УДК 349.2
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Магомедова А.Г., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,
В статье рассмотрена проблема повышения эффективности системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что современная пенсионная система Российской Федерации переживает кризис. Она в настоящее время предоставляет гражданам лишь некоторые минимальные гарантии и не обеспечивает российским пенсионерам достойный уровень жизни. В статье отмечается, кризис пенсионной системы вызван тем, что распределительный принцип формирования пенсионного фонда эффективно работать уже не может и к тому же проблему пенсионного обеспечения усугубляет и экономическая ситуация в стране - доходы пенсионеров уменьшаются из-за роста инфляции. Дается анализ пенсионного законодательства России. Предлагаются пути выхода из кризиса. Перечисляются предпосылки формирования эффективной национальной пенсионной системы. Делаются выводы о том, что для решения указанной проблемы нельзя освобождать государство от ответственности за пенсионное обеспечение и социальное страхование и передать их под полный контроль социальных партнеров. Правовое регулирование добровольных систем социального обеспечения должно строиться на единстве частных и публичных начал, присущих отрасли права социального обеспечения.
Ключевые слова: система пенсионного обеспечения работник, пенсионный возраст, экономическое положение, численность плательщиков, недоиндексация.
DOI: 10.21779/2224-0241-2016-19-3-114-117
UDC 349.2
TO THE QUESTION ABOUT OF EFFICIENCY OF RUSSIAN CURRENT PENSION SYSTEM Magomedova A.G., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article considers the problem of efficiency of Russian pensions. The relevance of the topic is due to the fact that the current pension system is in crisis. At the present time it provides some minimum guarantees to its citizens and it doesn't provide a decent standard of living for Russian pensioners.
The article notes that the crisis of the pension system is due to the fact that the distribution principle of formation of the pension fund can't work effectively already and besides the pension problem is exacerbated by the economic situation in the country-pensioners income decreased due to inflation. The article analyzes the Russian pension legislation. It proposes the ways out of crisis. The article lists the premises for the formation of the effective national pension system. It also concludes that it is impossible to release the state from liability for the pensions and social partners full control. The legal regulation of voluntary systems of social security must be based on the unity of private and public basis relevant to the social security branch of law.
Key words: pension system, an employee, pension age, economic situation, number of payers, not indexing.
DOI: 10.21779/2224-0241-2016-19-3-114-117
Сегодня государственная пенсионная система Российской Федерации переживает кризис. Она предоставляет гражданам лишь некоторые минимальные гарантии и не обеспечивает российским пенсионерам достойный уровень жизни. Главная причина в том, что эта система носила сугубо распределительный характер и основывалась на принципе «солидарности поколений», согласно которому пенсионное обеспечение осуществляется за счет работающих сегодня. Стабильность такой системы находится в прямой зависимости от соотношения численности плательщиков взносов и пенсионеров.
Бескризисное существование пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», как правило, обеспечивается при соблюдении пропорции десять плательщиков - один получатель, поэтому с сокращением первых и увеличением вторых уменьшается размер пенсий (сегодня в России десять плательщиков страховых взносов содержат шесть пенсионеров). Распределительный принцип формирования пенсионного фонда эффективно работать уже не может. К тому же проблему пенсионного обеспечения усугубляет и экономическая ситуация в стране - доходы пенсионеров
уменьшаются из-за роста инфляции. Наиболее эффективным путем решения данной проблемы, как представляется, является рационализация и оптимизация самой пенсионной системы, создание новых форм негосударственного пенсионного обеспечения, переход (полностью или частично) на накопительный принцип формирования пенсионной системы [1, с. 65]. Рассмотрение вопросов реформирования системы пенсионного обеспечения РФ является актуальным в связи с необходимостью повышения эффективности функционирования пенсионной системы на данном этапе.
Современная пенсионная система России включает в себя распределительную составляющую, для тех, кому пенсия уже назначена и накопительные элементы. Для тех, кто уже вышел на пенсию она выплачивается из сумм, полученных налогообложением зарплат работающих граждан.
Когда в распределительную пенсионную систему включаются элементы накопительной системы, происходит рост расходов на пенсионное обеспечение, получается «эффект двойного бремени». Это связано с тем, что необходимо сформировать пенсии сегодняшним пенсионерам из взносов работающих граждан и одновременно ввести накопительные элементы в виде пенсионных накоплений работающих. Специалисты отмечают, что такой эффект проявляется сильнее при более быстром переходе к накопительной системе. Именно эти изменения были заложены в пенсионной реформе 2002 года и распространились на граждан 1967 года рождения и младше [2, с. 13].
Таким образом, при переходе от распределительной системы к накопительной возникает двойная нагрузка на пенсионную систему, которая по прогнозам специалистов сохраняется в течение 50-ти лет, максимального значения соответствующий эффект достигает через 22 года после старта реформы. Анализ показывает, что доходность пенсионных накоплений не покрывает инфляцию, значительно отстает от индексации страховой пенсии и еще больше - от роста средней заработной платы. Средний размер страховой пенсии в 2016 г. увеличился на 490 рублей и составил 12 тыс. 603 рубля, страховой пенсии по старости - 13132 рубля. Размер фиксированной выплаты после индексации составил 4558 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля. Официальные данные Росстата свидетельствуют о реальном падении размера пенсий. Номинально они становились выше, а реально уменьшились более чем на 4%. В результате число необеспеченных пенсионеров только растет [3, с. 80].
Законы «О страховых пенсиях» [4] и «О накопительной пенсии» [5], принятые 28 декабря 2013 года, составляют основу пенсионной реформы. Они вступили в действие 1 января 2015 года, но в полной мере заработают для тех, кто начал трудиться с 1 января 2015 года. Предусмотрен 10-летний переходный период. С 2015 года пенсия
делится на страховую и накопительную, а также включает фиксированную выплату к страховой пенсии. Назначение и выплата страховой и фиксированной частей будут производиться независимо от назначения и выплаты накопительной пенсии. С принятием этих законов принципиально изменились права на пенсию, порядок ее назначения и исчисление трудового стажа. Долгое время обсуждался вопрос повышения пенсионного возраста. Однако такая непопулярная мера не была принята. Возраст выхода на пенсию остался прежним: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Вместо этого было принято решение о повышении минимального стажа, необходимого для получения пенсии [6, с.7]. Увеличение требований по стажу планируется проводить постепенно. Так, в 2015 г. необходимый стаж составил 6 лет, в 2016 г. - 7 лет. К 2024 г. пройдет постепенное увеличение стажа до 15 лет
[7].
В законе «О страховых пенсиях» предусмотрен добровольный отказ от выхода на пенсию в 60-55 лет и льготное условие ее назначения при более позднем оформлении, если человек продолжает трудиться. То есть само нынешнее законодательство уже включает плавающую пенсионную черту [8, с. 85].
В пенсионной реформе, реализуемой с 2015 года, власти не отказываются совсем от обязательной накопительной пенсии, но ставят ее явно в проигрышное положение, всячески стимулируя выбор в пользу страховой пенсии и более позднего выхода на пенсию.
Другим немаловажным фактором формирования эффективной национальной пенсионной системы объективно выступает регулируемая государством система заработной платы - напрямую в бюджетной сфере и на договорной основе с предприятиями, а также активная политика на рынке труда. Крайне низкие размеры заработной платы, которая выступает базой для начисления пенсионных взносов, приводит, соответственно, к низкому уровню пенсионного обеспечения. В экономически развитых странах заработная плата вместе с обязательным резервом на все виды социального страхования составляет, как правило, 55-65% от валового внутреннего продукта. В западных фирмах на оплату труда приходится 35-37 % от всех издержек компании. Доля заработной платы от ВВП в нашей стране в 1,7-1,8 раз меньше чем на западе. Так, по экспертным данным, доля текущей заработной платы в 2012-2013 годах составляла в России 23,7-24, 6% ВВП, а на все виды социального страхования, включая пенсионное приходится 16,8-17,2%. В числе первоочередных мер по оздоровлению ситуации в пенсионной сфере специалисты считают поэтапное, в течение 3-5 лет повышение минимальной заработной платы до уровня не ниже 3040% от средней заработной платы по стране [9, с. 100].
При нынешнем экономическом положении в стране, когда зарплаты растут незначительно или вообще стоят на месте, потолок для уплаты взносов искусственно поднимают вверх, пенсии с каждым годом будут терять в своем наполнении.
В 2014 г. был объявлен мораторий на передачу средств в накопительную часть. Все они были зафиксированы на лицевых счетах граждан как часть будущей страховой пенсии. В конце августа 2014 года правительство приняло решение об аналогичном пенсионном моратории на 2015 год. Многие специалисты отмечают, что реального решения проблемы не предложено и дефицит будет возникать снова. Предложение сделать накопительную пенсию чисто добровольной тоже считают нереальной. По данным Банка России, количество участников программ негосударственного пенсионного обеспечения только за первое полугодие сократилось почти на 400 тысяч и составило на 1 июля 2014 г. менее 6, 4 млн. человек, что очень мало [10, с. 92].
До 1 января 2017 года ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» приостанавливает действие федеральных законов, определяющих порядок ежегодного увеличения размера страховой пенсии и стоимости одного пенсионного коэффициента. Фактически сводятся на нет все положения пенсионной реформы, которая проработала всего один год. Ряд экспертов пришли еще к одному выводу: нынешняя недоиндексация дискредитирует саму суть страховой пенсионной системы. В некоторых случаях стали рассматривать пенсию как пособие на старость [11]. Подмена такого рода недопустима, так как пенсия это сумма, уплаченная в течение трудовой деятельности с зарплаты, т.е. это отложенная часть заработной платы. И с
наступлением страхового случая - пенсионного возраста или инвалидности - государство обязано эти средство вернуть. Поэтому пенсия - это не пособие, а обязательство. Размер пенсионных выплат должен осовремениваться, что возможно только при проведении соответствующей индексации. Нынешний отказ от этого принципа - это нарушение государством своих социальных обязательств перед населением [12, с. 82].
Нынешний средний уровень доходов граждан не позволяет откладывать средства на старость и иные страховые случаи и потому делать ставку на личное пенсионное и иное социальное страхование, когда население само должно заботиться о будущих пенсиях, неоправданно.
Предпосылками формирования эффективной национальной пенсионной системы объективно выступает регулируемая государством система заработной платы - напрямую в бюджетной сфере и на договорной основе с предприятиями, а также активная политика на рынке труда. Крайне низкие размеры заработной платы, которая выступает базой для начисления пенсионных взносов, приводит, соответственно, к низкому уровню пенсионного обеспечения. Поэтому в числе первоочередных мер по оздоровлению ситуации в пенсионной сфере можно считать поэтапное повышение минимальной зарплаты по стране [13].
В современных условиях недопустимо освобождение государства от ответственности за пенсионное обеспечение и социальное страхование и передача их под полный контроль социальных партнеров. Правовое регулирование добровольных систем социального обеспечения должно строиться на единстве частных и публичных начал, присущих отрасли права социального обеспечения. Если отношения по добровольному социальному обеспечению вывести за рамки названной отрасли, то это будет означать господство частных начал, правовое регулирование гражданско-правовыми методами.
Литература
1. Фомин Д. Актуальные вопросы пенсионной системы // Экономист. 2012. № 6. С. 65-70.
2. Дмитриева О.Г. Пенсионные системы и пенсионные реформы. М.: Наука, 2015.
3. Соловьева Т. Социальный дефолт? // Социальная защита. 2016. №2.
4. О страховых пенсиях: федер. закон Рос. Федерации от 28 дек. 2013 г. № 400-ФЗ // Рос. газ. 2013. № 296. 31 декабря.
5. О накопительной пенсии: федер. закон Рос. Федерации от 28 дек. 2013 г. № 424-ФЗ // Рос. газ. 2013. № 295. 30 декабря.
6. Шестакова Е. Пенсионная реформа в России. Подводим итоги за 2013 г. // Финансовая газета. 2013. № 48.
7. Рузаева Е.М. Пенсионная реформа как средство реализации права граждан РФ на социальное обеспечение в системе государственного пенсионного страхования в рамках преподавания дисциплины «Право социального обеспечения». URL: www.conference.osu.ru (дата обращения: 01.09.2016).
8. Соловьева Т. Годы и баллы // Социальная защита. 2016. №1.
9. Соловьева Т. Производная от зарплаты // Социальная защита. 2014. №12.
10. Михайлова Т. Итоги тревожного года // Социальная защита. 2014. № 12.
11. Бадмаева И. Пенсия в 2015 году: новые правила игры // Московский комсомолец. 26 января. 2015. № 26725. URL: http://www.mk.ru/economics/2015/01/25/pensiya-v-2015-godu-novye-pravila-igry.html (дата обращения: 01.09.2016).
12. Соловьева Т. Социальный дефолт? // Социальная защита. 2016. №2.
13. Васильева Т. Ю. Представление данных о стаже и заработке для персонифицированного учета // Справочник кадровика. 2013. № 7.
References
1. Fomin D. Aktual'nye voprosy pensionnoi sistemy // Ekonomist. 2012. № 6. S. 65-70.
2. Dmitrieva O.G. Pensionnye sistemy i pensionnye reformy. M.: Nauka, 2015.
3. Solov'eva T. Sotsial'nyi defolt? // Sotsial'naya zashchita. 2016. №2.
4. O strakhovykh pensiyakh: feder. zakon Ros. Federatsii ot 28 dek. 2013 g. № 400-FZ // Ros. gaz. 2013. № 296. 31 dekabrya.
5. O nakopitel'noi pensii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 28 dek. 2013 g. № 424-FZ // Ros. gaz. 2013. № 295. 30 dekabrya.
6. Shestakova E. Pensionnaya reforma v Rossii. Podvodim itogi za 2013 g. // Finansovaya gazeta. 2013.
№ 48.
7. Ruzaeva E.M. Pensionnaya reforma kak sredstvo realizatsii prava grazhdan RF na sotsial'noe obespe-chenie v sisteme gosudarstvennogo pensionnogo strakhovaniya v ramkakh prepodavaniya distsipliny «Pravo sot-sial'nogo obespecheniya». URL: www.conference.osu.ru (data obrashcheniya: 01.09.2016).
8. Solov'eva T. Gody i bally // Sotsial'naya zashchita. 2016. №1.
9. Solov'eva T. Proizvodnaya ot zarplaty // Sotsial'naya zashchita. 2014. №12.
10. Mikhailova T. Itogi trevozhnogo goda // Sotsial'naya zashchita. 2014. № 12.
11. Badmaeva I. Pensiya v 2015 godu: novye pravila igry // Moskovskii komsomolets. 26 yanvarya. 2015. № 26725. URL: http://www.mk.ru/economics/2015/01/25/pensiya-v-2015-godu-novye-pravila-igry.html (data obrashcheniya: 01.09.2016).
12. Solov'eva T. Sotsial'nyi defolt? // Sotsial'naya zashchita. 2016. №2.
13. Vasil'eva T. Yu. Predstavlenie dannykh o stazhe i zarabotke dlya personifitsirovannogo ucheta // Spravochnik kadrovika. 2013. № 7.
Поступила в редакцию 12 мая 2016 г.
Received 12 May, 2016