Научная статья на тему 'К вопросу об экономических стратегиях регионального развития в Центральной Азии'

К вопросу об экономических стратегиях регионального развития в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
154
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зиядуллаев Н.С.

Сейчас резко повышается стратегическое значение новых суверенных государств Центральной Азии, обладающих огромными запасами нефти, газа, урана, золота и других полезных ископаемых. Политика России в этом важнейшем регионе пока ещё окончательно не сформировалась, хотя в ней и появились новые тенденции. Сегодня настало время для разработки новой концепции политико-экономического присутствия России в Центральноазиатском регионе. В течение всего периода независимости отношения между государствами внутри Центральноазиатского региона, несмотря на внешнюю демонстрацию взаимной лояльности и духовного родства, остаются крайне сложными и развиваются непоследовательно при одновременном действии двух противоположных тенденций: интеграции и дезинтеграции. Глубокие противоречия порождены самими геополитическими особенностями Центральной Азии. Так, богатые природные ресурсы оказались в замкнутом транспортном пространстве с ограниченными выходами на мировые рынки и сравнительно слабо развитой сетью коммуникаций, особенно внешних (многочисленные альтернативные нефтеи газопроводы существуют пока лишь на стадии проектов). К этому следует добавить стремление новых государств к экономической самостоятельности и экономико-транспортную привязанность к России; искусственный характер границ между государствами; значительные людские ресурсы (более 60 млн человек) и кадровый дефицит, особенно усилившийся в результате миграции русскоязычного населения; громадные водные ресурсы в горных районах и острейший дефицит воды в других местностях; чрезмерное выращивание хлопка, беспощадное эксплуатирование основных рек региона Сырдарьи и Амударьи; непрекращающееся усыхание Аральского моря, чреватое глобальным экологическим кризисом; перенаселение и дефицит жизненного пространства в Ферганской долине (до 500 человек на 1 км2) при наличии огромных пустующих пустынных территорий. Эти трудности и противоречия в значительной степени усиливаются низкой конкурентоспособностью региона в условиях глобализации, серьезными провалами в экономике, ростом социального недовольства, массовой безработицей, обнищанием населения...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об экономических стратегиях регионального развития в Центральной Азии»

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Н.С. ЗИЯДУЛЛАЕВ,

доктор экономических наук, профессор Института перспективных исследований* вице-президент Международного фонда «Реформа»

Сейчас резко повышается стратегическое значение новых суверенных государств Центральной Азии (ЦА), обладающих огромными запасами нефти, газа, урана, золота и других полезных ископаемых. Политика России в этом важнейшем регионе пока еще окончательно не сформировалась, хотя в ней и появились новые тенденции. Сегодня настало время для разработки новой концепции политико-экономического присутствия России в Центральноазиатском регионе.

Региональная интеграция. В течение всего периода независимости отношения между государствами внутри Центральноазиатского региона, несмотря на внешнюю демонстрацию взаимной лояльности и духовного родства, остаются крайне сложными и развиваются непоследовательно при одновременном действии двух противоположных тенденций: интеграции и дезинтеграции.

Глубокие противоречия порождены самими геополитическими особенностями ЦА. Так, богатые природные ресурсы оказались в замкнутом транспортном пространстве с ограниченными выходами на мировые рынки и сравнительно слабо развитой сетью коммуникаций, особенно внешних (многочисленные альтернативные нефте — и газопроводы существуют пока лишь на стадии проектов). К этому следует добавить стремление новых государств к экономической самостоятельности и экономико-транспортную привязанность к России; искусственный характер границ между государствами; значительные людские ресурсы (более 60 млн чел.) и кадровый дефицит, особенно усилившийся в результате миграции русскоязычного населения; громадные водные ресурсы в горных районах и острейший дефицит воды в других местностях;

* Научно-методическое руководство Институтом перспективных исследований осуществляется Отделением общественных наук РАН.

чрезмерное выращивание хлопка, беспощадное эксплуатирование основных рек региона Сырдарьи и Амударьи, непрекращающееся усыхание Аральского моря чревато глобальным экологическим кризисом; перенаселение и дефицит жизненного пространства в Ферганской долине (до 500 чел. на 1 км2) при наличии огромных пустующих пустынных территорий.

Эти трудности и противоречия в значительной степени усиливаются низкой конкурентоспособностью региона в условиях глобализации, серьезными провалами в экономике, ростом социального недовольства, массовой безработицей, обнищанием населения, бесконечными спорами о водо- и землепользовании между странами, отсутствием скорых решений по исправлению положения, обострением борьбы за передел собственности, возросшей активностью террористических организаций и наркодельцов.

Государства ЦА после распада СССР пытались развивать интеграцию на региональном уровне. Россия сначала была наблюдателем, а с 2004 г. стала членом Организации центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС). Однако это объединение впечатляющих успехов не добилось: цели и задачи провозгласили, а сроки и обязанности сторон не прописали. Разработали программу и стратегию развития центральноазиатской интеграции, но не было плана мероприятий с указанием конкретных исполнителей и сроков их выполнения. Есть достаточные основания считать эти соглашения скорее договорами о намерениях, поскольку реальная экономическая интеграция стран не прослеживается.

В связи с вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС существование ОЦАС потеряло смысл. Ведь на одном поле оказались две организации — с одними и теми же участниками и с примерно одинаковыми задачами. Правда, Узбекистан пока медленно присоединяется к соглашениям, которые уже дейс-

твуют в рамках ЕврАзЭС (их свыше 70). Не исключено теперь более активное участие и, возможно, присоединение Туркмении к ЕврАзЭС.

В 2006 г. официально учрежден Евразийский банк развития с уставным капиталом 1,5 млрд долл., при этом доля России — 1 млрд, или 2/3 голосов, а Казахстана — 500 млн (1/3 голосов). Хотя банк учрежден Россией и Казахстаном, по названию и поставленным целям, а также по тому, что он держит двери открытыми для всех членов ЕврАзЭС, можно судить о том значении, которое он имеет для них. Одной из основных задач, поставленных перед банком, является поддержка инфраструктурных, в том числе транспортных и энергетических, проектов на пространстве сообщества. Этот финансовый орган учрежден с целью содействия устойчивому развитию экономик государств ЕврАзЭС, расширения взаимной торговли и поощрения прямых инвестиций, в том числе в рамках частно-государственного партнерства. При этом банк освобождается на территории России и Казахстана от любых налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Центральноазиатские государства связывают общие бассейны рек Сырдарья и Амударья, единая экологическая система, общая линия газопроводов Газли — Бухара — Ташкент — Чимкент — Алма-Ата. Первостепенной задачей считается выработка единой для ЦА водно-энергетической стратегии. На территории Туркмении, Узбекистана и Казахстана находится 4,3 % мировых доказанных запасов газа. Они составляют около 8 трлн м3. Вполне естественно, что объем экспорта газа в перспективе будет возрастать. В Киргизии и Таджикистане газовые месторождения практически отсутствуют или не разработаны. Эти страны относятся к импортерам газа, и поставки природного газа для них жизненно важны. Через территорию Казахстана проходит один из основных газопроводов «Средняя Азия — Центр», позволяющий поставлять узбекский и туркменский газ в Россию, Украину и страны Закавказья.

Казахстан поставил непосильную другим странам Центральной Азии, амбициозную задачу — в течение следующих 10 лет войти в число 50 самых конкурентоспособных наций мира. В мае 2007 г. в Алма-Ате прошел представительный международный форум — заседание Экономической и социальной комиссии Азии и Тихоокеанского региона при ООН (ЭСКАТО), на котором Н. Назарбаев огласил свою последнюю идею — создание Союза центральноазиатских государств, т. е. интеграцию Центральной Азии вокруг Казахстана. Эта идея уже поддержана лидерами Киргизии, Туркмении

и Таджикистана, которых Н. Назарбаев активно втягивает в орбиту совместной деятельности.

Единственная страна, которая пока демонстративно игнорирует интеграционные усилия Казахстана, — это Узбекистан, который всегда был доминирующей силой в Центральной Азии и не хочет признать за Казахстаном очевидное лидерство в экономической сфере и интеграционных процессах. Так что трения между двумя странами региона все-таки сохранятся, хотя Узбекистан, не имеющий общей границы с Россией, скорее всего будет вынужден согласиться поучаствовать в создании такого союза.

Важнейшими направлениями экономического взаимодействия и интеграции в регионе стали совместное рациональное использование водных, энергетических и других природных ресурсов, поиск механизмов взаимовыгодной приграничной торговли, привлечение иностранного капитала к созданию общей транспортной системы TRASEKA (возрождение «Великого шелкового пути», который многие столетия проходил через Центральную Азию), обеспечивающей новые выходы на ближневосточный и мировой рынки. Там в последние годы в борьбе за контроль над запасами нефти и природного газа, а также над магистральными маршрутами их транспортировки на первые рубежи выдвинулась и ЦА, ключевые государства которой — Казахстан, Узбекистан и Туркменистан — входят в число 15 стран, обладающих наибольшими доказанными запасами углеводородного сырья.

Активизация крупных держав в Центральной Азии. Как известно, пока не определены векторы геополитического тяготения. Здесь пересекаются интересы целого ряда стран. Это США и ЕС, Россия и Китай, Индия и Пакистан, Турция, Иран и Азербайджан, а также Украина, как страна, через которую транзитом в Евросоюз поступает туркменский газ.

Великие государства стратегически столкнулись в Центральной Азии. Главные «игроки» — США и Россия преследуют прямо противоположные цели. США, стремясь получить контроль над богатыми энергоресурсами региона, всеми силами стараются предотвратить попытки Москвы вновь сплотить вокруг себя бывшие республики.

В последнее время Китай демонстрирует не только растущую заинтересованность в сырьевых ресурсах и емких рынках региона, но и явные претензии на политико-экономическое влияние, прежде всего через структуры Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят

также четыре государства ЦА — Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия, выдвигаясь на роль ключевого игрока.

Взаимодействие России, США и Китая в регионе — это сложное соперничество «великих» за влияние над «малыми»: и совпадение интересов этих государств, и непреодолимые противоречия, и выработка общей стратегии во все более глобализирующемся мире.

Россия пытается сохранить и в будущем свои интересы в Центральной Азии путем сохранения экспортных потоков, транспортировки и маркетинга газа, а также внедрением в газодобычу. Россия ставит их в зависимость прежде всего от своих транспортных технологий, а инвестиции в добычу усиливают ее влияние в ЦАР и повышают лояльность местных властей.

В соответствии с имеющимися соглашениями почти все газотранспортные мощности региона выкуплены Газпромом до 2010 г. включительно, то есть больше никто не сможет купить дешевый центральноазиатский газ в обход России.

В последнее время Европа также проявляет растущий интерес к ЦА. Вполне возможно, что через некоторое время ЕС станет четвертой силой в отношениях великих держав в регионе.

В борьбе за влияние на ЦА к главным «игрокам» присоединились Турция, Иран, Индия, Пакистан и Япония, что создает новые неожиданные, порой противоположные интересы и влияет на устойчивость развития всего региона. Повышенную активность проявляет Япония, пытаясь перетянуть ЦА на свою сторону. Япония готова содействовать в продвижении открытого внутрирегионального сотрудничества и предоставить государствам ЦА инвестиции, товары и технологии, а также налоговые и таможенные привилегии на импортируемое оборудование.

Итак, ЦА находится в центре сложного переплетения интересов ведущих мировых и региональных держав. Все они ведут борьбу за влияние на Центральноазиатский регион, причем их задача — изменение направления векторов политико-экономической ориентации стран ЦА на самих себя. При этом США и ЕС будут проводить свою политику в регионе через новых союзников — Турцию, Украину, Азербайджан, Грузию. Кроме всего прочего, США смогут использовать политическое влияние в регионе для контроля за поставками отсюда энергоресурсов в Европу. США и ЕС поддерживают строительство газопроводов в обход России с юга. Однако ЕС, будучи конкурентом США в ЦА, в отличие от них, сам нуждается в газовых ресурсах.

В этой связи России необходим целый комплекс мер по сохранению своей роли энергетической сверхдержавы и увеличению своего влияния в данном регионе. Целью майского 2007 г. беспрецедентного шестидневного среднеазиатского турне Президента России В. В. Путина было предотвратить строительство транскаспийских трубопроводов в обход России и создать единую энергосистему с Казахстаном и Туркменией. Фактически речь шла о создании энергетического союза, в рамках которого Россия могла бы контролировать экспорт центральноазиатских энергоресурсов, а Туркмения и Казахстан — наращивать объемы и прибыль от экспорта. В Астане Владимир Путин заручился поддержкой Казахстана в вопросе наполняемости крайне важного для России нефтепровода Бургас-Александруполис (соглашение о его строительстве с Грецией и Болгарией было недавно подписано на высшем уровне). По трубопроводу предполагается транспортировка российской нефти от болгарского черноморского порта Бургас в греческий Алексан-друполис и далее на зарубежные рынки. Маршрут проложен в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы, что позволит разгрузить эту транспортную артерию и снизить стоимость поставок.

Главная геополитическая цель проекта — сделать нерентабельными конкурирующие проекты — Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД) и Баку—Тбилиси-Эрзерум (Турция), лоббируемые Западом и лишающие Россию при экспорте нефти ее геополитических преимуществ.

Однако, как показали переговоры, создание энергетического союза продвигается весьма проблематично. Казахстан и Туркмения крайне заинтересованы в доступе к инфраструктуре, а Запад форсирует альтернативные пути транспортировки энергоресурсов. Одновременно повышенную активность в строительстве нефтепроводов из Казахстана, Туркмении и Узбекистана проявляет Китай, в частности, через структуры ШОС. При этом Казахстан еще допускает мысль, что не все объемы экспортируемых им газа и нефти могут прокачиваться через территорию России. А Туркменистан не отказался от рассмотрения альтернативного варианта транспортировки газа по Транскаспийскому газопроводу.

Россия вступила в решающую битву за монополию транспортировки центральноазиатских энергоресурсов и на сегодня добилась крупного успеха — принято решение подготовить к 1 сентября соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода мощностью 30 млрд куб. м, строительство которого предполагается начать во второй

Прогноз структурных сдвигов в экономике государств Центральной Азии (% к ВВП)

Отрасль экономики Центральная Азия Юго-Восточная Азия* Индустриально развитые страны*

1998 2004 2010

Промышленность 14,0 19,0 24,0 27,0 32,0

В том числе машиностроение 13,7 23,1 22,0 26,0 25,0

Сельское хозяйство 26,4 27,3 25,0 11,0 4,0

Строительство 7,8 9,2 10,0 13,0 6,0

Услуги 35,1 35,7 36,0 45,0 55,0

Другие 15,0 10,0 4,0 4,0 3,0

* 2001 г.

Источник: Подсчитано автором по данным: 1) Россия и мир. Статсборник — М., Росстат, 2004; 2) Содружество независимых государств в 2004 г. Статежегодник. — М., Статкомитет СНГ, 2005; 3) Конкурентоспособность России. Межстрановый макроэкономический анализ. — М., ИМЭМО РАН, 2001; 4) Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки — М., Наука, 2004.

половине 2008 г. Кроме того, Москва берется за модернизацию и расширение до 12 млрд куб. м трубопровода Средняя Азия — Центр, и соответствующее соглашение также было подписано всеми участниками саммита — Россией, Казахстаном и Туркменией, а также Узбекистаном.

Все это существенно воздействует на направленность международных экономических связей. Их анализ важен при выработке и корректировке внешнеэкономической стратегии России, которой придется в этом регионе взаимодействовать с самыми разными партнерами, приспосабливаться к меняющейся ситуации внутри и вокруг ЦА.

Экономическое сотрудничество России с государствами Центральной Азии. ЦА относится к числу перспективных регионов. Сейчас в ходе структурных преобразований приоритет отдается, во-первых, экспортоориентированным отраслям, продукция которых традиционно имеет сравнительные преимущества на мировом рынке (переработка сельскохозяйственного и минерального сырья), и, во-вторых, созданию новых высокотехнологичных наукоемких отраслей (авиа-и автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение). Ожидается, что к 2010 г. доля экспорта в ВВП увеличится с 24,7 до 45 %. Существенно изменится и структура вывоза: доля машин и оборудования возрастет с 4,2 до 16,5 %, тогда как хлопка-волокна — уменьшится с 38,6 до 15,9 %, невозобновляемых природных ресурсов — с 15,9 до 6,6 %. Предполагается сближение отраслевых структур экономики азиатских и индустриально развитых стран (табл.).

Стратегическим направлением сотрудничества России и государств ЦА со странами АТР, несомненно, считается решение наиболее острой глобальной проблемы обеспечения мировой экономики энергоресурсами. Реализация инициативы России по созданию центральноазиатского

объединения экспортеров нефти и газа открывает этим странам более широкий доступ на зарубежные рынки, и, следовательно, увеличивает их доходы от экспорта энергоносителей.

Новый президент Туркмении в ходе своего визита в Россию в апреле с. г. дал понять, что всерьез заинтересован в транскаспийском проекте (ТКТ), который предусматривает строительство газопровода по дну Каспийского моря пропускной способностью 30 млрд куб. м в год. Из него газ мог бы поступать в газопровод Баку—Тбилиси — Эрзерум и далее в Европу через трубопровод №Ьиссо. Этот маршрут активно лоббируется Европой и США, но сейчас в реализации этого проекта возникли трудности. ЕС решил отложить принятие окончательного решения по проекту до весны 2008 г. Если ТКТ будет построен, туркменский газ получит доступ на европейский рынок в обход России и станет конкурентом газа «Газпрома».

На переломном этапе России было чрезвычайно важно добиться союза с Туркменией, где смена руководства страны спровоцировала активные «ухаживания» Запада. Евросоюз предложил Ашхабаду 1,7 млн евро на проведение ТЭО проекта Транскаспийского трубопровода для транспортировки газа в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию. Еще ранее Китай, который уже в 2010 г. будет импортировать до 80 млрд м3 газа, предложил Туркмении перекинуть в Китай через всю ЦА нитку туркменского газопровода с подключением к ней Казахстана и Узбекистана.

Дальнейшее сотрудничество РФ с государствами ЦА имеет важнейшее значение для контроля за поставками газа из этого региона на западные рынки и соответственно для сохранения позиций России на европейском газовом рынке. В другом случае экспортные газопроводы ЦА могут быть направлены не только через Россию в ЕС, но и в Китай, Пакистан и Индию, составив там конку-

ренцию российскому газу. Казахстан, Туркмения и Узбекистан — потенциальные поставщики нефти и газа для Китая, Индии, Пакистана, всей Южной Азии и могут стать конкурентами России в экспорте газа в КНР из Сибири и Сахалина, а также Ирана и Азербайджана, планирующих разработку газа на каспийском шельфе.

Усиление экономических позиций РФ в регионе возможно путем предоставления крупных кредитов, участия в модернизации транспортной инфраструктуры, использования российских газопроводов для экспортного транзита, продвижения российских компаний и бизнеса, инвестиций в разведку и добычу газа, создания совместных предприятий по транспортировке и добыче газа.

Одним из важных элементов глобальной энергетической политики может быть создание единого энергетического пространства в рамках ШОС, регионального «Энергетического клуба», где будут представлены и страны — производители энергосырья (Россия, Казахстан, Узбекистан и примыкающий к ШОС Иран, а впоследствии, возможно, Туркменистан и Азербайджан), и страны-потребители (Китай, Таджикистан, Киргизия, а также Индия и Пакистан)

К 2015 г. добычу нефти в Казахстане планируется увеличить до 150 млн т, экспорт — до 125 млн т, добычу природного газа — до 40 млрд м3, а в Узбекистане и Туркменистане — до 110 млрд м3 в

1 Каримова Г. Предпосылки формирования единого энергетического рынка в рамках ШОС // Мир перемен. 2006. № 4. С. 155.

2 Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации. — М.: Наука. 2005. С. 118.

каждой, значительная часть будет экспортироваться в страны ШОС и АТЭС. В перспективе ожидается резкое увеличение поставок энергоресурсов из России и Центральной Азии в Китай, Японию, Корею, страны Юго-Восточной Азии. Доля стран АТЭС в товарообороте России повысится с 9,5 % в 2004 г. до 35 % — в 2025 г.2 Аналогичные изменения произойдут и в структуре экспорта стран ЦА.

Пришло время разработки новой концепции экономического присутствия России в Централь-ноазиатском регионе. Национальные интересы России сводятся здесь, на наш взгляд, к следующим целям:

• обеспечение стабильности в ЦА на основе максимально тесных партнерских отношений с соответствующими государствами. Любой сценарий дестабилизации может иметь для России самые тяжелые последствия;

• сохранение единого экономического пространства с ЦА в рамках ЕврАзЭС для удержания достаточно емкого рынка сбыта своей продукции и устойчивого импорта из региона целого ряда сельскохозяйственных и промышленных товаров;

• использование географического положения и транзитного потенциала ЦА между Россией и крупнейшими странами мира — Китаем и Индией — в целях беспрепятственного поддержания и развития партнерских отношений России с Китаем, Индией и Ираном, со странами АТР;

• обеспечение ведущей роли России в регионе за счет активизации экономического взаимодействия в рамках ЕврАзЭС, СНГ и ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.