© 2014
И. Р. Атнагулов
К ВОПРОСУ ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ И ПЕРИОДИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ
ИСТОРИИ НАГАЙБАКОВ
Представленный сюжет посвящён вопросу формирования и основных этапов этнической истории нагайбаков — изначально сословной группы в составе кряшен Восточного Закамья, а к началу XX в. — вполне самостоятельной группой в среде казачьего населения Оренбургской губернии, имеющей признаки этноса. В статье также рассматриваются вопросы, связанные с христианизацией нагайбаков и других народов Среднего Поволжья, демографической ситуацией и некоторыми особенностями этнической культуры исследуемой группы.
Ключевые слова: нагайбаки, кряшены, татары, оренбургские казаки
Со времени формирования нагайбаков — первой трети XVIII в. и до настоящего времени исследуемая группа сменила две этнических территории: с 1736 до 1842 г. — Восточное Закамье и с 1842 г. — Южное Зауралье.
Среди исследователей XIX-XX вв. встречаются различные точки зрения относительно проблемы этногенеза нагайбаков, которые можно свести к двум основным версиям. Согласно одной из них, происхождение нагайбаков связано почти исключительно с казанскими татарами. В. Н. Витевский, ссылаясь на документальное подтверждение, предоставленное ему нагайбакским урядником п. Фершампенуаз С. И. Никитиным, пишет что основу нагайбаков составили казанские крещёные татары1. Доказательством того В. Н. Витевский считает сходство языка и этнографических особенностей тех и других. Особенно в указанном документе подчёркивается добровольность крещения предков нагайбаков, вопреки широко распространённому мнению. Версия о казанско-татарском происхождении нагайбаков не исключается Е. А. Бектеевой2. Здесь наиболее достоверным является факт о происхождении их от так называемых арских татар, которые упоминаются в вышеназванных исследованиях. Арскими татары назывались по месту жительства. Город Арск расположен восточнее Казани на правом берегу реки Казанки. Впервые т.н. арские князья упоминаются в русских летописях конца XV в3. Возможно, что название города связано с восточно-финскими племенами, на землях которых он находился. Казанские татары до сих пор удмуртов называют «ар, арлар»4. Поскольку этот город являлся административным центром, то в нём наверняка должно было находиться сравнительно многочисленное войско5. После взятия Казани Иваном Грозным арские служилые татары, как и большинство выс-
Атнагулов Ирек Равильевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: [email protected]
1 Витевский 1891, 258.
2 Бектеева 1902, 165.
3 Исхаков 1998, 31.
4 Токарев 1958, 150.
5 Исхаков 1998, 32.
шей феодальной знати Казанского ханства, довольно быстро приняли крещение6 и сохранили тем самым свой социальный статус.
Об арском происхождении сохранилось предание и среди самих нагайбаков. В. Н. Витевский, ссылаясь на документ, подтверждающий татарское происхождение нагайбаков, тут же упоминает о том, что среди них было много татарских мурз7. Этот факт был замечен Д. М. Исхаковым и нашёл своё место в его интерпретации предания о происхождении нагайбаков от арских татар. Он отмечает что, во-первых, крещёные татары села Карабаян (Богородицкое) Лаишевского уезда Казанской губернии рассказывают об одном из их родоначальников — Ис-хаке, бывшем княжеского рода и при взятии Казани командовавшем арскими наездниками8. Д. М. Исхаков предполагает существование возможной связи между этими арскими наездниками и одними из предков нагайбаков — арских татар9. Далее он продолжает, что, во-вторых, в Казанском ханстве арские князья владели Арской даругой и в ХУ1-ХУ11 вв. назывались служилыми татарами10. В подтверждение своей версии он приводит топонимические материалы: номенклатура части названий кряшенских деревень Казанского, Лаишевского и Мамадышского уездов Казанской губернии обнаруживает параллели с нагайбакскими селениями Восточного Закамья, куда они были переселены позже. Эта версия выглядит вполне убедительной, к тому же нам известно о передвижениях топонимов у на-гайбаков. Следует сказать, что эта точка зрения и близкие к ней на сегодняшний день являются наиболее распространёнными и общепринятыми. Да и среди самих нагайбаков, по нашим полевым данным, бытует мнение о происхождении их из татар11.
Согласно другой версии, этнический субстрат нагайбаков составили в основном выходцы из Ногайской Орды. В прошлом такой точки зрения придерживался П. И. Небольсин. Он пишет, что от юртовских и кундровских татар услышал предание, что несколько семей ногайцев белой кости, поссорившись со своими родичами, откочевали от устьев Волги в Нарын-Пески, оттуда степями левого берега Волги достигли до Кинели и потом перешли на реку Ик. Село их стало называться Нагайбаком12. В пользу ногайского происхождения свидетельствует некий документ, представленный Е. А. Бектеевой, которая сама, как известно, была из нагайбаков. В частности она передаёт: «Казань взята царём Иоанном Васильевичем Грозным 1-го октября 1552 года, тогда и ногаи окрестились, записались в подушный оклад и переселились на свободные башкирские земли»13.
Помимо двух основных предположений, существует ещё одна, так называемая народная версия, которая в некоторой степени объединяет предыдущие гипотезы. Нам удалось её услышать со слов директора Нагайбакского историко-краеведческого музея А. М. Маметьева. Согласно преданию, в 1533 г. 18-летняя дочь Ногайского мурзы Юсуфа по имени Сеюмбеке стала женой Казанского хана
6 Исхаков 1998, 233
7 Витевский 1891, 258.
8 Исхаков 1995, 11.
9 Исхаков 1995, 11.
10 Исхаков 1995, 11.
11 ПМА. Челябинская обл., Нагайбакский р-н, п. Фершампенуаз, 1998.
12 Небольсин 1852, 21-22.
13 Бектеева 1902, 165.
Жангарея. Вместе с дочерью, в качестве личной охраны, было отправлено 600 холостых джигитов из состоятельных семей. В результате ряда дворцовых переворотов они были вынуждены остаться в Казани и жили на Арской заставе. После взятия Казанского ханства Иваном Грозным они были крещены14.
До сих пор остаётся дискуссионным вопрос о добровольном или насильственном крещении предков нагайбаков. Разные источники дают противоречивые ответы. О принудительном крещении казанских татар после 1552 г. известно хорошо. Вместе с тем, в литературе не раз упоминалось о добровольном принятии христианства частью татарских мурз. Например, В. Н. Витевский, согласно предоставленному ему документу, пишет о добровольном принятии христианства предками нагайбаков при Иване Грозном15. Известно также о бытовании несторианского христианства в ногайско-кыпчакской среде эпохи Золотой Орды16. Трудно установить, какое количество христиан осталось после исламизации населения этого государства. Возможно, что какая-то часть населения сохраняла приверженность несторианству. На основе этого свою версию строит М. С. Глухов, считающий, что значительная часть кряшен имеет несторианское прошлое. Таким образом, при Иване Грозном произошло их вторичное крещение, которое не могло носить принудительного характера17. Согласно гипотезе М. С. Глухова, происхождение нагайбаков следует увязывать в основном с выходцами из Ногайской Орды.
Не вызывает сомнения и тот факт, что среди предков нагайбаков было немало мусульман и поклонников родовых верований. В пользу первых говорит заметный пласт пережитков в культуре. Пережитки позднеродовых элементов в культуре указывают на их возможную генетическую связь с восточными финнами. П. И. Рычков, описывая население Нагайбакской крепости, отмечает следующее: «В здешней округе издавна проживали новокрещёные и иноверцы. Первых, в отличие от нынешних новокрещёных, правильнее старокрещёными называть, поскольку они, как сами о себе говорят, да и по документам известно, ещё во времена Иоанна Грозного из мусульман, и даже из идолопоклонников, приняли святое крещение»18.
Некоторую сложность и запутанность в изучение проблемы происхождения нагайбаков привносит свободное обращение с терминами ногаи и татары в разных источниках. В одних случаях оба этнонима противопоставляются друг другу, разделяя ногайских татар (ногаев) и казанских татар (казанцев); в других случаях обозначения ногаи и татары выступают как тождественные. По нашим полевым данным, в культуре нагайбаков поволжско-татарский компонент доминирует. Однако не следует отрицать участия ногайско-кыпчакских и восточнофинских элементов в этногенезе нагайбаков. В этом точка зрения автора близка к предположениям Д. М. Исхакова19.
Трудностью в исследовании проблемы происхождения нагайбаков является также сравнительно позднее появление данного этнонима в литературе. Впервые нагайбаки как название этнической группы было зафиксировано в 1852 г.
14 ПМА. Челябинская обл., Нагайбакский р-н, п. Фершампенуаз, 1998.
15 Витевский 1891, 258.
16 Глухов 1997, 372.
17 Глухов 1993, 135.
18 Рычков 1999, 269-270.
19 Атнагулов 2007, 50.
П. И. Небольсиным20. До этого времени они фигурировали под названиями «новокрещёные», «старокрещёные», «старокрещёные татары-казаки», «крещёные казаки» и др21. Известно, что обозначения «новокрещёные» и «старокрещёные» распространялись на все группы инородческого христианского населения Вол-го-Камья22. По материалам конца XVIII — начала XIX вв. видно, что среди сословных групп казачьих поселений Белебеевского уезда Уфимской губернии особо выделяются «казаки», «старокрещёные татары-казаки», «крещёные казаки» и «татары-казаки»23. Скорее всего, именно они и явились ядром формирования татар-казаков, объединившихся впоследствии под общим этнонимом — нагайбаки. Помимо перечисленных сословных групп, рядом с татарами-казаками в тех же населённых пунктах проживали ясачные новокрещёные татары, ясачные новокрещёные тептяри, ясачные старокрещёные тептяри и др. Между этими группами и казаками существовали брачные связи24.
В середине XVIII в. в число казаков Нагайбакской крепости и близлежащих населённых пунктов было включено шестьдесят восемь человек, выбежавших в Оренбург из казахского плена25. Все они были выходцами из государств Центральной и Западной Азии. П. И. Рычков пишет, что, приняв крещение, они были поселены около Нагайбакской крепости вместе с местными новокрещёными. В число этих людей входило: персов — 45, арабов — 12, бухарцев — 3, каракалпаков — 2 человека26. Е. А. Бектеева к этому добавляет, что позже, во времена царствования императрицы Екатерины II, сюда были включены пленные турки и арабы. По её мнению, нагайбакские фамилии Аюбашевы, Карабашевы и Араповы от них и происходят27.
Наконец, ещё одним, правда, небольшим иноэтничным вливанием в состав нагайбаков были крещёные калмыки, переселённые в Верхнеуральский уезд из упразднённого Ставропольского казачьего войска. Их селили не отдельными станицами, а среди русских и нагайбаков. Часть этих калмыков со временем полностью перешла на язык нагайбаков и восприняла их культуру.
Таким образом, в этногенезе нагайбаков следует выделить три основных этапа. Точкой отсчёта целесообразно выбрать середину 50-х годов XVI в., поскольку с этого времени началась массовая христианизация населения бывшего Казанского ханства. О выделении каких-либо сообществ в качестве предков нагайбаков в период Казанского ханства говорить сложно. Противоположная точка зрения уже высказывалась М. С. Глуховым, с которым отчасти можно согласиться в том смысле, что так называемые служилые татары (казаки) как сословие были известны гораздо раньше завоевания Казани, но самостоятельного этнического самосознания они не имели. После падения ханства в 1552 г. эти служилые татары, в число которых, видимо, входили и выходцы из Ногайской орды, были выселены восточнее, в Заказанье (район города Арска). Главным событием первого этапа
20 Небольсин 1852, 21-22.
21 Исхаков 1995, 9.
22 Глухов 1997, 378, 428.
23 Исхаков 1995, 9.
24 Исхаков 1993, 131.
25 Рычков 1887, 136.
26 Рычков 1887, 136-137.
27 Бектеева 1902, 166.
можно считать акт христианизации предков нагайбаков. Возможно, что уже в этот период в их состав влилась какая-то часть христианизированных финнов. Родовое качество этих татар как людей умелых в военном деле и способных к службе использовалось в государственных интересах.
В начале XVIII в. новокрещены упоминаются в Восточном Закамье. Д. М. Исхаков считает, что среди них находились и будущие нагайбаки28. Видимо, переселение крещёных татар с Арской Заставы в Восточное Закамье было связано со строительством новых укреплений по Закамской линии. Строительство их было начато в 1732 г., протяжённость линии проектировалась от устья р. Кинель до устья р. Ик, но завершения этот проект не получил в связи с созданием Оренбургской экспедиции и строительством новых линий29. Тем не менее, в 1736 г. на предполагаемой линии продолжения новых Закамских укреплений, в районе р. Ик, была заложена Нагайбакская крепость, где и были расселены старокрещё-ные30. По мнению П. И. Рычкова, название крепости происходит от имени жившего здесь башкира Нагайбака. В том же году они по именному указу императрицы Анны Иоанновны за неучастие в башкирских бунтах и активную помощь в их подавлении были освобождены от ясака и определены в Оренбургское казачье войско.
Тридцатые годы XVIII в. можно считать началом второго этапа формирования нагайбаков. В литературе отмечались миграции кряшен из других уездов в Восточное Закамье уже во второй половине XVII в31. Однако рубежным этапом в истории нагайбаков является 1736 г., после которого они были переведены в казачье сословие, что явилось вторым после крещения актом, повлиявшим на их дальнейшую судьбу. Д. М. Исхаков считает, что переселение предков нагайбаков в Уфимский уезд могло быть не ранее 1652-1656 гг. — времени проведения Закамской линии, но не позднее 1726 гг. — времени первого упоминания о них в здешних местах32.
Итак, с 1736 по 1842 г. нагайбаки были расселены сначала в пределах Уфимской провинции, а с 1780-х гг. территория их расселения входит в состав Беле-беевского уезда Оренбургской губернии. Центром их расселения было бывшее село Нагайбаково, ставшее теперь Нагайбакской крепостью. По состоянию на середину XVIII в. П. И. Рычков так описывает эту крепость: «Укрепление сего места состоит в том, что всё жило обнесено оплотом, а к одной стороне сделан рубленый замок, где канцелярия, воеводский дом, цейхгауз, соляные и провиантские магазины. Жительства в нём до 120 дворов. Церковь во имя Живоначальной Троицы построена в 1746 году». Далее П. И. Рычков сообщает об остальных населённых пунктах нагайбаков33. Согласно Ф. М. Старикову34, и по данным V ревизии (1795 г.)35, татары-казаки населяли следующие деревни: Бакалы, Большие и Малые Усы, Дияшево, Новое Юзеево, Балыклы, Акманово, Сарашлы, Килеево,
28 Исхаков 1995, 5.
29 Рычков 1999, 218-219.
30 Рычков 1999, 268.
31 Исхаков 1993, 130-131.
32 Исхаков 1995, 5.
33 Рычков 1999, 269-270.
34 Стариков 1881, 85.
35 Исхаков 1995, 9, 13.
Илеково, Маты, Костеево. Хотя казачье население этих деревень и вступало в контакты с другими сословиями крещёных татар (см. выше), но социальное обособление их уже наблюдалось, что и было зафиксировано указанным документом. Вместе с тем в этот период ещё нет свидетельств появления у них собственного этнического самосознания.
Решающую роль в обособлении нагайбаков как самостоятельной этнической единицы сыграло переселение их в 1842 г. на территорию Южного Зауралья. С этого времени начинается третий этап в формировании нагайбаков. Весной 1842 г., ввиду усиления района по крепостям Новой линии, из станиц Бакалин-ской и Нагайбакской Белебеевского уезда Уфимской губернии были переселены казаки III и V кантонов в количестве 2877 человек мужского пола. Из них 1250 нагайбаков мужского пола основали посёлки Кассель, Остроленка, Фершампену-аз, Париж и Требия, носивших в то время ещё номерные наименования36. Другая часть казаков-нагайбаков поселилась в станицах Оренбургского и Троицкого уездов. Они заняли географически обособленное положение по отношению к нагайбакам Верхнеуральского уезда, и в дальнейшем их судьбы складывались по-разному. Другие группы кряшен, жившие с ними в одних и тех же деревнях, остались в Белебеевском уезде. На прежней родине нагайбаков все населённые пункты сохранились, но уже без казачьего населения. Местная подгруппа кряшен получила название бакалинской. Она, хотя и поддерживала некоторое время родственные связи с нагайбаками, всё же является самостоятельной этнокультурной единицей37.
По нашим полевым данным, со слов информаторов, переселение нагайбаков на новое место носило характер быстрой и масштабной акции. Срок для сборов был определён в 24 часа. Из необходимых вещей казакам разрешалось брать с собой рабочий скот и хозяйственный инвентарь (орудия для обработки земли и инструмент для рубки леса и строительства домов)38. Каждая переселенческая семья получала от 50 до 75 стволов строевого леса39. На каждую мужскую душу полагалось по тридцать десятин земли40.
Как уже отмечалось, в Оренбургской губернии казаки-нагайбаки создали три относительно самостоятельных территориальных подгруппы — чебаркульскую (троицко-бакалинскую), оренбургскую и верхнеуральскую. Е. А. Бектеева пишет, что, переселяя нагайбаков из Белебеевского уезда, правительство предоставило им самим право выбирать местожительство в крае. Большая часть нагайбаков основала моноэтничные посёлки Кассель, Остроленку, Фершампенуаз, Париж, Тре-бию и др. на территории Верхнеуральского и Троицкого уездов, а остальная часть расселялась по русским казачьим селениям, ближе к Оренбургу41.
Вот как выглядел этнический состав населения вновь образованных посёл-
42
ков42:
36 Правила о переселении 1843, 34.
37 Исхаков 1993, 10.
38 ПМА. Челябинская обл., Нагайбакский р-н, п. Фершампенуаз, 1998.
39 Маметьев 1997, 14.
40 Бектеева 1902, 169;
41 Бектеева 1902
42 Правила о переселении 1843, 34.
№ посёлка Название посёлка калмыков нагайбаков всего
№ 1 Кассель 29 200 229
№ 2 Остроленка 19 200 219
№ 3 Фершампенуаз — 350 350
№ 4 Париж 32 300 332
№ 8 Требия — 200 200
О том, что казаки-нагайбаки вполне хорошо устроились на новых землях, говорят некоторые данные по динамике численности этой группы на протяжении середины XIX в.:
Число жителей мужского и женского пола в Остроленке, Фершампенуазе, Требии и Париже в 1844 г43
Название посёлка Кол-во душ муж. пола Кол-во душ жен. пола
Остроленка 257 283
Фершампенуаз 464 457
Требия 269 399
Париж 372 399
Число дворов и душ мужского пола в Касселе, Остроленке, Требии, Фершам-пенуазе и Париже в 1853 г44
Название посёлка Кол-во дворов Число душ муж. пола
Кассель 69 241
Остроленка 93 283
Требия 93 293
Фершампенуаз 156 493
Париж 145 316
Уникальность верхнеуральской подгруппы состояла в том, что они, расселившись компактно, в основном в моноэтничной среде, смогли тем самым максимально сохранить присущие им культурные черты, а также создать комплекс новых, подчёркивающих их своеобразие и неповторимость, в то время как нагай-баки Оренбургского уезда, поселившись рядом с русскими, вступили, кроме того, в контакты с татарами-мусульманами, что и привело их к ассимиляции последними. Вот что об этом процессе пишет Е. А. Бектеева: нагайбаки, поселившись в русских посёлках, совершенно утратили свои этнические черты, и, общаясь с оренбургскими татарами, они отчасти, тайно предались магометанству. «Так как в этих посёлках русских больше, то и богослужение в церквях совершается на славянском языке. Большинство здешних нагайбаков — христиане только номинально, но старательно скрывают это от русских. Священникам местные казаки оказывают почтение, но если пристальнее всмотреться в отношение их к своему иерею, то под маской угодливости нельзя не заметить в них холодно-жестокую
43 ГАОО.Ф. 6. Оп. 11. Д. 1793. ЛЛ. 19 об. — 20.
44 ГАОО.Ф. 6. Оп. 11. Д. 1993. ЛЛ. об. — 65.
уступчивость необходимости и совершенное отсутствие искренности. Они склонны к магометанству, а сами ровно ничего не понимают в этой религии, и не пристали, как говорится, ни к вашим, ни к нашим... Недавно жители Неженского посёлка подали прошение, из которого видно, что они не желают иметь в своём обществе христиан, никогда не посещающих церкви. Нагайбаки всполошились и не пропускают теперь ни одной церковной службы. Но как далеки они от того чувства, каким переполнены сердца их же собратьев остроленцев, фершампенуазцев, парижан и др.»45.
Соседство с русскими, как это ни парадоксально, не склонило нагайбаков к упрочению в христианской вере, а скорее наоборот, привело к обратному эффекту. Как видно из приведённой цитаты, этому способствовало незнание нагайбаками русской речи и отсутствие для них проповеди на родном языке, в то время как верхнеуральские нагайбаки уже давно имели священников из числа крещёных татар. Другим важным фактором, содействующим смене религиозной принадлежности, было близкое соседство татар и активность мусульманского духовенства. Это широко наблюдалось во второй половине XIX — начале XX вв. в Поволжье и на Урале в связи с изданием правительством ряда законодательных актов о свободе вероисповедания46.
Акция переселения нагайбаков в Новолинейный район, видимо, встретила отдельные проявления неповиновения казаков. Один пример был сообщён А. М. Маметьевым (п. Фершампенуаз). Согласно рассказу, его предок, сотник На-гайбакской станицы П. С. Маметьев, отказался переехать на Новую линию. По приказу генерал-губернатора Перовского сотник был доставлен в Оренбург для объяснения. Несмотря на строгий тон при разговоре, Пётр Семёнович не изменил своё решение. Сотник Пётр Маметьев был разжалован в чине, закован в кандалы и под конвоем доставлен в посёлок №3 (Фершампенуаз), который заселялся его станичниками. Оставшись под наблюдением трёх уважаемых казаков, Пётр Семёнович с семьёй проживал здесь до конца жизни, похоже, так и оставшись непокорным. Земли, принадлежавшие ему, он продал, а деньги, вырученные от продажи, разделил между сыновьями. Среди современных старожилов нагайбакских посёлков сохранились предания ностальгического содержания, услышанные ими в своё время от родителей, где рассказывается о природе покинутых мест47.
Тем не менее, во второй половине XIX в. казаки-нагайбаки вполне освоились на новом месте. В 1866 г. в станицах Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия, Арси и Куликовский в 859 дворах проживало 5949 человек. А в 1877 г. в тех же населённых пунктах зафиксировано в 1038 дворах 7268 человек. По переписи 1897 г., население нагайбакских посёлков распределялось следующим образом48:
Название населённого пункта Количество дворов Количество жителей
Кассель 139 927
Остроленка 196 1394
45 Бектеева 1902, 180-181.
46 Брайан-Беннигсен 1994, 110.
47 ПМА. Челябинская обл., Нагайбакский р-н, п. Фершампенуаз.
48 Маметьев 1997, 226.
Название населённого пункта Количество дворов Количество жителей
Фершампенуаз 243 1844
Париж 268 1909
Требия 189 1124
Куликовский 260 1532
Астафьевский 83 457
Всего: 1118 9187
По данным переписи, в Оренбургской епархии числилось 12 000 нагайба-ков49. Таким образом, к началу XX в. нагайбакское население Верхнеуральского уезда сформировалось во вполне определённое сообщество, хотя и имеющее исторические и культурные связи с татарами, но вместе с тем выработавшее особое самосознание с этносословной окраской.
ЛИТЕРАТУРА
Атнагулов И. Р. 2007: Нагайбаки: опыт комплексного историко-этнографического исследования хозяйства и материальной культуры второй половины XIX — начала XX века. Новосибирск.
Бектеева Е. А. 1902: Нагайбаки. (Крещёные татары Оренбургской губернии) // Живая старина. Периодическое издание Отделения этнографии Русского географического общества. Вып. II. / В. И. Ламанский (ред.). СПб., 165-181.
Брайан-Беннигсен Ф. 1994: Миссионерская деятельность в Поволжье // Татарстан. 1-2, 110-113.
Витевский В. Н. 1882: Нагайбаки Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии // Волжско-Камское слово. 72, 74, 80, 138, 144.
Витевский В. Н. 1891: Сказки, загадки и песни нагайбаков Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии // Труды IV Археологического Съезда в России, бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 года. Т. II. Казань.
Глухов М. С. 1997: Та1апса. Энциклопедия. Казань.
Глухов М. С. 1993: Судьба гвардейцев Сеюмбеки. (Неформальный подход к ещё ненаписанным страницам истории). Казань.
Исхаков Д. М. 1993: Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография). Казань.
Исхаков Д. М. 1998: От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю татар XV — XVII вв.). Казань.
Маметьев А. М. Край нагайбакский. Челябинск.
Мухаметшин Ю. Г. 1992: Этнографический обзор поселений, усадеб и построек татар Астраханской области // Астраханские татары. Казань, 48-73.
Исхаков Д. М. 1995: Этнодемографическое развитие нагайбаков до первой четверти XX в // Нагайбаки (комплексное исследование группы крещёных татар-казаков). Казань, 4-18.
Небольсин П. И. 1852: Отчёт о путешествии в Оренбургский и Астраханский край // Вестник ИРГО. Ч. IV Кн. I. / В. А. Милютин (ред.). СПб, 1-34.
Правила о переселении на земли Оренбургского казачьего войска казаков упразднённого Ставропольского калмыцкого войска, белопахотных солдат и солдатских малолетков. 1843. СПб.
49 Маметьев 1997, 226.
Рычков П. И. 1887: Топография Оренбургской губернии. Сочинение П. И. Рычкова 1762 года. Оренбург.
Рычков П. И. 1999: Топография Оренбургской губернии. Уфа.
Стариков Ф.М. 1881: Откуда взялись казаки (исторический очерк). Оренбург.
Токарев С.А. 1958: Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М.
Уерт П. 1995: Отпадение крещёных татар // Татарстан. 1-2, 106-112.
TO THE ISSUE OF ETHNOGENESES AND PERIODIZATION OF THE NAGAIBAKS HISTORY
I. R. Atnagulov
The article is focused on the issue of formation and the main stages of the ethnic history of the Nagaibaks — originally the estate of a group of the Kryashens of East Kama, and in the beginning of the 20th century — a fully independent group among the Cossack population of the Orenburg province, having features of an ethnic group. The article also discusses issues related to the Christianization of the Nagaibaks and other peoples of the Middle Volga region, demographic situation and some features of the ethnic culture of the group under research.
Key words: nagaibaks, kryashens, tatars, Orenburg ^ssacks
© 2014
И. Р. Атнагулов
ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО НАГАЙБАКОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье содержится этнографический материал о животноводческой деятельности нагайбаков Верхнеуральского уезда во второй половине XIX — начале XX в. Данная группа сформировалась в XVIII в. на базе крещёных татар и других народов Среднего Поволжья и Прикамья в. в условиях, где господствовало земледельческое хозяйство. Переселение в Южное Зауралье в 1842 г., где нагайбаки оказались в условиях засушливого степного климата, а также соседство с кочевниками-казахами привнесли некоторые изменения как в саму систему животноводства, так и в её относительную долю в общем хозяйственном комплексе нагайбаков.
Ключевые слова: животноводство, нагайбаки, казахи, башкиры, оренбургские казаки
Животноводство в изучаемый период являлось вторым по значению, после земледелия, в хозяйственной деятельности казаков-нагайбаков. Как и у подавля-
Атнагулов Ирек Равильевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: [email protected]