Научная статья на тему 'К вопросу об эстетической форме в дизайне'

К вопросу об эстетической форме в дизайне Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1676
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ФОРМА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОБРАЗНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковтун В.В.

Статья затрагивает проблему понимания эстетической формы в дизайне. Подчеркивается важность актуализации сущностной определенности дизайна, а также эстетики дизайн-формы для передачи самобытного авторского видения мира через проектную идею. Отмечается особое значение социальной роли дизайна и дизайн-формы в обеспечении единства и целостности общества в условиях поликультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE AESTHETIC FORM IN DESIGN

The article touches on the problem of understanding the aesthetic form in design. It emphasizes the importance of actualizing the essential certainty of design, as well as the aesthetics of the design-form for the transfer of the original author's vision of the world through the project idea. The special significance of the social role of design and design-form is emphasized in ensuring the unity and integrity of society in conditions of multicultural environment.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эстетической форме в дизайне»

УДК 130.2

К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ В ДИЗАЙНЕ

Статья затрагивает проблему понимания эстетической формы в дизайне. Подчеркивается важность актуализации сущностной определенности дизайна, а также эстетики дизайн-формы для передачи самобытного авторского видения мира через проектную идею. Отмечается особое значение социальной роли дизайна и дизайн-формы в обеспечении единства и целостности общества в условиях поликультурной среды.

Ключевые слова: дизайн-форма, эстетическая образность, поликультурная среда.

На современном этапе развития культуры постмодерна актуализируется идея поликультурализма, которая через призму своих ключевых принципов - многообразия и сложности - рассматривает все культурные феномены на теоретическом и эмпирическом уровнях. Проблема выбора культурной стратегии взаимодействия современного человека эпохи постмодерна с усложнившимся миром становится, таким образом, весьма актуальной. В этих условиях необходимо философское осмысление возможностей человека в сложном мире, включая раскрытие его сущностных организующих способностей, специфику его саморазвития в формах, оптимальных для современного мира.

Дизайн на современном этапе демонстрирует возможность выступать культурной формой самосознания человека, например, он стал почвой формирования экологического сознания, породив ветви биодизайна, «зеленого» дизайна, экологического и «устойчивого» дизайна [1, с. 80-85].

Дизайн является своеобразным откликом на методологическое бессилие «социумозависимого» человека, на недостаточность организующих жизнедеятельность средств в условиях поиска взаимосвязей в мире. Это непосредственно связано с активным формированием практики поликультурализма, предполагающей развитие стратегического умения личности жить и системно взаимодействовать в сложном культурно-многообразном мире.

Принципы поликультурного подхода - это достижение равновесия, корректирование взглядов, сохранение самобытности и создание единого гармоничного пространства разнообразных ценностей. Дизайн-эстетический дискурс в этих условиях способствует устранению конфликтных ситуаций в обществе, духовному объединению людей различного этнического самосознания, создает платформу для роста процессов сотрудничества, взаимопонимания, ведения диалога в сложной многонациональной поликультурной среде.

Понимание сущности эстетической формы в дизайне выступает средством объединения различных культурных ценностей и смыслов, порожденных как индивидуальностью восприятия, так и общепринятыми штампами, нормами, обычаями и традициями. Простота «считывания» смысла, расшифровки символических кодов эстетических форм

B. B. KoBmyH V. V. Kovtun

TO THE QUESTION OF THE AESTHETIC FORM IN DESIGN

The article touches on the problem of understanding the aesthetic form in design. It emphasizes the importance of actualizing the essential certainty of design, as well as the aesthetics of the design-form for the transfer of the original author's vision of the world through the project idea. The special significance of the social role of design and design-form is emphasized in ensuring the unity and integrity of society in conditions of multicultural environment.

Keywords: design-form, aesthetic imagery, multicultural environment.

способна вызывать мгновенную духовную общность людей, основанную на культурном единстве и взаимопонимании. При этом активность дизайн-форм не симулятивна, не эфемерна, это не виртуальная игра («квест», «стратегия»), она есть проектное изменение мира в реальности, продуманное и обоснованное движение по организации опыта переживания и решения реальных проблем.

Однако погоня человека за удобством, простотой использования и эстетикой дизайн-формы, понимаемой редуцированно - «дизайн-упаковкой» вещного мира, неизбежно приводит к редуцированному пониманию всей жизнедеятельности человека. Переживание не сути бытия, а упаковки сути приводит к минимизации мышления - оглуплению, опрощению, подмене сложных чувств простейшими, к постепенной утрате универсальных ценностей, заменяемых локальными в матрице повседневности. Целостность восприятия мира, любование им в итоге сменяется апатией от хаоса в мироощущении. Бессилие дизайна быть эстетически организующей стратегией бытия в захваченности обустройством комфортной шокирующей техногенной средовой оболочки человека, погруженности в «глобальную материализацию», вызывает тревогу за его судьбу в исторической перспективе. Специфически человеческая способность всматриваться в мир «духовными очами» атрофируется, не задействованная дизайном, который оперирует кичевым сленгом, дает остроту переживаний, шокируя внешними формами, лишенными смысла. Сложный в своих взаимосвязях мир подвергается дополнительному дизайн-усложнению, раздражающему своей абсурдностью в стремлении к ничтожности, множащему псевдо-произведения, над которыми, не имея критериального духовного основания, спорят: «что это? - «художественное»? «произведение»? «искусство»?

В бытийном потоке человека, потребляющего жизнь без глубокого осмысления и духовного неспешного прожития, ажиотажное потребление дизайн-форм - закономерная тенденция. Эстетическая дизайн-форма становится часто навязанным извне организованными рекламными акциями бонусом ко всему предметно-пространственному окружению человека: «практичное, удобное, да еще и красивое». При этом сам дизайн, становясь новой мифологией «украшения

в современном дизайн-стиле», не активизирует формирование мировоззренческих баз человека, а возвращает его в примитивное существование идущего «в колее», несмотря на максимальную плюрализацию предлагаемых эстетических образов. Эстетическое осмысление чувственно-материального бытия все более лишается своей духовной материи, обретая утилитарно-комфортные бессмысленные очертания в «дизайн-искусстве», не тождественном дизайну.

Глобализационное русло емко вмещает посткультуру восприятия социальных отношений через многочисленные нонклассические арт-практики. Культура буквально «упивается» алогизмом, парадоксальным, нефигуративным, не поддающимся формально-логической интерпретации, усматривая в этих структурах адекватное выражение социально-психических состояний человека и общества. Описанные выше духовно-деградационные процессы становления массовой постмодернистской дизайн-идеологии, «нового эстетического воспитания», безусловно, накладывают ответственность на человека за самоорганизацию грамотного эстетического выбора, оценку конвенциональных канонов посткультуры и обретение духовной доминанты в дизайне. Сложность также в том, как отмечает В. В. Бычков, что «все разговоры об эстетике идут у художников, как правило, на интуитивно-дилетантском уровне, далеком от науки эстетики, которую они никогда, естественно, не изучали» [2, с. 18]. Актуальной задачей, таким образом, становится исследование сущности эстетической формы в дизайне, искусстве, культуре.

Традиционно эстетическая сфера, представленная в социуме эстетико-художественными и духовными формами, рассматривается в их едином историко-периодизи-рованном развитии. Это религиозные взгляды, социально-политические, философские течения, парадигмально отражающиеся в духовном зеркале искусства и культуры, представленные в материально-предметном мире общества. Необходимо отметить, что любые формы постижения человеком мира: через пластические виды искусства, архитектуру, скульптуру, прикладное искусство (ювелирное, оружейное, мозаика), живопись (иконопись, фрески, миниатюры, монументальная, иллюстрация), витраж, литературу (мифы, сказания, былины, романы, поэзию, прозу), музыкальные виды искусства, дизайн, - все, в конечном итоге, имеет объединяющую платформу - характеристику формы, и может быть рядоположено именно в связи с анализом ее эстетического восприятия и воздействия на человека. Поэтому эстетику дизайн-форм следует исследовать не изолированно, а в соотнесении с эстетической формой в искусстве, в общем ряду культурных эстетических форм. Глубокий анализ всего исторического арсенала средств создания эстетических форм, эмоционально воздействующих на человека, есть, таким образом, тот теоретический фундамент, на котором может развиваться практика современного эстетического дизайн-формообразования.

Теоретическое исследование универсальной способности человека постигать мир в целостном чувственно-образном виде берет начало с дисциплинарного оформления философской науки эстетики (от греч. aisthёtikos - ощущение, чувственное восприятие). Человеческая чувственность стала предметом научного исследования лишь с XVIII в., встав в один ряд с разумом и волей, изучаемыми в фило-

софских разделах логики и этики. Исторически развитие образного мышления, связанного с воображением и фантазией, осуществлялось в процессе приобретения навыков чувственного постижения искусства, понимания эстетических категорий прекрасного, возвышенного, трагического и др., развития эстетического вкуса и, таким образом, формирования эстетического сознания.

Во второй половине XX века формообразование предметно-пространственной среды в единстве художественно-утилитарных целей приобрело самостоятельный вид эстетической деятельности - дизайна, а дизайн-формы массового и элитарного искусства заняли ведущие роли в эстетическом дискурсе современного общества: «Дизайн в XX веке стал глобальным феноменом, охватывающим самые разные сферы: от архитектуры и мебельного производства до графики. Язык дизайна стал универсальным коммуникационным и экспрессивным средством, позволяющим сделать свой выбор в мире неограниченных возможностей» [3, с. 8].

Историческая проектно-художественная близость дизайна к архитектуре и декоративно-прикладному искусству, дополняемая единой практической ориентированностью содержания, обусловила весьма тесное соприкосновение проблемы эстетической формы в дизайне с эстетикой художественной формы. По мнению А. Г. Лазарева, дизайн вообще позиционируется как новая сфера оказания услуг всему человечеству, выросшая из архитектуры, по созданию непрерывной эстетизированной среды и может рассматриваться как одна из форм архитектурного творчества по преобразованию предметов потребления повседневной жизни в предметы искусства. Несмотря на то, что проблема выявления онтологических оснований дизайна требует углубленных исследований, можно согласиться с А. Г. Лазаревым в части аксиологического единства архитектуры и дизайна.

Действительно, несмотря на различие в масштабах и сложность задач, стоящих перед современными дизайнерами и зодчими прежних культур, достигались единые «конечные цели - восхищение современников и потомков... высокохудожественными произведениями» [4, с. 302], т. е. создание эстетических форм положительного эмоционального воздействия.

В чем состоит принципиальное различие эстетико-худо-жественной и эстетико-дизайнерской формы? Говоря о сущности эстетической художественной формы в искусстве, ее традиционно лишают всякого утилитарного содержания. Именно по этому критериальному рубежу в теории эстетики проводят смыслозначимый раздел между искусством и дизайном как самостоятельными разнохарактерными видами эстетической деятельности. Таким образом, эстетическая форма в дизайне оценивается не только с чисто художественной стороны, с точки зрения ее эмоционально-чувственного воздействия на человека, но и в проекционном луче ее социально-практической ценности, пользы для человека.

Объективная форма, ранее существовавшая имплицитно, раскрывая свою скрытую сущность, приобретает формальную (формную) определенность в акте дизайн-творчества. Это не самопроизвольный процесс, он носит произвольный характер мировоззренческой объективации через субъективное видение мира дизайнером.

В современных идеях культуры постмодерна тенденция многообразия и сложности находит отражение в принципе

Гуманитарные исследования • 2017 • №4 (17)

23

поликультурализма, который становится ключевым понятием, сквозь него рассматриваются все другие феномены. Решение проблемы понимания эстетической формы в дизайне в данном аспекте становится весьма актуальным, выступая как поиск средств объединения различных культурных ценностей, смыслов, устранения конфликтных ситуаций в обществе. Это непосредственно связано с формированием практики поликультурализма - системы обучения и воспитания в культуре, предполагающей развитие умения личности жить и взаимодействовать в эстетически многообразном мире. Принципы поликультурного подхода - это достижение равновесия, корректировка взглядов, сохранение самобытности и создание единого гармоничного пространства разнообразных ценностей. Эстетический дискурс в этих условиях способствует духовному объединению людей различного этнического самосознания, создает платформу для роста процессов сотрудничества, взаимопонимания, ведения диалога в сложной многонациональной поликультурной среде.

Смысловая внешняя определенность визуально воспринимаемой формы в дизайне имеет особую значимость: сложность либо неоднозначность восприятия проектной идеи может полностью разрушить эстетическую выразительность созданной формы. Поэтому если характеристика выразительности художественного образа в искусстве заключается в самих средствах выразительности, а легкость считывания идеи может стоять задачей второго плана, то эстетическая проектная форма в дизайне создается с иным целеполаганием.

Главной задачей дизайн-формы является не стать принадлежностью выразительной эстетической ткани искусства и передать самобытное авторское видение мира, точнее, стать не только этим, но и главным образом функциональным решением конкретной пространственно-временной проблемной ситуации. В основании художественно-проектного образа эстетической формы в дизайне преобладает активность практического решения социального заказа, который осознается с позиции авторских идеалов.

Эффект легкости восприятия идеи, ясная образность, художественная выразительность и функционально-коммуникативная информативность составляют характерные черты эстетической выразительности дизайн-формы. Дэвид Лауэр и Стивен Пентак раскрывают соотношение между содержанием и формой простым вопросом: «что будет представлено и как оно будет представлено?» [5, с. 20], выделяя значимость мышления-обсуждения дизайнера для определения дизайн-концепции. Авторы отмечают, что условием успеха передачи в дизайн-форме заложенной идеи является отсутствие препятствий к ее пониманию: изображение -выбираемая художником или дизайнером форма - должно быть ясным и недвусмысленным. В таком случае оно будет понято многими поколениями и культурами вне зависимости от эпох и расстояний. В постижении мира эстетики культурных образов все больше расширяется эстетическое сознание, формируется мировоззренческая позиция человека.

В эпоху постмодерна эстетика предметно-пространственных форм объектов дизайна воспринимается предельно широко: в каждой конкретной ситуации как целостный образ эмоционально-чувственных, рационально-логических и композиционно-художественных культурных интерпре-тант. «Я» творца в мире постмодерна необычайно власт-

но расширяет рамки традиционного эстетического опыта от «любования» красотой до телесного погружения в виртуальное пространство форм, завораживающих, шокирующих нереальной пластикой, цветом, фактурным качеством поверхностей, парадоксальным сочетанием и игрой дизайн-средств, порой нарушающей стереотипы эстетических норм. В любом случае, кроме субъективно-интуитивной ориентированности художественных форм искусства, эстетика дизайн-форм объективно-социальна в своей коммуникативной функциональности.

Казалось бы, человек охватил эстетическим чувственным взглядом все доступные ему формы материальной организации целого и в дальнейшем в дизайне возможен лишь экстенсив: количественное расширение масштабов осмысления существующего и вновь созданного материального в космическом направлении.

Однако необходимо отметить, что дизайн имеет возможность выйти из отведенных ему предметных рамок внесубъ-ектного материального окружения, так называемой оформ-ленности «предметно-пространственной среды», захватывая в процессе своего осуществления и специфически оформляя субъектное пространство мыследеятельности.

Полагаем, что предметом эстетического анализа в дизайне должна являться форма, оформленность, но не только внешнего человеку материального мира, но и оформление концепции - генеральной идеи, основы мыслимого проектного образа, формирующегося непосредственно во внутреннем «нематериальном пространстве» человеческой личности. То есть в дизайне потенциально возможному расширению эстетического анализа подлежит область дизайн-методологии как область оформления самой мыследеятельности.

Эстетическая форма в современной визуальной культуре выступает средством развития человека, является основой его идентичности и бесконечного движения к творчеству и в творчестве. В сближении интуитивного и логического, откровенного и рационального эстетическая форма в дизайне становится ведущей антропологической проблемой, разработка которой играет важную роль в деле сохранения, утверждения и транслирования, а также обновления высокохудожественных эстетических ценностей в культуре общества.

1. Быстрова Т. Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 1. С. 80-85. URL: http://elibrary.ru/ download/ elibrary_17666967_68282143.pdf. (дата обращения: 25.09.2017).

2. Бычков В. В. Эстетический опыт России на рубеже тысячелетий // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. М., 2006. Вып. 2. С. 3-31.

3. Бхаскаран Лакшми. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве. АРТ-РОДНИК, 2006. 256 с.

4. Архитектура, строительство, дизайн : учеб. для студентов высших архитектурно-строительных учеб. заведений / под общ. ред. А. Г. Лазарева. Изд. 3-е. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 316 [1] с: ил.

5. Лауэр Д., Пентак С. Основы дизайна. СПб. : Питер, 2014. 304 с.

© Ковтун В. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.