Научная статья на тему 'Развитие системности в рамках повышения эффективности местного самоуправления'

Развитие системности в рамках повышения эффективности местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENT / MANAGEMENT EFFICIENCY / MECHANISM OF MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пузанова Ольга Викторовна

Статья посвящена проблемам развития системности и эффективности функционирования органов местной власти как действенным формам административного управления, определенным административной реформой в РФ. Выделены системные признаки и проблемы местного самоуправления в целом и на уровне конкретного района

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SYSTEMACITY WITHIN INCREASE OF EFFICIENCY OF LOCAL GOVERNMENT

Article is devoted to problems of development of systemacity and efficiency of functioning of municipal authorities as to the effective forms of administrative management determined by administrative reform in the Russian Federation. System signs and problems of local government in general and at the level of the concrete area are allocated

Текст научной работы на тему «Развитие системности в рамках повышения эффективности местного самоуправления»

УДК 352.075

Пузанова Ольга Викторовна, студент 4 курса факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета

e-mail: gow25@mail.ru

РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОСТИ В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена проблемам развития системности и эффективности функционирования органов местной власти как действенным формам административного управления, определенным административной реформой в РФ. Выделены системные признаки и проблемы местного самоуправления в целом и на уровне конкретного района.

Ключевые слова: местное самоуправление, эффективность управления, механизм муниципального управления

Puzanova Olga Viktorovna, student 4 courses of faculty of Economy and management of Kursk state university

e-mail: gow25@mail.ru

DEVELOPMENT OF SYSTEMACITY WITHIN INCREASE OF EFFICIENCY OF LOCAL GOVERNMENT

Summary: article is devoted to problems of development of systemacity and efficiency of functioning of municipal authorities as to the effective forms of administrative management determined by administrative reform in the Russian Federation. System signs and problems of local government in general and at the level of the concrete area are allocated.

Keywords: local government, management efficiency, mechanism of municipal management

Местное самоуправление - это самая близкая власть к людям, основа народовластия. Во многом от эффективной работы местного самоуправления напрямую зависит то, как люди воспринимают власть в целом. Это налагает на органы муниципальной власти дополнительную ответственность перед государством и обществом.

Повышение профессионализма системы управления, эффективность деятельности существующих органов муниципального управления являются системной управленческой проблемой.

Именно развитие системности и эффективности функционирования органов власти в рамках повышения эффективности государственного и муниципального управления определено проводимой в Российской Федерации административной реформой как цель, от выполнения которой во многом

зависит возможность экономического роста и политического суверенитета Российской Федерации.

Актуальность исследуемой проблемы определяется возможностью регулирования жизнедеятельности территориального социума системой управления, способностью предвидеть риски и возможные угрозы экономическому и социальному развитию, а также разрабатывать и реализовывать на практике соответствующие превентивные меры.

Согласно ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничены задачи, полномочия и предметы ведения между федеральным, региональным уровнем власти и местным самоуправлением.

Однако, как видно из дискуссии в научных изданиях [1,2], высказываний специалистов по местному самоуправлению, многие городские и сельские поселения по-прежнему имеют большое количество проблем по исполнению своих полномочий.

Местная власть представляет интересы населения, ее назначение - не командовать, а служить местному сообществу. Служить - это значит изучать структуру населения, особенности каждого социального слоя, его потребности и интересы, характер отношений между различными слоями и группами, а самое главное, эффективно использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы, находящиеся в ведении муниципалитетов, регулировать отношения как внутри сообщества, так и с органами государственной власти, внешней средой.

Жестокая централизация власти, подчинение интересов территориальных общностей интересам центра, вмешательство во все вопросы личной жизни являются причинами потери доверия и связи между обществом и властью. Граждане отстраняются от управленческой деятельности, превращаются в пассивный объект манипуляций со стороны органов власти. Такое положение приводит к стагнации системы, постепенной ее деградации [3, с.59].

Опыт многих стран свидетельствует о том, что демократическое, правовое государство успешно решает свои основные задачи прежде всего благодаря развитой системе местного самоуправления.

Что касается России, то вся ее история есть наглядный пример борьбы двух тенденций: стремление местных сообществ к суверенизации, дистанцированию от государства, попыток самостоятельно решать свое проблемы, с одной стороны, и централизованного насаждения системы местного управления, вмешательства во внутренние дела территорий, подчинения интересов территорий интересам государства в целом - с другой.

В основе обеих этих тенденций, сохраняющихся до сих пор, лежит стремление к упорядочению управления на местах [4].

Россия подписала многие международные документы, и в нашей системе права международные нормативно-правовые акты имеют определенный приоритет. Но одно дело соответствовать международным правовым стандартам, а другое просто переписывать их и внедрять в собственную правовую систему.

По-видимому, в момент принятия закона о местном самоуправлении было не важно модернизировать и воплощать в жизнь существующую систему местного самоуправления, проще было скопировать уже существующую и успешно работающую в Европе систему.

В Европейской хартии самоуправления провозглашается эффективная правоспособность местного сообщества решать возложенные на него задачи.

Участие граждан в решение проблем местной жизни, качественное удовлетворение повседневных потребностей населения, соблюдение баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

Современный механизм муниципального управления должен быть всецело сориентирован на обеспечение местного социально-экономического развития.

На рисунке 1 в виде примера представлены муниципальные программы, представленные на сайте муниципального образования г. Рыльск, проанализировав которые можно определить, что основная направленность бюджетного планирования в районе социальная [5].

Муниципальные программы:

- Развитие экономики Рыльского района Курской области на 2014-2020 годы

- Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, муниципальным долгом и повышения устойчивости бюджетов Рыльского района Курской области

Муниципальные программы:

- Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Рыльском районе Курской области на 2014 - 2017 годы

- Развитие образования Рыльского района Курской области на 2014-2017 годы

- Развитие физической культуры и спорта в Рыльском районе Курской области на 20142018 годы

- Развитие транспортной системы, обеспечение перевозки пассажиров и повышение безопасности дорожного движения в Рыльском районе Курской области в 2014-2020 годах

- Развитие культуры в Рыльском районе Курской области на 2014 - 2018 годы

- Повышение эффективности реализации молодежной политики, создание благоприятных условий для развития системы оздоровления и отдыха детей в Рыльском районе Курской области

Муниципальные программы: - Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера в

Рыльском районе Курской области

Рисунок 1 - Муниципальные программы, реализуемые в Рыльском районе

Курской области

Анализ проблем организации местного самоуправления в Рыльском районе Курской области показывает, что для Рыльска характерны те же проблемы, что и для Российской Федерации в целом.

Механизм муниципального управления должен быть сориентирован на обеспечение местного социально-экономического развития. Местное самоуправление в целом и на уровне конкретного района представляет собой систему с характерными признаками: муниципальное образование имеет определенную территорию, закрепленную уставом и местным законодательством; правовая основа деятельности, включая муниципальную правовая база; экономическая основа, которую составляют ресурсы, имущество, средства местного бюджета; финансовая основа (средства местного бюджета, кредитные ресурсы, дотации и субвенции от органов государственной власти); органы местного самоуправления; население, которое заинтересовано в эффективном управлении и максимальном удовлетворении своих материальных и духовных потребностей.

Существует ряд системных проблем, снижающих результативности управления и эффективного использования ресурсов: низкая степень внедрения программно-целевых методов управления; недостаточно быстрое избавление от неэффективных бюджетных учреждений и перевод их в автономные; недостаточная работа по вопросам государственной поддержки инвестиционной деятельности развития территорий. К системным же следует отнести проблему неразвитости, формализации ТОСов, что объясняется отсутствием данного показателя при оценке эффективности муниципального управления в Курской области.

Мы считаем, что только объединение усилий власти позволит избежать дальнейшего накопления социальных и экономических проблем, потери у населения доверия к местному самоуправлению как институту народовластия.

Список литературы:

1.Акулов, А.О. Местное самоуправление в системе государственного и муниципального управления территориальным развитием // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2014. - № 24. - С. 152-157.

2. Борщик Н.Д. Совершенствование системы управления имуществом приграничного региона (на примере Курской области) //Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2015. - № 3 (6). - С. 56-58.

3. Ляхов, В.П. Местное самоуправление в России как предмет научного дискурса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2013. - № 3. - С. 57-64.

4. Пясецкая Е.Н. Социальные условия формирования активности местного сообщества // Развитие института государственной службы в регионах: международный и российский опыт. II Международная научно-практическая конференция (25 сентября 2014 г.). - Орёл, 2014. - С.113.

5. Официальный сайт администрации города Рыльск [Электронный ресурс] / URL: administracia.rylsk.ru (дата обращения: 12.02.2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.