Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / СТРАХОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ЗАСТРАХОВАННОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сараев А. Р., Черкасов С. Н., Лукин А. Г.

Проблемы отечественного здравоохранения связаны с рядом факторов, на которые влияют показатели экономического состояния страны. При этом, основной проблемой выступает недостаточное финансирование, во многом связанное с участием в здравоохранении страховых медицинских организаций. Сравнение размера затрат на содержание СМО и Пенсионного фонда России за длительный промежуток времени, наглядно показывает, что эффективность системы здравоохранения с участием СМО значительно меньше, чем эффективность Пенсионного фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF THE MAINTENANCE OF INSURANCE MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE HEALTHCARE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The problems of domestic healthcare are associated with a number of factors that are influenced by the indicators of the economic state of the country, while the main problem is insufficient funding, largely related to the participation of insurance medical organizations in healthcare. A comparison of the cost of maintaining the CFR and the Pension Fund of Russia over a long period of time clearly shows that the effectiveness of the healthcare system with the participation of the CFR is significantly less than the effectiveness of the Pension Fund.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-7-11-19 УДК: 614.2

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Р. Сараев1 н, С.Н. Черкасов2, А.Г. Лукин3

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара, Россия;

2 Федеральное государственное учреждение науки «Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова» Российской академии наук г. Москва, Россия;

3 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный экономический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Самара, Россия.

1 http://orcid.Org//0000-0002-3319-4687; 2 http://orcid.org/0000-0003-1664-6802; 3 https://orcid.org/0000-0003-3347-2605.

И Автор для корреспонденции: Сараев А.Р.

АННОТАЦИЯ

Проблемы отечественного здравоохранения связаны с рядом факторов, на которые влияют показатели экономического состояния страны. При этом, основной проблемой выступает недостаточное финансирование, во многом связанное с участием в здравоохранении страховых медицинских организаций. Сравнение размера затрат на содержание СМО и Пенсионного фонда России за длительный промежуток времени, наглядно показывает, что эффективность системы здравоохранения с участием СМО значительно меньше, чем эффективность Пенсионного фонда.

Ключевые слова: финансирование, страховые медицинские организации, Центральный Банк РФ, эффективность, Пенсионный фонд, застрахованное население.

Для цитирования: Сараев А.Р., Черкасов С.Н, Лукин А.Г. К вопросу об эффективности содержания страховых медицинских организаций в системе здравоохранения Российской Федерации. Менеджер здравоохранения. 2023; 7:11-19. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-7-11-19

Введение

Проблемы финансирования системы здравоохранения были и остаются остро актуальными, несмотря на все усилия общества и государства [1]. Наибольший объем финансовых средств для осуществления деятельности медицинских организаций предоставляет система обязательного медицинского страхова-ния1. Величина денежных поступлений напрямую зависит от ряда факторов - размера поступлений средств от работодателей и бюджетов, от экономической ситуации в стране и уровня инфляции. В связи с острой нехваткой средств как на

1 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». - Электрон. текстовые данн. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (Дата обращения: 13.04.2023 г.). - Загл. с экрана.

«КС

текущие расходы, так и на капитальные затраты, вопросы администрирования процесса финансирования привлекают все большее внимание [2]. Тем более, что из всех внебюджетных фондов Российской Федерации, только в системе ОМС есть выделенный отдельно страховщик - посредник, который в большинстве случаев является коммерческой организацией [3].

Целью исследования является анализ объема финансовых средств, остающихся в распоряжении страховых медицинских организаций (далее -СМО) за период 2005-2021 годов, в том

числе с учетом индекса потребительских цен, и сравнение полученных результатов с показателем финансового содержания Пенсионного фонда России за аналогичный период.

© Сараев А.Р, Черкасов С.Н, Лукин А.Г, 2023 г.

№7 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Материалы и методы исследования

В процессе исследования использовались данные отчета страховых компаний Центрального банка России с 2005 по 2021 годы по официально принятым формам № 30, № 34 и № 6 (в разные периоды времени)2, данные по численности населения Российской Федерации за тот же период времени3, показатели инфляции4 и размеры финансовых средств в пенсионной системе России5. При проведении исследования разница между доходами и расходами страховых медицинских организаций оценивалась и в абсолютных, и в относительных показателях. При этом оценка расходов и доходов страховых

2 Центральный банк Российской Федерации: страхование - Электрон. текстовые данн. - Режим доступа: https://cbr.ru/statistics/ ^игапсе/#а_59438 (Дата обращения: 13.04.2023 г.). - Загл. с экрана.

3 Информационно-аналитические материалы Росстата России. -Электрон. текстовые данн. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ сотрепсНи1Т1/с1оалтю^/13283/ (Дата обращения: 22.04.2023 г.). -Загл. с экрана.

4 Бюро Статистики - отдел Департамента Данных, АР - Электрон. текстовые данн. - Режим доступа: https://www.statbureau.org/ т/п^а/тАаНоп^аЬ^ (Дата обращения: 19.04.2023 г.). - Загл. с экрана

5 Социальный фонд Российской Федерации. годовой отчет - Элек-

трон. текстовые данн. - Режим доступа: https://sfr.gov.ru/press_ center/annual_report/ (Дата обращения: 19.04.2023 г.). - Загл. с экрана.

компаний проводилась без учета конкретных страховых компаний, а в целом по стране. Оценка эффективности использования средств в системе ОМС и Пенсионного фонда проводилась с использованием принципа Парето [4]. Использовались следующие методы научного познания: анализ и синтез, измерение и сравнение. Анализ с учетом факторов инфляции и сопоставления с Пенсионным фондом позволил наиболее объективно оценить картину доходов и расходов в системе ОМС.

Результаты

Система здравоохранения Российской Федерации за достаточно короткий период несколько раз претерпевала изменения, которые, однако, не носили стратегического характера [5]. При этом подходы к механизмам поступления финансовых средств менялись неоднократно, но страховые медицинские организации присутствовали всегда [6]. Современная схематическая модель финансирования системы ОМС проиллюстрирована на рис. 1.

Стрелки 1 и 2 на рис. 1, показывают поступление финансовых средств в Федеральный фонд ОМС, остальные стрелки иллюстрируют движение этих средств по системе ОМС от Федерального фонда обязательного медицинского страхования до медицинских организаций. Эти средства идут только

Рис. 1. Модель финансирования системы ОМС Российской Федерации

(авторская разработка)

Менеджер / Мападег № 7

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

Таблица 1

Сводные показатели о страховых взносах и выплатах по видам обязательного страхования за 2005 год

Наименование показателя Страховые премии Страховые выплаты

Тыс. руб. Проц. Тыс. руб. Проц.

Обязательное страхование

По договорам личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов) 516 104 0,25 2 634 0

По договорам государственного личного страхования сотрудников Государственной Налоговой службы РФ 11 432 0,01 18 527 0,01

По договорам государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц 4582 653 2,25 4141 884 2,47

По договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 53911 038 26,5 27629 151 16,47

Обязательное медицинское страхование 144 380 263 70,98 135 928 698 81,04

Итого по обязательному страхованию: 203401 490 100 167 720 894 100

Итого: 494 756 960 - 277 793 881 -

и исключительно через страховые медицинские организации, в которые поступают исходя из среднего норматива на количество застрахованных.

Соответственно, изменение в размерах, способах и механизмах финансирования, приводило и к изменениям в части доходов, остающихся в распоряжении страховых компаний. Нужно отметить, что страховые медицинские организации по сути взяли на себя и администрирование этих расходов, и экспертизу качества медицинской помощи, и ряд других функций, которые были делегированы им согласно Закону об обязательном медицинском страховании6. Это не является стандартным подходом, потому что в Российской Федерации существует по сути две разные модели финансирования по отношению к государственным внебюджетным фондам: в ОМС действует указанная выше схема, в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования (объединенные с 2023 года в Социальный фонд) распределение финансовых средств по муниципальным районам, без участия страховых компаний. Отчетные формы ЦБ РФ по различным видам обязательного страхования с 2005 года могут быть сформированы различной группировкой -с учетом страховых компаний, видов страхования,

6 Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». - Электрон. текстовые данн. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ аons_doа_LAW_107289/ (Дата обращения: 13.04.2023 г.). - Загл. с экрана.

регионов и Федеральных округов. Пример таких форм приведен в таблице 1.

Численность застрахованного населения отражается в сводных таблицах Центрального Банка РФ с 2012 года (т.е. с момента упразднения Федеральной службы страхового надзора и передачи её полномочий сначала Федеральной службе по финансовым рынкам7, а затем и Банку России 8). Отчеты о количестве застрахованного населения появляются только с 2018 года в статистике страхования Центрального банка и на сайтах конкретных страховщиков, работающих в системе обязательного медицинского страхования, поэтому для расчета числа застрахованных использовались данные с 2012 по 2021 годы по формам № 30, № 34 и № 6 и данные Росстата о численности населения Российской Федерации за тот же период9.

7 Указ Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». - Электрон. текстовые данн. -Режим доступа: https://web.archive.org/web/20130423051013/ http://graph.doаuтent.kreтlin.ru/page.aspx?1547892 (Дата обращения: 13.04.2023 г.). - Загл. с экрана.

8 Указ Президента РФ от 25.07.13 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» - Электрон. текстовые данн. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/37486 (Дата обращения: 13.04.2023 г.). - Загл. с экрана.

9 Информационно-аналитические материалы Росстата России--Электрон. текстовые данн. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ folder/12781 (Дата обращения: 20.04.2023 г.). - Загл. с экрана.

№7 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Следует особо отметить, данные по численности застрахованного населения по данным ЦБ РФ не всегда вызывают полное доверие. Так, в отчетных данных за 2012 год количество застрахованного населения на конец отчетного периода больше количества жителей Российской Федерации. Доклад председателя Федерального Фонда ОМС А.В. Юрина в 2012 году вносит уточнение в данную ситуацию: «.... Парадоксально, но на 1 января 2009 г. в России число застрахованных превышало численность населения на 700 тысяч. После того как началась работа по формированию единой базы данных, оказалось, что застрахованных на 2,5 миллиона меньше, чем населения в целом, как это и должно быть с учетом нестрахуемых категорий граждан.»10

10 Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.В. Юрин об итогах первого года работы в условиях реализации нового закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (14 марта 2012 года) / Официальный сайт ФФОМС. - Электрон. текстовые данн. - Режим доступа: https://www.ffoms.gov.ru/news/ffoms/1199219369/ (Дата обращения: 13.04.2023 г.). - Загл. с экрана.

При этом, необходимо отметить, что несмотря на указанный выше доклад Председателя ФФОМС от 2011 года, ситуация не менялась вплоть до 2021 года. В отчетах Центрального Банка данные отражаются за 2018-2020 годы в формах № 30 или № 34, а за 2021-2022 годы в форме № 6, и формат данных различный, но показатели численности застрахованного населения на конец года не совпадают с данными на начало следующего года.

Используя данные по средней разнице между численностью населения РФ и количеством застрахованных за известные периоды, были смоделированы средние ежегодные данные, начиная с 2005 года, с учетом озвученной Председателем ФФОМС разницы между численностью населения и численностью застрахованных в 2,5 млн. человек. Полученные результаты сопоставлены с доходами и расходами страховых компаний, работающих в системе ОМС, и представлены в таблице 2.

В последнем столбце таблицы 2 отображается разница между величиной доходов и расходов СМО за исследуемый период, при этом наблюдаются

Таблица 2

Анализ доходов и расходов страховых медицинских организаций с учетом количества застрахованного населения РФ, 2005-2021 годы

Годы Доходы страховых компаний, (миллиарды руб.) Расходы страховых компаний, (миллиарды руб.) Численность застрахованного населения, (миллионов чел.) Средние затраты по доходам на человека в год, руб. Средние затраты по расходам на человека в год, руб. Разница между доходами и расходами страховых компаний в целом по РФ, %

2005 144,38 135,93 140,73 1025.94 965.88 5,85

2006 203,5 190,7 140,36 1449.82 1358.63 6,29

2007 289,9 278,1 140,3 2067.03 1982.9 4,07

2008 397 376,7 140,3 2830.88 2686.12 5,11

2009 464,3 449,3 140,4 3308.11 3201.65 3,22

2010 485,3 475,2 140,4 3457.34 3385.24 2,09

2011 604,2 585,3 140,6 4298.67 4163.91 3,43

2012 737,51 697,43 146,66 5028.77 4755.51 5,43

2013 1162,51 1110,97 143,1 8127.61 7767.26 4,43

2014 1367,89 1312,36 145,96 9371.72 8991.27 4,06

2015 1534,85 1455,96 147,13 10431.82 9895.61 5,14

2016 1498,72 1445,91 142,68 10503.96 10133.83 3,52

2017 1543,67 1486,76 140,62 10977.52 10572.78 3,69

2018 2038,38 1828,82 144,21 14134.69 12681.51 10,28

2019 2106,94 2045,14 145,36 14494.83 14069.67 2,93

2020 2194,19 2028,92 129,13 16992.37 15712.75 7,53

2021 2525,92 2626,97 142,87 17680.35 18387.63 -4

Среднее 4,29

Менеджер

здравоохранения /

Manager №7

ZdrevoochreneniB 2023

значительные колебания размеров этой разницы [8]. За исключением 2021 года разница всегда была положительной, то есть величина доходов превышала величину расходов. Минимальное значение наблюдалось в 2010 году (2,09%), максимальное в 2018 (10,28%). В 2021 году разница была отрицательной и составила - 4%. В среднем СМО получали на 4,29% средств больше, чем расходовали на финансирование выполненных объемов медицинской помощи. Несмотря на малые значения относительного показателя, абсолютные размеры разницы между доходами и расходами страховых компаний в целом по РФ существенные. Так, в 2010 году они составили более 209 миллиардов рублей.

Относительные показатели разницы между доходами и расходами страховых компаний в целом по РФ колеблются достаточно сильно. Более того, статистический анализ показал, что крайние значения ряда не относятся к нему с достоверностью 95%, так как значение 5 составляет 2,94, а доверительный интервал анализируемого ряда от -1,59 до 10,17 (рис. 2).

За период 2005-2021 годов темп прироста по доходам составил 1649,5%, а по расходам за тот же период - 1832,6%. Темп прироста численности

застрахованного населения за период с 2005 по 2021 год составил 1,52%, что с учетом роста выделяемых на застрахованного средств (1623,33% по доходам и 1803,32% по расходам) является высоким показателем. Однако, для более корректного анализа полученных данных нами были использованы таблицы инфляции за исследуемый период времени, что позволило сравнить номинальный и реальный размер доходов и расходов страховых медицинских организаций, 2005 год был взят как базовый период. Для расчетов использовалась формула:

C =

где: С - показатель доходов или расходов с учетом инфляции, а Jp - годовой индекс цен, найденный по формуле:

Jp = ^/100,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где 1п - годовой темп инфляции.

Исходя из полученных данных за период с 2005 по 2021 годы темп роста по доходам составил 1514,1%, а по расходам 1683% с учетом индекса потребительских цен. Полученные данные наглядно показывают, что темп роста номинальных

Рис. 2. Динамика объема средств, остающихся в распоряжении СМО, в % от величины дохода за 2005-2021 годы (горизонтальными чертами отмечен интервал доверительного интервала с вероятностью 95%)

С

#хс

и реальных доходов за период 2005-2021 гг. составляет 1649,5% и 1514,1% соответственно, по расходам - 1832,6% и 1683% соответственно. При этом снижение реальных поступлений средств в систему ОМС по доходам составило 135,4%, а по расходам - 150%. Стоит отметить, что снижение поступлений финансовых средств в реальном исчислении наглядно свидетельствует о недофинансировании системы ОМС в Российской Федерации, при этом реальные расходы растут быстрее, чем реальные доходы.

Проведенный анализ позволил получить наиболее полную картину состояния системы обязательного медицинского страхования за длительный временной период. При исследовании предполагалось, что страховые медицинские организации получают в процессе реализации своих функций определенную прибыль, как и любая коммерческая структура, но средняя величина остающихся у страховых компаний средств в размере 4%, при том, что колебания за исследуемый период составили от 2 до 10%, вызывает ряд вопросов о необходимости и эффективности содержания этих структур. Причем для большей части СМО это единственный источник дохода. Следует отметить, что в указанные размеры дохода СМО не включались затраты на содержание Федерального фонда ОМС и его территориальных филиалов. В среднем, данный показатель составляет 0,06% за исследуемый временной период от всех средств,

поступивших в систему обязательного медицинского страхования.

Чтобы более объективно оценить размеры затрат на содержание страховых компаний, для сравнительного анализа были использованы данные по затратам на содержание Пенсионного фонда Российской Федерации за аналогичный период времени11. Результат отображен на рис. 3.

Полученные результаты отражают динамику снижения затрат на содержание Пенсионного фонда России с 2,31% до 0,94% (1,3% в среднем за исследуемый период времени), в отличие от средств остающихся в распоряжении страховых компаний. А с учетом индекса потребительских цен, величина затрат на содержание носит стабильный характер и фактически не растет.

Используя принципы Парето-эффективности, получается, что эффективность расходования средств на содержание Пенсионного фонда выше, чем эффективность использования средств системой ОМС более чем в 2 раза. Полученные результаты говорят о проблемах в системе обязательного медицинского страхования, которые решаются многими медицинскими организациями ростом объема платных медицинских услуг и снижением

11 О бюджете фонда / Социальный фонд России: офиц. сайт. - Элек-трон.текстовые данн. - Режим доступа: https://sfr.gov.ru/order/law_ budget/govemment_resolutions/ (Дата обращения: 13.04.2023). -Загл. с экрана.

12 10 8 6 4 2 0

10,28

0,94

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 1021

-6

Расходы на содержание Пенс. фонда, % < Разница ОМС без учета содержания фонда, %

Рис. 3. Сравнение затрат на содержание ПФРФ и прибыль СМО

Менеджер / Мапедег № 7

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

доступности бесплатной медицинской помощи для населения [8].

Заключение

Рост доходов и расходов страховых медицинских организаций был наиболее выражен в периоды 2005-2006, 2012-2013 и 2017-2108 годов. Рост расходов на 29,5% в 2020 и 2021 годах связан с пандемией КОВИД-19. При этом удельный вес средств, оставляемых страховыми компаниями на собственные нужды и не поступивших в систему здравоохранения, составляет в среднем 4,3% от общего объема денежных средств. И хотя в 2021 году наблюдались отрицательные значения этого показателя, полученные данные свидетельствуют о недополучении системой здравоохранения за 17-летний период времени суммы в размере 768,6 миллиардов рублей. Такой размер средств составляет больше половины всей суммы средств, выделяемых Федеральным бюджетом на здравоохранение в 2022 году. Если за 2005 год эта величина составляет чуть менее 8,5 миллиардов рублей, то в годы, предшествующие пандемии, от 20 до 60 миллиардов рублей в год. На эти средства можно было оказать медицинскую помощь дополнительно 5,8 млн. человек, что от общего количества застрахованных составляет 4,14%.

С учетом роста потребительских цен, меняются доходы и расходы страховых компаний, но доля оставшихся в их распоряжении финансовых средств остается неизменной.С изменением роста потребительских цен, меняются доходы и расходы страховых компаний, но доля оставшихся в их распоряжении финансовых средств остается неизменной, что говорит о неэффективном использовании средств в системе ОМС с учетом принципов Парето. Затраты на содержание СМО более чем в 2 раза больше, чем затраты на содержание Пенсионного фонда России.

Согласно Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховые медицинские организации

выполняют свои функции, которые им делегировал страховщик (ФФОМС) в полном объеме [9], они несут операционные расходы, связанные со своей деятельностью, но размер этих расходов жестко не регламентирован, и средства, оставшиеся на балансе страховой компании этого года, не переносятся на последующий. Пенсионный фонд России тратит на свое содержание значительно меньше средств, а структура ПФР значительно больше, чем размер всей системы ОМС вместе со страховыми медицинскими организациями. Сэкономленные средства направляются на собственные цели страховых компаний, а не возвращаются в систему здравоохранения, в которой, несмотря на реализацию Национальных проектов и программ, финансовых проблем меньше не становится [10]. В связи с полученными результатами, мы предлагаем к рассмотрению несколько вариантов изменения структуры системы ОМС в Российской Федерации.

Во-первых - можно ликвидировать систему страховых медицинских организаций, при этом делегировав их полномочия Территориальным и Федеральному фондам по образцу созданного в 2023 году Социального фонда России.

Во вторых - сократить (централизовать) количество страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования, исходя из количества, допустим, Федеральных округов или регионов.

В-третьих - отказаться от системы обязательного медицинского страхования и вернуться к государственной системе финансирования медицинских организаций.

В-четвертых - прописать в Законе об Обязательном медицинском страховании размер финансовых средств, остающихся в распоряжении Фонда ОМС и страховых медицинских организаций, ограничив их 1-2% от суммы доходной части бюджета Фонда.

Каждый из предложенных вариантов изменения системы имеет свои достоинства и недостатки, что будет рассмотрено в последующих работах.

с

#хс

1. Черкасов С.Н., Волкова О.А. К вопросу рационального управления ресурсами медицинских организаций / С.Н. Черкасов, О.А. Волкова // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2017. - № 5-6. - С. 27-34.

2. Лукин А.Г, Черкасов С.Н., Сараев А.Р. Проблемы и противоречия современной модели финансирования практической медицины в Российской Федерации/А.Г.Лукин, С.Н. Черкасов, А.Р. Сараев // Финансы. - 2022. - № 5. - С. 49-57.

3. Сараев А.Р., Лукин А.Г. Проблемы финансирования системы ОМС в России / А.Р. Сараев, А.Г. Лукин // Передовое развитие современной науки: опыт, проблемы, прогнозы: сборник

№7 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

статей XI Международной научно-практической конференции (18 апреля 2023 г.). - Петрозаводск: МЦНП «НОВАЯ НАУКА», 2023. - С. 54-61.

4. Кузнецов Д ОМС на перепутье: 30 лет спустя / Д. Кузнецов // Современные страховые технологии, 2021. - № 3. - С. 94-97.

5. Шишкин С.В. Анализ состояния страховой медицины в России и перспективы ее развития // С.В. Шишкин, И.М. Шейман, Е.Г. Потапчик, О.Ф. Понкратова // - М.: НИУ ВШЭ. - Электрон. текстовые данн. - Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/266095696.pdf (Дата обращения: 31.03.2023). -Загл. с экрана.

6. Чекаренко Г.В. Результаты деятельности страховой компании / Г.В. Чекаренко, Е.И. Воробьева // Финансы и страхование: Сборник статей научно-практического семинара. - Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2017. - С. 187-189.

7. Ларионов М.Ю, Батова Т.Н., Санникова К.А. Медицинское страхование в России: перспективы развития ОМС и ДМС / М.Ю. Ларионов, Т.Н. Батова, К.А. Санникова // Страховое право, 2020. - № 2(87). - С. 13-19.

8. Волкова О.А., Смирнова Е.В., Черкасов С.Н. Региональные аспекты оценки эффективности управления ресурсами медицинских организаций / О.А. Волкова, Е.В. Смирнова, С.Н. Черкасов // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2020. - Т. 13. - № 4. - С. 401-412.

9. Лазарова Л.Б., Дадьянова М.С. Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение / Л.Б Лазарова, М.С. Дадьянова // Современные проблемы науки и образования (сетевое издание), 2015. - № 2 (часть 2). - Электрон. текстовые данн. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23191 (Дата обращения: 20.04.2023). - Загл. с экрана.

10. Улумбекова Г.Э. Анализ расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделу «Здравоохранение» на 2022 г. и на плановый период 2023-2024 гг. / Г.Э. Улумбекова // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ, 2021. - Т. 7. - № 4(26). - С. 7-15. - Электрон. текстовые данн. -Режим доступа: https://orgzdrav.vshouz.ru/ru/jarticles_orgzdrav/212.html? SSr=46013488d002ffffffff27c__07e60 10c022e1c-4990 (Дата обращения: 20.04.2023). - Загл. с экрана.

ORIGINAL PAPER

ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF THE MAINTENANCE OF INSURANCE MEDICAL ORGANIZATIONS

IN THE HEALTHCARE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

■ A.R. Saraev1 : , S.N. Cherkasov2, A.G. Lukin 3

1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Samara State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Samara, Russia;

2 Federal State Institution of Science Institute of Management Problems them. V.A. Trapeznikov Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia;

3 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Samara State University of Economics» of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Samara, Russia.

1 http:||orcid.org||0000-0002-3319-4687; 3 https:||orcid.org|0000-0003-3347-2605.

! http:||orcid.org|0000-0003-1664-6802;

H Corresponding author: Saraev A. R.

ABSTRACT

The problems of domestic healthcare are associated with a number of factors that are influenced by the indicators of the economic state of the country, while the main problem is insufficient funding, largely related to the participation of insurance medical organizations in healthcare. A comparison of the cost of maintaining the CFR and the Pension Fund of Russia over a long period of time clearly shows that the effectiveness of the healthcare system with the participation of the CFR is significantly less than the effectiveness of the Pension Fund.

Keywords: financing, medical insurance organizations, the Central Bank of the Russian Federation, efficiency, Pension Fund, insured population.

For citation: Saraev A.R., Cherkasov S.N., Lukin A.G. On the issue of the effectiveness of the maintenance of insurance medical organizations in the healthcare system of the Russian Federation. Manager Zdravoohranenia. 2023; 7:11-19. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-7-11-19

REFERENCES

1. Cherkasov S.N., Volkova O.A. On the issue of rational resource management of medical organizations/S.N.Cher-kasov, O.A. Volkova//Problems of standardization in healthcare. [Problem [standartizacii v zdravoohranenii]. -2017. - № 5-6. - P. 27-34. (In Russian).

2. Lukin A.G., Cherkasov S.N., Saraev A.R. Problems and contradictions of the modern model of financing of practical medicine in the Russian Federation/ A.G. Lukin, S.N. Cherkasov, A.R. Saraev. Problems and contradictions of the modern model of financing of practical medicine in the Russian Federation// Finance [Finansy]. - 2022. -No. 5. - P. 49-57.// Finance. - 2022. - No. 5. - P. 49-57. (In Russian).

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № 7

ZdrevoochrBnenÍB 2023

3. Saraev A.R., Lukin A.G. Problems of financing the compulsory health insurance system in Russia / A.R. Saraev, A.G. Lukin // Advanced development of modern science: experience, problems, forecasts: collection of articles of the XI International Scientific and Practical Conference (April 18, 2023). - Petrozavodsk: ICNP "NEW SCIENCE", 2023. - P. 54-61. (In Russian).

4. Kuznetsov D. OMS at the crossroads: 30 years later / D. Kuznetsov // Modern insurance technologies [SST]. - 2021. - No. 3. - P. 94-97. (In Russian).

5. Shishkin S.V. Analysis of the state of insurance medicine in Russia and prospects for its development//

5.V. Shishkin, I.M. Sheiman, E.G. Potapchik, O.F. Ponkratova//-Electron. - t ext dunn. - Access mode: https:// publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/266095696.pdf (Accessed: 31.03.2023). - Blank from the screen. (In Russian).

6. Chekarenko G.V. Results of the insurance company's activity / G.V. Chekarenko, E.I. Vorobyova // Finance and insurance: Collection of articles of the scientific and practical seminar. - Simferopol: V.I. Vernadsky Crimean Federal University, 2017. - P. 187-189. (In Russian).

7. Larionov M.Yu, Batova T.N., Sannikova K.A. Medical insurance in Russia: prospects for the development of compulsory medical insurance and VMI / M.Y. Larionov, T.N. Batova, K.A. Sannikova // Insurance law.[Strahovoe pravo]. - 2020. - № 2(87). - P. 13-19. (In Russian).

8. Volkova O.A., Smirnova E.V., Cherkasov S.N. Regional aspects of assessing the effectiveness of resource management of medical organizations/ O.A. Volkova, E.V. Smirnova, S.N. Cherkasov// Pharmacoeconomika. Modern pharmacoeconomics and pharmacoepidemiology [Farmakoeconomika] - 2020. - Vol. 13. - No.4. -P. 401-412. (In Russian). DOI: 10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2020.064.

9. Lazarova L.B., Dadyanova M.S. Mandatory medical insurance funds, their role in financing health care costs. L.B. Lazarova, M.S. Dadyanova// Modern problems of science and education.[sovremennie problem nauki I obrazovaniya] - 2015. - No. 2-2.; https://science-education.ru/ru/article/view?id=23191 (Accessed: 04/20/2023). - Blank from the screen. (In Russian).

10. Ulumbekova G.E. Analysis of budget expenditures of the budgetary system of the Russian Federation under the section "Healthcare" for 2022 and for the planning period 2023-2024 G.E. Ulumbekova// Orgzdrav: news, opinions, training.Vestnik VSHOUZ.[Orgzdrav.Vestnik BSHOZ]. - 2021. - Vol. 7. - No. 4(26). - P. 7-15. (In Russian). DOI: 10.33029/2411-8621-2021-7-4-7-15

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Сараев Александр Рудольфович - канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара, Россия. Alexander R. Saraev - Ph.D. Sci., Associate Professor, Department of Public Health and Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Samara State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Samara, Russia. E-mail: 1saraeff10@mail.ru

Черкасов Сергей Николаевич - д-р. мед. наук, доцент, главный научный сотрудник Федерального государственного учреждения науки «Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова» Российской академии наук, г. Москва, Россия.

Sergey N. Cherkasov - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Chief Researcher of the Federal State Institution of Science of the Institute of Problem Management. V.A. Trapeznikov Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: cherkasovsn@mail.ru

Лукин Андрей Геннадьевич - д-р. экон. наук, заведующий кафедрой прикладного менеджмента Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный экономический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Самара, Россия.

Andrey G. Lukin - Doctor economy Sciences, Head of the Department of Applied Management Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Samara State Economic University» of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Samara, Russia. E-mail: lagufk@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

№ 7 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.