Научная статья на тему 'К вопросу об эффективных формах самостоятельной творческой работы студентов'

К вопросу об эффективных формах самостоятельной творческой работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективных формах самостоятельной творческой работы студентов»

3. Лямина, Е. А. Психологическое содержание личностного самоопределения студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Лямина. - М., 2002 - 17 с.

УДК 378.147.886

О. П. Осипова

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Подготовка будущего педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависят от сознательной, целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности студента. Учебные занятия, ограниченные временными рамками, не позволяют раскрыть в полном объеме содержание изучаемых педагогических наук; информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать, исходя из чего акцент делается на усиление самостоятельной работы студентов.

Эффективным средством приобщения к творческой деятельности является самостоятельная работа во всех ее видах и проявлениях, так как известно, что самостоятельность является одним из основных качеств творческой личности.

В организации самостоятельной работы студентов мы придерживаемся следующего ее определения: творческая самостоятельность как качество деятельности личности проявляется в стремлении к применению новых приемов в решении поставленной учебной задачи, поиске путей преодоления затруднений, потребности вносить элементы новизны в способы выполнения заданий.

Показателями творческой самостоятельности считаются новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность, целесообразность, ценность, перенос знаний в новую ситуацию. В значительной степени отсутствие умений самостоятельной творческой деятельности студентов объясняется отсутствием индивидуального подхода к самостоятельности вообще. Кроме того, за последние годы сузились и сами формы самостоятельной работы, снизился уровень их творческого характера. Отсюда возникает задача - выявить эффективные формы самостоятельной творческой работы. Рассмотрим некоторые из них.

Семинарское занятие в форме защиты учебного проекта. Семинарское занятие представляет собой заключительный этап работы над учебным проектом «Здравствуй, школа! Здравствуй, учительская роль!» на четвертом курсе педагогического отделения математического факультета и отражает предметное, социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста - учителя математики. Заданная тематика входит в содержание ОПД.Ф.02 «Педагогика» и соответствует календарно-тематическому планированию по блоку «Педагогические технологии», «Психологопедагогический практикум».

Дидактическая цель заключалась в освоении психолого-педагогических знаний для успешного прохождения профессиональной педагогической практики, а также в овладении технологией проектной деятельности. Учебный проект был представлен в жанре разработки педагогического дневника, записанного в программе Power Point в версии CD-ROM.

Актуальность выбранной темы неоспорима. Данное занятие в какой-то мере решает проблему оптимизации процесса прохождения профессиональной педагогической практики в вузе. Студенты педагогического отделения, отвечая за свое право быть Учителем и Воспитателем, должны ясно осознавать и представлять, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в процессе освоения профессии учителя. Все это ставит перед студентами постоянную задачу непрерывного совершенствования организаторских, исследовательских и коммуникативных способностей в ходе профессиональной педагогической практики.

Нововведением является то, что была предложена эффективная форма проведения установочной конференции по педпрактике - в виде защиты учебного проекта, итоговым этапом которого явилась презентация педагогического дневника. В процессе работы студенты смогли освоить методику создания учебного проекта, так как технология проектного обучения является одним из ведущих методов в современной школе, направленных на интеграцию теории и практики; приобрели индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

Основная идея учебного проекта «Здравствуй, школа! Здравствуй, учительская роль!» - организация деятельности студентов по решению практических задач, взятых из содержания педагогической практики на четвертом курсе. Такой подход обеспечил формирование практических умений и навыков, что доказали выступления студентов. Студенты имели возможность реальной деятельности, в которой они смогли проявить свою индивидуальность. В конкретном случае каждый разработал и представил отдельную страницу педагогического дневника. Разработки в виде раздаточного материала получил каждый студент. В результате студенты обогатили свои педагогические копилки, представленные в виде объемных папок-портфолио «Педпрактика».

Применение данного метода обучения помогает решить проблему превращения студента в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных возможностей; создает условия для реального использования, развития и обогащения собственного опыта и представления о будущей профессии учителя математики. Инновационным является создание учебнометодического комплекса (УМК) по педпрактике как основного средства обучения. (Именно УМК, а не отдельных разрозненных методических рекомендаций).

Инвариантной (обязательной) частью УМК является следующее:

1. Электронное пособие по прохождению педпрактики на педагогическом отделении математического факультета ИМИ ЯГУ, созданное совместно с методистами кафедры методики преподавания математики и самими студентами (Книга для студента).

2. Рабочая программа преподавателя «Педпрактика для студентов IV курса МПО ИМИ».

3. Педагогический дневник (Рабочая тетрадь студента).

В стадии доработки находятся дополнительные средства обучения, т. е. все то, что разумно дополняет и компенсирует определенные недостатки базового УМК (электронная библиотечка, видеобанк уроков математики и внеклассных занятий, таблицы и схемы, карточки, модели, музыка и песни и т. д.).

На наш взгляд, учебный проект «Здравствуй, школа! Здравствуй, учительская роль!» простраивает содержательные связи между лекциями, практическими и семинарскими занятиями; согласовывает содержание занятий, а также руководство практической работой студентов в школе; соответствует требованиям дидактики высшей школы: научности, доступности, прочности усвоения знаний, сознательности, активности, самостоятельности, связи практического опыта с теорией, системности и последовательности в профессиональной подготовке будущих учителей.

Одной из популярных интерактивных форм организации семинарских занятий являются учебные дебаты. В основе дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т. д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают студентов к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей.

Предлагаются и такие творческие формы обучения, как педагогическое эссе и составление педагогического коллажа. Ценность педагогического эссе видится не только в самостоятельных суждениях о педагогических фактах, но и в убедительной аргументации своей позиции по той или иной научной проблеме. Использование эссе дает возможность индивидуализировать процесс обучения.

Создание педагогического коллажа позволяет включить в работу всех студентов. Коллаж является более ассоциативным и индивидуальным методом. В отличие от других форм он содержит авторскую, иногда парадоксальную точку зрения, высказанную в произвольной форме. После завершения педагогической практики студенты в форме коллажа и педагогического эссе выражают не только свои чувства и настроения, но и мысли о первых педагогических опытах. Предлагаем примерную тематику студенческих педагогических коллажей:

- Первый день в школе. «Педагогическая проба»;

- Мой рабочий день в школе;

- «Классное дело»;

- «Смешинки»;

- Студент-практикант глазами учащихся;

- По одежке встречают - по уму провожают;

- Современный учитель: каков он?

- Школа будущего;

- Лучшая страница «Педагогического дневника».

Такая всесторонне творческая подготовка к прохождению педагогической практики позволяет студентам педагогического отделения факультета математики с успехом защищать честь факультета на конкурсах и конференциях.

Исследовательские умения будущего учителя пронизывают и обогащают все другие сферы его деятельности. Благодаря этим умениям и осуществляются познавательные функции. Ведь в процессе профессионального обучения идет, к сожалению, процесс простого заполнения памяти, умственный труд студента - пассивно-усвоительный. Его нужно обновить, изменить, ввести исследовательские и творческие методы, т. е. целенаправленно развивать умение видеть, ставить и решать творческие задачи. Какими же умениями нужно для этого овладеть?

Первая группа умений связана с анализом; вторая - с методами научного исследования; третья - это умения более общего характера, связанные с деятельностью будущего учителя в целом. Творческая одаренность - качество очень сложное. Оно складывается из множества других, более «мелких» способностей: «зоркость» исследователя, связанная с качеством мышления, которое появляется только на основе хорошей теоретической подготовки; способность к свертыванию мыслительных операций; способность к переносу (эта способность связана с нахождением аналогий между различными предметами, явлениями); «боковое мышление» (способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию; «боковое зрение», развивающееся прежде всего благодаря изучению «смежных» наук: психологии, физиологии высшей нервной системы и др.); цельность восприятия в сочетании с анализом (этим характеризуется системный и аналитический способ мышления); готовность памяти (при решении проблемной задачи хорошую оценку получит не тот, у кого эрудиция богаче, а тот, кто быстрее извлечет из памяти необходимую информацию); широта ассоциаций (легкость ассоциирования отдаленных понятий); гибкость мышления (способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию).

Для индивидуально-творческой подготовки студентов третьего и четвертого курсов к профессионально-педагогической деятельности действует студенческий кружок «Введение в педагогическую деятельность».

На занятиях кружка рассматриваются вопросы об особенностях педагогической профессии; специфике деятельности учителя современной сельской школы; о развивающем характере воспитания; о соответствии воспитательных задач современному уровню развития общества и школы; о педагогической культуре педагога. Обобщением опыта кружковой деятельности студентов является успешное участие в конференциях.

Рассмотренные формы самостоятельной творческой работы позволяют одновременно решать дидактические, развивающие и воспитательные задачи. Современный вуз как социокультурное пространство рассматривается как среда собственной активной учебной деятельности, профессионального самоопределения, самообразования, дополнительного образования; зона саморазвития личности (поле ее практической самореализации); как внутреннее культурное пространство (поле душевной жизни, сознания и самосознания). Характеристика сложной системности социокультурного бытия личности студента требует конкретных теоретических, методических, проективных и педагогических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.