СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
УДК 372.881.1
Елена Викторовна Абубакарова, Татьяна Анатольевна Райкина
К вопросу об эффективных методах усвоения профессионально-ориентированной лексики и способах увеличения словарного запаса студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе
Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность усвоения нового лексического материала в процессе обучения студентов иностранному языку, а также предложена эффективная методика работы с профессионально-ориентированной лексикой, позволяющая упростить процесс запоминания новых слов и расширить словарный запас обучающихся.
Ключевые слова: словарный запас, ассоциативный метод, коммуникативные навыки, профессионально-ориентированная лексика, методика преподавания иностранного языка.
Каждый человек, изучающий иностранный язык, в конечном итоге, хочет научиться свободно общаться на этом языке. Однако большинство людей, не смотря на длительный срок изучения иностранного языка сначала в школе, а затем в высшем учебном заведении, испытывают с этим колоссальные сложности. Причин подобной ситуации может быть множество: от банального отсутствия базисных лексико-грамматических знаний, являющихся основой формирования речевых умений и навыков до языкового барьера, проявляющегося в страхе сделать ошибку или сказать что-то неправильно. Однако одной из ключевых причин неспособности обучающегося продуцировать спонтанную иноязычную речь в реальной ситуации общения зачастую является маленький словарный запас, и особенно остро эта проблема проявляется в сфере профессионального общения.
Решению проблемы эффективного усвоения лексики в процессе изучения иностранного языка посвящено огромное количество исследований отечественных (Б.В. Беляев, П.Б Гурвич, И.А. Зимняя, В.С. Коростелев, Е.И. Пассов, В. С. Цетлин, А.Н. Шамов и др.) и зарубежных (Л. Зильберт, Н. Шмит, А. Стивен и др.) ученых. На сегодняшний день выявлены и изучены основные психологические аспекты обучения новой лексике, разработаны эффективные методы и тех-
ники запоминания новых слов (мнемотехника, синонимический ряд, аудиолингвистический метод и др.), составлены комплексы упражнений для каждого этапа работы над новым лексическим материалом. Вместе с тем вопрос расширения профессионально-ориентированного словарного запаса обучающихся, включающего наиболее сложную для запоминания отраслевую терминологию, а также методика работы с данным пластом лексики недостаточно изучены, что обуславливает актуальность нашего исследования.
В ходе исследования нами были выявлены основные факторы, препятствующие эффективному усвоению профессионально-ориентированной лексики, а также разработан комплекс мер по их устранению. К основным факторам относятся:
Учебный материал. Основным источником профессионально-ориентированной лексики являются профессионально-ориентированные аутентичные тексты, работа над которыми чаще всего сводится к их чтению и переводу, реже пересказу, а также заучиванию списка профессионально-ориентированных слов и терминов из этих текстов. Как правило, послетекстовые упражнения выстроены по одному образцу и носят имитационный характер, то есть предполагают использование новых слов в одной и той же форме, в одном и том же контексте. Это существенно сокращает возможности обучающихся научиться использовать изучаемую лексику в самостоятельной речевой деятельности и сводит результат работы к нулю.
Истинная цель упражнений, направленных на запоминание новых слов, должна заключаться в том, чтобы продемонстрировать обучающимся всю многогранность изучаемых лексических единиц и дать возможность поэкспериментировать с их формой и значением.
Способ презентации и запоминания новой лексики. На практике в целях экономии времени, а иногда и в силу недостатка знаний в области методики обучения иностранным языкам новые слова презентуются, а затем и заучиваются студентами в изолированном виде. Подобный способ запоминания слов является абсолютно не продуктивным. Работая с новым словом, необходимо узнать не только его произношение, графическое изображение и перевод на родной язык, но и наличие других значений, его производные формы, синонимы, антонимы, наличие устойчивых выражений и сочетаемость с другими словами. Чем больше информации получает обучающийся о новой лексической единице, тем выше шансы того, что эта лексическая единица станет частью его словарного запаса и будет активно использоваться в собственной речевой деятельности.
Практика. Отсутствие практики устной речи или ее недостаточное количество является главной причиной трудностей усвоения новой
лексики, и приводит к тому, что обучающиеся очень быстро забывают выученные слова. Особенно ярко эта закономерность проявляется в процессе работы над профессионально-ориентированным словарем, который не входит в темы повседневного общения. Искусственно создаваемые ситуации общения не всегда соответствуют интересам обучающихся, чем усложняют процесс запоминания новой лексики.
В качестве эффективного метода преодоления перечисленных выше сложностей и повышения эффективности запоминания профессионально-ориентированных слов мы предлагаем использовать в процессе работы с новой лексикой составление так называемых «визитных карточек» лексических единиц. Суть данного метода заключается в следующем: на первичном этапе знакомства с новым лексическим материалом обучающимся предлагается выбрать 5-6 новых лексических единиц из 11-12, включенных в лексический минимум изучаемой темы, и составить для каждой из них визитную карточку. Обучающиеся выбирают те слова, которые представляют для них наибольший интерес, что «само по себе увеличивает шансы запоминания и дальнейшего использования этих слов в речи» [4].
Визитная карточка может представлять собой страницу в тетради или отдельный лист бумаги, в центре которого записывается выбранное слово. Для усиления визуального эффекта и активизации зрительной памяти слово можно записать цветной ручкой или маркером.
Следующий этап предполагает работу со словарем (в нашем исследовании Longman Dictionary of Contemporary English), в ходе которой студенты находят и записывают в карточке всю информацию о данной лексической единице, а именно: транскрипция слова; значение слова; производные формы (в других частях речи); примеры предложений с данным словом; синонимы; антонимы; коллокации (устойчивые сочетания с другими словами); грамматические особенности; ассоциация (индивидуальна для каждого обучающегося).
На последнем пункте хотелось бы остановиться более подробно. Среди многочисленного количества эффективных техник и методов запоминания слов, на наш взгляд, особое внимание заслуживает ассоциативный метод, основанный на запоминании новых слов через установление зрительных, звуковых или иных психологических ассоциаций с изучаемым словом. Автор данного метода не известен, однако исследованием эффективности этого метода занимались ученые Стэндфордского университета.
Учитывая тот факт, что наша память работает по принципу связывания уже известной информации с вновь полученной, данный метод дает хорошие результаты по сравнению с обычным заучиванием. Алгоритм очень прост и доступен для каждого. Новое иностранное
слово произносится вслух и устанавливается ассоциация со словом родного языка, похожим по произношению. В свою очередь, к созвучному слову родного языка подбирается смысловая ассоциация. У разных людей ассоциации с одним и тем же словом могут быть абсолютно разные. Чем необычнее и абсурднее ассоциация, тем проще и легче запоминается слово. Таким образом, метод составления визитной карточки позволяет обучающимся получить полное представление о новой лексической единице, что значительно облегчает процесс ее запоминания и дальнейшего использования.
После составления визитных карточек обучающимся предлагается на выбор рассказать о подлинной ситуации из жизни или придумать вымышленную историю, используя изученные лексические единицы, применяя полученные теоретические знания на практике.
На следующем этапе закрепления новой лексики каждый студент презентует остальным обучающимся выбранные слова, рассказывая на иностранном языке о том, что узнал о каждом новом слове в процессе работы со словарем и составления визитной карточки. Данный вид деятельности, с одной стороны, является отличным способом устной практики для презентующего, с другой стороны, помогает обогатить знания других студентов, которые работали над другой группой слов. Роль преподавателя на этом этапе заключается в наблюдении за студентами и предоставлении обратной связи или комментариев в случае необходимости дополнительной информации о словах.
На этапе контроля усвоения нового лексического материала студенты в форме игры оценивают степень запоминания слов и готовности использовать их в речевой деятельности. Обучающиеся работают в паре, где один студент выступает в роли тестируемого, а второй - тестирует оппонента, задавая ему вопросы на иностранном языке, относительно изученных им раннее слов, вытаскивая поочередно одну из шести визитных карточек. Далее студенты меняются ролями. В случае возникновения вопросов, спорных ситуаций в процессе обсуждения, обучаемые могут обратиться за помощью к преподавателю.
И наконец, на завершающем этапе работы с профессионально-ориентированной лексикой студентам предлагается написать сообщение на тему, связанную с изучаемой лексикой, максимально используя все изученные слова, устойчивые выражения, синонимы и антонимы, обращая внимание как на смысловую, так и на грамматическую корректность использования новых слов в письменной работе.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что грамотно организованная работа обучающихся с новым лексическим материалом, а также использование эффективных методов запоминания слов могут способствовать повышению эффективности усвоения
профессионально-ориентированной лексики и увеличению словарного запаса студентов.
Библиографический список
1. Обучение лексике иностранного языка // Общая методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1967. - 105 с.
2. Цетлин В. С. Работа над словом // Иностранный язык в школе. - 2002. - №3. - С. 23-29.
3. Lampariello L. Forget it: the secret of remembering words [Электронный ресурс]. - URL: http://www.thepolyglotdream.com/forget-it-the-secret-of-remembering-words/.
4. Longman dictionary of contemporary English: словарь / Direct. D.Summers. - Harlow: Longman, 2003. - 1950 p.
УДК 372.881.1
Ольга Владимировна Раззамазова, Татьяна Валерьевна Шенкнехт
Работа с иноязычными источниками в процессе формирования научно-исследовательской культуры
студентов
Аннотация. Статья посвящена особенностям работы с иноязычными источниками в процессе формирования научно-исследовательской культуры студентов. В работе рассмотрены некоторые этапы формирования навыка поиска, чтения и анализа материалов на иностранном языке.
Ключевые слова: иноязычные источники, научно-исследовательская культура, чтение, профессионально-ориентированный текст.
Научные исследования представляют собой важный элемент высшего образования, позволяющий вовлекать обучающихся в исследовательскую деятельность, что имеет существенное значение для профессионального становления будущих специалистов. В профессиональной деятельности нередко возникает необходимость найти, извлечь определенную профессионально значимую информацию из печатных источников и затем передать ее в том или ином виде другим участникам общения. Важны при этом не только работы отечественных авторов, но и зарубежных исследователей, поскольку такие труды позволяют изучить передовой международный опыт в определенном вопросе. Данными обстоятельствами обусловлена актуальность чтения