К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Колосова Л.А., соискатель Московской Академии предпринимательства при Правительстве Москвы В ста/иве рассмотрена эффективность деятельности органов местного самоуправления. Ключевые слова: органы местного самоуправления, степень эффективности, поддержка государством.
ON THE EFFICIENCY OF LOCAL GOVERNMENT
Kolosova A., the applicant, Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow
The article considers the effectiveness of local governments.
Keywords: local government, the degree of effectiveness, support for the government
Эффективность деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Так. внешняя эффективность показывает, что «делаются нужные вещи», внутренняя - «насколько правильно делаются нужные вещи». Оценить это можно двояко: с одной стороны, путем определения результатов деятельности (эффективности в целом), с другой - через опенку собственно системы управления 1. Кеть и другие подходы к оценке эффективности органов местного самоуправления.
"Эффективность деятельности органов местного самоуправления оценивается по определенным критериям и показателям. Критерии определяет принципиальный подход к измерению эффективности. отражает главный признак, по которому оценивается эффективность системы. Показатель представляет собой измеритель, которым пользуются для установления количественного значения степени эффективности.
Основными нэ них являются следующие. I. Оценка по степени реализации поставленных целей выполнения мероприятий в зависимости от решения конкретных задач, достижения намеченных показателей. 2. Оценка эффективности управления путем сравнения результатов системы управления с результатами других аналогичных систем. 3. Оценка эффективности системы управления по степени использования ресурсов, связанных с самим управлением. В данном случае эффективность системы управления оценивается по отдаче от затрат на аппараг управления. При этом следует учитывать и качественные характеристики системы управления.
Периодически производится заключительная (итоговая) оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, которая носит интегральный характер, г.е. учитывает все критерии и показатели, принятые в расчет. При этом каждому показателю, включенному в сводную оценку, присваивается удельный вес, отображающий его относительную значимость (приоритетность).
Информационной базой анализа эффективности деятельности органов местного самоуправления служат относительные и абсолютные величины, характеризующие ге или иные конечные или промежуточные результаты, а также схема управления.
Для оценки каждого из них следует разрабатывать «индивидуальную» систему критериев и показателей эффективности. При этом, цели и связанные с ними результаты социально-экономических систем (в частности, муниципальных образований) носят разноплановый и крупномасштабный характер и не могут быть сведены только к количественным показателям.
Различают ретроспективный, текущий и перспективный анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления. В первом случае анализируются достигнутые результаты, во втором - текущая ситуация, в третьем - на основе ретроспективного и текущего анализа изучаются возможные сценарии развития событий и даются соответствующие прогнозы.
Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет идентифицировать факторы, влияющие на эффективность функционирования систем управления (установить причины отклонений от плановых показателей, нарушений сроков и т.д.); ранжировать эти факторы по степени влияния на эффективность функционирования систем управления (определить основные и второстепенные факторы): обнаружить форму п степень вза-
имозависимости и взаимообусловленности между отдельными факторами: определить возможные меры воздействия на отдельные факторы: принимать оптимальные управленческие решения.
Между тем. эффективность деятельности органов местного самоуправления определяется и качеством профессиональной подготовки сотрудников и системой органов местного самоуправления. В законодательстве местному самоуправлению гарантирована государственная поддержка: правовая, финансовая, организационная. методическая. Основное внимание уделяется правовой и финансовой поддержке местного самоуправления - это необходимый минимум. По без профессиональной организации местного самоуправления ни правовая, ни финансовая поддержка не работают. I le случайно в развитых странах все более возрастает роль организационной поддержки местного самоуправления 1.
Организационная поддержка государством органов местного самоуправления системно реализуется в настоящее время органами государственного управления: 1 Сформирована новая система органов местного самоуправления, обязательных для осуществления реального права населения па местное самоуправление, которая включает в себя главу муниципального образования, представительный орган и местную администрацию. 2. Разработаны новые механизмы прямой и обратной связи субъекта и объекта муниципального управления - комплекс разнообразных форм и методов подготовки и обсуждения с населением важнейших управленческих решений. 3. Внедряются инновационные механизмы для обеспечения прозрачности власти и социального контроля деятельности органов местного самоуправления: обязательное опубликование докладов о результатах работы на официальных интернет-сайтах муниципалитета и субъекта РФ. обязательное проведение социологических опросов населения. 4. Сформирован механизм ныявления и поощрения лучших управленцев, благодаря которому возможно создание позитивной конкурентной среды.
Как показала длительная практика взаимодействия муниципальных и региональных органов, конкурентная среда может быть и негативной, если муниципальные руководители конкурируют не по показателям, характеризующим качество жизни населения и степень внедрения новых методов и принципов управления, а по иным своим качествам. 11 в такой негативной среде поощрительные финансовые средства муниципалитеты получали в силу субъективных причин. 5. Разрабатывается механизм управленческого контроля мониторинга эффективности работы муниципалитета. Принципиальным новшеством такого механизма является составление перечня показателей, необходимых для определения неэффективных расходов местных бюджетов. 6. Установлены санкции за неэффективное управление, вплоть до введения временного финансового управления. Особенно перспективным в плане становления эффективного местного самоуправления является создание института профессиональных управляющих местной администрацией, призванного повысить профессионализм муниципальных служащих.
Самостоятельность и ответственность местного самоуправления - один из базовых европейских стандартов. II если самостоятельность местного самоуправления законодательно обеспечена, то ответственность органов местного самоуправления, особенно пе-
1 Друкер П. Менеджмент. М.. 2010.
: Калиииченко Л. А. Оценка эффективности местного самоуправления и муниципальные кадры. Бюджет. 200Х № 12.
INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS. PROGNOSES 39
ред населением, только продекларирована в законодательстве. Реальные механизмы такой ответственности пока еще недостаточны.
Между тем, именно авторитет органов местного самоуправления н складывается из того, насколько ответственно муниципальная власть подходит к исполнению всех возложенных на нее полномочии.
В этом смысле, одна из важных задач, которые необходимо решить, - iTo налаживание прямой и обратной связи с населением муниципального образования. Без обратной связи с местным сообществом нельзя рассчитывать на успех при разработке и реализации программ развития муниципального образования1.
Развитие системы прямой и обратной связи органов местного самоуправления с местным сообществом может быть осуществлено как на основе развития официальных «каналов» связи (официальные издания, бюллетени, выступления руководителей в СМИ и др.). так и путем развития общественных движений и организаций, которые являются своеобразными информационными каналами .для связи с определенными группами населения.
Сначала оценивается имеющаяся в распоряжении муниципального образования информация, которая является базовой для предварительной оценки возможных направлений развития. Затем на основе отобранных предварительных данных проводится экономическая и социальная оценка предполагаемых стратегических направлений развития.
При определении целей развития Мы выделим и другие работы. связанные с основной задачей данного этапа, в частности, определение средств достижения целей, исходя из имеющихся ресурсов: определение промежуточных целей и ориентиров, позволяющих количественно оценивать степень соответствия реальных изменений принятой программе развития.
Несомненно, что повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления требует разработки сложных программ комплексного социально- экономического развития, для чего необходимо предварительно разработать концепцию этой программы. которая представляет собой текст, написанный в свободной форме, позволяющий раскрыть единый определяющий замысел программы. В концепции может излагаться система взглядов и представлений. раскрывающих замысел программы и служащих ее обоснованием. Официально принятая концепция развития в значительной степени облегчает возможность повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Как мы видим, в системе органов местного самоуправления должен быть орган, наделенный полномочиями оценивать текущее положение и разрабатывать концепции и программы комплексного социально-экономического развития. В условиях отсутствия необходимых кадров полномочия на разработку программ развития необходимо передавать специализированным организациям (на основе договора).
Комплексный набор критериев эффективности органов местного самоуправления формируется с учётом двух направлений оценки сё функционирования: во-первых, по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям организации: во-вто-рых. по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам. Причем, критерием эффективности будет служить возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.
Принципиальное значение для оценки эффективности органов местного самоуправления имеет выбор базы для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный.
Часто используется экспертная оценка анализируемой системы. а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка органов местного самоуправления. основанная на использовании количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.
Для оценки эффективности орг анов местного самоуправления важное значение имеет определение соответствия системы управления объекту управления. >то находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии чис-
ленности работников объёму и сложности работ, полноте чення требуемой информацией.
Невозможность ориентироваться на универсальные по ли прибыльности заставляет разрабатывать специальные и. торы достижения целей. Широко применяются, в частности, кагоры, характеризующие своевременность и полноту реалн той или иной функции. Так. судить о работе скорой медицн помощи, пожарной охраны п аварийных служб помогают хг рнстикн средней и максимальной скорости реагирования на Для некоторых видов деятельности удается конструн простые обобщающие показатели результативности, для необходимы системы индикаторов, включающие экспертные кн.
11е касаясь более конкретных методических проблем, с ных с построением индикаторов, целесообразно вместе с тем черкнуть желательность их использования едва ли не во всех чаях, когда планируются и осуществляются общественные ды. Ясно определенные
цели и набор характеристик экономичности, произвол!" сти п результативности помогают не только обосновывать и тпнионные решения, но и отслеживать ход выполнения про~ выявлять резервы повышения эффективности и выбирать н шие пути использования средств.
Литература:
1. 1>елоусова Е.В. Правовой статус представительных местного самоуправления как органов публичной власти в М„ 201!.
2. Высоцкий И.В. Местное самоуправление в субъекте Р ской Федерации: сущность и эволюция (на примере города вы) М.. МГОУ. 2012.
3. Друкср П. Менеджмент. М., 2010.
4. Корсакова C.B. Муннципально-правовая политика в Р М.. 2012.
5. Модин Н.А. К вопросу о сущности местного самоу ння. M.. 2012.
: Местное самоуправление в России: Сб. материалов по проблемам становления местного самоуправления в Российской Фед М.: Грамота. 2005.
40 INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION. ANALYSIS. PROGNOSES