инновационного комплекса, поднятию престижа профессии преподавателя-ученого.

Второй аспект, влияющий на результативность научной и инновационной работы, - материально-техническое обеспечение учебного процесса и научных исследований. Практически во всех вузах требуется обновление материально-технической базы, как из-за износа оборудования и средств измерений, так и вследствие морального старения. В этом направлении, для приобретения и эффективного, рационального использования дорогостоящего научного оборудования целесообразно создавать центры коллективного пользования.

В настоящее время, главная задача, стоящая перед вузовской наукой - стать центрами системной интеграции инновационной активности, постоянно ориентированными на разработки сложной научно-технической продукции в соответствии с потребностями рынка. Предусматривается, что активизация инновационной деятельности образовательных учреждений окажет содействие формированию

инновационного пути развития отечественной промышленности, обеспечит активное участие вузов в реализации инновационных проектов в научно-технической сфере [1]. При формировании целей и методов проведения организационных изменений, адекватных изменениям внешней среды, большинство вузов стало осознавать необходимость использования принципов стратегического управления, неотъемлемыми элементами которого являются разработка стратегии развития вуза на основе инновационной деятельности. В зависимости от реализуемых основных принципов современных стратегий развития, вузы сегодня разделяются по типам, как учебные, проектноориентированные, университетские комплексы, предпринимательские, исследовательские, инновационные и т.д. Поскольку все образовательные учреждения до последнего времени не были ориентированы на системное получение дохода от собственных результатов интеллектуальной деятельности, выделение

инновационной составляющей в результатах хозяйственной

деятельности вуза является сложной, но достаточно важной задачей.

Так как высшая школа как один из стратегических ресурсов страны, в соответствии с современными требованиями и подходами, предполагает обязательную интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности, то формирование университета

предпринимательского типа является важнейшей задачей построения основ инновационной системы. О понимании государством значимости мотивации инновационной деятельности и её влияния на рост экономики свидетельствует принятие Федерального Закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». В настоящее время малое инновационное предпринимательство дополняет сложившиеся формы научноинновационной деятельности в вузах и играет все более значительную роль в сокращении цикла внедрения в производство научно-технических разработок. Традиционно инновационная деятельность в вузе

рассматривается как разновидность прикладной науки, однако её сущность не сводится к получению прикладного научно-технического результата - продукта или технологии, основным является

коммерциализация результатов интеллектуальной собственности, управление пакетами ценных бумаг, привлечение венчурных инвестиций и прочая работа, составляющая инновационный бизнес.

Результативность научной и инновационной деятельности в вузе во многом зависит не только от наличия и способностей использования кадрового потенциала научных работников и преподавателей, непосредственно создающих научный продукт, но и эффективности работы специалистов в области инновационного менеджмента,

способных организовать и управлять инновационными процессами. Мы

уже отмечали, что сегодня становление инновационной инфраструктуры в вузах связано с преодолением ряда трудностей, обусловленных недостаточностью материального, финансового, кадрового обеспечения деятельности, низкой инновационной восприимчивостью промышленных предприятий и востребованностью услуг, оказываемых инновационной инфраструктурой вуза. Затрудняет разработку научно обоснованных предложений и решений по активизации инновационной деятельности высшей школы сегодня также экономический кризис, неразвитость рынка рабочей силы и другие системные изменения которые заставляют профессиональное образование функционировать в условиях риска и неопределенности. Как следствие резко обостряется конкуренция между вузами, а их деятельность приобретает черты рыночных рисковых предприятий, борющихся не только за контингент студентов, но и за любые заказы, в том числе и носящие разовый и нестандартный характер. Однако развитие инновационной активности, определение приоритетов научно-инновационной деятельности вуза как части социально-экономической среды невозможно без решения двух первоочередных задач:

- совершенствование системы управления вузом;

- разработка инновационных стратегий вуза.

В существующих рыночных условиях, изменения в обществе и экономике привели к необходимости разработки более эффективных методов организации и управления вузами. Совершенствование системы управления вуза, в соответствии с современными подходами в образовательном менеджменте, основано на использовании экономических, инновационных управленческих методов и направлено на перераспределение функций существующих структур,

предназначенных для решения задач функционирования на решение вопросов стратегического управления и проблем развития вуза. В современных социально-экономических условиях, выбор стратегии определяет структуру и содержание стратегического плана действий, приоритеты развития образовательного учреждения, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях деятельности университета с целью закрепления преимуществ организации, преодоления ее недостатков, использования возможностей и сведения до минимума угроз. Технология определения стратегии представляет собой концентрированное выражение интересов и ожиданий не только ректората университета и его профессорско-преподавательского состава, но и студентов, и потребителей научно-образовательных и инновационных услуг. Очевидно, что современные функциональные особенности и содержательная сущность управления вузами в системе рыночных отношений, определяют приоритетность инновационной составляющей как ведущего фактора в управлении техническим университетом при выборе и обосновании стратегии его развития на основе инновационно ориентированного управления. Можно назвать следующие основные направления реализации стратегии

инновационно ориентированного управления техническим университетом:

- выделение в миссии и стратегических целях вуза инновационной деятельности (наряду с научной и образовательной), формирование инновационной культуры;

- формирование внешней и внутренней инновационной политики и создание внутривузовской инновационной системы, основным институциональным элементом которой являются потенциально инновационно активные подразделения (кафедры, институты, лаборатории и пр.);

- выделение в управленческой практике и учете результатов как отдельный вид инновационную деятельность;

- формирование инфраструктуры стратегического и оперативного инновационного менеджмента университета, опирающейся на специализированные подразделения трансфера результатов интеллектуальной деятельности, управляющих инновационными проектами, создаваемыми на их базе бизнесами и интеллектуальными ресурсами;

- целенаправленная деятельность по созданию на базе вуза и с его участием сети малых предприятий наукоемкого бизнеса, основной задачей которых являются эффективные коммерциализация и использование инновационного потенциала высшей школы;

- формирование системы передачи результатов инновационной деятельности университета в учебный и научный процессы с целью их расширенного воспроизводства;

- создание совместно с крупными предприятиями совместных исследовательских центров и кафедр университета, встроенных в инновационные процессы высокотехнологичных компаний реального сектора экономики;

- создание координирующих инфраструктурных элементов (советов, рабочих групп и пр.) для интеграции инновационной деятельности вузов при выполнении крупных инновационных проектов;

- создание постоянно действующих проектов, необходимых для продвижения на рынок инновационной продукции - выставок, конкурсов, ярмарок и иных интерактивных технологий, нужных для развития спроса и конкурентной среды, а также ассоциативных объединений для защиты интересов инновационного бизнеса, развития законодательной, финансовой, материально-технической базы инновационной деятельности и рынка инновационной продукции;

- системное формирование планов инновационной деятельности вуза и его партнеров, заказчиков образовательных услуг и др.;

- оперативное корректирование текущих мероприятий инновационной активности вуза на основе исследований рынка, оценки спроса и предложения на образовательные услуги, определение потребностей населения и предприятий в данных услугах, а также на основе изучения и оценки рынка инновационных проектов в регионе;

- совершенствование параметров системы менеджмента качества по результатам инновационной деятельности вуза.

Инновационные программы невозможно реализовать без определенных условий, которые в Совете при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике определены, как «инновационная инфраструктура вузов». Именно инновационная инфраструктура вуза является одним из определяющих условий разработки и внедрения инновационных программ. При этом элементы инновационной структуры могут создаваться и как специальные подразделения вуза, и в форме самостоятельного юридического лица. Деятельность вуза как производителя инновационной продукции подразумевает решение следующих основных задач по развитию внутривузовской инфраструктуры:

- системное совершенствование структуры управления и методов менеджмента;

- информационная, аналитическая, методологическая поддержка профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов в области инновационной деятельности, расширение сферы влияния университета в городе, регионе;

- формирование благоприятной культурно-образовательной среды для развития инновационной деятельности в университете;

- содействие созданию конкурентоспособной наукоемкой продукции и ее продвижению на российский и зарубежные рынки;

- разработка локальных нормативно-правовых документов для развития инновационной деятельности в вузе;

- коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности -правовая защита, постановка на учет, вовлечение в хозяйственную деятельность университета объектов интеллектуальной собственности и помощь в практической реализации результатов интеллектуальной деятельности;

- оказание консалтинговых услуг в сфере инновационной деятельности подразделений и коллективов университета (подготовка и сопровождение лицензионных соглашений, бизнес-проектов, содействие в поиске источников начального (стартового) капитала, партнеров по реализации инновационных проектов и т.д.);

- взаимодействие и обмен опытом в области инновационной деятельности с российскими и зарубежными образовательными и научными учреждениями и организациями;

- организация совместных мероприятий (в том числе международных) вуза, других образовательных и научных учреждений и представителей бизнеса (семинары, конференции, круглые столы);

- обеспечение долгосрочного сотрудничества с учреждениями научно-образовательного профиля и промышленными предприятиями

- стратегическими партнерами университета в области инновационной деятельности;

- участие в разработке научно-методического и организационного обеспечения инфраструктуры инновационной деятельности и др.

При этом не требует особых доказательств, что инновационной деятельностью необходимо управлять как системной совокупностью динамических бизнес-процессов. В этой связи представляется целесообразным в системе университета функционирование инновационной инфраструктуры строить на основе бизнес-инкубатора, как ядра инновационного кластера. В его состав могут входить обслуживающие инновационную деятельность подразделения: социологических исследований; анализа и маркетингового исследования рынка; дайджеста, проведения психологических тренингов; рекламной политики; бизнес-анализа инновационных проектов; отдел по подготовке и продаже готового бизнеса и т.д. При бизнес-инкубаторе может создаваться и иная инновационная инфраструктура - научные и технологические парки, центры: трансфера технологий, поддержки предпринимателей, подготовки специалистов в области инновационного предпринимательства, содействия развитию научнотехнического предпринимательства, коллективного пользования уникальной научной аппаратурой и оборудованием, сертификации продукции и услуг, информационно-аналитические центры и другие. Анализ инфраструктуры управления и инновационной деятельности сопровождения современных вузов показал, что каждый из них вносит определенный вклад в процесс коммерциализации научных разработок, создание малых научно-производственных предприятий, опытнопромышленных производств, проведение маркетинговых и патентных исследований, подготовка бизнес-планов и прочая материальнотехническая и информационная поддержка инновационных процессов.

Пути активизации инновационной деятельности университета также должны предусматривать выявление студентов, стремящихся самореализовываться через инновационную деятельность и стимулирование их массового участия в научно-технической и инновационной деятельности университета. Результатом этой деятельности должна стать готовность студентов университета к продуктивному участию в инновационных преобразованиях общества. Например, можно отметить, что некоторые студенты совмещают учебу с работой, не из-за неудовлетворительного материального положения, а в связи с потребностью получения профессионального практического опыта, который сегодня не способна предложить вузовская программа. Этот порочный круг можно разорвать, привлекая учащихся к работе в хозяйственных обществах при вузах, создаваемых в рамках инновационной инфраструктуры. Молодые люди получат возможность иметь полноценное образование, не отвлекаясь от занятий, научиться применять знания на практике, а имея запись в трудовой книжке впоследствии найти хорошую работу.

В современной экономической литературе различным аспектам теории и практики инновационной политики уделяется значительное

внимание. Проведенные исследования этого направления говорят о крайней неоднородности инновационной активности образовательных учреждений. В большинстве вузов инновационный потенциал многократно превышает инновационную активность, т.е. эффективность инновационной деятельности все еще крайне низка, а в некоторых вузах наблюдается отсутствие инновационной активности вообще.

Однако наряду с положительными изменениями в деятельности вузов, обозначаются и серьезные проблемы.

Первая проблема, как было отмечено выше, связана с необходимостью перераспределения функций и совершенствованием менеджмента вуза. Существующие структуры управления, как правило, предназначены для решения задач функционирования, в то время как сегодня на первый план выходят задачи развития вуза, повышения его самостоятельности и ответственности. Поэтому требуется оптимизировать управленческие структуры в соответствии с современными подходами в образовательном менеджменте.

С позиции инновационной активности основными проблемными зонами современного вузовского управления являются:

- замедленная реакция на изменения во внешней среде;

- неспособность адаптировать структуры управления вузом к изменившимся условиям;

- доминирование задач оперативного управления;

- ориентация на достижение целей и задач краткосрочного периода;

- отсутствие системы принятия управленческих решений на опережение;

- нечеткость управленческих процедур;

- неэффективность ряда управленческих функций (стратегическое планирование, контроль и др.);

- сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителями образовательных услуг по изучению их потребностей;

- другие проблемы, обусловленные тем, что образовательные учреждения все в большей степени становятся субъектами рынка, а системы управления вузами отстают от этого процесса.

Вторая проблема связана с реализацией в вузах новых механизмов финансирования инновационной деятельности путем учреждения малых инновационных хозяйственных обществ, специальных фондов, создания попечительских советов, привлечения бизнеса и т.д.

Третья проблема состоит в том, что некоторая часть научнопедагогического коллектива все-таки не участвует в реализации инновационных программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные проблемы для университета возникли также в результате экономического кризиса. В этой ситуации необходимо четко расставить приоритеты в управлении и рационально распорядиться

имеющимися ресурсами, в том числе человеческим потенциалом,

выявить новые приоритеты, внедрение которых позволит значительно усилить позицию вуза на рынке образовательных услуг

Таким образом, по нашему мнению, организационные усилия руководства вуза должны быть направлены на создание и освоение механизмов долгосрочного успеха как фундамента будущих

достижений, базирующихся на использовании экономических и

управленческих методов, в том числе на перераспределении функций существующих структур управления, предназначенных для решения задач функционирования, на решении задач стратегического управления и развития вуза в соответствии с современными подходами в образовательном менеджменте.

Библиографический список

1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утв. Указом Президента Рф от 30 марта 2002 г. № ПР-576.

2. Боровская М.А., Масыч М.А. Стратегия инновационно ориентированного управления развитием технического университета. Таганрог, 2006. 157 с.

3. Перани Д., Сирилли С. Бенчмаркинг инновационной деятельности европейских стран // Форсайт. 2008. № 1.

4. Наумкин Н.И. Инновационные методы обучения в техническом вузе // Высшее образование в России. 2008. № 6.

5. Розенцвайг А.В., Смирнов Ю.С. Об инновациях в системе образования // Высшее образование в России. 2008. № 8.

6. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press; Pergamon; Elsevier Science.

7. Ghoshal S., Bartlett C.A. The Individualized Corpo-ration: A Fundamentally New approach to Management. Random House Business Book.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.