Научная статья на тему 'К вопросу об актуальности изучения психодинамики личности сотрудников в процессе профессиональной адаптации к службе в УИС'

К вопросу об актуальности изучения психодинамики личности сотрудников в процессе профессиональной адаптации к службе в УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИНАМИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PSYCHODYNAMICS / OCCUPATIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кряклин Константин Викторович

В статье обозначена актуальность психодинамических исследований личности сотрудников в процессе профессиональной адаптации к службе в УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the actuality of psychodynamic research personality of the employee in occupational adaptation to service in UIS Penal Enforcement System (Russian Federation).

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальности изучения психодинамики личности сотрудников в процессе профессиональной адаптации к службе в УИС»

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОДИНАМИКИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К СЛУЖБЕ В УИС

К. В. Кряклин

Аннотация: в статье обозначена актуальность психодинамических исследований личности сотрудников в процессе профессиональной адаптации к службе в УИС.

Ключевые слова: психодинамика, профессиональная адаптация.

Summary: the article describes the actuality of psychodynamic research personality of the employee in occupational adaptation to service in UIS Penal Enforcement System (Russian Federation).

Keywords: psychodynamics, occupational adaptation.

Актуальность проблемы психодинамики личности сотрудников пенитенциарной системы в процессе адаптации к экстремальным условиям профессиональной деятельности обусловлена целым комплексом обстоятельств. Уголовно-исполнительная система в настоящее время находится в процессе реформирования, происходит резкое омоложение личного состава сотрудников, жизненный опыт которых ограничивается рамками семьи и обучением в школе, у них отсутствует опыт работы в учреждениях закрытого типа. Кроме того, каждодневные, повышенные психоэмоциональные нагрузки, опасность, сопряженная с риском для жизни и здоровья, влияют на особенности протекания процесса адаптации и выступают в роли постоянно действующих психотравмирую-щих факторов.

В условиях обновления системы в соответствии с европейскими стандартами, усиления роли институтов гражданского общества растут требования к моральному, гуманному облику сотрудников УИС и системе в целом.

Все это приводит к трансформации сложившихся традиций, изменению режимного воздействия на осужденных и нарушению системы взаимоотношений «осужденный — сотрудник», что, в свою очередь, создает атмосферу напряженности в местах лишения свободы.

На фоне изменяющихся условий работы вновь принимаемые сотрудники должны соответствовать критериям отбора, сложившимся в пенитенциарной практике как России, так и зарубежных государств [2].

Следует отметить, что соответствие качеств личности молодых сотрудников, наличие необходимых профессионально важных качеств не гарантируют успешную адаптацию. Динамика развития УИС требует не только совершенствования системы профессионального отбора, но и качественного изменения системы профессиональной адаптации и воспитания сотрудников. Отсутствие последовательной работы по обеспечению необходимых условий для адаптации сотрудника может стать причиной увольнения из пенитенциарной системы в период испытательного срока или в течение первого года службы. Дезадаптация является причиной низкой эффективно-

Прикладные и экспериментальные исследования

77

сти и качества исполнения должностных обязанностей и служебной деятельности в целом, а также ведет к дисциплинарным проступкам,явлениям психической дезадаптации, вплоть до профессиональной деформации и совершения деструктивных действий. Неудовлетворительная адаптация, нарушение целостности всего процесса не позволяют говорить об успешности процесса адаптации в целом [3].

Профессиональная адаптация — это процесс взаимного приспособления специалиста и коллектива [1]. В течение совместной деятельности сотрудники оказывают влияние и тем самым изменяют условия этой деятельности. Однако процесс активности исходит и от профессионального сообщества к сотруднику. Группы сотрудников, проявляя активность в совместной деятельности, изменяют эти условия, одновременно меняют психику конкретных сотрудников, являющихся членами данной профессиональной группы. В результате влияние окружающих условий на сотрудников в значительной степени определяется характером совместной деятельности, активностью сотрудников и активностью групп [4].

При этом степень психологического здоровья организма определяется запасом прочности, стойкости в отношении деструктивных влияний, то есть тем, насколько легко и надежно защитные силы гасят, компенсируют эти влияния, не допуская искажения условий функционирования психики. Серьезные нарушения внутреннего равновесия изменяют характер протекания психических функций, тем самым влияя на эти функции. Иными словами, личность человека динамична и представляет собой некое

пространство состояний, которые постоянно сменяют друг друга.

Д.В. Сочивко в книге «Психодинамика» экспериментально доказал, что состояния не просто сменяют друг друга, а образуют устойчивые циклы. «Это означает, что если за гневом последовал страх, то очень велика вероятность того, что из состояния страха данная личность с именно таким присущим ей циклом опять возвратится в состояние гнева или раздражения. Такая циклическая смена двух состояний может удерживать личность достаточно долго, и со временем становится ее типичной психодинамикой» [5].

Изучение психодинамики личности сотрудников в процессе профессиональной адаптации позволит выявить актуальные психодинамические противоречия человека, найти способы их разрешения и разработать научно-обоснованные рекомендации по психологическому сопровождению адаптации к службе.

Так, ряд авторов указывают, что большинство входящих в должность сотрудников правоохранительных органов, приходя на службу, проявляют интерес к будущей профессии, однако впоследствии у них возникает диссонанс между реальной экстремальностью условий жизнедеятельности на службе и ранее сформированным образом о будущей достойной жизни [6]. Это противоречие дестабилизирует внутреннее состояние человека, у него возрастает нервно-психическое напряжение, происходит переоценка возможностей. На наш взгляд, в данном случае на первый план выступают такие характеристики личности, способные привести к конструктивному разрешению проблемы,

как нервно-психическая устойчивость и уровень самооценки.

Следующее противоречие заключается в неосознанности мотивов, связанных с желанием защищать и обеспечивать законность, интересы граждан и правопорядок, и осознанности того, что система создаст условия материальной стабильности. Об этом свидетельствуют ответы кандидатов на службу в анкетах психологов. В этом случае особую роль играют представления человека о качестве жизни, сформированности системы оценки социальной устроенности — неустроенности и удовлетворенности — неудовлетворенности жизнью.

Для успешной адаптации сотрудника важную роль играет отношение к нему со стороны коллег. Ощущение своей значимости и одобрение со стороны непосредственного начальника, наставника, коллег по службе может стимулировать активность, а ощущение своей ненужности, напротив, усиливает проявление негативных характеристик. И от того, как разрешится это психодинамическое противоречие, зависит успешность адаптации.

Коммуникативные качества личности также оказывают влияние на процесс адаптации. Умение устанавливать контакты с окружающими определяется опытом и потребностью в общении

(одни противопоставляют себя окружающим, другие, напротив, относительно конформны; одни агрессивны, а другие дружелюбны).

Рассмотренные нами противоречия не исчерпывают весь список возможных проблем, для его расширения требуются экспериментальные исследования. Основной вывод заключается в том, что рассмотрение психодинамики личности в условиях адаптации позволит нам определить уравновешивающий вектор психических сил, организующих поведение и способствующий успешной профессиональной адаптации.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2003.

2. Поздняков В.М. Направления совершенствования психологического обеспечения работы с сотрудниками ФСИН России // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 2. — C. 8-17.

3. Профессиональная адаптация молодых сотрудников, принятых на службу в УИС: метод. рек. / Н.Н. Барановский, В.М. Демин, Н.Г. Соболев [и др.]. — М.: НИИ ФСИН России, 2007. — 48 с.

4. Смирнов В.Н. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Психология». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 319 с.

5. Сочивко Д.В. Психодинамика. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — 256 с.

6. Сочивко Д.В, Гаврина Е.Е., Горностаев С.В. Оборотни: психологические портреты: монография / под ред. Д.В. Сочивко. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.