Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ДВЮИ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ДВЮИ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ONLINE ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Наталья Владимировна

Статья посвящена проблемам адаптации обучающихся в условиях самоизоляции, как необходимому условию эффективности образовательного процесса. В ходе исследования автор выделяет основные педагогические условия, способствующие эффективности обучения в условиях дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE EFFECTIVENESS OF TRAINING OF STUDENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN SELF-ISOLATION

The article is devoted to the problems of adaptation of students in conditions of self-isolation, as a necessary condition for the effectiveness of the educational process. In the course of the study, the author identifies the main pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of learning in the context of distance learning technologies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ДВЮИ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

Эффективный вариант учебного задания, который может быть предложен студентам - это проблемно-ситуационный, этический или эстетический анализ фильма.

После просмотра кинофильма (индивидуального или группового) преподаватель стимулирует его групповое обсуждение. Дискуссия - это самый значимый и развивающий момент взаимодействия триады «студент - преподаватель - другой студент". В процессе обсуждения зритель имеет возможность отрефлексировать свои чувства, эмоции и мысли по поводу увиденного, осознать основные идеи фильма, услышать альтернативные точки зрения, их аргументацию. Для того, чтобы дискуссия была конструктивна преподаватель может придерживаться определённого плана:

• Общая оценка фильма. Что больше всего запомнилось, понравилось?

• Главные герои фильма. Их характеристики.

• Достоверно ли передана картина того или иного нарушения или проблем, с ней связанной?

• Какова идея фильма и как она раскрыта? Какие проблемы затрагивают авторы?

• Художественные особенности фильма (работа режиссера, музыкальное оформление, игра актеров и т.д.).

• Какие выводы можно сделать после просмотра фильма? Особое внимание уделить личным выводам каждого участника.

Для подготовленной и мотивированной студенческой аудитории эффективной и конструктивной формой работы с кинематографическим ресурсом является конференция.

Кроме этого, конструктивной формой получения обратной связи от студентов после просмотра фильма является эссе. Написание тематических эссе предполагает самостоятельный анализ темы, поиск проблемного поля, выбор аргументации, письменное изложение рассуждений студентом. Такой подход стимулирует активность студентов, поиск альтернативных точек зрения и их аргументацию, развивает способность к письменной коммуникации и критическому осмыслению реальности.

Апробация рассмотренного автором подхода, проходила на базе Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, в рамках реализации элективного курса «Образ Другого в кинематографе». При заполнении рефлексивной анкеты по итогам курса студенты отмечали нетрадиционность обучающего формата; понравилось смотреть и обсуждать фильмы, создавалось ощущение, что это закрытый клуб, где можно свободно рассуждать и объяснять свою точку зрения; некоторые фильмы были эмоционально сложными; курс был насыщенным; расширил кругозор; познакомил с новыми фильмами, авторами и режиссерами; стимулировал интерес к российскому кинематографу; направил на поиски путей применения в собственной педагогической практике (например, в работе с родителями в будущем).

Выводы. Рассмотрев отдельные аспекты использования кинематографа в системе высшего образования, можно сделать вывод о том, что этот подход может быть плодотворным не только в работе с будущими педагогами системы инклюзивного и специального образования, но и в подготовке всех помогающих специалистов (социальных работников, педагогов-психологов и пр.).

Кинематограф обладает огромным потенциалом формирования инклюзивной культуры общества в целом при условии, если: во-первых, в кинофильме профессионально и достоверно демонстрируются истинные ценности принимающего общества, том числе с позиции нового для специальной педагогики феномена экстрабилити (профессиональная режиссура, актерское мастерство, экспертность); во-вторых, работа с кинофильмом организовывается целенаправленно и систематично; в-третьих, студент получает возможность транслировать свои компетенции в широкий социальный контекст.

Литература:

1. Кузнецова Ю.М. Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов. Материалы Международной научной конференции. Психологический институт РАО, Литературный институт имени А.М. Горького. 6-7 декабря 2016 г. / Под общ. ред. Н.Л. Карповой; редколл.: А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Борисенко, А.А. Голзицкая. - М.: ПИ РАО, 2016. - С. 24

2. Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник БГУ. 2012. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-gotovnost-kak-etap-formirovaniya-inklyuzivnoy-kultury-pedagoga-strukturno-urovnevyy-analiz (дата обращения: 08.12.2020). Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник БГУ. 2012. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-gotovnost-kak-etap-formirovaniya-inklyuzivnoy-kultury-pedagoga-strukturno-urovnevyy-analiz (дата обращения: 08.12.2020).

Педагогика

УДК 378

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Уварова Наталья Владимировна

Дальневосточный юридический институт МВД РФ (г. Хабаровск)

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ДВЮИ МВД РОССИИ В

УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблемам адаптации обучающихся в условиях самоизоляции, как необходимому условию эффективности образовательного процесса. В ходе исследования автор выделяет основные педагогические условия, способствующие эффективности обучения в условиях дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: адаптация, самоизоляция, on.line обучение, дистанционные образовательные технологии.

Annotation. The article is devoted to the problems of adaptation of students in conditions of self-isolation, as a necessary condition for the effectiveness of the educational process. In the course of the study, the author identifies the main pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of learning in the context of distance learning technologies.

Keywords: adaptation, self-isolation, on.line training, distance educational technologies.

Введение. Эффективность обучения будущих сотрудников ОВД обусловлена прежде всего качеством организации адаптационного периода курсантов к образовательному процессу.

В 2020 году обучающиеся, в том числе, курсанты ДВЮИ МВД России вынуждены были продолжить образовательный процесс в условиях самоизоляции, а, значит, перешли на on.line обучение с применением дистанционных образовательных технологий (далее, ДОТ).

Особенностью образовательной деятельности в организациях системы МВД России является приоритет учебно-профессиональной направленности, где учебная деятельность осуществляется наряду с выполнением обязанностей по обеспечению охраны порядка на территории Вуза. Однако, при проведении исследования нами не учитывался этот фактор, поскольку он присутствует как в учебном процессе в обычном режиме, так и при самоизоляции.

Поскольку, как нами уже было указано, адаптация курсантов к учебному процессу имеет непосредственное влияние на эффективность обучения, остановимся на некоторых ее категориях.

Изложение основного материала статьи. Существуют различные определения понятия адаптации. Так, под адаптацией понимают, приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира; «равновесие» с условиями среды [1]. Кроме того, выделяют два подхода к определению адаптации. Согласно первого подхода, адаптация - саморегулируемый организм, на который воздействует окружающая среда. Согласно второго подхода, адаптация это процесс привыкания индивида к обстоятельствам окружающей среды [2]. Нам ближе второй подход, поскольку, в процессе адаптации человек именно приспосабливается к условиям окружающего мира.

На процесс адаптации влияют три уровня: физиологический, психологический и социальный. Выделяют четыре вида адаптации: биологическая, социальная, этническая и психологическая. В рамках нашего исследования нас интересует именно социальная адаптация, включающая в себя, в том числе, привыкание к учебному процессу.

Понятие социальной адаптации законодательно закреплено. Согласно ст. 24 Федерального закона от 23.06.2016 № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений РФ» [3], социальная адаптация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве. При этом, согласно данного закона, обучаемые не являются категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Применительно к теме нашего исследования, понятие социальной адаптации представлено, как процесс приспособления одного человека или группы к социальному обществу, представляющему собой условия, с помощью которых воплощаются жизненные цели. Такая адаптация может быть как пассивной, когда человек ничего не изменяет в своей жизни и активной - когда человек изменяет условия собственной жизни.

Обычно проблемы такой адаптации связаны как с напряженными отношениями с трудовым коллективом, так и с нежеланием работать и учиться в этой среде.

Выделяют виды социальной адаптации: управленческая, экономическая, педагогическая, которая интересна в рамках нашего доклада. Педагогическая адаптация - это процесс приспособления к системе образования, ее стандартам, нормам.

Цель адаптации - приобретение умений по эффективному восприятию предмета, а также новых или развитие уже имеющихся личных качеств.

С целью выяснения вопроса о том, насколько курсанты ДВЮИ МВД России смогли адаптироваться к процессу обучения в условиях самоизоляции, при переходе на on.line обучение c применением дистанционных образовательных технологий, нами было проведено их анкетирование. Респондентами являлись курсантами 1, 2, 3 курсов ДВЮИ МВД России в количестве 110 человек. Поскольку ответы на вопросы анкеты респондентов значительно расходились в зависимости от курса обучения, анализ анкеты представлен нами с разделением на курсы. Респонденты могли выбрать несколько ответов на вопрос. В ходе проведенного исследования выяснилось, что обучаемые в стенах ДВЮИ МВД в абсолютном большинстве хотели бы получить высокий уровень развития профессиональных возможностей и необходимые практические навыки (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты опроса обучающих ДВЮИ МВД о желании получить высокий уровень развития

профессиональных возможностей

Хотели бы вы получить высокий уровень развития профессиональных возможностей и необходимые практические навыки? (%)

Курс Да Нет Затрудняюсь ответить Мне все равно

3 100 - - -

2 100 - - -

1 98 - 2 -

При этом, как показал анализ представленных анкет, курсанты в основном хотели бы получать образование при сочетании очных и дистанционных занятий по одному и тому же предмету. В полном объеме очное или в полном объеме дистанционно изучение предметов допустимо для респондентов, но в зависимости от предмета. Заметим, что чем младше курс, тем предпочтительнее полностью очное обучение. Абсолютное дистанционное образование выбрали 6% курсантов, обучающихся в период самоизоляции на первом курсе (Таблица 2). Отметим, однако, что данным респондентам хотелось бы большего визуального общения на занятиях с преподавателями.

Таблица 2

Результаты опроса обучающих ДВЮИ МВД, что является предпочтительней при получении

образования

Что является предпочтительней при получении образования? (%)

Курс Очное обучение Сочетание очных и дистанционных занятий по предмету Дистанционное образование В зависимости от предмета

3 11 50 - 39

2 33 25 - 38

1 40 36 6 16

Очевидно, что в рамках нашего исследования, интересовал вопрос, какие проблемы у обучаемых возникли в связи с переходом на оп.Ипе обучение (Талица 3).

Таблица 3

Результаты опроса обучающих ДВЮИ МВД о проблемах возникших в связи с переходом на оп.Ипе

обучение

Какие проблемы у вас возникли в связи с переходом на опЛше обучение с применением ДОТ? (%) Курс

3 2 1

неготовность к самоизоляции 22 15 14

отсутствие мотивации и ответственности за собственное развитие при обучении в данном формате - 10 12

отсутствие компьютера - 2,5 2

сложности с выходом на образовательный портал 67 58 48

проблемы с интернетом 22 13 12

отсутствие визуального наблюдения эмоций со стороны преподавателя 22 20 36

безучастность преподавателя 5 8 6

отвлекание от учебного процесса проживающих совместно лиц - - -

отсутствие научно-методического обеспечения дисциплины - - 6

неумение рационально распределить собственное время для качественной подготовки к занятиям - 5 4

Интересно, что без учета проблем технического характера, трудности в обучении курсанты связывают с отсутствием визуального наблюдения эмоций со стороны преподавателя и неготовностью к самоизоляции. Курсанты 2 курса (10%) и 1 курса (12%) признали отсутствие мотивации и ответственности за собственное развитие при обучении в данном формате.

В основном помощь в решении проблем, связанных с переходом на online обучение c применением ДОТ, курсантам оказывали сами однокурсники и преподаватели (Таблица 4).

Таблица 4

Результаты опроса обучающих ДВЮИ МВД о содействии в помощи и решения проблем, связанных с переходом на on.line обучение c применением ДОТ

Кто оказывал вам помощь в решении проблем, связанны применением ДОТ? (% х с переходом на on.line обучение c

Курс однокурсники куратор группы Руководство курса Учебный отдел преподаватели

3 83 - 33 22 39

2 70 13 18 15 40

1 56 4 36 28 52

Большинство курсантов всех анкетируемых курсов обучения при переходе на online обучение в условиях самоизоляции c применением ДОТ испытывали спокойное состояние, при этом им не хватало живого общения (Таблица 5).

Таблица 5

Психоэмоциональное состояние курсантов в условиях самоизоляции, при переходе на оп.Ипе

обучение с применением ДОТ

Какое психоэмоциональное состояние вы испытывали в условиях самоизоляции, при переходе на online обучение c применением ДОТ? (%)

Курс Постоянные переживания Стресс Спокойное состояние Нехватка живого общения

3 - - 89 11

2 - - 78 33

1 4 2 78 16

При этом, при обучении в исследуемом формате у курсантов 3 курса переживания в основном были связаны с опасением не успеть выполнить все задания, предложенные преподавателем, у курсантов 2 и 1 курсов обучения - не понять материал. Боязнь не сдать сессию наблюдается у курсантов 1 и 2 курсов. (Таблица 6).

Таблица 6

Результаты опроса обучающих ДВЮИ МВД, о переживаниях в обучении, связанных с переходом

на online

По какому поводу вы испытывали переживания? (%)

Курс Не сдать сессию Не успеть выполнить все задания, предложенные преподавателем Ничего не боялся Не понять материал

3 - 28 39 17

2 8 25 30 53

1 22 16 42 36

В ходе проведения анкетирования, респондентам было предложено высказать их мнение по обеспечению эффективности обучения курсантов ДВЮИ МВД России в условиях самоизоляции. В данном вопросе мнения курсантов как 1, 2, так и 3 курсов были идентичны. Так, по мнению респондентов, эффективность обучения в условиях самоизоляции обусловливается:

- техническими возможностями работы электронной информационной среды (80%);

- проведением лекционных занятий в форме видеоконференцсвязи (78%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечением взаимодействия преподавателей и курсантов при проведении занятий (75%);

- увеличением количества заданий, требующих самостоятельного решения (55%);

- использование при проведении занятий наглядных материалов (50%);

- отсутствие контроля за учебной деятельностью, предоставление самостоятельности со стороны руководства курсов (10%).

По мнению большинства респондентов анкетирования, они смогли адаптироваться к учебному процессу в условиях самоизоляции (Таблица 7).

Таблица 7

Адаптация респондентов анкетирования к учебному процессу в условиях самоизоляции при переходе на online обучение c применением дистанционных образовательных технологий

Как, по вашему мнению, смогли ли вы адаптироваться к учебному процессу в условиях

самоизоляции при переходе на online обучение c применением дистанционных образовательных

технологий? (%)

Курс Да Нет Затрудняюсь ответить Не думал об этом

3 100 - - -

2 95 2,5 - 2,5

1 98 - 2 -

Выводы. В ходе нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что в стенах ДВЮИ МВД России получают образование курсанты, ориентированные на получение высокого уровня умений и навыков. В большинстве своем они не хотели бы отклонятся от получения образования традиционным образом. Меры, направленные на обеспечение эффективности обучения все-таки должны разниться в зависимости от курса обучения. Как показало наше исследование, у курсантов младших курсов наблюдается отсутствие мотивации и ответственности за собственное развитие. Поскольку для большинства респондентов при получении знаний необходимо живое общение с преподавателем, эффективности обучения способствует обучение в режиме видеоконференцсвязи. Заметим, что, по мнению большинства респондентов, эффективность обучения в условиях самоизоляции способствовало бы увеличение количества заданий, требующих самостоятельного решения.

Итак, к педагогическим условиям, способствующим адаптации в условиях дистанционных образовательных технологий, а, значит, и способствующим эффективности обучения в условиях самоизоляции относятся:

- формирование и поддержка мотивации обучения (положительная оценка со стороны преподавателя);

- формирование и развитие чувства ответственности (личный пример со стороны преподавателя);

- научно-методическое обеспечение.

Литература:

1. Ведмеш Н.А. Адаптация [Электронный ресурс]: сайт URL: http://psihomed.com/adaptatsiya/ (дата обращения 11.01. 2021).

2. Ильина К.Ю. Сущность и содержание процесса адаптации обучающихся к образовательному процессу школы [Электронный ресурс]: сайт URL: https://novainfo.ru/article/11471 (дата обращения 11.01. 2021).

3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений РФ» от 23.06.2016 № 182 // Российская газета. № 139. 2016. 28 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.