Научная статья на тему 'К вопросу об экологическом образовании и экологическом сознании в целях устойчивого развития'

К вопросу об экологическом образовании и экологическом сознании в целях устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
185
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологический кризис / устойчивое развитие / экологическое образование / экологическое сознание / environmental crisis / sustainable development / environmental education / environmental awareness.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Александрова Елена Сергеевна

Данная статья представляет собой анализ проблемы экологического кризиса, стоящего перед человечеством. Особое внимание уделено образованию в целях стратегии устойчивого развития (Sustainable development), а также формированию экологического сознания для преодоления данного кризиса. Показана важность включения в образовательный процесс основных компонентов экологического сознания: когнитивного, аффективного и поведенческого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ECOLOGICAL EDUCATION AND ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

This article is an analysis of the problem of the environmental crisis facing humanity. Particular attention is paid to education for the Sustainable Development Strategy, as well as the formation of environmental awareness to overcome this crisis. The importance of the inclusion in the educational process of the main components of environmental consciousness: cognitive, affective and behavioral.

Текст научной работы на тему «К вопросу об экологическом образовании и экологическом сознании в целях устойчивого развития»

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Александрова Елена Сергеевна (Москва, Россия), старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: sedova.el@gmail.com

Аннотация. Данная статья представляет собой анализ проблемы экологического кризиса, стоящего перед человечеством. Особое внимание уделено образованию в целях стратегии устойчивого развития (Sustainable development), а также формированию экологического сознания для преодоления данного кризиса. Показана важность включения в образовательный процесс основных компонентов экологического сознания: когнитивного, аффективного и поведенческого.

Ключевые слова: экологический кризис, устойчивое развитие, экологическое образование, экологическое сознание.

TO THE QUESTION OF ECOLOGICAL EDUCATION AND ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Alexandrova Elena Sergeevna (Moscow, Russia), senior researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: sedova.el@gmail.com

Abstract. This article is an analysis of the problem of the environmental crisis facing humanity. Particular attention is paid to education for the Sustainable Development Strategy, as well as the formation of environmental awareness to overcome this crisis. The importance of the inclusion in the educational process of the main components of environmental consciousness: cognitive, affective and behavioral.

Keywords: environmental crisis, sustainable development, environmental education, environmental awareness.

В настоящее время глобальный экономический и экологический кризис, возникший в результате активного человеческого влияния на окружающую среду, стоит как никогда остро перед всем человечеством. Последние годы общество сотрясают масштабные климатические и эпидемиологические катастрофы. Несмотря на то, что в ряде развитых стран достигнут высокий уровень качества и продолжительности жизни, люди все равно подвержены возникновению серьезных заболеваний и эпидемий, последствиям военных действий, миграционной политики, а также в чрезвычайных ситуациях сталкиваются с проблемой свободного доступа к чистой питьевой воде, качественному продовольствию и медикаментам.

Сложившаяся ситуация требует все более серьезных и безапелляционных мер, а не поверхностных изменений и формальных решений. Особое внимание уделяется культурным предпосылкам взаимодействий людей друг с другом, а также с природной средой. В этом смысле образование является одним из сильнейших инструментов моделирования нашего будущего и ключевым фактором культурных изменений. Образование является незаменимым фундаментом для изменения мышления людей с тем, чтобы они имели возможность анализировать и принимать взвешенные решения стоящих перед ними проблем. Речь идет не об образовании в целом, а о значимости образования, отвечающего целям стратегии устойчивого развития, стержнем которой является принцип развития общества, который должен обеспечивать достижение социально-экономического роста, а также охраны окружающей среды таким образом, чтобы удовлетворение насущных потребностей ныне живущих людей не лишало бы этой возможности будущих поколений [6].

Образование, отвечающее целям устойчивого развития, заключается в изменении сознания общества и предполагает непрерывное обучение на протяжении всей жизни всех категорий граждан. Это системный подход, который оказывает влияние как на

содержание учебных программ, так и на методы преподавания, формирует знания и навыки экологически осознанного поведения как детей, так и взрослых [4, 6].

Одной из главных целей образования в интересах устойчивого развития является также включение в образовательный процесс основных компонентов экологического сознания: когнитивного (в виде образов и представлений), аффективного (в виде эмоционально окрашенных отношений) и поведенческого (в виде конкретных действий) [5], которые оказывают влияние на формирование ценностей людей, таких, как эмпатия и критическое мышление. Вместе с компромиссом и ответственностью по отношению к окружающей среде необходимо построить новые ценности и способы взаимодействия как с людьми, так и с природной средой [8].

Выполнению задач, стоящих перед образованием в целях устойчивого развития способствуют принципы и методы формирования экологического сознания в учебной деятельности. Это и моделирование экологических ситуаций / проблемных ситуаций (деловые и экологические игры), экологические беседы/дискуссии (форма экологического взаимодействия с целью обмена мнениями, информацией), взаимодействие с природной средой (формирование психологической значимости общения с природными объектами), идентификация (отожествление себя с кем-то/чем-то другим), рефлексия (самосознание, эмпатия), эколого-ориентированная деятельность (непосредственное участие в природоохранных мероприятиях) [2, 7].

С.В. Алексеев отмечает, что школьный возраст является важнейшим этапом развития личности человека. Те, кто сегодня проходят школьное обучение, завтра станут полноценными гражданами страны. Это будущие родители, общественные деятели, политики, бизнесмены и др., все они на своих местах будут оказывать влияние на экологическое будущее как свое, так и планеты в целом [2].

Экологическое сознание школьника, как мы отмечали выше, формируется за счет развития когнитивной, аффективной и поведенческой сфер личности, результатом развития которой является активная реализация субъектной позиции обучающегося [2]. На основании анкетного опроса школьников об экологической культуре С.В. Алексеевым было выявлено, что наиболее важными целями устойчивого развития для школьников являются качественное образование (57,4 %), чистая вода и санитария (56,2 %), хорошее здоровье и благополучие (55,6 %), достойная работа и экономический рост (51,6 %), ликвидация нищеты (45,6 %) [2].

В сравнительном социологическом исследовании Л.Ю. Ивановой было проанализировано отношение современных школьников и их сверстников из 90-х к мусору. Полученные данные показали, что у нынешней молодежи культура поддержания чистоты значительно повысилась: они реже сорят на улицах и на природе, выбрасывают мусор в положенных местах [3].

Нами, в свою очередь, было проведено исследование мотивации экологического поведения молодежи, в котором мы поставили пред собой задачу выяснить, что молодежь подразумевает под понятием «экологическое поведение» и какое поведение, по их мнению, оказывает положительное влияние на окружающую среду. Наиболее популярным и часто встречающимся ответом почти у 90 % опрошенных был ответ, связанный с мусором, его переработкой, раздельным сбором, выбросом в специально отведенные места. На втором месте по популярности у 60 % опрошенных был ответ, связанный с осознанным потреблением. Следующей категории ответов можно дать название «нравственные ценности», такие ответы присутствовали у 30 % испытуемых.

Немаловажную роль в развитии устойчивого развития играет гражданская активность. Так, существенный вклад в развитие экологических приоритетов страны вносят экологические НПО. Однако, как отмечает Л.Ю. Иванова, участие молодежи в их деятельности

все еще остается на низком уровне. Школьники чаще участвуют в единичных акциях, например, в ставшем популярным в школах сборе «добрых крошечек». В связи с этим, по мнению автора, «большую значимость приобретает организация просвещения населения в вопросах социальной экологии и особенно школьного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, в задачи которых входит формирование у подрастающего поколения понимания необходимости решения экологических проблем и снижения антропогенного давления на природное окружение, а также навыков улучшения экологической ситуации» [3, с. 189].

На наш взгляд, исследования психологии образовательной среды в контексте устойчивого развития сейчас особенно актуальны, поскольку преодоление экологического кризиса, вызванного деятельностью человека, невозможно без изменений в мировоззрении как детей, так и взрослых, в их отношении к окружающему миру, что, соответственно, невозможно без повышения уровня экологического сознания и активного экологического поведения с помощью непрерывного образовательного процесса всех слоев населения.

Литература

1. Алексеев С.В. Цели устойчивого развития: глазами петербуржцев // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / Отв. ред. В.И. Панов. — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: Университетская книга, 2020. - C. 16-21

2. Алексеев С.В. Экологический подход как методология современного образования // VI Всероссийская конференция по экологическому образованию «От экологического образования к экологии будущего» (30 октября — 1 ноября 2019, Москва). [Электронный ресурс]. URL: http:// new.вкэо.рф/2019/10/23/ekologicheskij-podhod-kak-metodologiya-sovremennogo-obrazovaniya/ (дата обращения 19.02.2020).

3. Иванова Л.Ю. Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 1. С. 189—201.

4. Идеи устойчивого развития в школе. Отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования: монография / Под ред. А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской. — М.: Центр «Образование и экология», 2017. — 172 с.

5. Мдивани М.О., Хисамбеев Ш.Р. Экологическое самосознание как основа проэкологичес-кого поведения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 346—348.

6. Панов В.И. Стратегия устойчивого развития и экологическая психология (вместо предисловия) // Экопсихологические исследования — 5. Сборник научных статей участников 8-й Российской конференции по экологической психологии. — М., 2018. — С. 3—13.

7. Ясвин В.А. Методологические основы организации среды эколого-космического образования // Дорога в космос. Космическое образование в России. — М., 2019. — С. 427—432.

8. David Andres Ampuero, Christian Miranda, Samantha Goyen. Positive psychology in education for sustainable development at a primary-education institution // Local Environment: The International Journal of Justice and Sustainability. — 2014. — Р. 745—763.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.