Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ СТАТУСЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ СТАТУСЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Обухов Сергей Игоревич

В статье проанализированы права и обязанности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Обухов Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL STATUSOF OFFICIALS OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE SUBJECTSOF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PERFORMANCE OF OFFICIAL ACTIVITIES RELATED TO ROAD SAFETY

The article analyzes the rights and obligations of officials of the executive authorities of the subjects of the Russian Federation in the exercise of official duties related to road safety.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ СТАТУСЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

К вопросу об административно-процессуальном статусе должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении служебной деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения

СЕРГЕЙ ИГОРЕВИЧ ОБУХОВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: sobukhov13@mvd.ru

On the Issue of the Administrative and Procedural Status

of Officials of Executive Authorities of the Subjects of the Russian Federation in the Performance of Official Activities Related to Road Safety

SERGEY IGOREVICH OBUKHOV,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: sobukhov13@mvd.ru

Аннотация. В статье проанализированы права и обязанности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

Ключевые слова и словосочетания: должностное лицо; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; административные правонарушения.

УДК 342.97

Annotation. The article analyzes the rights and obligations of officials of the executive authorities of the subjects of the Russian Federation in the exercise of official duties related to road safety.

Keywords and phrases: official; executive authorities of the subjects of the Russian Federation; administrative offenses.

Государственная власть на территории в сех административно -территориаль -ных образований, то есть субъектов Российской Федерации (далее — субъекты РФ), осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (далее — ОИВ субъек-

тов РФ). Полномочия по осуществлению деятельности ОИВ определены Конституцией Российской Федерации1 (далее — Конститу-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе

ция РФ). Помимо Конституции РФ деятельность ОИВ субъектов РФ регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»1.

По мнению некоторых административи-стов, «субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление вышеуказанных принципов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов» [1, с. 230].

Из содержания Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ следует, что ОИВ субъектов РФ самолично осуществляют формирование системы публичной власти субъекта РФ. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ формирует самостоятельно перечень органов исполнительной власти субъекта РФ, в состав которого входят следующе виды органов: органы общей компетенции; органы отраслевой компетенции; органы межотраслевой компетенции; органы специальной компетенции.

Вышеуказанные органы одновременно формируются в единую систему ОИВ субъектов РФ

общероссийского голосования 1 июля 2020 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1 Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный

закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

и организовывают подсистему государственной службы субъектов РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации2.

В юридической науке существует ряд определений понятия «государственная служба». Так, с точки зрения Ю. Н. Старилова, «государственная служба — важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления» [3]. По мнению Р. Т. Му-хаева, «государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент структуры государства. Она связывает государство и общество. Главное ее предназначение — профессионально выполнять и компетентно реализовывать функции государственного управления по организации и регулированию общества» [2].

Для того, чтобы раскрыть понятие государственной службы, необходимо применить такой метод научного познания, как классификация, который позволит выделить признаки данного понятия через деятельностный и институциональный подходы.

2 О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

Государственная служба

деятельностный: — деятельность государственных служащих регламентируется публичным правом; — государственные служащие представляют интересы и волю народа; — при вступлении в должность государственного служащего накладываются определенные ограничения прав и свобод; — государственный служащий осуществляет свою деятельность от имени государства; — государственный служащий все 24 часа в сутки находится при исполнении своих обязанностей. институциональный: — обеспечивает работой все ветви власти; — обеспечивает деятельностью правоприменения и соблюдения прав субъектов правоотношений; — служит коммуникацией между государством и обществом.

В субъектах Российской Федерации созда- региональных органов исполнительной власти ны правовые основы непосредственного участия в обеспечении безопасности дорожного движения.

В 2013 г. органу исполнительной власти г. Москвы (далее — ОИВ г. Москвы) передана компетенция по осуществлению контроля за участниками дорожного движения на территории г. Москвы с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Структура ОИВ г. Москвы включает в себя Правительство г. Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные ОИВ. Отраслевые и функциональные ОИВ г. Москвы — это департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Департамент1 реализуют свои функции через отраслевые или функциональные ОИВ г. Москвы. Деятельность Департамента направлена на организацию работы в сфере государственной политики и социально значимые направления для г. Москвы.

Департамент осуществляет следующие направления в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее — ОБДД):

— организацию и развитие государственной политики г. Москвы, развитие управления в области транспорта;

— совершенствование дорожно-транспортной инфраструктуры и развитие процесса дорожного движения;

— защиту транспортных объектов, транс -портной инфраструктуры и участников дорожного движения.

Для исполнения вышеуказанных функций Департаментом созданы следующие подразделения:

— ГКУ «Центр организации дорожного движения Правительства Москвы»2;

— ГКУ «Администратор Московского пар-ковочного пространства»3;

— Московская административная дорожная инспекция4.

При анализе нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти г. Москвы, можно выделить определенный набор прав и обязанностей у должностных лиц (Московская административная дорожная инспекция, ГКУ «Центр организации дорожного движения Правительства

1 Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы: Постановление Правительства г. Москвы от 15 февраля 2011 г. № 32-ПП.

2 О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию Центра организации дорожного движения: распоряжение мэра г. Москвы от 6 мая 2000 г. № 491-РМ.

3 О создании Государственного казенного учреждения города Москвы «Администратор Московского парковочного пространства»: распоряжение Правительство г. Москвы от 15 ноября 2012 г. № 615-РП.

4 О Московской административной дорожной инспекции:

Постановление Правительства г. Москвы от 15 октября 2013 г.

№ 679-ПП.

Москвы», ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства») при осуществлении служебной деятельности, направленной на ОБДД.

Так, сотрудники ГКУ «Центр организации дорожного движения Правительства Москвы» наделены следующими полномочиями (компетенциями) по ОБДД:

— осуществлять ввод в эксплуатацию, содержание и поверку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;

— применять мероприятия, направленные на пропускную способность транспортных средств в г. Москве;

— разрабатывать мероприятия по стабилизации экологической обстановки;

— принимать меры, направленные на внедрение и развитие систем транспортной инфраструктуры «Городские парковки»;

— развивать системы мониторинга потоков автомобильного транспорта;

— оказывать помощь водителям транспортных средств и оперативным службам на месте дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных происшествий;

— оказывать содействие в составлении евро-протокола при незначительных дорожно-транспортных происшествиях;

— проводить мероприятия, направленные на ликвидацию последствий после дорожно-транспортных и чрезвычайных происшествий;

— осуществлять контроль за состоянием эксплуатации дорожного полотна, светофоров и дорожных знаков;

— осуществлять контрольно-надзорные мероприятия по проведению работ (строительных или ремонтных) на проезжей части;

— участвовать в мероприятиях, направленных на организацию дорожного движения и обеспечение безопасности во время общественно значимых мероприятий на территории города Москвы;

— осуществлять полномочия по регулированию дорожного движения на улицах г. Москвы на основании ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»5.

Сотрудники ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» наделены следующими компетенциями по ОБДД:

— по перемещению, перевозке, хранению и выдаче автомототранспортных средств в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ6;

5 О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Кодекс Российской Федерации об административных право-

— по проведению мероприятий, направленных на обеспечение создания и функционирования объектов единого парковочного пространства;

— осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в соответствии с кодифицированным актом г. Москвы.

Сотрудники Московской административной дорожной инспекции осуществляют контроль за соблюдением участниками дорожного

нарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

движения правил дорожного движения в части остановки и стоянки автомототранспортных средств на улично-дорожной сети г. Москвы; документируют административные правонарушения в области дорожного движения, связанные со стоянкой автомототранспортных средств на газонах и зеленых насаждениях; осуществляют контрольно-надзорные мероприятия в отношении водителей транспортных средств, которые перевозят пассажиров и багаж легковым такси; осуществляют контроль за соблюдением лицами условий производства погрузочно-разгрузочных работ в ночное время.

Список литературы:

1. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр. и доп. Москва: Норма: ИНФА-М, 2008.

2. Мухаев Р. Т. История государственного управления в России. Москва: Юнити-Да-на, 2012.

3. Старилов Ю. Н. Служебное право: учебник. Москва: БЕК, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.