П.М. Курдюк
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНИМАЕМЫХ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
Создание эффективного, непротиворечивого законодательства в субъектах Российской Федерации, отвечающего потребностям развития региона и интересам его населения, продолжает оставаться одной из главных задач, стоящих перед законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ответственны за эффективную реализацию в правовых рамках тех направлений развития, которые определены в стратегических документах страны в целом и каждого субъекта Российской Федерации в отдельности.
Заслуживает внимания опыт Краснодарского края по принятию нормативных правовых актов по таким вопросам, как организация транспортного обслуживания населения и создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края.
Так, Законодательным собранием Краснодарского края был разработан и принят закон Краснодарского края от 27 марта 2007 года № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае». Поскольку нормы данного закона затрагивали интересы перевозчиков и предполагали определенные затраты организационного, технического и финансового характера, было предусмотрено введение этих норм поэтапно, спустя полгода, год и более. В настоящее время закон действует практически в полном объеме.
Закон Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» был принят в соответствии с пунктами «б», «к» ч. 1 ст. 72, ст. 73 Конституции Российской Федерации, п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 1, 3, 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в целях обеспечения здоровой конкуренции среди перевозчиков на рынке транспортных услуг, оказываемых населению, безопасности пассажирских таксомоторных перевозок, а также наиболее полного, качественного и комфортного обеспечения населения таксомоторными перевозками. Вопрос о целесообразности и необходимости принятия данного закона поднимался неоднократно.
Анализ существующего положения в сфере транспортного обслуживания населения показал, что наряду с общественным пассажирским транспортом у населения края существует потребность в более комфортабельных видах пассажирских перевозок на автомобилях такси как на установленных маршрутах (маршрутные такси), так и индивидуального пользования. Организация маршрутных перевозок, порядок их работы, осуществление ими перевозок пассажиров законодательством урегулированы, тогда как деятельность по перевозке пассажиров таксомоторами индивидуального пользования после отмены лицензирования не регулируется вообще.
К работе над подготовкой проекта данного закона были привлечены специалисты органов государственной власти края, органов местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения, правоохранительных и контролирующих органов, а также заинтересованные лица со стороны перевозчиков. В разработке проекта приняли участие научные работники ведущих вузов Краснодарского края. Проводились социологические опросы водителей таксомоторов и потенциальных пассажиров. Так, в частности, требование о наличии водительского стажа не менее трех лет было предложено самими водителями.
Можно выделить три основные цели принятия закона Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае»:
1) безопасность осуществления пассажирских перевозок на таксомоторах индивидуального пользования;
2) качественность, надежность и комфортность перевозок;
3) пополнение бюджета путем налоговых поступлений при легализации перевозчиков.
Рассматриваемым законом установлены основные требования, предъявляемые к перевозчикам,
осуществляющим таксомоторные перевозки, к водителям, непосредственно управляющим таксомоторами, автотранспортным средствам, работающим в режиме таксомоторов. В соответствии с федеральным законодательством определены полномочия исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в сфере организации транспортного
обслуживания населения; разработан механизм допуска перевозчика к выполнению таксомоторных перевозок, а также перечислены случаи приостановления либо прекращения действия данного допуска.
Однако практика применения норм закона Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» показала, что отдельные его положения требуют корректировки, в связи с чем в закон вносились соответствующие изменения. Так, в частности, из понятия «тариф - установленная перевозчиком, осуществляющим таксомоторные перевозки, экономически обоснованная плата за единицу расстояния или времени поездки (простоя)» исключены слова «экономически обоснованная», так как в случае применения экономически обоснованного тарифа необходимо будет производить расчет нормативным способом, а не на основании фактических затрат перевозчика, что значительно увеличит тариф, так как нормативы рассчитаны в среднем по Российской Федерации. В законе уточнены требования, предъявляемые к таксомоторам индивидуального пользования, для обеспечения сигнальности, опознаваемости и индивидуализации таксомоторов.
После внесения изменений в федеральное законодательство (в частности - п. 5 ст. 31 Федерального закона 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что фрахтовщик (водитель легкового такси) обязан выдать фрахтователю (пассажиру) квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси) - в закон Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» также вносились аналогичные изменения.
В целях мониторинга эффективности применения вышеуказанного закона, контроля за его исполнением в апреле-июле 2009 года была проведена проверка выполнения норм данного закона органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занятыми в сфере транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования. Проанализировав ситуацию в области организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае, комиссия пришла к следующим выводам.
За истекшие два года после принятия закона удалось добиться положительных результатов: упорядочить отношения, связанные с организацией обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае; обеспечить здоровую конкуренцию среди перевозчиков на рынке транспортных услуг, оказываемых населению; повысить уровень безопасности пассажирских таксомоторных перевозок, а также качества предоставляемых населению транспортных услуг.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, начиная с 2009 года, активизировали свою деятельность по выполнению указанного закона.
Во многих муниципальных образованиях разработаны и утверждены нормативные документы по организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования; созданы и ведутся реестры перевозчиков и служб заказа таксомоторов; перевозчикам, соблюдающим требования Закона, выдаются удостоверения соответствия, а на транспортные средства - карточки соответствия; заметно обновился подвижной состав; транспортные средства, используемые в качестве таксомоторов зарегистрированными перевозчиками, в основном соответствуют требованиям внешней и внутренней экипировки; создаются муниципальные стоянки таксомоторов индивидуального пользования.
Другим значимым законом стал закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539 КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», основной целью которого является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права.
Данный закон подчеркивает ответственность родителей за воспитание детей.
Им определено, что родители принимают меры по недопущению:
- пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей);
- нахождения (пребывания) несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, в учебное время в интернетзалах, игровых клубах, иных местах, в которых предоставляются услуги Интернета и игровые компьютерные услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах и иных развлекательных заведениях, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия;
- употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;
- совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.
В ходе реализации закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» специалистами органов семейной политики муниципальных образований подготовлены памятки по реализации указанного закона, которые распространяются на предприятиях и в трудовых коллективах, в учебных заведениях среди учащихся и родителей, в интернатных учреждениях. Одним из важнейших направлений деятельности Департамента семейной политики Краснодарского края стала организация работы горячей линии «Отзывчивый телефон» в каждом муниципальном образовании.
В результате реализации данного закона по предварительной информации дополнительно начали посещать спортивные секции по различным видам спорта более 30 тыс. учащихся. 92 % спортивных залов школ работают с полной нагрузкой до 21.00. В 2008-2009 учебном году в целях организации досуга открыто на 156 кружков и объединений для детей 14-18 лет больше, чем в 2007-2008 учебном году. В учреждениях дополнительного образования детей системы образования в 2009 году занимается на 3 % детей больше, чем в 2008 году.
Усиление контроля и организация межведомственного взаимодействия служб системы профилактики привели к сокращению подростковой преступности за 9 месяцев 2009 года на 21,3 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Осуществляется ежеквартальный мониторинг состоящих на учете детей и семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Если в начале действия закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» до одной тысячи детей ежедневно выявлялись в ночное время и возвращались домой с улицы, то сегодня эта цифра сократилась в 5 раз. В августе 2008 года выявлено почти 28 тыс. подростков, а в июле 2009 года -около 6 тыс. По результатам анализа за 6 месяцев 2009 года в крае в 1,3 раза уменьшилась смертность детей от неестественных причин. Число детей, умерших от травм, снизилось в 1,2 раза. За год реализации этого закона уровень детского дорожно-транспортного травматизма снизился в 2 раза. За 7 месяцев 2009 года в 4 раза уменьшилась аварийность с участием детей в ночное время. Выявлено более 1800 детей, находящихся в социально опасном положении, т.е. реально их жизни и здоровью угрожала опасность. За время действия закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» в ночное время подростками было совершено на 24 % преступлений меньше. На 32 % снизилось число самых массовых преступлений, совершаемых несовершеннолетними - краж. В настоящее время уровень подростковой преступности на Кубани снизился по сравнению с прошлым годом на 20 %. Отмечается сокращение групповых преступлений с участием несовершеннолетних, преступлений, совершенных в алкогольном опьянении, грабежей и разбойных нападений, тяжких телесных повреждений, краж и угонов.
В настоящее время продолжается работа по совершенствованию норм указанных законов Краснодарского края с учетом практики их применения.
Несмотря на имеющуюся в субъектах Российской Федерации тенденцию постепенного снижения темпов принятия новых нормативных правовых актов, имеющих самостоятельный предмет правового регулирования, и роста темпов принятия нормативных правовых актов об изменениях и дополнениях ранее принятых актов, направленных на развитие уже действующего законодательства, принятые в Краснодарском крае закон Краснодарского края 27 марта 2007 года № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» и закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» являются хорошим примером эффективной работы законодательного органа субъекта Российской Федерации в части продолжения формирования законодательной базы субъекта Российской Федерации, отвечающей реалиям общественной жизни.