Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа'

К вопросу об эффективности развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / TOURISM / TOURIST FLOW / STATE POLICY / INVESTMENTS / DEVELOPMENT OF TOURISM INDUSTRY / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельгисова Кристина Викторовна, Белозор Людмила Ивановна

В статье рассматривается вопрос развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа за период с 2010 по 2017 год. Несмотря на то, что в настоящее время развитию туризма в целом в России и в частности на отдельной территории Северо-Кавказском федеральном округе уделяется огромное внимание со стороны федеральных властей, авторы приходят к выводам о том, что цели государственной политики в отношении развития туристической отрасли в СКФО за указанный период не достигнуты; данные об объемах ежегодного туристического потока в СКФО не соответствуют действительности; данные о количестве мест, созданных в СКФО в средствах коллективного размещения с 2010 по 2017 год являются неточными; Правительство Российской Федерации не управляет развитием туристической отрасли в СКФО. Указанные выводы основываются на рассмотрении четырех взаимосвязанных показателях, которые, по мнению авторов, должны рассматриваться согласованно и в динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бельгисова Кристина Викторовна, Белозор Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the effectiveness of tourism development on the territory of the north caucasus federal district

The study examines the development of tourism in the North Caucasus Federal district for the period from 2010 to 2017. Despite the fact that currently the development of tourism in Russia in general and in particular in a separate territory the North Caucasus Federal district is given great attention by the Federal authorities, the authors comes to the conclusion that the objectives of the state policy regarding the development of the tourism industry in the North Caucasus Federal district for the specified period; data on the volume of annual tourist flow in the North Caucasus Federal district are not true; data on the number of places created in the North Caucasus Federal district in collective accommodation facilities from 2010 to 2017 are inaccurate; the Government of the Russian Federation does not manage the development of the tourism industry in the North Caucasus Federal district. These conclusions are based on the consideration of four interrelated indicators, which, in the opinion of the authors should be considered in a coherent and dynamic way.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа»

IMHI^SI

УДК 338.48

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-2-102-107

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

К.В. Бельгисова, Л.И. Белозор

Южный институт менеджмента, Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа за период с 2010 по 2017 год. Несмотря на то, что в настоящее время развитию туризма в целом в России и в частности на отдельной территории - Северо-Кавказском федеральном округе - уделяется огромное внимание со стороны федеральных властей, авторы приходят к выводам о том, что цели государственной политики в отношении развития туристической отрасли в СКФО за указанный период не достигнуты; данные об объемах ежегодного туристического потока в СКФО не соответствуют действительности; данные о количестве мест, созданных в СКФО в средствах коллективного размещения с 2010 по 2017 год являются неточными; Правительство Российской Федерации не управляет развитием туристической отрасли в СКФО. Указанные выводы основываются на рассмотрении четырех взаимосвязанных показателях, которые, по мнению авторов, должны рассматриваться согласованно и в динамике.

Ключевые слова: туризм, туристический поток, государственная политика, инвестиции, развитие туристической отрасли, государственная программа

Для цитирования: Бельгисова К.В., Белозор Л.И. К вопросу об эффективности развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №2. С. 102-107. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-2-102-107 Конфликт интересов отсутствует

TO THE QUESTION ABOUT THE EFFECTIVENESS OF TOURISM DEVELOPMENT ON THE TERRITORY OF THE NORTH CAUCASUS

FEDERAL DISTRICT

Kristina V. Belgisova, Lyudmila I. Belozor

Southern Institute of management, Krasnodar, Russian Federation

Abstract. The study examines the development of tourism in the North Caucasus Federal district for the period from 2010 to 2017. Despite the fact that currently the development of tourism in Russia in general and in particular in a separate territory - the North Caucasus Federal district - is given great attention by the Federal authorities, the authors comes to the conclusion that the objectives of the state policy regarding the development of the tourism industry in the North Caucasus Federal district for the specified period; data on the volume of annual tourist flow in the North Caucasus Federal district are not true; data on the number of places created in the North Caucasus Federal district in collective accommodation facilities from 2010 to 2017 are inaccurate; the Government of the Russian Federation does not manage the development of the tourism industry in the North Caucasus Federal district. These conclusions are based on the consideration of four interrelated indicators, which, in the opinion of the authors should be considered in a coherent and dynamic way.

Keywords: tourism, tourist flow, state policy, investments, development of tourism industry, state program For station: Belgisova K.V., Belozor L.I. To the question of the effectiveness of tourism development on the territory of the North Caucasus Federal district. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (2): 102-107. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-2-102-107 There is no conflict of interests

Рассматривая вопрос об эффективности развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа (далее по тексту - СКФО) можно сделать следующие выводы:

1) цели государственной политики в отношении развития туристической отрасли в СКФО за период с 2010 по 2017 года не достигнуты, несмотря на реализацию в указанный период Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)», направленную на создание условий для развития туризма, реализацию в течение 2014-2018 годов Государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», предусматривающую развитие туризма в качестве одного из направлений развития округа и реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе»;

2) данные об объемах ежегодного туристического потока в СКФО в 3,5 млн. туристов в 2016 году не могут соответствовать действительности;

3) данные о количестве 13610 мест, созданных в СКФО в средствах коллективного размещения с 2010 по 2017 год, которые приводятся в официальной статистике Ростуризма1, являются неточными;

4) Правительство Российской Федерации не управляет развитием туристической отрасли в СКФО, которое предусмотрено рядом государственных программ.

Таким образом, туристический кластер в СКФО (запланированный к созданию государственной программой) никогда не будет создан, потому что создание туристического кластера в СКФО невозможно без привлечения частных инвестиций, а частные инвестиции в необходимом объеме никогда не будут привлечены:

- во-первых, потому что во всех программных документах, в том числе в самом последнем документе «Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года» утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 года №369-р, нет ответа на вопрос, каким образом будет привлечен частный инвестор, более того, постоянно воспроизводится ложна идея о том, что для привлечения инвестора в туристический бизнес, достаточно иметь благоприятные природные условия для развития туризма;

- во-вторых, создание кластера туристического типа требует чрезвычайно интенсивного транс-

1 Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм): число мест в КСР в 2009-2017 гг. Режим доступа https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018

портного сообщения между различными привлекательными для туристов территориями и объектами кластера, что в преимущественно горной местности предполагает огромные инвестиционные вложения не столько в объекты бизнеса (отель, минеральный источник, культурно-исторический памятник), сколько в инфраструктуру (дороги, туннели, мосты, площадки под парковки), характеризующуюся длинным сроком окупаемости. Найти инвестора на проекты с длинным сроком окупаемости в регионе, отличающимся самым высоким в стране количеством преступлений террористической и экстремистской направленности, представляется маловероятным;

- в-третьих, если в период девелоперского бума двухтысячных годов, когда гостиничный и иной бизнес, связанный с развитием территорий, бурно развивался по всей стране, инвесторов не заинтересовали территории в СКФО, то ожидать прихода частных инвесторов в регион в условиях спада девелоперской активности, представляется маловероятным.

Прежде, чем мы рассмотрим подтверждение указанных выводов, отметим два момента, во-первых, смысл централизованного государственного финансирования развития туристической отрасли в СКФО заключается в том, чтобы, с одной стороны, снизить социальную напряженность, вызываемую высоким уровнем безработицы, создав занятость в туристической отрасли, а, с другой стороны, создать в дотационном регионе внутренний источник доходов, снизив степень его дотацион-ности за счет туристической отрасли. И, во-вторых, в соответствии с экономической логикой развития отрасли туризма, должна иметь место согласованная динамика следующих четырех показателей:

1 увеличение объема инвестиций в основной капитал, за счет которых строятся новые гостиницы и, следовательно, увеличение количества мест в средствах коллективного размещения;

2 увеличение количества мест в коллективных средствах размещения, и, следовательно, увеличение количества туристов, которые воспользовались услугами гостиниц;

3 увеличение количества туристов, которые воспользовались услугами гостиниц и, следовательно, увеличение объема оказания платных туристических услуг;

4 общее количество туристов, посетивших СКФО в течение года.

Необходимо обратить внимание на то, что из четырех показателей два показателя финансовых и при этом предельно конкретных: объем потраченных инвестиций в основной капитал и объем полученных доходов от оказания платных тури-

стических услуг. А два показателя не финансовых и при этом довольно абстрактных: общее количество мест в коллективных средствах размещения и общее количество туристов, посетивших СКФО в течение года.

Вернемся к вопросу подтверждения выводов, в том числе к обозначенному выводу о том, что цели государственной политики в отношении развития туристической отрасли в СКФО за период с 2010 по 2017 года не достигнуты. Этот вывод подтверждается следующими данными из официальной статистики, размещенной на сайте Ростуризма:

- объем платных туристических услуг в СКФО в 2017 году снизился по сравнению с 2010 годом на 1,6 млрд рублей2;

- занятость в туристической отрасли в СКФО среди сотрудников коллективных средств размещения в 2017 году снизилась по сравнению с 2010 годом на 1957 человек3.

Также отметим, что Правительство РФ опирается в своей оценке состояния развития отрасли на данные совершенно неотражающие положение дел в отрасли; во-вторых, даже на эти искаженные данные Правительство не всегда опирается, потому что в противном случае, сразу очевиден факт деградации, а не развития туристической отрасли в СКФО, в которой по официальным данным падают доходы и сокращается занятость, а никакой реакции Правительства на этот факт до сих пор не последовало.

Рассматривая вывод о том, что объемы ежегодного туристического потока в СКФО в 3,5 млн. туристов в 2016 году не могут соответствовать действительности, отметим, что названная цифра туристов в 2016 году фигурирует в Справке4, подготовленной к заседанию Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа по теме «О развитии внутреннего и въездного туризма на территории СКФО» 10 марта 2017 года. Кроме того, на других заседаниях с участием членов Правительства, фигурировали следующие цифры: в 2014 году турпоток составил 1,2 млн человек, по итогам 2015 года достиг 2,7 млн человек5.

Сравним данные об увеличении туристического потока и данные об объеме платных туристических услуг за соответствующие годы и рассчитаем

2 Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм). Режим доступа https://www.russiatourism.ru/contents/ statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018

3 Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм): численность работников КРС 2009 - 2017 гг. Режим доступа https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018

4 Официальный сайт правительства Российской Федерации. Режим доступа http://government.ru/info/26726

5 Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм). Режим доступа https://www.russiatourism.ru/ news/10261

данные об объеме туристических услуг, приходящихся на одного туриста (табл. 1).

Таблица 1

Туристический поток и объем платных туристических услуг на территории СКФО

2014 2015 2016

Объем платных туристических услуг млн. руб. по СКФО за год 4611,9 5031,4 5188,9

Количество туристов (млн.) за год 1,2 2,7 3,5

Объем услуг на 1 туриста (руб. / в год) 3843 1863 1483

Обращают на себя внимание следующие моменты:

- количество туристов за 2014-2016 гг. увеличилось почти в 3 раза, а объем услуг вырос в 1,12 раза;

- денежная сумма, приходящаяся на одно туриста в год очень низкая. Невозможно отдохнуть ни за 3843 рубля на человека в 2014 году, ни за 1483 рубля на человека в 2016 году. Хотя этот факт и содержится в исходных данных, его тоже следует упомянуть: не может падать доход с одного туриста с течением лет, хотя бы по причине инфляции.

Вывод, который напрашивается: фигурирующее в официальных данных количество туристов в год сильно завышено, потому что данные о доходах считаются автоматически на основе данных Федеральной налоговой служб, т.е. статистика по доходам гарантированно точная.

Можно оценить сумму, на которую завышено это количество.

Рассмотрим цифру 1483 руб. - объем платных туристических услуг на 1 туриста в год в 2016 году и попытаемся оценить реальный объем услуг, который турист в СКФО тратил на отдых в 2016 году. В отличии от курортного туристического центра у моря, где основные расходы - это проживание и питание, а море, как услуга, бесплатное, то на курортах Кавказа расходы на услуги (горные лыжи, целебные источники, экскурсии по памятным интересным местам), - должны быть сравнимы с расходами на питание и проживание. Если предположить, что в 2016 году стоимость проживания была две тысячи рублей и в среднем турист приезжал на одну неделю, то он должен был тратить на отдых 14 тыс. рублей. Вот реальная сумма объема туристических услуг, приходящегося на 1 туриста в год. Она превышает сумму в 1483 примерно в 9 раз.

Таким образом, количество туристов завышено примерно в 9 раз.

Следует отметить, что можно предположить и обратное: в 9 раз занижены доходы, т.е. объем оказанных туристических услуг. Это означает, что отрасль официально показывает государству только 10% своих доходов, а 90% находятся «в тени». Наверное, имеет место нечто среднее - и часть доходов «в тени», и часть туристов приписана.

Доказательства вывода о том, что данные о количестве 13610 мест, созданных в СКФО в средствах коллективного размещения с 2010 по 2017 год являются неточными.

Здесь дополнительно необходимо отметить следующий факт, который приводится в «Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года» утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 года №369-р: «дополнительным ограничивающим фактором является отсутствие коллективных средств размещения большой емкости (более 300 номеров), что объективно сдерживает возможность организации и проведения крупных культурных, деловых и спортивных мероприятий на территории Северо-Кавказского федерального округа, а также препятствует организации чартерных авиарейсов по внутренним туристским направлениям». Т.е. за 15 лет несмотря на реализацию двух государственных программы и понимание объективной необходимости такого строительства для развития массового туризма , не построено ни одного средства размещения емкостью более 300 номеров.

Возникает вопрос: почему? Сравним доходы от туризма в 2010 и 2017 гг. по трем показателям: (1) общий объем оказанных платных туристических услуг; (2) объем оказанных туристических услуг гостиниц; (3) разницу между показателем (1) и (2), показывающую объем иных туристических услуг (табл. 2).

Статистические данные показывают абсурдную динамику, при которой объем туристических

услуг гостиничного типа вырос в 3 раз за 7 лет, а объем иных туристических услуг упал в 5 раз. Этого не может быть, потому что иные туристические услуги «навешиваются» на услуги размещения и показатели их объема связаны функций прямой пропорциональности. Их изменение не может быть обратно пропорциональным.

При этом данные о росте объема гостиничных услуг соответствуют данным об увеличении количества мест в гостиницах.

Можно предположить следующее объяснение: чтобы оправдать данные о росте количества мест в гостиницах, без изменения общей суммы доходов, изменяется их структура в пользу доходов от количества мест в гостиницах, что приводит к появлению абсурдной структуры доходов, но делается расчет, что на структуру не будет обращено внимание.

Выше уже было показано, что данные об объемах оказанных туристических услуг не соответствуют данным о количестве туристов. А вот количество мест размещения соответствует данным о количестве туристов. В частности, в 2016 году по официальным данным округ посетили 3,5 млн. туристов, при этом, согласно статистике, в округе к этому году имелось 72,7 тыс. мест в средствах размещения. Поделив количество мест на количество туристов, мы получаем 48 человек в год на 1 место, т.к. в году 52 недели, получается примерно 1 неделя на 1 туриста при 100% заполнении мест в течение года или 2 недели на 1 туриста на 1 месте при 50% заполнении мест в течение года. Эти цифры выглядят правдоподобно, а, следовательно, согласованы друг с другом.

Особенность этих «согласованных» данных состоит в том, что и количество туристов, и количество мест в местах размещения можно «нарисовать в отчетности» в отличие от общей суммы вырученных денег за услуги.

Косвенно об искусственном завышении количества мест в коллективных средствах размеще-

Таблица 2

Доходы от туризма в 2010 и 2017 гг., полученные на территории Северо-Кавказского федерального округа

2010 2017 Разница 2017 - 2010

Общий объем платных туристических услуг (млн. рублей) 7120,9 5517,8 - 1603,1

Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (млн. рублей) 1491,5 4501,0 3009,5

Разница между показателями, т.е. объем иных туристических услуг (млн. рублей) 5629,4 1016,8 - 4612,6

ния свидетельствует следующий факт - отсутствие крупных средств коллективного размещения (более чем на 300 мест).

Дело в том, что если заявить, что было построено 325 отелей на двадцать 2-х местных номеров, общей емкостью 13 тыс. мест, можно рассчитывать на то, что все эти места и все эти 325 отелей никогда полностью не будут проверены контролирующими органами. А вот если заявить, что было построено 44 отеля емкостью в 300 1-х номеров, общей емкостью в 13 тыс. мест, можно, с высокой вероятностью, ожидать, что большая часть из 44 отелей будет проверена на факт самого существование как минимум туроператорами на предмет заключения договоренностей.

Теперь сравним количество созданных мест размещения с другим финансовым показателем -объемы инвестиций в основной капитал.

Согласно статистическим данным, суммарно с 2011 по 2017 год в СКФО было привлечено 6008,97 млн. рублей инвестиций в основной капитал и создано 13 610 мест в средствах коллективного размещения и как мы знаем, крупные средства размещения в этот период не возводились.

Путем деления объема инвестиций в основной капитал на количество созданных мест получаем 441,5 тыс. рублей инвестиций в основной капитал на 1 место. Предположим, что строились исключительно 2-х местные номера. Исходя из этих условий и предположений, строительство мини-отеля на 20 номеров обойдется в 441500 * 2 * 20 = 17,66 млн. рублей или 883 тыс. рублей за номер.

Согласно же рекомендациям для инвесторов, подготовленным в 2017 году строительной компании ГК «Фанталис», занимающейся строительством отелей по всей стране более 15 лет, минимальная цена за номер в отеле эконом-класса (т.е. класса ниже 3*) составляет 50 тыс. долларов или 1,5 млн. рублей при цене 30 рублей за доллар или 3 млн. рублей при цене 60 рублей за доллар. Таким образом получается, что в СКФО в 2011 - 2017 годах было построено более 6,5 тыс. номеров гостиниц по цене в два раза ниже минимальной рыночной цены подобного строительства за номер в гостинице эконом-класса (ниже 3*) и это при условии, что в расчет заложена минимальная цена за доллар в размере 30 рублей.

Это звучит неправдоподобно, и означает, что данные о количестве построенных мест размещения не соответствуют еще одному показателю по деньгам - объему инвестиций в основной капитал.

Таким образом, указанное количество мест размещения не могло быть ни построено за приведенную в статистике сумму инвестиций в основной

капитал, ни приносить такой маленький доход от платных туристических услуг.

Доказательствами вывода о том, что Правительство Российской Федерации не управляет развитием туристической отрасли в СКФО, которое предусмотрено рядом государственных программ, служат следующие моменты:

1) сегодня сложился совершенно неадекватный набор понятий для описания развития отрасли. Одна из проблем развития отрасли, которая фиксируются Правительством РФ - это несоответствие емкости инфраструктуры потенциальному объему туристического потока. При этом для описания емкости инфраструктуры используются два понятия: коллективные средства размещения и количество мест в коллективных средствах размещения.

Во-первых, во всем мире учет роста гостиничного комплекса ведется в номерах, в которых, как правило, размещены двуспальные кровати и может быть организовано дополнительное место для ребенка. Т.е., единицей учета является номер, в котором может быть размещен один человек, семейная пара и семья с ребенком. А что такое «койко-место» в современной гостинице не совсем понятно, следовательно, не понятно, что именно учитывается в этом показателе.

Во-вторых, во всем мире для описания инфраструктуры размещения используются понятия: отель эконом-класса (без звездочки), отель ***, отель ****, отель *****. И как следствие, инфраструктура размещения описывается через количество номер в отелях 5*, количество номеров в отелях 4* и т.д.

Развитие туристической отрасли в СКФО идет с 2011 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» и в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» и с 2014 года в рамках Госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», т.е. к моменту заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа по теме «О развитии внутреннего и въездного туризма на территории СКФО» 10 марта 2017 года, посвященной подведению итогов реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» государственное управление развитием шло в течение 15 лет. И на этот момент, у Правительства РФ не было данных о том, сколько модернизировано или построено на территории округа отелей эконом-класса, отелей 3*, 4*, 5*, а только данные о том, что «на территории округа расположены 711 коллективных средств

размещения». Хотя в качестве конкурентов курортов СКФО рассматриваются европейские лечебные курорты.

При этом целый ряд понятий необходимых для оценки туристической инфраструктуры не используется: сколько туристических автобусов на внутренних маршрутах (доставляющих туристов, проживающих в одном месте для осмотра достопримечательностей другого места), сколько построено километров дорог, соединяющих отдельные культурно-исторические и природные места между собой, сколько подготовлено экскурсоводов по культурно-историческим местам, сколько имеющихся исторических памятников включено в новые туристические маршруты, сколько одновременно людей они могут принять и т.д.

Отсутствует определение и системы показателей, описывающих объекты вида: «недоразвитая для приема туристов территория» и «развитая для приема туристов территория». Вместо этого используется понятия, описывающее объект вида: «благоприятная для развития туризма территория», описание которого сводится к двум показателям: природные объекты и культурно-исторические памятники, упуская такой очевидный показатель как себестоимость строительства дороги от одного природного объекта к другому культурно-историческому памятнику, себестоимость обустройства территории вокруг памятника для приема в сутки 10 автобусов по 100 человек в каждом и т.д.

2) игнорирование статистики и ее соотнесение с показателями госпрограмм. Как отмечено ранее,

10 марта 2017 года состоялось заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на котором подводились итоги реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». Один из целевых показателей ФЦП - «увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 4,7 раза и объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 4,3 раза по сравнению с 2010 годом»6. Понятно, что это средний показатель по стране в целом, не только про СКФО, но вообще игнорировать тот факт, что объем платных туристических услуг в СКФО в 2016 году составил согласно официальной статистики 77,5% от объема 2010 года - недопустимо. И другой важнейший показатель - увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения на 41 % согласно госпрограмме, который в 2016 году составил 92% от 2010 года. Необходимо подчеркнуть, что среди всех показателей развития туризма, доходы и занятость для СКФО - ключевые. И именно их удручающая динамика сегодня не является предметом рассмотрения Правительства РФ.

В завершении необходимо сделать вывод о том, что несмотря на пристальное внимание к вопросу развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа со стороны федеральных властей, реальная ситуация свидетельствует о том, что до сих пор на данной территории не задан импульс к развитию туризма.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бельгисова Кристина Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар, Россия. Тел.: (960) 490 76 00, e-mail: belgisova_k@mail.ru Белозор Людмила Ивановна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 137 60 20, e-mail: belozor_l@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Belgisova Kristina Victorovna,

candidate of Economic Sciences, associate Professor at Department of Civil Law Disciplines of the Southern Institute of management, Krasnodar, Russia. Ph.: (960) 490 76 00, e-mail: belgisova_k@mail.ru Belozor Lyudmila Ivanovna, senior lecturer at Department of Civil Law Disciplines of the Southern Institute of management, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 137 60 20, e-mail: belozor_l@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.04.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Официальный сайт правительства Российской Федерации. Режим доступа https://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/detail/28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.