Научная статья на тему 'К вопросу Об эффективности реализации нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах Российской Федерации (на примере Краснодарского края)'

К вопросу Об эффективности реализации нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах Российской Федерации (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ / REGULATORY LEGAL ACTS / SUBJECTS OF FEDERATION / REGION DEVELOPMENT / THE LEGISLATION / STRATEGIC DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курдюк П. М.

В статье исследуется опыт Краснодарского края по принятию нормативно-правовых актов и практике применения норм закона. В частности, речь идет о Законе Краснодарского края 27 марта 2007 года № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» и Законе Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on efficiency of realisation standard law the certificates accepted in subjects of the Russian Federation (on an example of Krasnodar territory)

In article experience of Krasnodar territory on acceptance of regulatory legal acts and practice of application of norms of the law is investigated. In particular, it is a question of the Law of Krasnodar territory on March, 27, 2007 № 1217-KZ About the organisation of transport service of the population таксомоторами individual using in Krasnodar territory And the law of Krasnodar territory from July, 21, 2008 № 1539-KZ About measures on preventive maintenance of neglect and offences of minors in Krasnodar territory.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об эффективности реализации нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах Российской Федерации (на примере Краснодарского края)»

П.М. Курдюк

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНИМАЕМЫХ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Создание эффективного, непротиворечивого законодательства в субъектах Российской Федерации, отвечающего потребностям развития региона и интересам его населения, продолжает оставаться одной из главных задач, стоящих перед законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ответственны за эффективную реализацию в правовых рамках тех направлений развития, которые определены в стратегических документах страны в целом и каждого субъекта Российской Федерации в отдельности.

Заслуживает внимания опыт Краснодарского края по принятию нормативных правовых актов по таким вопросам, как организация транспортного обслуживания населения и создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края.

Так, Законодательным собранием Краснодарского края был разработан и принят закон Краснодарского края от 27 марта 2007 года № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае». Поскольку нормы данного закона затрагивали интересы перевозчиков и предполагали определенные затраты организационного, технического и финансового характера, было предусмотрено введение этих норм поэтапно, спустя полгода, год и более. В настоящее время закон действует практически в полном объеме.

Закон Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» был принят в соответствии с пунктами «б», «к» ч. 1 ст. 72, ст. 73 Конституции Российской Федерации, п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 1, 3, 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в целях обеспечения здоровой конкуренции среди перевозчиков на рынке транспортных услуг, оказываемых населению, безопасности пассажирских таксомоторных перевозок, а также наиболее полного, качественного и комфортного обеспечения населения таксомоторными перевозками. Вопрос о целесообразности и необходимости принятия данного закона поднимался неоднократно.

Анализ существующего положения в сфере транспортного обслуживания населения показал, что наряду с общественным пассажирским транспортом у населения края существует потребность в более комфортабельных видах пассажирских перевозок на автомобилях такси как на установленных маршрутах (маршрутные такси), так и индивидуального пользования. Организация маршрутных перевозок, порядок их работы, осуществление ими перевозок пассажиров законодательством урегулированы, тогда как деятельность по перевозке пассажиров таксомоторами индивидуального пользования после отмены лицензирования не регулируется вообще.

К работе над подготовкой проекта данного закона были привлечены специалисты органов государственной власти края, органов местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения, правоохранительных и контролирующих органов, а также заинтересованные лица со стороны перевозчиков. В разработке проекта приняли участие научные работники ведущих вузов Краснодарского края. Проводились социологические опросы водителей таксомоторов и потенциальных пассажиров. Так, в частности, требование о наличии водительского стажа не менее трех лет было предложено самими водителями.

Можно выделить три основные цели принятия закона Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае»:

1) безопасность осуществления пассажирских перевозок на таксомоторах индивидуального пользования;

2) качественность, надежность и комфортность перевозок;

3) пополнение бюджета путем налоговых поступлений при легализации перевозчиков.

Рассматриваемым законом установлены основные требования, предъявляемые к перевозчикам,

осуществляющим таксомоторные перевозки, к водителям, непосредственно управляющим таксомоторами, автотранспортным средствам, работающим в режиме таксомоторов. В соответствии с федеральным законодательством определены полномочия исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в сфере организации транспортного

обслуживания населения; разработан механизм допуска перевозчика к выполнению таксомоторных перевозок, а также перечислены случаи приостановления либо прекращения действия данного допуска.

Однако практика применения норм закона Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» показала, что отдельные его положения требуют корректировки, в связи с чем в закон вносились соответствующие изменения. Так, в частности, из понятия «тариф - установленная перевозчиком, осуществляющим таксомоторные перевозки, экономически обоснованная плата за единицу расстояния или времени поездки (простоя)» исключены слова «экономически обоснованная», так как в случае применения экономически обоснованного тарифа необходимо будет производить расчет нормативным способом, а не на основании фактических затрат перевозчика, что значительно увеличит тариф, так как нормативы рассчитаны в среднем по Российской Федерации. В законе уточнены требования, предъявляемые к таксомоторам индивидуального пользования, для обеспечения сигнальности, опознаваемости и индивидуализации таксомоторов.

После внесения изменений в федеральное законодательство (в частности - п. 5 ст. 31 Федерального закона 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что фрахтовщик (водитель легкового такси) обязан выдать фрахтователю (пассажиру) квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси) - в закон Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» также вносились аналогичные изменения.

В целях мониторинга эффективности применения вышеуказанного закона, контроля за его исполнением в апреле-июле 2009 года была проведена проверка выполнения норм данного закона органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занятыми в сфере транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования. Проанализировав ситуацию в области организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае, комиссия пришла к следующим выводам.

За истекшие два года после принятия закона удалось добиться положительных результатов: упорядочить отношения, связанные с организацией обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае; обеспечить здоровую конкуренцию среди перевозчиков на рынке транспортных услуг, оказываемых населению; повысить уровень безопасности пассажирских таксомоторных перевозок, а также качества предоставляемых населению транспортных услуг.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, начиная с 2009 года, активизировали свою деятельность по выполнению указанного закона.

Во многих муниципальных образованиях разработаны и утверждены нормативные документы по организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования; созданы и ведутся реестры перевозчиков и служб заказа таксомоторов; перевозчикам, соблюдающим требования Закона, выдаются удостоверения соответствия, а на транспортные средства - карточки соответствия; заметно обновился подвижной состав; транспортные средства, используемые в качестве таксомоторов зарегистрированными перевозчиками, в основном соответствуют требованиям внешней и внутренней экипировки; создаются муниципальные стоянки таксомоторов индивидуального пользования.

Другим значимым законом стал закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539 КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», основной целью которого является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права.

Данный закон подчеркивает ответственность родителей за воспитание детей.

Им определено, что родители принимают меры по недопущению:

- пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей);

- нахождения (пребывания) несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, в учебное время в интернетзалах, игровых клубах, иных местах, в которых предоставляются услуги Интернета и игровые компьютерные услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах и иных развлекательных заведениях, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия;

- употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;

- совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.

В ходе реализации закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» специалистами органов семейной политики муниципальных образований подготовлены памятки по реализации указанного закона, которые распространяются на предприятиях и в трудовых коллективах, в учебных заведениях среди учащихся и родителей, в интернатных учреждениях. Одним из важнейших направлений деятельности Департамента семейной политики Краснодарского края стала организация работы горячей линии «Отзывчивый телефон» в каждом муниципальном образовании.

В результате реализации данного закона по предварительной информации дополнительно начали посещать спортивные секции по различным видам спорта более 30 тыс. учащихся. 92 % спортивных залов школ работают с полной нагрузкой до 21.00. В 2008-2009 учебном году в целях организации досуга открыто на 156 кружков и объединений для детей 14-18 лет больше, чем в 2007-2008 учебном году. В учреждениях дополнительного образования детей системы образования в 2009 году занимается на 3 % детей больше, чем в 2008 году.

Усиление контроля и организация межведомственного взаимодействия служб системы профилактики привели к сокращению подростковой преступности за 9 месяцев 2009 года на 21,3 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Осуществляется ежеквартальный мониторинг состоящих на учете детей и семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Если в начале действия закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» до одной тысячи детей ежедневно выявлялись в ночное время и возвращались домой с улицы, то сегодня эта цифра сократилась в 5 раз. В августе 2008 года выявлено почти 28 тыс. подростков, а в июле 2009 года -около 6 тыс. По результатам анализа за 6 месяцев 2009 года в крае в 1,3 раза уменьшилась смертность детей от неестественных причин. Число детей, умерших от травм, снизилось в 1,2 раза. За год реализации этого закона уровень детского дорожно-транспортного травматизма снизился в 2 раза. За 7 месяцев 2009 года в 4 раза уменьшилась аварийность с участием детей в ночное время. Выявлено более 1800 детей, находящихся в социально опасном положении, т.е. реально их жизни и здоровью угрожала опасность. За время действия закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» в ночное время подростками было совершено на 24 % преступлений меньше. На 32 % снизилось число самых массовых преступлений, совершаемых несовершеннолетними - краж. В настоящее время уровень подростковой преступности на Кубани снизился по сравнению с прошлым годом на 20 %. Отмечается сокращение групповых преступлений с участием несовершеннолетних, преступлений, совершенных в алкогольном опьянении, грабежей и разбойных нападений, тяжких телесных повреждений, краж и угонов.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию норм указанных законов Краснодарского края с учетом практики их применения.

Несмотря на имеющуюся в субъектах Российской Федерации тенденцию постепенного снижения темпов принятия новых нормативных правовых актов, имеющих самостоятельный предмет правового регулирования, и роста темпов принятия нормативных правовых актов об изменениях и дополнениях ранее принятых актов, направленных на развитие уже действующего законодательства, принятые в Краснодарском крае закон Краснодарского края 27 марта 2007 года № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» и закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» являются хорошим примером эффективной работы законодательного органа субъекта Российской Федерации в части продолжения формирования законодательной базы субъекта Российской Федерации, отвечающей реалиям общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.