Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности внедрения единой информационно-телекомуникационной системы (ЕИТКС) в сфере совершенствования безопасности дорожного движения'

К вопросу об эффективности внедрения единой информационно-телекомуникационной системы (ЕИТКС) в сфере совершенствования безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Литвинов Дмитрий Афанасьевич, Серпилин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности внедрения единой информационно-телекомуникационной системы (ЕИТКС) в сфере совершенствования безопасности дорожного движения»

Д.А. Литвинов, А.С. Серпилин

доктор экономических наук, профессор

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОМУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ЕИТКС) В СФЕРЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В производственной и социальной инфраструктуре российской экономики транспорту, как составному элементу этой инфраструктуры, принадлежит одна из ведущих ролей. Транспорт не случайно называют кровеносной системой экономики, обеспечивающей взаимосвязь и взаимодействие всех структурных подразделений единого народнохозяйственного комплекса России. Транспорт обеспечивает потребности народного хозяйства в перевозках, соединяет регионы страны, является связующим звеном между производителями и потребителями товаров, услуг. Достаточно сказать, что в 2004 году объем транспортных перевозок составил 2,9 млрд. т: практически весь объем добытых в России угля, железной руды, произведенных труб, более двух третей продуктов горной первичной нефтепереработки, почти три четверти проката черных металлов и цемента доставляется различными видами транспорта. В этом заключается серьезное социально-экономическое значение транспортных отраслей экономики, государства и общества.

Важное место как в отраслевом, так и в народнохозяйственном комплексе занимает автомобильный транспорт. Так, за 2000—2004 гг. из общего объема перевезенных всеми видами транспорта общего пользования грузов в 13428 млрд. т на автомобильный транспорт приходится 2600 млрд. т, грузооборот за этот период составил 122 млрд. т-км. Более значимую роль автомобильный транспорт демонстрирует в пассажирских перевозках: около 60% пассажиров России пользуются услугами автотранспорта [3; с. 495, 496]. В России 1180 городов и поселков городского типа имеет внутригородское пассажирское сообщение и 52 — таксомоторное.

Период социально-экономических преобразований в России характеризуется резким увеличением транспортных средств (таблица).

Динамика численности автотранспортных средств в России в 1990—2004 гг. (на конец года, тыс. шт.) [3; С. 501]

Транспорт 1990 1995 2000 2004 2004 к 1990 в %

Грузовые автомобили — всего 2744 2937 4122 4470 162,9

в том числе: транспорт общего пользования 331 361 130 57 17,2

в собственности граждан 4 798 1548 2118 в 530 раз

Автобусы общего пользования 153 128 109 86 56,2

Легковые автомобили — всего 8964 14196 20247 24091 268,8

в том числе в собственности граждан 8677 13688 19061 22812 263,1

На фоне резкого роста парка грузовых и легковых автомобилей довольно рельефно снижение численности автотранспорта общего пользования и заметно увеличение автотранспортных средств, что, естественно, отражается на возможно-

стях контроля не только за использованием, но и за техническим состоянием автотранспорта.

В транспортных отраслях органическим, неотъемлемым элементом является дорожная сеть. Протяженность автомобильных дорог составляет около 900 000 км, из которых более 700 000 км составляют дороги с твердым покрытием.

В транспортных отраслях органическим, неотъемлемым элементом является дорожная сеть. Протяженность автомобильных дорог составляет около 900 000 км, из которых более 700 000 км составляют дороги с твердым покрытием.

С учетом вышесказанного необходимо обратить внимание на дальнейшее совершенствование функционирования автотранспорта и повышение его роли в социальноэкономическом развитии как Российской Федерации в целом, так и отдельных ее регионов. Среди факторов и условий решения этой проблемы и вытекающих из нее задач в последние годы весьма активизировался фактор обеспечения безопасности дорожного движения. Все более четко проявляется тенденция снижения уровня безопасности дорожного движения. Подтверждением этому является статистика дорожно-транспортных происшествий. Так, в 2000—2004 гг. зарегистрировано 244 тыс. нарушений правил дорожного движения. По данным экспертов МВД России, вследствие аварий ежегодно наносится ущерб, составляющий 2,5% валового внутреннего продукта, или более 500 млрд. рублей.

Однако не поддаются никакой денежной оценке потерянные человеческие жизни, равно, как и невозможно вернуть потерянное здоровье оставшихся в живых людей. За период 1999—2004 гг. численность погибших на автодорогах составила 159 тыс. человек, численность раненых — 1020,3 тыс. человек [3; с. 505].

Причина сложившейся ситуации на дорогах России имеет объективные и субъективные корни. К числу причин объективного характера следует отнести состояние дорожной сети: например, показатель пустоты автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 км территории в России за последние 15 лет практически не изменился и составляет в настоящее время 43,2 км. К тому же состояние эксплуатируемой дорожной сети не соответствует предъявляемым требованиям. Сюда следует отнести низкий уровень технического оснащения служб, осуществляющих обеспечение безопасности дорожного движения. Как показывает анализ дорожно-транспортных происшествий, причинами субъективного характера являются низкое техническое состояние автотранспортных средств, недостаточный уровень дорожной грамотности участников движения, низкий уровень культуры как водителей, так и пешеходов, который проявляется в прямом игнорировании правил дорожного движения.

Эти и другие причины и обстоятельства выдвинули решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в разряд приоритетных направлений совершенствования деятельности МВД России, изложенных министром внутренних дел генералом армии Р.Г. Нургалиевым на расширенном заседании коллегии МВД России 17 февраля 2006 г. Острота данной проблемы обусловлена необходимостью разработки и утверждения Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2006— 2012 гг.». Утвержденная программа содержит комплексную систему мер по совершенствованию безопасности дорожного движения, среди которых прежде всего финансовоэкономические, организационно-технические, организационно-правовые и ряд других.

Среди мероприятий организационно-технического характера наиболее важное значение имеет внедрение в систему обеспечения безопасности дорожного движения элементов единой информационно-телекоммуникационной системы ОВД России (ЕИТКС МВД). Необходимо особо подчеркнуть, что внедрение ЕИТКС также относится к числу приоритетных направлений совершенствования деятельности МВД России.

Внедрение элементов ЕИТКС создает кардинально новые организационнотехнические условия и предпосылки регулирования и контроля за безопасностью дорож-

ного движения. Она содержит единую базу данных, в состав которой включены различные виды информации: оперативная информация, розыскная информация, информация о регистрации транспортных средств и др.

В качестве технического средства по контролю и регулированию безопасности дорожного движения следует рассмотреть интегрированную систему безопасности «Рубеж», при помощи которой можно поддерживать связь по радиоканалу с системой ЕИТКС с мобильными объектами подразделений МВД.

Интегрированная система безопасности (ИСБ) «Рубеж» предназначена для обеспечения комплексной безопасности средних, крупных и особо важных объектов. Она построена по принципу адресной распределенной микропроцессорной системы с аппаратно-программным способом интеграции. Имеет модульную архитектуру, обеспечивает радиальную и древовидную топологию линий связи. Позволяет с помощью специального программного обеспечения и комплекта дополнительного оборудования реализовать автоматизированную комплексную систему безопасности и жизнеобеспечения объектов.

В состав ИСБ входят:

- система контроля и управления доступом;

- система охранного телевидения;

- система контроля технологического оборудования;

- система синхронизированной цифровой видео- и аудиорегистрации;

- Система фотоидентификации;

- система передачи информации по сотовым и компьютерным линиям связи (SMS, E-mail);

- система организации закрытых каналов связи для проведения конфиденциальных телефонных переговоров.

Для передачи информации с удаленных объектов предполагается применить радиомодем «Интеграл-400». Система «Интеграл» предназначена для работы в диапазоне 401—486 МГц (разбит на поддиапазоны) в узкополосных каналах 12,5 и 25 кГц со скоростью передачи данных 9,6 и 19,2 кбит/сек соответственно. Система может сопрягаться с любыми другими системами передачи данных. Поскольку радиомодем «Интеграл-400» поддерживает режимы работы «точка — точка», «точка — много точек» и режим ретрансляции, то система позволяет реализовывать любые конфигурации сети. Минимальная задержка в режиме «точка — точка» — 20 мсек. Минимальная задержка в режиме «точка — много точек»: в асинхронном режиме при нагрузке 0,15 эрл и длительности пакета данных 200 мсек — среднее время 40 мсек; в синхронном режиме определяется длительностью временного окна — временем, в течение которого абонент имеет возможность передавать данные. Максимальный размер блока (длительность пакета данных) — 1023 байта. Стационарные станции сети могут функционировать аналогично станциям сети сотовой архитектуры. Наличие режима ретрансляции позволяет реализовать узловую конфигурацию. Узловой модем может работать и как маршрутизатор, таким образом, нет необходимости строить специальные станции ретрансляции и маршрутизации. Связь двух соседних узлов происходит по одному каналу, при этом организация канала может осуществляться частотным или временным разделением. Сетевая конфигурация может меняться оперативно и дистанционно. Работа мобильных станций со стационарными не требует общего центра управления сетью. Система «Интеграл» позволяет организовать как синхронную, так и асинхронную работу сети с многоуровневой системой приоритетов.

А конечным звеном в техническом решении задачи будут являться:

- комплекс технических средств по организации безопасности дорожного движения.

- комплекс технических средств по контролю антитеррористической безопасности граждан РФ.

Необходимо отметить, что комплекс технических средств можно одинаково применить к любому региону Российской Федерации. Этот комплекс технических средств позволит более эффективно регулировать и контролировать жизнедеятельность граждан РФ и организацию дорожного движения.

Представляется, что внедрение такого комплекса технических средств имеет несомненный эффект. Эта эффективность носит разноплановый характер. Прежде всего, повышение степени контроля за ситуацией на том или ином участке автомагистрали способствует снижению числа дорожно-транспортных происшествий, поскольку позволяет упреждать потенциально возможные нарушения правил дорожного движения, а также оперативно реагировать на возникающие на тех или иных участках движения транспорта так называемые пробки и заторы. Кроме того, входящая в данный технический комплекс система видеонаблюдения позволяет обнаружить практически все случаи нарушения правил дорожного движения и привлечь правонарушителя к административной ответственности (бюджетно-финансовый эффект). Информирование участников дорожного движения о функционировании такого технического комплекса службами обеспечения безопасности дорожного движения в психологическом отношении заставляет водителей быть дисциплинированными и следовать в соответствии с правилами дорожного движения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приоритетные направления совершенствования деятельности МВД России. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р.Г. Нургалиев на заседании коллегии МВД России 17 февраля 2007 г.

2. Территория 02: Итоги и задачи: Из доклада министра внутренних дел Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России // Щит и меч.— 2007.— 17 февр.

3. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб.—М.: Росстат, 2006.—819 с.

4. Орлов А. Производство и обращение: коррекции в положениях Маркса / А. Орлов, В. Орлов // Мир транспорта.— 2004.— №4.— С. 46—51.

5. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сен-чагова.— М.: Дело, 2005.— 896 с.

6. Радиомодем Интеграл 400 М. Руководство по эксплуатации. МТУСИ, 2006.

7. ИСБ «Рубеж». Руководство по эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.