Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаева Ирина Игоревна, Шевченко Александр Николаевич

Информационное пространство современного мира все более тесно соприкасается со всеми областями жизнедеятельности человека и общества. Новые возможности несут в себе новые угрозы, которые требуют превентивных действий и быстрых решений от государства и общества. Относительно новое виртуальное пространство становится полем деятельности не только для мошенников и экономических преступников, но и платформой для экстремистской, террористической активности, военно-политического и идеолого-психологического воздействия на индивида и общество. Информационные «войны», информационное противоборство занимают на сегодняшний день одну из важнейших линий защиты государственной безопасности. В представленной статье исследуются ключевые понятия и теоретические основы правового регулирования информационной сферы в рамках вопроса информационной безопасности Российской Федерации. Наибольшее внимание уделено анализу нормативно-правовой базы в части установления основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, социального развития и реализации этих программ в сфере превенции дестабилизирующей информационной активности, как с точки зрения технических вопросов, так и с позиций внешнего идеологического информационного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нечаева Ирина Игоревна, Шевченко Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INFORMATION SECURITY: THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF STATE POLICY

The information space of the modern world is more and more closely related with all human living environment and society. New opportunities bring new threats that exact preventive actions and prompt decisions from the state and society. The relatively new virtual space is becoming a sphere of activity not only for raudsters and economic criminals, but also a platform for extremist and terrorist activity, military-political and ideology-psychological pressure on individual and society. Infowars, information warfare is one of the most important defense line of state security today. The article examines key concepts and theoretical foundations of legal regulation of the information sphere within the scope of the issue of information security of the Russian Federation. Much attention is given to analysis of the legal and regulatory framework in terms of establishing the foundations of federal policy and federal programs in the field of state, economic, social development and implementation of these programs in the field of preventing destabilizing information activity, both from the point of view of technical issues and from the point of view of external ideological information influence.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

■ ■ ■К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Нечаева И. И.1, Шевченко А. Н.2

1. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Владимир, Российская Федерация.

2. Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Владимир, Российская Федерация.

Аннотация. Информационное пространство современного мира все более тесно соприкасается со всеми областями жизнедеятельности человека и общества. Новые возможности несут в себе новые угрозы, которые требуют превентивных действий и быстрых решений от государства и общества. Относительно новое виртуальное пространство становится полем деятельности не только для мошенников и экономических преступников, но и платформой для экстремистской, террористической активности, военно-политического и идеолого-психологического воздействия на индивида и общество. Информационные «войны», информационное противоборство занимают на сегодняшний день одну из важнейших линий защиты государственной безопасности. В представленной статье исследуются ключевые понятия и теоретические основы правового регулирования информационной сферы в рамках вопроса информационной безопасности Российской Федерации. Наибольшее внимание уделено анализу нормативно-правовой базы в части установления основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, социального развития и реализации этих программ в сфере превенции дестабилизирующей информационной активности, как с точки зрения технических вопросов, так и с позиций внешнего идеологического информационного воздействия.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, информационная безопасность, информационная война, киберпространство, угрозы информационной безопасности.

Для цитирования: Нечаева И. И., Шевченко А.Н. К вопросу об информационной безопасности: теоретико-правовые основы государственной политики // Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 5. №2. С. 84-94

Сведения об авторах: Нечаева Ирина Игоревна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ). Адрес: 600000, Российская Федерация, г. Владимир, ул. Горького, 87. Е-шаП: nechaevaii@list.ru; Шевченко Александр Николаевич, магистрант по направлению «Государственное и муниципальное управление» Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Адрес: 600017, Российская Федерация, г. Владимир, ул. Горького, 59а. Е-mail: demiurg_08@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 08. 05.2020. Принята к печати: 18.06.2020.

Современное общество предполагает возрастающую роль информационной сферы во всех областях жизнедеятельности индивида, общества и государства. Мы все ежедневно сталкивается с потоком информации, содержание и качество которой варьируется в огромных пределах. Граница физического материального мира и киберпространства с каждым днем становится более прозрачной. Это касается не только бытовых моментов (поиск кулинарных рецептов, ответов на вопросы в Интернете, тенденции перехода «живого» общения в виртуальное), но и глобальных сфер жизнедеятельности общества (электронное правительство, цифровая экономика, телемедицина, криптовалюта, дистанционное образование и т.д.). Мы уже говорим не только о формировании, но и о развитии информационного общества с его возможностями и угрозами. Так, заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Олег Храмов утверждает, что такие инновационные технологии, как «искусственный интеллект, квантовые вычисления, интернет вещей, промышленный интернет и др.»5 потенциально формируют новые информационные угрозы. В связи с этим «решением вопросов информационной безопасности надо начинать заниматься уже на этапе проектирования систем и продуктов»6. Особое внимание О. Храмов обращает на ведущую роль уполномоченных государственных органов, регулирующих деятельность всех соответствующих структур в поиске эффективного решения различного рода проблем, связанных с информационной сферой. Отдельное место в современных информационных отношениях и формируемых ими проблемах заместитель секретаря Совета Безопасности отвел так называемому информационному противоборству на международном уровне, в том числе проблемам формирования удобной для отдельных государств, стремящихся к «мировому доминированию», «медийной картины»7. Таким образом, стремление сохранить государственный суверенитет переходит и в цифровую плоскость.

Информация, субъекты, осуществляющие сбор, интерпретацию, формирование, распространение, хранение и использование информации, информационная инфраструктура прочно и с наращиванием объемов

5 На страже «киберграниц». Зам.секретаря Совбеза — о защите интересов страны//Аргументы и Факты/ https://aif.ru/politics/world/na_strazhe_kibergranic_zamglavy_sovbeza_-_o_zashchite_interesov_strany

6 В Совете Безопасности РФ назвали криптовалюту инновационной технологией// https://www.rbc.ru/crypto/news/5f44b0459a79473360fd996c

7 Там же.

входят в общественные отношения, образуя собственные системы и собственные отношения внутри них. Особо отметим не только сам факт информатизации общественных сфер и растущие объемы информации, но и набирающую темпы скорость обмена этой информацией, которая находится сегодня на качественно новом уровне, что говорит о возрастающей актуальности управления информационными потоками.

Вопросы реализации государственной безопасности в информационной сфере, риски применения новых средств и механизмов социального управления и необходимость понимания проблем, связанных с безопасностью социальных субъектов, которые характерны для общества XXI века в связи с интенсивностью информационных потоков, приобретают наиважнейшее значение.

Базовые понятия вопроса информационной безопасности

Все многообразие подходов к определению содержания понятия «информация» можно объединить наличием в них категории «отражения» в той или иной степени присутствия, т.е. содержания в одном объекте относительно другого. Обобщая существующие дефиниции самого понятия «информация», отметим, что она представляется нам в самом общем виде как сообщение об окружающем мире, содержанием которого может быть как знание, так и эмоция, призванное сформировать у человека (социальной группы или общества в целом) оценочное восприятие предмета, процесса, явления, либо самого человека или общества. Экстраполируя физическое свойство информации, можно предположить, что объективное содержание знания призвано стабилизировать и развивать общественную систему.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления8.

На наш взгляд, определение информационной безопасности необходимо сформулировать на основе действующего законодательства, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее -Доктрина), утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 и с опорой на динамическое понимание сути феномена. Прежде всего, в Доктрине под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, при которых обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные уровень и качество жизни, сохранение

8 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»//

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3ib82c9ff1c/

основ конституционного строя государства и устойчивое социально-экономическое развитие, оборона и безопасность Российской Федерации9. Таким образом, информационная безопасность- суть, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие, через снятие информационной неопределенности. Состояние защищенности при этом возможно лишь через совокупность правовых, научно-технических, специальных, организационных механизмов и мер, направленных на своевременное выявление, сдерживание, превенцию, противодействие, пресечение и поственцию неправомерного получения и распространения информации органами государственной власти, физическими и юридическими лицами.

Нормативные основы государственного и муниципального управления в сфере информационной безопасности

Сфера угроз информационной безопасности - эволюционирующая саморазвивающаяся система, для эффективной борьбы с которой необходим как комплексный политоко-правовой подход, так и узконаправленное научное исследование и прогнозирование.

Национальные интересы Российской Федерации, как и стратегические приоритеты, и основные принципы государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности лежат в основе базового документа - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683. Стратегия, как и иные нормативно-правовые акты, в частности Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, предписывает обеспечение государственной и общественной безопасности, социальной стабильности, повышение качества работы органов государственной власти в условиях его сбалансированного взаимодействия с гражданским обществом и в целях реализации гражданами Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, гармонизации общественных и государственных интересов в частности, информационное обеспечение реализации национальной политики РФ; предупреждения попыток фальсификации истории России; противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникаций; реализация мер правового и информационного характера по профилактике использования национального и религиозного факторов, совершенствование государственной информационной системы

9 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации//

Шр:/Майс.кгеш1т.ш/шеШа/а^Я1^/00012016120б0002.р^

мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций и др. 10.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. В Стратегии особое внимание уделено комплексному характеру «новых угроз» в области виртуального кибернетического пространства - политического, экономического, военного и информационного давления. Так, в борьбе за влияние на международной политической арене задействован комплекс инструментов, в том числе набирающее обороты противоборство в глобальном информационном пространстве, которое мы отмечали выше. Интересно, что Стратегия и Доктрина, так или иначе, под информационными угрозами, информационной борьбой и информационной безопасностью подразумевают как техническую сторону вопроса, т.е. защиту информации посредством технических, программных и программно-технических средств, так и идеологическую информационную безопасность, т.е. защиту индивида и общества, потребляющих данную информацию, от любого рода информационного воздействия с целью формирования желаемого поведения, имеющего результатом нарушение прав и свобод человека и гражданина в области создания, потребления и распространения информации, пользования информационной инфраструктурой и ресурсами, противоречащего нравственным и этическим нормам, оказывающих деструктивное воздействие, внедряющих в общественное сознание антисоциальные и антигосударственные установки. При этом данные смысловые категории не разводятся на нормативно-правовом уровне, а рассматриваются в комплексе, как факторы, создающие прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам, т.е. как угроза национальной безопасности. Так Доктрина, наряду с наращиванием оборотов деятельности специальных служб других государств и организаций по осуществлению технической разведки в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса; возрастанием масштабов киберпреступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере; применением отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, затрагивает и вопросы информационно-психологического воздействия. Последнее направлено на «дестабилизацию внутриполитической и социальной

10 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683) // https://base.garant.ru/71296054/

Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года// http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=312941&f^d=134&dst=100017.0&rnd=0 .38471476323802256#09623780263180102

ситуации в различных регионах мира»11. Особое внимание в Доктрине уделено проблеме наращивания информационного воздействия на молодежь с целью «размывания традиционных российских духовно -нравственных ценностей».

Доктрина уточняет сферу реализации и основное контекстное содержание интересов личности в информационной сфере суть конституционные права человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Под интересами государства в информационной сфере подразумевается создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Национальные интересы в сфере информационной безопасности Доктрина подразделяет на четыре основных составляющие: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны; информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам; развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

11 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации//

Шр:/Майс.кгеш1т.ш/шеШа/а^Я1^/000120Ш2060002.р^

защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

Следующим основополагающим документом стала Стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента 10 мая 2017 г. В данном документе изложены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и телекоммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов12. Несмотря на техническую ориентацию контента документа, в нем также уделено внимание качеству и достоверности сведений, получаемых субъектами информационного обмена. Отметим, что Документ регламентирует совершенствование механизмов законодательного регулирования деятельности не только СМИ, но и «средств обеспечения доступа к информации», которые не являются средствами массовой информации в привычном понимании (интернет-телевидение, агрегаторы, социальные сети, мессенджеры и др.), чего нет в Стратегии и Доктрине.

Так или иначе, вопросы информационной безопасности рассматривают Военная доктрина РФ (утв. Указом Президента РФ от 05.02.2010 № 146); Морская доктрина РФ от 26 июля 2015 г.; Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. резолюцией Президента РФ от 28.06.2000); Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения) (одобрена Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608); Экологическая доктрина РФ (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р); Доктрина продовольственной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120); Основные положения региональной политики в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 03.06.1996 № 803); Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15.06.1996 № 909); Основы пограничной политики Российской Федерации (утв. резолюцией Президента РФ от 05.10.1996) и др.

Статистические показатели рисков информационного

воздействия

Обратимся к некоторым показателям технической стороны вопроса. В представленной статье мы не рассматриваем статистику «информационных вбросов» (к вопросу об идеологической

12 Стратегия развития информационного общества на 2017-2030

годы//http://www.krem1in.ru/acts/bank/44449

информационной безопасности) в силу трудностей определения необходимой шкалы количественного оценивания и скудности официально публикуемых показателей. Согласно данных федерального проекта «Информационная безопасность», средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак в 2019 году составил 48 часов, в 2018 году - 65 часов13. Согласно докладу о глобальных рисках Всемирного экономического форума 2019 года, мошеннические действия с данными, кража личности и кибератаки являются четвертым и пятым глобальными рисками, с которыми сталкивается каждая организация14. В официальном ежегодном отчете о киберпреступности (ACR) за 2019 год, опубликованном Cybersecurity Ventures15, сообщается, что атаки хакеров по всему миру происходят каждые 14 секунд, а к 2021 году их частота возрастёт до каждой 11 секунды. По данным Positive Technologies в 2019 году «количество уникальных кибератак увеличивалось из квартала в квартал и по итогам года на 19% превысило число кибератак в 2018 году»16. При этом отмечаются как наиболее уязвимые и часто атакуемые такие сферы и отрасли, как госучреждения, промышленность, медицина, сфера науки и образования, финансовая отрасль - на них пришлось более половины всех кибератак на юридические лица (54%)17. Из данных того же источника за I квартал 2020 года следует, что частота киберинцидентов стремительно растет: «выявлено на 22,5% больше атак, чем в IV квартале 2019 года»18. При этом, по результатам Positive Technologies, около «13% всех фишинговых рассылок в I квартале были связаны с темой COVID-19. Около половины из них (44%) пришлись на частных лиц, а каждая пятая рассылка была направлена на государственные организации»19.

По подсчетам экспертов «Сбербанк», потери экономики России от кибератак в 2019 г. составили 2,5 трлн руб. А в 2020 году общие «потери экономики России от действий кибермошенников могут вырасти примерно на 40% - до 3,5-3,6 трлн руб.»20, по заявлению заместителя председателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова.

13Паспорт федерального проекта «Информационная безопасность»//

https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-informatsionnaya-bezopasnost.pdf

14 Утечки данных 2019: статистика, тенденции кибербезопасности и меры по снижению рисков взлома// https://vc.ru/services/103616-utechki-dannyh-2019-statistika-tendencii-kiberbezopasnosti-i-mery-po-snizheniyu-riskov-vzloma

15 Cybersecurity Ventures//https://cybersecurityventures.com/cybercrime-damages-6-trillion-by-2021/

16 Positive Technologies. Актуальные киберугрозы: итоги 2019 года// https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2019/

17 Там же.

18 Positive Technologies. Актуальные киберугрозы: I квартал 2020 года// https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2020-q1/

19 Positive Technologies. Актуальные киберугрозы: I квартал 2020 года// https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2020-q1/

20 Сбербанк предсказал рост ущерба экономике России от кибератак на 40%//https://www.rbc.ru/finances/21/01/2020/5e26e6a79a7947798bc80db7

В своем интервью Российской газете (от 14.08.2019 г.) заместитель секретаря Совета Безопасности РФ О.В. Храмов приводит следующие цифры: с начала 2019 г. «предотвращено внедрение вредоносного программного обеспечения на более чем 7 тысячах объектов критической информационной инфраструктуры. При этом целями атак становились объекты кредитно-финансовой сферы - 38 процентов от общего числа атак, органы государственной власти - 35 процентов, оборонной промышленности - 7 процентов, сферы науки и образования - 7 процентов, сферы здравоохранения - 3 процента»21.

Относительно качества информационного контента и его соответствия законодательству РФ необходимо привести следующие статистические данные: в 2017 году через механизм Единого реестра заблокировано 62 тысячи сайтов (страниц сайтов), 112 тысяч сайтов вовремя удалили противоправную информацию после уведомлений Роскомнадзора22. Также в 2017 г. Роскомнадзором по требованию Генпрокуратуры выявлено более 86 тысяч «веб -зеркал» экстремистских ресурсов23. Из публичного доклада Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2019 г.24 следует, что за указанный период зафиксировано увеличение количества поступивших обращений по линии азартных игр (на 3%) и незаконного оборота наркотиков (на 43%). В связи с наличием запрещенной информации в Единый реестр в 2019 году во внесудебном порядке внесено 285 тыс. (что на 52 тыс. больше, чем в 2018 г.) указателей страниц сайтов (URL), на основании судебных решений внесено более 134 тыс. интернет-ресурсов, включая примерно 56 тыс. «веб-зеркал». По требованию Генпрокуратуры РФ в 2019 г. в реестр внесены 68 тыс. интернет-ресурсов, в том числе «зеркала» сайтов с информацией экстремистского характера. При этом, по сравнению с 2018 годом число реестровых записей увеличилось на 5,6%. По состоянию на конец 2019 года в Роскомнадзор поступило 13 требований в отношении 315 интернет ресурса (включая «зеркала»)25.

21 Войны виртуальные и реальные. Число опасных кибератак на критическую инфраструктуру страны выросло до 17 тысяч // https://rg.ru/2019/08/14/chis1o-opasnyh-kiberatak-na-obekty-v-rf-vyros1o-v-11-raz-za-tri-goda.htш1

22 Итоги года работы Роскомнадзора: блокировки запрещённых сайтов, защита ПД, борьба с пиратством и анонимными SIM-картами// http://d-mssia.ru/itogi-goda-raboty-roskoшnadzora-Ыokirovki-zapreshhyonnyh-sajtov-zashhita-pd-borba-s-piratstvoш-i-anoniшnyшi-siш-kartami.htш1

23 Что и как блокирует Роскомнадзор// http://d-russia.ru/chto-i-kak-b1okiruet-roskoшnadzor.htш1

24 Публичный доклад Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2019 г.// https://rkn.gov.ru/docs/docP_2866.pdf

25 Публичный доклад Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2019 г.// https://rkn.gov.ru/docs/docP_2866.pdf

Выводы

Выходящая на первый план в современных реалиях информационная сфера, создающая «множество продуктов, применение которых формирует новые информационные угрозы»26, оказывает влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Современные реалии подталкивают к необходимости ответа общества и государства: теоретико-методологическое и политико-правовое изучение информационной сферы, управление процессами внутри нее, превенция и ликвидация угроз, связанных с ней.

Однако информационное законодательство Российской Федерации находится лишь на начальном этапе своего формирования и пока не охватывает всего сложившегося многообразия отношений, связанных с профилактикой и пресечением информационных угроз и их последствий.

Таким образом, для обеспечения защищенности объектов безопасности и поддержания ее необходимого уровня следует доработать уже имеющуюся нормативно-правовую систему, регулирующую отношения в сфере информационной безопасности, определить основные направления деятельности органов государственной власти и управления, формирования или преобразования органов обеспечения информационной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Источники

Войны виртуальные и реальные. Число опасных кибератак на критическую инфраструктуру страны выросло до 17 тысяч // https://rg.ru/2019/08/14/chislo-opasnyh-kiberatak-na-obekty-v-rf-vyroslo-v-11 -raz-za-tri-goda.html

В Совете Безопасности РФ назвали криптовалюту инновационной технологией// https://www.rbc.ru/crypto/news/5f44b0459a79473360fd996c

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации// http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612060002.pdf

Итоги года работы Роскомнадзора: блокировки запрещённых сайтов, защита ПД, борьба с пиратством и анонимными SIM-картами// http://d-russia.ru/itogi-goda-raboty-roskomnadzora-blokirovki-zapreshhyonnyh-sajtov-zashhita-pd-borba-s-piratstvom-i-anonimnymi-sim-kartami.html

На страже «киберграниц». Замсекретаря Совбеза — о защите интересов страны//Аргументы и Факты/

https://aif.ru/politics/world/na_strazhe_kibergranic_zamglavy_sovbeza_-_o_zashchite_interesov_strany

Паспорт федерального проекта «Информационная безопасность»// https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-informatsionnaya-bezopasnost.pdf

26 В Совете Безопасности РФ назвали криптовалюту инновационной технологией// https://www.rbc.ru/crypto/news/5f44b0459a79473360fd996c

Публичный доклад Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2019 г.// https://rkn.gov.ru/docs/docP_2866.pdf

Сбербанк предсказал рост ущерба экономике России от кибератак на 40%//https://www.rbc.ru/finances/21/01/2020/5e26e6a79a7947798bc80db7

Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года//

http://www.consultant.ru/cons/cgl/onllne.cgl?req=doc&base=LAW&n=312941&fld=134&dst =100017,0&rnd=0.38471476323802256#09623780263180102

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683) // https://base.garant.ru/71296054/

Стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы//http://www.kremlm.m/acts/bank/44449

Утечки данных 2019: статистика, тенденции кибербезопасности и меры по снижению рисков взлома// https://vc.ru/services/103616-utechkl-dannyh-2019-statlstlka-tendencii-kiberbezopasnosti-i-mery-po-snizheniyu-riskov-vzloma

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771 e9adb35b4 7d3fb82c9ff1c/

Что и как блокирует Роскомнадзор// http://d-russla.ru/chto-l-kak-bloklruet-roskomnadzor.html

Шарков Ф.И. Массовые коммуникации и медиапланирование. Москва, 2008. Шарков Ф.И., Гостенина В.И. Технологии рекламы. Учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 350700 - Реклама (ДС.Р.03) / Ф.И. Шарков, В.И. Гостенина. Москва, 2006. Сер. ИМК / Междунар. акад. бизнеса и упр.

Cybersecurity Ventures//https://cybersecurityventures.com/cybercrime-damages-6-trllllon-by-2021/

Positive Technologies. Актуальные киберугрозы: I квартал 2020 года// https://www.ptsecurlty.com/ru-ru/research/analytlcs/cybersecurlty-threatscape-2020-q1/

Positive Technologies. Актуальные киберугрозы: итоги 2019 года// https://www.ptsecurlty.com/ru-ru/research/analytlcs/cybersecurlty-threatscape-2019/

■ ■ ■ REVISITING THE INFORMATION SECURITY: THEORETICAL LEGAL FOUNDATION OF STATE POLICY

Irina I. Nechaeva1, Aleksandr N. Shevchenko2

1. Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (Vladimir State University), Vladimir, Russia.

2. Vladimir Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA), Vladimir, Russia.

Abstract. The information space of the modern world is more and more closely related with all human living environment and society. New opportunities bring new threats that exact preventive actions and prompt decisions from the state and society. The relatively new virtual space is becoming a sphere of activity not only for

fraudsters and economic criminals, but also a platform for extremist and terrorist activity, military-political and ideology-psychological pressure on individual and society. Infowars, information warfare is one of the most important defense line of state security today.

The article examines key concepts and theoretical foundations of legal regulation of the information sphere within the scope of the issue of information security of the Russian Federation. Much attention is given to analysis of the legal and regulatory framework in terms of establishing the foundations of federal policy and federal programs in the field of state, economic, social development and implementation of these programs in the field of preventing destabilizing information activity, both from the point of view of technical issues and from the point of view of external ideological information influence.

Keywords: state and municipal administration, information security, information warfare, cyberspace, threats to information security.

For citation: Nechaeva I. I., Shevchenko A. N. Revisiting the information security: theoretical legal foundation of state policy// Communicology: electronic scientific journal. 2020. Vol. 5. No 2. P.94-96

Inf. about the authors: Nechaeva Irina I., Candidate of Sociological Sciences, associate Professor, associate Professor Department of sociology, Vladimir state University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov (VlSU). Address: 600000, Russia, Vladimir, Gorkogo, 87. E-mail: nechaevaii@list.ru;

Shevchenko Aleksandr Nikolaevich, postgrafuate student at the Department of Public Relations and Media Policy, Vladimir branch of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Ranepa). Address: 600017, Russian Federation, Vladimir, Gorky street, 59A. E-mail: Demiurg_08@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received: 08. 05.2020. Accepted: 16.06.2020. References

Wars are virtual and real. The number of dangerous cyberattacks on the country's critical infrastructure has grown to 17 thousand// https://rg.ru/2019/08/14/chislo-opasnyh-kiberatak-na-obekty-v-rf-vyroslo-v-11-raz-za-tri-goda.html. (In Rus.).

The Security Council of the Russian Federation called the cryptocurrency an innovative technology // https://www.rbc.ru/crypto/news/5f44b0459a79473360fd996c

Doctrine of information security of the Russian Federation // http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612060002. pdf.(In Rus.).

Results of the year of work of Roskomnadzor: blocking prohibited sites, protecting personal data, combating piracy and anonymous SIM-cards // http://d-russia.ru/itogi-goda-raboty-roskomnadzora-blokirovki-zapreshhyonny. (In Rus.).

Guarding Cyber Borders. Deputy Secretary of the Security Council - on the protection of the country's interests // Arguments and Facts / https://aif.ru/politics/world/na_strazhe_kibergranic_zamglavy_sovbeza_-_o_zashchite_interesov_strany/ (In Rus.).

Passport of the federal project "Information Security" // https://digloaded/files.ru /pasport-federalnogo-proekta-informatsionnaya-bezopasnost.pdf National Security Strategy of

the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015. N 683) // https://base.garant.ru/71296054/.(In Rus.).

Public report of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media for 2019// https://rkn.gov.ru/docs/docP_2866.pdf/ (In Rus.).

Sberbank predicted an increase in damage to the Russian economy from cyber-attacks by 40%/ https://www.rbc.ru/finances/21/01/2020/5e26e6a79a7947798bc80db7 (In Rus.).

National Security Strategy of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683) // https://base.garant.ru/71296054/. (In Rus.).

Strategies of the state nationality policy of the Russian Federation for the period up to

2025//

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=312941&fld=1 34&dst=100017,0&rnd=0.38471476323802256#09623780263180102. (In Rus.).

Information Society Development Strategy 2017-

2030//http://www.kremlin.ru/acts/bank/44449. (In Rus.).

Data leaks 2019: statistics, cybersecurity trends and measures to reduce the risks of hacking // https://vc.ru/services/103616-utechki-dannyh-2019-statistika-tendencii-kiberbezopasnosti-i-mery-po-snizheniyu-riskov- vzloma. (In Rus.).

Federal Law of 27.07.2006 N 149-FZ (as amended on 03.04.2020). On information, information technology and information protection"//

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61798/c5051782233acca771e9adb35b4 7d3fb82c9ff1c/. (In Rus.).

What and how Roskomnadzor blocks // http://d-russia.ru/chto-i-kak-blokiruet-roskomnadzor.html. (In Rus.).

Cybersecurity Ventures//https://cybersecurityventures.com/cybercrime-damages-6-trillion-by-2021/

Positive Technologies. Topical Cyber Threats: Q1 2020// https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2020-q1/

Positive Technologies. Current Cyber Threats: Results of 2019// https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2019/

Sharkov F. I. Mass communications and media planning. Moscow, 2008. (In Rus.).

Sharkov F. I., Gostenina V. I.( 2006). Technology advertising. Study. manual for University students studying in the specialty 350700-Advertising (DS. R. 03) / F. I. Sharkov, V. I. Gostenina. Moscow. Ser. IMC / Intern. Acad. business and UPR. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.